УДК 373.2 М. И. Баишева
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
Новые угрозы на личностном уровне в обществе вызывают необходимость появления нового направления безопасности - безопасности личности, обеспечения её духовно-ценностного ядра. Главная цель исследования заключается в изучении духовного воспроизводства ценностных основ безопасности личности как педагогической проблемы, начиная с дошкольного возраста. Задачи исследования: анализ и обоснование теоретических предпосылок, методологических, практических основ изучаемой проблемы. В исследовании изучены и обоснованы: значение концепции «human security», принятой ООН в 1994 г, влияние идей её на дальнейшее развитие безопасности личности; проанализированы стратегически важные государственные документы Российской Федерации с позиции обеспечения безопасности личности как глобальной ценности. Обоснована также значимость недавно утвержденной Концепции общественной безопасности в РФ (20 ноября 2013 г.) и Валдайской речи Президента Российской Федерации «Многообразие России для современного мира» (сентябрь 2013). В исследовании дается теоретическое обоснование «духовного воспроизводства» как педагогической категории, поясняются её истоки. Исследование имеет инновационный характер и направлен на создание нового знания в недостаточно разработанной сфере педагогики - теории и практике формирования духовно-нравственных оснований безопасности личности; основывается на гуманитарной методологии, включает разработку концепции развития личности, которая сформирована на интеграции этнокультурного, социокультурного, ценностно-смыслового и личностно-деятельностного подходов. В исследовании этнокультурные ценности воспитания созидающего человека признаются ориентиром воспитания целостной и гармоничной личности. Традиционный опыт обеспечения безопасности человека является образцом содержания и технологии формирования безопасности личности дошкольников. В заключении отражаются выводы по исследованию. Следующим направлением исследования предусматривается теоретическое обоснование модели духовного воспроизводства ценностного основания безопасности личности дошкольников и анализ результатов её практической реализации.
Ключевые слова: безопасность личности, концепция, образование, развитие, субъект, духовное воспроизводство, ценность, дошкольник, этнопедагогика, взращение, поведение.
M. I. Baisheva
Formation of Spiritual and Valuable Basis of a Person's Security
in Education
The importance of the research stems from emerged threats of an unprecedented nature to moral foundations of society and individual. These growing challenges destroy a spiritual-value basis of a personality. New threats on personal level call for a new kind of security - the security of a person protecting their core of spiritual values. The main objective of the study is to examine the potential of Pedagogic in ensuring spiritual reproduction of the security of person's values starting from pre-school age. The research has the following tasks: analysis of theoretical assumptions and grounding of the methodological and practical aspects of the problem under study. The article discusses the concept of a «human security» adopted by the UN in 1994; the impact of its ideas on further development of person security; analysis of strategic national documents of the Russian Federation in respect to the security of person as a global value. It emphasizes the importance of recently approved Conception of Social Security in the Russian Federation (November 20, 2013) and the Valdai speech of Russian president on «The diversity of Russia in modern world» (September, 2013). In theoretical part we gave the definition of
БАИШЕВА Мария Ивановна - к. п. н., доцент кафедры дошкольного образования ПИ СВФУ имени М. К. Аммосова.
E-mail: baish_m@mail. ru
BAISHEVA Maria Ivanovna - candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of Early Childhood Education PI North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. E-mail: baish_m@mail. ru
«spiritual reproduction» as a pedagogical category and its origin has been explained in the article. The body of the study aims at justifying the spiritual reproduction of values into values-actions as the foundation for children's. The article reflects existing contradictions in society and education. It emphasizes sensitivity of pre-school period for formation of values and fundamentals of the spiritual responsibility. The study recognizes ethno pedagogical values of upbringing and creating a person focusing at upbringing an integral and harmonious personality. Traditional practice of ensuring a human security is an example of contents and technologies that form security of a person among preschoolers. The conclusion summarizes the findings of the study. The next area of the study provides with theoretical basis of spiritual reproduction of the valuable security model of a preschool child personality and analysis of the results of its implementation.
Keywords: security of a person, concept, education, development, subject, spiritual reproduction, value, preschooler child, ethnopedagogics, upbringing, behavior.
