Научная статья на тему 'Формирование антикоррупционного поведения в рамках интеграции учебных дисциплин гуманитарного и профессионального циклов'

Формирование антикоррупционного поведения в рамках интеграции учебных дисциплин гуманитарного и профессионального циклов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОМ-ПЕТЕНТНОСТНАЯ СТРУКТУРА / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИСЦИПЛИНЫ ГУМАНИТАРНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везломцев В. Е.

В статье осуществляется анализ компетентностной структуры основных профессиональных образовательных программ, реализуемых Академией Федеральной службы исполнения наказаний России, содержательной части рабочих программ и их интеграции с целью формирования модели устойчивого антикоррупционного поведения будущих сотрудников уголовно-исправительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везломцев В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR WITHIN INTEGRATION OF HUMANITARIAN AND PROFESSIONAL SUBJECT MATTERS

The article analyzes the competence-based structure of the main professional educational programs realized in the Academy of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia and the substantial part of the educational programs ant their integration for the purpose of formation of steady anti-corruption behavior of the future penal system officers.

Текст научной работы на тему «Формирование антикоррупционного поведения в рамках интеграции учебных дисциплин гуманитарного и профессионального циклов»

УДК 378.6

Науч. спец.: 13.00.08

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО

ПОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛОВ

В статье осуществляется анализ компетентностной структуры основных профессиональных образовательных программ, реализуемых Академией Федеральной службы исполнения наказаний России, содержательной части рабочих программ и их интеграции с целью формирования модели устойчивого антикоррупционного поведения будущих сотрудников уголовно-исправительной системы.

Ключевые слова: антикоррупционное поведение, ком-петентностная структура, основная образовательная программа, сотрудник уголовно-исправительной системы, компетенция, дисциплины гуманитарного и профессионального циклов.

B. E. Be3noMu,eB V. E. Vezlomtsev

FORMATION OF ANTI-CORRUPTION

BEHAVIOR WITHIN INTEGRATION OF

HUMANITARIAN AND PROFESSIONAL SUBJECT MATTERS

The article analyzes the competence-based structure of the main professional educational programs realized in the Academy of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia and the substantial part of the educational programs ant their integration for the purpose of formation of steady anti-corruption behavior of the future penal system officers.

Keywords: anti-corruption behavior, competence-based structure, main educational program, penal system officer, competence, humanitarian and professional subject matters.

Вопрос эскалации коррупции и противодействия ей в последнее время находится под пристальным вниманием государственных органов и общественности в целом. Руководством страны и руководством Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России за последние годы был принят ряд мер, направленных на активизацию работы по профилактике коррупции в сфере исполнения уголовных наказаний, формирование соответствующей нормативной правовой базы, создание организационных основ противодействия коррупции в уголовно-исправительной системе (УИС). Однако этот этап можно назвать лишь началом большой работы в деле противодействия этому социальному недугу. Формирование устойчивого антикоррупционного поведения сотрудника это перманентный процесс, осуществление которого ведется в течении всей профессиональной деятельности.

Краеугольным камнем формирования устойчивого антикоррупционного поведения является получение сотрудниками антикоррупционных знаний, умений и навыков в процессе обучения. Антикоррупционное образование сотрудников уголовно-исполнительной системы представляет собой целенаправленную системную деятельность государства, общества, образовательного учреждения и обучаемых по формированию ценностной основы негативного отношения к коррупции. Оно направлено на формирование нравственных ценностей сотрудника, основанных на знаниях в области противодействия коррупции, соответствующих интересам развития государства и осознанного личностного развития [1, с. 4].

Реализуемый образовательными учреждениями компе-тентностный подход предполагает комплексную реализацию как общекультурных, так и профессиональных компетенций в процессе всего периода обучения. Элементы формирования негативного отношения к коррупционным проявлениям делают возможным структурирование образовательной среды таким образом, чтобы эффективно реализовывать

предлагаемые стандартом компетенции комплексно, максимально задействовав возможности образовательного учреждения.

