Научная статья на тему 'Формирование базовых принципов американской культуры'

Формирование базовых принципов американской культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1520
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ИДЕЙ / ИДЕИ-ЕДИНИЦЫ / БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ / АМЕРИКАНСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / "SELF-MADE MAN" / БУРЖУАЗНЫЙ ЭТОС / ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / HISTORY OF IDEAS / UNIT-IDEAS / THE BASIC PRINCIPLES OF CULTURE / AMERICAN CULTURE / CROSS-CULTURAL COMMUNICATION / BOURGEOIS ETHOS / THE LIBERAL-DEMOCRATIC PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Левшина О. Н.

В статье, написанной на основе методологии истории идей, выявлены базовые принципы американской культуры и прослежена история их формирования. Выделены три базовых принципа американской культуры: идея self-made man, буржуазный этос и либерально-демократические ценности. В их основе лежат представления европейских просветителей. Однако, будучи европейскими по содержанию, помещенные на американский континент, данные принципы приобрели особое американское «звучание», отличное от их восприятия в Европе. Это обстоятельство подтверждает сложный характер межкультурного взаимодействия и противоречивость его результатов. Поскольку выделенные базовые принципы определяют своеобразие американской культуры вплоть до настоящего времени, их изучение поможет сформировать стратегию исследования механизмов российско-американской межкультурной коммуникации на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the basic principles of American culture

This article is based on the methodology of history of ideas. It is devoted to the studying the basic principles of American culture and the history of their formation. There are three basic principles of American culture: the idea «self-made man», the bourgeois ethos and liberal-democratic values. They are based on the ideas of the European Enlightenment. However, being European in content, in America these ideas took on American special meaning, that was different from their perception in Europe. This fact illustrates the complex nature of cross-cultural communication and inconsistency of its results. The basic principles define the uniqueness of American culture up to the present time. Their study will help to develop a strategy for studies of the mechanisms of Russian-American cross-cultural communication at the modern stage.

Текст научной работы на тему «Формирование базовых принципов американской культуры»

УДК 130.2

О. Н. Левшина**

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье, написанной на основе методологии истории идей, выявлены базовые принципы американской культуры и прослежена история их формирования. Выделены три базовых принципа американской культуры: идея self-made man, буржуазный этос и либерально-демократические ценности. В их основе лежат представления европейских просветителей. Однако, будучи европейскими по содержанию, помещенные на американский континент, данные принципы приобрели особое американское «звучание», отличное от их восприятия в Европе. Это обстоятельство подтверждает сложный характер межкультурного взаимодействия и противоречивость его результатов. Поскольку выделенные базовые принципы определяют своеобразие американской культуры вплоть до настоящего времени, их изучение поможет сформировать стратегию исследования механизмов российско-американской межкультурной коммуникации на современном этапе.

Ключевые слова: история идей, идеи-единицы, базовые принципы культуры, американская культура, межкультурная коммуникация, «self-made man», буржуазный этос, либерально-демократические принципы.

O. N. Levshina Formation of the basic principles of American culture

This article is based on the methodology of history of ideas. It is devoted to the studying the basic principles of American culture and the history of their formation. There are three basic principles of American culture: the idea «self-made man», the bourgeois ethos and liberal-democratic values. They are based on the ideas of the European Enlightenment. However, being European in content, in America these ideas took on American special meaning, that was different from their perception in Europe. This fact illustrates the complex nature of cross-cultural communication and inconsistency of its results. The basic principles define the uniqueness of American culture up to the present time. Their study will help to develop a strategy for studies of the mechanisms of Russian-American cross-cultural communication at the modern stage.

* Левшина Ольга Николаевна — кандидат философских наук, доцент, Санкт-

Петербургский государственный университет гражданской авиации; ansilion@yandex.ru

Keywords: history of ideas, unit-ideas, the basic principles of culture, American culture, cross-cultural communication, "self-made man", the bourgeois ethos, the liberal-democratic principles.

Чтобы понять поведение американцев, Америку как страну и суть государственной политики, важно знать культуру Соединенных Штатов.

Гэри Вивер

Культурология постоянно ищет новые подходы к пониманию сущности и механизмов развития культуры. Один из таких подходов, названный «история идей», был сформулирован в 1936 г. американским исследователем Артуром Лавджоем. Благодаря междисциплинарному характеру, этот подход позволил объединить усилия исследователей различных направлений: философов, историков, социологов, филологов, и позволил по-новому взглянуть на мировую интеллектуальную историю [9, с. 11]. Однако, несмотря на восьмидесятилетнюю историю, методология истории идей в нашей стране не получила широкого распространения и недостаточно широко используется российскими исследователями культуры.

