ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2008. № 3
ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ?
H.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, Е.П. Агеев, О.Н. Рыжова
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
В ФУНДАМЕНТАЛЬНОМ ХИМИЧЕСКОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Сегодня университеты мира делятся на два направления. Одно из них — верность фундаментальности образования. Другое — ориентация на практическую применяемость знаний на работе.
Дайсаку Икеда1
I. О фундаментальном университетском образовании
Статистические данные о профессиональном образовании в России свидетельствуют о повышении его доступности. За 1993—2006 гг. численность лиц с высшим образованием выросла в 1,5 раза, а студентов за период 1993—2006 гг. — более чем в 2,8 раза2. По относительной численности студентов высших учебных заведений Россия занимает одно из лидирующих мест в мире3. Данные государственной статистики о численности выпускников 11-х классов и о приеме в российские вузы в последние годы сближаются. Высшее образование в России становится нормой, необходимым условием жизни в обществе. Но что есть высшее образование, в обществе понимается неоднозначно. В России на начало 2003/2004 учебного года функционировало 1232 вуза, из них около шестисот — негосударственные4 (для сравнения — в СССР действовало всего около семисот вузов). При этом все они выдают дипломы одинакового образца.
Лунин Валерий Васильевич — профессор, доктор химических наук, декан химического факультета МГУ, заведующий кафедрой физической химии, академик Российской академии наук, лауреат премии Президента РФ в области образования, председатель Учебно-методического совета УМО по классическому университетскому образованию.
Агеев Евгений Петрович — профессор, доктор химических наук, заместитель заведующего кафедрой физической химии химического факультета МГУ по учебной работе.
Кузьменко Николай Егорович — профессор, доктор физико-математических наук, заместитель декана химического факультета МГУ по учебной работе, академик Международной академии наук высшей школы, лауреат премии Президента РФ в области образования.
Рыжова Оксана Николаевна — доцент кафедры физической химии химического факультета МГУ, кандидат педагогических наук.
К настоящему моменту в российской системе высшего образования сформировались две подсистемы: одна — массового высшего образования, другая — качественного (фундаментального) профессионального образования.
Основным предназначением "массового" (или "общего") высшего образования является социализация учащихся. Не секрет, что сегодня для многих молодых людей наиболее привлекательными стали сферы управления и услуг. Именно в этих сферах работодатели предъявляют к персоналу прежде всего общекультурные требования — мобильность, коммуникабельность, способность быстро находить и усваивать нужную информацию. Массовое высшее образование отвечает именно таким требованиям, и в настоящее время оно доступно практически для любого выпускника общеобразовательной школы.
По разным причинам гораздо труднее получить качественное, фундаментальное высшее образование. Справедливость такого утверждения становится очевидной, если принять определение ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего: "Фундаментальность высшего образования — это соединение научного знания и процесса образования, дающее понимание того факта, что все мы живем по законам природы и общества, игнорирование которых малограмотным или невежественным человеком опасно для окружающих"5.
Проиллюстрируем наше понимание проблемы фундаментальности образования на примере Московского государственного университета. Основная задача университета — готовить научных работников, т.е. специалистов в отдельных, но весьма широких по своему полю областях знаний, таких, как физика, химия, филология, математика, механика, право, биология, экономика и т.д. Структура университета подчинена этой цели: уже многие десятилетия функционируют такие факультеты, как механико-математический, физический, филологический, химический, биологический, юридический, географический и др., а также ряд новых, открытых недавно факультетов (фундаментальной медицины, педагогического образования, мировой политики, биоинженерии и биоинформатики).
Каким же образом возможно определять уровень качества знаний студентов по столь разным специальностям? Чаще всего выводы делаются на основании того, как и на какие вопросы способен ответить студент. Чем больше знаний и практических навыков студент демонстрирует, тем соответственно выше уровень его подготовленности. Но глубокие профессиональные вопросы может формулировать только тот профессор или преподаватель, который сам находится на переднем рубеже в своей области знаний. Таким образом, вопрос о преподавателе — один из ключевых вопросов образования и в первую очередь его качества. В этой связи мы
97
7 ВМУ, педагогическое образование, № 3
полностью солидарны с позицией В.А. Садовничего и реализуем ее в практической деятельности химического факультета: «Вообще мы не делали и не делаем принципиального различия между ученым и преподавателем. Вряд ли в университетском образовании, главным стержнем которого является обеспечение "научного образования", а подготовка научных работников — основной целью, такое разделение или различие возможно. В Московском университете такое деление вообще отсутствует. Если оно и есть, то на бюрократическом уровне в форме так называемого штатного расписания, принятого в государственных органах управления, где перечислены университетские должности и соответствующие им зарплаты: преподавательские — заведующий кафедрой, профессор, доцент, старший преподаватель, ассистент; научные — заведующий лабораторией, старший научный сотрудник, младший научный сотрудник, лаборант. Но такая структура штатного расписания с позиций сегодняшнего дня — скорее реликт прошлого, нежели экономический и карьерный регулятор, а тем более ступени служебной иерархической лестницы»6.
