Научная статья на тему 'Форматные и содержательные особенности современных телевизионных музыкальных реалити-шоу в России и в Китае'

Форматные и содержательные особенности современных телевизионных музыкальных реалити-шоу в России и в Китае Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Телевидение / музыкальная программа / реалитишоу / формат / жанр / контент / Китай / Россия / Television / music program / reality show / format / genre / content / China / Russia

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юань Е.

В работе представлены результаты исследования особенностей рейтинговых музыкальных реалити-шоу, которые выходили на российских и китайских телевизионных каналах. Были поставлены следующие цели: проанализировать специфику музыкальных реалитишоу как особого телеформата, определить жанровые характеристики музыкальных программ, выявить ключевые моменты возникновения музыкальных реалити-шоу, рассмотреть развлекательные функции реалити-шоу, определить форматные и содержательные характеристики. Исследование проходило в первой половине 2024 г. Анализировались десять музыкальных программ, которые имеют признаки реалити-шоу. Музыкальные реалити-шоу — это виды программ, в которых реалитишоу используются в качестве формы, а музыка — в качестве основного содержания программы. В выборку попали как франшизы, так и аутентичные музыкальные программы («Голос Китая» и «Голос», «Маска», «Певец в маске», «Концерт времени», «Песня от всей души») и программы, которые имеют высокую популярность («Аллея звезд», «Я певец», «Бесконечный звук», «Классика в песне»). Анализ проводился по следующим критериям: основное содержание, составляющие элементы в программах, форматные и жанровые характеристики данных программ. Исследование показало, что, являясь поджанром реалитишоу, музыкальные реалити-шоу наследуют все их жанровые характеристики. В ходе анализа выявлено, что исследователи в Китае и России акцентируют внимание на разных жанровых характеристиках реалити-шоу — китайские ученые анализируют особенности в содержании программ (объективность, интерактивность, драматургия), в России ученые обращают внимание на структуру сценарного плана (установленные правила, моменты конкуренции и средство манипуляции). Помимо развлекательной функции выбранные музыкальные программы могут выполнять также образовательную, а в некоторых случаях, и политическую функции. Результаты исследования показывают, что форматные особенности музыкальных реалити-шоу тесны связаны с разнообразием его содержанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Format and Content Features of Modern Television Music Reality Shows in Russia and China

The paper presents the results of a study of the features of top-rated music reality shows aired on Russian and Chinese television channels. The following goals were set: to analyze the main specifics of music reality shows as a special television format, to determine the genre characteristics of music programs, to identify the ke y moments of the emergence of music reality shows, to consider the entertainment functions of reality shows, to determine the format and content characteristics. The study took place in the first half of 2024. Content analysis was chosen as the main research method, which allows us to identify the features of music reality shows in format and content. The programs for the study of the format and content features of music reality shows were not only world franchises, but also original music programs that are similar in format (“The Voice of China” and “The Voice”, “Mask”, “The Masked Singer”, “Concert of Time”, “Song from the Heart”) and programs that are highly popular (“Avenue of Stars”, “Chinese Good Songs”, “Endless Sound”, “Classics in the Song”). The analysis was conducted according to the following criteria: main content, special elements in the programs, format and genre characteristics of these programs. The study showed that being a subgenre of reality shows, music reality shows inherit all their genre characteristics. The study revealed that in China and Russia different accents are made on the genre characteristics of reality shows – Chinese scientists emphasize more the features in the content of the programs (authenticity, interactivity, dramaturgy), in Russia scientists emphasize more the characteristics of the structure of the scenario plan (established rules, moments of competition and means of manipulation). In addition to the entertainment function, the selected music programs can also perform educational, and in some cases, political functions. The results of the study show that the format features of music reality shows are closely related to the diversity of their content. This diversity is mainly reflected in the different professions of the participants and the different directions of music reality shows.

Текст научной работы на тему «Форматные и содержательные особенности современных телевизионных музыкальных реалити-шоу в России и в Китае»

Форматные и содержательные особенности современных телевизионных музыкальных реалити-шоу в России и в Китае

Юань Е Э

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г Москва, Российская Федерация, [email protected]

Аннотация. В работе представлены результаты исследования особенностей рейтинговых музыкальных реалити-шоу, которые выходили на российских и китайских телевизионных каналах. Были поставлены следующие цели: проанализировать специфику музыкальных реалити-шоу как особого телеформата, определить жанровые характеристики музыкальных программ, выявить ключевые моменты возникновения музыкальных реалити-шоу, рассмотреть развлекательные функции ре-алити-шоу, определить форматные и содержательные характеристики. Исследование проходило в первой половине 2024 г. Анализировались десять музыкальных программ, которые имеют признаки реалити-шоу. Музыкальные реалити-шоу — это виды программ, в которых реалити-шоу используются в качестве формы, а музыка — в качестве основного содержания программы. В выборку попали как франшизы, так и аутентичные музыкальные программы («Голос Китая» и «Голос», «Маска», «Певец в маске», «Концерт времени», «Песня от всей души») и программы, которые имеют высокую популярность («Аллея звезд», «Я певец», «Бесконечный звук», «Классика в песне»). Анализ проводился по следующим критериям: основное содержание, составляющие элементы в программах, форматные и жанровые характеристики данных программ. Исследование показало, что, являясь поджанром реалити-шоу, музыкальные реалити-шоу наследуют все их жанровые характеристики. В ходе анализа выявлено, что исследователи в Китае и России акцентируют внимание на разных жанровых характеристиках реали-ти-шоу — китайские ученые анализируют особенности в содержании программ (объективность, интерактивность, драматургия), в России ученые обращают внимание на структуру сценарного плана (установленные правила, моменты конкуренции и средство манипуляции). Помимо развлекательной функции выбранные музыкальные программы могут выполнять также образовательную, а в некоторых случаях, и политическую функции. Результаты исследования показывают, что форматные особенности музыкальных реалити-шоу тесны связаны с разнообразием его содержанием.

Ключевые слова. Телевидение, музыкальная программа, реалити-шоу, формат, жанр, контент, Китай, Россия.

