ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 4 (75)
УДК 330.3
DOI https://doi.org/10.38161/1996-3440-2024-4-99-106 Е. Н. Тумилевич, Э. А. Гасанов, А. В. Золотарчук
ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Тумилевич Е. Н. - канд. экон. наук, руководитель Высшей экономической школы, ТОГУ, г. Хабаровск, e-mail: [email protected]; Гасанов Э. А. - д-р экон. наук, профессор Высшей экономической школы, ТОГУ, г. Хабаровск, e-mail: [email protected]; Золотарчук А. В. - канд. экон. наук, старший преподаватель Высшей экономической школы, ТОГУ, г. Хабаровск, e-mail: [email protected]
Рассматриваются научные вопросы имплементации концепции человеко-центричности на микроэкономическом уровне (уровне технологий и организаций) путем практической адаптации к ней современных прорывных технологий в условиях четвертой промышленной революции. Дана характеристика человекоцентричной экономики и особенностей ее реализации в рамках Индустрии 5.0, направленной на расширение возможностей людей в сотрудничестве с новыми технологиями в промышленном контексте.
Ключевые слова: человекоцентричность, Индустрия 5.0, четвертая промышленная революция, человеческий потенциал.
На рубеже ХХ и XXI вв. произошла смена парадигмы экономического прогресса - с человекоутилизирующей на человекоразвивающую, антропоцен-тричную и гуманистическую, ставящей человека в центр процессов общественного воспроизводства [1]. Концепция человекоцентричности сменила так называемые «классические» теории экономического развития, которые базировались на обобщающих показателях результатов производства (ВВП, ВРП, отраслевой ВДС и др.), рассматривавшие человека только в качестве движущей силы экономического развития и провозглашали экономический рост главной целью общественного прогресса. Человекоцентричность выступает основным необходимым компонентом социализации экономики [2].
Становлению человекоцентричной концепции экономики предшествовал значительный по историческим меркам процесс научного осмысления роли человека в общественно-экономическом развитии: от утилитарно понимаемой роли человека как ключевой «движущей силе» производства (У. Петти, А.
© Тумилевич Е. Н., Гасанов Э. А., Золотарчук А. В., 2024
ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 4 (75)
Смит, А. Маршалл и др.) до роли человека, представленной в таких понятиях современной экономической науки, как «человеческий капитал» (Г. Беккер, Т. Шульц) и «человеческое развитие» (А. Сен, Махбуб-уль-Хак).
Расширение возможностей общественного развития через накопление человеческого потенциала в качестве цели и средства такого развития находит отражение в стратегических документах глобального и национального уровней: на международном уровне - в таких, как Цели устойчивого развития ООН, Программа развития ООН (ПРООН, англ. United Nations Development Programme, UNDP). В Российской Федерации данному направлению отвечает основное содержание указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
В докладах ПРООН под человеческим развитием (human development) понимается «процесс расширения свободы людей жить долгой, здоровой и творческой жизнью, на осуществление других целей, которые, по их мнению, обладают ценностью; активно участвовать в обеспечении справедливости и устойчивости развития на планете» [3].
Для оценки результативности экономического развития вместо ВВП и производных от него показателей предлагается использовать комплексные показатели благосостояния личности и общества, измеряющие социальный прогресс. Такие показатели характеризуют конечные результаты развития социально-экономических систем и для стратегического управления более предпочтительны по сравнению с показателями производственных результатов.
Согласно человекоцентричной парадигме к числу конечных результатов общественно-экономического развития следует относить такие, как длительная здоровая жизнь, знания, ресурсы для достойного уровня жизни, политические свободы, гарантированные права человека, самоуважение, креативность, продуктивность, хорошая физическая среда обитания, безопасность человека и др. [4]. Таким образом, признается приоритет расширенного воспроизводства человеческого потенциала над другими целями общественно-экономического развития.
Расширенное воспроизводство человеческого потенциала рассматривается современной научной мыслью как диалектическое единство процесса и цели общественного прогресса. Экономический рост - увеличение производства на душу населения - выступает при этом важным средством развития человеческого потенциала, но не является его конечной целью.
Расширенное воспроизводство человеческого потенциала означает полноценное развитие человека. Оно находит проявление в существенном улучшении здоровья, повышении продолжительности жизни населения, появлении новых профессий, новых форм занятости, прежде всего, в инновационной сфере, расширении практики общественного участия в управлении.
МЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ
ВЕСТНИК ТСТУ. 2024. № 4 (75)
Воспроизводственный цикл применительно к человеческим ресурсам принято делить на две основные стадии [5] - накопление человеческого потенциала и его использование. При этом специфика воспроизводства человеческого потенциала проявляется в следующем [6, с. 49-50]:
а) накопление человеческого потенциала происходит в результате удовлетворения гуманитарных, интеллектуальных, социально-культурных и экологических потребностей человека за счет предоставления соответствующих услуг;
б) в процессе оказания гуманитарных услуг (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, физическая культура и спорт) происходит одновременно и потребление услуг (реализация потребительской функции человека), и накопление человеческого потенциала, причем отделить одно от другого не представляется возможным;
в) в процессе использования человеческого потенциала происходит реализация производственной и социальной функции человека; реализация производственной функции обеспечивает доходы и средства, а социальной - социальную устойчивость (безопасность, права и возможности, общественное участие в управлении), необходимые в качестве базовых (общих) условий для воспроизводства человеческого потенциала;
г) в ходе оказания социальных услуг (бытовое и жилищно-коммунальное обслуживание, транспорт, торговля, общественное питание, связь, туристское обслуживание, финансовое посредничество, предоставление государственных и муниципальных услуг, поддержание общественной безопасности и др.) обеспечиваются специфические условия для воспроизводства человеческого потенциала;
д) расширенное воспроизводство человеческого потенциала достигается за счет привлечения инвестиций в социальную инфраструктуру и ее инновационное развитие; причем более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект.
С учетом перечисленных аспектов воспроизводства человеческого потенциала на макроуровне системы управления сферой социально-гуманитарных услуг должны получить, как мы полагаем, следующие основные характеристики:
1) стратегическую цель развития данной сферы услуг следует направлять на обеспечение расширенного воспроизводства человеческого потенциала -достижение качественных характеристик населения, релевантных объективным потребностям социально-экономического развития в настоящее время и в будущем;
2) качественный рост человеческого потенциала во многом зависит от повышения эффективности управления сферой услуг, применения современного инструментария государственного и муниципального менеджмента, в том числе процедур согласования интересов основных стейкхолдеров;
ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 4 (75)
3) поскольку развитие сферы социально-гуманитарных услуг определяется комплексом условий - финансовых, инфраструктурных, управленческих и институциональных, постольку от обеспечения их оптимальной комплемен-тарности зависит степень достижения стратегической цели и эффективность развития данной сферы;
4) развитие социальной сферы представляет собой общегосударственную задачу, решаемую совместными усилиями всех уровней публичной власти (федеральной, региональной, муниципальной). При этом деятельность федерального центра должна быть направлена, прежде всего, на выравнивание инфраструктурного обеспечения оказания социальных и гуманитарных услуг в регионах и его развитие на базе передовых технологий.
В рамках разворачивающейся в настоящее время четвертой промышленной революции создается возможность имплементации стратегии человеко-центричности не только на макроэкономическом уровне, но и на микроэкономическом - путем практической адаптации к ней современных прорывных технологий. Данная идея воплощается в так называемой концепции «Индустрии 5.0», пришедшей на смену концепции «Индустрии 4.0».
Четвертая промышленная революция - «Индустрия 4.0» - основана на интеллектуальных технологиях: технологических разработках в киберфизиче-ских системах, таких как высокоскоростное подключение к Интернету; новых режимах взаимодействия человека и машины (сенсорные интерфейсы и системы виртуальной реальности); усовершенствованиях в передаче цифровых инструкций в физический мир, включая робототехнику и 3D-печать (аддитивное производство); интернете вещей (IoT); «больших данных» и облачных вычислениях; системах на основе искусственного интеллекта; усовершенствовании и внедрении автономных, несетевых систем возобновляемой энергии: солнечных, ветровых, волновых, гидроэлектрических и электрических батарей (литий-ионных систем хранения возобновляемой энергии (ESS) и электромобилей).
Частью этой фазы промышленных изменений является объединение таких технологий, как искусственный интеллект и редактирование генов, с передовой робототехникой, стирающее границы между физическим, цифровым и биологическим системами [7].
Индустрия 4.0 оказалась более ориентированной на технологии, чем на человека, пренебрегая человеческим фактором в производственных системах. Поэтому Индустрия 5.0 возникает как дополнение и переходная идеология от технологической Индустрии 4.0 к индустрии, ориентированной на человека, где благополучие работника является приоритетом, но при этом сохраняется высокая производительность [8].
