Научная статья на тему 'Формирование деонтологических основ в раннехристианском обществе'

Формирование деонтологических основ в раннехристианском обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
695
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЯ / ДОЛГ / РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО / АСКЕТИЗМ / РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зайцева Ирина Валерьевна

Данная статья предлагает к рассмотрению процесс формирования деонтологических взглядов в раннехристианском обществе. В ней исследуется понятие о долге в период существования первых христианских общин, а также ближе к IV веку, времени Великих отцов церкви. Этот период был выбран не случайно, учитывая тот факт, что впоследствии христианство уже приобретает черты фундаментальной религии не только на уровне государства, но и в мировоззрении отдельно взятых людей, что естественным образом формализует понятие о долге. Для автора же представляет больший интерес, как понятие о долге концептуализируется до установления четкой догматики в христианской религии. Автор обосновывает положение о том, что понятие долга в эллинистической и христианской традиции разнятся ввиду того, что для эллинов долг - это «делать так, как хотелось, чтобы поступали с тобой», а у христиан - долг есть любовь, взаимопомощь, милосердие и аскеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование деонтологических основ в раннехристианском обществе»

УДК 008

Зайцева Ирина Валерьевна

Белгородский юридический институт МВД РФ

Milena.555@mail.ru

Формирование

ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ В РАННЕХРИСТИАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Irina V. Zaitseva

Belgorod Institute of Law

of the Ministry of the Interior of Russia

Milena .555@mail.ru

Formation of

DEONTOLOGICALBASES INEARLY CHRISTIAN SOCIETY

Аннотация. Данная статья предлагает к рассмотрению процесс формирования деонтологических взглядов в раннехристианском обществе. В ней исследуется понятие о долге в период существования первых христианских общин, а также ближе к IV веку, времени Великих отцов церкви. Этот период был выбран не случайно, учитывая тот факт, что впоследствии христианство уже приобретает черты фундаментальной религии не только на уровне государства, но и в мировоззрении отдельно взятых людей, что естественным образом формализует понятие о долге. Для автора же представляет больший интерес, как понятие о долге концептуализируется до установления четкой догматики в христианской религии. Автор обосновывает положение о том, что понятие долга в эллинистической и христианской традиции разнятся ввиду того, что для эллинов долг - это «делать так, как хотелось, чтобы поступали с тобой», а у христиан - долг есть любовь, взаимопомощь, милосердие и аскеза.

Ключевые слова: деонтология, долг, раннее христианство, аскетизм, Римская империя.

Annotation. This article proposesto consider the-process of formationof ethicalattitudesin the early Christiancommunity.lt exploresthe conceptof du-tyduring the period ofthe first Christian communities, as well as closerto the IV century, the time of the GreatFathers of the Church. This period ischos-en not by chance, but taking into account the fact that in a consequence Christianitytakes on the traitsof the fundamentalreligionnot onlyat the state level, but also in the outlook ofindividualpeople thatnaturallyformalizes the notionof duty. But the author ismore interested in howthe conceptof du-tyis conceptualizedtoestablish a cleardogmaof the Christianreligion.The author substantiates theposi-tionthat theconcept of dutyinthe Hellenisti-candChristian traditiondiffers inview of the factthat thedebtfor the Greeks - «to do as you want to have with you» and for the Christiansthe debtis love, mutual aid, charity andausterity.

Keywords: deontology, debt, early Christianity, asceticism, the Roman Empire.

ведение

Деонтология (от греч. бёоутос; - долг, обязанность и Лоуос; - слово, учение) как термин была введена в научный оборот в XVIII веке, однако суть, заложенная в неё Иеримией Бента-мом, во-многом произошла из трудов раннехристианских отцов церкви. Эта взаимосвязь прослеживается лишь отдаленно, но, тем не менее, мы попытаемся её обозначить. К данной теме косвенно в своих работах обращались как российские, так и зарубежные авторы. Так, процесс становления раннехристианских общин рассматривается в работах И.С. Свенцицкой. А.Ю. Рыш-ковская в своей диссертации обращалась к аскетической традиции у женщин на Ранневизантийском Востоке. Процесс континуитета между античностью и христианством затрагивается в работах Э. Доддса и К. Криста, а деонтологическая мысль в Египетской Александрии в трудах Davison J.E., Hoek A. vanden, Stahlin O. Методологической базой исследования, в первую очередь, является цивилизационный подход (О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, К. Ясперс и др.) в истории,

