https://doi.orq/10.30853/manuscript.2018-4.21
Скородумова Ольга Борисовна
ЗНАЧЕНИЕ ПРОТЕСТАНТСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕИ "АМЕРИКАНСКОМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ"
В статье рассматривается влияние идей протестантизма на формирование современных цивилизаций на примере США. Показана тесная взаимосвязь мировоззренческого содержания протестантизма и базовой для американской культуры идеи исключительности американской судьбы. Исследуются исторические и культурные предпосылки ее формирования. Прослеживается взаимосвязь концепта глобализации и этоса протестантизма. Рассматривается влияние крушения СССР на новое понимание американской национальной идеи. Прослеживается связь данной идеи и неолиберализма. Анализируется значение протестантского мировоззрения для формирования однополярного мира. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2018/4/21.Ит!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 4(90) C. 95-97. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2018/4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
УДК 101.8 Дата поступления рукописи: 05.04.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-4.21
В статье рассматривается влияние идей протестантизма на формирование современных цивилизаций на примере США. Показана тесная взаимосвязь мировоззренческого содержания протестантизма и базовой для американской культуры идеи исключительности американской судьбы. Исследуются исторические и культурные предпосылки ее формирования. Прослеживается взаимосвязь концепта глобализации и этоса протестантизма. Рассматривается влияние крушения СССР на новое понимание американской национальной идеи. Прослеживается связь данной идеи и неолиберализма. Анализируется значение протестантского мировоззрения для формирования однополярного мира.
Ключевые слова и фразы: этос протестантизма; идея предопределения; принцип оправдания верой; принцип непосредственного контакта с Богом; идея исключительности американской судьбы; идея «заклания Европы»; глобализация; постглобализация.
Скородумова Ольга Борисовна, д. филос. н., доцент
Российский государственный социальный университет, г. Москва obsel@mail.ru
ЗНАЧЕНИЕ ПРОТЕСТАНТСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕИ «АМЕРИКАНСКОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ»
Развитие информационного общества и сопровождающие его глобализационные процессы, по мнению ряда известных философов и социологов [2; 3], обусловлены реализацией базовой для американской культуры «идеи исключительности американской судьбы» и абсолютизации значимости американского опыта для всего мира. Истоки формирования этой идеи тесным образом связаны с протестантским мировоззрением и идеологией первых европейских переселенцев на американский континент. Современные исследования кризисных явлений, порожденных глобализацией, формирование нового социального феномена постглобализации [5], масштабное ведение информационных войн с использованием «мягкой силы» актуализируют проблему влияния базовых концептов христианских религиозных традиций на процессы становления и трансформации современного информационного общества. В статье ставятся задачи анализа мировоззренческого контекста протестантизма, выделения и исследования его этоса, выявления влияния базовых идей протестантизма на формирование фундаментальной основы американской цивилизации - идеи исключительности американской судьбы как в историческом контексте, так и в связи с глобализационными процессами современности.
Анализ христианского мировоззрения с точки зрения базовых концептов, положенных в его основу, показывает, что, в отличие от античности, где человек являлся лишь частью Космоса и подчинялся всем его законам, представляя собой микрокосм, христианство особо подчеркивает уникальный статус человека в мироздании: создан по образу и подобию божьему, как царь над земным миром. Античность предписывала подчиняться Року, понимаемому как космический закон, управляющий всем мирозданием, людьми и богами. Человек античности стремится вписаться в гармонию космоса и по возможности не нарушать ее. В христианском же понимании человек возвышается над космосом в качестве «царя над всем земным миром», что в дальнейшем приводит к установке на подчинение этого мира и его преобразование. С точки зрения христианства, человек, единственный из тварных существ, обладает свободой воли, которая является его сущностной характеристикой. В этом смысле он сопричастен Богу, который, в свою очередь, обладает абсолютной свободой воли. Христианский Бог-творец абсолютно всемогущ, в отличие от античных богов. Он не только не подчиняется никаким законам, но и сам создает их. Предельным выражением его могущества является идея «творения мира из ничего». Она противоречит здравому смыслу, что, в свою очередь, является доказательством безграничных возможностей Бога-творца.
