Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственных ценностей личности в контексте культуры'

Формирование духовно-нравственных ценностей личности в контексте культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1587
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичко Н. С.

В статье проанализирована научная литература по проблеме духовно-нравственных ценностей личности в контексте культуры; проанализировано соотношение понятий «духовность – нравственность – культура». Дано содержание понятия «духовно-нравственная культура» личности, представлена авторская классификация духовно-нравствен­ных ценностей в контексте культуры. Выделены критерии сформированности духовно-нравственных ценностей как способа самостроительства личности; уровни – духовно-нравственная грамотность, духовно-нравственная компетентность, духовно-нравственная культура. Обозначены функции: гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, обучающая, воспитывающая, информативная, нормативная, рефлексивная. Разработан комплекс средств развития духовно-нравст­венных ценностей личности в контексте культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственных ценностей личности в контексте культуры»

фрески в последующие эпохи наносятся новые изображения, более поздние этические ценности накладываются на предыдущие слои, стирая некоторые грани и наращивая картину нравственного фундамента общества. В современном обществе материалистические ценности, а так же отчасти идеологии и религии, воспринимаются в качестве ценностей положительного характера. Они дополняются и отчасти заменяются культурой постмодернизма, и постматериалистическими ценностями, что формирует сложную и противоречивую систему нравственных ценностей современной эпохи.

Список литературы:

1. Bell D. Resolving the contradictions of modernity and modernism // Society. - N.Y. - Vol. 27. - № 3. - P. 43-50; № 4. - P. 66-75.

2. Ferkiss V Daniel Bell's concept of post-industrial society: theory, myth and ideology // The political science reviewer. - N.Y. - Vol. 9. - № 1. - P. 61-102.

3. Merrton's Norms: The Social Structure of Science [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.webspace.webring.com/people/je/exobiology/Basic_Sci/ merton.html.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - M.: Academia, 1999.

5. Белл Д., Иноземцев В. Расколотая цивилизация. - М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007.

6. Ингельхарт Р. Модернизация и постмодернизация // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.iir-mp.narod.ru/books/inozemcev/page_1261.html.

7. Иноземцев В. Цены и ценности // Огонек. - № 4.

8. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.iir-mp.narod.ru/books/inozemcev/ page_1123.html.

ФОРМИРОВАНИЕДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

© Пичко Н.С.*

Филиал Ухтинского государственного технического университета,

г. Усинск

В статье проанализирована научная литература по проблеме духов-но-нравственных ценностей личности в контексте куньтуры; проанали-

* Доцент кафедры Истории и культуры, кандидат культурологи, доцент.

зировано соотношение понятий «духовность - нравственность - кунь-тура». Дано содержание понятия «духовно-нравственная куньтура» личности, представлена авторская классификация духовно-нравственных ценностей в контексте куньтуры. Выделены критерии сформиро-ванности духовно-нравственных ценностей как способа самостроительства личности; уровни - духовно-нравственная грамотность, духовно-нравственная компетентность, духовно-нравственная культура. Обозначены функции: гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, обучающая, воспитывающая, информативная, нормативная, рефлексивная. Разработан комплекс средств развития духовно-нравственных ценностей личности в контексте куньтуры.