В настоящее время все чаще поднимается вопрос об интеграции общенаучных и профессионально-значимых знаний, умений и навыков как средства формирования компетенций обучающихся курсантов образовательных учреждений ФСИН России [2, с. 80]. Это детерминирует подготовку не просто образованных специалистов с качественной теоретической базой, но и подготовленных профессионалов-практиков, готовых осуществлять целостный и системный анализ сложных проблем правоохранительной деятельности с ориентацией на социальные факторы развития общества. Современное понимание процесса интеграции профессиональной и общеобразовательной подготовки обучающихся образовательных учреждений ФСИН России делает возможным качественно улучшить профессиональные компетентности будущих специалистов.

Совокупность личностных, социальных и профессиональных компетенций, формируемых различными видами учебного процесса в образовательных учреждениях ФСИН России, обуславливает детерминанты социальной направленности личности, т. е. тот комплекс мотивов, который превращает абстрактную способность обучающегося к деятельности в деятельность конкретную, осознанную и целенаправленную, реализуемую в условиях определенных общественных отношений. Таким образом, одним из основных аспектов учебного процесса в образовательных учреждениях ФСИН России является формирование социальных и профессиональных качеств личности, соответствующих конкретному уровню развития общества. Именно эту задачу призвано решить интегративное обучение - овладение выпускником комплексом знаний, умений и навыков, получаемых в ходе изучения отдельных дисциплин, исходя из конечной цели подготовки специалиста для УИС. Переход от преимущественно

информативного типа обучения к иным, в том числе интегрированным, предполагает активное развитие познавательных, творческих способностей обучающихся, их умение систематизировать, обобщать и применять комплекс знаний, необходимых в профессиональной деятельности.

Достижение данной цели становится возможным благодаря интегративному подходу к подготовке обучающихся. Анализ практической деятельности выпускников показывает, что в настоящее время нельзя соглашаться с традиционным параллелизмом множества учебных дисциплин, слабо сопряженных и ориентированных на главную цель профессиональной подготовки сотрудника УИС.

Необходим продуманный эффективный подход к интеграции содержания образования и процесса обучения. Тематический анализ содержания учебных программ на основе изучения связей структурно-логической схемы, планово-программной документации делает возможным определить взаимосвязанные темы, которые в дальнейшем будут более подробно изучены. Анализируются характер и содержание профессиональной деятельности сотрудника УИС с целью установления корреляции между общеобразовательными и профессиональными дисциплинами, формирующими специалиста по направлениям деятельности. Учебный материал выделенных тем, вступающих в интегрированные связи, пересматривается и уточняется с точки зрения единого применения терминов и дефиниций различных учебных дисциплин, применения межпредметных знаний при решении комплексных задач профессиональной деятельности, переносе знаний и умений, полученных при изучении одной дисциплины, в другую.

Знания, умения и навыки, которыми должен обладать выпускник, формируются во время обучения при выполнении разноуровневых заданий и решения комплексных междисциплинарных задач. Подготовка обучающихся к профессиональной деятельности должна основываться на системной ориентации в предметах обучения, обеспечивающей углубление общих теоретических знаний, процесс обучения необходимо осуществлять проблемно, с учетом реализации правил и принципов межпредметной интеграции. Большинство качеств, составляющих личностно-социально-про-фессиональный статус сотрудника УИС, требуют знаний различных учебных дисциплин, которые невозможно сформировать в процессе обособленного изучения отдельных предметов. Таким образом, чем более системный характер приобретает подготовка специалиста, тем более широкими становятся границы поля его возможностей решения профессиональных задач.

Примером этому служат дисциплины антикоррупционной направленности с их ярко выраженной междисциплинарной связью. В них проявляется интеграция юридических дисциплин с многочисленными дисциплинами гуманитарного профиля (социология, психология, профессиональная этика экономика и др.).

