Научная статья на тему 'Фольклорный архив МарГУ: новые формы презентации материала'

Фольклорный архив МарГУ: новые формы презентации материала Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
139
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ефимова Наталья Игоревна, Золотова Татьяна Аркадьевна, Плотникова Е. А., Токтарова Вера Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фольклорный архив МарГУ: новые формы презентации материала»

Инновационные проекты Innovative projects

УДК 821.161.1

ФОЛЬКЛОРНЫЙ АРХИВ МАРГУ: НОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ МАТЕРИАЛА

MARSU FOLKLORE ARCHIVE: NEW FORMS OF MATERIAL PRESENTATION

В настоящее время преподаватели и сотрудники МарГУ работают над созданием электронной базы данных по фольклору РМЭ в виде двух уровней в зависимости от характера имеющегося материала, степени его сохранности, научной и социальной значимости: 1) полнотекстовой базой данных для исследований в области фольклористики; в основе ее -строго выверенные с научной точки зрения коллекции вербальных текстов, в том числе обрядовых, с включением аутентичных аудио- и видеоматериалов (северо-восток РМЭ); 2) базой данных в виде виртуальных музеев фольклора. В процессе создания данного уровня сохраняется научный подход к формированию коллекций, но добавляются элементы, связанные с возможностью коммерческого их использования, а именно - демонстрации туристам, наравне с артефактами культуры районов (ареал марийского Поволжья). Оформление материалов обоих уровней базы данных осуществляется на высоком техническом уровне, с использованием элементов современного дизайна.

В течение 2016 года созданы демонстрационные версии базы второго уровня - виртуальные музеи фольклора Юринского и Горномарийского районов РМЭ (ареал марийского Поволжья).

Виртуальный музей фольклора Юринского района создан по принципу экскурсии с использованием элементов игры. Главной его особенностью является интерактивный характер: пользователь в пространстве виртуального музея становится полноправным

участником процесса взаимодействия с областью осваиваемой среды. Под здание музея разработчиками проекта «отдан» знаменитый замок Шереметева, расположенный в данном районе (левобережье Волги, место слияния двух рек - Волги и Ветлуги). Из ста его залов используется пять. При этом только одна часть, а именно парадный вход и лестница, ведущая в центральную часть замка, оставлены без изменения, остальные четыре - наполнены художниками проекта новыми реалиями. Так, в зале исторических песен размещены портреты выдающихся исторических деятелей, кликнув на портрет одного из них, пользователь знакомится с содержанием текста, посвященного именно ему. В зале обрядового фольклора - коллекции народных игрушек (преимущественно дымковских), соответственно, кликнув на фигурки жениха и невесты, зритель получает доступ к описанию свадебного фольклора, на процессию персонажей - к календарным праздникам. За разнообразными типами гармошек в следующем зале скрываются многочисленные типы частушек. При этом, кликнув на изображение старинного граммофона (появляется в правом нижнем углу в каждом из залов), пользователь сможет познакомиться с лучшими образцами исторических, лирических протяжных песен, приуроченных к свадьбе, собственно свадебных песен, в том числе причитаний невесты, а также троицко-семицких хороводных и игровых песен в исполнении участников фольклорного ансамбля «Царев город» (рук. Мария Валентиновна Бусыгина).

© Ефимова Н. И., Золотова Т. А., Плотникова Е. А., Токтарова В. И., 2017

150 ВЕСТНИК МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2017. Т. 11. № 3 (27)