Введение
Основной стержневой энергетикой выживаемости и безопасности человека является смысловое поле его внутренней культуры, т. е. его духовно-нравственная сущность. Если подходить с позиции основополагающей закономерности диалектики - бинарности, то в обществе наблюдается беспрецедентное разрушение духовной составляющей дуальности «материальное-духовное». В результате нарастающих, в т. ч. целенаправленных, угроз разрушается духовновоспроизводящая способность личности, что проявляется (в начале) в её духовном «онемении». Это приводит, в свою очередь, к перерождению таких качеств, как духовный нигилизм, духовная отчужденность, духовное сиротство и т. д. со всеми вытекающими последствиями. Непримиримая борьба двух частей единого целого всегда приводит к разрушению. Прав был великий физик Нильс Бор, утверждая: «Contraria non contradictoria rad complementa sunt» («Противоположности не противоречат, а дополняют друг друга» (МГУ, 1961 г. Архив Д. Д. Иваненко)). Для созидания жизни необходимы не столько борьба противоположностей, сколько их диалог и гармония. Новые угрозы на личностном уровне вызывают необходимость изучения сущностных основ безопасности личности. Потому главной целью проводимого нами исследования является научно-методологическое обоснование духовно-ценностного основания безопасности личности и педагогическое обеспечение условий для духовного воспроизводства ценностей в ценности поведения детей, начиная с самого раннего возраста.
Формирование духовно-ценностных основ безопасности личности
Безопасность личности и безопасность государства фактически есть два крыла единого целого - национальной безопасности страны. Потому закономерна их взаимообусловленность. Следует признать и то, что новое качество жизни рождает иное качество угроз. Это требует другого вектора и другого содержания обеспечения безопасности. Потому востребованы в сфере безопасности личностноцентричный, субъектный, прогностический подходы. В духовном оздоровлении общества, безусловно, огромна роль религии, её ценностей. Но в обществе имеются и другие духовные ценности, которые определяют духовные устои нации, духовную интегрированность народов. В светском образовании эти ценности и должны воспроизводиться в качества базисных основ личности.
В научных трудах «безопасность» в целом поясняется как состояние защищенности от определенных опасностей и угроз, как отсутствие или низкий уровень рисков для субъектов общественных отношений. В контексте нашего исследования такое определение носит весьма обобщенный характер: во-первых, на любом разрезе жизни для человека всегда существуют опасность, риск, потому об абсолютном отсутствии опасности не может быть и речи; во-вторых, безопасность сводится лишь к защищенности объектов (хотя говорится о защите субъектов), к обеспечению надлежащих условий от рисков. В таком определении предусматривается одностороннее государственно-центричное видение проблем безопасности. Личность не рассматривается как высшая ценность, что определено Конституцией страны; не учитывается активная субъектность личности, её потенциал к предотвращению духовных деградаций в обществе. Срабатывает традиционное мышление - всё решает власть, государство, а человек и общество - лишь объекты защиты от внешних угроз.
На международном уровне понятие «безопасность личности» берет истоки с принятия «Всеобщей декларации прав человека», утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН (10. 12. 1948 г.) в форме Резолюции 217 А (III) [1]. Преамбула и все 30 статей «Всеобщей декларации прав человека» обращают внимание на глобальную ценность и личную неприкосновенность человека. Мировое сообщество и Генеральная Ассамблея ООН правомерно считают Декларацию общим мерилом достижений всех народов и всех стран в области прав человека.
