Научная статья на тему 'Формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности в республике Карелия'

Формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности в республике Карелия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юринов М. Н.

Проанализирована работа, проводимая Правительством Республики Карелия по формированию портфеля перспективных проектов, становлению системы планирования, анализа и мониторинга инвестиционной деятельности, привлечению частных инвестиционных средств и средств федерального бюджета по линии федеральных целевых программ и адресной инвестиционной программы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности в республике Карелия»

ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХУСЛОВИЙ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ

М. Н. ЮРИНОВ,

министр экономического развития Республики Карелия Е-таН:есопоту@кагеНа. ги

Проанализирована работа, проводимая Правительством Республики Карелия по формированию портфеля перспективных проектов, становлению системы планирования, анализа и мониторинга инвестиционной деятельности, привлечению частных инвестиционных средств и средств федерального бюджета по линии федеральных целевых программ и адресной инвестиционной программы.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, управление, проектное финансирование.

Инвестиционная политика является сложным направлением работы, так как инвестиции требуют огромного количества средств и не приносят быстрых результатов. Однако именно инвестиции являются основой экономики. Получив в наследство от общесоюзного разделения труда преимущественное развитие добывающих отраслей промышленности, такие как лесозаготовительная и горнодобывающая, Республика Карелия стремится выстроить систему мер для перехода на инновационный путь развития. И в этих условиях формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности становится одной из главных задач.

Актуальность исследования обусловлена тем, что инвестиционная политика является составной частью государственной экономической и социальной политики и одним из инструментов воздействия на региональное развитие. Причем наблюдается тесная двусторонняя связь между уровнем социально-экономического развития региона и уровнем его инвестиционной активности. С одной стороны, высокий уровень развития региона увеличивает его инвестиционные привлекательность и активность на его территории, с другой — инвестиционная активность способствует повышению уровня

экономического развития региона. Поэтому цель данного исследования — выяснить, как строится инвестиционная политика в Республике Карелия и определить факторы повышения инвестиционной привлекательности региональной экономики.

Государственное воздействие на инвестиционные процессы имеет двойственную природу. С одной стороны, это прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, предоставления на конкурсной основе государственных гарантий, проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством, а также участие государства путем защиты российских организаций от поставок морально устаревших технологий, оборудования, материалов. С другой стороны — это создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности с помощью различных способов. К таким способам относятся:

• законодательная защита интересов инвесторов;

• совершенствование налоговой системы;

• предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий;

• принятие антимонопольных мер;

• создание и развитие сети информационных и аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности и т. д.

При этом важно отметить, что для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства, государственное вмешательство в экономику страны должно отвечать интересам всех слоев общества.

Инвестиционная политика государства является одним из инструментов воздействия на развитие не только всего государства, но и на региональное развитие. Поэтому при исследовании данной политики нельзя не учитывать регионального фактора, который в такой территориально большой стране, как Россия, играет значительную роль.

Содержание инвестиционной политики каждого региона включает в себя:

• во-первых, определение социальных, экологических и экономических проблем, имеющих приоритет перед остальными сферами жизнедеятельности региона, составляющими в совокупности региональную социально-экономическую политику;

• во-вторых, выбор и обоснование системы стратегических и тактических целей, определение эффективных путей их реализации;

• в-третьих, разработку системы мер, направленных на привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов и создание системы контроля заходом реализации намеченных мероприятий по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов. На социально-экономическую ситуацию в

регионах России, а, следовательно, и на масштаб инвестиционной деятельности в регионе оказывает влияние ряд факторов, которые в свою очередь служат основой для определения приоритетов разрабатываемой инвестиционной политики на уровне региона. К основным факторам относят: экономико-географическое положение; природно-климатические условия; природно-ресурсный потенциал; демографический потенциал и структуру населения; структуру и специализацию хозяйства; финансовую обеспеченность; тип (уровень) социально-экономического развития региона. При этом очень важно правильно определить и выявить именно те факторы, которые в данном регионе особенно существенны, т.е. учесть специфику конкретного региона, его территориальные особенности.