Залы в музее объединены по типу экскурсии. Ее ведет один из знаменитых персонажей нового визуального ряда города, ставший уже его визитной карточкой, - Йошкин Кот. Создателями базы он дан в трехмерном изображении, в пространстве музея «оживает»: встает со скамейки (перед входом в Шереметевский замок) и приближается к зрителю. Каждая коллекция предваряется его репликами. В них, с одной стороны, дается очень лаконичная, но точная характеристика особенностей коллекции, с другой, - в рамках коллекции выделены наиболее ее яркие (для непосвященного) черты. В проекте использованы и элементы игры. Прежде чем попасть в «иномирие» шереметевского замка, зритель (в данном случае уже пользователь) должен найти «ключ» -артефакты, имеющие отношение к истории, памятникам архитектуры, быта именно Юринского района. Они помещены в сундуке, находящемся напротив скамейки, на которой расположился Йошкин Кот. В качестве образца создатели базы использовали разновидность компьютерных игр «hidden object adventure». Пользователь ищет предметы при помощи подсказки (в нижней части сундука). Нужно кликнуть на каждый из перечисленных предметов, соответственно, в верхней части появляются описания предмета/реалии, если она действительно имеет отношение к культуре и быту Юринского района. Фольклорный и этнографический материалы Юринского района представлены рядом коллекций. В первом зале музея расположены портреты выдающихся исполнителей русского фольклора Юринского района РМЭ, а также «расставлены» предметы быта и хозяйства его жителей. Кликнув на портрет того или иного исполнителя, пользователь получает достаточно полную информацию относительно его биографии и фольклорного репертуара. Портреты составлены руководителем проекта проф. Т. А. Золотовой. Оригинально представлена в базе и этнографическая коллекция района. Она соединяет в себе визуальный и вербальный аспекты: о предметах юринского быта и хозяйства рассказывает создательница и хранительница музея «Крестьянская изба» села Васильевское Л. В. Фролова. Пользователь, например, кликает на фотографию ткацкого станка, она увеличивается в размере, одновременно возникает текст. В следующем зале пользователь знакомится с коллекцией исторических песен. В ней представлены довольно редкие сюжеты: о последствиях взятия Казани Иваном Грозным («Казань-город»), русско-шведском конфликте 1788 («Еще ли я король шведский...»), о пожарах в Москве в 1812 году («Наполеон в Москве»), смерти императора Александра I в Таганроге («Ой сбирался Александр. »), успешной войне России с Турцией 1828-1829 гг. («Турецкие угрозы»). Песни данной коллекции запи-

саны Т. А. Золотовой в 1985 году в пос. Козиково от Ивана Васильевича Ракушина (уроженца д. Кур-жам Юринского района, 1905 года рождения).

Что касается коллекций обрядовых текстов (календарных и свадебных), то основным принципом систематизации и редакции материалов в них стал следующий - сопоставление тестов различных селен-ческих групп и выявление на этой основе универсального кода (например, в праздновании масленицы такими универсальными кодами стали посещение рыбного базара, изготовление соломенного чучела, катание на лошадях, «запировывание», игры с молодоженами, возжигание масленичных костров) и последующее «расцвечивание» его детализированными описаниями (при этом примеры располагаются в зависимости от степени их полноты и красочности).

Аналогичным образом представлены и материалы свадебного обряда Юринского района РМЭ.

Завершается экскурсия в зале с коллекцией частушек. Они сгруппированы по тематическому принципу (счастливая // несчастливая любовь, любовь наперебой и т. п.).

Из любого зала коллекции можно вернуться к его началу.

Виртуальный музей Горномарийского района создан в виде сайта, включающего ряд коллекций, соединенных между собой при помощи гиперссылок. Центральным локусом сайта является картина известного марийского художника, заслуженного деятеля культуры Российской Федерации, академика Российской академии художеств И. В. Ефимова «К родному берегу». Ее содержание раскрывается и углубляется при помощи коллекций, содержащих материалы по теме «Рыболовство» (фото, артефакты, мифы, интервью). Ссылки на коллекции размещены под картиной художника. В оформлении картины использованы элементы мультипликации. Настоящий виртуальный музей фольклора призван существенно обогатить представления и населения района, и его гостей о конкретном виде хозяйства/промысла, предоставив необходимые фотоматериалы в исторической перспективе, вербальные описания связанных с данным видом хозяйства/промысла систем мифологических представлений (обереги, верования, суеверия и т. п.) и жанров классического фольклора, а также интервью с ведущими представителями вида хозяйства/промысла в современном социуме.