Изучение культуры с позиции истории идей предполагает, что в основании всех историко-культурных процессов лежит система общих представлений, базовых принципов, составляющих ткань интеллектуального пространства культуры и обеспечивающих его преемственность. Артур Лавджой называет их идеями-единицами (unit-ideas) [6, с. 9]. Они определяют картину мира, духовные основания культуры и присутствуют в сознании ее представителей. Существование идей-единиц, или базовых принципов, является важным условием сохранения самобытности и целостности локальных культур.

Применение методологии истории идей к изучению культуры позволяет выявить во всем многообразии культурных феноменов определенный набор устойчивых образований, которые определяют специфику культуры и делают ее не похожей на другие. Также особый аналитический метод, сложившийся в рамках истории идей, позволяет понять, как рождаются и распространяются в культуре новые интеллектуальные веяния, как происходит переход идей из одной культурной среды в другую. Обращение к глубинам духовных процессов позволяет лучше понять закономерности развития культуры и механизмы межкультурного взаимодействия на современном этапе.

Данные перспективы открываются только после выявления и описания базовых принципов той или иной культуры. В данной статье в качестве примера выбрана американская культура, т. к. она всегда вызывала существенный интерес в России как реализация определенной социально-политической и культурной модели.

Как правило, базовые принципы культуры формируются на начальных этапах культурогенеза, а затем, в процессе развития культуры, происходит их окончательное оформление и усложнение [12, р. 14]. Поэтому, чтобы выделить базовые принципы американской культуры, необходимо посмотреть, в каких условиях происходило ее становление.

У истоков американской культуры стояли представители разных народов и рас: белые переселенцы, индейцы, а позднее и африканцы, насильно ввозившиеся в Америку и превращавшиеся в рабов. Разнообразный этнический состав колонистов оказал существенное влияние на формирование американской культуры, определив ее специфику и отличие от европейской. Белые европейцы, индейцы и чернокожие рабы находились на разных ступенях общественного развития, что порождало неравные условия для взаимодействия их культур. В результате многие культурные традиции индейцев и африканцев были утрачены, а ведущую роль в процессе формирования американской культуры сыграли белые переселенцы.

Среди белых колонистов тоже не было единства. В Новый Свет переселялись выходцы из Англии, Франции, Голландии и других стран Европы. Помимо этнических и культурных различий у них было много общего. Во-первых, большинство из них были протестантами, покинувшими Европу, спасаясь от религиозного преследования. Во-вторых, что более важно, первыми переселенцами двигало желание построить в Америке новое, совершенное общество, основанное на принципах свободы и божественной справедливости. Пилигримы ощущали себя избранными Богом для создания нового мира — Нового Света в противовес дискредитировавшему себя Старому, погрязшему в социальной несправедливости, роскоши и разврате.

Отделенная от Европы Атлантическим океаном, Северная Америка представлялась первым переселенцам идеальным местом, на котором могут быть испытаны и реализованы на практике самые смелые идеи, касавшиеся поиска совершенных форм государственного и общественного устройства. Один из пилигримов, Джон Уинтроп, ставший позднее губернатором Массачусетса, в проповеди «Образец христианского милосердия», произнесенной в 1630 г., определил миссию пуритан как создание в Америке Божьего «града на Холме» [8, с. 176].

Мечту первых переселенцев о справедливом обществе принято называть «американской мечтой», ее принципы были положены в основу Декларации независимости (1776) и Конституции США (1787) — основных документов раннего этапа американской истории, возвестивших миру о появлении республики, в которой наиболее полно были реализованы принципы свободы и демократии.

Утопические идеи и представление о собственной исключительности свойственны американцам и сейчас. Не случайно кандидат в президенты США Хиллари Клинтон назвала свою предвыборную статью «Почему Америка исключительна» («Why America Is Exceptional») [11].

Среди первых переселенцев было немало образованных людей, которые понимали, что создание нового общества невозможно без воспитания нового человека — образованного, свободного, активного, способного стать не только носителем, но и творцом его ценностей. Этим объясняется пристальное внимание первых переселенцев к вопросам образования и культуры. К 1789 г. в США существовало уже девять колледжей, а к 1830 г. — сорок пять. Старейшими из них являются: Гарвардский (1636), колледж Уильяма и Мэри (1693), Йельский (1701), Логколледж (1726), Принстонский (Колледж Нью-Джерси)

(1746), Пенсильванский (Филадельфийская академия) (1751), Колумбийский (Королевский колледж) (1754), Брауновский (Колледж Род-Айленда) (1764), Дартмутский (1769), позже преобразованные в университеты [4, с. 310].

Стремительное развитие учреждений науки и образования в Америке было вызвано просветительской верой в обучение как способ преодоления пороков современности. Не случайно выдающиеся американские просветители считали своей первоочередной задачей повышение культурного уровня населения колоний. Бенджамин Франклин основал первую в североамериканских колониях библиотеку (1731), Американское философское общество (1743), Пенсильванский университет (1751); Томас Джефферсон организовал университет в Виргинии (1819), а Джон Адамс открыл в Бостоне Американскую академию искусств и наук (1780).