Благодаря усилиям и гуманистической цели ООН, в современном обществе возрастает потребность в новых подходах к безопасности и защите человека как глобальной ценности. В этом отношении первым официальным документом, признавшим «безопасность человека» («human security») является «Доклад о человеческом развитии» ПРООН (1994 г.) [2]. В докладе ПРООН отражается основная идея «human security» и подчеркивается, что «слишком долго безопасность связывали с угрозами государственным границам. Сегодня для большинства людей отсутствие безопасности в большей степени связано с обеспокоенностью проблемами своей повседневной жизни, чем со страхом перед наступлением всемирного катаклизма. ... Безопасность человека обеспечивается не оружием - достигается заботой о его жизни и достоинстве» [2, с. 22]. Согласно определению, данному в Докладе ПРООН, безопасность личности характеризуется универсальностью, независимостью, превентивностью, направленностью на человека. В нем безопасность человека рассматривается многопланово и включает семь отдельных категорий: экономическую, продовольственную, безопасность здоровья, экологическую, личностную, общественную, политическую [2]. В таком значении «human security» больше склоняется к внешним условиям безопасного существования человека. Но концепция впервые в мировой практике обращает внимание на безопасность отдельно взятого человека. Благодаря усилиям ООН, концепция «human security» стала весьма актуальной среди многих государств, международных и региональных организаций. Сегодня концепция «human security» стремительно развивается как новое направление в системе международной и национальной безопасности. Несмотря на актуальность, концепция до сих пор вызывает разное толкование. Ученые мирового научного сообщества, в том числе зарубежные: Axworthy L., Bajpai K., Bedeski R., Cockell J., Heinbecker P., King G., Nef J., Newman L., Paris R., Reed L., Thomas C., Tow W., Thakur P., Tehrnian M. и др., по-разному интерпретируют основополагающие идеи концепции. Безопасность личности как «human security» рассматривается как «благосостояние конкретного человека» [3, с. 87], на основе которого можно достичь всех других свобод и общественных благ. В канадском варианте «human security» отражает «защиту от экономических лишений, приемлемого качества жизни, и гарантию основных прав человека» [4, с. 183]. С другой стороны, в некоторых исследованиях подчеркивается, что «безопасность государства не всегда совпадает с безопасностью его граждан», потому «возникает потребность в действиях с целью уменьшения последствий конфликтов для населения, даже если эти действия затрагивают суверенные прерогативы государства.» [5, с. 153]. В анализе концепции «human security» заслуживают особого внимания научные труды отечественных исследователей. Доктор исторических наук А. О. Колобов подчеркивает, что в концепции безопасность личности, являясь главной целью национальной и международной политики, позволяет выстроить многоуровневую структуру безопасности, увязав интересы индивида, государства и мирового сообщества в рамках единой взаимосвязанной системы [6, с. 109]. Доктор философских наук П. А. Цыганков в своих трудах указывает, что поиски решения проблемы человеческой безопасности перспективны, но не на пути противопоставления интересов государств, международного сообщества и человека, а на пути их согласования. Выделяя значение концепции «human security», профессор отмечает о разногласиях сторонников, с энтузиазмом отстаивающих и развивающих ее положения, и скептиков, сдержанно и даже критически относящихся к некоторым из ее тезисов. П. А. Цыганков поясняет, что «разногласия существуют как по вопросам эпистемологического характера, касающимся проработанности положений концепции, соотнесения ее с т. н. традиционными подходами, общезначимости ее выводов, так и по поводу рекомендаций практического характера. Эти разногласия не случайны, они свидетельствуют о сложности и неоднозначности вопросов, связанных с человеческой без-
опасностью» [7, с. 3]. Д. А. Борисов подробно анализирует Программы ПРООН с позиции уточнения и структурирования концепции «human security», а также те проблемы, которые благодаря ей, получили особый акцент в международной жизни [8].
Конкретное пояснение сути концепции безопасности личности наблюдается у Д. Г. Балуева, А. В. Худайкуловой. Д. Г. Балуев считает, что «human security» как личностная безопасность «гораздо шире, чем безопасность личности (в значении физической безопасности индивида)», и «...связана с условиями существования, в которых удовлетворяются основные материальные потребности, и в которых защищено человеческое достоинство, включая возможность участия в жизни общества» [9, с. 98]. Одобряя основополагающие идеи концепции «human security», Д. Г. Балуев одним из первых в России научно обосновывает концепцию личностной безопасности в контексте международных отношений и глобального развития. Он считает, что концепция в перспективе будет «обеспечивать создание условий для реализации личности (как в физическом, так и социальном значении) даже в условиях доминирования державы-гегемона» [9, с. 104]. А. В. Худайкулова отмечает, что важнейшим положением и достижением концепции безопасности личности является смещение акцента от безопасности государства к безопасности людей. Она указывает: «Несомненно, за последнее десятилетие интерес к концепции личностной безопасности возрос, проблематика поставленных вопросов оказалась актуальной в условиях возникновения нового поколения угроз. Хотя в своем нынешнем состоянии концепция и не отличается идейной стройностью, часто критикуется за размытость и широту определения содержания, слишком амбициозный характер, тем не менее, она предложила формат, помещающий индивида в центральный фокус анализа и действия, оставаясь хорошим заделом для реализации личности» [10, с. 179]. По усмотрению В. В. Асташина, концепция «human security» кажется «более виртуальной и зависимой от предубеждений и интересов конкретных исследователей и политиков. Однако будущее покажет, насколько эта концепция сможет превратиться в конкретную, целостную теорию, которая четко определяет причинно-следственную связь между человеческой безопасностью и факторами социально-экономического, политического и иного характера. Изучение причинных отношений требует высокой степени аналитического разделения, которого понятию человеческой безопасности сегодня явно не хватает» [11, с. 17].
