4 (148) - 2007
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
ФОНДЫ ВЗАИМНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ: МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ИНВЕСТОРОВ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ ИНДИИ
Ю.С. ТРОФИМОВ, ведущий специалист
Торговое представительство Российской Федерации в Индии
Одним из ключевых моментов развития экономической системы являются создание и внедрение различных механизмов, позволяющих перераспределять ресурсы в самые перспективные области, обеспечивая тем самым конкурентное преимущество на международном рынке. Такими механизмами-институтами, например, являются банки, пенсионные фонды, а также взаимные фонды, которые способствуют преобразованию сбережений в инвестиции и являются одним из важнейших источников финансирования экономического роста.
Из самых популярных и динамично развивающихся механизмов привлечения сбережений и их трансформации в инвестиционный ресурс являются фонды коллективных инвестиций. Возрастающая популярность обусловлена тем, что традиционные финансовые инструменты бывают из-за ряда причин (цена, отсутствие навыков работы на фондовом рынке и т. п.) недоступны мелким инвесторам. С помощью взаимных фондов инвесторы (население) имеют возможность аккумулировать свои сбережения на счетах фондов и далее посредством управляющих компаний и инструментария фондового рынка трансформировать их в инвестиции.
Защита инвесторов и регулирование действий взаимных фондов являются одним из приоритетных направлений финансовой политики любого государства, которая проводится в целях избежания возможных нарушений и недобросовестного поведения участников рынка, что может привести к несоблюдению прав инвесторов и в конечном итоге вызвать социальную напряженность и недовольство в обществе. Очевидно, что для соблюдения стабильности и совершенствования индустрии
взаимных фондов необходимо формирование эффективной системы регулирования, которая была бы чувствительна к фактам нарушения прав и законных интересов инвесторов, которые не имеют других способов защиты. Как правило, подобные функции возлагаются на специального регулятора рынка, отдельного органа, в ведении которого находится контроль за обращением ценных бумаг, работа профессиональных участников и другие аспекты функционирования фондового рынка. Защита прав интересов вкладчиков также обеспечивается с помощью самих инвестиционных компаний, в частности путем раскрытой информации о результатах своей деятельности, стоимости паев, стоимости чистых активов, а также отчетности о деятельности управляющих компаний.
Как известно, все виды инвестиционной активности, как индивидуальные, так и коллективные, подвержены различного рода рискам, ведущим к убыткам или получению дохода меньше ожидаемого. Существует несколько факторов, которые повышают элемент риска в работе на фондовых рынках, их можно классифицировать следующим образом:
1) риски, связанные с экономическими результатами деятельности. К этой группе можно отнести риски, зависящие от изменений экономической ситуации, потоков капитала, инфляции, процентных ставок, международных торгово-экономических связей;
2) риски, связанные с ценными бумагами. Прежде всего, речь идет об эффективности и результатах работы эмитентов, выпускающих те или иные ценные бумаги;
3) другие риски.
Если названные риски присущи всем инвесторам (индивидуальным и институциональным), то структуры по управлению активами (например, взаимные фонды) сталкиваются еще и с рисками по управлению портфелем и организацией работы компании (персонал, оборудование, арендная плата и т. п.).
Но основные риски взаимных фондов все же связаны с возможностью обвала рынка, который может случиться не только из-за несоответствия рыночных цен реальным ценам ценных бумаг, но и ошибки в цепи взаимодействия финансовых институтов, точнее, когда ошибки или неспособность какого-либо финансового института полноценно функционировать отражаются на работе других учреждений (систематический риск). Так, например, банковский кризис может подвергнуть риску операции на рынке ценных бумаг, а повреждение клиринговой системы может повлиять на рыночную ликвидность.
Падение рынка также может быть результатом существования так называемой асимметрии информации (существование у участников каких-либо расхождений в информации, влияющей на принятие решений).
Для минимизации рисков, связанных с инвестиционной активностью, необходимо четкое регулирование финансовых рынков, а также всех их участников. Меры регулирования, независимо от их формы, призваны предупредить резкие колебания и неустойчивость рынка (например, падение), а также защитить инвесторов от потенциальных потерь.
