ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008
УДК 796.015
Ю. А. СМЕХНОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ФОРМИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»___________________________
В данной статье представлена структура деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта». Рассмотрена методика формирования деятельностных компетенций студентов названной специализации, основанная на применении активных методов обучения: игрового проектирования и учебных деловых игр.
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
В условиях современности цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций. После публикации текста «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в России происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся [2].
Тревожная тенденция неуклонного роста числа детей с нарушением интеллекта и задержкой психического развития обуславливает необходимость подготовки квалифицированных кадров по специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта», обладающих высоким уровнем сформированности деятельностных компетенций. Наряду с этим следует отметить недостаток сведений о структуре и содержании деятельностных компетенций специалиста по адаптивной физической культуре. Данные обстоятельства обусловили изучение нами проблемы формирования деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта».
Целью нашего исследования явились теоретическая разработка и экспериментальное обоснование методики формирования деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта».
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Выявить и обосновать структуру и содержание деятельностных компетенций специалиста по адаптивной физической культуре;
2. Оценить уровень сформированности деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта»;
3. Разработать содержание и методику формирования деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта» и проверить их эффективность.
Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, самооценка, экспертная оценка, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Исследование сформированности деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта» проходило на базе кафедры теории и методики адаптивной физической культуры Сибирского государственного университета физической культуры с декабря 2005 по май 2007 года. В нем приняли участие студенты 3 — 5 курсов рассматриваемой специализации в количестве 56 человек. Исследование сформированности деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта» проводилось в начале учебной практики по дисциплинам специализации и в конце прохождения педагогической и производственных практик с помощью методов самооценки и экспертной оценки. Уровень сформированности деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта» определялся с помощью градации [1]: высокий — 4,5 — 5,0 баллов, достаточный — 4,0 — 4,49 баллов, средний — 3,0 — 3,99 баллов, недостаточный — менее 3 баллов.
На основании анализа профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре и исследований [3, 7 и др.] нами была выявлена структура деятельностных компетенций специалиста
по адаптивной физической культуре. Предложенная нами структура состоит из гностической, коммуникативной, конструктивной, диагностической, оценочной, организаторской, прогностической и проектировочной компетенций.
Проведение анализа научно-методической литературы по исследуемой проблеме позволило определить пути совершенствования профессиональной подготовки студентов. Как отмечают авторы [5, 6 и др.], существенного улучшения профессиональной подготовки студентов можно достигнуть за счет совершенствования системы методов и средств обучения. По нашему мнению, одним из путей совершенствования профессиональной подготовки студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта» является включение в процесс преподавания дисциплин специализации активных методов обучения (игрового проектирования и учебных деловых игр).
В исследовании сформированности деятельностных компетенций на каждом курсе принимали участие по две группы студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта», одна из которых являлась контрольной, а другая — экспериментальной. В контрольных группах практические занятия проводились на основе использования традиционных методов обучения с дополнительным включением активных методов обучения. В экспериментальной группе практические занятия проводились с преимущественным использованием активных методов обучения: игрового проектирования и учебных деловых игр различной продолжительности. При этом следует отметить, что содержание практических занятий в экспериментальной группе не менялось, а изменялся только метод обучения.
Методика формирования деятельностных компетенций применяемая в экспериментальной группе была основана на поэтапном использовании активных методов обучения (игрового проектирования в форме игровых заданий ® мини-игр ® малых деловых игр). Использование данной схемы продиктовано необходимостью постепенной подготовки студентов к работе на практических занятиях в новой обстановке, требующей от них значительно большей активности, чем при использовании других методов обучения. Внедрение методики формирования деятельностных компетенций происходило на практических занятиях по следующим дисциплинам: «Содержание образования и физического воспитания лиц с нарушением интеллекта и детей с задержанным психическим развитием в государственных учреждениях», «Методика проведения физкультурных занятий с умственно отсталыми лицами и детьми с задержанным психическим развитием в образовательных учреждениях» и «Методика проведения физкультурноспортивных занятий с умственно отсталыми учащимися по программам дополнительного образования». При этом содержание игровых заданий и учебных деловых игр было строго согласовано с содержанием программ вышеназванных дисциплин и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 022500 — «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» [4].