Современная социально-экономическая и культурная ситуация характеризуется многочисленными негативными явлениями, которые отражают разные аспекты переживаемого российским обществом кризиса духовности. Проблеме духовно-нравственного формирования личности в контексте культуры посвящены работы многих отечественных ученых, причем круг их охватывает разные области наук - философия, психология, социология, культурология, педагогика. В частности, культурологи рассматривают духовно-нравственные ценности, как повсеместно желаемые в данном обществе предметы символического или несимволического характера, а также распространенные убеждения относительно желательного поведения членов общества, которые в нем считаются достойными (П. С. Гуре-вич, А.Б. Есин, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман). Осмысление трудов философов и психологов Б.Г. Ананьева, H.A. Бердяева, A.A. Бодалева, И.А. Ильина, А.Н.Леонтьева, В.С.Соловьева и др. позволило составить представление о механизмах развития сознания, духовно-нравственных ценностях личности, о смысле жизни и устремленности человека к абсолютным ценностям в обобщении культурологической проблематики - Истина, Добро и Красота. Психолого-педагогические работы ориентированы на развитие личности в контексте культуры (O.A. Абдуллина, Б. Н. Боденко, И.А.Зимняя, М.М. Левина, Е.И. Сахарчук, В.А. Сластёнин, В.Д. Шадриков и др.). Проблемы культурологических оснований отбора и структурирования содержания духовно-нравственного компонента формирования личности исследуются в работах Е.В. Бондаревской, Е.П.Белозёрцева, Т.И. Власовой, И.А. Колесниковой, Л.И. Маленковой.

Особенность культурологического подхода в формировании личности состоит в том, что он интегрирует культуру, научные знания, духовный опыт и ориентирует воспитание на поиск человеческих (нравственных) смыслов. Анализируя богатство понимания культурологического феномена, можно выделить три основных философских подхода: аксиологический, деятельностный и личностный (Е.В. Бондаревская). Согласно первому, культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (Г.П. Францев), деятельностный подход к

культуре выражается в толковании культуры как специфического способа деятельности, как способа реализации творческих сил и способностей человека в конкретной деятельности, производимой с точки зрения общественной значимости (М.С. Каган, Э.С. Маркарян и др.). Особенность личностного подхода выражается в том, что культура представляется как некоторое свойство личности, проявляющееся в способности к самоконтролю, творческой реализации своей деятельности, мыслей, чувств (Б.Т. Лихачев, В.П. Тугаринов).

Проанализируем соотношение понятий «духовность-нравственность-культура». Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. В понятии «духовность» отражена индивидуальная уникальность каждого человека, его индивидуальные принципы, выработанные самостоятельно на основе сущностных характеристик собственного «Я», соотносимых по К. Юнгу с «самостью» - центром целостности личности. Духовность в светской литературе понимается как усвоение, использование и приумножение культуры человечества. Причем, культура здесь понимается не только в узком (мораль, искусство), но и в широком (противоположность человеческого и породного) смыслах. Благодаря усвоению культуры, человек становится внутренне свободным, его жизнь наполняется, смыслом. Поэтому духовность можно еще определить как смысловое содержание экзистенциального бытия личности. Культура и образование конечным своим итогом имеют духовность, очеловечивание самого человека, т.е. гуманизм. Эти качества приобретаются в результате кропотливого воспитания и самовоспитания на основе культуры человечества. Духовность каждого человека зависит от того культурного поля, где формируются его духовные потребности и идеалы (образование, наука, воспитание, физическая культура, спорт, семья, религия, коллектив и т.п.).

Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей, по которым человек соотносит свои желания и устрем -ления с общечеловеческими универсальными постулатами общежития в социуме, регулирует свое поведение, подчиняясь правилам уважения других людей. В сочетании они составляют основу личности, где духовность -вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. Духовность имплицитно несет в себе оценочный компонент и не может быть понята вне ее аксиологических характеристик, она непосредственно связана с аффективно-эмоциональной сферой. Как способность человека к духовной жизни, как сущностная черта, духовность имеет атрибутивный характер (она присуща всем без исключения человеческим индивидам), однако эта способность заложена в человеке потенциально. Дух может реализовываться в реальных человеческих по-

ступках, в творениях культуры, в духовном переживании. В высшем своем выражении духовность является проявлением сверхзнания [8].

Понятием «культура» (в переводе с латинского - возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности [5]. Традиционно культура делится на материальную (бытовая и производственная сферы) и духовную (идеология, искусство и религия). Духовная сфера определяет направленность культуры. В понятии «культура» находит отражение не только наличие нравственного сознания, но и воплощение в поведении моральных категорий, норм и обязанностей с целью адаптации индивида к социокультурной среде. Кроме того, важно отметить, что культура и нравственность как совокупность базовых, принятых данным обществом в качестве образцов поведения ценностей выступают условиями для развития духовности личности [5].