Произошедшее вскоре грехопадение, когда обладающей свободой воли человек выполнил не предписание Бога, а наущения его антипода - Денницы-Сатаны, привело к изменению природы человека и появлению двух противоборствующих начал: стремления к созиданию, к Добру и стремление к разрушению, к Злу.
В эпоху Средневековья основное внимание уделялось анализу последствий грехопадения и деятельности человека, осуществлявшего свободный выбор. Добрые дела, угодные Богу (в средневековой терминологии «благодать»), гарантировали покрытие грехов и дальнейшее место в небесном раю. Зло в западной христианской традиции трактовалось как ущерб, нанесенный Богу, который должен быть точно измерен и впоследствии компенсирован: либо в земной жизни, либо в Чистилище (месте между раем и адом для «отработки» нанесенного ущерба).
Бог, оставаясь источником свободы, в силу принципа абсолютной справедливости предоставлял человеку возможность принятия решений в соответствии с даром свободы выбора.
Фома Аквинский считал, что свобода не есть полная независимость человека при принятии решений. Так как человек обладает частичкой божественной природы, в определенной степени он сопричастен Богу. Человек стремится соединиться с Богом и приблизиться к той степени сопричастности с божественным, которая была до грехопадения. Если же человек забывает о Боге, то тем самым он ограничивает и свои возможности, свою собственную природу и свою свободу, ибо, чем полнее степень сопричастности Богу, тем больше возможностей у человека, тем более он свободен.
96
^БЫ 1997-292Х. № 4 (90) 2018
Стремление же к власти, богатству и почестям порождает лишь иллюзию свободы. Следование своим страстям, порывам, необузданным желаниям порабощает человека. Эти мысли Фомы Аквинского созвучны идеям патриарха Кирилла, анализирующего псевдосвободу современной европейской культуры. Секуляризация европейского мировоззрения и менталитета привела к самообожествлению человека, к культивированию его низменных инстинктов, породив «глобальную ересь человекопоклонничества» [6, с. 46]. Средневековое мировоззрение в лице Фомы Аквинского трактует свободу выбора как качество, проявляющееся с различной степенью полноты. Рациональное понимание сущности Бога делает человека более свободным. Абсолютная же свобода для человека недостижима - ею обладает только Бог. В этом подходе содержится определенный динамизм в существовании человека: можно приблизиться к Богу вплоть до степени святости, но можно отойти от Бога, усилив до максимума свое греховное начало. Концентрация внимания на подвижности статуса человека неминуемо должна была привести к утверждению его самоценности. Что и проявилось позднее в эпоху Возрождения уже в рамках гуманизма. С точки зрения гуманистов, человек не обладает природой, которая бы сдерживала его, а значит, может творить себя в действии. Отсюда следует, что человек есть результат своих собственных усилий. Только ему дано право творить свою собственную личность. Бог, определяя человека как центр мироздания, с точки зрения гуманистов, предоставляет ему возможность формировать себя в любом образе, который он пожелает выбрать. Такой подход в дальнейшем предопределял абсолютизацию значимости человека и отбрасывание идеи Бога, что и произошло в эпоху Просвещения с появлением атеизма.
Разрушительное начало абсолютизации человеческой свободы, ведущей к отказу от бога, почувствовал уже Св. Августин: «...поскольку без нее человек не может жить праведно, это является достаточной причиной, почему она должна быть дарована. А что она дана для этого, можно понять также и из того, что, если кто-либо воспользовался ею для совершения прегрешений, он наказывается свыше» [1]. Стремясь ограничить произвол человеческой воли и обосновать более тесную зависимость человека от Бога, Св. Августин формулирует идею предопределения, ставшую в дальнейшем центральной в протестантизме. Рассматривая библейские представления о первородном грехе, Августин делит человечество на потенциально предопределенных к спасению или к гибели в соответствии с божественным предначертанием. Свобода воли как дар была дана человеку для грехопадения, он воспользовался возможностью выбора, с этого времени возможность свободы выбора исчерпана: одни предрасположены к спасению, другие - к гибели. Августин логически соединяет такие события библейской истории, как: разногласия между сыновьями Адама и Евы - Авелем и Каином, последующее братоубийство, божественное проклятие потомков Каина, утрата дара свободы выбора и идея избранности к спасению.
