Лыгина Юлия Евгеньевна, заместитель главного врача по медицинской части, ГБУЗ АО «Детская стоматологическая поликлиника», г. Астрахань, Россия, 414000, г. Астрахань, переулок Театральный, д. 3, тел.: (8512) 51-42-31, e-mail: muz_gdsp@mail/ru, ассистент кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: (8512) 52-41-43, е-mail: [email protected].
УДК 616-053.31(470.46)
© Р.И. Нургалиев, Г.Р. Нураденова, И.И. Мороз, 2013
Р.И. Нургалиев, Г.Р. Нураденова, И.И. Мороз
ФОРМИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ОБЩЕСТВЕННОГО МОДУЛЯ В СТРУКТУРЕ ЕДИНОЙ ТРЕХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России
Укрепление взаимосвязей между региональными учреждениями перинатальной помощи и создание новых механизмов взаимодействия с органами власти, институтами гражданского общества будет способствовать укреплению структуры перинатальной помощи, повышению эффективности ее работы и как следствие - снижению перинатальной заболеваемости и смертности в Астраханской области.
Ключевые слова: снижение перинатальной заболеваемости и смертности, инновационная взаимосвязь.
R.I. Nurgaliev, G.R. Nuradenova, I.I. Moroz
THE FORMATION OF ADMINISTRATIVE-SOCIAL MODULE IN THE STRUCTURE OF UNITED THREE-LEVEL SYSTEM OF PERINATAL CARE IN THE ASTRAKHANIAN REGION
The strengthening of interrelation between regional institutions of perinatal care and establishment of new mechanisms of interrelation with bodies of power and institutions of civil society will promote strengthening of perinatal care structure, increase of its work effectiveness and as a result decrease of perinatal morbidity and mortality in the Astrakha-nian region.
Key words: decrease of perinatal morbidity, mortality, innovative interrelation.
В настоящее время в России ведется активная работа по совершенствованию медицинской помощи беременным, роженицам и новорожденным детям (создание перинатальных центров, внедрение современных эффективных технологий, оснащение родовспомогательных учреждений дорогостоящим оборудованием для перинатальной диагностики и интенсивной терапии). Результатом этой работы явилось существенное снижение младенческой смертности - на 59,6 % [1]. Однако проведенный анализ показывает, что в Российской Федерации имеются существенные резервы снижения младенческой смертности и инвалидности с детства, а значит, и положительного влияния на демографическую ситуацию.
Потребность в дифференцированной службе родовспоможения в последнее время стала настолько очевидной, что многие страны пошли по пути создания трех принципиально разных по объему и качеству уровней медицинского сервиса. Со временем было показано, что организация трех уровней перинатальной службы и модернизация технической оснащенности позволили снизить репродуктивные потери, заболеваемость и смертность [1].
В послании к Федеральному собранию на 2011 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев сказал: «...Мы должны повысить доступность и качество медицинской, а также социальной помощи матерям и детям, развить программу «Родового сертификата» и систему восстановительного лечения для детей первых 3 лет жизни, новорожденных с низкой массой тела» [4].
Наличие у городского и сельского населения Астраханской области множества социальных проблем (семьи с трудовым доходом ниже прожиточного минимума, где имеются женщины детород-
ного возраста, планирующие беременность, а также дефекты медицинского и социального обслуживания, нарушение прав ребенка и т.д.), требует организации эффективной социальной помощи [2]. Без разрешения обозначенной ситуации существующая система здравоохранения не сможет положительно решить проблемы материнства и детства, особенно касающиеся системы перинатальной помощи.
