оригинальная статья
УДК 332.142.2(045) © Суханов В.Е., 2024
Формирование бюджетов новых регионов в условиях интеграционных процессов
Всеволод Евгеньевич Суханов, студент финансового факультета, Финансовый университет, Москва, Россия
Vsevolod E. Sukhanov, student, Faculty of Finance, Financial University, Moscow, Russia
аннотация
В работе рассматриваются актуальные проблемы, связанные с формированием бюджета новых регионов: ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области. Отмечается, что интеграция новых регионов -это длительный процесс, который займет определенное время. В работе описываются различные внутренние факторы, которые могут оказать влияние на формирование бюджетной политики новых регионов. Подчеркивается важность того, что необходимо перенять опыт формирования бюджетной политики не только из отечественной практики, но и из зарубежной. Сформулирован ряд особенностей бюджетной политики, а также ряд уникальных мер организации бюджетного процесса для четырех новых регионов. В заключение автором представлены мероприятия и меры, которые позволят успешно интегрировать бюджеты новых регионов в единую бюджетную систему Российской Федерации. Ключевые слова: формирование бюджетов; социально-экономическая адаптация; экономическая интеграция; интеграционные процессы; интеграция территорий; экономическое развитие
Для цитирования: суханов В.Е. Формирование бюджетов новых регионов в условиях интеграционных процессов. Научные записки молодых исследователей. 2024;12(4):30-36.
original paper
Budget Configuration
of New Regions Under Integration Processes
abstract
The paper deals with topical issues related to the budgets configuration of new regions: the DPR, the LPR, the Kherson and Zaporozhye regions. Integrating new regions is a long process that will take some time. The paper describes various internal factors can influence forming the budget policy of new regions. The author emphasized it is necessary to learn from the experience of budget policy formation not only from domestic practice but also from foreign practice. The study formulated several features of budget policy, as well as some unique measures for managing the budget process for four new regions. In conclusion, the author presents measures and measures that will successfully integrate the budgets of the new regions into the unified budget system of the Russian Federation. Keywords: budgeting; socio-economic adaptation; economic integration; integration processes; integration of territories; economic development
For citation: sukhanov V.E. Budget configuration of new regions under integration processes. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2024;12(4):30-36.
Введение
В условиях современного развития Российской Федерации интеграционные процессы становятся неотъемлемой частью социально-экономической политики государства. Расширение территорий и присоединение новых регионов приводят к необходимости формирования эффективных, а иногда и вовсе новых механизмов бюджетирования. Правильное и своевременное формирование бюджетов новых регионов играет ключевую роль в их успешной интеграции в общегосударственную экономическую систему.
Процесс бюджетирования в новых регионах сталкивается с рядом специфических задач: оценка экономического потенциала, определение приоритетов финансирования,постоянные меняющие границы и население, это приводит к необходимости адаптации налоговой и финансовой политики. В условиях интеграционных процессов важно обеспечить баланс между интересами центра и регионов, а также создать условия для устойчивого социально-экономического развития на присоединенных территориях.
Формирование бюджетов новых регионов в условиях интеграционных процессов представляет собой сложный и многоаспектный процесс, который играет ключевую роль в обеспечении их устойчивого экономического развития и социальной стабильности. Интеграция новых территорий в единую бюджетную и налоговую систему Российской Федерации требует подбора наиболее эффективных и стабильных инструментов и мер воздействия, что обусловлено особенностями переходного периода, а также необходимостью в кратчайшие сроки интегрировать бюджеты новых регионов в единую бюджетную систему страны.
Бюджетные отношения необходимо организовать таким образом, чтобы они позволили наиболее эффективно интегрировать бюджеты новых регионов в единую бюджетную систему Российской Федерации, в этом контексте бюджетная политика и организация бюджетного процесса, как во всем государстве в целом, так и отдельно на новых территориях, выступает в качестве основного инструмента интеграции новых территорий.
описание бюджетной политики российской Федерации
Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий и мер в сфере организации бюджетных отношений, направленная на управление финансовыми ресурсами для эффективного выполнения государственных функций.
Если рассматривать цели в области государственных финансов, то можно отметить следующие [1, с. 35]:
1. Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает механизмы получения доходов и стратегического распределения бюджетных средств.
2. Органы государственного финансового контроля и иные участники бюджетного процесса осуществляют надзор за национальными финансами, налогообложением и бюджетными процессами, используя фискальные инструменты для влияния на экономическую и социальную динамику.
3. Государственные органы исполнительные власти решают как финансовые потребности, так и долгосрочные социально-экономические цели.