Регулирование имеет следующие цели:
— защита инвесторов;
— коррекция сбоев и несовершенства рынка для улучшения его работы и повышения конкуренции;
— возможность инвесторам получать выгоду от эффекта масштаба (снижение затрат по мере увеличения объема);
— повышать уверенность инвесторов на рынке.
Меры регулирования взаимных фондов можно
в целом подразделить на 5 категорий:
— введение требований к капиталу относительно управляющих компаний;
— мониторинг и аудит операций и действий управляющих компаний;
— открытие информации о компаниях и оценка их деятельности;
— предоставление гарантий;
— введение минимальных уровней соответствия по различным параметрам в отношении управляющих компаний.
Проверка мониторинг и аудит считаются очень эффективными средствами контроля и были внедрены многими странами, такими как США, Вели-
кобритания и Япония. Проверка (screening) — это фактическая оценка компании до начала ее работы, т. е. этап отсеивания тех фирм, которые не смогут выполнять возлагаемых на них функций. Мониторингом (monitoring) называется процесс наблюдения за деятельностью компании и ее результатами в процессе ее работы. Аудит (auditing) также является фактической оценкой компании и помогает выявить сомнительные операции фирмы, а также оценить качество работы и управления.
Существует множество споров по поводу внедрения наиболее оптимальной структуры регулирования сферы финансовых услуг в стране в общем и инвестиционного бизнеса в частности. Однако до сих пор нет единого решения данной проблемы. Тем не менее структура регулирования может быть разделена на два вида: нормативная (или законодательная, например США) или саморегулирующаяся (Великобритания). Естественно, каждая из этих систем имеет свои достоинства и недостатки. Так, например, саморегулирующаяся система не может пользоваться высокой степенью общественного доверия, но в то же время она является менее бюрократизированным и ориентированным на эффективный результат механизмом, что является безусловным ее преимуществом перед нормативной системой. При формировании системы регулирования необходимо учитывать следующие моменты:
— необходимо создание условий для тесного сотрудничества между участниками экономической деятельности и регулирующим органом (регулятором);
— нормативная структура регулирования должна в своей работе быть гибкой, адаптивной (уметь приспосабливаться к изменению окружающей ее экономической и политической среды) и наименее бюрократизированной;
— регулятор должен обладать особым восприятием, пониманием и чувством рыночной среды;
— у регулятора должно быть достаточно полномочий для осуществления всего спектра мер, связанных с регулированием;
— в действиях регулятора абсолютно недопустимо применение дискриминационного подхода по отношению к участникам экономических отношений, поскольку это приведет к рыночной нестабильности, потере общественного доверия, а в некоторых случаях и к социальной напряженности;
— политика, проводимая регулятором, должна быть направлена на защиту экономических интересов инвесторов и быть обособленной от интересов конкретных групп лиц.
Описанные теоретические моменты регулирования финансового рынка в Индии начали
Первичный рынок
Частный сектор Государственный сектор
Взаимные фонды
I
Новые выпуски Облигации Долговые обязательства Паи взаимных фондов и ЦП*
Коммерческие банки
Андеррайтеры
полноценно функционировать на практике лишь в начале 1990-х гг. Несмотря на то, что институты фондового рынка и взаимные фонды существовали в Индии задолго до этого момента, основное развитие данной индустрии пришлось именно на последние 15 лет. После победы на парламентских выборах 2004 г. и прихода к власти партии «Объединенный прогрессивный альянс» во главе с Соней Ганди была утверждена программа-минимум, которая явилась современной концепцией социально-экономического развития Индии. В данной программе отдельно выделяется политика государства по отношению к фондовому рынку: «Правительство страны обязуется проводить политику развития и стабильного функционирования фондового рынка, поощрять иностранные портфельные инвестиции и защищать интересы мелких инвесторов. Продолжится укрепление регулятора фондового рынка SEBI (Securities and Exchange Board of India). Жесткие меры будут предприниматься в отношении спекулянтов на фондовом рынке»
После начала реформ либерализации в начале 1990-х гг. экономическая политика Индии и роль государства в регулировании экономики основывались на позиции, согласно которой индивидуальные свободы функционирования рыночных участников являются более эффективным механизмом для развития и роста экономики страны, чем интервенционистская политика государства. Следствием этого явилось уменьшение роли государственного регулирования в индийском финансовом секторе. Однако процесс либерализации не всегда гарантировал оптимальное размещение ресурсов и защиту инвесторов от рыночных потрясений. Это породило дискуссии о бесконтрольной либерализации, ее влиянии на экономику и на инвесторов.