Существование общей утопической идеи — «американской мечты» и становление системы образования способствовали «американизации» первоначально разрозненных переселенцев. Мощным объединяющим импульсом послужила также необходимость с оружием в руках защищать свою свободу и независимость от Великобритании. Этнические и культурные различия постепенно стирались, и на смену разрозненным переселенцам пришла новая американская нация, вобравшая в себя черты составивших ее народов. Одновременно с рождением нации складывалась и американская культура, также вобравшая в себя многие черты европейской, в основном, британской культуры, но специфическим образом преломившая их внутри себя.

Первыми базовыми принципами американской культуры были утопические и мессианские идеи, воплотившиеся в принципах либерализма и демократии. Под их влиянием сложилась особая социальная структура, в которой преобладал средний класс, сформировавшийся из буржуазии, торговцев и ремесленников. Недаром А. С. Пушкин называл американцев «народом, не имеющим дворянства» [7, с. 136]. Сословный состав накладывал отпечаток как на ценностные основания американской культуры, так и на формы ее внешнего проявления, в частности на преобладание практической, утилитарной ориентации культуры.

Другим базовым принципом американской культуры был буржуазный этос — система ценностей и правил поведения человека в капиталистическом обществе. Под влиянием протестантизма в Америке стало формироваться отношение к труду как к призванию, а успех в профессиональной деятельности рассматривался как знак божественного расположения. Буржуазный этос способствовал развитию американской торговли и промышленности, благодаря которым США в скором времени вошли в число наиболее развитых стран мира.

Под влиянием протестантизма в американской культуре всегда высоко ценились личные достижения, а особым уважением пользовались self-made man — люди, которые «сами себя сотворили». Как правило, это были выходцы из низов, добившиеся богатства и высокого положения в обществе только благодаря собственному труду и таланту.

«Сотворить» себя в Америке мог каждый (за исключением рабов — до 1865 г.). Демократические принципы предоставляли всем гражданам США равные возможности для развития своих способностей и осуществления

профессиональной деятельности. Результат зависел только от усердия самого человека. Успеху в делах способствовали личная инициатива, активность и гигантский запас ресурсов, который предоставил первым переселенцам американский континент [2]. Идея self-made man до сих пор прочно функционирует в сознании американцев, что позволяет рассматривать ее в качестве одного из базовых принципов духовной культуры США.

Теперь попытаемся ответить на вопрос о том, являются ли выделенные нами базовые принципы сугубо американскими или они имеют аналоги в европейской духовной культуре. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо снова совершить небольшой экскурс в историю.

Пилигримы, ступившие на американский континент, были носителями европейских культурных традиций, поэтому базовые принципы американской культуры формировались под влиянием европейских идей. Концептуальное основание американской культуры составляли идеи французских и британских просветителей, американским был лишь способ их выражения. Например, в основе идеи self-made man лежала сложившаяся еще в эпоху Возрождения идея активной, творческой личности. Однако идеей человека, способного добиться богатства и достойного положения в обществе независимо от своего происхождения, религиозной или национальной принадлежности, она стала лишь в союзе с принципами демократии, реализованными в Американской республике.

В основе «кодекса чести» Франклина лежали нормы протестантской этики, сформулированные европейцами, но форму «пособия» для начинающих бизнесменов они обрели лишь в Америке.

Американские либерально-демократические идеи базировались на принципах свободы и равенства, разработанных в трудах французских просветителей, но практическое воплощение они получили в положениях Декларации независимости и Конституции США.

Превращение европейских культурных традиций в американские происходило под влиянием новых условий жизни, в которые попадали переселенцы в Новом Свете. По мнению американского историка Фредерика Джексона Тернера подобная трансформация осуществлялась в процессе постепенного продвижения вглубь североамериканского континента [1, с. 9]. Переселенцам пришлось изначально строить свои отношения с окружающим миром по принципу покорения. Для освоения новых земель им требовались решительность, независимость, уверенность в себе, настойчивость и ориентация на личные достижения. В совокупности с протестантским трудолюбием, бережливостью и умеренностью они составили основополагающие ценности США и легли в основу американского характера.

Необходимость освоения новых земель ставила перед американцами практические задачи — строительство новых городов, развитие промышленности и транспорта, поэтому на первых порах в США наиболее активно развивались наука и техника, а не художественное творчество и метафизика. Сравнивая европейскую и американскую цивилизацию, академик Н. Н. Болховитинов отмечал, что если символом европейской цивилизации были и до сих пор остаются средневековые замки и дворянские усадьбы, то олицетворением

американской цивилизации служат небоскребы, фермы, заводы, банки, транспортные развязки и т. п. [1, с. 9-10]. Не случайно сотрудничество между Россией и США, начавшееся в середине XVIII в., первоначально развивалось в сфере науки и техники.