Настоящая статья посвящена некоторым особенностям подготовки высококвалифицированных специалистов-химиков в одном из ведущих отечественных химических вузов — на химическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова.
В настоящее время на химическом факультете работают 10 действительных членов и 8 членов-корреспондентов Российской академии наук, более 250 докторов наук и около 700 кандидатов наук. На факультете обучаются более 1000 студентов и около 300 аспирантов. Ежегодно факультет выпускает до 200 высококвалифицированных специалистов по важнейшим разделам химических наук — от теоретической квантовой химии до химической технологии и биотехнологии. Его выпускники востребованы как в России, так и в самых авторитетных университетах и научно-исследовательских центрах всего мира.
2. Об учебном плане химического факультета МГУ
На химический факультет осуществляется единый прием, без разделения на потоки и отделения, однако после успешной сдачи вступительных экзаменов и зачисления в МГУ будущие первокурсники могут или остаться в группах общего потока, или подать заявление о зачислении в одну из специализированных групп. Отметим, что в спецгруппы (всего их четыре) проводится отбор студентов на собеседовании после зачисления. В спецгруппах студенты с первого курса изучают вместе с общими курсами еще и специальные дисциплины. Кроме того, математика, физика и программирование в этих группах преподаются отдельно, по углубленной программе.
Таблица 1
Дисциплины химического и физического циклов в учебных планах химического факультета МГУ (число аудиторных часов)
Группы химического факультета
Дисциплины общий специализированные группы
поток
10 11 12 13
Химические дисциплины
Неорганическая химия 444 412 394 444 444
Аналитическая химия 358 306 306 306 340
Органическая химия 444 444 304 356 376
Физическая химия 340 340 356 340 340
Кристаллохимия 54 54 72 72 54
Строение молекул 72 126 72 54 126
Коллоидная химия 108 108 108 108 108
Высокомолекулярные соединения 111 111 111 111 111
Химическая технология 120 90 120 120 120
Квантовая химия 64
Доля химических дисциплин 40 35,5 33 36 35,5
в учебном плане данной группы,%
Физические дисциплины
Механика. Электричество 96 64 64 64 64
Колебания. Оптика 144 72 72 72 72
Теоретическая механика 48 48 48
Теоретическая и квантовая механика 48
Классическая механика и теория поля 96
Основы квантовой механики 48
Квантовая механика 72
Квантовая механика и строение вещества 126 126
Элементы строения вещества 32 32 32
Методы математической физики 96
Элементы статистической физики 54
Физика твердого тела 64
Реальная структура твердого тела 48
Статистическая термодинамика 72
Доля физических дисциплин в учебном плане данной группы,% 8,0 7,9 11,2 8,2 7,9
На протяжении пяти лет обучения как для студентов общего потока, так и для студентов специализированных групп учебный план химического факультета предполагает изучение разнообразных учебных дисциплин, которые можно сгруппировать в несколько циклов (химический, физический, математический, гуманитарный
и пр.). Общее число академических часов по каждому из учебных планов примерно 5500. В табл. 1 приведены объемы химических и физических дисциплин, которые необходимо освоить студенту химического факультета МГУ на протяжении пяти лет обучения.
Уже из наименований дисциплин этих двух циклов становится совершенно очевидно, что их изучение просто невозможно без должной математической подготовленности студентов. Именно поэтому кафедры математического анализа и теории вероятностей механико-математического факультета МГУ преподают на химическом факультете серию математических дисциплин*. Посмотрим, какой объем занимают различные математические дисциплины (и программирование) в учебных планах химического факультета с учетом специализации групп (табл. 2).
