64 | ВАШ БАНК
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №06 (74) 2008 ■
УСЛУГА СБЕРБАНКА
С 1 мая Сбербанк России предлагает населению новую услугу - интернет-трейдинг на рынке ценных бумаг. Об особенностях брокерских услуг, оказываемых Сбербанком России, рассказывает член Правления банка, директор Казначейства Андрей Голиков.
Фондовый рынок-
массам
— Объем брокерских услуг населению возрастает. При каких условиях этот бизнес рентабелен для кредитных организаций? Насколько банковский сервис отличается от обслуживания брокерских компаний?
— Новый импульс операции с ценными бумагами для граждан в России получили в последние несколько лет в условиях высоких темпов роста российского фондового рынка. На первом этапе небольшие компании ориентировалась на индивидуальные потребности своих крупных клиентов и за высокое комиссионное вознаграждение совершали для них нестандартные операции по индивидуальным схемам. Рентабельность бизнеса вследствие высокой активности этой категории населения и значительной комиссии позволяла компаниям развиваться и наращивать клиентскую базу. Рейтинг основных компаний, предоставляющих брокерское обслуживание физическим лицам, за последние два—три года существенно не изменился. В этом сегменте присутствуют «Тройка Диалог», БКС, «Атон», «Алор», «Открытие», «КИТ Финанс».
В последнее время банки также стали предлагать всем своим клиентам такие услуги, осознавая, что брокерское обслуживание физлиц может быть рентабельным и для кредитных организаций. Такое стало возможным с ростом ликвидности на рынке с 2002— 2003 годов, а также с развитием технологических платформ для массового клиентского обслуживания и биржевых технологий. Банки ориентируются на стандартизацию услуг для населения и невысокую комиссию.
По числу зарегистрированных клиентов в список ведущих операторов входят Сбербанк (на конец 2007 года число договоров на оказание брокерских услуг составило около 160 тыс.), ВТБ-24 (около 135 тыс.), Альфа-банк, «КИТ Финанс». Но по объемам брокерских операций первые позиции по-прежнему занимает инвестиционно-брокерская компания «Тройка Диалог» (торговый оборот на ММВБ в декабре 2007 года превысил 900 млрд. руб.), вторую — «КИТ Финанс» (570 млрд. руб.), третью — БКС (около 400 млрд. руб.). ВТБ-24 (135 млрд. руб.) замыкает первую десятку, Сбербанк — вторую. Тем не менее в условиях совершенствования
Венера КАРПИНСКАЯ
биржевых технологий, развития 1Т-поддерж-ки операций на фондовом рынке различие между стандартизированным банковским сервисом и индивидуальным обслуживанием физлиц небольшими брокерскими компаниями сокращается. Инвесткомпании, не располагающие широкой филиальной сетью, за счет использования удаленных рабочих мест на базе передовых 1Т-технологий, предлагают свои услуги уже значительному числу клиентов. В свою очередь, банки на базе биржевых 1Т-технологий нового поколения предлагают своим клиентам более высокий уровень обслуживания.
Сближение сервисов стало возможным в условиях развития фондового рынка и значительного количества ликвидных бумаг, которые граждане покупают и продают самостоятельно без постоянного консультирования у профучастников.
— Насколько значительно влияние нерезидентов на этот сегмент рынка?
— На нерезидентов по-прежнему приходится значительная доля операций на рынке ценных бумаг. Объем их капитала несопоставим со средствами российских граждан. Именно по этой причине лидерами по объему операций являются компании, через которые многие нерезиденты, в частности хедж-фонды, офшорные компании, сформированные за счет российского капитала, проводят операции на нашем фондовом рынке, т.е. «Тройка Диалог», «Ренессанс Капитал» и др.
Сегодня в условиях перетекания ликвидности с западных рынков на российский нерезиденты проявляют к нашему фондовому рынку высокий интерес. Напомню, что если пять лет назад объем торговли депозитарными расписками на российские акции на Лондонской бирже почти в три раза превышал аналогичный показатель на ММВБ, сегодня около 80% от общего объема торговли российскими акциями сосредоточено на ФБ ММВБ.
Это следствие, в частности, изменений в российском законодательстве, прежде всего принятия Федерального закона от 10.12.2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле».
■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №06 (74) 2008
— Какими темпами будет меняться соотношение количества российских граждан и нерезидентов на фондовом рынке?
