УДК 37.015.3
Р. А. Громов
ФОРМИРОВАНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Рассматривается проблема аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технического вуза, дана краткая характеристика модели ее формирования, а также представлены результаты опытно-экспериментальной работы, позволяющие оценить эффективность данной модели.
This article considers the axiological components of professional competence in the students of a technical university, gives an overview of the model of its formation and presents the results of the experiments facilitating the assessment of the model's efficiency.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, аксиологический подход,
ценностные ориентации.
Key words: competence, professional competence, axiological approach, values.
Основные цели современного высшего профессионального образования все больше ориентируются на подготовку компетентного специалиста, не только конкурентоспособного на рынке труда, но, в первую очередь, способного ответственно осуществлять профессиональную деятельность, опираясь не только на узкоспециальные знания, но и на опыт ценностного отношения к труду и профессии.
Одной из главных задач, определяющих происходящие изменения в системе профессионального образования, является повышение уровня профессионализма выпускников учреждений профессионального образования на основе формирования определенных профессиональных компетенций. В психолого-педагогической науке и практике разрабатываются все новые подходы, методики решения обозначенной задачи. Одни из них основываются на использовании новых информационных технологий в подготовке квалифицированных специалистов, другие — на обновлении содержания подготовки, третьи — на усилении ее практической направленности и т. п. Однако решение проблемы повышения качества подготовки специалистов невозможно без обращения к ценностно-мотивационным компонентам профессиональной деятельности.
В широком смысле аксиологические компоненты профессиональной компетентности представляют собой набор присущих всем членам профессионального сообщества поведенческих норм, ценностей, представлений и понятий, определяемых спецификой профессиональной деятельности [3].
Молодой специалист в процессе обучения в вузе так или иначе становится субъектом и объектом профессиональной социализации и адаптации, в ходе которой он усваивает основные элементы профессионального мировоззрения и ценностей профессионального сообщества [6].
Таким образом, сформированные аксиологические компоненты профессиональной компетентности позволяют удовлетворять интересы будущего специалиста в самореализации и саморазвитии в профессиональной деятельности путем не только приращения знаний, умений, навыков, полномочий, но и формирования ценностей и норм поведения той профессиональной сферы, в которой он будет работать по окончании вуза.
Профессиональная компетентность может быть определена как комплексная характеристикой личности и рассматривается как умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций. Она проявляется и приобретается в деятельности. Подчеркивается, что профессиональная компетентность:
— является интегральной характеристикой профессионала как субъекта деятельности;
— представляет собой системное проявление знаний, умений, опыта, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать профессиональные задачи, составляющих сущность профессиональной деятельности;
— формируется в процессе профессиональной подготовки;
— используется для описания конечного результата обучения;
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 11. С. 124—130.
— характеризует уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств), включая и минимальный опыт по отношению к профессиональной деятельности в заданной сфере, связанное с мотивационной, когнитивной и ценностной личностно-деятельными сферами [1].
Ценности понимаются как особые смысловыге образования, составляющие иерархическую систему в структуре личности, которая определяет субъективную важность объекта относительно других объектов, исходя из актуальных потребностей личности. Ценностные ориентации — это относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций. Образуя высший уровень диспозиционной иерархии в структуре личности, ценностные ориентации являются основанием для оценок окружающей действительности и детерминируют предрасположенность личности к той или иной социальной активности, то есть понятие «ценности» является общим относительно понятия «ценностные ориентации» [5].
В отечественной психологии и педагогике в качестве методологической платформы выступает положение о том, что ценности есть смысловые образования, выступающие в виде убеждений, задающих направление поведению и деятельности личности. Таким образом, ценности, по мнению ученых, это все, что наделено общим смыслом. Культурные ценности представляют собой важнейшие и глубинные принципы, определяющие отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Таким образом, под ценностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, получаемый личностью в онтогенезе. В сознании личности ценности представлены в виде понятий, способных стимулировать проявление разнообразных чувств, оценок и отношений, побуждений к деятельности [4].