На начальном этапе на практических занятиях применялся метод игрового проектирования в виде игровых заданий, направленных на формирование проектировочных компетенций. Сущность данного
метода заключается в том, что студенты на практических занятиях в составе игровых групп разрабатывают различные документы, планы, графики в игровых условиях, максимально воссоздающих реальный педагогический процесс. После выполнения студентами на практических занятиях комплекса игровых заданий осуществлялся переход к мини-играм. Выбор метода деловых игр был обусловлен тем, что они позволяют эффективно обучать студентов умению практически применять свои знания, разрабатывать стратегию и тактику педагогических мероприятий, умению обосновывать и использовать то или иное педагогическое решение, способствуют формированию деятельностных компетенций. В условиях мини-игр студенты учились эффективно подбирать средства и методы воспитания физических качеств, организовывать и проводить отдельные части урока физической культуры, занятия лечебной физической культуры или учебно-тренировочного занятия и т.д. Целевое назначение данных игр заключалось в том, что они служили «мостиком» к участию студентов в более сложных деловых играх, требующих определенного игрового опыта.
После использования на практических занятиях мини-игр приступали к использованию малых деловых игр. Длительность малых деловых игр составляла 1—2 часа, т.е. в пределах одного практического занятия. Во время участия в малых деловых играх студенты учились решать сразу несколько педагогических задач различной степени сложности. При этом у студентов формировались все группы деятельностных компетенций, которые необходимы специалисту по адаптивной физической культуре для эффективного осуществления профессиональной деятельности.
Повторение на практических занятиях деловых игр, входящих в содержание методики формирования деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта» составляло не менее двух — трех раз.
Результаты исследования сформированности деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта» представлены в табл. 1.
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что после проведения педагогического эксперимента в контрольных и экспериментальных группах произошли статистически достоверные изменения всех исследуемых нами показателей. Необходимо отметить, что более значительные изменения всех исследуемых нами показателей зафиксированы в экспериментальных группах.
Вывод. Таким образом, проведенное исследование позволяет обосновать эффективность методики формирования деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта» основанной на использовании активных методов обучения: игрового проектирования и учебных деловых игр различной продолжительности. Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нем впервые разработана структура деятельностных компетенций специалиста по адаптивной физической культуре. Определен комплекс игровых заданий и учебных деловых игр, обеспечивающий формирование деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта». Разработаны и экспериментально обоснованы содержание и методика