— По мере роста доходов нашего населения и, что не менее важно, профессиональной подготовки для торговли ценными бумагами, доля наших граждан в общем объеме биржевых торгов, конечно, будет увеличиваться. Но говорить о резком переломе тенденций в ближайшее время, когда россияне только начинают пробовать себя на инвестиционном поприще, в то время как на западе инвестиционная культура складывалась столетиями, пока преждевременно.
— В чем специфика брокерских операций, развиваемых Сбербанком?
— Позиционируя себя в качестве универсальной кредитной организации, Сбербанк стремится представить наиболее широкий спектр продуктов для своих клиентов. Именно по этой причине наш продуктовый ряд должен включать в себя и брокерские услуги. В то же время мы осознаем, что операции на финансовых рынках связаны с высокими
рисками, и стараемся взвешенно подходить к их продвижению. Не хотелось бы повторить ошибки Китая. Как известно, в этой стране в течение последних двух лет интерес физ-лиц к фондовому рынку был очень высоким на фоне стремительно растущих цен на акции китайских компаний и лавинообразного притока спекулятивного капитала нерезидентов. В этих условиях рынок демонстрировал необоснованный рост или так называемое надувание «ценовых пузырей» — за последние два года китайские фондовые индексы выросли более чем в семь раз. Еще стремительнее стало его падение, начавшееся в октябре прошлого года, — основной индекс Шанхайской биржи с тех пор снизился на 50%, некоторые бумаги — на 70—80%. Массовое закрытие счетов в этом году стало сопоставимо с ежемесячным ростом числа китайских участников в прошлом, и многие из них зафиксировали значительные убытки. Важно понимать, что в этой гонке всегда выигрывают профучастники—хедж-фонды, инвестиционные компании, банки — имеющие высокопрофессиональные кадры. Именно они провоцируют стремительный
рост какого-либо актива, они же первыми избавляются от бумаг с потенциалом падения. Как правило, физлица — всегда в отстающих. Большая их часть позже других участников открывает позиции по привлекательным активам и с опозданием закрывает их. К сожалению, нередко с потерями.
Сбербанк всегда обращал внимание на эту проблему. По этой причине мы ориентируем своих специалистов в точках продаж наших брокерских услуг на ведение постоянной разъяснительной работы с гражданами, планирующими инвестировать свои средства в ценные бумаги. Клиенты должны знать обо всех рисках, с которыми сопряжены такие операции.
Именно поэтому большая часть наших клиентов ориентированы не на спекулятивные операции, а на среднесрочные и долгосрочные инвестиции и целенаправленно открывают для их осуществления брокерские счета в Сбербанке. В течение последних четырех лет число клиентов, заключивших со Сбербанком договор на брокерское обслуживание, ежемесячно увеличивается примерно на 3 тыс. человек.
По такому показателю, как «активный клиент» (это биржевой термин, обозначающий физ-лиц, совершающих не менее одной операции в течение месяца), первую позицию занимает ИК «Финам» (12 тыс. активных клиентов из 30 тыс., т.е. каждый третий клиент активный). На второй позиции — БКС, на третьей — ВТБ-24. У Сбербанка около 10 тыс. активных клиентов из 160 тыс., и он по этому показателю занимает четвертую позицию.
Более высокие темпы роста числа активных клиентов в банке мы наблюдали лишь в период проведения IPO «Роснефти» — тогда Сбербанк выступил главным координатором размещения акций эмитента среди российских инвесторов. Это было первое IPO для широкого круга россиян. В этот период мы постарались максимально упростить процедуру и увеличить количество точек обслуживания клиентов. Услуга предлагалась более чем в 500 подразделениях по всей стране. За один месяц количество клиентов выросло почти на 8 тыс. Специалисты банка в период проведения кампании стремились разъяснять риски, возниающие при инвестировании средств в инструменты фондового рынка.
Андрей Голиков: «Наша задача -предоставить максимальный набор инструментов и качественный сервис на рынке брокерских услуг»
новости дочерних банков
Новые отделения украинской «дочки»
Банк НРБ (Украина) расширяет свое присутствие. Так, 17 апреля открыто подразделение в г. Мариуполь, 7 мая-г. Макеевка. Сегодня в региональную сеть Банка НРБ входит 20 отделений, которые предоставляют корпоративным клиентам и физическим лицам полный комплекс банковских услуг, к концу 2008 года их количество вырастет до 40. Банк будет представлен во всех регионах Украины.
