УДК 332
форма организации территориально-производственного кластера в региональной экономике
н. д. родионоВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: main@rsue. ru ростовский государственный экономический университет (ринХ)
В статье дается авторское определение кластера как универсального интегрирующего инструмента устойчивого регионального развития. Кластерное образование позволяет создать ряд преимуществ от объединения и сотрудничества без потери самостоятельно интегрирующихся структур. При этом ядро кластера формирует эффективное инвестиционное, информационное и ресурсное влияние на создание конкурентоспособного промышленного комплекса региона.
Ключевые слова: кластерные модели, инновационные проекты, кластерные объединения, стратегия устойчивого развития, модульная структура управления.
Сохранение и углубление воспроизводственных и межрегиональных экономических диспропорций определяет необходимость своевременной разработки стратегии развития территориальных образований и производственных комплексов, обеспечивающих положительную макроэкономическую динамику. В этих условиях кластерные инициативы могут составить новый вектор качества экономического роста в крупных промышленно развитых российских регионах с высокой концентрацией обрабатывающих производств. В рамках кластеров возможно эффективное решение задач, связанных с обеспечением конкурентоспособности предприятий, проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию новых технологических платформ и их производственным освоением.
Кластерный подход коренным образом меняет содержание промышленной политики: усилия органов власти направляются не на поддержку отдельных предприятий и секторов экономики, а на развитие системы взаимоотношений между субъектами экономики и государственными институтами, что дает возможность сформировать и реализовать крупные инвестиционные и инновационные проекты регионального и национального значения.
В посткризисных условиях смена парадигмы развития становится главным направлением экономической политики государства. Ресурсоориен-тированная модель, которая опиралась преимущественно на крупные компании сырьевого сектора, была оправданна в период догоняющего экономического подъема, поскольку она дала возможность сконцентрировать ресурсы на решении ключевых социально-экономических проблем и создать общественную атмосферу, благоприятную для развития рыночных институтов. Однако в настоящее время мононаправленность экономики рождает серьезную зависимость от конъюнктуры мирового рынка сырья и импортных закупок. Отсутствие достаточного уровня конкуренции приводит к возникновению монополий федерального и регионального масштабов, что ведет к сокращению темпов роста, увеличению издержек производства и, как следствие, росту цен и усилению инфляции, снижению показателей качества жизни. При этом огосударствление экономики дестимулирует частную инициативу.
В этой связи предпринимательские сети формируются преимущественно на основе динамики структуры рынков, интенсивной, по сути. Кластеры отражают региональные, межрегиональные, национальные, а в ряде случаев и межнациональные процессы и являются следствием распределения производительных сил. Однако опыт, накопленный отечественной и зарубежной управленческой практикой в области использования кластерной концепции, может быть успешно применен при формировании сетей любого уровня. Так, например, в последнее время наблюдаются тенденции объединения в кластеры производителей мебели. В России работает около 6 000 организаций по производству мебели — в Санкт-Петербурге, Краснодаре, в Подмосковье и других регионах. Идея объединения субъектов предпринимательской деятельности в кластеры популярна в Санкт-Петербурге. Помимо мебельщиков намерены объединиться в кластеры производители автокомпонентов и электроники.
Характерными особенностями успешной деятельности кластеров, как правило, могут быть:
• взаимосвязи, которые позволяют участникам кластеров приобретать более мощный производственно-рыночный потенциал в сравнении с теми организациями, которые работают поодиночке;
• кооперация и сотрудничество, которые являются стимулами к поиску новых, более совершенных предпринимательских идей и решений;
• ориентация на потребности рынка, которая является главным фактором определения стратегии предпринимательства;
• обеспечение соответствия стратегии каждого отдельного вида предпринимательской деятельности общей стратегии развития региона. Кластер, объединяя независимые и неформально связанные компании и учреждения, представляет собой организационную форму, которая получает значительное количество преимуществ за счет высокой производительности, эффективности и гибкости в процессе организации предпринимательской деятельности. Объединяя в себе одновременно и конкуренцию, и сотрудничество, кластеры имеют значительные преимущества в конкурентной борьбе. Ведь современная конкуренция зависит прежде всего от производительности и гибкости предпринимательских процессов, а не от географического расположения области, доступа к ресурсам или масштаба организации.
Большие и малые предпринимательские структуры могут быть высокопроизводительными в любой области, если они применяют современные методы организации работы, используют передовые технологии и предлагают уникальные продукты. Кластерные модели позволяют во всех областях применять передовые технологии, обеспечивая их высокую технологичность и повышая тем самым конкурентоспособность регионов.