В России право человека на безопасную жизнь гарантируется Конституцией Российской Федерации. В ней подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (Ст. 2). Конституция гарантирует охрану государством достоинства личности (Ст. 21) [12].
Обеспечение духовно-нравственного обновления общества, формирование государственной политики, защита и сохранение культурного достояния народов России являются приоритетными задачами Закона РФ «О безопасности», «Доктрины информационной безопасности», «Концепции национальной безопасности», «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», а также недавно принятой «Концепции общественной безопасности в Российской Федерации». В этих документах духовные ценности общества отнесены к объектам охраны и безопасности общества. В «Концепции национальной безопасности» акцентируется, что национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. При этом основополагающим условием обеспечения защиты считается создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры. Духовная дестабилизация российского общества официально и наиболее предметно признана в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации». В данном документе указаны объекты духовной сферы, которые включаются в обеспечение информационной безопасности России. К ним относятся: достоинство личности, свобода совести, мысли и слова; русский язык как фактор духовного единения народов, нравственные ценности и культурное наследие народов; объекты ин-
теллектуальной собственности и др. В Доктрине впервые актуализируются угрозы, которые оказывают наибольшую опасность для духовной жизни общества. Среди них подчеркивается неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и дальнейшее поддержание в обществе необходимых духовно-нравственных ценностей. Обеспечению безопасности личности уделено особое внимание в «Концепции общественной безопасности в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ от 20 ноября 2013 года. Принятие данной Концепции подтверждает необходимость активного участия личности-общества в защите собственной безопасности и безопасности российского общества. Согласно Концепции, общественная безопасность - это состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В контексте нашего исследования следует положительно отметить, что в Концепции сделан акцент на угрозы общественной безопасности, которые, в первую очередь, нацелены на духовную дестабилизацию общества. Принятие Концепции - это шаг к возрождению духовной ответственности россиян к защите нации в глобальном обществе, геополитическом пространстве.
Таким образом, анализ стратегически важных государственных документов и научных трудов показывает, что в постсоветское время в нашей стране утверждается человеческая безопасность как важнейшая стратегия и глобальная ценность устойчивого развития России. Как считает П. А. Цыганков, в вопросах безопасности государство перестает оставаться единственным референтным объектом. Профессор А. И. Никитин заявляет, что традиционный для предшествующего периода подход, когда процессы в сфере международной безопасности увязывались прежде всего с государством как основным субъектом, уступил место новому взгляду: в концепциях национальной безопасности и внешнеполитических доктринах большинства государств, в том числе и России, речь идет об обеспечении безопасности личности (на первом месте), общества и государства [13].
Согласно ряду авторов и по сравнению с западными государствами, безопасность личности в национальной политике российского государства ещё остается недостаточно осмысленной областью. Личность в условиях духовного кризиса также является уязвимым звеном в системе безопасности.
В контексте исследуемой нами проблемы основополагающее значение имеет Валдайская речь Президента России «Многообразие России для современного мира» (сентябрь, 2013 г.) [14]. В выступлении В. В. Путина фактически отражены концептуальные подходы к духовно-ценностному оздоровлению общества. Глава государства заявляет о том, кому выгоден идеологический и духовный вакуум России. При этом он выражает особую надежду на учительство, преподавательское сообщество, которое было и остается важнейшим хранителем общенациональных ценностей, идей и установок. Президентом выделяется ключевая роль образования в сохранении и воспроизводстве национальных ценностей. Со всей очевидностью следует признать и принять, что в условиях духовных угроз, форсированного индустриального развития перед российским образованием поставлена ответственная миссия воспитания духовной личности, и что эта её базовая основа должна формироваться на основе национальных идей и ценностей России.
В этом отношении проводимое исследование ориентировано на решение имеющихся в обществе и образовании противоречий, между:
- признанием безопасности личности новым вектором в национальной безопасности и отсутствием её комплексного исследования в педагогике;
- востребованностью процессов профилактики, противостояния, искоренения деструктивных духовно-нравственных катаклизмов в обществе и отсутствием идеологии противостояния в социоинститутах общества, в т. ч. образовании;
- необходимостью научного пояснения роли национального менталитета в геополитическом, глобализационном процессах и отсутствием научной парадигмы духовного воспроизводства национальных идей в духовное творчество личностей и общества.