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008
Идаппяш ■ фанкнзн■ культура ■аюртдая лщсидрупн ■■! ш яшшлллшт» (ХЬ) билли
3-й курс
На и МСИЮ1Ш п № КОМПШЕВМ ПИ И Контрольная групгн |П - Ч Эк£:п(1|]имс11Г1нл1.1ым групгн |п - (5)
□ ИОНКв студнштза □ I К":11 ка з кс ГЕзртш а О и >21-1 кд студыитоп □поп кд экспорта
XI ±: «г1 Х2 ± с2 Р Х1 ± с 1 Х2 ±= с 2 Р Х1 ±= с 1 Х2 ± с2 Р Х1 ±= с 1 Х2 :± с 2 Р
1 Я 3 4 В Б 1 п □ Ш 1 1 19 \3
ГНЕСТИ ЧЗСС К.И С! 3,16 озз 4 да 0,30 3,11 0,62 3*56 054 3,75 0,44 4,33 03 - 33^ 050 4да 034
Коммун икати иные 366 0,75 4.3 051 3,63 0,7 Л 4,16 051 4,12 0,40 4,20 0,45 356 0.45 4,5 0,46
Кпнструктиан ые ЗД5 031 зав 0Д4 2,06 0,54 357 0,4Л 366 0,4Л 4,05 0,20 ■ ЗДЙ 027 3X34 027
Д йог ногти ■!(■£: КИО 2.77 0 Р5 355 0,5 2,77 0,44 3,11 0,16 здз 054 4,11 0,45 ■ 2ла 025 зза 020
□ цаноч н ыа 3.13 1 р4 4Д5 одз 3,05 055 3,47 057 4Д4 0,43 4,54 0,20 ■ 3.1 024 4,12 027
□р га ни зато рек. № 2/37 1,19 4,22 0.4 3,22 0,й5 35й 0,71 3,6 0,4 4,31 0,27 321 0.44 4.13 0.46
Прогнссти 'К1с: кия 2.77 0X35 3.77 033 3,07 0,57 351 06 35 0X36 4 0,51 3.13 оза 4 031
П рэнкти рама ч ни а 2 34 0^34 зхзи 0ДЙ 3,11 0.Й7 352 03 357 0,40 4,00 0,20 321 031 433 о,4а
4-й кург
На и меркли п № КОМ] КГ IГ : 11 ПИ Й Контрольная групт (и - 11) Эксгкариь-кнтнлы-ня групгн |п- КЗ) '
Оценка студнвпт 0 1 Ю11 ка экс парта и О I К":11 ка с туда 1-поп Оценка э кс газрто п
Х1 ± с 1 Х2 ± с2 Р Х1 ± с 1 Х2 ,± с 2 Р Х1 ± с 1 Х2 ± с2 г XI с 1 Х2 с2 Р
Гнссти чес кие ЗД5 0.55 4 25 0.43 3.64 055 4,10 056 3.75 065 4,15 0,44 356 054 4,35 0,53
Коммун икот и пни а 4Д2 0.40 4 ЗА 0.42 3,А4 0.52 4,43 054 4Д2 05Й 4,25 0,51 З.Й6 о,4а 46 0,45
КонЕтруктиин Ы£» 3.77 0.44 4,2 4 0.45 3.6Й 0,45 427 0,40 366 055 4. ДБ Ц6 3,73 0.4! 4,51 0,45
Дингнести час пне; 3.0 ода 436 0.45 - 3,22 0,37 336 0,41 366 052 4.1 0,51 3,37 0.46 4,17 0,64
О цаноч н ын ЗД5 037 436 0.43 - 3,61 05 425 055 ЗД2 0.71 4,35 0.4Л Г 3,7 0.46 4,4 0,6В
Ор га нилагорЕк № 3X37 05А 4,45 0.4 - 3,67 0,47 436 0,47 ЗЩ 05Й 4,15 0.33 3,76 0,36 4,53 0,42
ГТр отнести чйэе к. и с-! 354 05 4,15 031 - 3,45 0,54 4,15 061 356 052 ЗЙ оба 35й 0,42 45 0,-С
П РЗЗКТИ рШЮ Ч 11140 3.77 036 431 034 - 3,66 0,46 42а 0,43 367 0.47 422 0.40 Г 351 053 45 05
5-й кург
1 Ь и мзнопа н № К. О МП ЛЕШ ми й Ко вгрэлыхв н групгв |П - КЧ Зкспсгримзнталы-ня групгн (тт-10) '
Оценка Етудангоп □ №1-1 ка эке пар 70 II □ I кчп ка с туДСЗ И то и Оценка Э КЕ ГВрТО П
Х1 ±= с 1 Х2 ± с 2 р Х1 :± С 1 Х2 ± с 2 Р Х1 ±= с 1 Х2 ±= с 2 р XI С 1. Х2 ±= с2 Р
ГНЕСТИ ЧКС КИО З.й 0.46 4Д2 024 3,й7 03 435 037 - Л, 32 037 4,5 Ц4 Г З.АА 0.45 4.Ей 0.34 -
1 ■2 3 4 5 ь 7 П □ Ю И \7 □
ГНЕСТИ 4(1: К.и С! з.а 0.46 4Д2 024 З.А7 од 4Д5 ОД7 ЗД2 ОД7 4#5 0.4 З.йА 0.45 46Д 0Д4
Коммун ИК.ОГИ ПНЫ(3 4Д5 0.2А 4.17 02Й З.ДО 0,45 4ДЗ 0,43 4 0,45 4,32 ОДП З.Л2 0,51 462 0Д2