Известный экономист М. Портер сделал вывод о том, что не существует такого понятия, как низкотехнологические области. Есть лишь низкотехнологические организации (непредпринимательского типа) — те организации, которые не способны использовать новейшие технологии и работать так, чтобы повысить производительность и внедрять инновации.
Кластерная модель объединения организаций предлагает новый способ получения преимуществ от таких факторов, как географическое расположение, сотрудничество, специализация, кооперация, инновация. М. Портер определил возможности увеличения конкурентоспособности организаций, объединяющихся в кластеры, по трем направлениям:
1) кластеры повышают производительность компаний, используя преимущества тех, кто работает в одной географической зоне;
2) кластеры, направляя свою деятельность на высокотехнологические инновационные проекты, достигают более существенного экономического роста, чем их конкуренты;
3) кластеры стимулируют создание новых организаций, которые в будущем становятся участниками этих же кластеров и тем самим усиливают их [6].
Специализация и кооперация, которые происходят в кластерах, обеспечивают деление рынка на сегменты и цивилизованную специализацию предпринимательской деятельности, что уменьшает транспортные затраты, обеспечивает рациональное разделение труда, обмен знаниями, технологиями, квалифицированной рабочей силой [2]. Кластеры, сдерживая внешнюю конкуренцию и ускоряя инновации в предпринимательских структурах, могут удерживать определенную часть рынка через дифференциацию продукции внутри кластера и внутри региона. Кластеры всегда стараются усовершенствовать свои средства производства, внедрять новейшие технологии, обеспечивать высокие стандарты качества продукции. Эта форма привлекает капиталы и кредиты на выгодных условиях от
финансовых учреждений, которые конкурируют в обслуживании процветающих сфер производства. Объединение организаций в кластеры открывает более реальные возможности получить инвестиции и для небольших организаций — участников соответствующих объединений.
Членство в общественной организации, которая объединяет кластеры, и в самих кластерах дает возможность участникам получать различную консультативную помощь:
• экспертов-консультантов по вопросам технологической модернизации предпринимательской деятельности;
• экспертов по внешней торговле относительно внедрения торговых знаков и экспортных стандартов;
• экспертов юридических учреждений относительно регистрации и оформления соответствующих документов и др.
Важно подчеркнуть, что участники кластеров получают многочисленные преимущества именно от объединения и сотрудничества, не теряя при этом своей самостоятельности. Развитие малых и средних предприятий на основе использования концепции кластеров требует новых подходов к определению политики поддержки предпринимательства органами власти и их вмешательства в системы его регулирования. Вмешательство должно базироваться на трех принципах.
Во-первых, потребности рынка определяют развитие мощностей, а вмешательство в деятельность и стратегию развития предпринимательской деятельности должно определяться потребностями потребителей.
Во-вторых, политика должна быть нацелена на объединение усилий всех сторонников кластерных объединений, то есть на коллективные действия. Вмешательство должно оказывать содействие развитию связей между организациями, кооперации и специализации, обмену знаниями.
В-третьих, целью политики должно быть содействие укреплению способности к самодостаточности, выживанию и инновациям в формировании территориально-производственных кластеров.
Данное формирование происходит в рамках реализации пирамидальной иерархии конкурентных стратегий региона, отражающей взаимосвязь парадигм региональной экономики, стадий развития конкурентного потенциала и способов обеспечения конкурентоспособности. В основе построения «пи-
рамиды» находятся следующие закономерности: возможность применения той или иной стратегии конкурентного развития обусловлена уровнем конкурентоспособности региона, в первую очередь его экономики; высшие типы стратегий могут быть применены, если реализованы миссия и цели нижележащих стратегий, что позволило территориальному образованию приобрести необходимые свойства, формирующие благоприятную для инновационно ориентированного развития среду; иерархическое построение пирамиды предполагает общую направленность регионального развития на постоянное приращение конъюнктурной и стратегической конкурентоспособности региона.
В состав конкурентных стратегий наряду с базовой (стратегия формирования кластеров) входят стратегии более высокого уровня: стратегия капитализации региона, стратегия устойчивого развития.
Кластер как инструмент регионального развития носит не только универсальный, но и интегрирующий характер. Последнее заключается в комплексном решении в рамках кластерного подхода задач региональной стратегии, нацеленной на повышение конкурентоспособности экономики региона, и промышленной политики, направленной на создание конкурентоспособного промышленного комплекса региона, переход на инновационную модель регионального развития, а также на развитие конкурентной среды, малого и среднего бизнеса во взаимодействии с крупным, повышение образовательного уровня в регионе, развитие региональной инфраструктуры.
Основные элементы кластерной политики региона представлены на рисунке.
