8. Пономаренко, Е. В. Экологически ответственная личность выпускника общеобразовательной школы: понятие и сущность [Текст]/Е. В. Пономаренко // Достояние нации. - 2009. - № 3. - С. 79-85.
9. Чубар, Б. С. Письмо в будущее [Текст] / Б. С. Чубар. - М.: Педагогика, 1988.- 178 с.
10. Глассер, У. Школа без неудачников [Текст] / У. Глассер. - М.: Педагогика, 1991.- 197 с.
УДК 37.032
Антонова Юлия Тихоновна
Аспирант педагогического института Северо-Восточного федерального университета, [email protected], Якутск
Черкашин Илья Афанасьевич
Доктор педагогических наук, профессор института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета, [email protected], Якутск
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ)
Antonova luliya Tihonovna
Post-graduate student pedagogical institute of the North-East Federal University, [email protected], Yakutsk
Cherkashin Ilya Afanasievich
Doctor of pedagogical sciences, professor Physical education and sport institute of the N ord-East Federal University, [email protected], Yakutsk
FORMATION OF SPIRITUALLY-MORAL AND MORAL-STRONG-WILLED QUALITIES OF SCHOOLCHILDREN IN MODERN SYSTEM OF EDUCATION
На современном этапе развития образования особо актуальна гуманитарная парадигма с ее субъективным подходом, пониманием необходимости развития человеческого в человеке, его нравственности и духовности. Духовность определяется особенностями общественно-экономических отношений данного общества. Однако это не означает, что в недостойном поведении человека виновным является не он сам, а условия, неблагоприятная среда, обстоятельства. В процессе сложного, диалектически противоречивого становления личности
усвоенные, осмысленные, пережитые духовные ценности становятся самостоятельными детерминантами функционирования личности в деятельности. В этом проявляется то, что духовность становится силой, побуждающей поведение, определяющей отношения людей, подчиняющей индивидуальные духовно-нравственные качества личности интересам общности.
Мысль о приоритетности духовного воспитания личности пронизывает труды исследователей [3; 4; 5]. И. П. Подласый подчеркивает, что «задачи воспитания множатся, потому что усложняется человеческая жизнь. Но ни одну конкретную задачу воспитания мы не сможем решить, пока не будет решена общая задача - повышение духовности. Сами собой отпадут тогда недостатки нравственного, сексуального, экономического, трудового воспитания» [3, с. 410]. В духовное начало личности мы включаем единство интеллектуального, эмоционально-мотивационного и поведенческого.
Одной из основных задач музея является воспитание духовнонравственных ценностей у учащихся. Как известно, музей осуществляет связь времен. Школьная аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к духовно-нравственным ценностям прошлых поколений.
Анализ научно-педагогической литературы по музейному делу позволяет нам утверждать, что школьный музей дает возможность реализовывать содержание образования, учебно-познавательной, воспитательной деятельности, формирующих духовно-нравственную личность школьников. Отражает содержание духовно-нравственного образования (знания о родине, ее историческом прошлом, достижениях и трудностях, людях и т. д.) [1]. В процессе духовно-нравственного воспитания мы исходим из того, что главной движущей силой развития личности является потребность в росте, в реализации способностей и возможностей человека.
Базой нашего исследования является школьный музей Якутской кадетской школы-интернат. В опытно-экспериментальной работе мы стремились создать целенаправленную систему влияний на развитие нравственного сознания учащихся, на их духовно-нравственные убеждения и идеалы. Определенным образом организованная целостная система педагогических воздействий (разъяснение и обсуждение нравственных норм, групповые и индивидуальные беседы в процессе кружковых занятий и личного общения, рассказы о подвигах героев-якутян Великой Отечественной войны; роль национальных традиций в воспитании воинов-героев народов Севера, показ фотографий, рассказывающие о буднях и победах юных кадетов, награды полученные на республиканских и всероссийских конкурсах, стенд о матери героев Ф. Н. Малгиной, потерявшей всех своих сыновей во время Великой Отечественной войны) позволяет систематизировать и запрограммировать педагогическое воздействие на сознание, волю и чувства учащихся, изменять их духовно-нравственные суждения.
Нами создана система педагогического воздействия на воспитанников с целью формирования у них духовно-нравственных качеств. Так, на кружковых занятиях ставятся не только учебные, но и воспитательные задачи. Они решаются через применение на занятиях обсуждений, диспутов по вопросам морально-этической стороны войн, проявления воли, характера, а также различных игр и т. д. Также в опытной работе особое место занимает общественно полезная работа учащихся в различных видах социальной деятельности (дежурства, работа экскурсоводом, помощь ветеранам, и т. д.), которые выбираются ими самостоятельно. Выяснилось, что активное, творческое участие в общественно полезном труде помогает ребятам уравновешивать свое психическое состояние, являющееся психологической основой формирования духовно-нравственных качеств их личности.