Студенты общего потока в первом семестре изучают математический анализ и аналитическую геометрию, общий объем — 72 лекционных часа и 90 часов семинаров (будем далее обозначать как 72+90). Во втором семестре изучаются математический анализ и линейная алгебра (объем — 64+64). На втором курсе в третьем семестре изучаются математический анализ (36+36), теория вероятностей (преподает кафедра теории вероятностей механико-математического факультета, объем курса 36+36). В четвертом семестре студенты изучают математический анализ (32+32) и уравнения математической физики (16+32). В группе студентов, специализирующихся на кафедре высокомолекулярных соединений (10-е группы), и в группе химиков-вычислителей (13-е группы) сохраняются те же объемы часов.
Самое большое количество часов для изучения математики отведено в специализированной группе физико-химиков (11-е группы). В первом семестре изучаются математический анализ (72+72) и аналитическая геометрия (36+36). Во втором семестре изучается математический анализ (48+48) и линейная алгебра (64+32). В третьем семестре математическому анализу отведено 54+54 часа, дифференциальным уравнениям 36+36 часов. В четвертом семестре математическому анализу и методам математической физики уделяется по 64+64 часа каждому курсу. Кроме того, изучается теория вероятностей (16 + 32).
В спецгруппе новых перспективных материалов и процессов (12-е группы) в первом семестре изучаются математический анализ (54+54) и аналитическая геометрия (36+36). Во втором семестре — математический анализ (48+48), линейная алгебра (64+16). В третьем семестре изучаются математический анализ (36+36),
* По этой же причине в перечне вступительных экзаменов на химическом факультете обязателен экзамен по математике; всего таких экзаменов четыре: математика (письменно), физика (письменно), русский язык и литература, химия (письменно).
дифференциальные уравнения (18+36). В четвертом семестре — математический анализ (32+32), уравнения математической физики (16+32) и теория вероятностей (16+32).
Выбор предметов не случаен — они составляют основу практически всех современных прикладных математических дисциплин, без прочного усвоения которых студент и в будущем научный сотрудник не сможет совершенствовать свои знания. Методические особенности преподавания математики рассмотрены нами ранее7.
В настоящей статье главное внимание уделено особенностям преподавания на химическом факультете физико-химических дисциплин (выделены в табл. 1 курсивом) и прежде всего дисциплины "Физическая химия" как центральной и связующей все дисциплины химического цикла.
Таблица 2
Дисциплины математического цикла в учебных планах химического факультета МГУ (число аудиторных часов)
Группы химического факультета
Дисциплины общий специализированные группы
поток 10 11 12 13
Математический анализ Аналитическая геометрия Аналитическая геометрия и векторная алгебра Линейная алгебра Теория вероятностей Дифференциальные уравнения Уравнения математической физики Программирование и ЭВМ Методы вычислений и программирование Математические методы химии Прикладная математическая статистика Численные методы в химии полимеров 324 54 48 72 48 102 32 324 54 48 54 48 102 100 380 72 96 48 72 48 340 72 80 48 54 48 86 324 54 48 54 48 102 68 120
Доля математических дисциплин в учебном плане данной группы,% 12,3 13,4 13,1 13,6 15,0
3. Методические особенности преподавания физической химии
Самое большое количество часов для изучения физической химии отведено в специализированной группе физико-химиков (11-е группы) — 356 часов; во всех остальных группах на изучение этой дисциплины отводится 340 учебных часов.
Программа дисциплины "Физическая химия" охватывает основные разделы курса физической химии, можно даже сказать ее "классические" разделы, имея в виду то обстоятельство, что не только в МГУ, но и в большинстве других университетов ряд разделов традиционной физической химии, таких, как коллоидная химия, строение молекул, кристаллохимия (табл. 1), имеют статус самостоятельных курсов (учебные программы всех этих дисциплин можно найти в сборнике8 или же на сайте химического факультета МГУ (www.chem.msu.ru).
Изучение физической химии продолжается в течение двух семестров. В 6-м семестре III курса рассматриваются следующие разделы: основы химической термодинамики; термодинамика растворов; фазовые равновесия; химические и адсорбционные равновесия; элементы статистической термодинамики; элементы линейной термодинамики необратимых процессов. В 7-м семестре IV курса студенты изучают феноменологическую кинетику; теории химической кинетики и фотохимию; катализ; теорию растворов электролитов; электропроводность; ЭДС и термодинамику электрохимических цепей; двойной электрический слой; кинетику электродных процессов.