Задачи региональной кластерной политики нацелены на создание благоприятных условий для формирования и развития конкурентоспособных кластеров на территории региона и включают:
• проведение диагностики кластеров;
• поддержание кластерных инициатив и информирование о них федеральных и муниципальных органов управления;
• стимулирование развития кластеров;
• мониторинг деятельности кластеров и оценку эффективности кластерной политики.
В свою очередь каждая из задач может быть детализирована на основе применяемых методов и форм их реализации. Так, задача диагностики кластеров решается посредством:
— идентификации национальных и региональных кластеров;
РЕгионАльнАя экономика: теория и практика
17
8
Я й X
е
Выработка общей позиции в отношении кластеров: при- * нятие Концепции развития кластеров в РФ. Распределение полномочий в сфере кластерной политики.
Разработка и поддержка пилотных проектов по развитию \ национальных кластеров
✓-----------------------------\
• Поддержка региональных кластерных инициатив на муниципальном уровне.
Создание коммуникационных площадок для участников кластера.
Содействие в развитии технической инфраструктуры кла-^ стера на территории
N____________________
а о
е
л
н
а г
V
(0
ю
и
Федеральные органы
•I—►
Государственные органы субъекта РФ
4—►
Органы местного самоуправления
Я
Т г
«
ч
«
Информирование о возможности создания кластеров, имеющих национальное
_значение_
* \
•
\ ДИАГНОСТИКА ПОДДЕРЖАНИЕ ) /КЛАСТЕРНЫХ
I
Информирование о возможности формирования региональных кластеров и наличии кластерных инициатив
КЛАСТЕРОВ
ИНИЦИАТИВ
СТИМУЛИРОВАНИЕ \\
РАЗВИТИЯ ; > МОНИТОРИНГ
КЛАСТЕРОВ
л
п г
о
н
§
• Идентификация нацио-
л
нальных и региональных кластеров.
• Оценка конкурентоспособности кластеров и направлений их «достраивания».
• Формирование портфеля кластерных инициатив в регионе.
• Ранжирование кластеров по приоритетности с позиций регионального развития
^_I_А
^ Методики идентификации кластеров, оценки их конкурентоспособности и направлений «достраивания» в регионе. ^ Методика отбора приоритетных кластеров. ^ Государственный заказ на научно-
исследовательские работы по идентификации кластеров и разработке методик отбора наиболее приоритетных направлений
• Выделение организации-фасилитатора и содействие его усилиям по формированию кластера.
• Содействие созданию группы лидеров.
• Институциализация кластерной инициативы.
• Разработка видения кластера, направлений его деятельности, стратегического плана, плана мероприятий по его реализации
1
^ Проведение конференций, круглых столов, рабочих встреч с участием фасилитатора, группы лидеров, представителей органов власти. ^ Принятие постановления по созданию Координационного совета по формированию и развитию кластера.
^ Государственный заказ на научно-
исследовательские работы по разработке стратегии развития кластера
• Содействие реализации
мер по развитию кластера:
- организационная помощь в координации усилий участников кластера;
- поддержка созданию и развитию инфраструктуры;
- содействие в подготовке кадров и обучении;
- налоговые и другие льготы для участников кластера и др.
у ■ I
^ Организация серии встреч, консультаций участников кластера. ^ Выделение финансовых средств в рамках региональных социально-экономических программ для развития инфраструктуры кластера.
^ Организация в регионе центров обучения, приглашение консультантов и др. ^ Принятие нормативно-правовых актов по налоговым и иным льготам для участников кластера
• Разработка системы показателей развития кластера и методики их сбора и анализа.
• Оценка эффективности кластера в целом и отдельных его участников.
• Оценка социально-экономической эффективности кластера с позиций регионального развития.
• Оценка эффективности кластерной политики региона
^_i_А
^ Методика оценки развития кластера, его эффективности с позиций его участников и регионального сообщества.
^ Методика оценки эффективности кластерной политики региона. ^ Система мониторинга результативности кластеров региона
Основные элементы кластерной политикиврегионе Источник: составлено автором пода1ШЫм[5].
— оценки конкурентоспособности кластеров и направлений их «достраивания»;
— ранжирования кластеров по приоритетности с позиций регионального развития.
Основной формой реализации кластерной политики в регионе, носящей объединительный характер, является разработка программы (концепции) развития и повышения конкурентоспособности региональных кластеров, а также проектов (программ) развития отдельных кластеров в регионе. В ходе выбора приоритетных объектов инвестирования в рамках разработки программы целесообразно использовать метод аналитических сетей (МАС), который является развитием метода анализа иерархических систем (МАИ) и ориентирован на экономические приложения, поскольку позволяет учесть такие факторы как «выгоды», «возможности», «издержки» и «риски». По данной схеме оцениваются также приоритеты издержек, возможностей, рисков, государственных затрат и обеспеченности источниками финансирования (табл. 1).