Реформация в лице Мартина Лютера Кальвина и др., сосредотачивающая внимание на индивидуальном спасении и непосредственном личном контакте с богом вне рамок католической церкви, развивает эту идею, делая главный акцент на спасении через веру. «Христианину, прежде всего, необходимо и спасительно знать, что Бог ничего не предвидит по необходимости, а знает все, располагает и совершает все по неизменной, вечной и непогрешимой своей воле. Эта молния поражает и начисто испепеляет свободную волю.» [10, с. 308], -подчеркивает М. Лютер. Исходя из того, что никто не знает, что его ждет, любая удача могла восприниматься как знак избранности, а неудача - как временное наказание. Критерием избранности являлась крепость веры. Спасение возможно только через полное слияние и достижение интимного контакта с Богом. Глубина же этого контакта определяется индивидуально самим верующим. Любая удача на жизненном пути трактуется при этом как божественный знак избранности.
Макс Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» обращает внимание на то, что коммерческий успех в протестантских культурах воспринимается как выражение «призвания», поставленной Богом задачи. «Выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека. Неизбежным следствием было представление о религиозном значении мирского будничного труда» [4, с. 97]. Для католической и православной культур характерен противоположный принцип: «.каждый пусть остается при "пище" своей, оставляя безбожникам погоню за прибылью» [9, с. 77].
Такие черты протестантизма, как идея избранности, культ труда, стремление к максимальной прибыли, обусловили специфику интерпретации смысла существования целей деятельности и статуса в мире носителей американской культуры, характерной для первых переселенцев на территорию Северной Америки.
В большинстве своем переселенцы в Северную Америку принадлежали к радикальным ветвям протестантизма - пуританам, для которых большое значение имела «мессианская идея». «Особый упор делался на земной миссии, начертанной им божественным предопределением. Иначе говоря, пуритане рассматривали себя не просто как адептов определенных религиозных взглядов, а как носителей божественной миссии всемирно-исторического масштаба» [13, с. 37].
Ряд благоприятных совпадений, опровергших мрачные прогнозы о невозможности переселения на американский континент осенью во время жестоких бурь, укрепили веру пуритан в особом отношении к ним Бога, который отвернулся от погрязшей в грехах Европы и возложил на них миссию создания нового христианского общества. Произошла реанимация ветхозаветной идеи земли обетованной и избранного народа, только теперь такой землей был не Ханаан, а Северная Америка, а избранным народом - не евреи, а европейские пуритане-переселенцы. Строительство нового мира предполагало и отказ от всего старого. Второй базовой идеей являлась идея «заклания Европы» [8], противопоставления себя европейской культуре. Не случайно устоявшимися терминами, отражающими данную черту американского мировоззрения, стали понятия «Старый свет» (Европа) и «Новый свет» (Америка). Статуя Свободы, которая является символом Америки, отрезана от материка и доминирует в пространстве, отражая базовые установки американского самосознания - «сочетание обиды и ненависти к оставленному старому миру (континенту) с верой в новую обетованную землю» [12, с. 101]. Вера в исключительность американской судьбы, стремление построить свой мир на новых, отличных от всех остальных
началах, убежденность в праведности и непогрешимости принимаемых решений, санкционированных замыслом Бога, - характерные черты, наблюдаемые среди эмигрантов разных поколений. Обращая на это внимание, М. Лернер утверждал: «Философия американского представления о мире такова: Америка - это новый свет, тогда как весь остальной мир, помимо Америки, - это старый свет... Это ставит американцев в исключительное положение людей, верных природе, что может послужить оправданием вмешательству в дела мира, равно как и основанием для изоляции Америки от мира, запутавшегося в безнадежных раздорах» [8, с. 456].
Религиозная обусловленность «идеи избранности», учитывая характер христианства как мировой религии, приводила к пониманию особой роли Америки по отношению ко всему остальному миру. Создание Америки как особого типа общества являлось реализацией единого божественного плана, лежащего в основе развития человечества. Все аспекты нравственной, религиозной, политической, экономической жизни были детерминированы этим общим планом. Более поздняя секуляризация мировоззрения способствовала появлению волюнтаристских мотивов в трактовке «идеи избранности судьбы американского народа». Так, например, М. Лернер, анализируя работы Д. Бурстина, отмечал, что тот «увидел специфику американского политического гения в привычке... принимать за отправную точку свои собственные убеждения и интересы, никогда не подвергая их сомнению» [Там же, с. 86].