Если, требования к содержанию профессионального обучения четко определяются федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования через планируемые результаты освоения образовательной программы, выражаемые в формировании компетенций, то к дисциплинам антикоррупционной направленности предъ-

являются дополнительные требования. Процесс обучения направлен на профессиональную подготовку обучающихся, формирование у них умений выявить и устранить причины коррупции на самых ранних стадиях проявления, адаптации к реальным практическим действиям, направленным на активное противодействие коррупции в социуме.

Академия ФСИН России реализует основные профессиональные образовательные программы. Рассмотрим формирование модели устойчивого антикоррупционного поведения сотрудника путем интеграции знаний, умений и навыков в планируемые результаты подготовки специалистов юридического профиля.

Например, ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 - Юриспруденция (в Академии ФСИН России реализуется ведомственная специализация - Организация режима в УИС) предполагает формирование у обучающихся ряда профессиональных компетенций, направленных на формирование устойчивого антикоррупционного поведения:

ПК-12 - Способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению.

ПК-14 - Готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

ПК-24 - Способность осуществлять противодействие коррупции и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в уголовно-исполнительной системе.

В соответствии с основными профессиональными образовательными программами для обучающихся 2017/2018 учебного года данные профессиональные компетенции формируются в процессе изучения следующих дисциплин: «Криминология», «Административное право», «Земельное право», «Делопроизводство и режим секретности». Содержание компетенций определяет ФГОС ВО, а перечень планируемых результатов обучения по дисциплине предоставлен на выбор образовательного учреждения (кафедр, авторов-разработчиков).

В соответствии с утвержденными рабочими программами дисциплина «Криминология» (изучается на 2-м курсе) формирует ПК-12.

Обучающийся, освоивший компетенцию ПК-12, должен иметь:

знания: методики криминологических исследований преступности; особенности криминологического планирования и мер борьбы с преступностью;

умения: использовать методы анализа и обработки показателей преступности; правильно применять в практической деятельности полученную юридически значимую информацию для предупреждения преступности;

навыки: анализа и оценки состояния и развития преступности; применение эффективных мер предупреждения преступности в соответствии с современными тенденциями ее развития.

ПК-14формируется в ходе изучения дисциплин «Административное право» (изучается на 2-м курсе) и «Земельное право» (изучается на 3-м курсе). В перечень планируемых результатов обучения по данным дисципли-

нам включены элементы формирования устойчивого антикоррупционного поведения:

умения: проводить юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов в области административного права, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; проводить юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов в области земельного права, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;

навыки: проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов в области административного права, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов в области земельного права, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

В соответствии с утвержденными рабочими программами дисциплина «Делопроизводство и режим секретности» (изучается на 1-м курсе) формирует ПК-24.

Обучающийся, освоивший компетенцию ПК-24 должен иметь:

знания: понятие государственной тайны и иных охраняемых законом тайн, сведений, составляющих государственную тайну и сведений конфиденциального характера; организационно-правовые основы режима секретности; нормативные правовые акты и документы в области защиты государственной тайны, обеспечения режима секретности; методы, способы и мероприятия по обеспечению сохранности государственной тайны;

умения: использовать методы и средства обеспечения информационной безопасности с целью предотвращения несанкционированного доступа, злоумышленной модификации или утраты информации, составляющей государственную тайну и иной служебной информации;

навыки: обеспечения защиты государственной тайны и соблюдения режима секретности в процессе служебной деятельности.

Основная профессиональная образовательная программа по направлению подготовки 40.03.01 представлена 57-ю дисциплинами. Проанализированные профессиональные компетенции 12, 14, 24 в соответствии с утвержденными основными профессиональными образовательными программами встречаются в четырех дисциплинах («Криминология», «Административное право», «Земельное право», «Делопроизводство и режим секретности») на первом, втором и третьем курсе обучения. На наш взгляд, этого недостаточно для создания качественной модели устойчивого антикоррупционного поведения. Поэтому в основных профессиональных образовательных программах, реализуемых в Академии ФСИН России, отдельные элементы умений, знаний и навыков внесены в планируемые результаты обучения целого ряда дисциплин, формирующих иные ОК, ПК и СПК.