Применяются различные методы обучения для активизации духовнонравственной сферы учащихся занимающихся в кружковых занятиях в школьном музее. Используются различные формы работы, способствующие установлению поликультурного воспитания, отношений коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, заинтересованности в успехе общего дела.
Изучение уровней формирования духовно-нравственных качеств у учащихся было осуществлено по разработанной КоЫЬещ Ь [2]. Он различает 6 основных стадий духовно-нравственного развития, осуществляющегося на трех основных уровнях. В ходе исследования мы отслеживали, продвижение в духовно-нравственном формировании учащихся, используя диагностическую методику изучения личности по Шиловой М. И., Яковлевой Н. Ф. [4]. Признаки и уровни формирующихся духовно-нравственных качеств разделили на два уровня. Для первого уровня свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, организация и самоорганизация, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам одноклассников по взводу еще не проявляется. Показателем высокого уровня является наличие устойчивого положительного опыта поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявлением активной позиции. Для иллюстрации приведем данные в виде рисунка о проявлении духовнонравственных качеств у учащихся экспериментальной группы Якутской кадетской школы-интернат.
Управление процессами духовно-нравственного воспитания обсуждалось на педагогическом совете школы. Результаты диагностики анализировались на учительском консилиуме, родительском собрании, в индивидуальной, групповой беседе с учащимися, т. е. в разной форме и разными методами, в зависимости от индивидуальных особенностей, степени защищенности личности в коллективе.
Проведенная опытная работа показала, что целенаправленно и систематически организуемая учебная, кружковая, просветительская и социальнопрактическая деятельность, направленная на развитие духовно-практического опыта человека, дает положительные результаты в формировании морально-этических, духовно-нравственных качеств личности учащихся (рисунок).
Проявления формирующихся духовно-нравственных качеств личности учащихся в начале и конце опытно-экспериментальной работы. По вертикали - уровни проявления качеств (средний балл), по горизонтали - духовно-нравственные качества
Таким образом, можно выделить оптимальные направления формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе кружковых занятий в музее:
- использование содержания музейных кружковых занятий как источника многих важных моральных понятий, нравственных чувств и средства накопления положительного опыта духовно-нравственного поведения;
- организация таких музейных кружковых занятий, которые способствуют формированию отношений, основанных на сотрудничестве, дружбе и взаимопомощи, ответственности не только за свою работу, но и за деятельность своих товарищей, развивая духовно-нравственные качества;
- создание системы влияний, позволяющей осуществлять воспитание духовно-нравственных качеств у учащихся регулярно, в определенной взаимозависимости от членов коллектива;
- социальная деятельность осуществляется по выбору, интересам учащихся-кадетов в различных учреждениях, объединениях людей по интересам, организуемых мероприятиях и т. д. Сердцевину ее составляет духовно-практический опыт молодых людей, направленный на обогащение их внутреннего мира, ка осуществление постоянного контакта со своим «внутренним человеком», что создает реальные условия для самосовершенствования, самосозидания.
Библиографический список
1. Десять лет в едином строю / ГОУ «Якут, кадет, шк. -интернат» [сост. Ю. Т. Антонова, гл. ред. Е. А. Охлопков]. - Якутск: Салгын Кут, 2010. - 72 с.
2. Kohlberg, L. Moral development and moral education / L. Kohlberg // Deadalus. Fall.- 1971.- 165 c.
3. Подласый, И. П. Педагогика: [Текст] учеб. / И. П. Подласый - М.: Высшее образование, 2006. - 540 с.
4. Куделич, А. А. Ценностные ориентации нравственного и патриотического характера старшеклассников Беларуси и России [Текст] / А. А. Куделич // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 10. С. 234-242.
5. Щур кова, Н. Е. Профессиональное обеспечение ценностноориентированного воспитания [Текст] / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 139-148.
6. Шилова, М. И. Воспитание и самовоспитание нравственных деятельноволевых черт характера подростков / М. И. Шилова, Н. Ф. Яковлева. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. - 264 с.
УДК 378
Абдуразакова Диана Мусаевна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики обучения праву ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», [email protected], Махачкала
Абдуразакова Арзу Нураддиновна
Старший преподаватель кафедры русского языка, ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Abdurazakova Diana Musaevna
Doctor ofpedagogical sciences, professor, head of the theory and methodology of teaching law GOV VPO «Dagestan State Pedagogical University», [email protected], Makhachkala
Abdurazakova Arzu Nuraddinovna
Senior Lecturer of the Russian Language department, GOU VPO «Dagestan State Pedagogical University»
SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF TOLERANCE TO YOUNG STUDENTS: PROBLEMS AND PRIORITIES.
Сложившиеся социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутрен-