педагогические науки
Бекоева Марина Ивановна ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ...
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
© 2018
Бекоева Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])
Аннотация. Проблема диалогической компетенции не перестает быть актуальной на протяжении многих лет. Успех в любой сфере профессиональной деятельности во многом определяется диалогической культурой. В связи с этим, статья посвящена выявлению основных механизмов формирования диалогической компетенции студентов с использованием потенциала специальных дисциплин. В качестве таких специальных дисциплин в статье рассматриваются: «Профессиональная риторика», «Этика профессиональной деятельности», «Педагогическое общение», «Основа педагогического мастерства», «Культура речи». Анализируя проблему развития диалогической компетенции студентов, следует отметить, что формирование способности к ведению профессионального диалога стала одним из содержательных компонентов обучения устной речи относительно недавно. В этой области еще существуют недостатки, нуждающиеся как в теоретическом, так и в экспериментальном изучении. К таким пробелам относятся, например, отсутствие определенного соотношения между диалогической и монологической речью в сфере профессиональной деятельности; недостаточная разработанность технологии организации коммуникативных ситуаций, требующих профессионального разрешения на занятиях; низкий уровень сформированности способности к восприятию и осмыслению диалогической речи в процессе профессионального общения; отсутствие методов и принципов грамотного отбора профессиональных ситуаций, способствующих эффективному обучению диалогу на разных ступенях обучения; неумение создания диалогических речевых ситуаций студентами на занятиях по базовым дисциплинам; недостаточные возможности использования инновационных средств обучения для организации диалога. Диалогическая компетенция, как основа владения механизмами профессионального общения на вербальном и невербальном уровнях; готовность к социально приемлемому взаимодействию с соблюдением определенных морально-этических норм, а также с учетом психологических и нравственно-эмоциональных характеристик собеседника, признаны важнейшими составляющими профессиональной подготовки студентов - будущих специалистов, а высокий уровень сформированности диалогической культуры у выпускников современного вуза выступает одним из основных условий трудоустройства и карьерного роста в будущей профессиональной деятельности. Межличностное диалогическое взаимодействие определяется владением техникой общения, способами психологического воздействия, разнообразностью технологий воспитания и обучения, осмыслением и признанием индивидуальных возможностей каждого студента. Необходимость развития диалогической компетенции студентов - будущих специалистов обуславливается тем, что работник, за редким исключением, постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с окружающими.
Ключевые слова: диалог, диалогическая компетенция, коммуникативные способности, межличностное взаимодействие, диалогическая культура, техника общения, подготовка студентов - будущих специалистов, культура речи, профессиональная риторика.
FORMATION OF DIALOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS UNDER
SPECIAL DISCIPLINES
© 2018
Bekoyeva Marina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of pedagogy and psychology North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov
(362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina Street, 46, e-mail: [email protected])
Abstract. The problem of dialogical competence does not cease to be relevant for many years. Success in any field of professional activity is largely determined by the dialog culture. In this regard, the article is devoted to the identification of the basic mechanisms for the formation of the dialogical competence of students using the potential of special disciplines. Such special courses can be considered such courses as: "Professional rhetoric", "Ethics of professional activity", "Pedagogical communication", "The basis of pedagogical skill", "Culture of speech". Analyzing the problem of developing the dialogical competence of students, it should be noted that the formation of the ability to conduct professional dialogue has become one of the content components of oral speech training relatively recently. In this area, there are still shortcomings that need both theoretical and experimental study. Such gaps include, for example, the lack of a definite correlation between dialogical and monologic speech in professional activity; inadequate elaboration of the technology of organization of communicative situations requiring professional permission in the classroom; low level of ability to perceive and comprehend dialogical speech in the process of professional communication; the lack of methods and principles for the professional selection of professional situations that promote effective learning of the dialogue at different levels of instruction; inability to create dialogical speech situations by students in classes in basic disciplines; Inadequate opportunities for using innovative teaching tools to organize a dialogue. Dialogue competence, as a basis for mastering the mechanisms of professional communication on verbal and non-verbal levels; readiness for socially acceptable interaction with observance of certain moral and ethical norms, as well as taking into account the psychological and moral-emotional characteristics of the interlocutor, are recognized as the most important components of the vocational training of future students, and the high level of the formation of dialogical culture among graduates of a modern university is one of the main conditions employment and career growth in future professional activities. Interpersonal dialogical interaction is determined by the possession of communication techniques, methods of psychological influence, the diversity of technologies of upbringing and education, the comprehension and recognition of the individual capabilities of each student. The need to develop the dialogical competence of students - future specialists is conditioned by the fact that the employee, with rare exceptions, is constantly included in the communication process, which provides for diverse and multifaceted relations with others.
Keywords: dialogue, dialogic competence, communicative abilities, interpersonal interaction, dialogic culture, communication technique, preparation of future students, speech culture, professional rhetoric.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь Актуальность проблемы формирования диалогической с важными научными и практическими задачами. компетенции обусловлена кардинальными изменени-
Bekoyeva Marina Ivanovna pedagogical
FORMATION OF DIALOGICAL ... sciences
ями, происходящими в современной системе высшего образования, когда умение вести диалог на высоком профессиональном уровне становится важнейшим компонентом модели современного специалиста любого профиля. В связи с этим существенно усиливается значимость блока специальных психолого-педагогических дисциплин в сфере профессиональной коммуникации. После получения высшего образования, независимо от направления и профиля подготовки, у выпускников должен быть сформирован высокий уровень культуры межличностного общения, как основного показателя общекультурной компетенции. Как отмечает Е.А. Толикина, «.. .в педагогике выделяется ряд значимых компетенций, без реализации которых вряд ли можно говорить об образованности как конечном результате учебного процесса. Среди них особое место занимает коммуникативная компетенция, ведь, по сути, невозможно назвать человека, не умеющего писать и говорить, образованным» [1, с. 71-74]. Это говорит о том, что готовность к свободному общению предполагает у потенциальных участников коммуникационного взаимодействия способность к конструктивным речевым контактам, наличие профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции, главной составляющей которой является, на наш взгляд, диалогическая компетенция. Данную компетенцию необходимо рассматривать как способность участвовать в живом, реальном общении, который предполагает умение начать, поддержать и завершить диалог, принимая во внимание ситуацию общения, статус и профессиональные интересы партнеров по общению, цель общения, выбор языковых средств и тактики поведения для достижения основной цели общения.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Обучение диалогической речи, диалогическому высказыванию признается многими учеными, методистами и преподавателями-практиками (О.В. Агаева, Н.С. Абрамова, О.И. Ваганова, А.В. Трутанова и др.) одним из основных структурных компонентов модели современного специалиста [2; 3]. Различные аспекты данной проблемы исследовались в работах (Ю.Н. Антонова, О.В. Пащук, Б.А. Тахохова и др.) [4; 5]. В ряде работ, посвященных расширению или сужению речи (А.В. Осиянова, Ж.М. Блиева, А.В. Клочков) [6-8], умению различать ключевые понятия и смысловые конструкты от второстепенных элементов, от деталей (З.Г. Удовидченко) [9], представлены подходы к решению данной проблемы в современных условиях. Сужение высказывания имеет целью научить выделять основные факты, главное в высказывании - излагать мысль без лишних деталей. Расширение высказывания, в свою очередь, имеет целью научить студентов использовать при необходимости единицы с более широким значением, то есть придать высказыванию более содержательный смысл. Как показывает анализ перечисленных исследований, одним заучиванием речевых образцов и готовых диалогов нельзя овладеть диалогической речью, так как она ситуативна по своей природе. Именно поэтому необходимо развивать у студентов способность к переносу усвоенного материала на другую ситуацию, уместно используя при этом грамматические конструкты, лексико-семантические и функциональные особенности словарных единиц с учетом профессиональной деятельности и т. д. Наиболее успешно это возможно осуществить с помощью речевых упражнений, которые должны быть основаны на искусственно созданных профессиональных ситуациях.