Американская культура сегодня — это прежде всего определенный образ жизни, включающий в себя фундаментальные убеждения, ценности, образ мышления и мировоззрение, которые разделяет большинство американцев. Исследователи культуры Дэвид Маук и Джон Оакланд среди базовых ценностей американской цивилизации выделили индивидуализм, независимость, утопизм, уважение к правам и свободам других людей, законопослушность и патриотизм [14, р. 12]. Специалист в области международных отношений Гэри Вивер дополняет этот список ориентацией на личные достижения, стремлением к материальному благополучию, недоверием к сильному централизованному правительству [2]. Как мы видим, смысловое ядро американской культуры сегодня составляет, с незначительными изменениями, тот же набор базовых принципов, заложенных еще в колониальный период и получивших законченное выражение в эпоху Просвещения. В этом проявляется преемственность американской культуры и ее самобытность.

Итак, мы выделили три базовых принципа американской культуры: self-made man — идею активной личности, способной «сотворить» себя и добиться высокого положения в обществе только благодаря собственным усилиям; буржуазный этос, наиболее ярко воплотившийся в «кодексе чести» Бенджамина Франклина; и либерально-демократические ценности. В их основе лежали идеи французских и британских просветителей, однако в Америке они получили своеобразное выражение, отличное от восприятия их в Европе. Трансформация европейских идей происходила под влиянием новых условий жизнедеятельности, с которыми столкнулись переселенцы в Новом Свете. Изменение смысла европейских просветительских идей на американской почве свидетельствует о сложном характере взаимодействия культур и противоречивости его результатов.

Понимание базовых принципов, лежащих в основе американской культуры, предоставляет широкие возможности для поиска эффективных способов взаимодействия между культурами России и США на современном этапе непростых международных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Американская цивилизация как исторический феномен: восприятие США в американской, западноевропейской и русской общественной мысли / отв. ред. Н. Н. Бол-ховитинов. — М.: Наука, 2001. — 493 с.

2. Вивер Г. Мозаика американской культуры // Kontinent Media Group. — URL: http://www.kontinent.org/article_rus_460d686ac350e.html (дата обращения: 18.11.2016).

3. История идей как методология познания: Коллективная монография / под ред. проф. Г. Н. Оботуровой. — Вологда: изд-во ВГПУ, 2012. — 136 с.

4. Кернс Э. Е. Дорогами христианства: история церкви. — М.: Протестант, 1992. — 414 с.

5. Кревекер С. Д. де Письма американского фермера // Брэдфорд У. История поселения в Плимуте. Франклин Б. Автобиография; Памфлеты. Кревекер де С. Д. Письма американского фермера: пер. с англ. — М.: Художественная литература, 1987. — 749 с.

6. Лавджой А. Великая цепь бытия: История идеи / пер. с англ. В. Софронова-Ан-томони. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. — 376 с.

7. Пушкин А. С. Джон Теннер // Взгляд в историю — взгляд в будущее: Русские и советские писатели, ученые, деятели культуры о США. Сборник / сост. А. Н. Нико-люкин. — М.: Прогресс, 1987. — С. 127-139.

8. Савельева М. Ю. Парадигмы Просвещения в Западной Европе, России и Америке: единство и противоречие оснований // Философский век. Альманах. — Вып. 31: Бенджамин Франклин и Россия: к 300-летию со дня рождения. Ч. 1 / отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2006. — С. 170-178.

9. Философский век. Альманах. — Вып. 14: История идей как методология гуманитарных исследований. Программы спецкурсов / отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. — СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей, 2001. — 414 с.

10. Campbell N., Kean A. American cultural studies: an introduction to American culture. — London; New York: Routledge, 2005. — 312 p.

11. Clinton H. Why America is exceptional // Time. Oct. 2016. — URL: http://time. com/4521509/2016-election-clinton-exceptionalism/ (дата обращения: 17.11.2016).

12. Crowder D. B. Ideas that built America / by Daniel Boyd Crowder. — Charleston: Mountain State Press, the University of Charleston, 1987. — 224 p.

13. Hewitt J. P. Dilemmas of American self. — Philadelphia: Temple University Press, 1989. — 304 p.

14. Mauk D., Oakland J. American civilization: an introduction. 5th ed. — London; New York: Routledge, 2009. — 393 p.

15. Raussert W. Space and concepts of American culture: from Crevecoeur to the contemporary Asian American cultural discourse. — URL: http://webdoc.gwdg.de/edoc/ia/ eese/artic23/raussert/9_2003.html (дата обращения: 29.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.