УДК 821.221.18
ББК 83.3(2Рос=Осет)
Т 39
Тибилов И.С.
Старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы ЮОГУ им. А.А. Тибилова, e-mail: tibilov.inal@mail.ru
Панеш У.М.
Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и массовых коммуникаций Адыгейского государственного университета, e-mail: filfak-agu@meil.ru
Проблема стадиальности развития осетинской литературы
рубежа XIX - XX вв.
(Рец ензирована)
Аннотация:
Рассматривается процесс формирования малой осетинской прозы в период рубежа XIX - XX вв. с позиций стадиальности. Отмечается, что осетинская литература, относящаяся к младописьменным, прошла сложный ускоренный путь развития, что повлияло на выбор художественного метода и жанровой палитры первых писателей. Анализируется роль фольклора, в частности, повествовательного жанра таураг в процессе зарождения национальной литературы. Целью является выявление индивидуальных и типологических черт развития осетинской литературы в широком культурологическом контексте литературных взаимосвязей и взаимовлияний. Компаративистская и сравнительно-типологическая методология дают возможности для выявления причинно-следственных связей выявленных тенденций развития осетинского литературного процесса на ранней стадии развития. Научное значение имеют уточнения и литературоведческие описания ряда дефиниций, не получивших литературоведческой идентификации в осетинском литературоведении. В результате делаются выводы, что А.Б. Коцоев выступил основоположником формирования малой осетинской прозы в начале XX столетия. По сравнению, с рассказами-таурагами С.Гадиева, жанровая специфика прозы А. Коцоева наиболее приближена к мировым литературным стандартам, в первую очередь, это проявляется в отходе от фольклорных традиций.
Ключевые слова:
Осетинская литература, таураг, малая эпическая форма, С.Гадиев, А.Коцоев, фольклор, жанр, художественный метод, реализм, романтизм.
Tibilov I.S.
Senior Teacher of Department of the Russian andForeign Literature, the A.A. Tibilov South-Ossetian State University, e-mail: tibilov.inal@mail.ru
Panesh U.M.
Doctor of Philology, Professor of Department of Literature and Mass Communications, Dean of PhilologicalFaculty, Adyghe State University, e-mail: filfak-agu@mail.ru
Stadiality of development of the Ossetian literature at a boundary
of the 19-20th centuries
Abstract:
The research deals with the process of formation of small Ossetian prose at the boundary of the 19-20th centuries from stadiality positions. The Ossetian literature belonging to young written literatures passed the difficult accelerated way of development that influenced the choice of an art method and genre palette of the first writers. The authors of this work analyze the role of folklore, in particular, of taurag narrative genre in the course of origin of national literature. The purpose of this research is to identify individual and typological traits of development of the Ossetian literature in a wide culturological context of literary interrelations and interferences. Comparative and typological methodology gives opportunities for identification of relationships of cause and effect of the revealed trends in development of the Ossetian literary process at an early stage of development. Specifications and literary descriptions of a number of the definitions, which do not have literary identification in the Ossetian literary criticism, are of scientific value. As a result, it is concluded that A.B. Kotsoev acted as the founder of emergence of small Ossetian prose at the beginning of the 20th century. In comparison with stories-taurags by S. Gadiev, the genre specifics of prose of A. Kotsoev are brought most closer to the international literary standards, first of all, it is displayed in withdrawal from folklore traditions.
Keywords:
Ossetian literature, taurag, small epic form, S. Gadiev, A. Kotsoev, folklore, genre, art method, realism, romanticism.