На социально-бифуркационном этапе развития российского общества есть необходимость задуматься над тем, как возродить былую мощь России - самой духовной страны в мире.
С точки зрения академика Б. С. Гершунского, «...сегодня сфера образования требует неординарных идей и смелых, принципиально новых подходов, которые в критериях нашего сегодняшнего, преимущественно технократического мышления могут показаться утопичными, не имеющими никаких шансов на практическую реализацию. Важно преодолеть стереотипы сознания. Важно понять, что все начинается с идеи.» [15, с. 6]. Смысловое поле образования как духовного института академик поясняет следующим образом: «... образование все еще не выполняет своей главной - интегративной функции, способствующей духовному единению и взаимопониманию людей, не выполняет своего - прогностически наиболее важного - культу-рообразующего, веросозидающего, менталеформирующего предназначения, остается в стороне от острейшей проблемы - мировоззренческого синтеза знания и веры» [15, с. 10].
Мы считаем, что на кризисном этапе развития общества возникает необходимость последовательной выработки духовно ориентированной идеологии образования, которая предусматривает воспроизводство национальных ценностей в ценности-действия. Ценности должны стать ценностными качествами личности.
Феномен духовного воспроизводства занимает в науке свое особое место. В педагогике данная проблема фактически не изученная область.
Воспроизводство - процесс общественного производства, который постоянно возобновляется и является основой жизни, источником её непрерывного развития. По мнению философа А. С. Колесникова, цель духовного воспроизводства достигается не в результате творческого единократного озарения, а посредством направленных процессов всего воспроизводственного цикла.
В научных исследованиях подчеркивается, что категория «воспроизводство» заимствована из экономической теории. Потому в жизнедеятельности человека воспроизводство характеризуется, в первую очередь, с позиции восстановления среды жизнеобитания. В экономической теории воспроизводства Ф. Кенэ и К. Маркса «воспроизводство» определяется как воссоздание израсходованных факторов производства и посредством их последующее производство. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятия «материальное» и «духовное производство» для пояснения диалектики общественного развития в трудах «Немецкая идеология», «Капитал», «Анти-Дюринг» и др. Авторы «Капитала» поясняют, что духовным производством является производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Результатами их труда признают: идеи, теории, образы, духовные ценности; духовные общественные связи индивидов; духовность человека. К. Маркс и Ф. Энгельс, критикуя идеи духовного производства Г. Шторха, объясняют, что в духовном производстве в качестве производительного выступает другой вид труда. По их мнению, сущность духовных отношений пропускается через сознание, идеи, духовные ценности, и выступает в качестве первопричины. Идеологи коммунизма утверждают, что, из определенной формы материального производства вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй, их духовный уклад определяются как тем, так и другим. Следовательно, этим же определяется и характер их духовного производства [16].
В современной философии духовное воспроизводство, как и духовное потребление, считается одним из важнейших элементов духовной культуры. Духовное производство в исследованиях Л. Н. Когана, И. Б. Сесюниной, О. П. Дюгаева, З. В. Деникиной, В. И. Грузнова, Б. И. Шенкмана, А. Б. Лебедева, В. И. Сороковниковой и др. понимается как процесс производства духовных ценностей, духовной культуры, как производство информации, знаковых систем, производство общественного сознания, общественных связей, и в итоге - производство личности. По утверждению философа И. Б. Сесюниной, «духовное воспроизводство - это саморазвивающаяся, динамичная система, имеющая свою логику развития, нетождественную процессам материального воспроизводства» [17, с. 9]. Профессор считает, что теоретическое рассмотрение феномена духовного воспроизводства, анализ его сущности и возможностей
формирования личности как универсального субъекта социального развития имеет широкий выход в общественную практику. В этом плане исследователь утверждает, что изучение духовного воспроизводства приобретает особую актуальность, что позволяет глубже раскрыть сам процесс формирования личности.
Великий А. Эйнштейн считал, что мир опасен не потому, что некоторые люди творят зло, но потому, что некоторые видят это и ничего не делают. Сегодняшний духовно-нравственный кризис в обществе - это кризис личности. Предотвратить духовный кризис может то общество, в котором личность не только осознает национальные ценности, но и проявляет духовную ответственность за судьбу нации. Значит, отечественные духовные ценности из осознаваемой категории должны вырастать в категорию духовного творчества и духовного поведения личности. В формировании «духовного-Я» ребенка, его ценностного потенциала важна ориентация на развитие субъективной составляющей личности, т. е. осмысление путей восхождения к идеалу созидающего человека. В таком случае ценности перерастают в ценностности, т. е. в сущностное качество личности.