Обозначив содержание отдельных понятий, интегративно составляющих понятие «духовно-нравственная культура» личности, переходим к осмыслению данного понятия как целостного. Анализ научных источников позволяет осознать, что духовно-нравственная культура личности имеет социокультурную обусловленность. Например, Ф. Ницше рассматривал проблему духов -ности в контексте культуры, приобщение к которой происходит в процессе образования. По мысли Ф. Ницше, жить духовными интересами - быть истинно образованным. Истинная культурность - это свобода в осознании собственной ответственности за максимальное самоосуществление, максимальное приближение к идеалу. Самое важное в формировании духовно-нравственных ценностей - это «духовно пробудить ребенка» (Ф. Ницше).

Еще в 30-е годы XX столетия известный русский психолог, автор культурно-исторической концепции развития личности, Л.С. Выготский, пришел к выводу, что главным детерминирующим фактором, влияющим на формирование психики человека, является система культурных знаков, которые опосредуют взаимодействие с внешним миром [4]. Идея Л.С. Выготского о социокультурной детерминации человеческого сознания и поведения получила развитие у основоположников деятельного подхода СЛ. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. По их мнению, психические образования человека (духовно-нравственная культура в этом плане не исключение) надо рассматривать не как автономные независимые образования, а как внутренний план общественной деятельности [6]. Так, схема «нравственность -духовность - культура» во многом отражает динамику становления духов -но-нравственной культуры личности. Нравственные идеалы того или иного общества служат источником формирования духовности личности и результатом её воплощения в реальный мир культуры.

Важный шаг по пути выявления механизмов формирования нравственного в человеке сделан исследователями в связи с изучением направленно-

сти личности (К.К. Платонов). Согласно этой концепции, формирование личности осуществляется как последовательное усвоение общественных норм и принципов, образцов культуры, нравственных правил, принятых в обществе. Существуют определенные связи ме^ду ценностными ориента-циями и позицией личности. В логике такого взгляда, Б.Г. Ананьев определяет позицию личности как сложную систему отношений личности (к обществу в целом и общностям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена деятельность [1].

В своих исследованиях Б.С. Братусь первым в отечественной психологии раскрыл ценностно-смысловую концепцию личности человека, определяя сущность человека через его отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции человеческого рода. Интересен набор критериев нормального развития человека, которые разработал ученый: способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу этого отношения; творческий целетво-рящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни [3: 125].

В рамках настоящего исследования мы не можем не рассмотреть кон -цепцию воспитания духовности личности великого ученого - гуманиста, филолога, историка культуры Д.С. Лихачева, создавшего культурологическую концепцию, в русле которой рассматривал проблемы гуманизации жизни людей и соответствующей переориентации воспитательных идеалов. По Д.С. Лихачеву культура выступает не только как сумма нравственных ориентиров, знаний и профессиональных умений, но и как своего рода «историческая память. Источником нравственного образования человека является освоенная им гуманитарная культура, источником образования - культура в целом. Культурная среда необходима для духовной, нравственной жизни, для духовной оседлости, для привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности в общем, процессе культурной преемственности поколений [7].

Методологическим ориентиром нашего исследования являются идеи Е.В. Бондаревской считающей, что духовно-нравственное формирование личности носит базовый характер в современной культуре. Нравственное воспитание развертывается как творение человеком себя, как культурное творчество, как культурное преобразование социума. Основу духовно-нравственных ценностей личности ученые видят в воспитании: Добра, Красоты, Истины. Добро является показателем духовно-нравственного развития индивидуальности ребенка во благо человека и общества; Красота предстает

как гармония проявления индивидуальных качеств и способности личности; Истина выступает гарантией индивидуальной творческой самореализации в общей структуре социальной справедливости [2].