Информация о статье. Дата поступления 27 сентября 2024 г.; дата поступления после доработки 25 октября 2024 г.; дата принятия к печати 25 октября 2024 г.; дата онлайн-размещения 6 декабря 2024 г.

УДК 070 EDN MJGDJW

DOI 10.17150/2308-6203.2024.13(4).789-804

Научная статья

Original article

Format and Content Features of Modern Television Music Reality Shows in Russia and China

Yuan Ye >

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, [email protected]

Abstract. The paper presents the results of a study of the features of top-rated music reality shows aired on Russian and Chinese television channels. The following goals were set: to analyze the main specifics of music reality shows as a special television format, to determine the genre characteristics of music programs, to identify the key moments of the emergence of music reality shows, to consider the entertainment functions of reality shows, to determine the format and content characteristics. The study took place in the first half of 2024. Content analysis was chosen as the main research method, which allows us to identify the features of music reality shows in format and content. The programs for the study of the format and content features of music reality shows were not only world franchises, but also original music programs that are similar in format ("The Voice of China" and "The Voice", "Mask", "The Masked Singer", "Concert of Time", "Song from the Heart") and programs that are highly popular ("Avenue of Stars", "Chinese Good Songs", "Endless Sound", "Classics in the Song"). The analysis was conducted according to the following criteria: main content, special elements in the programs, format and genre characteristics of these programs. The study showed that being a subgenre of reality shows, music reality shows inherit all their genre characteristics. The study revealed that in China and Russia different accents are made on the genre characteristics of reality shows - Chinese scientists emphasize more the features in the content of the programs (authenticity, interactivity, dramaturgy), in Russia scientists emphasize more the characteristics of the structure of the scenario plan (established rules, moments of competition and means of manipulation). In addition to the entertainment function, the selected music programs can also perform educational, and in some cases, political functions. The results of the study show that the format features of music reality shows are closely related to the diversity of their content. This diversity is mainly reflected in the different professions of the participants and the different directions of music reality shows.

Keywords. Television, music program, reality show, format, genre, content, China, Russia.

Article info. Received September 27, 2024; revised October 25, 2024; accepted October 25, 2024; available online December 06, 2024.

Введение

Музыкальные реалити-шоу зародились в XXI в. на фоне бурного развития индустрии развлечений. Являясь важной частью развлека-

тельных телепрограмм, они отражают фундаментальные потребности аудитории в развлечениях, культуре и искусстве и в других духовных областях современного общества

В начале 2000-х гг. России и Китаю — как ранее и другим странам мира — пришлось признать очевидное, а именно: современные СМИ все меньше ориентируются на общественный и все больше на частный интерес, в значительной степени детерминируются рыночным характером экономики [1]. В своей диссертации Д.А. Фукс анализирует влияние факторов, основанных на экономических принципах, на развитие и формирование нового медиа-ландшафта. В результате анализа было установлено увеличение количества развлекательных телепрограмм, транслируемых на телевизионных каналах [2]. Сегодня музыкальные программы являются главным носителем музыкальной культуры, с момента своего возникновения обладают большой зрительской эмпатией, а также демонстрируют личный интерес аудитории к телевизионным развлечениям [3].

Музыкальная телепрограмма является феноменом многогранным, включающим в себя множество разных компонентов: исполнители, песни, музыка, сценическое воплощение шоу, сценарий и т.д. Музыкальные телепрограммы сосредоточены вокруг самой музыки, используя телевидение в качестве основного носителя, и представляют собой форматы аудиовизуальных программ, которые развлекают публику [4]. В первом десятилетии XXI в. телевизионные программы начали взаимопроникать и интегрироваться друг с другом. Музыкальные программы стали агрегировать черты медиапродукта нового века — реалити-шоу, в результате чего появился новый независимый телевизионный формат — музыкальное реалити-шоу. На сегодняшний день музыкальные реалити-шоу вызывают огромный интерес у китайской и российских аудиторий (табл. 1, 2).

Таблица 1 / Table 1 Лидеры российских телевизионных развлекательных программ

(05.02.2024 - 11.02.2024)

Leaders of Russian TV entertainment programs (05.02.2024 - 11.02.2024)

№ Название / Name Тип / Type Канал / Channel Рейтинг, % / Rating, % Доля, % / Share, %

1 Своя игра / Own game Телеигра-викторина НТВ 3,2 5,3

2 Голос / The Voice Музыкальное реалити-шоу Первый 3,1 7,1

3 Ты не поверишь! / You Won't Believe It! Информационно-развлекательная НТВ 3,0 6,7

4 Ну-ка, все вместе! / Come on, All Together! Музыкальное шоу Россия 1 2,9 8,8

5 Привет, Андрей! / Hi, Andrey! Ток-шоу, музыкальное реалити-шоу Россия 1 2,8 7,7

Источник: Рейтинги. Телевидение Mediascope // Mediascope. URL: https://mediascope.net/ data/ (дата обращения: 15.02.2024)

Таблица 2 / Table 2 Лидеры китайских телевизионных развлекательных программ (05.02.2024 — 11.02.2024) Chinese TV Entertainment Leaders (05.02.2024 — 11.02.2024)

№ Название / Name Тип / Type Канал / Channel Рейтинг, % / Rating, %

1 Привет, Суббота! / Hello, Saturday! Тоу-шоу Хунан 0,6

2 Бесконечный звук / Infinite Sound Музыкальное реа-лити-шоу Хунан 0,4

3 Если ты единственная / If You're the Only One Шоу знакомств Цзянсу 0.35

4 Горячая точка / Hot Spot Реалити-шоу Цзянсу 0.26

5 Кикбоксинг/ Kickboxing Спортивный Хэнань 0.22

Источник: Рейтинги: CMC Media Research. URL: https://www.csm.com.cn/cpfw/ds/ssl.html (дата обращения: 15.02.2024)