В этом отношении наше исследование ориентировано на решение имеющихся в обществе и образовании противоречий, между:
- признанием безопасности личности новым вектором в национальной безопасности и отсутствием её комплексного исследования в педагогике;
- востребованностью процессов профилактики, противостояния, искоренения деструктивных духовно-нравственных катаклизмов в обществе и отсутствием идеологии противостояния в социоинститутах общества, в т. ч. образовании;
- необходимостью научного пояснения роли национального менталитета в геополитическом, глобализационном процессах и отсутствием научной парадигмы духовного воспроизводства национальных идей в духовное творчество личностей и общества;
- рассмотрением в научных трудах классиков педагогики духовного воспроизводства как одной из важнейших идей, а также необходимостью разработки новейших научных разработок, инновационных и интегрированных технологий по формированию духовно-ценностных основ безопасности личности детей и отсутствием научного, методического обеспечения проблемы в непрерывной системе образования.
В процессе развития духовновоспроизводящего потенциала личности приоритетное значение имеет дошкольный возраст. Этот возраст сензитивен для формирования ценностных ориентаций и основ устойчивого духовного поведения. В исследованиях Н. И. Непомнящей указывается, что «ценностность как устойчивое и определяющее личностное основание складывается в 6-7 лет и сохраняется в дальнейшем, вплоть до взрослого возраста» [18, с. 36]. Кроме того, тип ценностности обусловливает особенности и других базовых оснований личности: отношения «я-другой», «способности преодоления привычных представлений о мире и себе», сознания деятельности, особенности умственного развития, рефлексии. Как утверждает Л. А. Венгер, дети, еще только вступая в старший дошкольный возраст, уже способны к сознательному рассуждению. «Они могут выделять в явлениях главное, проводя обобщение по существенным скрытым внутренним свойствам» [19, с. 85]. В исследованиях З. М. Богуславской, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой доказано, что в 5-6 лет 62% детей предпочитают в общении с взрослыми беседы на личные темы. По мере взросления дошкольники переходят «от чисто практического сотрудничества с взрослыми к сотрудничеству более умственного -«теоретического» толка и, наконец, к контактам углубленного нравственно-личностного плана» [20, с. 69].
В дошкольном возрасте крайне важны: освоение детьми ценностных норм разрешения неблагоприятных в духовно-ценностном плане ситуаций, выработка стратегии поведения в таких ситуациях; освоение этнокультурных образцов действий, которые позволяют принимать воспроизводящего характера решения о духовном взаимодействии с другими людьми, социумом, окружающей средой, и тем самым обеспечивать собственную и общественную безопасность.
В процессе проводимого нами исследования обоснованы научно-теоретические и методологические основы проблемы. Разработаны: модель, содержание и технология по духовному воспроизводству ценностного основания безопасности личности детей дошкольного возраста в ДОУ С учетом возрастной специфики детей дошкольного возраста ценностные основания безопасности личности формируются на этнокультурных ценностях родного народа. При этом этнопедагогические ценности воспитания созидающего человека стали ориентиром воспитания целостной и гармоничной личности, а традиционный опыт обеспечения безопасности человека - ценностной основой содержания и технологии формирования безопасности личности детей. Результаты исследования убеждают в том, что проблема безопасности личности - это проблема качества человека, его выбора по отношению к себе, обществу. Духовное воспроизводство ценностей-идей в поведение ребенка эффективно взращивает его личностные духовно-ценностные качества. Ребенок начинает осознавать, что безопасное взаимодействие с другими, окружающей действительностью - это дело рук и сознания самого человека. В пределах своих возможностей ребенок растет не только ценностноориентированной, но и духовновоспроизводящей личностью. Духовное воспроизводство как целенаправленная деятельность обеспечивает открытость ребенка миру, и, являясь процессом динамическим, непрерывным, целостным, ориентирует маленького человека на стратегическую духовную перспективу: самовзращение, восхождение в «духовное-Я», интеграцию в «духовное-общество». Реализуется закономерность - безопасность общества, национальная и планетарная безопасность воспроизводятся духовной ответственностью каждой конкретной личности.