Тугаринов В.П. выделяет две группы ценностей в процессе формирования личности - ценности жизни, выделяемые с позиций социальных и нравственных ценностей: семья, здоровье, проживание собственной жизни, общение с другими людьми и ценности культуры, которые включают в себя материальные ценности, служащие в качестве средств удовлетворения материальных потребностей; социально-политические - мир, свобода, безопасность, справедливость, человечность, общественный порядок, они выражают удовлетворение как социальных, так и моральных потребностей через систему нравственных образцов поступков и поведения; духовные - образование, наука, искусство, культура - служат воспитанию потребностей в нравственной ценности развития личности. Данные ценности имеют огромное значение в формировании культурных приоритетов личности и сохранении культурных традиций. Культурные традиции представляют собой нравственные законы и принципы человеческих взаимоотношений, выработанные данной культурой. Именно в культурных традициях воспитания находят отражение правила межличностного взаимодействия, закрепляются законы социального взаимодействия.

На основе исследуемых научных источников по проблеме духовно-нравственных ценностей: Е.В. Бондаревской, Т.В. Власовой А.Б. Есина, Д.С. Лихачева, Н.Д. Никандрова, В.И. Слободчикова, В.И. Шадрикова, Н.Е. Щур-ковой, сопоставляя разные методологические и теоретические подходы (экзистенциальной философии, семиотики, акмеологии, герменевтики), мы пришли к выводу, что основными ценностями, влияющими на формирование личности являются духовно-нравственные ценности, которые формируют целостный культурный облик человека.

Авторская позиция в классификации духовно-нравственных ценностей сводится в разделении их на родовые и видовые. Родовыми духовно-нравственными ценностями являются: человек, любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, добро, вера, надежда, красота, соборность. К видовым духовно'-нравственным ценностям относятся: природно-географи-ческие ценности (природные условия и ресурсы, труд); общественно-государственные ценности (Родина, свобода и равенство, правда, безопасность, достоинство, мир, профессионализм); культурно-национальные кровные ценности семьи (кровное родство, дети, мать, отец, дом, здоровье, семейный лад, традиции, обычаи, обряды, семейное творчество), представляющие духовно-нравственную культуру личности.

Мы приходим к выводу, что духовно-нравственная культура представляет собой сложное личностно-деятельностное образование. В связи с этим, представляется уместным выделить критерии сформированное™

духовно-нравственных ценностей как способа самостроительства личности, способной сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность. Мы поддерживаем точку зрения Т.И. Петраковой, выделяющей следующие критерии сформированное™ духовно-нравственных ценностей личности в контексте культуры: а) высокая степень информированности человека в духовно-нравственной сфере (показатели: широта представлений о наиболее значимых понятиях, степень сформированное™ понятий); б) высокая степень эмоциональной отзывчивости по отношению к происходящим и историческим событиям, произведениям искусства (показатели: эмоциональность, адекватность оценки, осмысленность, широта и устойчивость интереса); в) высокая степень сформированное™ духовно'-нравственных качеств личности (показатели: высокий уровень самосознания, убежденность, волевые проявления, мотивы деятельности, закрепленные умения, навыки привычки поведения). В соответствии с этим были установлены три уровня сформированное™ духовно'-нравственных ценностей: эмоционально-эмпирический (низкий), содержательно-оценочный (средний); деятельно-творческий (высокий). Исходя из уровней сформированное™ духовно-нравственных ценностей можно судить об успешной социализации личности в современных условиях [8, с. 9-10].

Мы полагаем, что в генезисе духовно-нравственной культуры следует выделять три основных уровня:

- Духовно-нравственная грамотность как некоторый минимум духовно-нравственных знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие (представляет собой азы духовно-нравственной культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей).

- Духовно-нравственная компетентность, обеспечивающая эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми. В определении духовно-нравственной компетентности мы ссылаемся на мнение М.А. Холодной: «Компетентность -это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей областидеятельности» [9, с. 158].