Основные понятия

и теория исследования

В современной медиасреде развлекательная функция телевидения стала самой важной из-за того, что люди находятся под давлением возрастающих стрессогенных факторов. Сама развлекательная функция телевидения заключается в демонстрации фильмов, сериалов и разнообразных развлекательных программ. Среди многих видов телевизионных программ реалити-шоу стали синонимом карнавала [5]. Реалити-шоу как разновидность телевизионных программ, на самом деле, имеют разные названия. Американцы чаще используют термин Reality TV (реальное телевидение) для обозначения реалити-шоу. Конечно, существует множество других терминов, связанных с реали-ти-шоу в западном мире, например, Game Show (игровое шоу), Reality Soap Opera (реальный спектакль), Constructed Documentaries (постро-

енные документальные фильмы) и т.д. Судя по этим названиям, большинство из них содержат два противоположных понятия — реальность и вымысел или реальная жизнь и сценарий. С одной стороны, это показывает, что реалити-шоу представляют собой жанр программы, сочетающей в себе реальность и вымысел; с другой стороны, это также показывает связи между шоу, документальными фильмами и другими жанрами телепрограммы [6]. Инь Хун, профессор Университета Цин-хуа, считает, что реалити-шоу относится к телеконкурсам, в которых продюсеры устанавливают правила, а участвуют обычные люди. То есть реалити-шоу является программой, в которой обычные люди совершают действия с четкой целью в заданной ситуации в соответствии с установленными правилами игры и в рамках ограничений правил [7]. В сущности, реалити-шоу — сценарно организованное взаимодействие людей,

которые в течение определенного промежутка времени находятся под видеонаблюдением [8].

Музыкальные реалити-шоу относятся к программам поиска новых талантов и представляют собой телевизионные передачи, в которых участники показывают свои способности, чаще вокальные [9]. Подобное определение существует и в китайской научной мысли. Юань Сяофан в своей статье подчеркнула аутентичность и зрелищность музыкальных реалити-шоу: «музыкальные реалити-шоу основаны на технике документальных съемок и следуют правилам мероприятия, позволяя участникам продемонстрировать свои музыкальные таланты» [10]. Согласно приведенному выше определению, мы можем понимать телевизионные музыкальные реали-ти-шоу как синтез музыкальных программ и реалити-шоу.

Музыкальные реалити-шоу часто перенимают признаки других классических телевизионных жанров, таких как документалистика, очерк, варьете и интервью. Например, в музыкальных реалити-шоу нередко показываются короткие видеоролики для самопрезентации и объяснения выбора песен в виде интервью. Что касается варьете, музыкальные реа-лити-шоу опираются на сцену и сценическое представление шоу такого жанра. Присутствие элементов этих телевизионных жанров в музыкальных реалити-шоу нужны не только для проявления реальности, но и для обогащения развлекательных элементов в шоу. Эти различные элементы также обогащает его форматные и содержательные особенности.

Успех музыкальных реалити-шоу во всем мире доказывает, что для

популярного шоу необходимы креативный формат, а также правильная адаптация этого формата. Понятие «формат» обозначает «совокупность признаков, придающих уникальные отличительные черты каждой отдельно взятой телепрограмме» [11]. Формат включает в себя жанр, стиль, драматургическую конструкцию, хронометраж, тематические и сюжетные предпочтения и ограничения, графику, музыку, образ ведущего и многое другое [12]. Формат также является литературной собственностью телевизионной программы, которую можно покупать и продавать. Так, Кемарская И.Н отметила: «Мы говорим о формате, когда хотим подчеркнуть уникальность конкретного телепроизведения, отделить его от других, оформить набор признаков, характерных только для него. Именно форматы изобретаются, продаются, покупаются, лицензируются» [13]. Формат обеспечивает стандартизированный способ планирования и производства телепрограммы, что позволяет производственной команде более эффективно работать и в то же время обеспечивает последовательность и стабильность программы по содержанию.

Инновации являются движущей силой развития передач, и повышение качества телевизионных программ и их конкурентоспособности возможно только в том случае, если в них поддерживается постоянное инновационное сознание, они отказываются от простого удовольствия развлечений и преследуют художественную красоту [14]. Актуальность данной темы заключается в инновации и развитии телевизионных музыкальных реалити-шоу в формате и содержании.

Методология исследования

Форматные особенности музыкальных реалити-шоу родились в рамках реалити-шоу. Поэтому для анализа и выявления общих форматных особенностей музыкальных реалити-шоу мы обратились к работам, которые рассматривают базовые жанровые особенности реалити-шоу. Это научные статьи А.Ю. Казачковой и Л.А. Кругловой [15], Н.А. Овсянниковой [16], книга С.Л. Уразовой [17]. Эти научные работы обозначили рамки исследования специфики реалити-шоу и их критерии.

Ядром телепрограммы являются сценарий и содержание. Поэтому изучение содержания программы может быть дополнением к изучению форматных особенностей музыкальных реалити-шоу. Чтобы выделить основные формальные характеристики музыкальных реа-лити-шоу, в данном исследовании был проведен качественный анализ популярных музыкальных реалити-шоу, выходивших в эфир на китайских и российских телеканалах. В выборку попали шесть программ, похожих по формату: «Голос Китая» на телеканале Чжэцзян, «Голос» на российском Первом канале; «Певец в маске» на китайском телеканале Чзянсу и «Маска» на телеканале НТВ; «Концерт времени» на китайском телеканале Хунан и «Песни от всей души» на канале России в период с 2017 г. по 2024 г. Что касается исследования особенностей содержания, в дополнение к шести вышеупомянутым программам в рамках данного исследования также были выбраны четыре программы разных типов, которые имеют яв-

ные форматные и содержательные характеристики музыкального реа-лити-шоу: «Аллея звезд» и «Классика в песне» на китайском CCTV 1, «Я певец» и «Бесконечный звук» на китайском телеканале Хунан в период с 2017 г. по 2024 г. Анализ проводился по следующим критериям: формат, основное содержание, различные составляющие элементы данных музыкальных реалити-шоу.