Заключение
Таким образом, изучение научно-теоретических предпосылок и методологических основ исследуемой проблемы подводит к следующим выводам:
- безопасность как основная ценность и право человека впервые стала рассматриваться в рамках западного мира. Благодаря усилиям и гуманистической цели ООН, в современном обществе возрастает потребность в новых подходах к безопасности человека как глобальной ценности;
- в развитии научной концепции о безопасности личности неоценимы труды многих отечественных исследователей. В них безопасность личности рассматривается как самодостаточное направление и неотъемлемая часть национальной безопасности;
- в условиях нарастающих угроз в обществе и духовного кризиса образование должно быть нацелено на формирование духовно-ценностного ядра безопасности личности как универсальной основы в обеспечении защиты и защищенности. Формирование ценностного основания безопасности личности будет эффективным только в результате формирования нового склада сознания у личности, имеющей устойчивый интерес к духовному воспроизводству ценностей в свое поведение и потребность к обеспечению собственной безопасности, безопасности общества;
- дети в современном мире всё чаще становятся объектами внутренних и внешних угроз. В дошкольном возрасте крайне важными задачами являются: освоение детьми ценностных норм разрешения неблагоприятных в духовно-этическом плане ситуаций; осознание духовно-ценностных образцов действий, которые позволяют принимать этического характера решения о взаимодействии с другими людьми, социумом, окружающей средой, и тем самым обеспечивать личную безопасность.
Эффективность духовного воспроизводства ценностного основания безопасности личности обеспечивается, если педагогическая деятельность ориентирована: на «самоактуализацию личности ребенка» (А. Maslow), становление «хорошо функционирующей личности» (К. Роджерс), «поиск смысла жизни» (В. Франкл), «развитие ценностности» (Н. И. Непомнящая), и осуществляется в единстве прошлого, настоящего и будущего.
Литература
1. Всеобщая декларация прав человека» // Электронный ресурс - http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/declhr.shtml. Дата обращения: 17 января 2014 г.
2. UNDP, Human Development Report 1994: Published for the United Nations Development Programme (UNDP). - New York-Oxford: Oxford University Press, 1994.
3. R. Paris. Human Security: Paradigm Shift or Hot Air? // International security. - Fall 2001, Vol. 26, No. 2, pp. 87-102.
4. Axworthy L. Canada and Human Security: The Need for Leadership // International Journal. - Vol. 52. -No. 2, Spring 1997. - pp. 183-196.
5. Stares P. «New» and «Non-traditional» Security Challenges // New York: United Nations University Press, 2000. - pp. 150-159.
6. Безопасность личности, общества, государства: монография / Под общ. ред. О. А. Колобова. -Нижний Новгород: ИСИ ННГУ, 2008. - Т. 1. - 522 с.
7. Безопасность человека в контексте международной политики: вопросы теории и практики: Материалы научного семинара / Под ред. П. А. Цыганкова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. - 219 с.
8. Борисов Д. А. Безопасность человека в современной теории и практике международных отношений // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 343. - С. 80-81.
9. Балуев Д. Г. Понятие Human Security в современной политологии // Международные процессы. -2003. - №1. - С. 95-105.
10. Худайкулова А. В. Безопасность личности: концепция, политический дискурс и возможности практического применения // Вестник МГИМО-Университета. - 2010. - № 6 (15). - С. 175-180.
11. Асташин В. В. Новые подходы к проблемам безопасности в международных исследованиях: содержание, методологические проблемы, перспективы. - Мировая политика: взгляд из будущего: Материалы V Конвента РАМИ / Под ред. А. В. Торкунова. - М.: МГИМО - Университет, 2009. - Т. 19. - С. 9-17.
12. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - №7 от 21. 01. 2009.
13. Новые подходы к проблемам безопасности в международных исследованиях: содержание, методологические проблемы, перспективы // Мировая политика: взгляд из будущего. - Материалы V Конвента РАМИ / Под ред. А. В. Торкунова. - М.: МГИМО - Университет, 2009. - Т. 19. - С. 7-8.
14. Многообразие России для современного мира: Текст выступления Президента РФ В. В. Путина / Материалы пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай» // Электронный ресурс. - http:// www. kremlin. ru/news/19243. Дата обращения - 19 сентября 2013 г.
15. Гершунский Б. С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? // Педагогика. - 2001. - №10. - С. 3-12.
16. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т. 26. - Ч. 1. - С. 408-409.