Формирование целей статьи (постановка задания). Диалогическая профессиональная компетенция - это конструирование эффективной профессиональной коммуникации, направленной на приобретение и усвоении профессиональных знаний и умений; развитие обще-32
культурных качеств и коммуникативных способностей; овладение нормами и правилами межличностного профессионального диалога; вырабатывание ценностного отношения к участникам коммуникативного действия; осознание собственных коммуникативных способностей в рамках обсуждаемой ситуации. Основными функциями диалогической компетенции студента - будущего специалиста являются следующие: информационная, аффективная, регулятивная, мотивационная и рефлексивная. При этом необходимо, чтобы диалогическая компетенция специалиста отличалась гуманистической направленностью, структурностью и целостностью ее компонентов. Именно с опорой на эти ее признаки были выделены конструкты диалогической компетенции квалифицированного специалиста: диалогическая грамотность, диалогическая культура, профессионально-диалогическое общение, коммуникативное мастерство. Таким образом, в методике обучения профессиональной коммуникации студентов различных направлений подготовки существует объективное противоречие между современными требованиями о необходимости формирования у студентов готовности проявлять профессиональную диалогическую компетентность и существующей практикой обучения диалогу. Обозначенное противоречие определяет основную цель данной статьи.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В настоящее время, когда обучение профессиональному общению, ведению диалога для достижения определенных целей в высшей школе приобретает четкую направленность, необходимость формирования у студентов диалогической компетентности в рамках профессиональной деятельности становится бесспорным. В качестве ключевых компонентов диалогической компетенции студентов - будущих специалистов в статье представлены: способность к свободному ведению диалога, грамотно выраженная диалогическая речь, разумное и своевременное использование диалогических высказываний, умение выслушивать речь собеседника и проявлять уважения к его мнению. Диалогическую компетентность в сфере высшего образования при этом следует рассматривать как наиболее конструктивную форму речевого общения коммуникантов, который определяет успешность межличностного взаимодействия. Создание профессионально направленных диалогических ситуаций целесообразнее на основе сюжет-но-ролевых дидактических игр, в результате проведения которых студенты ситуативно или предметно реализуют свои коммуникативные намерения, воплощая их в определенных речевых высказываниях.
Профессиональная успешность выпускника вуза, как пишут некоторые ученые (Е.А. Гнатышина, Л.П. Алексеева, А.В. Савченков) напрямую связана с его коммуникативной компетентностью, которая является одной из основных компонентов в компетентност-ной модели специалиста [10]. Отсутствие или невысокая сформированность коммуникативной компетентности может привести к накоплению неудачных профессиональных ситуаций (Л.И. Губарева, В.С. Тенетилова, Е.М. Селеменева, Р.Х. Садыкова, Е.В. Самарева), что, в свою очередь, может повлечь неудовлетворенность своей работой и снижение мотивации [11; 12]. Высокий уровень диалогичности в общении выражается в компетенциях, реализованных через социальные установки и опыт личности в ситуациях межличностного общения. Формирование диалогической компетенции студентов - будущих специалистов обусловливается также и переходом на новые образовательные стандарты, обеспечивающие подготовку творчески мыслящих, конкурентоспособных специалистов, готовых к профессиональному деловому общению, способных составлять свой индивидуальный маршрут карьерного роста. Поэтому для развития диалогической компетенции обучающихся, по нашему мнению, необходимо использование педагоги-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Бекоева Марина Ивановна ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ...
ческого потенциала специальных дисциплин. В качестве таких спецкурсов можно использовать следующие дисциплины: «Профессиональная риторика», «Этика профессиональной деятельности», «Педагогическое общение», «Основа педагогического мастерства», «Культура речи».
Для того чтобы сформировать навыки к диалогической речи на этих занятиях, обучающийся должен пройти несколько этапов. На первом этапе преподаватель дает студентам общее представление о коммуникативных навыках (А.В. Клочков) [13], раскрывает их роль в деловой среде через реализацию активных методов преобразования образовательного процесса (Ж.М. Блиева) [7], применение коммуникативных тренингов (М.К. Тлехурай) [14], формирование способности к самостоятельному освоению навыков делового общения на уровне международных стандартов (Л.П. Якушкина) [15]. Второй этап проходит в рамках специальных педагогических условий (И.Н. Одарич, М.И. Гаврилова), где происходит знакомство с основными механизмами межличностных индивидуальных и групповых взаимодействий на основе специальных заданий в форме деловых игр, проблемных ситуаций, кейс-технологиий и т. д. [16]. Далее преподаватель дает некоторые конфликтные ситуации, контролируя процесс снятия эмоционального напряжения в группе. Так постепенно у студентов формируется коммуникативная компетентность. Продуктивность перечисленных специальных дисциплин во многом предопределяется уровнем овладения студентами технологией диалогического общения.