Также в исследовании были использованы данные, полученные ранее исследовательскими компаниями Mediascope в России и CMC Research в Китае. Эти данные служат лучшим аргументом в пользу необходимости исследования музыкального реалити-шоу. Кроме того, в качестве эмпирической основы были использованы статистические данные публичных страниц выбранных шоу в социальных сетях. Этап сбора эмпирических данных включал отслеживание в течение одного месяца (ноябрь - декабрь) 2023 г. Помимо этого, мы заметили, что музыкальные реалити-шоу легче разделить на различные сегменты. Это значит, что они лучше соответствуют эпохе «фрагментированной информации». Это объясняет, почему музыкальные реалити-шоу более популярны на онлайн-платформах чем другие форматы телепрограмм.

Результаты исследования

Форматные особенности

музыкальных реалити-шоу

Музыкальные реалити-шоу представляют собой разновидность ре-алити-шоу и обладают всеми жанровыми особенностями программ такого типа. Отличить жанр реалити-

шоу от других телевизионных жанров позволяют следующие критерии:

1. Отсутствие сценария. Поскольку музыкальные реалити-шоу являются разновидностью реалити-шоу, у них также есть только правила, но нет подробных сценариев (например, в программе «Голос» есть определенные правила игры — слепые прослушивания, поединки, четвертьфинал, полуфинал, финал и т.д.). Отсутствие сценария не означает, что реалити-шоу не ограничено какими-либо факторами. Наоборот, в шоу такого жанра всегда есть конкретный сценарный план. В том числе место, продолжительность, правила игры, количество участников.

2. Подача в телеэфир с первого дубля. В передаче показывается естественная жизнь участников в течение длительного времени. С первого дубля подача материала в телеэфир эффективно обеспечивает реальность шоу. Конечно, есть исключения. В программе «Маска» участвует много известных людей. Например, в первом выпуске принял участие российский тележурналист, телеведущий программы «Центральное телевидение» В.А. Такменёв. В шоу он появился не как журналист, а как неизвестный певец в маске.

3. Условия съемок, максимально приближенные к реальным. Реа-лити-шоу показывает естественную жизнь группы людей в определенной обстановке на протяжении длительного периода времени. Стоит отметить, что реалити-шоу по стилю съемки имеет сходство с документальным фильмом. Британский режиссер-документалист BBC Алекс Холмс классифицирует реалити-шоу как жанр документальных фильмов (Constructed Documentaries). Он счи-

тает, что такой вид документальных фильмов помещает реальных людей в ситуации и среду, построенные людьми, и параллельно записывают их действия и реакции [18]. В музыкальном реалити-шоу используется съемка документального фильма, позволяющая зафиксировать весь процесс каждого участника от подготовки до выступления. В шоу показывается взаимодействие обособленной группы людей (например, жюри и участники) в определенной обстановке (в студии). В программах «Маска», «Голос» и «Песни от всей души» биография всех участников и мотивация к участию представлены в виде коротких документальных фильмов.

В Китае особенно подчеркивают следующие характеристики реали-ти-шоу:

1. В реалити-шоу должны быть драматургические элементы. К драматическим конфликтам относятся конфликты интересов между людьми, конфликты между людьми и окружающей средой или внутренние конфликты персонажей в конкретной среде. Они образуют драматические элементы в реалити-шоу [19]. В шоу «Голос» на этапе слепых прослушиваниях у наставников имеется право выбора — любой из наставников во время исполнения может нажать кнопку выбора, означающую, что этот наставник готов принять данного участника в свою команду. Это действие можно считать внутренним психологическим конфликтом. В шоу «Маска» драматический элемент проявляется в рассуждениях об истинной личности конкурсанток.

2. Достоверность и объективность. Достоверность и объективность в основном отражается в методах съемки и приемах монтажа

реалити-шоу. Благодаря этому зрители верят, что они видят не спектакль, а реальные жизни участников.

3. Играбельность (англ. payability) — качественная характеристика игрового процесса; степень, определяющая, насколько приносит удовольствие и удовлетворение игра во время взаимодействия игры и игрока [20]. Играбельность — это то, чем определяется ценность реалити-шоу. Играбельность музыкального реалити-шоу отражена в установленных правилах игры. Наиболее известные из них: вращение кресла наставников в шоу «Голос», снятие маски в программе «Маска». Возникновение этих моментов (вращение кресла, снятие маски) часто означает кульминацию программы.

4. Интерактивность. Ранние телевизионные программы представляли собой в основном одно-

стороннюю передачу программного содержания. В настоящее время с развитием технологий, методы коммуникации телевизионных СМИ постепенно меняются. Аудитория может взаимодействовать со средствами массовой информации. Особенно с появлением реалити-шоу, интерактивность телепередачи увеличивается с каждым днем. Это еще одна важная особенность реалити-шоу по сравнению с другими программами. По сравнению с другими типами реалити-шоу, музыкальные реалити-шоу лучше отражают интерактивность. Во-первых, большинство музыкальных реалити-шоу открыли официальные аккаунты на онлайн-платформах (например, через Тикток, Weibo) для проведения контент-стратегии (табл. 3). Во-вторых, в программе зрители имеют право голосования.

Таблица 3 / Table 3 Аудиторные данные музыкальных реалити-шоу на онлайн-платформах

Audience Data of Music Reality Shows on Online Platforms

Название / Телеканал / Официальные YouTube (кол-во TikTok (кол-во

Name TV Channel аккаунты / Official Accounts подписчиков)/ YouTube (Number of Subscribers) подписчиков) / TikTok (Number of Subscribers)

Голос Китая / Чжэцзян Weibo 2,31 млн 430 тыс. 5,54 млн

The Voice of

China

Певец в Цзянсу Weibo 349 тыс. 230 тыс. 93 тыс.

маске / The

Masked Singer

Голос / Первый ВК 1,3 млн Нет 13,3 тыс.

The Voice канал Tele 5,3 тыс. ОК 350 тыс.

Маска / НТВ ВК 232 тыс. WeiT Media Нет

The Mask Tele 22,6 тыс. ОК 27 3 тыс. 2,16 млн

Источник: Popster. URL: https://popsters.ru/app/dashboard; «CMS media research». URL: https://www.csm.com.cn/cpfw/ds/ssl.html (дата обращения: 29.11.2023)

Следует отметить, кроме вышеперечисленных особенностей в России у реалити-шоу появляются дополнительные признаки:

1. Установленные правила игры. В большинстве музыкальных реали-ти-шоу судьба участников определяется голосами зрителей. Например, в финале шоу «Голос» телезрители определяют победителя прямым телефонным и СМС-голосованием.