Для коренного улучшения организации перинатальной помощи и на уровне учреждений перинатальной помощи (УПП) I базового уровня, и на уровне УПП II уровня (специализированной), и на УПП III уровня (узкоспециализированной, высокотехнологичной (дорогостоящей)) [5] необходимо формирование в структуре единой трехуровневой перинатальной помощи области Административно-общественного модуля, включающего в себя шесть блоков:
• Регионального Совета по координации действий органов власти (государственной, законодательной и муниципальной), региональных институтов гражданского общества по внедрению и дальнейшему функционированию Инновационной региональной модульной единой трехуровневой системы перинатальной помощи под председательством руководителя региона;
• Межведомственных комиссий субъектов Федерации и муниципальных органов под председательством заместителя Председателя Правительства субъекта Федерации;
• Регионального министерства здравоохранения;
• Регионального министерства социального развития и труда;
• Регионального управления Росздравнадзора РФ;
• Регионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) РФ.
Обозначим функции блоков Административно-общественного модуля.
Блок Регионального Совета по координации действий органов власти (государственной, законодательной и муниципальной), региональных институтов гражданского общества под председательством руководителя региона проводит контроль функционирования Инновационной региональной модульной единой трехуровневой системы перинатальной помощи.
Блок Межведомственных комиссий субъектов Федерации и муниципальных органов под председательством заместителя Председателя Правительства субъекта Федерации проводит контроль деятельности соответствующих министерств в части оказания перинатальной социальной и правовой помощи.
Блок Регионального министерства здравоохранения осуществляет свою деятельность непосредственно и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти региона, органами местного самоуправления муниципальных образований региона, объединениями работодателей, общественными организациями и иными организациями по вопросам, относящихся к его компетенции. Является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке политики региона и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, демографической политики, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной, включая трансплантацию органов и тканей человека), разработку и реализацию современных медицинских технологий, новых методов диагностики.
Блок Регионального министерства социального развития и труда - осуществляет в регионе политику социальной поддержки семьи, материнства и детства. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Министерством здравоохранения Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, региональными отделениями государственных внебюджетных фондов, объединениями работодателей, общественными организациями, гражданами по вопросам, относящимся к его компетенции. Министерство разрабатывает и утверждает ведомственные целевые программы: в области оказания и реализации мер социальной поддержки, социальной помощи и организации социальных выплат населению. В сфере социальной поддержки семьи, женщин и детей:
• предоставляет меры социальной поддержки многодетным семьям в соответствии с действующим законодательством;
• осуществляет меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, организации индивидуальной профилактической работы в отношении безнадзорных и беспризорных несовершен-
нолетних, их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
• участвует в разработке и осуществлении мер по реализации основных направлений государственной социально-демографической политики.
Районные социальные работники Министерства социального развития и труда разрабатывают и реализуют план мероприятий по материальной поддержке беременных женщин с трудовым доходом ниже прожиточного минимума (материальная поддержка при первом обращении, организация выдачи родовых сертификатов, своевременная выписка социальных карт для получения продуктового набора в соответствии с физиологическими потребностями женщин в период беременности в калориях, белках, жирах и углеводах).
Блок Регионального управления Росздравнадзора РФ осуществляет:
• контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи;
• выдачу лицензий на осуществление медицинской деятельности, реализуемой организациями государственной системы здравоохранения, а также учреждениями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
• контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания;
• выдачу лицензий на осуществление в установленном порядке проверки деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, организаций, реализующих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения и социальной защиты населения.
Блок Регионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) РФ работает в тесном взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Задачи, которые решает Роспотребнадзор, охватывают сферы деятельности, непосредственно касающиеся каждого человека: организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, и в области потребительского рынка; предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания; профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.
Формирование административно-общественного модуля в структуре единой трехуровневой системы перинатальной помощи региона соответствует положениям Федерального Закона №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и определяется полномочиями органов государственной власти субъекта Федерации [3].
Список литературы
1. Володин, Н. Н. Руководство по организации и деятельности перинатального центра / Н. Н. Володин, В. И. Кулаков, Р. А. Хальфин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 472 с.
2. Нураденова, Г. Р. Городские и сельские учреждения перинатальной помощи III или базового уровня / Г. Р. Нураденова, Р. И. Нургалиев, А. Г. Сердюков, И. И. Мороз // Астраханский медицинский журнал. - 2011. - Т. 6, № 3. - С. 159-161.