Бюджетная политика фокусируется на приоритетности финансовых ресурсов для решения ключевых проблем, минимизации налоговой нагрузки на экономику и оптимизации государственных обязательств. Следовательно, задача бюджетной политики заключается в том, чтобы повысить эффективность систем финансового управления страны и содействовать эффективному взаимодействию институтов [2, с. 15].
Среди множества инструментов бюджетной политики Российской Федерации выделяются: государственные займы, закупки и расходы. Займы связаны с денежными отношениями, закупки -с покупками продукции, услуг, а расходы связаны с необходимостью обеспечения различных потребностей государства1.
На текущий момент бюджетная политика Российской Федерации на 2024 год уже разработана и реализуется в активном формате. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2024 г. представлен в табл. 1.
1 Алехин Б. И. Государственные финансы. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; 2024. 22 с.
В Российской Федерации в соответствии с данными, представленными в табл. 1, фиксируется дефицит бюджета в 2024 г. На текущий момент он составляет 4,5%, или 1595,4 млрд руб. При этом средние расходы бюджета на душу населения составляют 250,3 тыс. руб. Эффективная интеграция бюджетов новых регионов в единую бюджетную систему страны позволит снизить объем федеральных трансфертов, направляемых в бюджеты новых территорий, а также увеличить доходы и финансовую самостоятельность новых субъектов, что поспособствует уменьшению дефицита и росту доходов федерального бюджета в долгосрочной перспективе.
Теперь представим бюджеты субъектов Российской Федерации, которые продемонстрировали наивысшие бюджетные показатели в 2024 г. (табл. 2).
Среди крупнейших бюджетов выделяются три субъекта: Москва, Санкт-Петербург, Московская область с бюджетами в 4289,8, 1179,6 и 1025,7 млрд руб. соответственно.
При оценке общих доходов бюджета доминируют крупные городские и промышленные центры. Основными источниками являются Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край, Свердловская область и Татарстан. В частности, прогнозируется, что в 2024 г. Москва получит почти 4,3 трлн руб. доходов, что значительно превышает совокупные доходы других регионов, которые в общей сложности составляют 13,9 трлн руб.2
Анализ распределения регионального бюджета в России выявляет существенные различия между регионами. Регионы, характеризующиеся низкой плотностью населения, но богатые природными ресурсами, такие как: Чукотский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, а также Сахалинская область, постоянно демонстрируют более высокие расходы на душу населения. Такая тенденция обусловлена в первую очередь их экономическими особенностями, которые существенно повышают их фискальную обеспеченность3.
2 Ракитина И. С., Березина Н. Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; 2024.109 с.
3 Бюджеты регионов Российской Федерации. URL: https://
bujet.ru/article/477556.php (дата обращения: 25.08.2024).
разработка бюджетов для новых регионов российской Федерации
В 2022 г. Министерство финансов Российской Федерации инициировало ряд мер, направленных на оптимизацию бюджетного процесса для четырех новых регионов Российской Федерации, с акцентом на сокращение времени, отведенное на бюджетное планирование, а также применение уникальных подходов к консолидации бюджетов. В соответствии с инициативами Министерства Финансов Российской Федерации бюджетные мероприятия для Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Херсонской и Запорожской областей будет регулироваться специальными правилами с 2023 по 2025 г. Основные элементы нововведений: заметное сокращение сроков бюджетного планирования, консолидация региональных и местных бюджетов, распределение средств через полевые отделения Центрального банка и ограничения для получателей субсидий4.
Постановление Правительства Российской Федерации об организации бюджетного процесса в новых регионах, разработанное Министерством финансов, тесно взаимосвязано с федеральными конституционными законами, принятыми 4 октября 2022 г., которые содействуют интеграции Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Херсонской и Запорожской областей в Российскую Федерацию. Данное постановление обеспечивает структурную основу для формирования, утверждения и исполнения бюджета в этих регионах в переходный период, куда относится и подготовка бюджетных отчетов.
Анализируя изменения бюджетной политики подробнее, отметим, что корректировка заключается в переходе от стандартной трехлетней модели бюджетного планирования, обычно используемой в других регионах и на федеральном уровне, к однолетнему циклу планирования специально для этих территорий. Такое нововведение обусловлено ограниченной доступностью статистики и переходным периодом новых регионов, что делает краткосрочное финансовое
4 Алгоритм бюджетной политики новых территорий. URL: https://www.rbc.ru/economics/26/11/2022/63807d7f9a7947 2f87ef02ac (дата обращения: 02.09.2024).
