2006
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Эксплуатация воздушного транспорта
№ 109
УДК 336.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЗАДЕРЖЕК АВИАЦИОННЫХ РЕЙСОВ
ТА. МАЛЫШЕВА
Статья представлена доктором технических наук, профессором Чичковым Б.А.
Статья включает в себя обзор нормативных актов, регулирующих взаимоотношения сторон - участников авиатранспортного процесса в случае возникновения нерегулярности полетов. Рассмотрены пределы ответственности и порядок компенсаций за задержки по вине перевозчика в России и за рубежом. Рассмотрены особенности задержек чартерных рейсов и меры по их сокращению.
Одной из важнейших характеристик качества обслуживания авиапассажиров является регулярность полетов.
Авиабилет, который приобретает пассажир, - это договор, по которому авиакомпания обязуется доставить пассажира, этот билет купившего, в определенное время по месту назначения. Если рейс откладывается, значит, перевозчик свой договор нарушает. Пассажир имеет право узнать о причине задержки. Администрация аэропорта и представители компании-перевозчика обязаны разъяснить, почему рейс задерживается или переносится.
Задержки рейсов - явление, от которого страдают все три заинтересованные стороны: аэропорт, авиакомпания и пассажир. Задержка - случайное событие, можно и нужно стремиться задержки минимизировать, но избежать их совсем не удастся.
Более реальной выглядит задача сократить издержки заинтересованных сторон, в том числе за счет четкого определения ответственности каждой. Достичь этого можно с помощью совершенствования законодательства в части регулирования парных отношений сторон, представленных авиакомпанией, аэропортом и пассажиром. В частности, должно быть четко регламентировано, кто и за что отвечает в каждой конкретной ситуации, определены пределы ответственности.
Вылет самолета может быть отложен на неопределенное время по чрезвычайным обстоятельствам - метеоусловиям, угрожающим безопасности полета, или угрозе террористического акта, тогда компенсации возможны, если пассажир заранее застрахован. В частности, согласно ст. 794 Гражданского кодекса РФ [3] пассажир не вправе предъявлять претензии к авиакомпании и аэропорту в случае, если имели место стихийные бедствия, неблагоприятные погодные условия в зоне аэропорта или по маршруту следования, чрезвычайные ситуации (военные действия, теракты), задержки и остановки по требованию государственных органов безопасности.
Но когда в задержке рейса виноват его организатор - авиакомпания, пассажир вправе претендовать на возмещение ущерба, причиненного ему сорвавшимся вылетом.
Также задержка вылета может произойти по вине служб аэропорта. Но в любом случае согласно Воздушному кодексу претензии нужно предъявлять к авиакомпании, поскольку именно с ней заключен договор о перевозке (а с аэропортом уже сама авиакомпания будет урегулировать взаимоотношения).
Согласно статье 19 Варшавской конвенции [1] для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, принятой в 1929-м и дополненной в 1955 году, “перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров”. То есть от него можно потребовать компенсации. Конвенция - достаточно общий документ, дополняемый национальным законодательством.
Воздушный Кодекс РФ [2] гласит (ст. 116, п.1), что перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами РФ, а также договором воздушной перевозки пассажира (груза, почты).
Согласно ст. 795 Гражданского кодекса РФ [3], за задержку отправления транспортного средства (в данной ситуации самолета), перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном Воздушным кодексом РФ, если не докажет, что вылет был отложен на время исправления технических неполадок самолета, угрожающих жизни или здоровью пассажиров.
По Российскому воздушному законодательству пострадавший авиапассажир по возвращении из поездки вправе претендовать на денежную компенсацию, которая, согласно ст. 120 Воздушного кодекса РФ [2], составляет 25 процентов минимального размера оплаты труда (при исчислении штрафных санкций МРОТ равен 100 руб.) за каждый час задержки, но в общей сложности не более 50 процентов стоимости билета.
Кроме того, у каждой конкретной компании-перевозчика своя технология обслуживания клиентов, чей рейс задерживается или перенесен. Эти услуги регулируются корпоративными правилами по перевозке пассажиров, которые не должны противоречить федеральным нормам. Например, в российской компании «ВИМ-АВИА» принято обеспечивать питанием пассажиров в случае задержки рейса на 3 часа и более, а после 6 часов предполагается размещение в гостинице. Клиенты «Трансаэро» вправе рассчитывать на горячее питание, если рейс задержали более чем на 4 часа, и на место в гостинице - при задержке больше чем на 6 часов ночью и на 12 часов днем. «КрасЭйр» при задержке рейса более чем на 6 часов оплачивает гостиницу и трехразовое питание, даже если вылет отложен не по вине компании-перевозчика.
Рассмотрим нормы компенсации задержек рейсов, принятые в Западной Европе и США.
Если перевозчиком является западная авиакомпания или российская компания, но самолет задерживается за границей, на территории Европейского союза, в силу вступает Положение № 261, устанавливающее общие правила компенсации и помощи пассажирам в случае отказа от приема к перевозке, отмены рейсов или длительной задержки рейсов, потери багажа, понижении класса обслуживания и т. д., обязывающее перевозчиков платить компенсацию за задержку рейса, причем по нарастающей шкале в зависимости от расстояния отложенного перелета. Размер компенсации представлен на рисунке.
