Научная статья на тему 'Формирование добавленной стоимости в условиях глобализации экономики'

Формирование добавленной стоимости в условиях глобализации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Половкин С. Е.

В условиях растущей глобализации экономики возникает тенденция роста экспансии транснациональных корпоративных структур, стремящихся контролировать весь многопередельный процесс создания стоимости. Обобщены теоретические подходы к исследованию процессов формирования добавленной стоимости, обоснована роль концепции «цепочки» приращения стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Половкин С. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование добавленной стоимости в условиях глобализации экономики»

УДК 330.133.4

С. Е. Половкин

ФОРМИРОВАНИЕ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

В условиях растущей глобализации экономики возникает тенденция роста экспансии транснациональных корпоративных структур, стремящихся контролировать весь многопередельный процесс создания стоимости. Обобщены теоретические подходы к исследованию процессов формирования добавленной стоимости, обоснована роль концепции «цепочки» приращения стоимости.

Процесс глобализации экономики, как известно, в последние десятилетия активно влияет на развитие мировой и национальных экономик практически во всех направлениях. Этот процесс состоит как из положительных, так и отрицательных тенденций, среди которых особо следует выделить исходя из целей и задач данного научного исследования тенденцию роста экспансии транснациональных корпоративных структур, стремящихся контролировать весь многопередельный процесс создания стоимости (от добычи сырья до производства и доведения до потребителя конечной продукции).

Глобализация имеет существенное значение в развитии и обострении конкуренции на самых разных иерархических уровнях: от предприятий до национальных экономик, охватывая все мировое хозяйство в целом. В мировой экономике действуют такие механизмы, регулирующие экономические отношения между хозяйствующими субъектами, которые ставят производителей различных видов продукции в абсолютно не равные экономические условия. Как показывают теоретические исследования, а также международная практика, в выигрыше оказываются изготовители высокотехнологичной, наукоемкой продукции, и, наоборот, в относительно невыгодной ситуации на мировых рынках оказываются производители и экспортеры сырьевой продукции.

Транснациональные корпорации активно влияют на состояние мировых рынков, на процесс формирования стоимости товаров в национальных экономиках. Имея возможность размещать производство на территориях других государств, ТНК используют их сравнительные преимущества, снижая тем самым затраты на производство продукции и увеличивая прибыли.

Этот процесс имеет самые различные последствия. С одной стороны, происходит постепенная деградация феномена международного «свободного рынка», особенно относительно сырьевых товаров и продуктов промежуточных переделов, которые преимущественно реализуются внутри вертикально интегрированных ТНК по трансфертным ценам с использованием механизма долгосрочных контрактов.

Таким образом, возникают специфические пропорции формирования добавленной стоимости в рамках соответствующих отраслей и производств, влияющих на прибыльность последних. С другой стороны, используя межстрановые различия в обеспеченности факторами производства, и, следовательно, ценах на рабочую силу, капитал, природные ресурсы, появляется возможность выстраивать специфические вертикальные производственные цепочки, тем самым расширяется география размещения предприятий и производств.

В этой связи в экономической науке появилось понятие «цепочка» создания (приращения) стоимости, что представляет собой весь комплекс различных видов производст-

венно-хозяйственной деятельности, обеспечивающей прохождение изготовляемым продуктом полного цикла: разработку - производство - доставку конечному потребителю -утилизацию после использования.

Анализ «цепочки» приращения стоимости позволяет объяснить явления, связанные с неравенством в распределении доходов между развивающимися и развитыми странами, в процессе развития транснационализации производства на современном этапе глобализации экономических отношений.

Экономическая деятельность практически во всех странах зависит от всеобщего обмена товарами и услугами. Во многих странах, наряду со снижением доли доходов, происходит рост удельного веса торговли в валовом внутреннем продукте. Для того, чтобы объяснить причины одновременного расширения интеграции стран в мировой экономической системе и снижения при этом относительного удельного веса их доходов, а иногда даже и снижения абсолютного уровня жизни населения в этих странах, используются специальные методологические подходы оценки участия транснациональных компаний, стран и регионов в процессе глобального производства и обмена.