Например, дисциплина «Арбитражный процесс» (изучается на 4-м курсе) формирует ПК-5. В соответствии с содержанием рабочей программы данной дисциплины тема № 2 «Предмет, метод и принципы арбитражного процессуального права» содержит рекомендации по изучению значе-

ния законодательства о борьбе с коррупцией в реализации принципов арбитражного процесса. Тема № 8. «Неисковые производства» содержит рекомендации по изучению реализаций положений законодательства о борьбе с коррупцией в производстве по делам об оспаривании правовых актов в арбитражном процессе. Вопросы антикоррупционной направленности учтены и в содержании вопросов для подготовки к зачету.

Дисциплина «Гражданский процесс» (изучается на 3-м курсе) формирует ОПК-1, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-13, ПК-15. В соответствии с рабочей программой данной дисциплины тема № 1 «Понятие и принципы гражданского процессуального права» содержит рекомендации по изучению значения гражданского процессуального права в условиях формирования правового государства и борьбе с коррупцией, а также изучение роли принципов гражданского процессуального права в борьбе с коррупцией. Тема № 16 «Нотариат как несудебная форма защиты гражданских прав. Совершение нотариальных действий в исправительных учреждениях» содержит рекомендации по изучению роли и значения нотариата в борьбе с коррупцией. Также вопросы антикоррупционной направленности учтены в содержании вопросов для подготовки к экзамену.

Дисциплина «Гражданское право» (изучается на 2-м и 3-м курсах) формирует ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15. В соответствии с содержанием рабочей программы данной дисциплины тема № 1 «Введение в гражданское право» содержит рекомендации по изучению реализации принципов гражданского права в деятельности УИС и профилактике коррупционных правонарушений. Тема № 24 «Поставка товаров для нужд уголовно-исполнительной системы» содержит рекомендации по изучению роли законодательства о поставках для государственных нужд в борьбе с коррупцией. Тема № 25 «Обязательства из договоров мены, дарения и ренты» содержит рекомендации по изучению договора дарения и антикоррупционного законодательства.

Дисциплина «Криминалистика» (изучается на 3-м курсе) формирует ПК-10, ПК-13. В соответствии с содержанием рабочей программы данной дисциплины в курсе присутствует отдельная тема, посвященная расследованию коррупционных преступлений «Особенности расследования коррупционных преступлений» (Тема № 22). Темы антикоррупционной направленности учтены и в тематике курсовых работ.

Дисциплина «Организация охраны» (изучается на 3-м и 4-м курсах) формирует ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-8, ПК-21, ПК-26. В соответствии с содержанием рабочей программы данной дисциплины тема № 20 «Подготовка сил и средств к выполнению служебных задач по охране объектов» содержит рекомендации по изучению профилактики коррупционных и иных правонарушений сотрудников подразделений охраны.

Дисциплина «Правовое регулирование и организация режима» (изучается на 3-м и 4-м курсах) формирует ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-8, ПК-17, ПК-18. Темы антикоррупционной направленности учтены и в тематике курсовых работ.

Дисциплина «Правоохранительные органы» (изучается на 1-м курсе) формирует ОПК-2, ОПК-4, ПК-8. В соответствии с содержанием рабочей программы данной дисциплины

тема № 2 «Судебная власть, судебная система Российской Федерации. Принципы правосудия» содержит рекомендации по изучению требований, предъявляемых к судьям в условиях борьбы с коррупцией. Тема № 6 «Органы юстиции Российской Федерации» содержит рекомендации по изучению вопросов прохождения службы в УИС, в том числе и в условиях борьбы с коррупцией. Тема № 7 «Органы прокуратуры Российской Федерации» содержит рекомендации по изучению проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Также вопросы антикоррупционной направленности учтены в содержании вопросов для подготовки к экзамену.