Каково же место физической химии в образовании студента-химика и каких целей стремятся достичь преподаватели и научные сотрудники кафедры физической химии*, которые преподают на факультете все физико-химические дисциплины (за исключением курса коллоидной химии9? Все химические дисциплины используют физико-химические модели, методы и абстракции для изучения и описания изучаемых явлений. Однако изложить (даже на химическом факультете) все актуальные аспекты физической химии просто невозможно из-за необъятности полученных к настоящему времени научных данных. Поэтому очевидно, что акцент в преподавании нужно делать на восприятие идей, законов, принципов, концепций и обобщений. Выдающийся химик, ректор МГУ конца 40-х — начала 50-х гг. прошлого века академик А.Н. Несмеянов на лекциях говорил студентам: "Весь фактический материал вы можете найти в учебниках, а задача профессоров Московского университета — научить вас думать". Отсюда основную цель обучения физической химии можно сформулировать следующим образом: дать возможность будущему специалисту-химику любой специализации (органику, биохимику и т.п.) творчески и эффективно использовать в своей работе быстро развивающиеся физико-химические модели.
* В настоящее время кафедра физической химии — крупнейшая в МГУ. Это коллектив из 300 сотрудников, среди них — более 50 докторов и более 170 кандидатов наук.
Изложение "классических" разделов физической химии (см. выше) на лекциях* (4 часа в неделю) ведется на строгой научной основе и базируется на классических современных учебниках10.
В процессе преподавания физической химии особую роль играют семинарские (2 часа в неделю) и практические лабораторные (4 часа в неделю) занятия.
На семинарах по физической химии теоретические сведения, полученные студентами на лекциях и из учебников, иллюстрируются решением задач различной степени сложности. Традиционное построение семинарского занятия следующее: 1) теоретическое введение к каждому разделу, содержащее основные определения и формулы; 2) примеры решения задач; 3) задачи для самостоятельного решения. Такая форма изложения, по нашему мнению, является оптимальной.
В лабораторном практикуме студенты выполняют серию практических задач.
В 6-м семестре: "Определение энергии сгорания органического вещества и расчет его энтальпии образования"; "Определение энтальпии растворения соли в воде в открытом калориметре"; "Измерение теплоемкости металлов, солей и оксидов"; "Определение энтальпии испарения и нормальной температуры кипения индивидуальных жидкостей методом тензиметрии"; "Равновесие жидкость—пар в двухкомпонентных системах"; "Равновесие конденсированных фаз"; "Изучение фазовых диаграмм трехком-понентных систем с ограниченной взаимной растворимостью"; "Определение констант равновесия и других термодинамических характеристик реакций по спектральным данным"; "Определение изотерм и теплот адсорбции из хроматографических данных"; "Применение газовой хроматографии для определения термодинамических характеристик сорбции". В 7-м семестре: "Изучение кинетических закономерностей реакции иодирования ацетона"; "Гомогенно-каталитическая реакция гидролиза сложного эфира"; "Кинетика фотохимического разложения перекиси водорода"; "Исследование кинетики пероксидазного окисления иодид-ионов перекисью водорода"; "Изучение кинетики гетерогенно-каталити-ческой реакции импульсным газохроматографическим методом"; "Изучение кинетики каталитического разложения перекиси водорода на платиновых катализаторах"; "Изучение зависимости ЭДС от температуры"; "Концентрационные цепи"; "Определение константы диссоциации слабой одноосновной кислоты"; "Кон-дуктометрическое титрование".
Таким образом, при изучении курса физической химии студенты химического факультета МГУ в течение двух семестров
* Заметим, что посещение лекций для студентов университета не является обязательным.
должны прослушать лекции (4 часа в неделю), посещать семинарские занятия (2 часа в неделю), отработать лабораторные занятия (4 часа в неделю), выполнять домашние задания, написать и сдать контрольные работы (3—4 в семестр), сдать 6 теоретических коллоквиумов в семестр, выполнить и защитить экспериментальную или теоретическую курсовую работу (в конце седьмого семестра). Курсовая работа представляет собой небольшое научное исследование. Изучение курса физической химии в каждом семестре заканчивается экзаменом.
Из всего вышеизложенного следует, что практическая реализация учебного цикла (лекции, семинары, лабораторные практикумы) только одной физико-химической дисциплины для более чем 200 студентов требует мощного кадрового ресурса профессоров и преподавателей, научных сотрудников, а также учебно-вспомогательного персонала (лаборанты, инженеры и техники). Так, для чтения лекций требуются пять высококлассных лекторов (один для общего потока и четыре в специализированных группах). Для оптимизации обучения на семинарских и лабораторных занятиях каждая учебная группа (в среднем двадцать человек) разбивается на две подгруппы и, следовательно, для проведения этих занятий в каждом семестре необходимы 24 преподавателя (в 4 специализированных и 8 группах общего потока). Каждая курсовая работа (а всего их более 200) выполняется под индивидуальным руководством научного руководителя в одной из научных лабораторий кафедры (см. ниже).