Перспективный рынок
Чистая прибыль Дочернего банка АО Сбербанк (Казахстан) в I квартале 2008 года выросла более чем в 2,5 раза, достигнув $6,16 млн. (за аналогичный период 2007 года этот показатель составил $2,44 млн.). Высокие темпы роста прибыли обусловлены увеличением собственного капитала банка, изменениями в его организационной структуре и кредитной политике. Изменения также произошли в отношениях с клиентами, анализе финансово-хозяйственной деятельности потенциальных и действующих заемщиков, основных условиях кредитования и в приоритетах по отношению к видам бизнеса и отраслям экономики Республики Казахстан. На 1 апреля 2008 года капитал ДБ АО Сбербанк составил $269,64 млн., активы - $559,33 млн., ссудный портфель юрлиц -$243,37 млн., физлиц - $60,54 млн. Кредитный портфель юрлиц с начала 2008 года вырос на 145%. Олег Смирнов, Председатель Правления ДБ АО Сбербанк сказал: «В течение 2007 года мы проводили работу по расширению продуктовой базы корпоративного блока за счет предложения конкурентных кредитных продуктов и получили высокие результаты - с начала 2008 года кредитный портфель юрлиц вырос на $144,25, на расчетно-кассовое обслуживание ДБ АО Сбербанк привлечено 278 компаний (для сравнения: за весь 2007 год - 517 компаний). На сегодня процесс кредитования по всей системе ДБ АО Сбербанк переведен на принципы кредитования Сбербанка России. Банк осуществляет краткосрочное и инвестиционное кредитование, выпуск платежных и тендерных гарантий, аккредитивов. Проводится работа по привлечению компаний крупного, среднего и малого бизнеса.
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №06 (74) 2008«
А вот во время собственного БРО, дополнительного выпуска акций Сбербанка, взрывного роста числа новых клиентов не было, в частности по причине отсечения значительного круга потенциальных инвесторов с низким уровнем дохода (минимальный объем средств для инвестирования был установлен на уровне около $3,5 тыс.). Мы сознательно отсекли эту категорию клиентов, понимая, что краткосрочное изменение цен на фондовом рынке может пагубно ска-
Мы не можем не думать об этой категории наиболее активных граждан. В противном случае эта часть населения может перейти к нашим конкурентам, многие из которых предлагают своим клиентам так называемую удаленную торговлю на фондовом рынке через интернет и даже через мобильные телефоны и т.д.
По этой причине мы сосредоточили свои усилия на внедрении интернет-технологий в модуль всей нашей технологической плат-
EGAR Technology, www.egartech.ru—международная компания, специализирующаяся в области разработки программного обеспечения и оказания профессиональных услуг для участников финансового рынка.
Опираясь на глубокое знание предметной области и многолетний опыт сотрудничества с лидерами мировой финансовой индустрии, EGAR предлагает готовые программные продукты и специализированные решения, адаптированные к условиям российского рынка и успешно внедренные в России.
заться на их финансовом состоянии, и, как показала жизнь, были абсолютно правы. Как известно, кризис на международных финансовых рынках оказал существенное негативное влияние на котировки российских акций, и в особенности ценных бумаг банков. Поэтому акции и Сбербанка и, в первую очередь, ВТБ, размещенные в середине 2007 года в период крайне благоприятной конъюнктуры западных рынков, сегодня торгуются на уровнях ниже цены размещения, хотя за период после размещения были и благоприятные моменты для фиксации краткосрочной прибыли.
В то же время, цена акций «Роснефти» при размещении в середине 2006 года составила 203,24 руб., на 8 мая 2008 года она достигла 248,56 руб. В любом случае доходность по этим бумагам составила около 12% годовых.
Таким образом, процесс развития операций физлиц на финансовом рынке должен быть последовательным и включать в себя постоянное информирование клиентов о сопутствующих рисках. Такой подход также важен и в работе с организациями, желающими развивать свой бизнес.
— Какие факторы обуславливают стратегию банков, в частности Сбербанка, на рынке брокерских услуг?
— Предложение брокерских услуг широкому кругу клиентов предполагает значительные затраты и высококвалифицированный персонал. Такие условия могут создать только банки из первой десятки.
Что касается Сбербанка, то стоит отметить, что 90% объема операций на фондовом рынке, совершаемых физлицами, которым мы оказываем брокерские услуги, обеспечивают только 7% из них, а 90% комиссионных доходов — 30% клиентов.
формы по поддержке операций с ценными бумагами.