Таблица 1
Федеральный бюджет российской Федерации на 2024 г.
доходы бюджета на 2024 г., млрд руб. расходы бюджета на 2024 г., млрд руб. дефицит, млрд руб. дефицит, % население, чел. (на 01.01.2023) расходы бюджета на душу населения, тыс. руб.
Российская Федерация 35 065,3 36 660,7 1595,4 4,5% 146 447 424 250,3
Источник: составлено автором по данным bujet.ru Бюджеты регионов Российской Федерации. URL: https://bujet.ru/ article/477556.php (дата обращения: 25.08.2024).
Таблица 2
Бюджеты крупнейших субъектов российской Федерации на 2024 г.
субъект рФ доходы бюджета на 2024 г., млрд руб. расходы бюджета на 2024 г., млрд руб. дефицит, млрд руб. дефицит, % население, чел. (на 01.01.2023) расходы бюджета на душу населения, тыс. руб.
Москва 4289,8 4790,1 500,3 11,7% 13 104 177 365,5
Санкт-Петербург 1179,6 1337,4 157,8 13,4% 5 600 044 238,8
Московская область 1025,7 1068,8 43,1 4,2% 8 591 736 124,4
Источник: составлено автором по данным bujet.ru Бюджеты регионов Российской Федерации. URL: https://bujet.ru/ article/477556.php (дата обращения: 25.08.2024).
планирование более осуществимым и эффективным в текущих обстоятельствах5.
Также следует выделить и подход к консолидации бюджета, который претерпел заметную трансформацию в сравнении с другими бюджетами Российской Федерации. В 2023 г. муниципальные бюджеты на этих новых территориях не разрабатывались автономно. Вместо этого все расходы местных органов власти будут интегрированы в региональные бюджеты, а соот-
5 Алехин Б. И. Государственные финансы. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; 2024. 55 с.
ветствующие потоки доходов будут переведены в региональное казначейство. Благодаря данной стратегии существует возможность решать сложности подготовки бюджета, процесса, для которого у многих местных администраций нет необходимого опыта, особенно в таких неопределенных условиях6.
Новые регионы также классифицируются как регионы с высоким уровнем субсидирова-
6 Алгоритм бюджетной политики новых территорий. URL:
https://www.rbc.ru/economics/26/11/2022/63807d7f9a7947
2f87ef02ac (дата обращения: 02.09.2024).
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА / SPATIAL ECONOMICS
ния (такие регионы, где доля межбюджетных трансфертов превышает 40% от общего дохода). Благодаря данной классификации на регионы налагаются строгие фискальные ограничения: лимиты на расходы на заработную плату и обязательства, выходящие за рамки региональных полномочий и прочие. Также требуется, чтобы все бюджетные предложения и поправки были одобрены Государственной Думой Российской Федерации.
С 1 января 2023 г. участники бюджетного процесса в новых регионах будут получать доступ к средствам через счета, открытые Федеральным казначейством в полевых отделениях Центрального банка и Промсвязьбанка. Такие отделения придерживаются специализированных правил, совместно утвержденных Центральным банком и Министерством обороны. Данная мера следует за предыдущими действиями, такими как передача контроля над государственными банками в Донецкой и Луганской областях Промсвязьбанку.
Важно отметить, что учреждения, получающие бюджетные ассигнования на этих территориях, будут обозначены как «казенные учреждения». Это значительно ограничивает автономию этих учреждений, выходя за рамки финансового управления, например, в кадровом обеспечении, которое теперь потребует одобрения со стороны вышестоящих органов7.
Таким образом, инициативы Министерства финансов направлены на обеспечение строгого надзора и плавной интеграции новых территорий в национальную бюджетную систему, что является критически важным шагом в переходный период.
В соответствии со статистикой отмечается, что 2023 г. был завершен в профиците лишь у 28 регионов, а 61 регион закончили его с дефицитом8. Следовательно, необходимо сформировать перечень релевантных мероприятий, направленных на разработку новых инструментов или способов,
7 Алгоритм бюджетной политики новых территорий. URL: https://www.rbc.ru/economics/26/11/2022/63807d7f9a7947 2f87ef02ac (дата обращения: 02.09.2024).
8 Исполнение бюджетов регионов Российской Федерации в 2023 г. URL https://www.vedomosti.ru/economics/ articLes/2024/02/02/1018050-anaLitiki-otseniLi-ispoLnenie-byudzhetov-regionov-v-proshLom-godu (дата обращения: 26.08.2024).