3. Об основах охраны здоровья граждан в РФ : Федеральный Закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ. - Режим доступа : http://www.consultant.ru, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения : 08.05.2012.
4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию на 2011 год // TeploEnergoForum.Ru. 2010. - Режим доступа : http://www.teploenergoforum.ru/index.php, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. рус. - Дата обращения : 08.05.2012.
5. Шабалов, Н. П. Неонатология / Н. П. Шабалов. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : МЕДпресс-информ, 2006. - Т. 1. - 608 с.
Нургалиев Ризек Исентемрович, доктор медицинских наук, профессор кафедры неонатологии с курсом общего ухода за детьми, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д. 119, тел. (8512) 71-79-59, е-шаП: [email protected].
Нураденова Гульнара Ризековна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры неонатологии с курсом общего ухода за детьми, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д. 119, тел. (8512) 71-28-78, е-таЛ; [email protected].
Мороз Ирина Ивановна, старший лаборант кафедры неонатологии с курсом общего ухода за детьми, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д. 119, тел. (8512) 50-26-37, е-mail: [email protected].
УДК 616.24-002.5-08
© Е.Н. Стрельцова, Н.А. Степанова, Д.А. Курамшин, Е.Б. Вирина, 2013
Е.Н. Стрельцова1, Н.А. Степанова1, Д.А. Курамшин2, Е.Б. Вирина2
ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ЛЕЧЕНИЮ У ВПЕРВЫЕ ВЫЯВЛЕННЫХ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ ЛЕГКИХ
:ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России 2ГБУЗ АО «Областной клинический противотуберкулезный диспансер» г. Астрахань
Проведено изучение медико-социальной принадлежности впервые выявленных больных туберкулезом легких по данным ГБУЗ АО «Областной клинический противотуберкулезный диспансер» г. Астрахани. Выявлены предикторы приверженности к лечению и их влияние на эффективность терапии.
Ключевые слова: туберкулез легких, приверженность, эффективность лечения.
E.N. Streltsova, N.A. Stepanova, D.A. Kuramshin, E.B. Virina
THE ADHERENCE TO TREATMENT IN NEWLY DIAGNOSED PATIENTS WITH PULMONARY TUBERCULOSIS
The study of medico-social status of newly detected patients with pulmonary tuberculosis according to the Regional clinical antituburculosis dispensary of Astrakhan. The predictors of adherence to treatment and their influence on the effectiveness of therapy were found out.
Key words: pulmonary tuberculosis, commitment, effectiveness of the treatment.
Введение. Сегодня туберкулез является одной из самых серьезных мировых медицинских проблем. В настоящее время отмечается тенденция к стабилизации основных показателей заболеваемости и смертности. Однако эффективность лечения впервые выявленных больных и больных с рецидивами заболевания остается достаточно низкой [3]. Качественный состав категорий пациентов по случаю туберкулеза - впервые выявленный, рецидив и хроническое течение - имеет существенное значение в прогнозе эффективности лечения. Доля впервые выявленных больных туберкулезом, досрочно прекративших стационарное лечение, составляет на разных территориях РФ от 20 до 53 %. Информационно-образовательная работа с пациентами является способом формирования ответственного отношения больных туберкулезом к лечению [7] и, следовательно, ограничения распространенности туберкулеза [1]. По данным ряда авторов [4, 5, 6, 8], факторами, определяющими эффективность лечения, являются: социальные (безработица, отсутствие постоянного места работы и семьи, плохие материально-бытовые условия жизни); медико-биологические (сопутствующие заболевания, состояние общей реактивности организма); метод выявления заболевания, а также клинико-рентгенологические особенности течения туберкулезного процесса, распространенность поражения, наличие и выраженность деструкции легочной ткани, лекарственная устойчивость МБТ, недисциплинированность больных.
Цель: проанализировать качественный состав, социальную ориентацию, клиническое течение у впервые выявленных больных туберкулезом легких, пролечившихся в стационаре № 1 ГБУЗ АО «Областной клинический противотуберкулезный диспансер» в 2011 г. и оценить влияние уровня приверженности лечению на его эффективность.