В. К. Дудаева
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА АЛЕКСАНДРА КУБАЛОВА
Работа представлена отделом фольклора и литературы Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦРАН и Правительства РСО-Алания.
Научный руководитель - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Р. Я. Фидарова
Статья посвящена творчеству осетинского поэта-романтика А. Кубалова. Рассматривается роль фольклора в его творчестве.
Ключевые слова: осетинская литература, творчество А. Кубалова, поэма, ка-даг, фольклорные истоки, фольклоризм.
The article is devoted to creativity of the Ossetian romantic poet A. Kubalov. The role of folklore in his creativity is considered.
Key words: Ossetian literature, A. Kubalov's creativity, poem, kadag, folklore sources, folklorism.
Проблема взаимосвязи художественной литературы и устного народного творчества всегда была и до сих пор остается актуальной. Влияние фольклора на формирование художественной литературы является острой проблемой современного литературоведения в контексте развития мировой культуры. Важной задачей современной науки является раскрытие сложных, своеобразных, исторически обусловленных закономерностей обращения литературы к фольклору в разные эпохи, определение динамики этих связей, изучение конкретного содержания фольклориз-ма писателей каждого периода развития литературы. «Сознательное обращение писателей к фольклорной эстетике принято называть фольклоризмом» [1, с. 15].
Трудно представить себе и отдельного писателя, совершенно свободного от влияния фольклора. Каким бы новатор-
ским ни был истинный художественный поиск, в глубине он всегда хранит чувство первоначала, синтезируя в себе одновременно традицию и ее преодоление.
Задача нашего исследования - изучение творческих взаимосвязей фольклора и литературы, основанного на выявлении важных закономерностей взаимодействия устного народного творчества и творчества Александра Кубалова, поэта-романтика, «одного из зачинателей осетинской литературы» [3, с. 29]. Мы планируем в данной работе особое внимание уделить изучению фольклорных традиций в осетинской литературе, в частности проблеме фольклоризма в творчестве А. Кубалова. При этом главной целью ставим не только освещение истории литературно-фольклорных связей, но и установление самого типа фольклоризма, характера связей.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Проблема влияния фольклора на литературный процесс содержит в себе вопросы соотношения двух мировоззрений, двух художественных методов, двух систем, каждая из которых имеет свою специфику. Проблеме взаимосвязи художественной литературы и устного народного творчества посвящено немало работ (Далгат У. Б. Литература и фольклор. М., 1981; Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция, Саратов, 1980; Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 1976 и др.), в которых поставлены теоретические проблемы литературно-фольклорных связей, показаны взаимоотношения двух художественных систем.
В фольклоре и литературе создавались во многом сходные между собой поэтические и прозаические жанры, возникали и совершенствовались роды и виды поэтического искусства. Поэтому вполне естественны и закономерны творческие связи между фольклором и литературой, их постоянное идейно-художественное взаимовлияние.
Проблема изучения взаимосвязи фольклора и литературы в произведениях Александра Кубалова является важным аспектом исследования всего творчества поэта. На сей день остается нераскрытым целый комплекс проблем, касающихся роли фольклора в творчестве А. Кубалова.
Огромная работа, проделанная Александром Кубаловым в области собирания устного народного творчества, исходит из его глубокого уважения и любви к своему народу. «Живое творчество народа было той благодатной почвой, на которой возникла и развивалась осетинская литература» [3, с. 5]
Александр Кубалов внес огромный вклад в дело национального собирательства. «Сказания о нартах я записывал в 1895 году в Алагирском ущелье в с. Цей, затем в 1896 году я записал их раньше в Даргавсе и Джимара, затем в Куртатин-ском ущелье, в Даллагкауе, в Лаце, Хи-
дикусе, Харисчине, Дзуарикау, затем перешел в Тменикау и Саниба...» [5].