Первая коллекция «Фото рыбаков» содержит три раздела. В первом представлены уникальные фотографии лодочной пристани, типов лодок и рыбацкого быта горномарийских промысловиков начала ХХ века из архива профессора МарГУ С. В. Старикова; во втором разделе - фотографии замечательных типов рыбаков и также быта рыболовецких артелей из архивов известных горномарийских художников

VESTNIK OF THE MARI STATE UNIVERSITY. 2017, vol. 11, no. 3 (27)

151

И. В. Ефимова и С. С. Алдушкина; в третьем - фотографии современной лодочной пристани г. Козь-модемьянска, типы используемых рыбаками лодок, показан процесс подготовки рыбаков к отплытию (установка лодок и собственно отплытие), современное оборудование, а также фотографии известных рыбаков района. Фотографии третьего раздела выполнены фотокорреспондентом М. С. Беловой.

В коллекции «Артефакты» представлены 15 артефактов, имеющих отношение к рыболовецкому промыслу Горномарийского района РМЭ. Их названия расположены по алфавиту, кликнув на любое их них, пользователь видит фотографию артефакта в нескольких ракурсах и подробное его описание.

В коллекции «Мифы» дано вербальное описание мифологических представлений славян и финно-уг-ров, связанных с лодкой, рыбой и рыболовством. В их основе - наблюдения, обобщения и выводы известных фольклористов и этнографов России и Поволжского региона, а также материалы из личных архивов, выдержки из статей и монографий участников проекта. Для объемной характеристики того или иного мифологического представления (оберега, верования, суеверия, запрета) привлекаются отдельные произведения архаического и классического фольклора славян и финно-угров (эпос, сказки, обрядовые тексты, легенды, предания и др.).

В коллекции «Интервью» представлены интервью с наиболее интересными представителями рыбацких династий и отдельных известных своим мастерством промысловиков и любителей Горномарийского и Юринского районов РМЭ. Вопросник для осуществления интервью разработан руководителем проекта проф. Т. А. Золотовой. Все интервью записаны на протяжении июня - сентября 2016 года.

Оба музея размещены на сайте МарГУ (http://vmuseum.marsu.ru/; http://vmuseum2.marsu.ru/).

В настоящее время участники проекта завершают работу по систематизации материалов для оформления полнотекстовой базы данных для исследований по региональному фольклору (собственно научный уровень). В центре внимания - фольклор вятских переселенцев, проживающих по преимуществу в Мари-Турекском, Новоторъяльском, Сернур-ском и Куженерском районах РМЭ. Подготовлены следующие коллекции: «Исследователи, собиратели и организаторы фольклорного движения Республики Марий Эл», «Республика Марий Эл (Мари-Турек-ский, Новоторъяльский, Сернурский и Куженер-ский районы): история и современное состояние», «Родильный обряд вятских переселенцев Республики Марий Эл: традиции и современное состояние», «Свадебный обряд вятских переселенцев Республики Марий Эл: традиции и современное состояние», «Календарные обряды вятских переселенцев Республики Марий Эл: традиции и современное состояние», «Необрядовая лирика вятских переселенцев Республики Марий Эл: традиции и современное состояние», «Музыкальный архив: тексты песен, аудио и видео сопровождение».

Таким образом, все собранные на протяжении второй половины XX века и рубежа ХХ-ХХ1 веков преподавателями, сотрудниками и студентами МарГУ фольклорные материалы приведены в достойную для них форму и могут со временем успешно использоваться в собственно научных и образовательных целях.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-04-12003.

Н. И. Ефимова, Т. А. Золотова, Е. А. Плотникова, В. И. Токтарова,

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.