которые будут способствовать качественному улучшению ситуации не только в новых регионах, но также и в Российской Федерации в целом9.
По информации, представленной газетой «Ведомости», отмечается, что за 2023 г. из новых регионов только Херсонская область завершила финансовый год с профицитом бюджета. Его размер составил 1,2 млрд руб. Остальные новые регионы показали превышение расходов над доходами, следовательно, фиксируется дефицит бюджета, что говорит о необходимости поиска дополнительных источников финансирования дефицита бюджета, а также о необходимости использования новых инструментов бюджетной политики в данных регионах10.
РБК, цитируя В. В. Путина, отмечает, что новые регионы в 2023 г. получили более 1,077 трлн руб. финансирования. Также было отмечено, что данные регионы уже начали отчислять налоги в единую налоговую систему Российской Федерации11.
Также фискальные прогнозы для недавно присоединенных регионов - Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей - показывают сильную зависимость бюджетов новых территорий от федеральных трансфертов. В 2023 г. эти регионы получили 410,7 млрд руб., что составило 89% доходов их бюджетов. Эти средства в первую очередь направляются на социальные выплаты и зарплаты бюджетникам, что подчеркивает зависимость этих территорий от федеральной финансовой поддержки. Донецкая Народная Республика, в частности, получает самые высокие ассигнования, даже превосходя Крым по объему федерального финансирования.
В целом, финансовая устойчивость недавно присоединенных регионов в значительной степени зависит от федеральных ассигнований. Данные трансферты необходимы для сохранения фискального баланса и обеспечения финансовой
9 Крохина Ю.А. Бюджетное право России. Учебник для вузов. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; 2024. 79 с.
10 Исполнение бюджетов регионов Российской Федерации в 2023 г. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articLes/2024/02/02/1018050-anaLitiki-otseniLi-ispoLnenie-byudzhetov-regionov-v-proshLom-godu (дата обращения: 26.08.2024).
11 Финансирование новых регионов Российской Федерации. URL: https://www.rbc.ru/poLitics/16/01/2024/65a6a6079a794 7427f04e33a (дата обращения: 28.08.2024).
жизнеспособности этих регионов в более широком контексте бюджетной структуры России12.
Для того чтобы успешно интегрировать бюджеты новых регионов в единую бюджетную систему Российской Федерации, предлагаются следующие мероприятия13:
1. Временное изменение налогового законодательства в новых регионах - данная мера уже активно прорабатывается. Государственной думой вносятся соответствующие изменения и поправки в Налоговый кодекс. В частности, установление ставки по налогу на прибыль в 2023-2025 гг. для экспортеров СПГ на уровне 34%, отсрочка по запуску акциза на сладкую газировку на полгода, пониженные ставки по НДС в размере 9,09 и 16,67% вместо 10 и 20% и другие изменения.
2. Предлагается в краткосрочном периоде увеличить размер субсидий в новые регионы Российской Федерации с целью наращивания экономического потенциала новых субъектов.
3. Развивать локальные проекты в новых регионах, которые будут формировать дополнительную налоговую базу, что позволит выйти им из дефицита.
4. Важно развивать крупные инфраструктурные проекты, например, создавать ОЗЭ на территории не только новых регионов, но и старых, что повлечет за собой комплексное увеличение доходов бюджетов Российской Федерации.
5. Временное введение специальных порядков и режимов организации бюджетного процесса Министерством финансов в новых регионах Российской Федерации с целью максимизации контроля за происходящим в субъектах. Данная мера позволит в условиях неопределенности
12 Гончаренко Л. И. и др. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Учебник для вузов. Гончаренко Л. И., ред.4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; 2024. 69 с.
13 Чалдаева Л.А. и др. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник для вузов. Чалдаева Л. А., ред. 5-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт; 2024. 68 с.
осуществлять гибкое бюджетное планирование в краткосрочном периоде и направлять необходимые денежные средства на социальные цели, поддержку бизнеса и другие задачи.
Выводы
Анализ формирования бюджетов новых регионов в условиях интеграционных процессов, проведенных в данном исследовании, позволил выявить, что начиная с 2022 г. государство инициировало ряд уникальных мер, направленных на оптимизацию бюджетного процесса в четырех новых регионов, а также одобрила переходный налоговый режим для новых территорий.
В статье предлагается ряд мероприятий, который позволит эффективно интегрировать бюджеты новых регионов в единую бюджетную систему Российской Федерации, что не только пополнит бюджеты ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, но так и предполагает комплексное увеличение всех доходов Российской Федерации.
