Физкультурно-патриотическое воспитание детей среднего школьного
возраста
Прибылых Л.Е., Пономарева М. С.*, Оленова А.А.
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова,
г. Якутск, Россия ORCID: 0009-0000-4719-2298, [email protected] ORCID: 0000-0001-9132-6046, [email protected]* ORCID: 0000-0003-0587-8552, [email protected]
Аннотация: Изучение проблем физкультурно-патриотического воспитания школьников указывает на создание специальных программ, обеспечивающих высокую результативность процесса воспитания патриотов. Методы исследования. Анализ литературы по теме исследования, педагогический эксперимент. Научная новизна. Предложена модель физкультурно-патриотического воспитания детей среднего школьного возраста. Практическая значимость. Результаты педагогического эксперимента могут быть использованы в работе с учениками общеобразовательных школ для улучшения эффективности физкультурно-патриотического воспитания. Результат. В статье отражены результаты педагогического эксперимента по физкультурно-патриотическому воспитанию детей подросткового возраста в условиях общеобразовательной школы. Заключение. В школах необходимо целенаправленно проводить физкультурно-патриотическую работу.
Ключевые слова: физкультурно-патриотическое воспитание, программа и модель воспитания, общеобразовательная школа, дети подросткового возраста, Республика Саха (Якутия).
Для цитирования: Прибылых Л.Е., Пономарева М.С.*, Оленова А.А. Физкультурно-патриотическое воспитание детей среднего школьного возраста. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(4): .
Physical culture and patriotic education of children of secondary school age
Lyudmila E. Pribylykh, Maria S. Ponomareva*, Aleksandra A. Olenova M.K. Ammosov North-Eastern Federal University Yakutsk, Russia ORCID: 0009-0000-4719-2298, [email protected] ORCID: 0000-0001-9132-6046, [email protected]* ORCID: 0000-0003-0587-8552, [email protected]
Abstract: The analysis of the problems of physical culture and patriotic education of schoolchildren indicates the creation of special programs that ensure high efficiency of the process of educating patriots. Research methods. Analysis of literature on the research topic, pedagogical experiment. Scientific novelty. A model of physical culture and patriotic education of children of secondary school age is proposed. Practical significance. The results of the pedagogical experiment can be used in working with students of secondary schools to improve the effectiveness of physical culture and patriotic education. Result. The article reflects the results of a pedagogical experiment on the physical culture and patriotic education of adolescent children in a comprehensive school. Conclusion. It is necessary to purposefully carry out physical culture and patriotic work in schools.
Keywords: physical culture and patriotic education, program and model of education, secondary school, adolescent children, Republic of Sakha (Yakutia).
For citation: Lyudmila E. Pribylykh, Maria S. Ponomareva*, Aleksandra A. Olenova. Physical culture and patriotic education of children of secondary school age. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(4): .
Введение
Тема исследования определяется сложившейся в настоящее время в нашей стране ситуацией, преобразованиями в общественной, политической, экономической жизни, переоценкой ценностей в сознании людей. Все больше начинают говорить о патриотизме. Любовь к Родине становится мощным эмоциональным мотивом в общественном сознании. Изучение проблем физкультурно-патриотического воспитания школьников указывает на создание специальных программ, обеспечивающих высокую результативность процесса воспитания патриотов [1, 2, 3, 4, 5].
Методы исследования
В ходе исследования применены следующие методы: анализ литературы, педагогический эксперимент; тестирование; анкетирование.
Результаты и обсуждение
Педагогический эксперимент проведен на базе МБОУ НБСОШ №2 п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия), Россия среди учеников 78 классов. Было проведено анкетирование среди учеников 7-8 классов, количество участников эксперимента 43 учащихся (23 девушек, 19 юношей). Мы получили информацию от респондентов путем письменных ответов. Вопросы были по истории родного поселка, республики, страны, а также касались физической культуры и спорта.
Проведено тестирование общей физической подготовки (ОФП) для определения физической подготовленности школьников в рамках программы ГТО. При сдаче нормативов испытаний комплекса ГТО большинство учащихся затрудняются выполнять испытания.
На основе анализа литературы и результатов констатирующего среза нами была разработана модель физкультурно-патриотического воспитания детей среднего школьного возраста.
Рис. Модель физкультурно-патриотического воспитания детей среднего школьного
возраста
Качественный анализ результатов первичного анкетирования показал, что дети в экспериментальной группе затрудняются ответить на вопросы, касающиеся нашей страны и своего улуса. Большинство детей не понимают значение вопросов и не могут объяснить понятия. Выявлены слабые знания о культурных и исторических памятниках родного села. Данные исследования у детей среднего школьного возраста позволили нам определить особенности физкультурно-патриотического воспитания.
На основе модели нами разработана программа, направленная на физкультурно-патриотическое воспитание детей среднего школьного возраста. Мероприятия были рассчитаны на одну учебную четверть. Основная цель: повысить интерес подростков к темам патриотизма, физической культуры и спорта. Программа, направленная на развитие физкультурно-патриотического воспитания учеников среднего школьного возраста МБОУ НБСОШ №2 включала мероприятия: уроки физической культуры, анкетирование, классные часы по физкультурно-патриотической теме, встреча с участником СВО, викторины, тестирование по ГТО, участие в смотре строя и песни, участие в Параде Победы, экскурсии по значимым местам родного поселка.