Осетинская литература возникла в художественном пространстве российской и кавказской культур, развиваясь, как и вся мировая литература, на основе фольклорных традиций и национальной духовной культуры. «Северокавказские литературы, которые традиционно относят к младописьменным, в своем развитии прошли ускоренный путь развития. Этот историко-культурологический феномен вполне логично подводит к проблеме заимствований и подражаний, так как отсутствие письменности на родном языке до начала XX века, как и образованной творческой интеллигенции, повлияло на художественно-эстетическую и жанровую систему молодой литературы. Размышляя о том, насколько можно говорить о заимствованиях, не стоит забывать, что литературное творчество - в рамках либо художественной системы, либо определенного периода, - а также художественный мир отдельного писателя не являются замкнутой и под-
черкнуто индивидуалистической системой» [1: 17]. К сегодняшнему дню младописьменная литература Осетии прошла большой путь ускоренного развития, освоения сложных литературных форм и художественно-эстетических концепций. Этот путь имеет свой неповторимый колорит, обусловленный национальными традициями, ментальностью народа, при этом нельзя оставить без внимания факты литературного влияния, в частности со стороны русской литературы. Как отмечал Н. Джусойты, процессы влияния и взаимодействия нельзя рассматривать односторонне, и, как это нередко встречается в литературной критике, в негативном ключе. Влияние русской литературы на начальной стадии развития младописьменной осетинской литературы, было, несомненно, позитивным и прогрессивным фактором. Затем, по мере развития национальной литературы, можно говорить уже о стадии взаимодействия.
Осетинская литература прошла не-
простой путь формирования и становления. Этому важнейшему для любой национальной культуры процессу предшествовало развитие во второй половине XIX века письменности на осетинском языке, системы образования, в результате чего в Осетии появились первые газеты и, соответственно, профессиональные журналисты. Первыми литературными опытами стали публицистические работы в осетинских русскоязычных изданиях. Почти одновременно под влиянием русской литературы в это время начинает развиваться художественная литература на русском языке.
Таким образом, была подготовлена почва для становления осетиноя-зычной литературы. Важнейшей предпосылкой для формирования письменной художественной литературы явилось устное народное творчество. Творчество первых осетинских писателей (И.Ялгузидзе, А.Кубалова, К.Хетагурова, Б.Гурджибекова и др.) тесно связано с фольклорными традициями, которые сохранялись у этих и последующих писателей долгое время. Следует отметить, что фольклорный мифопоэтический пласт присутствует в произведениях почти всех национальных писателей в качестве интертекста, аллюзий, реминисценций, устойчивых тропов, образов, а также в специфике сюжетостроения.
Один из первых осетинских поэтов Иван Ялгузидзе свою поэму «Алгузиани» написал на основе народных легенд и преданий. Аксо Колиев в своих стихотворениях, посвященных христианской тематике, использовал ритм и размер осетинских народных песен и нартских сказаний. Поэма Александра Кубалова «Афхардты Ха-сана» - это обработка фольклорного произведения. По мотивам народного творчества написаны многие произведения Ко-сты Хетагурова («На кладбище», «Фса-ти», «Хетаг», «Привычка» и др.).
Если использование фольклорных мотивов в поэтических произведениях представляло собой лишь художествен-
ный метод передачи идейной направленности стихотворения, то при становлении прозы на осетинском языке влияние фольклора приобретало совершенно другую окраску. Оно проявилось в интерпретации жанровых форм, в частности, структурного решения. Этот вопрос мы рассматриваем на примере синкретичного жанра таураг.
Характерной особенностью жанра таураг является упоминание реально существующих топонимических названий как своего рода претензия на истинность событий, о которых идет повествование. Если хронотоп текста совпадает с реальностью, то читатель подсознательно воспринимает сюжет как нечто, действительно имевшее место в жизни. Фрагментарность времени и пространства, переходы из одного времени в другое, пространственные перемещения осуществляются легко и свободно благодаря фигуре повествователя - посредника между изображаемыми событиями и читателем [2: 16-17].
Первым осетинским писателем, освоившим жанр рассказа, стал Сека Га-диев. Однако его рассказы по базовым жанровым признакам не вполне вписываются в классическое понимание рассказа. В своих прозаических произведениях он на основе синтеза стилистических, повествовательных и композиционных особенностей преданий, исторических легенд и сказок создал особенный литературный жанр, обозначенный им по аналогии с фольклорным прототипом как таураг.