Специфическую характеристику профессиональной педагогической деятельности в процессе преподавания вышеназванных дисциплин выражают два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, это педагогическое творчество в процессе активной диалогической коммуникации со студентами через целенаправленное конструирование субъект-субъектного взаимодействия, а с другой - это профессиональное диалогическое общение с будущими специалистами в процессе педагогического творчества, обуславливающего характер индивидуально-личностных изменений преподавателя и студентов. Профессионально-диалогическая компетенция в таком случае выступает механизмом конструктивного взаимодействия преподавателя и студентов, результатом которого является обмен учебно-познавательной информацией, оказание воспитательного воздействия со стороны педагога, выстраивание эффективного коммуникативного взаимодействия через диалог. В этой связи включение названных спецкурсов будет способствовать успешному решения учебных задач; социально-психологическому обеспечению образовательного процесса, эффективной организации взаимодействия педагога и студентов.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Главной парадигмой реализации основной образовательной программы в условиях современного вуза является смена ролей участников образовательного процесса в учебно-воспитательной деятельности: педагог больше не является транслятором готовых знаний, а принимает позицию консультанта обучающихся, становится их партнером, который оказывает помощь в поиске необходимой информации, содействует овладению необходимыми профессиональными и общекультурными компетенциями, среди которых мы выделяем диалогическую компетенцию. Обучающийся при этом является активным участником учебного процесса, то есть из объекта учебного процесса он превращается в активный субъект учебно-познавательной деятельности. Владея сформированными компетенциями, студент способен самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей учебно-познавательной деятельности. В условиях перехода на новые образовательные стандарты, когда большую долю основной образовательной программы студент должен осваивать самостоятельно, особую актуальность приоб-
ретают специальные дисциплины, которые способствуют формированию и развитию как раз диалогической компетентности. Это позволит существенно повысить уровень мотивации студентов, поможет осознать важнейшую роль диалогических отношений во всех сферах жизни, овладеть элементарными навыками построения эффективного взаимодействия с окружающим миром. Диалогическая компетентность, при этом, выступает одним из важных качеств современного специалиста, выраженного в четкой авторской позиции, в ответственности за выполнение функциональных обязанностей, в решении профессиональных и жизненно важных проблем, в способности урегулирования возникающих внутренних и внешних конфликтов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Толикина Е.А. Формирование коммуникативной компетенции студентов посредством интегративного курса литературы //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 71-74.
2. Агаева О.В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка //Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2011 С. 92-94.
3. Абрамова Н.С., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формирование коммуникативных умений магистрантов при изучении дисциплин профессионального цикла // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 17-20.
4. Антонова Ю.Н., Пащук О.В. Место пресуппозиции в ряду семантических, контекстных и коммуникативно-целевых характеристик высказывания //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3 (76). С. 71-75.
5. Тахохов Б.А. Роль диалога в формировании личности //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 113-115.
6. Осиянова А.В. Методика диагностики лингвоком-муникативной культуры студента в образовательном процессе высшей школы //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 169-172.
7. Блиева Ж.М. Формирование экспрессивной компетентности как способа придания речи студентов нелингвистических факультетов особой выразительности //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 29-31.
8. Клочков А.В. Речевая структура образа автора в межъязыковом аспекте //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 1 (74). С. 95-98.
9. Удовидченко З.Г. Развитие навыков монологической речи //Вестник Камчатского государственного технического университета. 2009. № 8. С. 168-175.
10. Гнатышина Е.А., Алексеева Л.П., Савченков А.В. Подготовка профессионально-педагогических кадров в условиях инновационной деятельности вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 210-215.
11. Губарева Л.И., Тенетилова В.С., Селеменева Е.М. Компетентный практико-ориентированный подход выявления профессиональных компетенций будущих педагогов //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 4 (77). С. 193-196.
12. Садыкова Р.Х., Самарева Е.В. Использование технологии развивающего обучения на основе логико-смысловой модели «Письмо» //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 143-146.
13. Клочков А.В. Еще о переводе как о межъязыковой трансформации //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 4 (77). С. 103-105.
14. Тлехурай М.К. Диалогическая и монологическая речь, их роль в развитии навыков связной речи учащих-
Bekoyeva Marina Ivanovna FORMATION OF DIALOGICAL ..
pedagogical sciences
ся //Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2009. № 3. С. 121-123.
15. Якушкина Л.П. Самостоятельная работа как фактор становления самообразовательной культуры будущего педагога //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3 (76). С. 365-369.
16. Одарич И.Н., Гаврилова М.И. Компетентностный подход в системе высшего образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 133-136.
Статья поступила в редакцию 29.05.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
34
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)