Система регулирования рынка ценных бумаг Индии переживает в настоящее время процесс эволюции и не может быть отождествлена ни с одним типом регулирования, будь то Великобритания или США. В соответствии с законодательством регулирующей структурой в Индии является Совет по ценным бумагам и биржам Индии (далее — Совет).
Совет по ценным бумагам и биржам Индии
Вторичный рынок
Частный сектор Государственный сектор
Взаимные фонды
Мелкие инвесторы NRI**
Иностранные
институциональные
инвесторы
Институциональные
инвесторы
Депозитарии
Акции Облигации Долговые обязательства Паи взаимных фондов и UTI*
Биржи
Клиринговые корпорации
Брокеры Брокерские компании
* UTI (Unit Trust of India) — государственный фонд, который является первым в стране фондом коллективного инвестирования.
** NRI (Non-Resident) — индийцы-нерезиденты, живущие за пределами Индии.
Источник: www. sebi. gov. in
Рис. 1. Общая структура функционирования SEBI
Созданный правительством в начале 1990-х гг. SEBI своей первоочередной задачей ставит обеспечение защиты интересов инвесторов. Данная цель установлена в предисловии к главному закону, которым пользуется регулятор в своей деятельности — Закону о Совете по ценным бумагам и биржам Индии 1992 г.: «.. .защищать интересы инвесторов, способствовать развитию, а также регулировать рынок ценных бумаг и области, с ним связанные» 2. Таким образом, вся деятельность на рынке ценных бумаг, включая фонды взаимного инвестирования, подпадает под действие данного закона. Также SEBI обеспечивает открытость информации на рынке и своей работой создает благоприятную инвестиционную среду для привлечения капитала через фондовый рынок.
Изданные в 1993 г. SEBI нормы были первой попыткой законодательно структурировать функционирование взаимных фондов, а также обозначить правила их работы. Тем не менее новые нормы начали действовать лишь с 1996 г. и в отношении взаимных фондов и защиты инвесторов имели много общего с Законом об инвестиционных компаниях
1 Программа-минимум партии «Объединенный прогрессив-
ный альянс», 2004 г.
2 Закон о Совете по ценным бумагам и биржам Индии 1992 г.
Источник: www. amfi. com
Рис. 2. Общая структура взаимных фондов
1940 г., действующим в США. Функциями регулирования и надзора SEBI также наделяет Постановление о ценных бумагах 1995 г., которое дает Совету право налагать взыскания за нарушение тех или иных норм. Согласно этому постановлению SEBI имеет право подавать иски в суд без предварительного одобрения правительства страны. Совет по ценным бумагам и биржам Индии зарекомендовал себя как независимый и жесткий регулятор взаимных фондов и всего рынка ценных бумаг в Индии.
Общая структура функционирования SEBI выглядит следующим образом (рис. 1).
SEBI проводит отдельную политику регулирования взаимных фондов, которая на практике выглядит следующим образом. Каждый фонд должен быть зарегистрирован Советом в соответствии с определенными нормами и условиями. В соответствии с этими нормами компания-спонсор (учреждает взаимный фонд и регистрирует в SEBI) должна иметь устойчивое положение, существенный опыт работы по выбранному направлению оказания финансовых услуг на протяжении минимум 5 лет, профессиональную компетенцию, а
также общую деловую репутацию честности и порядочности во всех своих коммерческих операциях. Совет установил правила назначения правления фонда (доверенные лица фонда), обозначил их обязательства, а также издал директивы, касающиеся договора о доверительном управлении.
SEBI выпустил постановления и условия касательно управляющей компании (AMC), которая должна быть одобрена Советом и иметь минимальный собственный капитал в 2,2 млн долл. США. Директорами управляющей компании должны быть люди, имеющие соответствующий профессиональный опыт в финансовой сфере или областях, связанных с деятельностью по оказанию финансовых услуг. Кроме того, на ключевых позициях в управляющей компании не могут находиться люди, ранее работавшие в управляющих компаниях, взаимных фондах или любых других финансовых структурах-посредниках, регистрация которых была приостановлена или аннулирована Советом. Взаимный фонд должен иметь кастодиан (отвечает за хранение финансовых активов фонда), который также утверждается Советом, и в соответствии с законом должен иметь устойчивое положение, существенный опыт работы, а также общую деловую репутацию честности и порядочности во всех своих коммерческих операциях.