В рамках данного исследования предложены актуальные способы формирования бюджетов новых регионов Российской Федерации. Среди них отмечается формирование нового инструментария пополнения бюджета Российской Федерации и ее регионов: увеличение налогооблагаемой базы, что должно значительно пополнить доходы бюджета Российской Федерации, также в качестве меры «точечного» характера предлагается еще больше в краткосрочном периоде увеличить размер субсидий в новые регионы Российской Федерации, следует обратить внимание на развитие новых инфраструктурных проектов как на территориях новых регионов, так и по всей Российской Федерации в целом, а также продолжить использовать уникальные инструменты бюджетной политики на территориях новых регионов с целью их скорейшей интеграции в единую бюджетную систему Российской Федерации.
Благодарности
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.
Acknowledgments
The paper was prepared on the research results carried out at the expense of budgetary funds within the framework of the government research assignment to the Financial University.
Список источников
1. Davies Jeff, Hughes S. Managerial Economics. London: Longman Group UK Ltd; [S. I.]: MacdonaLd & Evans Ltd; 1989. 302 p.
2. Dornbusch R., Fischer S. Dornbusch, Rudiger. Macroeconomics. New York; St. Louis; San Francisco: McGrawHill, Inc.; 1978. 664 p.
3. Глотова И. И., Петросян Д. В. Актуальные проблемы и пути оптимизации расходования финансовых ресурсов федерального бюджета РФ. Финансы и учетная политика. 2022;2 (28):13-21.
4. Забнина Г. Г., Сорокин И. И. Сущность бюджетной политики региона. Научный результат. Экономические исследования. 2019;(2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-byudzhetnoy-politiki-regiona (дата обращения: 14.09.2024).
5. Сулейманов М. М. состояние и пути повышения сбалансированности бюджетов территорий в новых экономических условиях. Индустриальная экономика. 2021;(5). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sostoyanie-i-puti-povysheniya-sbalansirovannosti-byudzhetov-territoriy-v-novyh-ekonomicheskih-usloviyah (дата обращения: 14.09.2024).
6. Шацкий А. А. формирование национальной стратегии региональных бюджетов. Вестник ГУУ. 2023;(6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-natsionalnoy-strategii-regionalnyh-byudzhetov (дата обращения: 14.09.2024).
7. Болтинова О. В. Эволюция бюджетного процесса Российской Федерации в условиях трансформации бюджетного законодательства. Актуальные проблемы российского права. 2023;11(156). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-byudzhetnogo-protsessa-rossiyskoy-federatsii-v-usloviyah-transformatsii-byudzhetnogo-zakonodatelstva (дата обращения: 14.09.2024).
References
1. Davies Jeff, Hughes S. Managerial Economics. London: Longman Group UK Ltd; [S. l.]: Macdonald & Evans Ltd; 1989. 302 p.
2. Dornbusch R., Fischer S. Dornbusch, Rudiger. Macroeconomics. New York; St. Louis; San Francisco: McGrawHill, Inc.; 1978. 664 p.
3. Glotova I. I., Petrosyan D. V. Actual problems and ways to optimize the spending of financial resources of the federal budget of the Russian Federation. Finansy i uchetnaya politika = Finance and accounting policy. 2022;2(28):13-21. (In Russ.).
4. Zabnina G. G., Sorokin I. I. The essence of the regional budget policy. Scientific result. Ekonomicheskie issledovaniya = Economic research. 2019;(2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-byudzhetnoy-politiki-regiona (accessed on 14.09.2024). (In Russ.).
5. Suleimanov M. M. State and ways to improve the balance of territorial budgets in the new economic conditions. Industrial'naya ekonomika = Industrial Economy. 2021;(5). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sostoyanie-i-puti-povysheniya-sbalansirovannosti-byudzhetov-territoriy-v-novyh-ekonomicheskih-usloviyah (accessed on 14.09.2024). (In Russ.).
6. Shatsky A. A. Formation of a national strategy for regional budgets. Vestnik GUU = Bulletin of the State University of Management. 2023;(6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-natsionalnoy-strategii-regionalnyh-byudzhetov (accessed on 14.09.2024). (In Russ.).
7. Boltinova O. V. Evolution of the budget process of the Russian Federation in the context of the transformation of budget legislation. Aktual'nye problemy rossijskogo prava = Actual problems of Russian law. 2023;11(156). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-byudzhetnogo-protsessa-rossiyskoy-federatsii-v-usloviyah-transformatsii-byudzhetnogo-zakonodatelstva (accessed on 14.09.2024). (In Russ.).