Важным и необходимым направлением региональной инвестиционной политики является определение стратегии и приоритетов развития региона на базе наиболее полного использования ее конкурентных возможностей и преимуществ, влияющих на инвестиционный климат и на его составляющие, а именно, на инвестиционную привлекательность и инвестиционную активность в данном регионе. Причем наблюдается тесная двусторонняя связь между уровнем социально-экономического раз-

вития региона и уровнем его инвестиционной активности. С одной стороны, высокий уровень развития региона увеличивает его инвестиционную привлекательность и инвестиционную активность на его территории, с другой — инвестиционная активность способствует повышению уровня экономического развития региона.

Таким образом, инвестиционный процесс в регионе строится на основе разработанной инвестиционной стратегии, которая является планом инвестиционной деятельности, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести к достижению инвестиционных целей и получению ожидаемого инвестиционного эффекта. А задачей региональной стратегии в первую очередь является повышение инвестиционной привлекательности региона.

Правительство Республики Карелия строит свою инвестиционную политику исходя из присущих региону определенных конкурентных преимуществ и наличия слабых сторон. Республика Карелия обладает рядом факторов, которые, в сочетании с целенаправленными действиями в области инвестиционной политики, повышают ее инвестиционную привлекательность. Среди них следует выделить:

• богатые природные ресурсы: лес, минеральное сырье, вода, которые создают возможности для глубокой переработки сырья;

• выгодное географическое расположение, при котором через республику проходят сухопутные транспортные пути, соединяющие Финляндию (т. е. Европейский Союз) и Европейский Север России, железнодорожные и автодорожные магистрали, соединяющие Центральную часть России и Мурманскую область, водная система, позволяющая выходить в пять морей Европы и Азии, что дает республике перспективу реализовывать свои транзитные возможности;

• приграничное расположение республики, дающее ей возможность полного использования таких факторов, как относительно низкие транспортные издержки при осуществлении товарообмена с рынками европейских стран, приоритетное получение средств европейских программ в сфере экологии, технической помощи, обучения кадров ит.д.;

• богатое историческое и культурное наследие в сочетании с уникальной северной природой, позволяющие реализовывать значительный рекреационный потенциал;

• наличие уникальных архитектурных и культурно-исторических объектов, благодаря чему Республика Карелия является одной из наиболее известных российских территорий в международном туризме;

• традиционное отнесение республики к регионам с умеренным инвестиционным риском. Развитие экономики Республики Карелия

связано с освоением этих богатств. Но необходимо учитывать и факторы, несколько ослабляющие инвестиционную привлекательность республики: относительно низкие численность и плотность населения республики (особенно в ее северной части). Последние препятствуют развитию емкого потребительского и финансового рынков, являющихся одним из главных факторов, привлекающих инвестиции. Кроме того, республика не обладает топливно-сырьевыми и энергетическими инвестиционно привлекательными отраслями.

Существенное влияние на Карелию оказывают соседи — Санкт-Петербург и Ленинградская область, которые обладают мощным научно-техническим потенциалом, емкими потребительским и финансовым рынками, более выгодным геоэкономическим положением, более развитой транспортной инфраструктурой. Соседи в 9,5 раз превосходят Карелию по численности населения и при этом обладают в два раза меньшей территорией.

Несмотря на возникающие трудности, основным экономическим приоритетом республики объявлено привлечение инвестиций и повышение инвестиционной привлекательности. В связи с этим организована работа, связанная с конкретными проектами и с формированием портфеля перспективных проектов, становлением системы планирования, анализа и мониторинга инвестиционной деятельности, привлечением частных инвестиционных средств и средств федерального бюджета по линии федеральных: целевых программ (ФЦП) и адресной инвестиционной программы (ФАИП).

В лесопромышленном комплексе республики реализуется более 30 достаточно крупных инвестиционных проектов. В числе наиболее значимых проектов с участием иностранного и отечественного капиталов:

• модернизация целлюлозно-бумажных предприятий республики (ОАО «Кондопога», ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «ЦЗ «Питкяранта»);

• развитие мебельного производства (IKEA);

• комплексная глубокая переработка древесины (ЗАО «Инвестлеспром»),

• производство малоэтажного, экологически чистого жилья из деревянного массива и строительных клеевых конструкций («Межрегиональная лесозаготовительная компания» и др.). Пудожский мегапроект включает в себя геологическое изучение, разведку и промышленную разработку Пудожгорского месторождения титано-магнетитовых руд, Аганозерского месторождения хромовых руд и Шалозерского месторождения хромо-медно-никелево-платинометальных руд Бу-раковского массива, а также создание на их базе ряда крупных промышленных производств. Проект оценивается в 100—120 млрд руб. и требует применения механизмов частно-государственного партнерства в сфере строительства инфраструктуры и привлечения не только средств бюджета республики и тех компаний, которые непосредственно участвуют в реализации проектов, но и средств энергетических и железнодорожных компаний, также заинтересованных в продвижении своих услуг.

С целью активизации инвестиционной деятельности в республике принят ряд нормативных актов, устанавливающих формы государственной поддержки, среди которых основополагающим является Закон Республики Карелия от 26.06.2004 № 787-ЗРК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия». Закон предоставляет режим инвестиционного благоприятствования организациям в реализации инвестиционных проектов, которые отвечают установленным критериям и требованиям. К таким требованиям относятся, например, приоритетные направления и сферы инвестирования, увеличение рабочих мест и прирост суммарных отчислений в консолидируемый республиканский бюджет после окончания действия налоговых льгот. В рамках данного режима предоставляются такие формы государственной поддержки, как льготные бюджетные кредиты, государственные гарантии, налоговые льготы, налоговые кредиты. Работа по привлечению инвестиций и модернизации экономики выстраивается на основе программы Основных направлений инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2007—2010 годы.

В республике созданы основные элементы инновационной инфраструктуры: Региональный инновационный комплекс и 1Т-парк Петрозаводского государственного университета, Инновационный центр «Укко» и Карельский центр трансфера технологий и инноваций при КарНЦ РАН, бизнес-инкубатор Республики Карелия, сформировано несколько десятков инновационно

активных предприятий. Разработана региональная целевая программа «Информатизация Республики Карелия на 2008—2012 годы», в ходе реализации которой введено в опытную и промышленную эксплуатацию 9 информационных систем; приобретено 116 рабочих мест для организации электронного документооборота в органах исполнительной власти. Во время посещения Карелии Президент Российской Федерации Д. А. Медведев дал высокую оценку уровня использования в республике информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности.

К сожалению, начавшийся в США финансовый и экономический кризис приобрел масштабы мирового и не мог не отразиться на экономике России в целом и Карелии в частности. В связи с резким падением спроса на продукцию предприятий лесного и горнопромышленного комплексов, а также снижением мировых цен на металл пострадали отрасли, традиционно ориентированные на экспорт. Стали нарастать негативные тенденции в экономике, выявился ряд проблем, требующих решения не только на региональном, но и на федеральном уровне.

Несмотря на то, что Республика Карелия вступила в кризис более подготовленной, чем это было в 1992 и 1998 гг., и для смягчения негативных последствий в республике был разработан и реализуется план антикризных мероприятий, объем инвестиций в республику заметно сократился и отодвинул некоторые планы модернизации экономики на более поздний срок.

Однако усилия Правительства Республики Карелия и в это сложное время направлены не

только на обеспечение стабилизации экономической ситуации и создание условий для посткризисного развития республики, но и на укрепление ее инвестиционной привлекательности, активизацию инновационной деятельности и повышение эффективности экономики. Эта работа определена важнейшими стратегическими документами: Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года и Программой экономического и социального развития Республики Карелия на период до2010 года.

Сегодня уже видно, что инвестиции способствуют повышению производительности труда, созданию новых рабочих мест, росту производства и доходов бюджетов всех уровней, поэтому особое внимание в Республике Карелия уделяется формированию благоприятных условий для инвестиционной деятельности.

Список литературы

1. Курило А. Е., Немкович Е. Г., Сенюшкин Е. Н. Социально-экономические преобразования в Республике Карелия (1990—2005 гг.), 350 с.

2. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации Министерства регионального развития РФ. URL: http://archive. minregion. ru.

3. Возрождение Карелии. Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на 1999-2014 гг. Петрозаводск, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.