Концепция Индустрии 5.0 была предложена в качестве стратегии, направленной на смену парадигмы для индустриальных систем, в которых основное внимание должно уделяться не повышению эффективности, а повышению
МЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ
ВЕСТНИК ТСТУ. 2024. № 4 (75)
благосостояния общества (человекоцентричность), устойчивости экономики (снижение воздействия на окружающую среду за счет развития процессов циркулярной экономики) и промышленного производства (высокая степень надежности, способность поддерживать критически важную инфраструктуру в периоды кризиса).
В то время как Индустрия 4.0 была направлена на автоматизацию производства с помощью интеллектуальных цифровых технологий с целью повышения эффективности и оптимизации промышленных процессов, пренебрегая человеческим фактором, Индустрия 5.0 фокусируется на синергии и сопряжении людей и машин, где будут преобладать человеческие желания и намерения [9]. Будущие перспективы технологической человекоцентричности заключаются в расширении прав и возможностей операторов машин путем улучшения их индивидуальных возможностей и навыков, в достижении баланса и полноты взаимодействия человека и робота в динамических и сложных промышленных системах.
Концепция человекоцентричности в рамках Индустрии 5.0 охватывает широкий спектр решаемых проблем. Это может относиться к проектированию человеко-цифровых технологических интерфейсов, решая такие проблемы, как эргономика, безопасность и выполнение задач - на одном конце спектра. В качестве альтернативы это может относиться к отношениям внутри системы «человек - технология - общество», а также к долгосрочным вторичным эффектам взаимодействия человека и технологии. Эти более широкие аспекты включают в себя этику технологий, сотрудничество человека и машины, организационную трансформацию, взаимодействие между экономикой и экологией и многое другое.
Человекоцентричность в рамках Индустрии 5.0 направлена на расширение возможностей людей в сотрудничестве с новыми технологиями в промышленном контексте. Она включает в себя организационные инновации, социальные инновации, совместное творчество и внедрение новых промышленных практик и бизнес-моделей, в которых приоритет отдается социальным и экологическим соображениям.
Человекоцентричность применительно к технологиям - многомерное понятие, учитывающее человеческие потребности, характеристики, мотивацию и опыт при проектировании, разработке и внедрении технологических решений и организационных практик, которые помимо того, что отвечают функциональным требованиям, способствуют также повышению благосостояния, развитию способностей и трудовых навыков людей [10].
Таким образом, термин «человекоцентричные технологии» используется для того, чтобы обозначить технологии, способные внести вклад в формирование человекоцентричной экономики. По мере того, как организации все больше оцифровываются и автоматизируются, человеко-ориентированный
ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 4 (75)
подход учитывает человекоцентричные факторы как в разработке, так и во внедрении технологий на организационном уровне.
На технологическом уровне человекоцентричность направлена на оптимизацию взаимодействия между людьми и машинами (роботами). Это включает в себя совместное проектирование процессов, систем и рабочих сред, направленное на повышение вовлеченности, безопасности, благополучия сотрудников и их производительности, усиливая при этом роль человека за счет интеграции технологий. Одной из задач при этом является обеспечение этичного развития и внедрения технологий, сохраняя автономию и контроль индивидуумов над производственными системами при уважении общечеловеческих ценностей.
Технологии, ориентированные на человека, часто называемые «дружественными к труду», направлены на поддержку и улучшение рабочей силы. Примерами в этой категории являются: передовые ИКТ и цифровые технологии, роботы, искусственный интеллект (ИИ), взаимодействие человека и машины, технологии расширенной реальности, биоинспирированные технологии и материалы, цифровые двойники, моделирование и технологии передачи, хранения и анализа данных. Кроме того, автоматизация и робототехника, носимые технологии (такие как умные очки и экзоскелеты), платформы для совместной работы, блокчейн, 3D-печать, интернет вещей (1оТ), дополненная реальность (AR) для обучения и биометрические технологии - все это способствует созданию более удобной и эффективной рабочей среды в различных отраслях.
На организационном уровне человекоцентричный подход уделяет особое внимание благополучию и удовлетворенности работников с учетом их конкретных потребностей, навыков и перспектив роста их человеческого потенциала.
Такой подход высоко ценит вклад и профессионализм сотрудников, способствуя тем самым развитию культуры сотрудничества и инклюзивности. Также активно поощряется мастерство и непрерывное обучение сотрудников, обеспечение их необходимыми знаниями, способность адаптироваться к постоянно развивающимся технологиям.
Кроме того, реализация человекоцентричного подхода обеспечивает здоровый баланс между работой и личной жизнью, приводит к повышению мотивации сотрудников, эффективности и общему организационному успеху. Благодаря этому у компаний формируются возможности, необходимые для адаптации к стремительному темпу технологического развития.