Кроме того, Федеральный закон от 10.01.2002 № 1 -ФЗ «Об электронной цифровой подписи» дает возможность осуществлять физлицам защищенные операции на финансовом рынке. Реализация электронно-цифровой подписи в нашей системе позволяет существенно повысить защищенность клиентов при возникновении нештатных ситуаций по сравнению с вариантами, предложенными многими другими брокерскими системами.
Рентабельность массовой услуги предполагает технологическую платформу, в которую можно интегрировать новые инструменты, значительно не увеличивая при этом расходы на их внедрение и поддержку.
До 2006 года Сбербанк вынужден был увеличивать штат своих сотрудников, вовлеченных в процесс брокерского обслуживания клиентов (менеджеров по работе с клиентами, работников бэк-офиса и депозитария и др.), пропорционально росту числа обслуживаемых клиентов. При этом программное обеспечение в различных точках обслуживания клиентов было неунифицированным, и обслуживание по этой причине — не универсальным.
Три года назад банк проанализировал 1Т-решения для проведения таких операций, предлагаемые ведущими западными и российскими компаниями. Мы сознательно отказались от типовых западных решений. Они крайне дорогостоящи, и степень их адаптации к российскому рынку очень низка. Причина не только в специфике проводимых операций, но также в особенностях бухгалтерского и налогового учетов. Любой западный продукт требует глобальной доработки. Это еще больше увеличивает его стоимость, причем успех не гарантирован.
1Т-решения российских фирм, безусловно, дешевле. В то же время многие, даже самые известные, не ориентированы на банковское обслуживание. К таким относится разработка новосибирской компании □Ык — решение для удаленного обслуживания клиентов на бирже, используемое передовыми брокерскими компаниями, но рассчитанное на ограниченный круг клиентов (не более 10 тыс.).
Сбербанк нуждался в решении, которое потенциально могло бы обслуживать несколько сотен тысяч клиентов и в перспективе позволяло бы наращивать производительность системы. Мы остановили свой выбор на компании ЕОДЙ.
— Во сколько обошлась разработка ГГ-решения для обслуживания операций на финансовом рынке? Чего удалось достичь и что еще предстоит сделать Сбербанку в развитии брокерских услуг?
— Мы не покупали готовый продукт. Затраты включают расходы на разработку программного обеспечения и обслуживание системы. На фоне аналогичных западных
Территориальная структура объема брокерских операций Сбербанка России с ценными бумагами*
продуктов, оцениваемых в несколько миллионов долларов, наши затраты незначительны — около $200—300 тыс. на начальном этапе. В дальнейшем, безусловно, потребуются дополнительные инвестиции. Но они окупятся ростом числа клиентов и объемов комиссионного дохода.
На первом этапе на основании нашего техзадания компания автоматизировала собственные операции банка, проводимые на рынке ценных бумаг. На следующем этапе Сбербанк совместно с компанией разработал модуль по брокерскому обслуживанию клиентов в филиалах. И теперь банк проводит через него брокерские операции
■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №06 (74) 2008
всех наших клиентов, вне зависимости от региона их проживания. Создана единая база физлиц-пользователей нашими брокерскими услугами. Время обслуживания их заявок сократилось до нескольких минут (напомню, что раньше на исполнение полученной в регионе заявки требовалось, как правило, несколько часов, поскольку ее пересылали в Москву). Учет остатков ценных бумаг и денежных средств клиентов на их счетах происходит в режиме реального времени с учетом взимаемого комиссионного вознаграждения. При вводе заявки ее параметры автоматически контролируются — клиент не может купить бумаги при недостатке денежных средств либо продать активы, которыми не владеет. Реализовано несколько типов заявок, не поддерживаемых большинством брокерских систем, из числа используемых на российском рынке, например, заявки на длительный срок, рыночные заявки на сумму денежных средств и другие. Система работает не только в режиме online, но и off-line, что позволяет клиентам вводить свои заявки заранее, не дожидаясь открытия торговой сессии.
Пользовательский интерфейс программного обеспечения (пользовательский интерфейс — средство взаимодействия пользователя с операционной системой компьютера или пользовательской программой — «ВЕСТИ») разработан таким образом, чтобы в максимально возможной степени облегчить работу клиентов. Система масштабируема (масштабируемость (scalability) — возможность увеличения производительности системы за счет перевода на более мощные аппаратные средства — «ВЕСТИ»), сможет обеспечить высокую производительность обслуживания значительного числа пользователей наших брокерских услуг.
