Компетентностный подход положен в основу формирования структурно-содержательной модели процесса, направленного на творческую самореализацию будущих менеджеров туризма на этапе подготовки в вузе, которую характеризует наличие кон-
цептуального, целевого, содержательного и методического компонентов, а также отражение комплекса организационно-педагогических условий, необходимых для творческой самореализации будущих менеджеров туризма в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Казань: Изд-во КГУ, 2009.320 с.
2. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2012.456 с.
3. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. М.: Высш. шк, 2001.236 с.
4. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / под ред. Л.М. Митиной. М.: Академия, 2009. 336 с.
5. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб.: Медицинская пресса, 2002. 352 с.
УДК 378.14.015.62
Е.А. АЛИЛУЙКО
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме создания фонда оценочных средств в структуре основной образовательной программы профессионального образования. Автор рассматривает оценочные средства в зависимости от видов аттестации обучающихся.
Ключевые слова: аттестация, образовательная программа, оценочные средства, профессиональное образование.
The article about the problem of estimate means funds development for basic education program high professional education structure. Author analyses estimate means in connection with student certification types.
Key words: certification, educational program, estimate means, professional education.
Фонд оценочных средств (ФОС) по учебной дисциплине является неотъемлемой частью нормативно-мето-
© Алилуйко Е.А., 2014
дического обеспечения системы оценки качества освоения студентами основной образовательной программы (ООП) высшего профессионального образования (ВПО) и обеспечива-
ет повышение качества образовательного процесса в вузе. Фонд оценочных средств по учебной дисциплине представляет собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения студентом установленных результатов обучения и используется при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов. Фонд оценочных средств входит в состав учебно-методического комплекса дисциплины, который в свою очередь является неотъемлемой частью ООП направления подготовки.
Цель создания ФОС учебной дисциплины - установление соответствия уровня подготовки студента на данном этапе обучения требованиям рабочей программы учебной дисциплины. Следовательно, основными задачами ФОС по дисциплине являются:
• контроль процесса приобретения студентами необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформиро-
ванности компетенций, определенных в ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки, и управление им;
• контроль достижений целей реализации ООП, определенных в виде набора общекультурных и профессиональных компетенций выпускников, и управление им;
• оценка достижений студентов в процессе изучения дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий;
• обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Принимая во внимание поставленные цели и задачи, в процессе разработки ООП крайне важно учитывать взаимное соответствие трех базовых элементов (рис.).
Цели программы и результаты обучения, выраженные в форме компетенций I
Базовые элементы ООП
Дисциплины (формы учебной работы) и образовательные технологии (методы обучения) II
Средства и способы оценки достижений студентов (контроль формирования компетенций) III
Базовые элементы ООП
В соответствии с нормативными документами выделяются три типа контроля успешности освоения ООП студентом и выпускником:
1) текущий контроль успеваемости;
2) промежуточная аттестация;
3) итоговая государственная аттестация.
Оценка качества освоения ООП осуществляется на основе вышеуказанных типов контроля. Конкретные фор-
мы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по дисциплине ООП разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестации) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
При разработке ФОС необходимо создать условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям профессиональной деятельности. Именно поэтому помимо преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели и преподаватели смежных кафедр, читающие профильные дисциплины.
Каждый из перечисленных типов контроля имеет свою специфику, достоинства и недостатки.
Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра.
К достоинствам данного типа относится его систематичность, соответствующая требованию регулярного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также возможность балльно-рейтинговой оценки успеваемости студента. Недостатком является фрагментарность и локальность проверки. Проверить компетенцию це-
ликом, а не отдельные ее компоненты (знания, умения, навыки) при текущем контроле не представляется возможным.
Текущий контроль знаний студентов по иностранному языку может представлять собой следующие виды деятельности:
• устный опрос (групповой или индивидуальный);
• проверка выполнения письменных или устных домашних заданий;
• проведение контрольных работ;
• тестирование (письменное или компьютерное);
• контроль самостоятельной работы студентов (в письменной или устной форме);
• проведение ролевых игр.
Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и завершает изучение отдельной дисциплины или ее разделов. Подобный контроль помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, а в отдельных случаях - формирование необходимых профессиональных компетенций. Основными формами промежуточной аттестации традиционно являются зачет или экзамен.
В случае текущего контроля успеваемости акцент делается на определении подробной, действительной картины достижений обучающегося и успешности усвоения им учебной программы на настоящий момент времени. При сессионном промежуточном мониторинге акцент делается на подведении итогов деятельности студента в семестре или за год и определенных административных выводах из этого (перевод на следующий курс, объявление благодарности и т.д.). При этом знания и умения студента не всегда подвергаются контролю в сессион-
ный период; промежуточная аттестация может проводиться по результатам текущего контроля (зачет или экзамен на основе балльно-рейтинговой системы). Основными контрольно-измерительными средствами промежуточной аттестации в случае ее проведения целесообразно считать более комплексные, такие как решение кейс-задач, проектная деятельность и другие, позволяющие объективнее судить о сформированности компетенций.