Формирование личностных ценностей человека — процесс, во многом определяемый социальными: условиями и той воспитательной и социализирующей средой, в которой развивается личность [8]. Базовые социальные компетенции содержат в себе ценностные представления об основных сферах жизнедеятельности человека. Выбор концепции образования зависит от доминирующих ценностно-мировоззренческих установок, многообразия духовных потребностей общества. Очевидно, что современная культура и социально-экономические условия развития российского общества отражаются и в концептуальных подходах к реформированию образования.
Традиционный тип образования, ориентированный на подготовку узких специалистов, характерный до настоящего времени для технических вузов, не соответствует социальной потребности, которая выражается в том, что успешными социальными строителями, субъектами информационной культуры могут быть люди с типом сознания, основанного на индивидуальной ответственности за свои поступки и судьбы цивилизации, способные к личностному саморазвитию и личностной самоактуализации [9].
Современные образовательные стандарты, определяемые на основе Государственной концепции модернизации образования и построенные исходя на методологии компетентностного подхода, содержат в себе инвариантные ценностные установки, которые должны бытть сформированы у будущих профессионалов в процессе обучения в вузе.
Как показывает проведенный нами анализ, можно выщелить следующие аксиологические компетенции, тем или иным образом представленные в государственных нормативных документах высшего профессионального образования для специальностей технического профиля:
— компетенциии ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления; осознание социальной значимости своей будущей профессии; высокая мотивация к вытолнению профессиональной деятельности);
— компетенциии саморазвития и самосовершенствования (способность к познавательной деятельности; осознание необходимости, потребности и способности учиться; стремление к саморазвитию, повыгшению своей квалификации и мастерства; умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; готовность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности);
— компетенции социального взаимодействия (способность использования эмоциональных и волевытх особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству; расовая, национальная, религиозная терпимость, умение погашать конфликты, способность к социальной адаптации, коммуникативность, толерантность; готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе; к вытолнению профессиональных функций при таком виде работы);
— компетенции самоорганизации (способность организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей; способность работать самостоятельно, принимать решения в пределах своих полномочий;
— лидерский потенциал и организационно-управленческая компетенция (способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности).
Интегральным показателем, характеризующим единство личностных и профессиональных ценностей, является уровень сформированности профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность — это интегральное свойство, в котором соединяются личностные и профессионально значимые ценности, формируется субъектность профессиональной позиции, происходит интернализация ценностно-мотивационных компонентов
профессиональной деятельности и трансформация внешних социальных предписаний во внутренние смыслы [9].
Для оптимизации процесса формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технических вузов нами разработана педагогическая модель их формирования. Теоретико-методологическую основу разработки модели составили компе-тентностный, личностно-деятельностный, аксиологический и субъект-субъектный подходы в обучении.
Целью образовательного процесса в данной модели стала организация систематического опыта ценностного самоопределения студентов в контексте профессионального развития и саморазвития при обучении в техническом вузе в рамках специально разработанных курсов и занятий, создающих условия для понимания и формирования собственного отношения к базовым ценностным установкам профессии.
Предлагаемая модель включает три составляющих: проектно-целевую, процессуальнотехнологическую, критериально-диагностическую.
Проектно-целевой блок модели включает в себя предварительный анализ исходных условий и приоритетов образовательного процесса в вузе. Предпосылкой его успешного построения с точки зрения формирования ценностно-смысловых компонентов профессиональной деятельности и содействия обретению профессиональной идентичности является определение структуры и содержания ценностных предпосылок, содержащихся в государственных стандартах и культурных идеалах, свойственных образованию как социальному институту на современном этапе.
Второй блок модели — процессуально-технологический — включает эффективный дидактический инструментарий, применяемый для формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности в процессе обучения в вузе, последовательность и целесообразность подбора методов, приемов формирования. Функционирование данного блока обеспечивают активные и интерактивные методы обучения (метод кейсов, деловые игры, групповые дискуссии, социально-психологический тренинг), а также методы проблемного обучения. Целью тренингового психологического обучения являлось создание условий для осознания в процессе межличностного взаимодействия студентов своих персональных ценностей и установок, психологических черт, идентификация студентов с субъектом своей будущей профессиональной деятельности, формирование и развитие у них системы ценностных ориентаций, необходимой для эффективной деятельности в профессиональной среде.