Совет определяет, что ни одна инвестиционная схема не может начать свою работу без предварительного одобрения правления фонда, и обязывает управляющие компании определять минимальную сумму средств, которые они планируют привлечь, сохраняя поступивший избыток (при повышенном спросе). В регулятивных нормах четко указаны условия листинга фондов закрытого типа, обратных выплат и возмещений, передачи паев инвесторам и т. д. В дополнение к этому, обязательным условием является публикация имен доверенных лиц (членов правления фонда) взаимного фонда, имен директоров управляющей компании, а также целей, стратегии, примерного размера (в %) инвестиций в тот или иной инструмент в проспекте фонда.
Общая структура взаимных фондов выглядит следующим образом (рис. 2).
Все взаимные фонды посредством рекламы обязаны публиковать ежегодный отчет или краткую сводку по итогам своей деятельности в течение 6 мес. после окончания финансового года3, а также полугодовую отчетность о финансовых результатах.
Любая рекламная деятельность в отношении представленных фондом инвестиционных схем должна соответствовать специальному рекламному кодексу, который также находится в компетенции SEBI.
SEBI устанавливает нормы для инвестиционного менеджмента по минимизации/сокращению чрезмерных рисков, а также установлению прозрачности операций. Данные запреты и ограничения имеют много общего с теми, что существуют в США и Великобритании.
Совет имеет право инспектировать бухгалтерские книги и любые другие документы взаимных фондов, доверенных лиц, управляющих компаний и кастодианов и в соответствии с поправками к Закону о ценных бумагах 1995 г. имеет право в случае нарушения законодательства применять штрафные санкции. Применяются следующие денежные штрафы (показатели со временем могут меняться):
1. При нарушении взаимным фондом условий свидетельства о регистрации на него налагается штраф в размере, не превышающем 10 тыс. индийских рупий (около 220 долл. США) за каждый день нарушения или единовременный штраф в размере 1 млн индийских рупий (22,2 тыс. долл. США).
2. Если нарушения обнаружены в процессе прохождения листинга, то налагается штраф в размере 5 тыс. индийских рупий (110 долл. США) за каждый день нарушения или единовременный штраф в размере 500 тыс. рупий (11,1 тыс. долл. США).
3. При нарушении порядка передачи паев налагается штраф в размере 5 тыс. индийских рупий (110 долл. США) за каждый день нарушения.
4. Взаимный фонд несет ответственность за нарушение требований о выдаче средств (процедура прописана в законе) в размере 1 тыс. индийских рупий (25 долл. США) за каждый день подобного нарушения.
5. Взаимный фонд может быть оштрафован на сумму, не превышающую 500 тыс. инд. рупий (11,5 тыс. долл. США) при условии неисполнения взятых фондом обязательств по привлечению определенной суммы средств в определенный отрезок времени в рамках какой-либо инвестиционной схемы.
6. В отношении управляющих компаний штраф в размере 500 тыс. индийских рупий (11,5 тыс. долл. США) может применяться при условии любого нарушения действующего законодательства.
3 Финансовый год в Индии начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года.
Закон о регулировании взаимных фондов, выпущенный SEBI в 1996 г., явился всеобъемлющим документом, регулирующим различные аспекты функционирования взаимных фондов. В нем затронуты следующие моменты:
процедура регистрации взаимных фондов; структура и управление взаимным фондом, деятельность членов правления фонда; структура и менеджмент управляющей компании (AMC) и кастодианов; возможные схемы работы взаимных фондов; инвестиционные цели и анализ экономической политики; общие обязательства; проверка и аудит; процедура дефолта. Теперь рассмотрим подробнее данные области функционирования и их регулирование.