2. В реалити-шоу должны быть соревновательные моменты. В борьбе за выигрыш усиливается чувство соперничества и обостряются отношения между участниками. Основное содержание музыкальных реалити-шоу — противостояние, победа и поражение. Будь то в шоу «Голос» или в шоу в «Маска», цель всех участников — стать чемпионом.

3. Использование выразительных средств телевидения для манипуляции. Основным средством экранной выразительности музыкальных ре-алити-шоу является музыка. Кроме музыки, в программе еще используются эмоциональные приемы. Стоит отметить, что в «Голосе» музыкальные фрагменты, звучащие при повышении участников, отличается от музыкальных отбивок, звучащих при выбывании, эти музыкальные элементы отражают разные эмоции и внутренние переживания участников. Такие музыкальные фрагменты также вызывают эмоции у зрителей.

Содержательные

особенности музыкальных

реалити-шоу

1. Разнообразие идентичности участников. Участники музыкальных реалити-шоу в основном представляют собой самые обычные люди, что и определяет разнообра-

зие профессий певцов. Например, Чжу Чживэнь и Ван Эрни в «Аллее звезд» — настоящие фермеры. Такое разнообразие также отражается в национальности участников. Например, китайская певица Ян Гэ является финалисткой шестого сезона российского шоу «Голос», где выступала в команде Димы Билана. Известная российская певица Полина Гагарина участвовала в китайском шоу «Я певец». Другими словами, разнообразие идентичностей участников программы обогащает содержание музыкальных реали-ти-шоу — зрители могут слушать в одной программе песни различных жанров, которые исполняют люди разных национальностей и разных профессий. В определенной степени такой прием может привносит в шоу культурное разнообразие.

2. Разнообразие модели стимулирования. Одним из важных факторов успеха музыкальных реалити-шоу является то, что они приносят «стимул» участникам, то есть материальное или духовное вознаграждение. Денежные вознаграждения являются наиболее популярным видом стимулирования и встречаются в большинстве музыкальных реали-ти-шоу. Например, в шоу «Счастье за дверьми», которое транслируется в канале CCTV с 2013 г., вознаграждением являются деньги «Фонда Семейной Мечты». А в большинстве шоу талантов вознаграждение представляет собой возможность стать профессиональным певцом или возможность подписать контракт с брокерской компанией. К примеру, в шоу «Голос Китая», победитель получит возможность сотрудничать с крупными музыкальными компаниями и звукозаписывающими лей-

блами. Кроме этого, участники могут привлечь больше поклонников, получить больше возможностей для выступлений, а также добиться большей известности и признания в музыкальной индустрии. Подобные «бонусы» побуждают людей постоянно участвовать в программе.

3. Разнообразие тем музыкальных реалити-шоу. Тема программ определяет их основное направление. Перечислим наиболее известные и популярные темы музыкальные реалити-шоу в Китае и России:

- поиск талантов. Главная задача любого шоу талантов — поиск выдающихся людей в определенной области. Так, в шоу «Голос» — это поиск и отбор универсальных вокалистов. Шоу талантов дает участниками возможность продемонстрировать свои певческие способности;

- соревнование. Большинство музыкальных реалити-шоу носят соревновательный характер. Тема шоу соревнования соответствует психологии зрителей: жестокие выбывания и постоянная конкуренция. Программы, которые основаны на таких психологических характеристиках, привлекает внимание аудитории;

- обмен музыкой. С появлением шоу-концерта эта тема стала новым направлением музыкальных реа-лити-шоу. В быстро меняющемся современном обществе программа медленного ритма идет вразрез с тенденцией быстрого темпа жизни людей. Однако программы такой тематики заполнили нишу на рынке музыкальных реалити-шоу и представили зрителям совершенно иной контент и достигают эмоционального резонанса со зрителями с помощью жизненного опыта гостей, и шоу ослабляют развлекательность при

помощи атмосферы, создаваемой светом и сценографией, и создают захватывающий опыт для зрителей. Наиболее типичным представителем этого типа программ являются шоу «Концерт времени» в Китае и «Песни от всей души» в России. Эти две программы отличаются от предыдущих музыкальных реалити-шоу тем, что они не фокусируются на конкурсе между участниками, а уделяют больше внимания песням и историям персонажей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- политейнмент. Политейнмент понимается как гибридный тип дискурса, расположенный на пересечении политической, масс-медийной и бытовой сфер общения, допускающий вкрапления и из других коммуникативных сред, ориентированных на развлечение [21]. СМИ могут играть разные роли и иметь разные функции в других странах и контекстах. Из-за особой идеологии Китая в некоторых случаях средства массовой информации могут рассматриваться как рупор правительства [22]. А это означает, что они играют важную роль в распространении правительственной информации, политики и позиций. И такая тема тоже существует в музыкальных реалити-шоу.

Остановимся на последней тематике. Самым ярким примером поли-тейнмента является шоу «Бесконечный звук». Тема шоу заключается в том, что содействовать культурному обмену между тремя районами Китая, находящихся на двух берегах пролива (материковый Китай, Гонконг и Тайвань) и укреплять культурную идентичность. Из-за особых исторических проблем Гонконг и Тайвань всегда имеют политические барьеры на пути к континентальному Китаю. Поэтому материковый Китай

надеется продвигать свои политические идеи с помощью телевизионных развлекательных программ для достижения культурной, исторической и национальной идентичности. Эта программа («Бесконечный звук») — конкурс, который транслируется на телеканале Хунан. На данный момент шоу вышло в эфир уже два сезона. Проект первого сезона назывался «сезоном Гонконга» и начал транслироваться с 24 апреля 2022 г. на телеканале Хунан и в Гонконге. Это шоу является специальным подарком к 25-летию возвращения Гонконга на родину. Благодаря сотрудничеству более зрелых певцов и молодых музыкантов из материкового Китая и Гонконга программа дает зрителям возможность познакомиться с культурой двух мест. Песни в программе также отражают дух времени и социальные взгляды Китая [23].

