8. Приказчикова, О. Ф. Выбор диапазона радиосвязи в зависимости от физико-географических условий / О. Ф. Приказчикова, А. В. Приказчиков, М. С. Шамионов, Т. С. Емашкина, М. Ж. Успанов // Инновационные, информационные и коммуникационные технологии. - 2016. - № 1. - С. 561-564.
9. Гришко, А. К. Оптимальное управление параметрами системы радиоэлектронных средств на основе анализа динамики состояний в условиях конфликта / А. К. Гришко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. - 2016. - № 2 (38). - С. 102-111. DOI: 10.21685/2072-30592016-2-9.
10. Гришко, А. К. Оптимальное управление частотным ресурсом радиотехнических систем на основе вероятностного анализа динамики информационного конфликта / А. К. Гришко // Вестник Рязанского государственного радиотехнического университета. - 2016. - № 57. - С. 21-28. DOI: 10.21667/19954565-2016-57-3-21-28.
11. Гришко, А. К. Определение показателей надежности структурных элементов сложной системы с учетом отказов и изменения параметров / А.К. Гришко // Измерение. Мониторинг. Управление. Контроль.
- 2016. - № 2 (16). - С. 51-57.
12. Гришко А. К. Алгоритм оптимального управления в сложных технических системах с учетом ограничений / А. К. Гришко // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2017.
- № 1 (21). - C. 118 - 124.
13. Гришко, А. К. Выбор оптимального диапазона и типа радиосвязи для различных физико-географических зон / А. К. Гришко, А. В. Приказчиков, О. Ф. Приказчикова, А. М. Мухамбетов, М. Б. Китаев // Теория и практика имитационного моделирования и создания тренажёров: сб. Международной научно-практической конференции. - Пенза: Изд-во ПензГТУ, 2016. - С. 60-67.
14. Grishko A., Goryachev N., Kochegarov I., Brostilov S., Yurkov N. Management of Structural Components Complex Electronic Systems on the Basis of Adaptive Model. 2016 13th International Conference on Modern Problems of Radio Engineering, Telecommunications, and Computer Science (TCSET). Lviv-Slavsko, Ukraine, February 23-26, 2016. pp. 214-218. DOI: 10.1109/TCSET.2016.7 452017
15. Grishko A., Goryachev N., Yurkov N. Adaptive Control of Functional Elements of Complex Radio Electronic Systems. International Journal of Applied Engineering Research. Volume 10, Number 23 (2015), pp. 43842-43845
УДК 159.942.33 Осипов Ф.М,
НОУ ВПО «Институт психологии», Москва, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ И ШЕСТИ-СЕМИЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ
В статье рассматриваются вопросы становления личности ребёнка в младшем дошкольном возрасте и в возрасте шести-семи лет. Показан процесс формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников. Огромным преимуществом пользуются групповые формы обучения. Ключевые слова:
ребёнок, духовные ценности, ценностные ориентации.
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А.Сухомлинский.
В младшем дошкольном возрасте возникают пер- школьников, возраста 7-8 лет, как неотъемлемый
вые представления о том, что хорошо, а что плохо. процесс в развитии личности ребенка. В отече-
Это происходит в процессе формирования нового ственной психологии проблема духовности и нрав-
типа взаимоотношений между ребенком и взрослым ственности получила освещение в работах класси-
[1]. Развитие самостоятельности ребенка в это ков психологии - Л.С. Выготского, Л.И. Божович,
время сопровождается потребностью соучастия в А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе,
жизни взрослых, совместной деятельности с ним. В современной психологии она является предметом
Взрослый для ребенка является источником инфор- рассмотрения в исследованиях К.А. Абульханова,
мации о правилах общежития, особенности обраще- Б.С. Братуся, А.В. Брушлинского, Ф.Е. Василюка,
ния с различными взрослыми и детьми. Ребенку М.И. Воловиковой, В.В. Знакова, В.А. Елисеева,
присуща эмоциональная возбудимость, несдержан- В.Д. Шадрикова и других авторов. В работе А.Я.
ность и недостаточная устойчивость эмоций. До- Канапацкого духовность определяется как сущност-
школьники становятся чувствительными к эмоцио- ная черта человека, предопределяющая его бытие
нальному состоянию сверстников, легко ими зани- и утверждающая человека в его «онтологической
маются. Уже 3-4-летние дети способны выполнять истинности». Обобщая представленные в психоло-
малопривлекательные для них, внешне неинтересны гической литературе определения духовности, ав-
дела, руководствуясь важной для них целью, а тор характеризует ее как сложно-организационную,
также могут отказаться от того, что их непосред- целостную, саморазвивающуюся и открытую систему,
ственно привлекает (например, от новой интерес- представленную социально-психологическими обра-
ной игрушки), чтобы доставить удовольствие то- зованиями, социальной активностью, способно-
варищу. В этом возрасте продолжает формироваться стями и потребностями, душевными и интеллекту-
культура поведения детей. Дети знают и называют альными состояниями, ориентацией на решение
процессы одевания, умывания, приема пищи, ухода смысловых проблем, стремлением к высшему идеалу
за внешним видом. Мы видим зачатки духовности в и сфере трансцедентального.