Список экскурсий по значимым местам: копия танка Т-34, памятник Герою Советского Союза Ф.К. Попову, памятник П.А. Кушнареву и Г.В. Никифорову-Манньыаттаах уола, памятник народному герою Саха Василию Манчаары, памятник Заслуженному строителю РС(Я) А.А. Романову, сквер имени С.В. Астахина.
После повторного анкетирования мы видим, что учащиеся показали высокие
результаты по сравнению с первым анкетированием (высокий уровень отмечен у 34,9 % учащихся, средний -39,5 %, низкий - у 25,6 %). Это показатель уровня роста знаний по патриотической направленности.
По результатам второго тестирования по ГТО видим, что физическая подготовленность учащихся находится на среднем уровне - 46,5 %, высокие показатели у 30,2 % учащихся, а низкие - у 23,3 % учащихся. По сравнению с первыми показателями уровень физической подготовленность немного возрос.
Анализ реализации мероприятий дает основание сделать вывод, что нами правильно поставлены цели. Программа по физкультурно-патриотическому воспитанию, в целом, внедрена, мероприятия проводились на должном уровне, дети среднего школьного возраста МБОУ НБСОШ №2 активно участвовали в предложенных мероприятиях, проявляли инициативу и заинтересованность. Мероприятия показывали неподдельный интерес и положительные эмоции у школьников.
Заключение
Трудно определить уровень физкультурно-патриотического воспитания до и после внедрения специальной программы. Но была сделана попытка пробудить интерес к теме патриотизма. Эта цель достигнута.
Однако несомненно то, что в ходе внедрения программы ученики 7-8 классов стали чаще посещать различные соревнования, спортивные праздники, стали разбираться в правилах различных видов спорта, повысился интерес к спортивной жизни. Результаты второго анкетирования показали, что уровень знаний о поселке, республике, стране, физкультуре и спорте повысился.
Работа по физкультурно-патриотическому воспитанию должна быть систематической, планомерной для всех классов с учетом возрастных особенностей.
Список литературы
1. Беляева А.В. Организационно-педагогические условия физкультурно-патриотического воспитания студентов высшей школы. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(4): 110-114. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-4-110-114.
2. Доронцев А.В., Порубайко Л.Н., Зинчук Н.А., Зеренинов М.А. Влияние внеурочных форм занятий двигательной активностью на функциональные резервы учащихся 11-х классов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(3): 105-110. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3105-110.
3. Винокурова О.Е., Колодезникова М.Г. Разработка системы методических и организационных подходов по разработке электронно-образовательных и информационных ресурсов у будущих педагогов по физической культуре. Педагогико-
психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(4): 118-124. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-4-118-124.
4. Сергеев А.В., Пономарева М.С. Развитие детско-юношеского спорта в сельской местности (на примере Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия). Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(4): 100-104. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-4-100-104.
5. Постнов Ю.М. Педагогические основы организации физкультурно-спортивной деятельности юношей 15-17 лет с целью профилактики правонарушений. Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(1): 115-119. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-115-119.
References
1. Ashley V. Belyaeva. The program of sports-patriotic upbringing among students of higher school. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(4): 110-114. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-4-110-114 [In Russ., In Engl.].
2. Aleksandr V. Dorontsev, Lyudmila N. Porubayko, Nina A. Zinchuk, Maksim A. Zereninov. Influence of extracurricular forms of motor activity classes on the functional reserves of the 11th grade pupils. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(3): 105-110. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-105-110 [In Russ., In Engl.].
3. Olga E. Vinokurova, Margarita G. Kolodeznikova. The system of methodological and organizational approaches development concerning the electronic-educational and information resources creation among the future physical culture teachers. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(4): 118-124. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-4-118-124 [In Russ., In Engl.].
4. Arylkhan V. Sergeev, Mariya S. Ponomareva. Development of sport for children and young people in rural areas (by the example of the Suntar ulus of the Republic of Sakha (Yakutia)). Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(4): 100-104. DOI: 10.14526/2070-4798-202217-4-100-104 [In Russ., In Engl.].
5. Yuriy M. Postnov. Pedagogical basis of physical culture-sports activity organization among 15-17 year-old boys in order to prevent delinquency. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(1): 115-119. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-115-119 [In Russ., In Engl.]
Статья поступила в редакцию: 06.10.2024
Прибылых Людмила Егоровна - магистр, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 677000, Россия, г. Якутск, ул. Белинского, дом 58, e-mail: pribilih.lyda@,gmail.com
Пономарева Мария Семеновна - кандидат педагогических наук, доцент, СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 677000, Россия, г. Якутск, ул. Белинского, дом 58, e-mail: ms.ponomareva@,s-vfu.ru
Оленова Александра Анатольевна - старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 677000, Россия, г. Якутск, ул. Белинского, дом 58, e-mail: aa.olenova@,s-vfu.ru