Процедура регистрации взаимных фондов:
• каждый взаимный фонд должен зарегистрироваться в SEBI;
• заявка на регистрацию может быть подана Спонсором по установленной форме и должна сопровождаться невозвратным взносом размером в 25 000 индийских рупий (около 550 долл. США);
• фонд будет зарегистрирован, если спонсор имеет существенный опыт работы, а также общую деловую репутацию честности и порядочности во всех своих коммерческих операциях (это значит не менее 5 лет работы в финансовой сфере с положительными результатами собственного капитала в каждом из годов, чистые активы за предыдущий год должны превышать участие в капиталовложениях спонсора в управляющей компании, спонсор должен показывать прибыль после вычета амортизации и уплаты налогов в течение трех из предыдущих пяти лет);
• в топ-менеджменте взаимного фонда не должно быть людей, которые имели судимости, а также факты привлечения к ответственности за мошенничество, аморальность и экономические преступления;
• члены правления фонда и управляющая ком -пания должны быть назначены для работы взаимного фонда и управления инвестиционными схемами вне зависимости от касто-диана, осуществляющего функции хранения ценных бумаг;
• каждый взаимный фонд обязуется выплатить регистрационный сбор в размере 2,5 млн индийских рупий (55 000 долл. США). Ежегодный сбор составляет 250 000 индийских рупий (5 500 долл. США).
Менеджмент взаимного фонда и деятельность
правления фонда:
• взаимный фонд должен быть учрежден в форме траста4, где главным документом является трастовый договор, оформленный в соответствии с Законом о регистрации от 1908 г.;
• трастовый договор должен отвечать установленным требованиям SEBI;
• взаимный фонд должен назначать членов правления фонда, обладающих необходимой квалификацией, честностью и репутацией, которые не имеют судимостей и фактов привлечения к ответственности за мошенничество, аморальность, экономические преступления, а также нарушения любого закона о ценных бумагах;
• если человек уже занимает пост члена правления одного фонда и является его независимым членом, он может быть назначен на такую же должность в другом фонде, но только с предварительного разрешения фонда, в котором он работает;
• как минимум 50 % членов правления фонда — доверительных лиц фонда должны быть независимыми (не аффилированными с компанией, дочерними фирмами или спонсором);
• члены правления и управляющая компания, по предварительному одобрению SEBI, вступают в соглашение по инвестиционному управлению, образец и параметры которого прописаны в Законе SEBI от 1996 г.
• члены правления фонда имеют право требовать любую необходимую им информацию от управляющей компании;
• перед запуском инвестиционной схемы члены правления—доверительные лица фонда должны проверить и убедиться, что управляющая компания имеет бэк-офис (операционный отдел, занимающийся оформлением различных операций, ведением счетов, расчетами и т. п.), дилинговую систему и систему бухгалтерского учета, назначен ключевой персонал, аудиторы и регистраторы. Они также должны убедиться, что соблюдены предписания закона, разработана система внутреннего контроля, а также выработаны нормы для брокеров и маркетинговых агентов;
• члены правления должны заверить, что управляющая компания ответственно проводит мониторинг брокерских операций с ценными бумагами и избегает чрезмерной концентрации сделок на каком-либо одном брокере;
4 Траст — особая форма собственности, переданная ее учредителем доверительному собственнику, который управляет переданной ему собственностью только в соответствии с целями, указанными учредителем, в пользу выгодоприобретателей (бенефициаров).