Так как в Китае обе стороны Тайваньского пролива по-прежнему находятся в спорном состоянии, на телеканале Хунан создали и начали транслировать с марта 2023 г. шоу «Сезон Тайваня», которое призвано способствовать мирному объединению. После выхода в эфир программа вызвала бурные дискуссии среди жителей Тайваня. На йсагб, анонимной социальной платформе, где собирается тайваньская молодежь, многие люди оставляли сообщения, описывая «Бесконечный звук» как «программу единого фронта». Но тайваньский певец Ху Дефу, который участвовал в шоу, сказал в интервью, что «усиление культурного обмена между певцами с материка и тайваньскими певцами посредством шоу может стимулировать эмоциональный резонанс людей по обе стороны Тайваньского пролива» [24].

Средства массовой информации — мощный инструмент формирования мнения народа в современном обществе. И мы видим, что музыкальных реалити-шоу также выполняют функцию «четвертой власти» [25].

Эдьютейнмент. Само слово edutainment — соединение двух английских слов (образование) и entertainment (развлечение). Определение термина «эдьютейнмент» — процесс развлечения людей одновременно с процессом обучения, а также продукты, такие как телевизионные программы или программное обеспечение, которые выполняют те же процессы1. Суть этой телевизионной технологии заключается в том, что знания доставляются аудитории перед экраном в простой, понятной форме. Эдьютейнмент как особый телевизионный формат возникает в самой природе телевидения и выполняет его основные функции — культурно-просветительскую, образовательную и развлекательную.

На современном китайском телевидении практически отсутствуют программы с «шок-контентом», демонстрирующие безнравственные модели поведения, прекратили свое существование популярные среди молодежи музыкальные реалити-шоу «Создание лагеря», «Идол». Государственное регулирование должно привести к тому, что развлекательная телеиндустрия Китая будет нацелена на укрепление чувства национальной гордости, развитие многовековых национальных куль -турно-эстетических традиций [26].

Музыкальные реалити-шоу взяли на себя просветительские функ-

1 Cambridge Business Dictionary. URL: 1пИ:р:/^С:юпагу.сатЬ^де.огд/ш/словарь/ английский/edutainment#translation.

ции, и сейчас молодое поколение воспитывается по принципу «обучая, развлекай». Например, «Классика в песне» гармонично сочетает классические китайские стихи с музыкальным реалити-шоу, придавая стихам легкую форму выражения. Среди исполнителей — не только известные и молодые певцы, но и многие обычные люди. Они используют свои собственные музыкальные стили, превращая классические стихи в прекрасные песни, интерпретируя традиционную классику с помощью современных мелодий. В этом телепроекте поэзия является главным культурно-просветительским содержанием для современных людей. Данная программа упрощает сложные знания и передает их зрителям с помощью интерактивных и развлекательных способов. Можно сказать, что это музыкальное реалити-шоу является смелой попыткой соединения развлечения и образования.

Выводы исследования

Телевизионные музыкальные реалити-шоу наследуют основные жанровые характеристики реали-ти-шоу, а также за 20 лет развития разработали свои собственные уникальные характеристики в формате и в содержании. Особенности данного формата телепрограмм позволяют определить следующие критерии: отсутствие сценария, подача в телеэфир с первого дубля, участие «обычных» людей, условия съемок, приближенные к реальным; установленные правила игры, драматургические и соревновательные элемен-

ты. Данный формат должен иметь следующие характеристики: достоверность, объективность, играбельность и интерактивность.

Форматные особенности шоу такого типа характеризуется разнообразием идентичности участников (певцы, знаменитости, обычные люди и т.д.), разнообразием модели стимулирования (призы, шансы на исполнение мечты и т.д.), а также отражается в разнообразии тем (поиск талантов, соревнование, концерты, политика и образование).

Стоит отметить, что основная задача такого рода программ — развлечение публики. Однако отношение общества к «телекарнавалу» уже давно изменилось, и особенно зрителям неприятен однородный телеконтент. Музыкальные реалити-шоу стали образцом развлекательных программ новой эпохи. Также они выполняют образовательные функции, функции воспитания и политической пропаганды. Такой контент с различными атрибутами обогащает саму программу, а также берет на себя социальную ответственность.

В современном обществе музыкальное реалити-телевидение достигло значительных успехов и демонстрирует широкие перспективы развития. Ожидается, что в будущем, благодаря постоянному развитию и популяризации цифровых технологий, музыкальные реалити-шоу станут более инновационными в форматах программ и будут запускать более разнообразный и высококачественный контент, чтобы удовлетворять разнообразные потребности аудитории.

Список использованной литературы

1. Вартанова Е.Л. СМИ России как индустрия развлечений / Е.Л. Вартанова, С.С. Смирнов. — EDN ONHPKF // Медиаскоп. — 2009. — № 4. — С. 13.

2. Фукс Д.А. Речевая культура развлекательного российского телевидения: актуальное состояние и тенденции развития : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Д.А. Фукс. — Москва, 2021. — 162 с. — EDN JZDTXS.

3. Шерстобоева Е.А. Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Е.А. Шерстобоева. — Москва, 2009. — 135 с. — EDN NQJPAB.

4. Юань Е. К вопросу о типологии телевизионных музыкальных программ в России и Китае / Е. Юань, Л. А. Круглова. — DOI 10.15826/izv1.2024.30.2.025. — EDN ABOWZQ // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2024. — Т. 30, № 2. — С. 46-58.

5. Федотова Н.А. Рекреативные функции СМИ: содержание, структура и гуманистический потенциал / Н.А. Федотова. — EDN MOTIGP // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2010. — № 1. — С. 126-137.

6. Чжоу Сяочжэнь. Исследование реалити-шоу / Чжоу Сяочжэнь // Вестник шэнь-чжэньского университета. — 2009. — № 1. — С. 20-25.

7. Инь Хун. Интерпретация реалити-шоу / Инь Хун // СМИ сегодня. — 2005. № 17. — С. 14-18.