Клиенты начали пользоваться новой услугой интернет-трейдинга с мая. На первом этапе продукт предлагается лишь наиболее активным — мы хотим убедиться в безупречности работы системы. Широкому кругу пользователей услуга будет предложена через пару месяцев.
— Какова цена входного билета?
— Гражданину нужно заключить с банком договор о подключении куслуге, а также оплатить индивидуальный защитный ключ (ИЗК) в размере 2,4 тыс. руб., который обезопасит
от несанкционированного доступа к информации о проводимых операциях. По сути, стоимость защитного ключа делает эту услугу рентабельной, в первую очередь, для активных клиентов. Тем, кто покупает и продает ценные бумаги изредка целесообразно оставаться в прежнем режиме обслуживания.
— Какую минимальную сумму необходимо иметь клиенту для получения возможности пользоваться брокерскими услугами Сбербанка?
— Любую. Брокерское обслуживание рассчитано на широкий круг участников.
— В каких подразделениях население может получить эту услугу?
— Клиенты могут получить брокерское и депозитарное обслуживание более чем в 500 подразделениях во всех крупных городах страны.
При подписании договора банк будет выдавать инструкции по использованию программного обеспечения и ИЗК.
— Каким образом клиент может получить услугу?
— Необходимо прийти в одно из отделений банка, оказывающих брокерские услуги,
и заключить соответствующий договор. При этом клиент получит необходимые инструкции и электронный идентификатор на базе «ЫБВ-кеу», предназначенный для хранения его электронно-цифровой подписи (ИЗК). Затем ему необходимо самостоятельно на своем компьютере, на основании полученных инструкций, сформировать электронно-цифровую подпись и предоставить соответствующий сертификат в банк.
При необходимости сотрудники отделения банка предоставят клиенту квалифицированную помощь.
На основании полученного сертификата будет произведена регистрация электронно-цифровой подписи клиента. После чего он сможет подавать заявки на операции с ценными бумагами в режиме реального времени. При этом пользователю будет доступна подробная информация о ходе торгов, в первую очередь цены и их динамика, данные о ходе выполнения его заявок и изменениях остатка денежных средств и ценных бумаг на его счетах.
Сегодня тарифы брокерского обслуживания в зависимости от регионов могут незначительно различаться. Это в первую
очередь зависит от конкуренции и развитости брокерских услуг в регионе, объема операций и, как правило, они сопоставимы с аналогичными тарифами наших конкурентов. Ознакомиться с тарифами можно при посещении одного из отделений банка, оказывающего подобные услуги.
— Брокерское обслуживания в Сбербанке стало доступным после IPO «Роснефти»?
— Услуга была доступна задолго до этого. Проблема была лишь в качестве обслуживания. При проведении IPO «Роснефти» мы были вынуждены внедрить универсальные технологии для быстрого сбора значительного объема заявок, их обработки и обслуживания клиентов в ограниченные сроки.
Обслуживание, которое мы предлагаем сегодня, потребовало после проведения IPO «Роснефти» доработки программного обеспечения до уровня современных стандартов. На это ушло более года.
— Вы будете предлагать интернет-клиентам маржинальную торговлю?
— Пока брокерские операции будут проводиться в пределах остатка денежных средств на брокерском счете клиента. Но уже в самом ближайшем будущем мы предоставим клиентам услугу маржинальной торговли.
Развивая модули, мы ставим перед собой цель предложить весь спектр услуг. Помимо маржинальной торговли в наших планах, по мере развития рынка, — подключение к различным торговым площадкам (сегодня — только к ФБ ММВБ). Также собираемся предложить обслуживание на срочном рынке.
Но обеспечить унифицированный подход к сотням тысячам клиентов намного лет вперед — задача очень сложная и требующая концентрации усилий широкого круга специалистов.
— Много ли новых клиентов приходит на фондовый рынок из регионов? На какую категорию рассчитана ваша услуга?
— Рынок не перенасыщен. Наши менеджеры по работе с клиентами в регионах уверены в высоком спросе на услугу в ближайшей средне- и долгосрочной перспективе. В структуре клиентов и объемов осуществляемых ими операций физлица из регионов составляют значительную часть.
— Какую долю вы намерены занять на рынке брокерских услуг?
— Мы прогнозируем, что доля рынка брокерских операций, занимаемая Сбербанком в будущем составит 5—7 % объема операций и 20—25 % числа клиентов, заключивших договоры на брокерское обслуживание. ш
Федеральный закон от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» обеспечивает правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.