- Духовно-нравственная культура, как развитый механизм личностной саморегуляции, который обеспечивает реализацию индивидуальных ценностей и смыслов с учетом безопасного и гуманного взаимодействия с самим собой и другими. Духовно-нравственная культура - это продукт социализации, образования, воспитания и самовоспитания. Закономерности ее становления и присвоения культурного опыта сравнительно мало изучены, несмотря на то, что одной из задач формирования и развития личности в целом является

формирование общей культуры, а, следовательно, и духовно-нравственной. Основываясь на существующих определениях культуры, принятых современной отечественной культурологией, мы рассматриваем понятие «духовно-нравственная культура» как системное многокомпонентное образование, которое выполняет следующие функции: гносеологическую, гуманистическую, коммуникативную, обучающую, воспитывающую, информативную, нормативную.

Комплекс средств развития духовно-нравственных ценностей в контексте культуры основывается на следующих традициях: семейных (усвоение принятых в семье и обществе норм общения, отношений); нравственных (стремление к идеалу совершенной личности, почтительное отношение к старшим, взаимопомощь и гостеприимство); общечеловеческих (любовь к миру, стране).

Таким образом, социально-философский и психолого-педагогический уровень исследования открывает реальную возможность целостного осмысления и формирования духовно-нравственных ценностей в контексте культуры личности, обозначив единство сущностных основ человеческого «Я», его субъективность, духовность с социальной средой, нормативностью поведения, задаваемой нравственностью. Но эта возможность не реализуется автоматически. Человек с момента своего рождения помещен в мир культуры, в котором накоплен и зафиксирован огромный общечеловеческий опыт. Человек - субъект культуры: в своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях он опирается на общечеловеческие нравственные ценности. Культура обеспечивает человека образцами и средствами решения личностных задач. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором кристаллизован опыт деятельности, общения и мировосприятия. Духовно-нравственная культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач; позволяет человеку осуществить переход к другому способу бытия, способу, который лежит вне отдельного человека и является более осмысленным и упорядоченным. Духовно-нравственная культура выражает и определяет меру человеческого в человеке. Она начинается лишь с того момента, когда осознается и целенаправленно реализуется индивидуальный смысл собственного культуротворчества.

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1969. - 339 с.

2. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Бондаревская. - Рос-тов-н/Д, 1979. - 370 с.

3. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура / Б.С. Братусь. - М.: Изд-во МЩ 1994. - 145 с.

4. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 108 с.

5. Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении. - М., 1999. - 216 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

7. Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. Т. 1 / Д.С. Лихачев. - Л.: Художественная литература, 1987. - 654 с.

8. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: автореф. дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Т.И. Петракова. - М., 1999. - 39 с.

9. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А.Холодная - СПб.: Питер, 2002. - С. 158.

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

© Харченко М.М.*

Институт кибернетики, информатики и связи Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень

В статье автор делится опытом кураторской работы. Куратор должен вызывать у студентов доверие, уважение, готовность помочь в любую трудную минуту. Стать близким и принятым в душу можно только через совместный труд, через сотворчество.

Автор уверен в том, что студенты, способные созидать, творить, сопереживать будут личностями и успешными в этой жизни, и что немаловажно: к любой работе будут относиться творчески, смогут претворить в жизнь свои проекты и достигать поставленной цели.

Образование в 21 в. - это не только овладение системой знаний, логикой рассуждений и способами деятельности. Это погружение в культуру, выработка человеком системы ценностей и смыслов, развитие чувств и отношений. Это становление внутреннего мира личности на основе знаний, эмоций, веры и любви. Современный педагог - представитель культуры, духовный наставник.

Среди всех многочисленных методик, мне наиболее близка «технология прикосновения», предполагающая, прежде всего субъект-субъектные

* Преподаватель ВКК, отделение электросвязи, цикловая комиссия гуманитарных и социальных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.