Наиболее рациональным с точки зрения формирования кластерного образования как фактора конкурентоспособности региона является создание модульной структуры управления, в рамках которой формируется эффективный организационно-экономический механизм управления инвестициями. Это предполагает формирование среды наибольшего бла-
гоприятствования инновационным подразделениям кластера за счет сокращения их непроизводительных затрат, достигаемого посредством размещения на территории промышленного предприятия—ядра кластера. В этом случае предприятие-ядро получает возможность контроля за инвестиционной деятельностью, реализуемой инновационными подразделениями посредством управления их ресурсным обеспечением (как находящихся на подконтрольной территории). При этом промышленное предприятие (ядро кластера) формирует следующие прямые организационные воздействия на аутсорсинговые предприятия, на базе которых разрабатываются инновации:
— инвестиционное воздействие, в рамках которого инновационному предприятию предоставляется ресурс для осуществления деятельности в сфере исследований и разработок в формате прямого финансирования, предоставления оборудования и технологий, площадей (на льготных условиях), а также объектов интеллектуальной собственности в пользование;
— информационное воздействие, в рамках которого инновационное предприятие получает дополнительный ресурс в форме консультационных услуг, а также в виде рыночной и иной релевантной информации, необходимой для исследований и разработок;
Таблица 1
Оценки важности (приоритетности) выгод, возможностей, издержек, рисков, государственных затрат и обеспеченности источниками финансирования*
Задачи инвестиционной Приоритет задач Выгоды Возможности Издержки Риски Государственные обеспечение финансирова-
политики расходы ния
Развитие нефтепереработки 0,310 ОВ В С ОВ С С
Развитие нефтегазохимических 0,108 ОВ В В В В В
производств
Формирование малых и средних 0,075 Н ОВ В В В В
нефтегазовых компаний
Развитие лесопромышленного 0,128 ОВ Н ОВ ОН ОВ ОВ
комплекса
Развитие АПК и пищевой промыш- 0,081 ОВ Н ОВ ОН ОВ ОВ
ленности
Развитие строительной сферы 0,102 С С С В В С
и производства стройматериалов
Формирование многофункциональ- 0,196 В С С ОВ В ОВ
ных городских агломераций
Приоритеты выгод, возможностей, 0,208 0,128 0,143 0,184 0,162 0,175
издержек, рисков, объемов государственных затрат и обеспеченности
источниками финансирования
*Уровни важности: ОВ — очень высокий (приоритет — 0,42); В — высокий (приоритет — 0,26); С — средний (приоритет — 0,16); Н — низкий (приоритет — 0,16), ОН — очень низкий (приоритет — 0,10) [4].
— ресурсное воздействие, в рамках которого осуществляется предоставление инновационному предприятию на условиях льготной аренды коммуникационных сетей, сырья и материалов, а также трудовых ресурсов для осуществления основной деятельности по производству исследований и разработке инноваций.
Ядро кластера, осуществляющее такие воздействия, получает возможность влиять на проводимую инновационным предприятием стратегию и тактику в рамках сложившейся модульной структуры. Обратными связями являются непосредственно предоставление ядру кластера инновационной продукции: результатов исследований и разработок, а также предоставление информации в формате обратной связи с ядром при осуществлении последним управляющих воздействий. Сформированная таким образом модульная организация кластера позволяет использовать в процессах инвестирования преимущества специализированных инновационных территориальных образований.
Представленные результаты подтверждают экономическую целесообразность реализации предложенных мер и механизмов управления кластерными образованиями как ключевого фактора конкурентоспособности региона.
Список литературы
1. Асаул А. Н. Кластерная концепция развития мезоэкономических объединений / Коммунальное хозяйство городов: сборник. Вып. 54. Сер. Экономические науки. Киев: Техника, 2009.
2. Асаул А. Н. Методология нобелевских работ и опыт изучения мезоэкономических объединений в регионе / Нобелевские лауреаты по экономике: взгляд из России. СПб, 2003.
3. Асаул А. Н. Развитие региональных мезоэко-номических объединений на основе кластерной концепции. Харьков: ХГАГХ, 2008.
4. Багаутдинова Н. Г. Формирование промышленных кластеров на основе вертикально-интегрированных компаний как фактор устойчивого развития региональной экономики // Экономика и управление. 2009. № 1.
5. Макарова И. Р. Кластерный подход в формировании региональной системы управления. URL: http://www. ngtp. ru.
6. Тяглов С. Г., Колычева Ж. Я. Модернизация государственной поддержки малого предпринимательства в системе региональной экономики: монография. М.: Вузовская книга, 2011.