Следует отметить, что структура и направленность товарных потоков на мировых рынках определяются, согласно, теории факторов Хекшера-Олина1, дефицитностью или избыточностью факторов производства, которыми наделена та или иная страна, что определяется соотношением затрат на производство экспортных и импортных товаров. Известна гипотеза Р. Вернона , которая объясняет современные глобальные тенденции в производстве высокотехнологичной продукции.

Уменьшение удельного веса стран в общемировом доходе при их растущем участии в международной торговле объясняется концентрацией развивающихся стран в товарных секторах. Эта проблема касается, прежде всего, стран Центральной Африки, где долгое время считалось, что целью структурных изменений должен быть переход от выращивания или добычи первичного сырья к производству промышленных товаров. Начиная с середины 80-х годов, наблюдается тенденция к снижению цен на ряд промышленных товаров -особенно произведенных в развивающихся странах.

Гипотеза о снижении цен на товары, произведенные в развивающихся странах, была сформулирована в начале 1970-х годов Г. Зингером [1]. При этом проведенные расчеты снижения цен на экспортные промышленные товары были основаны на исследовании бартерных условий торговли промышленными товарами между развивающимися странами и Европейским союзом, в котором был определен среднегодовой уровень их обесценения, составивший 2,2% в 1979-1994 гг. В последующих исследованиях внешней торговли промышленными товарами между США и развивающимися странами вышеназванные авторы

1 Суть теории факторов Хекшера-Олина состоит в том, что обилие одних факторов (труд, капитал) в стране делает их дешевыми по сравнению с другими скудными факторами. Производство любой продукции требует комбинации факторов, и товар, в производстве которого преобладают сравнительно дешевые, избыточные факторы, будет относительно дешев и внутри страны, и на внешнем рынке и тем самым будет обладать сравнительными преимуществами. То есть в скрытом виде страны экспортируют избыточные факторы, а импортируют дефицитные факторы производства.

2 Гипотеза Р. Вернона утверждает, что производство товаров, по мере его расширения и стандартизации продукции, перемещается из более развитых в менее развитые страны, где основой сравнительных преимуществ становится не высокоразвитая научно-исследовательская база и высокая квалификация специалистов, а низкий уровень оплаты труда, что позволяет производить высокотехнологичную продукцию с более низкими затратами, а, следовательно, при прочих равных условиях более конкурентоспособную на мировых рынках.

установили, что в течение 1981-1997 гг. Относительные условия торговли развивающихся стран значительно ухудшались по сравнению с развитыми странами.

С проблемой снижения доходов сталкиваются не только целые страны, но и отдельные компании. Когда последние занимаются простой сборкой готовой продукции из импортных комплектующих или материалов, они оказываются в условиях растущей конкуренции и снижения прибылей.

Следствием неудачного выхода отдельных компаний, групп компаний и стран на мировой рынок является возникновение так называемого «обедняющего роста», когда производство расширяется и уровень занятости повышается, а экономические прибыли падают.

Так, например, в последние два десятилетия на долю бразильских производителей обуви приходилось свыше 12% мирового экспорта кожаной обуви. В то же время в период с 1970 по 1980 гг. реальная средняя заработная плата в этом секторе оставалась на одном уровне, а в течение следующего десятилетия она уменьшилась приблизительно на 40%.

Обоснование факторов, влияющих на распределение прибыли, созданной в рамках мирового процесса производства и обмена, можно осуществлять с помощью «цепочек» приращения стоимости.

По мнению одного из зарубежных теоретиков данной концепции Р. Каплински [2], «цепочка» приращения стоимости охватывает весь спектр видов деятельности, необходимых для обеспечения прохождения продуктом или услугой полного цикла: разработка -промежуточные стадии производства (включая сочетание физических преобразований и вклада различных служб производителя) - доставка конечному потребителю - утилизация после использования.

Эта концепция применялась в 1960-х и 1970-х годах для планирования развития экспорта минерального сырья, в 1990-е гг. Анализ «цепочек» приращения стоимости получил широкое распространение. Он основывался на работах М. Портера, который выявил две составляющие, необходимые для расширения возможностей национальной экономики. Первая состояла непосредственно в «цепочке» приращения стоимости, включавшая различные стадии процесса поставки товара и дополнительные службы, необходимые для выполнения этой задачи. Вторая - это концепция приращения стоимости, которая включала межотраслевые связи.