детях младшего дошкольного возраста, которые Воспитать духовно гармоничную личность можно
развиваются непосредственно с самим ребенком, совместными усилиями психолого-педагогическим
однако, процесс формирования духовности ребенка аппаратом школы и семьи, когда дети могут брать
сложен и непосредственно связан с воздействием пример с людей (их поступков), которые детей по-
окружающей среды на ребенка, в особенности семьи стоянно окружают. Родители являются безусловным
и воспитателей (учителей), направляющих и коор- авторитетом для ребёнка [2, 3]. Поэтому необхо-
динирующих его в этой деятельности. Проблематика димо помочь родителям осознать, что в первую
этого воздействия такова, что состоит из многих очередь в семье должны сохраняться и прививаться
взаимосвязанных компонентов, именно поэтому в детям нравственные духовные ценности, обычаи, и
нашем исследовании мы рассматриваем формирование что именно родители ответственны за воспитание
духовно-нравственного компонента у младших своих детей.
Духовно-нравственное воспитание в младшем школьном возрасте (7 лет) - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
В процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников огромным преимуществом пользуются групповые формы обучения. В этом случае процесс освоения знаний происходит в ситуации межличностного взаимодействия детей, что благоприятно влияет на мотивационный компонент учебной деятельности. В процессе группового обучения возникает учебный коллектив, который благоприятно влияет на личностные установки детей, в частности на их духовно-ценностную со-ставляюшую. Межличностный контекст создает в группе качественно своеобразную ауру, которая, в свою очередь, активизирует духовные качества младших школьников.
Более рациональным методом в работе психолого-педагогического аппарата является использование словесно-образного метода [4]. Это чтение литературных произведений, включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения; игры; ситуативные задачи; рассматривание дидактического материала; беседы с элементами диалога; рассказы с иллюстрациям; наблюдения; экскурсии; показ сказок; целевые прогулки и т.д.
Очень важно интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в различные виды детской деятельности, в том числе:
- в игровую: пальчиковые игры, дидактические, конструктивные, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые;
- в продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников к праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
- нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся» и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макарова, И. А. Человек - источник ресурсов. Участники образовательного процесса. Путь преодоления кризиса в образовании / Труды международного симпозиума Надежность и качество. - 2014,
Т. 1. - С. 334-335.
2. Осипов, Ф.М. Формирование духовных и нравственных ценностей у молодёжи / Ф.М. Осипов, И.А. Макарова // Труды международного симпозиума Надежность и качество. - 2015, Т. 2. - С. 273-275.
3. Прохоров, В. Ю. Менеджмент качества сервисных услуг. Техническое регулирование при оценке качества продукции и услуг сервисных предприятий : учеб. пособие. - М. : ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. - 87 с.
4. Аронов, И.З. Основные вопросы технического регулирования : монография / В. Ю. Прохоров, И.З. Аронов, В. В. Быков; под общ. ред. И. З. Аронова. - М. : ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. - 207 с.
УДК 519.876
Затучный1 Д.А., Овчинников2 В.В.
1ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет гражданской авиации», Москва, Россия
2Авиакомпания «Аэрофлот-российские авиалинии», Москва, Россия
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ «КОММЕРЧЕСКИХ» РАСХОДОВ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ НЕРЕГУЛЯРНО ВЫПОЛНЕННЫХ РЕЙСОВ АВИАКОМПАНИИ
Статья посвящена актуальной теме, связанной с выработкой верной методики расчёта неизбежных потерь при выполнении нерегулярных рейсов авиакомпании. При обслуживании перевозок рейсов авиакомпании, выполненных нерегулярно и отмененным рейсам, возникают обязательные расходы, определенные Федеральными авиационными правилами. Приведена методика расчёта расходов по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов авиакомпании. Приведена методика расчёта расходов на погрузку/разгрузку багажа, почты и груза при задержке рейса или замене борта воздушного судна. Приведена формула расчёта прочих расходов. Подробно изложен состав средних переменных расходов на обслуживание одного пассажира. Приведена структура условно-постоянных расходов авиакомпании, возникающих при обслуживании нерегулярных перевозок. Сделан вывод о нелинейной зависимости от количества нерегулярных перевозок и от уровня регулярности полетов коммерческих расходов авиакомпании Ключевые слова:
авиакомпания, нерегулярные полёты, коммерческие расходы, изменение расписания, ожидание отправления рейса
Введение
Оптимальный уровень регулярности полетов авиакомпании определяется по множеству критериев, одним из которых является минимум затрат, возникающих при изменении регулярности полетов. К их числу относятся так называемые «коммерческие» затраты, необходимые для обслуживания выполненных нерегулярно рейсов, и «технические» затраты, потребные для повышения уровня регулярности полетов. Остановимся подробнее на методике определения расходов по обслуживанию авиаперевозок задержанных, прерванных и отмененных рейсов.
При обслуживании перевозок рейсов авиакомпании, выполненных нерегулярно (по прерванным, задержанным, измененным) и отмененным рейсам возникают обязательные расходы, определенные Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007г №82). Кроме того, могут иметь место также другие расходы, не носящие обязательный характер и не предусмотренные отраслевыми нормативными документами [1].
Состав расходов при выполнении нерегулярных рейсов авиакомпании
Определим порядок расчёта этих так называемых «коммерческих» расходов, связанных с организацией перевозок.
У = У + Т2 (1)
где
У - расходы по обслуживанию перевозок выполненных нерегулярно (задержанных, прерванных, измененных) и отмененных рейсов,
У - расходы по обслуживанию перевозок, определенные ФАП №82, У - прочие расходы по обслуживанию нерегулярно выполненных и отмененных рейсов.
При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик (в соответствии с ФАП-82) обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги, влекущие за собой соответствующие эксплуатационные расходы авиакомпании [2]:
Расходы по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной