СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
УДК 33233 : 004 О. В. ШУМАКОВА
Н. Б. ГАВРИЛОВА М. А. РАБКАНОВА
Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина
ФОРМИРОВАНИЕ
БАЗЫ ДАННЫХ МОНИТОРИНГА
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
(НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
В статье рассматривается процесс формирования базы данных мониторинга устойчивого развития сельских территорий Омской области. Основное содержание сосредоточено на автоматизации процессов обработки информации с целью упрощения расчетов и оперативности. Рассмотрены этапы оценки системы показателей. Ключевые слова: сельские территории, мониторинг, база данных, нормативные значения.
Эффективность реализации стратегии развития региона во многом зависит от создания системы мониторинга устойчивого развития сельских территорий. Организация мониторинга определяется комплексом механизмов практической реализации методики исследования и при этом применимость тех или иных методов и инструментов управления зависит от достоверности и оперативности оценки происходящих процессов в социально-экономической сфере.
В связи со сложностью внутренней организации, а также управления региональной социально-экономической системой к мониторингу предъявляются определенные требования:
1) достоверность мониторинга — использование информационных данных и системы мониторинговых показателей (индикаторов), наиболее полно и достоверно характеризующих исследуемое явление;
2) оперативность — ориентация на сокращение, сбора и обработки информации с целью возможности принятия экстренных управленческих решений, если того требует складывающаяся социально-экономическая ситуация;
3) систематичность — осуществление мониторинга в течение более или менее длительного срока с определенными интервалами сбора информации. Относительно стратегического планирования длительность мониторинга должна превышать период, на который разработана стратегия;
4) комплексность — одновременное отслеживание динамики показателей, характеризующих различные стороны развития (при этом возможен как мониторинг каждого отдельно взятого показателя, так и сведение их в интегральный показатель, позволяющий судить о процессе реализации стратегии в целом) независимость и объективность [1].
Сформированная методика проведения мониторинга устойчивого развития сельских территорий (рис. 1) отвечает предъявляемым требованиям. Од-
нако для более быстрого получения результата, необходима автоматизация процессов обработки информации.
В программе Microsoft office Excel разработана электронная форма Базы данных мониторинга устойчивого развития сельских территорий. Данная расчетная таблица позволяет пользователю оценить демографическую политику, занятость, доходы населения, развитие и диверсификацию сельской экономики, а также развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, экологическую политику, выявить отклонения от нормативных значений.
Этапы работы с базой данных представлены на рис. 2.
Для расчета применяемых показателей пользователю необходимо занести исходную информацию во вкладку «Исходные данные». После выбора закладки по направлению государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий региона в диалоговом окне появляется перечень расчетных показателей. На закладке «Сумма баллов» автоматически проводится расчет баллов, характеризующих уровень развития сельских поселений, который складывается исходя из размера баллов по каждому рассчитанному показателю (рис. 3).
Применение разработанной базы данных позволит сэкономить силы и время при оценке устойчивости развития сельских территорий, особенно в крупных районах области. Также наглядность результатов оценки позволит органам исполнительной власти целостно представить «картину» уровня устойчивого развития региона, своевременно разрабатывать регулирующие воздействия, направленные на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций.
На основе разработанной методики и электронной формы Базы данных мониторинга устойчивого развития сельских территорий было проведено исследование сельских поселений Омской области.
Организация процесса мониторинга устойчивого развития сельских территорий
1. Определение сущности, целей, задач и основных принципов организации мониторинга
Сущность - непрерывное отслеживание и прогнозное оценивание стабильного развития сельских территорий региона, по определенному набору показателей
Принципы организации мониторинга :
1) целенаправленность (исключение сбора избыточной, ненужной информации); 2) комплексность; 3) системный подход к организации мониторинга; 4) непрерывность наблюдения; 5) периодичность снятия информации о происходящих изменениях; 6) сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени; 7) требования к информации: полнота, достоверность, своевременность, репрезентативность.
Цель:
формирование сведений об основных направлениях развития, эффективное соблюдение которых обеспечит оптимальное использование ресурсов и стабильное развитие территории, улучшение жизни сельского населения на среднесрочную перспективу
Задачи:
1. стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность;
2. диверсификация сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения;
3. улучшение жилищных условий сельского населения;
4. создание современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности.
5. обеспечение занятости сельского населения
2. Определение основных направлений мониторинга:
1. мониторинг демографической политики, занятости, доходов населения;
2. мониторинг развития и диверсификации сельской экономики;
3. мониторинг улучшения жилищных условий сельского населения, развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, экологическая политика.
3. Определение системы инструментов мониторинга - перечень показателей мониторинга, периодичность их сбора и источники информации
Перечень показателей мониторинга определяется в разрезе каждого направления мониторинга. Периодичность сбора информации - 1 раз в год.
Источники информации - Информационной основой мониторинга может служить не только статистическая информация, но и данные социологических исследований
4. Определение технического обеспечение мониторинга (выбор средств вычислительной техники, использование каналов связи)
Средства вычислительной техники: обработка данных с использованием табличного процессора Microsoft Excel (пакет Microsoft Office) или других средств.
Каналы связи: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области, районные управления сельского хозяйства, администрация сельских поселений. Анкеты могут быть разосланы по почте, электронной почте, факсу, в некоторых случаях опрос может быть осуществлен по телефону
5. Определение организационно-экономического механизма реализации мониторинга в регионе
Организация мониторинга устойчивого развития сельских территорий и окончательная обработка данных в целом по области - Головной центр ИКС АПК по Омской области; сбор и обработка данных - Информационноконсультационные центры сельских территорий.
Финансовое обеспечение поддержания в работоспособном состоянии системы мониторинга устойчивого развития сельских территорий должны осуществлять местные органы управления за счет бюджетных средств
Рис. 1. Организация процесса мониторинга устойчивого развития сельских территорий
Исследование проводилось за 2009 — 2010 гг. и предусматривало выполнение следующих этапов:
1) определение выборочной совокупности;
2) определение методов сбора информации;
3) сбор и обработка информации;
4) анализ полученных результатов.
Выбор районов Омской области в целях осуществления мониторинга устойчивого развития сельских территорий осуществлялся таким образом, чтобы исследование отражало среднее положение дел по природно-экономическим зонам региона: степной, южной лесостепной, северной лесостепной и северной. То есть была применена типическая выборка, когда все единицы генеральной совокупности объ-
единены в несколько (в нашем случае 4) крупных типических групп.
Анкетирование 85 глав сельских поселений Омской области проведено в 6 районах области: степная. зона: Полтавский, Шербакульский; южная лесостепная зона: Омский, Москаленский; северная лесостепная, зона: Горьковский; северная зона: Тарский.
Выбор районов произведен с учетом следующих признаков:
1. Среднемесячная номинальная, начисленная, заработная плата работников сельского хозяйства (в среднем по районам в 2010 г. составила 8639,3 руб.): районы, с высокой номинальной начисленной за-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
ЭТАПЫ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА ПРИ ПОМОЩИ СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Занесение исходных данных для проведения анализа устойчивого развития сельских
территорий
1. Демографическая политика, занятость, доходы населения:
На вкладке приводится расчет показателей, характеризующих особенности расселения в разных районах области,
занятость населения, а также уровень жизни сельских
жителей
2. Развитие и диверсификация сельской экономики
Представлен расчет
показателей, характеризующих развитие сельского хозяйства на территории сельского
поселения, а также процесс диверсификации сельской
экономики
3. Улучшение жилищных условий сельского населения, развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, экологическая политика
Приводятся показатели,
характеризующие обеспеченность качественным жильем сельских граждан, а также проводится анализ социальных показателей сельских территорий
4. Сумма баллов
1. Приведение полученных значений каждого оценочного показателя, установленных на основании экспертного отбора, к балльной системе оценок.
2. Определение номинального значения каждой группы показателей с учетом норматива и стабильности.
4. Получение показателя, характеризующего устойчивость развития сельской территории (сумма всех номинальных значений расчетных показателей с учетом норматива и стабильности)
Рис. 2. Этапы оценки системы показателей, характеризующих устойчивое развитие сельских территорий
при помощи средств вычислительно техники
работной платой работников сельского хозяйства: Омский — 12622,4 руб., Тарский — 9726,9 руб.; со средней номинальной начисленной заработной платой работников сельского хозяйства: Горьковский — 8215,6 руб., Полтавский — 7951,7 руб.; районы с наиболее низкой номинальной начисленной заработной платой работников сельского хозяйства: Шербакульский — 7403,9 руб., Москаленский — 7385,6 руб.
2. Посевная. площадь сельскохозяйственных культур (тыс. га): Полтавский — 195,8, щербакуль-ский — 142,9, Москаленский — 110, Омский — 104,6, Горьковский — 83,2, Тарский — 38,4.
3. Производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (тыс. руб.): районы с наибольшим производством сельскохозяйственной продукции: Омский — 10 633 419; со средним производством сельскохозяйственной продукции: Москаленский — 2 338 700, Полтавский — 2 104 445, шербакульский —1 844 543; с наименьшим производством сельскохозяйственной продукции: Тарский — 1 410 000, Горьковский — 990 000.
4. Расположение и близость к основным, транспортным. коммуникациям, и рынку сбыта продукции: Омский, Москаленский — обеспечены железными и автомобильными дорогами, находятся в непосредственной близости от рынков сбыта продукции; Шербакульский, Горьковский — обеспечены ав-
томобильными дорогами, находятся в непосредственной близости от рынков сбыта продукции; Полтавский, Тарский — связь с рынком сбыта продукции — по автомобильным дорогам, недостаточно развитая инфраструктура рынка.
5. Текущие затраты, на охрану окружающей среды по районам. Омской области (тыс. руб.): с наибольшим. размером, текущих затрат: Омский — 67 496,2; со средним размером текущих затрат: Тарский — 4 774,2, Москаленский — 1945,8, Полтавский — 923,9; с низким размером текущих затрат: Шербакульский — 145,4, Горьковский — 8,3.
Информационная база мониторинга устойчивого развития сельских территорий предполагает анализ статистической и оперативной информации. Для сбора статистических данных были использованные статистические формы, заполняемые администрацией сельского поселения: 1-МБ «Сведения об исполнении бюджета муниципального образования (местного бюджета)»; 1-МО «Сведения об объектах инфраструктуры муниципального образования»; Приложение к форме № 1-МО «Показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»; а также доклад глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов мест-
А В С I 0 I Е Р 6 Н I 1 3 I К I 1
1 2 Показатель Норматив Наименование сельского поселения
Алексееве кое Гвоздеве кое Екатерин ОЕСКОе Звездинс кое Иванове кое Ильичев ское Краснозн аменское Новоцар ицынское Роднодо линское Туманов ское ш 01
254 255 256 Итого по блоку Инфраструктура И б 14 в . 10 17 11 11 10 11
ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ 23 24 36 15 26 28 30 23 16 36
Оценка устойчивости развития
257 258 259 260 261 262 ОЧЕНЬ высокии ПОТЕНЦИАЛ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
ВЫСОКИЙ ПОТЕНЦИАЛ - - - - - - - - - -
СРЕДНИЙ ПОТЕНЦИАЛ - - V - - V V - - У
НИЗКИЙ ПОТЕНЦИАЛ V V - V - - - У V -
КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ - - - - - - - - - -
I В П И 1“0» ©------С1—
Рис. 3. Диалоговое окно базы мониторинга устойчивого развития сельских территорий региона
ного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период и другие.
Для сбора оперативной информации была разработана анкета для опроса глав сельских поселений, состоящая из вопросов о степени реализации социальных программ, уровне доходов населения, учете земель, поддержке предпринимательства.
Согласно методике мониторинга были рассчитаны нормативные значения показателей для Омской области:
1. Плотность сельского населения. По данным органов статистики [2] в Омской области средняя плотность населения составляет 4,4 чел./ км2.
Численность сельского населения региона (чел.) _ 617669
Площадь региона (км )
140573
= 4,4
2. Средняя людность сельских поселений. Средняя людность сельских населённых пунктов по Омской области составляет 382,4 чел./снп (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года [3]).
Численность сельского населения региона (чел.) _ 564,4 Число сельских населенных пунктов региона (снп) 1476
= 382.4 чел.! снп
Кт = 1/2-ф-/>)-г-100% = 1/2-(:
9^0 8 5
——100%——-100%) + 100% = 0,027 14057,3 617,6
Омский район:
. = 1/2-(5,-.г>) + 100% = 1/2-(:
359,1
14057,3
■100%
91,3 ’ 617,6
100%)+ 100% = -0,06
Далее находим среднее значение данных показателей, которое составляет —0,02. Таким образом, нормативное значение показателя составит от — 0,02 до 0,02.
5. Коэффициент безработицы. В Омской области общий уровень безработицы в 2010 г. составил 8,1%, в 2009 г. — 8,5% [5].
6. Уровень покупательной способности. В Омской области величина прожиточного минимума в расчете на душу населения на конец IV квартала 2010 г. составила 5028 руб. [6]. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника в 2010 г. составляет 16708,2 руб. [7]. Таким образом, уровень покупательной способности по Омской области составит 3,32.
Средняя начисленная заработная плата по региону (руб.) 16708,2
Величина прожиточного минимума по региону (руб.)
5028
= 3,32
3. Густота сельских поселений. На 01.01.2011 г. в среднем по Омской области густота сельских поселений составляет 1,05 снп/100 км2.
Число сельских населенных пунктов региона(снп) 1476 1ЛЛ , л_ ,,л_ ,
------------------- ---------- —— ■ 100 --100 = 1,05 снп/100 км
Площадь региона (км ) 141100
4. Индекс территориальной концентрации. Для расчета среднего значения, была рассчитана средняя численность сельского населения Омской области. Для этого были выбраны муниципальные районы с наименьшей и наибольшей численностью населения. Наименьшая численность у Большеу-ковского района — 8,5 тыс. чел., наибольшая — Омский район — 91,3 тыс. чел. Площади данных муниципальных образований соответственно равны 950 тыс. га и 359,1 тыс. га. Для данных районов был рассчитан индекс территориальной концентрации. При этом общая численность сельского населения Омской области [2] равна 617,6 тыс. чел., площадь муниципальных образований области Омской области [4] — 14057,3 тыс. га. Индекс территориальной концентрации для Большеуковского района составил 0,027, для Омского района равен —0,06.
Большеуковский район:
7. Коэффициент бедности. По данным органов статистики в 2010 г. в Омской области коэффициент бедности составил 15,3%.
8. Объем производства сельскохозяйственной продукции на 1000 чел., млн руб. При анализе данного показателя его числовое значение сравнивается со стоимостью минимального набора продуктов питания по региону. Стоимость минимального набора продуктов питания ежемесячно рассчитывается органами статистики и приводится в сети Интернет. Для Омской области стоимость минимального набора продуктов питания на декабрь 2010 г. составила 2260,99 руб. [8].
Вся собранная информация заносится в электронную форму Базы данных мониторинга устойчивого развития сельских территорий на вкладку «Исходные данные». В программе автоматически рассчитываются показатели для определения уровня социально-экономического развития, которые оцениваются в баллах от —1 до 2. Сумма баллов и результат приводится на вкладке «Сумма баллов», где в соответствии с числовым значением показателя определяется уровень устойчивости развития сельской территории.
Анализ устойчивого развития сельских поселений показал, что их основная часть относится к среднему уровню (табл. 1). Сельских поселений с очень высоким или кризисным социально-экономическим состоянием на территории Омской области нет.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
Оценка устойчивого развития сельских территорий Омской области
Район Уровень развития сельских территорий, %
очень высокий высокий средний низкий кризисное состояние
Полтавский — - 87,5 12,5 -
Шербакульский — - 100 - -
Омский — 1б,б7 83,33 - -
Москаленский — - бб,б7 33,33 -
Горьковский — - 90,9 8,1 -
Тарский — - 80,95 19,05 -
Администрации сельских поселений, попавших в категорию с низким уровнем развития (Полтавский, Москаленский, Горьковский, Тарский районы) должны изменить направления государственной поддержки, увеличить доходы местных бюджетов, улучшить состояние инфраструктуры, обслуживающей сельское население и экономику. В сельских поселениях, имеющих средний уровень устойчивого развития, необходимо оптимизировать местные бюджеты, развивать новые виды экономической деятельности на своей территории, что повысит уровень и качество жизни населения. Сельские поселения, имеющие высокий уровень (Омский район), обеспечивают необходимое социально-экономическое развитие территории.
Таким образом, применение разработанной базы данных мониторинга устойчивого развития сельских территорий позволяет своевременно и оперативно выявлять изменения в социальной и экономической жизни сельских территорий, оценивать уровень и качество жизни сельского населения, прогнозировать и вырабатывать рекомендации о предупреждении и устранении последствий негативных процессов. Мониторинг позволяет оценивать работу сложившихся систем взаимодействия органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения, прогнозировать их изменение, своевременно выявлять и отслеживать развитие факторов, ограничивающих их деятельность.
Библиографический список
1. Шишкин А. Сущность, задачи и принципы мониторинга [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aspe.spb. ru/Workshop/Shishkin.pdf (дата обращения: 12.03.2012).
2. Демографический ежегодник Омской области / Омск-стат. — Омск, 2011. — 250 с.
3. Всероссийская перепись населения — 2010 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.perepis-2010.ru (дата обращения: 12.03.2012).
4. Омский областной статистический ежегодник : стат. сб. В 2 ч. Ч. 1. / Омскстат. — Омск, 2010. — 247 с.
5. Омская область в цифрах «2011»: крат. стат. сб. / Омскстат. — Омск, 2011. — 35 с.
6. О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Омской области за IV квартал 2010 года : постановление Правительства Омской области от 28.03.2011 № 44-п [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 12.03.2012).
7. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности (раздел «Занятость и заработная плата) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 12.03.2012).
8. Стоимость и изменение стоимости минимального набора продуктов питания (раздел «Цены») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 12.03.2012).
ШУМАКОВА Оксана Викторовна, доктор экономических наук, доцент, зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита.
ГАВРИЛОВА Наталья Борисовна, доктор технических наук, профессор (Россия), профессор кафедры оборудования пищевых производств, проректор по научной работе.
РАБКАНОВА Мария Андреевна, ассистент кафедры бухгалтерского учета и аудита.
Адрес для переписки: e-mail [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.03.2012 г.
© О. В. Шумакова, Н. Б. Гаврилова, М. А. Рабканова
Книжная полка
658/О-60
Опарин, Ю. А. Финансы и кредит : учеб. электрон. изд. локального распространения : сб. заданий / Ю. А. Опарин ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).
Рассматриваются основные разделы и категории финансов и кредите, требующие расчетов. Даны определения и понятия, относящиеся к рассматриваемым разделам финансов и кредита. Приведены необходимые формулы, позволяющие студентам самостоятельно решать предложенные задачи.