8. Долгова Ю.И. Жанрово-форматные особенности развлекательного телевидения / Ю.И. Долгова, Н.О. Ершов, Т.Т.З. Чан. — DOI 10.22363/2312-9220-2022-27-3-573-589. — EDN EIBNEK // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. — 2022. — Т. 27, № 3. — С. 573-589.

9. Гуцал Е.А. Реалити-шоу на современном российском телевидении : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Е.А. Гуцал. — Екатеринбург, 2008. — 124 с. — EDN NQIVCT.

10. Юань Сяофан. Инновации и развитие китайских музыкальны реалити-шоу в контексте новых медиа / Юань Сяофан // Новостная коммуникация. — 2016. — № 06. — С. 22-23.

11. Кемарская И.Н. Формат как способ позиционирования программы / И.Н. Кемар-ская. — EDN NCETZL // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2010. — № 6. — С. 66-69.

12. Круглова Л.А. Музыкальные реалити-шоу в Китае и России: сравнительная характеристика / Л.А. Круглова, Е. Юань. — DOI 10.30547/mediaalmanah.5.2023.2329. — EDN QBRVZG // Меди@льманах. — 2023. — № 5 (118). — С. 23-29.

13. Кемарская И.Н. Телевизионный редактор : учеб. пособие / И.Н. Кемарская. — Москва : Аспект Пресс, 2004. — 188 с.

14. Чжэн Л. Китайские реалити-шоу: национальная специфика и инновации / Л. Чжэн. — EDN XUMLHQ // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. — 2022. — № 1. — С. 86-91.

15. Казачкова А.Ю. Музыкальные реалити-шоу на российском телевидении (20172018 гг.) / А.Ю. Казачкова, Л. А. Круглова. — DOI 10.15826/izv1.2020.26.1.006. — EDN XTVNMT // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2020. — Т. 26, № 1 (195). — С. 48-59.

16. Овсянникова Н.А. Реалити-шоу: специфика жанра, актуальность и проблемы исследования / Н.А. Овсянникова. — EDN NUDVXT // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. — 2010. — № 1. — С. 12.

17. Уразова С.Л. Реалити-шоу: особенности и принципы моделирования / С.Л. Ура-зова. — Москва, 2011. — 240 с. — EDN TGKBXF.

18. Hill A. A Qualitative and Quantitative Study of Reality TV Audiences / A. Hill. — Psychology Press, 2005. — 112 p.

19. Ху Яньянь. Драматические характеристики реалити-шоу / Ху Яньянь, Лян Би-кунь // Академический журнал Чжунчжоу. — 2013. — № 11. — С. 4-14.

20. Zhu Miaoqi. A Lexical Analysis of Nouns and Adjectives from Online Game Reviews / Miaoqi Zhu, Xiaowen Fang // Human-Computer Interaction: Interaction Technologies : 17th International Conference. — Los Angeles, 2015. — P. 670-672.

21. Алексеев А.Б. Политейнмент и влияние его стратегий на языковую личность политика / А.Б. Алексеев. — DOI 10.25205/1818-7935-2020-18-2-91-102. — EDN RNAFNT // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2020. — Т. 18, № 2. — С. 91-102.

22. Х0Щ. "ШЙЙ'ЮШШв.ШЙЙЮШ^Ш // ^Н^ШШЙ. — 2016. —

Iss. 8, vol. 23, no. 131. [Дэн Шаоген. Теоретические основы, историческое происхождение и реалистическая логика партийных СМИ / Дэн Шаоген // Журналистика и коммуникационные исследования. — 2016. — Вып. 8, т. 23, № 131]. — URL: https://xwycbyj.cbpt. cnki.net/WKA/WebPublication/index.aspx?mid=yanj.

23. ЙШЖ. Й&^ЙЦЛЙШ'ЬР // AKBfg. — 2022. — ^08^190. — М20®. [Ху Чжэнжун. Классические песни воспевают патриотические чувства / Ху Чжэнжун // Жэньминь жибао. — 2022. — 19 авг. — С. 20]. — URL: http://paper.people.com.cn/rmrb/ html/2022-08/19/nw.D110000renmrb_20220819_3-20.htm.

24. Й^Ё. // ^ШШ — 2023. — 22 марта. [Чэнь Лифэй. Песня «The Sound is Endless» вызвала бурную дискуссию на Тайване / Чэнь Лифэй // Глобал Таймс. — 2023. — 22 марта. — URL: https://taiwan.huanqiu. com/article/4CAtz9wR5H2.

25. Конычева, А.В. Роль СМИ в политике и муниципальном управлении / А.В. Коны-чева. — EDN YYHUIX // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2018. — № 11 (27). — С. 186-189.

26. Ли Ч. Реалити-шоу в развлекательном телевизионном контенте Китая: особенности формата / Ч. Ли. — EDN VXSKXC // Журналютыка — 2021: стан, праблемы i пер-спектывы : материалы 23-й Междунар. науч.-практ. конф. — Минск, 11 нояб. 2021 г. — Минск, 2021. — С. 273-275.

References

1. Vartanova E.L., Smirnov S.S. Russian Media as an Entertainment Industry. Medi-askop = Mediascope, 2009, no. 4, pp. 13. (In Russian). EDN: ONHPKF.

2. Fuks D.A. Speech Culture of Russian Entertainment Television: Current State and Development Trends. Cand. Diss. Moscow, 2021. 162 p. EDN: JZDTXS.

3. Sherstoboeva E.A. Music Television: Programming and Structural-Functional Features. Cand. Diss. Moscow, 2009. 135 p. EDN: NQJPAB.

4. Yuan Ye., Kruglova L.A. On the Issue of the Typology of Television Music Programs in Russia and China. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury = Izvestia Ural Federal University Journal. Series 1: Issues in Education, Science and Culture, 2024, vol. 30, no. 2, pp. 46-58. (In Russian). EDN: ABOWZQ. DOI: 10.15826/izv1.2024.30.2.025

5. Fedotova N.A. Recreative Functions in Media: Subject, Structure and Humanistic Potential. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Moscow University Journalism Bulletin, 2010, no. 1, pp. 126-137. (In Russian). EDN: MOTIGP.