Протестантские идеи избранности в своем развитии привели к концепции глобального доминирования и формированию однополярного мира, в котором американские нормы и принципы, представления о демократии и политической свободе рассматривались как образец для подражания во всех уголках мира [15, с. 350].
Идеологической доктриной глобализма стал неолиберализм с его культом рынка, экономической эффективности, чаше всего трактуемой в интересах американского капитала, принципами американского понимания демократии, базирующимися на культе свободы без учета национальных традиций и культурных особенностей стран и регионов, в которые она внедрялась.
После развала СССР и стран Варшавского договора глобализационный проект стал набирать обороты, порождая ответное сопротивление во всем мире. [3; 14]. Сегодня крупнейшие философы и аналитики говорят о закате американского проекта глобализации и наступлении постглобализационной эпохи, многополярного мира, строящего политические и экономические отношения с учетом исторической и духовной специфики [11]. Протестантская идея избранности американского народа, в свое время приведшая к небывалому расцвету США [7], при ее современной абсолютизации создает предпосылки для заката американской цивилизации.
Список источников
1. Августин. О свободе воли (De libera arbitrio) [Электронный ресурс]. URL: http://www.prihod.rugraz.net/assets/pdf/ Avgustin_Avrelii-O_svobode_voli.pdf (дата обращения: 19.04.2018).
2. Амин С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира. М.: Европа, 2007. 168 с.
3. Валлерстайн И. Ускоренное падение. Наступление эпохи многополярности // Закат империи США: кризисы и конфликты. М.: МАКС Пресс, 2013. С. 19-32.
4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61-96.
5. Закат империи США: кризисы и конфликты. М.: МАКС Пресс, 2013. 249 с.
6. Краснова В. Декларация прав падшего человека // Эксперт. 2016. № 13 (981). C. 46-49.
7. Кревельд М. ван. Американская загадка. М. - Челябинск: ИРИСЭН; Социум, 2016. 549 с.
8. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня: в 2-х т. М.: Радуга, 1992. Т. 1. 671 с.
9. Лобазова О. Ф. Исследование религиозности в рамках интегративного подхода // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1 (43). Ч. 4. С. 76-78.
10. Лютер М. О рабстве воли // Роттердамский Э. Философские произведения. М.: Наука, 1986. С. 290-546.
11. Меликов И. М. Значение культуры диалога в межнациональных отношениях // Стратегии социального развития современного общества: российские и мировые тренды: сборник материалов XIV Международного социального конгресса. М., 2015. С. 315-318.
12. Панарин А. Искушение глобализмом. М.: Русский национальный фонд, 2000. 382 с.
13. Покровский Н. Е. Ранняя американская философия. М.: Высшая школа, 1989. 246 с.
14. Скородумова О. Б. Постглобализация как новая модель формирования многополярного мира // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 4 (66). Ч. 1. С. 158-162.
15. Хантер Д., Йейтс Дж. Мир американских глобализаторов // Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире / под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. М.: Аспект-Пресс, 2004. C. 341-377.
PROTESTANT IDEOLOGY IMPORTANCE IN THE "AMERICAN EXCLUSIVENESS" CONCEPTION FORMATION
Skorodumova Ol'ga Borisovna, Doctor in Philosophy, Associate Professor Russian State Social University, Moscow obsel@mail.ru
The article examines the influence of Protestant ideology on the formation of modern civilizations by the example of the USA. The author shows the close interrelation of Protestantism ideological content and the basic for the American culture idea of the exclusive American destiny, analyzes its historical and cultural backgrounds. The paper traces the interrelation of the globalization concept and Protestantism ethos, identifies how the USSR breakdown influenced the conception of the American national idea, traces the relation between this idea and neo-liberalism, and discovers the importance of Protestant ideology in the formation of the unipolar world.
Key words and phrases: Protestantism's ethos; predestination conception; principle of justification by faith; principle of immediate contact with the God; idea of exclusive American destiny; "sacrificing Europe" conception; globalization; post-globalization.