позволяющий увидеть самые разные грани исторического процесса в движении. Теория локальных цивилизаций (А. Дж. Тойнби) предоставляет историку возможность изучения сложных систем, в качестве которых рассматриваются локальные цивилизации, в совокупности ее элементов, причем именно культура здесь считается основным элементом, а также критерием смены циклов. Еще одной методологической основой работы является «интеллектуальная история», активно разрабатываемая в последние десятилетия в ИВИ РАН (альманах «Диалог со временем» и др.). При подготовке данной работы нами использовались следующие методы: сравнительно-исторический метод, метод системного анализа, структурно-диахронный метод, статистический метод, герменевтический метод, приём исторического описания.

Постановка задачи

В данной работе рассматривается становление деонтологии в раннехристианском обществе и её влияние на догматические представления пер-

18

вых христиан через призму становления христианской общины в первые века нашей эры.

По сути, как один из разделов этики, деонтология отличается от аксиологии, поскольку в её основе лежит идея долга, а не добра. Данная позиция была очень близка первым теоретикам христианского вероучения. Несмотря на то, что раннее христианство свои «социальные надежды» возлагало на идеи равенства, справедливости и милосердия, прежде всего, достижение этого возможно было только через строгое исполнение своих обязанностей, своеобразное «долженствование». В основном это было связано с идеей греховности человеческой природы. То есть, побороть свои грехи - это долг каждого истинно верующего христианина и только после этого возможно наступление равенства в социальном отношении.

Анализ появления деонтологии в раннехристианском обществе. Обратимся вначале к краткому историческому обзору появления христианства в Палестине. В период становления христианства Римская империя переживала кризисную ситуацию, вследствие чего новая религия стала «глотком свежего воздуха» для всего нуждающегося населения. При этом для большого числа жителей государства христиане долгое время были тем же самым, что и иудеи, а, следовательно, являлись носителями одних и тех же признаков, в отношении к ним существовали одни и те же оценки и предубеждения. В политическом, толерантном и религиозном мире империи религии иудеев и христиан были провоцирующими чужеродными элементами. Абсолютные, строго монотеистические позиции, последовательное отвержение государственных богов Рима и особенно культового почитания правителей, дистанцирование от всех традиционных для римского общества форм жизни неизбежно приводили их к новым трениям и конфликтам с обществом и государством [2, с. 201].

Ранняя христианская община жила в ожидании Страшного Суда, исключительно углубившись в свою веру. Только во второй фазе её истории, в фазе интеграции, проблемы церковной организации и вероучения приобрели относительное, но всегда подчиненное значение. И лишь со II в. стали появляться первые попытки упорядочения общин, а также новые импульсы к унификации религиозного вероисповедания.

Во II-III вв. социальные условия и социальнопсихологическая обстановка привела к увеличению числа христиан в среде людей не просто состоятельных, но и занимавших высокое положение в обществе. В III в. в ряде районов появились надгробия, на которых были увековечены имена людей, принадлежащих к новому вероучению. На общем надгробии некой знатной семьи из города Аполлонии в Малой Азии один из ее членов назван христианином. По свидетельству Тертуллиана, приближенным императора Семптимия Севера был прокуратор-христианин [1, с. 23].

Важным фактором для развития и распространения христианского вероучения было появление среди христиан II века людей образованных,

знакомых с греко-римской философией и наукой. Кризис рационалистической философии приводил к тому, что многие философы, учителя красноречия стали искать соединение философии и религии именно в христианстве. Начинают появляться теоретические сочинения, обосновывающие преимущества христианского вероучения [1, с. 23]. Однако приток в христианские общины бедных и обездоленных также не уменьшался [5, с. 211].

Распространение христианства в самых разных слоях населения приводило к изменению и усложнению христианского вероучения и, как следствие, выработке определенных доктринальных основ, в том числе касательно христианского долга [6, с. 64].