Дисциплина «Семейное право» (изучается на 3-м курсе) формирует ПК-3, ПК-5, ПК-6. В соответствии с содержанием рабочей программы данной дисциплины тема № 1 «Понятие, предмет и источники семейного права. Семейные правоотношения» содержит рекомендации по изучению семей-но-правовых мер по противодействию коррупции.

Дисциплина «Уголовное право» (изучается на 2-м курсе) формирует ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5. Вопросы антикоррупционной направленности учтены в содержании вопросов для подготовки к экзамену по общей и особенной частям.

Таким образом, содержание рассмотренных дисциплин, изучаемых с 1-го по 4-й курс по направлению подготовки -40.03.01 - Юриспруденция позволяет выстроить систему междисциплинарных связей по формированию профессиональных компетенций антикоррупционной направленности.

Однако создание устойчивой модели антикоррупционного поведения невозможно без активного неприятия коррупционных проявлений на личностном мирровозрен-ческом уровне. С целью активизации морального фактора в деятельности сотрудников УИС в содержание дисциплин социально-гуманитарного цикла внесены элементы, формирующие непримиримое отношение к коррупции на личностном уровне. В соответствии с утвержденными рабочими программами элементы вышеобозначенных знаний, умений и навыков внесены в содержание дисциплин «Профессиональная этика», «Экономика», «Пенитенциарная психология и педагогика».

Дисциплина «Профессиональная этика» (изучается на 2-м курсе) формирует ОК-6 и ОПК-3. Формирование ОК-6 при изучении данной дисциплины направлено в том числе и на получение знаний об этических и психолого-педагогических основах толерантности и формирования антикоррупционного поведения. В соответствии с содержанием рабочей программы данной дисциплины тема № 3 «Этические кодексы в профессиях» содержит рекомендации по изучению коррупции как формы безнравственного поведения.

Дисциплина «Экономика» (изучается на 1-м курсе) формирует ОК-2, ОПК-2, ОПК-5. В соответствии с содержанием рабочей программы данной дисциплины

тема № 7 «Макроэкономическая нестабильность: цикличность, безработица, инфляция» содержит рекомендации по изучению коррупции как фактора роста и торможения экономического развития. Также вопросы антикоррупционной направленности учтены в содержании вопросов для подготовки к зачету.

Дисциплина «Пенитенциарная психология и педагогика» (изучается на 2-м курсе) формирует ОК-6, ОК-7, ОПК-3, ПК-13. В соответствии с содержанием рабочей программы данной дисциплины тема № 11 «Коллектив сотрудников исправительного учреждения как субъект педагогического взаимодействия» содержит рекомендации по изучению формирования у сотрудников исправительного учреждения антикоррупционного поведения.

Содержание рассмотренных дисциплин позволяет говорить о создании целостной модели устойчивого антикоррупционного поведения. Интеграция элементов содержания дисциплин гуманитарного и профессионального циклов способствует организации непрерывного педагогического воздействия на протяжении всего курса профессиональной подготовки. Таким образом, в рамках образовательного процесса целенаправленно формируется антикоррупционная позиция будущего сотрудника УИС. В процессе обучения он получает разнообразную информацию антикоррупционной направленности, которая включается в общекультурные и профессиональные знания. В целом образовательная среда вуза предоставляет условия глубоко осмыслить, а если надо, то скорректировать свое отношение к коррупционным проявлениям в социуме. Тем самым закладывается гуманитарный и профессиональный фундамент для формирования нетерпимости к коррупции.

Резюмируя вышесказанное можно констатировать, что путем интеграции соответствующих знаний, умений, навыков и содержательного компонента в дисциплины гуманитарного и профессионального циклов создаются условия для формирования устойчивого антикоррупционного поведения сотрудника УИС.

1. Николаев С. М. Концептуальные положения реализации антикоррупционного образования сотрудников правоохранительных органов // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 2. С. 1-16.

2. Синников В. Б., Арсланов А. Ф. Формирование профессиональной компетенции курсантов образовательных учреждений МВД России на основе интегративного обучения при проведении оперативно-тактических учений // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 1(7). С. 80-86.

© Везломцев В. Е., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.