Третий блок модели — критериально-диагностический — предназначен для определения параметров оценки эффективности образовательного процесса в вузе с точки зрения формирования аксиологических компетенций студентов и позволяет вести мониторинг сформированности исследуемого феномена. К основным компонентам критериальной характеристики сформированности аксиологических компонентов в нашем исследовании относятся ценностно-смысловой и мотивационно-потребностный критерии, находящиеся в единстве с когнитивным (знаниевым) и деятельностно-практическим (поведенческим) критериями.
Ключевым критерием, характеризующим единство личностных и профессиональных ценностей, является уровень сформированности профессиональной идентичности, которая рассматривается как интегральное свойство, соединяющее в себе личностные и профессионально значимые ценности, субъектность профессиональной позиции, интернализованное единство ценностно-мотивационных компонентов профессиональной деятельности.
Педагогическими условиями эффективности реализации модели формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности в процессе обучения являются:
— создание условий для ценностного самоопределения и согласования ценностей субъектов образовательного процесса;
— приобретение умения создавать проекты (программы) своей профессиональной, образовательной деятельности, жизнедеятельности в целом;
— овладение рефлексивной культурой, позволяющей адекватно оценить имеющийся профессиональный и жизненный опыт;
— формирование уровня коммуникативной культуры, достаточного для обеспечения возможности позитивного межсубъектного взаимодействия;
— создание ситуаций успеха как механизма восстановления мотивации к образованию и формирования потребностей в самообразовании;
— связь процесса обучения с решением значимых для молодых людей проблем профессиональной деятельности.
На основе предлагаемой модели нами быт разработан спецкурс «Психология и педагогика профессионального становления», а также система занятий «Тренинг личностной и профессиональной идентичности». Экспериментальная проверка модели осуществлялась на базе судоводительского и судомеханического факультетов Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Всего в исследовании приняло участие 114 студентов третьего курса, 52 из которых составили контрольную выборку, а 62 — экспериментальную.
Статистический анализ показал, что в экспериментальной группе значительно возросло количество студентов с высоким и удовлетворительным уровнями сформированности компетенций ценностносмысловой сферы аксиологических компонентов профессиональной компетентности. Мы можем предположить, что апробированная модель формирования данных компетенций у студентов технических специальностей привела к позитивным сдвигам в уровне их развития. В экспериментальной группе достоверно уменьшилось количество студентов с низким, удовлетворительным и повысилось с высоким уровнями сформированности компетенций ценностно-смысловой сферы. Достоверных изменений в значениях сформированности данных компетенций у студентов контрольной группы не обнаружено. Мы можем утверждать, что после реализации специального курса и системы тренинговытх занятий у студентов экспериментальной группы качественно видоизменилась ценностно-смысловая сфера личности — интернализировались ценности достижения цели с помощью высокого уровня образования, широты знаний, развитой общей культуры, ценности психической и физической активности.
Таким образом, результаты, полученные в ходе проведения эксперимента, а также их количественный и качественный анализ показали эффективность разработанной модели формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности будущих специалистов.
Список литературы
1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
2. Варданян Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагогов и психологов): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999.
3. Карпушина Л. В. Аксиологическая направленность и смытожизненныге ориентации современной молодежи // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2006. № 2. С. 66 — 75.
4. Карпушина Л. В. Особенности нравственно-ценностных характеристик студентов технических вузов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 95 — 102.
5. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 5—26.
6. Митина Л. М. Психология профессионального развития. М., 2002.
7. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов у студентов вуза в процессе обучения: дис. ... д-ра психол. наук. Кемерово, 2005.
8. Унарова С.Н. Современная социокультурная среда как психологический фактор развития ценностных
ориентации личности: дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.
9. Яницкий М. С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентации
личности: дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2000.
Об авторе
Роман Александрович Громов — соискатель, Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, е-mail: [email protected]
About authore
Roman Gromov, PhD student Baltic State Fishing Fleet Academy, е-mail: [email protected]