В своей книге «Международная конкуренция» Майкл Портер формулирует концепцию цепи начисления стоимости следующим образом: «В каждой фирме представлен комплекс видов деятельности, связанных с проектированием, производством, продажей, распределением и поддержкой своих продуктов. Цепь начисления стоимости фирмы и то, как она осуществляет отдельные виды деятельности, находят свое отражение в истории фирмы, ее стратегии, подходах к применению стратегии, а также непосредственно в самой экономической деятельности, лежащей в основе».

Согласно М. Портеру, цепь начисления стоимости также называется цепью добавленной стоимости, потому что внимание фирмы сфокусировано на добавлении стоимости своим продуктам или услугам на каждом отрезке цепи. Конкурентным преимуществом будут обладать те компании, которые контролируют затраты своей цепи начисления стоимости лучше, а также те, кто дифференцирует свои продукты путем улучшения их качества, уровня обслуживания потребителей, продуктового ассортимента, уникальности продукта на рынке и т. д.

По М. Портеру, любая цепь начисления стоимости состоит из 9 типов операций. Маржа, или чистая прибыль, представляет собой разницу между валовой прибылью и общими затратами, связанными с отдельными операциями. Контроль над этими затратами и

добавление стоимости отдельным операциям являются чрезвычайно важными для достижения и удержания конкурентного преимущества с точки зрения краткосрочных и долгосрочных прибылей фирмы.

Обеспечивающие операции начинают занимать большую часть общих активных звеньев цепи начисления стоимости, в то время как первостепенные операции занимают меньшую часть. Более того, люди, ответственные за первостепенные операции (и особенно за общее управление цепями поставок), принимают все более активное участие в обеспечивающих операциях. Для этого необходимо изучить и научиться применять организационные структуры, способствующие этой распределенной ответственности менеджеров цепи поставок.

М. Портер акцентирует внимание на важности эффективных связей между операциями в цепи начисления стоимости: «Два вида связей могут дать конкурентное преимущество: оптимизация и координация. Связи часто основаны на компромиссах для достижения общего конечного результата... Фирма должна оптимизировать такие связи, отражающие ее стратегию, для того чтобы достичь конкурентного преимущества...».

Под оптимизацией М. Портер понимает «создание самого лучшего» при помощи любых организационных методов или методов планирования, которые компания может применить в своей цепи начисления стоимости. Главной идеей, таким образом, является следующее: чтобы быть конкурентоспособной, фирма может и должна использовать данные, модели и системы моделирования для оптимизации и координации своей цепи начисления стоимости.

Этот подход приемлем для минимизации общих издержек. Но конкурентное преимущество, основанное на продуктовой дифференциации, также требует количественного анализа для определения стоимости дифференциации. Если это происходит, то системы моделирования могут помочь компании установить рентабельные планы, которые поддерживают высокий уровень обслуживания потребителей, качество и другие дифференцирующие факторы.

Для анализа аналогичных явлений в международной практике использовались и другие понятия. Так, французские ученые в 1970-1980 - х годах в работах по планированию применяли термин «filiere», который в переводе означает «нить» и введен для описания стоявшей перед французской промышленностью задачи «размотать всю нить цепочки приращения стоимости». Дж. Уомак и Д. Джонс используют термин «поток стоимости» [3]. Дж. Джереффи предложил термин «глобальная цепь производства товаров» для описания аналогичных процессов [4], для анализа деятельности ведущих международных компаний и координацию деятельности в международном масштабе с учетом изучения организационной структуры.

Из вышесказанного следует, что в экономической науке нет единой терминологии в исследовании процессов формирования добавленной стоимости, что определенным образом влияет на недостаточную разработанность методологических подходов ее измерения.

Литература

1. Singer H. The Distribution of Gains Revisited. In: The Strategy of International Development. Cairn-cross A., Puri M. L.: Macmillan, 1975.

2. Р. Каплински. Распространение положительного влияния глобализации: анализ “цепочек” приращения стоимости // Вопросы экономики. 2003. №10. С.4-26.

3. Womack J., Jones D. Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation. N.Y.: Simon & Schuster, 1996.

4. Gereffi G. The Organization of Buyer-Driven Global Commoditi Chains: How U.S. Retailers Shape Overseas Production Networks. In: Commoditi Chains and Global Capitalism. L.: Praeger, 1994.

© С. Е. Половкин - асп. каф. общего менеджмента КГФЭИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.