• члены правления также должны заверить, что управляющая компания осуществляет деятельность по управлению инвестиционной схемой независимо от любой другой ее деятельности и принимает адекватные меры для обеспечения интересов инвесторов. В случае какого-либо несоответствия нормам SEBI они должны немедленно сообщить об этом в Совет;
• каждый из членов правления должен раз в 6 мес. декларировать и информировать траст о ценных бумагах, находящихся у него в собственности;
• члены правления обязаны отчитываться за имущество фонда и хранить его независимо от выбранной инвестиционной схемы. Они несут ответственность за учет доходов взаимного фонда и выплату вознаграждения держателям паев;
• члены правления должны требовать детальной информации о транзакциях между взаимным фондом, управляющей компанией и аффилированными фирмами, а также стоимости чистых активов управляющей компании 1 раз в квартал. Также они должны гарантировать, что управляющая компания периодически пересматривает контракты на предоставление услуг (оплата кастодиана, услуги трансферта ценных бумаг и т. п.);
• члены правления должны придерживаться соответствующих законов и правовых норм. Состав и менеджмент управляющей компании
и кастодиана:
• для утверждения управляющей компании необходимо подать в SEBI заявку с приложенным уставом компании. Для получения разрешения на работу управляющая компания должна иметь устойчивую деловую репутацию и честность во всех своих коммерческих операциях;
• спонсор или правление (в зависимости от полномочий в соответствии с договором о доверительном управлении) могут назначить управляющую компанию после получения разрешения в SEBI;
• назначение может не состояться в случае несогласия большинства членов правления либо несогласия 75 % держателей паев инвестиционной схемы;
• любое изменение в решении о назначении управляющей компании должно быть предварительно одобрено SEBI;
• директора управляющей компании должны обладать необходимым профессиональным опытом в области финансов и областях, связанных с данной сферой предоставления услуг, не иметь судимостей и фактов привлечения к
ответственности за мошенничество, аморальность, экономические преступления, а также нарушения любого закона о ценных бумагах; как минимум 50 % руководства управляющей компании должны быть независимыми (не аффилированными с правлением фонда, дочерними фирмами или спонсором); руководитель управляющей компании не должен входить в состав правления любого другого фонда;
управляющая компания должна иметь чистых активов (включая акционерный капитал и свободные резервы компании) на сумму не меньше 10 млн индийских рупий (2,25 млн долл. США);
любое изменение в структуре владения контрольным пакетом может иметь место только с предварительного решения правления, SEBI и держателей паев;
руководитель управляющей компании не должен занимать аналогичный пост ни в какой другой управляющей компании, если только он не является независимым директором. В этом случае необходимо также получить разрешение управляющей компании, где он уже является директором;
управляющая компания не может выступать в качестве доверительного лица другого взаимного фонда или заниматься какой-либо деловой активностью, если только она не связана с управлением и консалтингом офшорных, пенсионных и сберегательных фондов, финансовым консалтингом и обменом данными на коммерческой основе; управляющая компания одного взаимного фонда не может выступать в качестве управляющей компании другого взаимного фонда; кастодиан, в котором спонсор или его партнеры имеют 50 % или более голосов или где 50 % или больше директоров кастодиана представляют интерес спонсора или его партнеров, не может быть назначен кастодианом данного взаимного фонда;
взаимный фонд заключает с кастодианом договор, где указываются «все пункты, необходимые для эффективного и организованного ведения дел кастодиана». Обязательства управляющей компании: управляющая компания должна осуществлять необходимые и адекватные меры, а также на постоянной основе проводить проверку своей работы в целях обеспечения соответствия инвестиционным схемам, положений договора о
доверительном управлении и соответствующих постановлений;
• управляющая компания должна тщательно проверять свои инвестиционные решения, поскольку несет за них ответственность;
• управляющая компания должна ежеквартально отправлять правлению фонда отчет о своей деятельности;
• правление может, по запросу управляющей компании, прервать ее полномочия;
• в случае работы управляющей компании через брокеров или фирмы, аффилированные со спонсором, устанавливается лимит в работе с данными организациями в размере 5 % от валового дневного оборота взаимного фонда;
• управляющей компании запрещается использовать спонсора или его партнеров, работников или их родственников в торговых операциях с ценными бумагами, в процессе их дистри-бьюции и продажи. Это разрешается, только если данная информация раскрыта держателям паев, а комиссионное вознаграждение отображается в полугодовом отчете взаимного фонда;
• человек, который когда-либо был признан виновным в экономических преступлениях или нарушал законодательство по ценным бумагам, не может занимать ключевой пост в управляющей компании;
• реестродержатели и трансфертные агенты, назначенные управляющей компанией, должны быть зарегистрированы в SEBI. Проанализировав все это, можно сделать
вывод, что, как и вся финансовая система, сфера фондов взаимного инвестирования четко регулируется и прописывается в законодательных актах страны. Механизм регулирования рынка ценных бумаг в Индии централизован и зависит от законов и действий Совета по ценным бумагам и биржам Индии, который является довольно влиятельным регулятором с обширным кругом полномочий в сфере финансовых рынков в целом и взаимных фондов в частности, выступает основным регулятором и надзорным органом данных институтов, а также является главным гарантом прав мелких инвесторов, что чрезвычайно важно в современной экономике Индии. Важное место в регулировании отводится системе наказаний за неисполнение предписаний и условий постановлений. В системе финансовых рынков явно прослеживается политика абсолютного подчинения законодательным актам, постоянно корректируемая контролем надзорного органа.