По причине употребления С.Гадиевым фольклорного термина та-ураг некоторые исследователи истории осетинской прозы (А.Тибилов, Т.Епхиев, Х.Ардасенов и др.) считали его просто обработчиком фольклорных текстов. Однако анализ жанрообразующих признаков фольклорного таурага и прозаических малых форм С.Гадиева не позволяет говорить об их полной видовой идентичности, хотя его прозаические тексты, при их оригинальной содержательной и идейной
направленности, незначительно выходили за рамки структурного решения фольклорного таурага.
На наш взгляд, объяснение использования С.Гадиевым особой формы прозы - литературного таурага - следует искать в социально-экономическом и политическом состоянии Осетии в начале XX века. Будучи писателем-реалистом, ставившим в центре идейно-эстетической концепции своих произведений идеи гуманизма, обращавшим внимание на социально-политические и экономические проблемы общества, он хотел быть понятым теми, о ком и писал, - его соотечественниками. Но большая часть населения в его время была неграмотной. В отличие от небольшой части образованных осетин, простые люди не имели представления ни о русской, ни о мировой литературе. Народу легче было понять тот рассказ, который звучал в привычном фольклорном стиле. И прозе С.Гадиева, написанной в традициях народного творчества, свойственны черты, которые ярко проявляются в эпических сказаниях, героических преданиях и песнях. В его текстах нет места детальному психологическому анализу, тщательно выписанному портрету, конкретно и всесторонне развитому пейзажу. Манера его повествования - сказительская [3: 12].
Сопоставление модели повествования малой прозы - литературного рассказа с жанром таурага, в котором он писал, обнаруживает их близость по внешним формальным признакам. Таураг С. Гади-ева, по сути, - рассказ, насыщенный фольклорными приемами.
Таким образом, можно заключить, что Сека Гадиев является основоположником осетинской прозы и создателем литературного жанра таураг. Фольклорный жанр таураг выступил связующим звеном, мостом при переходе от фольклорной стадии к письменной, он дал возможность оторваться от народного творчества, фольклорных принципов и перейти
к литературному жанру рассказа.
Безусловно, основоположниками следует считать не тех деятелей, которые были первыми, а тех, кто заложил традиции, кто внес ощутимый вклад в определенный процесс. Так, основоположником осетинской литературы считается Ко-ста Хетагуров, хотя за год до появления «Осетинской лиры» свет увидела книга Александра Кубалова «Афхардты Хаса-на». Кроме того, задолго до К.Хетагурова были написаны стихи Темырболата Мам-сурова. Однако именно произведения К.Хетагурова благодаря его самобытности и талантливости стали основой осетинской национальной литературы.
Жанр литературного таурага, заложенный С.Гадиевым, имел своих продолжателей среди других осетинских писателей. Среди них можно выделить Кылцыко Томаева, опубликовавшего в журнале «Ног цард» рассказ-таураг «Дзжгъжл мжсыг жмж къждзжхыл галуаны хжлддзжгтж» («Развалины заброшенной башни и замка на скале») (Томаев К. 1907). В жанре таурага написаны рассказы и очерки Е.Гулиева, хотя он и не использует фольклорные мотивы. В такой же жанрово-стилевой манере писал Чермен Бегизов («Башни говорят» 1934), Уари Шанаев («Чермен», «Сыновья Бата» и др.).
Нельзя говорить о влиянии прозы С.Гадиева на произведения перечисленных авторов, но и неправомерно их рассматривать в отрыве от него. Литературный таураг как особый прозаический жанр стал значительным явлением на начальном этапе эволюции осетинской прозы.