17. Сесюнина И. Б. Духовное воспроизводство: философско-социологический аспект: Автореф. дисс. ... док. филос. наук. - Томск, 1992. - 38 с.
18. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности: Теория и практика. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 192 с.
19. Венгер Л. А. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте. -М.: Знание, 1980. - 268 с.
20. Теоретические основы программы воспитания в детском саду. Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. В. И. Логиновой и др. - СПб.: Образование, 1992. - 114 с.
References
1. Vseobshhaja deklaracija prav cheloveka» // Jelektronnyj resurs - http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/declhr.shtml. Data obrashhenija: 17 janvarja 2014 g.
2. UNDP, Human Development Report 1994: Published for the United Nations Development Programme (UNDP). - New York-Oxford: Oxford University Press, 1994.
3. R. Paris. Human Security: Paradigm Shift or Hot Air? // International security. - Fall 2001, Vol. 26, No. 2, pp. 87-102.
4. Axworthy L. Canada and Human Security: The Need for Leadership // International Journal. - Vol. 52. -No. 2, Spring 1997. - pp. 183-196.
5. Stares P. «New» and «Non-traditional» Security Challenges // New York: United Nations University Press, 2000. - Pp. 150-159.
6. Bezopasnost' lichnosti, obshhestva, gosudarstva. Monografija / Pod obshh. red. O. A. Kolobova. - Nizhnij Novgorod: ISI NNGU, 2008. - T. 1. - 522 s.
7. Bezopasnost' cheloveka v kontekste mezhdunarodnoj politiki: voprosy teorii i praktiki: materialy nauchnogo seminara / Pod. red. P. A. Cygankova. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2011. - 219 s.
8. Borisov D. A. Bezopasnost' cheloveka v sovremennoj teorii i praktike mezhdunarodnyh otnoshenij // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. - № 343. - S. 80-81.
9. Baluev D. G. Ponjatie Human Security v sovremennoj politologii // Mezhdunarodnye processy. - 2003. - № 1. - S. 95-105.
10. Hudajkulova A. V. Bezopasnost' lichnosti: koncepcija, politicheskij diskurs i vozmozhnosti prakticheskogo primenenija // Vestnik MGIMO-Universiteta. - 2010. - № 6 (15). - S. 175-180.
11. Astashin V. V. Novye podhody k problemam bezopasnosti v mezhdunarodnyh issledovanijah: soderzhanie, metodologicheskie problemy, perspektivy. - Mirovaja politika: vzgljad iz budushhego: Materialy V Konventa RAMI / Pod red. A. V. Torkunova. - M.: MGIMO - Universitet, 2009. - T. 19. - S. 9-17.
12. Konstitucija Rossijskoj Federacii // Rossijskaja gazeta. - № 7 ot 21. 01. 2009.
13. Novye podhody k problemam bezopasnosti v mezhdunarodnyh issledovanijah: soderzhanie, metodologicheskie problemy, perspektivy // Mirovaja politika: vzgljad iz budushhego: materialy V Konventa RAMI / Pod red. A. V. Torkunova. - M.: MGIMO - Universitet, 2009. - T. 19. - S. 7-8.
14. Mnogoobrazie Rossii dlja sovremennogo mira: Tekst vystuplenija Prezidenta RF V. V. Putina / Materialy plenarnoj sessii mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valdaj» // Jelektronnyj resurs. - http:// www. kremlin. ru/news/19243. Data obrashhenija - 19 sentjabrja 2013 g.
15. Gershunskij B. S. Gotovo li sovremennoe obrazovanie otvetit' na vyzovy XXI veka? // Pedagogika. -2001. - № 10. - S. 3-12.
16. Marks K., Jengel's F. Sochinenija. - T. 26. - Ch. 1. - S. 408-409.
17. Sesjunina I. B. Duhovnoe vosproizvodstvo: filosofsko-sociologicheskij aspekt: Avtoref. diss. ... dok. filos. nauk. - Tomsk, 1992. - 38 s.
18. Nepomnjashhaja N. I. Psihodiagnostika lichnosti: Teorija i praktika. - M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2001. - 192 s.
19. Venger L. A. Problemy formirovanija poznavatel'nyh sposobnostej v doshkol'nom vozraste. - M.: Znanie, 1980. - 268 s.
20. Teoreticheskie osnovy programmy vospitanija v detskom sadu. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov / Pod. red. V. I. Loginovoj i dr. - SPb.: Obrazovanie, 1992. - 114 s.