Проявление христианской морали наиболее ярко отражено в заповедях, в представлениях о нравственном и безнравственном, в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь, совесть) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность), а также в системах нравственного богословия или теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составили христианское нравственное сознание.

Для христиан, ожидавших скорый конец света, не могло существовать разработанных норм поведения на каждый случай повседневной жизни, поскольку они должны были готовиться к суду над всем миром. В основе их мировоззрения лежало неприятие окружающей действительности, а «отречение от мира» означало отречение от всей системы ценностей, которая определяла бытие человека в земном мире.

Нравственная идея христианства о долге проявлялась, прежде всего, в субъективном чувствовании божественного нравственного закона каждым верующим человеком, поскольку эта способность изначально заложена Богом. Кроме того, божественный закон люди получали в устной форме через пророков в виде различных заповедей, зафиксированных в Священном писании. Именно эти заповеди и есть христианский долг, а точнее их неукоснительное исполнение. По сути, с появлением христианства произошел своеобразный переворот в понятиях о морали, долге и т.д., поскольку в эллинистическом мире, долг - это, прежде всего, неделание того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе. Христианство в понятие долга вложило любовь, милосердие, взаимопомощь, стяжательство. В данном случае долг выступает не как необходимость сама по себе, а как неизбежное условие вхождения в рай. Итак, проследим разницу: эллины расценивали долг не как внутреннее глубоко нравственное чувство, а как возможность избежать нежелательных для себя последствий, у христиан эта идея лежит намного глубже, хотя тоже невозможно сказать, есть ли прямая взаимосвязь между долгом и любовью. Скорее всего, долг как бескорыстная взаимопомощь - это более близкое к долгу понятие, нежели любовь.

Процесс своеобразного перерождения античного общества в христианское привел к глубоким эс-

19

хатологическим спорам как между эллинами и христианами, так и между христианами и еретиками. Практически весь IV век прошел под знаменем богословских споров с арианами, которые отрицали троичность Бога ввиду того, что Бог как сущее уже есть полноценная монада, которой нет необходимости делиться своим бытием с Сыном. Исходя из этого, Сын и Святой Дух являются посредниками между Богом и людьми, а не частью Бога. Подобный догмат расходился и с самим понятием долга. Если долг христианина -побороть свои грехи и тем самым приблизиться к Богу, сравняться с его Сыном в своем искуплении, то такое по определению невозможно, учитывая, что, согласно Арию, Бог сам является полноценной и неделимой субстанцией.

Вообще, если говорить о долге в среде ранних христиан с точки зрения не теологических догматов, а «конкретного делания», то здесь мы видим бесчисленное множество примеров. Во-первых -это многочисленная аскеза в самых разных её вариантах. Мы полагаем, что аскеза сама по себе может являться долгом. По мнению российского исследователя первохристианских общин И.С. Свенцицкой, первые последователи Иисуса не придерживались ряда аскетических требований, которые ранее были характерны для многих иудейских религиозных групп. В Евангелии от Матфея упомянуты упреки, с которыми обратились ученики Иоанна Крестителя, входившего, по мнению многих исследователей в кумранскую общину, к Иисусу: «Почему мы и фарисеи постимся много, а твои ученики не постятся?» [4, с. 45].

Впоследствие, необходимость в аскезе все-таки появилась. Прежде всего, она была связана с морально-нравственном разложением общества, в частности, с так называемыми вопросами о «блудодеянии» и о браках с язычниками. Некоторые исследователи полагают, что под «блудодеянием» подразумевались смешанные браки между иудеями и неиудеями, которые иудейской религией были запрещены [4, с. 46]. Кроме того, признаки морального кризиса, заставившие христиан обращаться к понятию долга, прослеживались в изменении положения женщины в Римской империи на рубеже нашей эры. Возможность распоряжения своим имуществом, право на развод, распущенность, рост числа женщин-

Литература:

1. Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время: Некоторые аспекты религиозных практик в период от Марка Аврелия до Константина. Пер. с англ. А.Д. Пантелеева и А.В. Петрова. СПб., 2003, 320 с.

2. Крист К. История времен римских императоров от Августа до Константина. Ростов-на-Дону. 1997. Том. 1. 576 с..