Дальнейшее развитие осетинская проза получила в рассказах Арсена Коцо-ева. Как и Сека Гадиев, Арсен Коцоев события для своих сюжетов берет из реальной действительности, но здесь следует говорить уже не о фольклорных и романтических тенденциях, а о близости к реализму. Если Сека Гадиев в своих рассказах рисует трагедию своих героев, пред-
ставляя их жертвами новых бесчеловечных порядков, не видя объективной необходимости в социальных переменах, то Арсен Коцоев ставит своих героев перед мучительным для них выбором. И само разрешение конфликта, основанного на выборе, подводит к серьезным обобщениям. Следовательно, можно говорить о социальной детерминированности конфликта и характеров, что является опорной точкой реалистического метода.
Поведение героя интересует С.Гадиева лишь как факт его трагического пути, здесь проявляется определенный фатализм, что свойственно фольклорной и романтической традиции. А. Коцоева интересует поведение его героев в ситуации нравственного выбора. Сека Гадиев показывает трагедию одного человека, а Арсен Коцоев через трагедию одного человека показывает общенародную трагедию, через причинно-следственные связи подводя читателя к осмыслению типических обстоятельств.
Исследователи творчества
А.Коцоева его произведения, которые были созданы до Октябрьской революции 1917 года, относили к критическому реализму, а те тексты, которые были созданы после 1917 года, пытались трактовать в канонах соцреалистического искусства. Эти попытки искусственно вместить творчество писателя в рамки единого для того времени метода, оказались несостоятельными. Было очевидно, что произведения Коцоева не вписываются в рамки соцреализма.
Подобно тому, как Сека Гадиев не мог по объективным причинам освоить реалистический метод в чистом виде, хотя и владел его отдельными приемами,
Арсен Коцоев также не перешел на рельсы соцреализма.
Как мы показали в нашем исследовании, именно жанр литературного тау-рага, ставший находкой С. Гадиева, стал первоосновой в творческом самоопределении и утверждении осетинских прозаиков в конце XIX - начале XX вв. И это вполне естественно, так как очевидно, что этнохудожественные и этногенетиче-ские истоки осетинской литературы восходят к различным жанрам устного народного творчества - песням, сказкам, легендам, пословицам и поговоркам, преданиям, нартовским и даредзановским сказаниям, большинство из которых обозначалось синкретическим термином тау-раг. И именно в преданиях, пословицах и поговорках, в которых проявляется мудрость и дух народа, черпали вдохновение многие писатели, оставляя в их мировоззрении глубокий след.
Осетинская малая проза начала XX века прошла эволюцию от фольклорных традиций к традициям русского литературного рассказа. Это определило своеобразие и специфику осетинского рассказа до 1920-1930-х гг. и наметило его выход на качественно новый уровень развития, что обусловило обретение им художественной самобытности в контексте общероссийского литературного процесса.
Бесспорно, А.Б. Коцоев выступил основоположником формирования малой осетинской прозы в начале XX столетия. По сравнению, с рассказами-таурагами С. Гадиева, жанровая специфика прозы А. Коцоева наиболее приближена к мировым литературным стандартам, в первую очередь, это проявляется в отходе от фольклорных традиций.
Примечания:
1. Бешукова Ф.Б. Постмодернистская структура художественного текста Н. Куека «Черная гора» // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Вып. 2 (99). С. 17-23.
2. Бритаева А.Б. Становление и развитие осетинской литературной сказки: автореф.
дис. ... канд. филол. наук. Владикавказ, 2008. 22 с. 3. Джусойты Н.Г. История осетинской литературы (дореволюционный период): дис. ... д-ра филол. наук. М., 1968.
References:
1. Beshukova F.B. Post-modernist structure of the art text of «The Black Mountain» by N. Kuyek // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Iss. 2 (99). P. 17-23.
2. Britaeva A.B. The formation and development of the Ossetian literary fairy tale: Diss. for the Cand. of Philology degree. Vladikavkaz, 2008. 22 pp.
3. Dzhusoyty N.G. History of Ossetian literature (pre-revolutionary period): Diss. for the Dr. of Philol. degree. M., 1968.