600
400
250
¿Размер компенсации, €
1600
Расстояние отложенного перелета, км 3500
Рисунок. Размер компенсации из расчета продолжительности пути в зависимости от расстояния отложенного перелета согласно Положению № 261
Положение было принято в феврале 2004 года Европейским Парламентом и Советом министров ЕС. Его пытались обжаловать в Британском суде Международная Ассоциация Воздушного Транспорта (IATA), объединяющая 270 компаний из 120 стран, перевозящих 98% пассажиров регулярных авиалиний, а также Ассоциация десяти перевозчиков, обеспечивающих перевозки по технологии «low cost». Постановление предусматривает, что в случае отказа в посадке, отмены или задержки на два часа ближнего рейса или на четыре - дальнего пассажир имеет право требовать доставки по назначению либо возмещения стоимости билета. Ближним считается рейс в пределах одного континента, а дальним -трансконтинентальный.
Эти правила касаются всех без исключения перевозчиков стран ЕС, а также распространяются на рейсы, отправляющиеся (или прибывающие) из (в) Евросоюза в треть государства. В общей сложности правила способны возместить неудобства миллиону пассажиров в год.
Пассажиры также имеют право требовать от авиакомпании оплату расходов на отель, питание и телефонные переговоры. Однако авиакомпании всегда могут сослаться на плохие погодные условия. В таком случае требовать возмещения убытков будет весьма затруднительно.
Национальная организация гражданской авиации Италии (Enac) 23 июня 2006 г. объявила о том, что все авиакомпании, по вине которых задержатся вылеты рейсов, теперь будут наказывать штрафом от одной до 50 тысяч евро в зависимости от ситуации. Подобное решение было принято для того, чтобы сократить до минимума неудобства, с которыми довольно часто сталкиваются авиапассажиры.
Американские компании тут же отреагировали на европейское нововведение, приняв свой закон об «overbooking» (резервирование большего числа билетов, чем реальное количество мест в самолете).
Следует подчеркнуть, что по американским законам повторная продажа билетов на авиарейсы не считается нарушением. Тут лишь один из десяти тысяч пассажиров становится жертвой "overbooking".
Размеры компенсации в американских авиакомпаниях зависят от времени вынужденной задержки. Если опоздание к месту назначения меньше часа, то компенсация не предусмотрена. Задержка от одного до двух часов обязывает перевозчика заплатить полную стоимость не попавшим на борт пассажирам в пределах 200 долларов США. Если же опоздание в доставке в результате overbooking превышает 2 часа, то размер компенсации составляет 400 долларов США. Конечно, авиаперевозчикам лучше предложить скидку или оформить бесплатный билет, чем выплачивать деньги. Но в любом случае по закону пассажиру полагаются денежные компенсационные суммы.
На международных рейсах американских компаний компенсации следующие: до 4 часов задержки -компенсации части стоимости билета, но не более 200 долларов США, более 4 часов - не более 400 долларов США. Однако стоит помнить, что эти правила распространяются только на рейсы, отбывающие из США. Если сверхбронирование произошло не на территории США, то размер компенсации определяется законами тех стран, где билет был приобретен.
Чартерный рейс имеет несколько отличий от регулярного [4]. Но ответственность за срыв сроков у перевозчика перед клиентом ничуть не меньшая.
Что касается российских чартеров, в сентябре 2005 г. руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Юрчик подписал распоряжение «О мерах по устранению недостатков при выполнении международных нерегулярных (чартерных) полетов», чему в немалой степени способствовали итоги выполнения российскими авиакомпаниями в июле-сентябре 2005 г. международных чартерных полетов в курортные города иностранных государств, свидетельствующие о задержках, случившихся по вине перевозчиков. В отдельных авиапредприятиях при заключении договоров на чартерные полеты не учитывалось в полной мере фактическое положение с парком воздушных судов, в том числе необходимость наличия резерва самолетов на случай их технической неисправности. Для повышения ответственности перевозчиков за качество обслуживания пассажиров Росавиация утвердила «Рекомендации о порядке проверки и предоставлении информации для анализа графиков оборота воздушных судов при выполнении авиапредприятиями международных нерегулярных (чартерных) полетов по перевозке пассажиров».
Упомянутое выше распоряжение вменяет авиаперевозчикам в обязанность выделять под все чартерные рейсы резервные самолеты, которые могли бы выполнять рейсы в случае технической неисправности основных бортов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. Варшава, 12 октября 1929 г. (с изменениями и дополнениями от 28 сентября 1955 г.)
2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.1997).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995).
4. Малышева Т.А. Основные понятия, применяемые при оценке задержек авиационных рейсов, и классификация задержек / Статья в данном Научном Вестнике.
FEATURES OF A LEGAL AND ECONOMIC ESTIMATION OF AVIATION FLIGHT DELAYS
Malysheva T.A.
The article the review of actions established by the law adjusting the attitudes of the parties participating in transportation by air transport in case of flight delays. Limits of the responsibility and the order of indemnifications for delays on fault of a carrier in Russia and abroad are considered. Features of charter flight delays and measures on reduction of delays are considered.
Сведения об авторе
Малышева Татьяна Алексеевна, окончила МГТУ ГА (2002), аспирант кафедры двигателей летательных аппаратов МГТУ ГА, область научных интересов - организация и планирование производства в гражданской авиации.