Интеграция человеческих качеств с передовыми технологиями обладает потенциалом для открытия беспрецедентного уровня инноваций, производительности и расширения прав и возможностей людей. Эти симбиотические отношения органично согласуются с более широкой тенденцией цифровизации в отраслях, знаменуя собой первоначальный толчок к человекоцентричности.
МЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ
ВЕСТНИК ТСГУ. 2024. № 4 (75)
В то же время существуют заметные барьеры и проблемы в разработке, развертывании и внедрении технологий, ориентированных на человека. Трудности в проектировании технологий включают в себя отсутствие практических рекомендаций и стандартов, сложность, возникающую из-за необходимости высокой степени индивидуализации, а также трудности с принятием междисциплинарного подхода, включающего эргономику, поведенческие науки, когнитивные процессы и социокультурные аспекты в производственной рабочей силе.
Таким образом, в ходе четвертой промышленной революции формируются возможности для формирования человекоцентричной экономики на микроэкономическом уровне - на уровне технологий и организаций. Данный подход реализуется в рамках концепции Индустрии 5.0, направленной на расширение возможностей людей в сотрудничестве с новыми технологиями в промышленном контексте. Целью Индустрии 5.0 является создание человекоцен-тричного, адаптированного к современным вызовам и угрозам бизнеса, ориентированного на устойчивое развитие.
С учетом нарастания социально-демографических проблем, связанных со старением населения, проблемами в области навыков и образования, в условиях высоких темпов технологического развития, геополитического и экологического давления, директивным органам необходимо будет сосредоточить внимание на технологиях как средстве достижения социальных целей, выходящих за рамки экономической эффективности.
В настоящее время разработка и внедрение технологий с использованием подходов, ориентированных на человека, является зарождающейся отраслью, которая, учитывая интенсивную глобальную конкуренцию, нуждается в особом политическом внимании.
Библиографические ссылки
1. Доклад о человеческом развитии 2015. Труд во имя человеческого развития / пер. с англ. Human Development Report 2015: Work for Human Development. М., 2016.
2. Социализация как сущностная черта неоиндустриализации экономики в условиях четвертой промышленной революции / Э. А. Гасанов, Е. Н. Туми-левич, А. В. Золотарчук, Т. Г. Красота // Ученые заметки ТСГУ. 2024. Т. 15, № 2. С. 144-150.
3. Индекс развития человеческого потенциала // Информационно-аналитический портал «Гуманитарные технологии». URL: http://gtmarket.ru/rat-ings/human-development-index/human-development-index-info (дата обращения: 01.09.2024).
ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 4 (75)
4. Alkire S. Human Development: Definitions, Critiques, and Related Concepts. Human Development Research Paper 2010/01. UNDP, 2010. P. 13.
5. Устинова К. А., Губанова Е. С., Леонидова Г. В. Человеческий капитал в инновационной экономике : монография. Вологда, 2015. 195 с.
6. Золотарчук А. В. Эффективность сферы услуг в воспроизводстве человеческого потенциала регионов России : [монография]. Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2023. 157 с.
7. Гасанов Э. А., Коробкова О. К., Красота Т. Г. Доминирующие факторы неоиндустриального развития экономики в условиях «Индустрия 4.0» // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 5-2. С. 202-207. DOI 10.17513/vaael.3463.
8. Alves J., Lima T.M., Gaspar P.D. Is Industry 5.0 a Human-Centred Approach? A Systematic Review. Processes 2023. URL: https://doi.org/10.3390/pr11010193 (дата обращения: 01.09.2024).
9. Nahavandi S. Industry 5.0 - A Human-Centric Solution. Sustainability 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/335148344_Industry_50-A_Hu-man-Centric_Solution (дата обращения: 01.09.2024).
10. European Commission, Directorate-General for Research and Innovation, ERA industrial technologies roadmap on human-centric research and innovation for the manufacturing sector, Publications Office of the European Union, 2024. URL: https://data.europa.eu/doi/10.2777/0266 (дата обращения: 01.09.2024).
Title: Formation of a Human-Centered Economy in the Context of the Fourth Industrial Revolution
Authors' affiliation:
Tumilevich E. N. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation Gasanov E. A. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation Zolotarchuk A. V. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation
Abstract: The scientific issues of implementing the concept of human-centricity at the microeconomic level (the level of technologies and organizations) through the practical adaptation of modern breakthrough technologies in the context of the fourth industrial revolution are considered. The characteristics of the human-centered economy and the features of its implementation within the framework of Industry 5.0, aimed at empowering people in cooperation with new technologies in an industrial context, are given.
Keywords: human-centricity, Industry 5.0, the fourth industrial revolution, human potential.