Итоговая государственная аттестация осуществляется для проверки результатов по итогам обучения в целом. Эта оценка подготовленно-
сти выпускника проводится при участии внешних экспертов, в том числе работодателей. Только итоговая государственная аттестация в полной мере позволяет оценить совокупность приобретенных студентом универсальных и профессиональных компетенций.
К сожалению, в неязыковых вузах дисциплина «Иностранный язык» не включена в состав комплексного государственного экзамена и соответственно оценка подготовленности обучающегося может быть дана только по результатам завершающей промежуточной аттестации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. М.: Университетская книга;Логос, 2009.272 с.
2. Кабанова Т.А., Новиков В.А. Компе-тентностно-ориентированные оценочные средства: проблемы разработки и реализации в условиях перехода на ФГОС ВПО. М.: Высш. шк, 2010.359 с.
УДК 374.31
Е.Е. БУХТЕЕВА
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО СТИЛЯ
Автор считает, что основой автономии в учебной деятельности является формирование персонального познавательного стиля. В учебной деятельности стиль учения находится в прямой зависимости от познавательного стиля. Образовательной задачей является создание дидактических условий, которые бы расширяли ментальный опыт учащихся.
Ключевые слова: когнитивный стиль, стиль кодирования информации, стиль постановки и решения проблем, эпистемологический стиль, познавательный стиль, учебный стиль, персональный познавательный стиль, автономия.
The author views the autonomy in education as a foundation, which allows a person to develop a personal unique cognitive style. Such style directly depends on how educational environment functions. The purpose of adding these style in education is to expand the mental experience of student.
Key words: cognitive style, type of information code, educational style, personal education style, autonomy.
Основной задачей, которую должно решить современное образование в свете тех изменений, которые происходят как в нашем обществе, так и во всем мире в целом, является воспитание личности и формирование в ней потребности и способности к дальнейшему профессиональному росту, к расширению и приобретению новых знаний, мобильности, творческой активности и социальной ответственности. Данные направления должны стать личностными векторами каждого человека, стремящегося к своему внутреннему развитию, профессиональному росту, что позволит чувствовать себя уверенно, быть конкурентоспособным, понимать, как жить и действовать в дальнейшем.
Усиление роли самостоятельности в учебном процессе является одним
© Бухтеева Е.Е., 2014
из приоритетных направлений. Данное направление находит свою реализацию через организацию учебной деятельности, основанную на идеях и принципах автономного подхода. Автономия - это способность осуществлять самоуправление и саморегулирование своей учебной деятельностью. При организации учебного процесса на основе автономного подхода одним из главных психологических условий является учет индивидуальной структуры качеств личности: уровень темперамента; уровень особенностей психических процессов; уровень опыта личности; уровень социальной направленности. Автономия в учебной деятельности предполагает знание обучающимися своих стилей учения, что позволит им узнать больше о себе, о своих склонностях, предпочтениях в получении и обработке учебной информации, в организации
и управлении собственного учебного процесса, а также расширит диапазон стилевых возможностей и поможет формированию собственного учебно-познавательного стиля.
Индивидуальные различия в способах переработки и организации информации о своем окружении - это один из аспектов работы индивидуального интеллекта. Познавательные стили характеризуют индивидуально-своеобразные способы изучения реальности. Не зря говорят, что каждый человек умен на свой лад, каждый человек по-своему воспринимает, понимает и объясняет происходящее в рамках того стиля, который у него сложился. Но не всегда этого достаточно для того, чтобы более эффективно воспринять и переработать поступающую информацию. Человек должен знать, что окружающий мир можно воспринимать и оценивать с другой позиции, а не только на основе своих личных предпочтений, своего стиля. Знакомство с другими стилями позволяет расширять свой собственный, что в конечном счете ведет к формированию личного познавательного стиля.
Познавательные стили - это своего рода познавательный инструмент, поскольку расширение стилевого репертуара расширяет умственный кругозор и интеллектуальные возможности в целом [3]. Познавательный стиль складывается из стилей кодирования информации, стилей переработки информации (когнитивный стиль), стилей постановки и решения проблем (мышление), стилей познавательного отношения к миру (эпистемологический). Рассмотрим данные понятия.
Термин «когнитивный стиль» появился в середине прошлого века, в
частности, в американской психологии при изучении индивидуальных различий людей в восприятии, анализе, категоризации, переработки и воспроизведении информации. Данные исследования выявили, что индивидуальные способы восприятия и переработки информации, индивидуальные различия интеллектуальной деятельности не имеют ничего общего с интеллектуальным развитием человека. Когнитивный стиль относится к сфере познавательной деятельности, являясь его характеристикой, и рассматривается как проявление личностной организации, так как индивидуальные способы переработки информации связаны с потребностями и мотивами каждого конкретного человека.
Когнитивный стиль - это собирательное понятие для относительно устойчивых способов познавательной деятельности, познавательных стратегий, заключающихся в своеобразных приемах получения и переработки информации, а также приемов ее воспроизведения и способов контроля. Когнитивные стили - тоже в некотором роде стили деятельности, поскольку они характеризуют типические особенности интеллектуальной деятельности (научения), включающей восприятие, мышление и действия, связанные с решением познавательных задач преимущественно в ситуации неопределенности. Когнитивный стиль, согласно М.А. Холодной, - это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружающем мире в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего [3, с. 38].