Все творчество Александра Кубалова пропитано духом народного творчества. Поэма «Афхардты Хасана» является первой поэмой в осетинской литературе и в то же время первым выдающимся печатным произведением. Она вышла в 1897 г. и стала необыкновенно популярной в Осетии. В статье об этой поэме А. Тибилов пишет: «Сильна и прекрасна поэма "Афхардты Хасана". Эта поэма является зеницей ока всего того, что вышло из-под пера Александра Кубалова. Более безупречного, чем "Афхардты Хасана", ничего уже не написал Александра Кубалов» [5]. В национальном литературоведении по сей день возникает вопрос: является ли основа поэмы народной или нет? Мнения ученых расходятся. Одни считают поэму оригинальным произведением, другие же утверждают, что оно написано на основе сказания (кадага) Бибо Зугутова. В рамках данной работы нет возможности подробного рассмотрения взглядов всех ученых на поставленный вопрос. Остановимся только на некоторых из них. Нафи Джусойты считает, что «не только сюжет поэмы, но и стих и идейная концепция произведения восходят к сказителю, самый же текст ныне невозможно расчленить на сказительское и индивидуально Кубаловское. Поэма фактически принадлежит этим двум поэтам -Куырм Бибо и А. Кубалову» [4, с. 97]. Георгий Дзаттиаты же в своей работе «Тайна Афхардты Хасаны» [2] при подробном анализе сюжета, композиции, языка произведения приходит к выводу, что поэма оригинальна и принадлежит А. Кубалову. Как говорили выше, поэма «Афхардты Хасана» Кубалова первая поэма в осетинской литературе и первое печатное произведение. Жанр поэмы в осетинской литературе сложился под сильным воздействием эпического кадага, т. е. прародителями письменной поэмы в осетинской литературе стали эпические и лиро-эпические жанры фольк-
Фольклорные истоки творчества Александра Кубалова
лора. Поэты творчески развивали многовековые эстетические традиции, отложившиеся в фольклоре. А. Кубалов намеренно выдержал свое произведение в традициях кадага, чтобы народ, еще не обученный грамоте, принял его.
Изучение содержания и композиции поэмы «Афхардты Хасана» не оставляет сомнений в том, что это оригинальное произведение, принадлежащее перу А. Кубалова. Для поэмы характерно детальное описание событий, местности, а отличительной чертой народной героической песни считается то, что в ней подробно не приводятся события, по поводу которых она сложена. Устно-поэтические произведения бывают насыщены сказочными, фантастическими, мифическими элементами (например, Нартские сказания), в поэме «Афхардты Хасана» же события нарисованы в реальных художественных образах. Для произведения фольклорного не характерны лирические отступления, а в произведении А. Кубалова они имеются.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сказать, что поэма «Афхардты Ха-сана» является творением А. Кубалова, а не фольклорным произведением. «Писатели придавали своим произведениям наиболее коммуникабельную форму, более упрощенную и доступную для восприятия читателя, в основном еще слабо ориентирующегося в печатном слове. "Адаптированными" произведениями, создаваемыми с помощью традиционных жанров и образов, заимствованных из фольклора, легче было воздействовать на читателя» [1, с. 43]. Именно такого принципа и придерживался А. Кубалов.
После «Афхардты Хасана» появляются другие поэмы А. Кубалова: «Алгъ-уызы куывд», «Чермен», «Зжронд Есж», «Хосдзау». Александр Кубалов - поэт романтического направления. Он воспевал в своих произведениях величие и красоту человека, его привлекали необыкновенные судьбы, героические характеры. И поэтому он часто обращался к народному творчеству.
Основой поэмы «Зжронд Есж» послужила историческая песня «Сар Аслан-беки зар» («Песнь о «Сар Асланбеке») [3, с. 33]. Поэма отмечена высоким драматизмом, в ней характеры и образы раскрываются в монологах действующих лиц, а не только в действии, как в народных сказаниях.
Поэт сохранил образную систему и художественную направленность народной песни, но образы стали выразительнее, выражения лаконичнее.
«Работу А. Кубалова над фольклорным материалом можно сравнить с работой скульптора, который из огромной глыбы драгоценного мрамора отсекает все лишнее и таким образом создает великолепный образ с живыми и красивыми чертами, с тонкими и изящными линиями. Его работа отличается ювелирной отделкой стиха, суровой строгостью подбора лексики и поэтических красок. Он скуп на краски в создании картин и образов. Они отмечены стройностью композиционного построения, завершенностью сюжетов» [3, с. 35]. Мысль, высказанная Шамилем Джикаевым, наиболее полно отразила проблему фольклоризма в творчестве А. Кубалова.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Далгат У. Б. Литература и фольклор. М.: Наука, 1981. 304 с.
2. Дзаттиаты Г. Поэма «Афхардты Хасана» Александра Кубалова. Цхинвал, 1972.
3. Джикаев Ш. Фольклор и осетинская советская поэзия. 1917-1941 гг. Орджоникидзе: Ир, 1972. 160 с.
4. Джусойты Н. История осетинской литературы. Тбилиси: Мецниереба, 1980. 332 с.
5. ОРФ СОИГСИ. Ф. 19. Оп. 1. Д. 58.
6. Тибилов А. «Афхардты Хасана» Александра Кубалова // Хурзарин. 1924. 13 июля. № 21.