Ктнструктиан ые ЗДА ОДЗ 4 да ОД3 3.75 0,32 4Д5 ОД1 3.75 0,41 4.43 0,42 З.Л2 0,32 4№ 026
Диогнсхгти ч(1: к.иа 3.6 037 3.0 ОД1 3.4 0,30 4.16 ода зде ОД2 4^5 0,36 3.75 0,41 4.71 0Д2
О ЦЕЗНПЧ Н Ы£2 4.1 ОДЗ 4.2 о дез 3.75 0.37 421 0.43 ЗД7 0.42 4.65 0Д1 3.70 0.30 4Д5 0Д1
□р га нм зато рек. из 4.1 ода 4Д5 ОДЗ 3.00 О.Зб 4.5 027 301 057 4.7 026 З.ЙО ОД5 4.7Й О.Ю
Праг нисти ч(1: ки<а 3,73 0.43 4ДЗ ОДЗ 3,АА 0.56 4Д 0,51 3,6 0.4 4,46 0.47 3,77 0.33 4#5 0Д7
П рейЗКТИ рогю Ч НЫ £2 4,1 А О.40 42А 0,52 4,1. 0.30 4,45 од ЗД2 0.45 Ат 0Д1 3.0Й 0.45 4,73 0.2
стятистичажи даемоисгршио: ралли чин
формирования деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта».
В связи с острейшей потребностью в подготовке специалистов по адаптивной физической культуре в Омской области и Сибирском регионе материалы исследования приобретают большое практическое значение. Материалы исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке специалистов по адаптивной физической культуре в средних и высших учебных заведениях.
Библиографический список
1. Бабушкин Г.Д. Оценка готовности студентов института физической культуры к профессиональной деятельности тренера /Г.Д. Бабушкин // Совершенствование профессиональной направленности занятий по специализации: программа и тезисы докладов X науч.-метод. конф. ин-та /Омск: Ин-т физ. культуры, 1984. - С. 14-18.
2. Балашова В.Ф. Оценка когнитивных и деятельностных компетенций выпускников специальности «Адаптивная физическая культура» в ходе итоговой государственной аттестации /
В.Ф. Балашова// Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: тезисы докладов V Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 4-5 апреля 2007 г.). - М.: Физическая культура, 2007. - С. 5-16.
3. Зволинская Н.Н. Пути обновления квалификационной характеристики специалиста по физической культуре и спорту / Н.Н. Зволинская, В.И. Маслов// Теория и практика физической культуры, 2003. - № 12. - С. 40-44.
4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 022500 - «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», М.: 2000. - 52 с.
5. Ибрагимов А.Д. Метод деловых игр в профессиональной подготовке студентов факультетов физической культуры педагогических вузов (на материале дисциплины «Теория и методика физического воспитания»): Автореф. дис. к.п.н /А.Д. Ибрагимов. -М., 1990. - 24 с.
6. Кузьмичева Е.В. Формирование профессиональных умений у студентов институтов физической культуры на основе решения проблемно-педагогических ситуаций (на примере волейбола): Автореф. дис. к.п.н. - М., 1990. - 23 с.
7. Строгова Н.А. Гуманистические аспекты адаптивной физической культуры в специальном образовании /Н.А. Строгова// Материалы совм. науч.-практ. конф. проф.- преп. и научного состава МГАФК, РГАФК, ВНИИФК. -Малаховка: МГАФК, 2002. -
С. 215-218.
СМЕХНОВ Юрий Александрович, аспирант кафедры «Теория и методика адаптивной физкультуры».
Статья поступила в редакцию 13.01.08 г.
© Ю. А. Смехнов
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