6. Zhou Xiaozhen. Researching Reality TV. Vestnik shen'chzhen'skogo universiteta = Shenzhen University Bulletin, 2009, no. 1, pp. 20-25. (In Chinese).

7. Yin Hong. Interpretation of the Reality Show. SMI segodnya = SMI Today, 2005, no. 17, pp. 14-18. (In Chinese).

8. Dolgova Yu.I., Ershov N.O., Dung T.T.T. Genre-Format Features of Modern Entertainment Television. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Lit-eraturovedenie. Zhurnalistika = RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 2022, vol. 27, no. 3, pp. 573-589. (In Russian). EDN: EIBNEK. DOI: 10.22363/23129220-2022-27-3-573-589.

9. Gutsal E.A. Reality Show on Modern Russian Television. Cand. Diss. Ekaterinburg, 2008. 124 p. EDN: NQIVCT.

10. Yuan Xiaofang. Innovation and Development of Chinese Music Reality Shows in the Context of New Media. Novostnaya kommunikatsiya = News Communication, 2016, no. 6, pp. 22-23. (In Chinese).

11. Kemarskaya I.N. Format as an Instrument of Positioning of TV Program. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Moscow University Journalism Bulletin, 2010, no. 6, pp. 66-69. (In Russian). EDN: NCETZL.

12. Kruglova L.A., Yuan Ye. Music Reality Shows in China and Russia: A Comparative Analysis. MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2023, no. 5, pp. 23-29. (In Russian). EDN: QBRVZG. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2023.2329.

13. Kemarskaya I.N. TV Editor. Moscow, Aspekt Press Publ., 2004. 188 p.

14. Zheng LI. Chinese Reality Shows: National Features and Innovations. Zhurnal Be-lorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Zhurnalistika. = Journal of the Belarusian State University. Journalism, 2022, no. 1, pp. 86-91. (In Russian). EDN: XUMLHQ.

15. Kazachkova A.Yu., Kruglova L.A. Musical Reality Shows on Russian Television (2017-2018). Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovani-ya, nauki i kul'tury = Izvestia Ural Federal University Journal. Series 1: Issues in Education, Science and Culture, 2020, vol. 26, no. 1, pp. 48-59. (In Russian). EDN: XTVNMT. DOI: 10.15826/izv1.2020.26.1.006.

16. Ovsyannikova N.A. Reality Shows: Genre Specifics, Relevance and Research Problems. Aktual'nye innovatsionnye issledovaniya: nauka i praktika = Actual Innovative Research: Science and Practice, 2010, no. 1, pp. 12. (In Russian). EDN: NUDVXT.

17. Urazova S.L. Reality Show: Features and Principles of Modeling. Moscow, 2011. 240 p. EDN: TGKBXF.

18. Hill A. A Qualitative and Quantitative Study of Reality TV Audiences. Psychology Press, 2005. 112 p.

19. Hu Yanyan, Liang Bikun. Dramatic Characteristics of Reality TV. Akademicheskii zhurnal Chzhunchzhou = Zhongzhou Academic Journal, 2013, no. 11, pp. 4-14. (In Chinese).

20. Zhu Miaoqi, Fang Xiaowen. A Lexical Analysis of Nouns and Adjectives from Online Game Reviews. In Human-Computer Interaction: Interaction Technologies. 17th International Conference. Los Angeles, 2015, pp. 670-672.

21. Alexeyev A.B. Politainment and the Influence of Its Strategies on the Language Personality of the Politician. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya = NSU Vestnik. Series: linguistics and Intercultural Communication, 2020, vol. 18, no. 91-102. (In Russian). EDN: RNAFNT. DOI: 10.25205/1818-7935-2020-18-2-91-102.

22. Deng Shaogen. Theoretical Foundation, Historical Origin and Practical Logic of "Party Media Belong to the Party". Xinwén yu chuánbo yánjiu = Journalism and Communication Studies, 2016, iss. 8, vol. 23, no. 131. Available at: https://xwycbyj.cbpt.cnki.net/WKA/Web-Publication/index.aspx?mid=yanj (In Chinese).

23. Hu Zhengrong. Classic Songs Express Patriotic Sentiments. Rénmín ríbáo = People's Daily, 2022, August 19, pp. 20. Available at: http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2022-08/19/ nw.D110000renmrb_20220819_3-20.htm. (In Chinese).

24. Chen Lifei. "The Sound of Life" Sparked Heated Discussions in Taiwan. Huán-qiú shíbáo = Global Times, 2023, March 22. Available at: https://taiwan.huanqiu.com/ article/4CAtz9wR5H2 (In Chinese).

25. Konycheva A. The Role of the Media in Politics and Municipal Government. Skif. Vo-prosy studencheskoi nauki = Sciff. Questions of Student Science, 2018, no. 11, pp. 186-189. (In Russian). EDN: YYHUIX.

26. Li Zh. Reality Show in the Entertainment TV Content in China: Features of the Format. In Journalism — 2021: State, Problems and Prospects. Materials of the 23rd International Scientific and Practical Conference, Minsk, November 11, 2021. Minsk, 2021, pp. 273-275. (In Russian). EDN: VXSKXC.

Информация об авторе

Юань Е — аспирант, кафедра телевидения и радиовещания, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, [email protected], Е) https://orcid.org/0009-0008-0384-1151.

Author Information

Yuan Ye — PhD Student, Department of Television and Radio Broadcasting, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, [email protected], © https://orcid.org/0009-0008-0384-1151.

Для цитирования

Юань Е. Форматные и содержательные особенности современных телевизионных музыкальных реалити-шоу в России и в Китае / Юань Е. — DOI 10.17150/2308-6203.2024.13(4).789-804. — EDN MJGDJW // Вопросы теории и практики журналистики. — 2024. — Т. 13, № 4. — С. 789-804.

For Citation

Yuan Ye. Format and Content Features of Modern Television Music Reality Shows in Russia and China. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2024, vol. 13, no. 4, pp. 789-804. (In Russian). EDN: MJGDJW. DOI: 10.17150/2308-6203.2024.13(4).789-804.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.