3. Рышковская А.Ю. Женская христианская аскетическая традиция и монашество на Ранневизантийском Востоке (Египет и Палестина): Авто-реф. канд. дисс. на соискание уч. ст. к. ист. наук. Белгород, 2014. 29 с.

одиночек, многие из которых вынуждены были продавать себя, - все это вызывало у христиан резко негативное отношение.

Выходом из этого положения стал догмат христиан о верховенстве мужчины в семье, но не так, как это было ранее, когда муж имел право в полном смысле распоряжаться женой и детьми, а руководство семьей с позиции уважения и почитания мужем своей жены. Это стало привлекать в общину и первых женщин-христианок. Но даже несмотря на это, к IV веку аскетизм перерастает в довольно широкие масштабы и долгом христианина становится ограничение себя в супружеских связях, в еде, в одежде и даже в месте проживания. В автореферате А.Ю. Рышков-ской «Женская христианская аскетическая традиция и монашество на Ранневизантийском Востоке (Египет и Палестина)» говорится, что в широком масштабе концепция женского аскетизма возникла с трудами первых отцов церкви [3, с. 16]. Однако здесь мы можем сказать, что по большей части эта идея касалась скорее не долга, а личных убеждений отцов церкви, поскольку как таковые брачные отношения не запрещались. Связано это было с тем, что, согласно словам апостола Павла, «аскетизм считался уделом избранных» [4, с. 50]. Этика первых христиан, как и их вероучение, была основана на откровении. Может быть, именно поэтому в среду христиан мог придти и человек, желавший совсем порвать с окружающим обществом, и человек, занимавший в этом обществе достаточно высокое положение. Но внутреннее неприятие внешнего мира и постоянное фактическое общение с этим миром на деле порождали трудноразрешимые противоречия и постоянные споры, которые заставляли христианских отцов церкви обращаться к новым интерпретациям человеческого долга.

Заключение

Таким образом, раннехристианское общество, по сути, вынуждено было обращаться к деонтологическим основам ввиду того, что само Римское государство его к этому вынуждало, культивируя признаки морально-нравственного разложения. В этом случае первым христианам не оставалось ничего, как догматически противодействовать кризисным явлениям, вырабатывая собственную систему ценностей через понятие «долга».

Literature:

1. Dodds E.R. Pagan and Christian in troubled times: some aspects of religious practices during the period from Marcus Aurelius to Constantine. / trans. from English by A.D. Panteleev and A.V Petrov. SPb., 2003. 320 p.

2. Crist K. Historyof the Roman emperorsfrom Au-gustustoConstantine. Rostov-on-Don, 1997. Vol. 1. 576 p.

3. Ryshkovskaya A.Yu. Women's Christian ascetic tradition and monasticismin theearly Byzantine East (Egyptand Palestine): author's abstract diss. ... cand of hist. Sciences. Belgorod, 2014. 29 p.

20

4. Свенцицкая И.С. Ранее христианство : страницы истории. М. : Политиздат, 1987. 182 с.

5. Davison J.E. Structural Similarities and Dissimilarities in the Thought of Clement of Alexandria and Valentinus // The Second Century. 3. 1983. P. 208218.

6. Hoek A. van den. The «Catechetical» School of Early Christian Alexandria and Its Philonic Heritage // Harvard Theological Review. 90. 1997. P. 59-87.

7. Stahlin O. Beitrage zur Kenntnis der Handschriften des Clemens Alexandrinus. Nurnberg, 1895. 314 s.

4. Sventsitskaya I.S. Earlier Christianity : Thepages of history. M. : Politizdat, 1987. 182 p.

5. Davison J.E. Structural Similarities and Dissimilarities in the Thought of Clement of Alexandria and Valentinus. // The Second Century. 3. 1983. P. 208218.

6. Hoek A. van den. The «Catechetical» School of Early Christian Alexandria and Its Philonic Heritage. // Harvard Theological Review. 90. 1997. P. 59-87.

7. Stahlin O. Contribution to the knowledge of the manuscripts of the Clemens Alexandrinus. Nurnberg, 1895. 314 p.

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.