Как мы уже подчеркивали в первом разделе, химический факультет руководствуется принципом активного сочетания научной работы сотрудников с педагогической. Применительно к кафедре физической химии это выглядит следующим образом. В структуру кафедры входят 13 научных лабораторий и учебный практикум. Простое перечисление лабораторий и их квалификационный состав (табл. 3) позволяют судить о кадровом потенциале, задействованном в преподавании курса физической химии, а также ряда других физико-химических дисциплин (и не только студентам химического факультета!).
Таким образом, руководствуясь принципом активного сочетания научной и педагогической работы сотрудников, на кафедре стремятся дать педагогические учебные часы научным сотрудникам, а преподавателям по возможности уменьшить учебные часы, чтобы освободить время для научной работы. Это административно сложно, но иного пути нет, и на кафедре неукоснительно следуют этому принципу.
Сложившаяся практика преподавания курса физической химии способствует высокому качеству выпускников химического
факультета МГУ, что подтверждает справедливость слов ректора нашего университета: "Все приведенные мною примеры свидетельствуют об одном: образование, которое дает своим студентам и аспирантам Московский университет, позволяет им успешно осваивать самые различные сферы общественной деятельности. Основа всего этого — фундаментальность образования"11.
Таблица 3
Структурные подразделения кафедры физической химии
Подразделения Общее число сотрудников Доктора наук Кандидаты наук Преподавательские штаты
Научные лаборатории 1. Адсорбции и газовой хроматографии 2. Катализа и газовой электрохимии 3. Кинетики и катализа 4. Кристаллохимии 5. Молекулярной спектроскопии 6. Молекулярных пучков 7. Растворов 8. Стабильных изотопов 9. Строения и квантовой механики 10. Термохимии 11. Химической кибернетики 12. Химической термодинамики 13. Электронографии 22 49 18 15 24 14 13 31 25 27 14 24 18 7 7 4 1 5 1 2 6 5 6 2 4 3 12 33 12 10 14 5 8 14 16 16 6 16 9 3 7 3 3 7 2 7 8 3 2 3 1
Учебный практикум 10 — 2 —
Всего 304 53 173 49
4. Вместо заключения
Отметим, что преподавание физической химии на химическом факультете совершенствуется на протяжении более 75 лет его функционирования12. Курс имеет достаточно устойчивую программу, однако современные достижения науки после тщательного их анализа и обсуждения на методической комиссии кафедры находят свое отражение в преподаваемой дисциплине. Так, в последние годы в программу курса введены новые разделы, посвященные достижениям науки в областях химической динамики в фемтосекундном диапазоне13 и линейной неравновесной термодинамики14.
Еще один важный аспект. Организуя учебный процесс, кафедра физической химии стремится его совершенствовать, используя также тесное взаимодействие с другими родственными по научной тематике кафедрами или институтами Российской академии наук. Приведем только два примера. В прошлом году на кафедре электрохимии открыт филиал Практикума по физической химии, в котором поставлены задачи по изучению процессов анодного растворения и пассивации металлов электрохимическими методами и по изучению процессов катодного выделения металлов и начальных стадий электрокристаллизации. Подготовлены описания каждой из задач, которые содержат разделы: теоретическое введение, экспериментальная часть, запись и обработка результатов эксперимента (как правило, компьютерная), представление результатов работы, приложения, в которых показаны примеры обработки полученных данных, приведены необходимые справочные данные. Ведут эти задачи в рамках общего практикума по физической химии сотрудники кафедры электрохимии (кураторы — зав. кафедрой электрохимии проф. О.А. Петрий и проф. Г.А. Цирлина).
Усилиями сотрудников кафедр физической химии (доц. А.А. Кубасов, доц. Л.Е. Китаев) и химической кинетики (проф. А.Х. Воробьев, проф. В.Л. Иванов, проф. М.Я. Мельников, доц. И.В. Фок), а также сотрудников Института химической физики РАН (проф. С.Я. Уманский, проф. Б.Р. Шур) под общей редакцией проф. М.Я. Мельникова подготовлено и издано практическое учебное пособие по химической кинетике15, которое по широте охвата материала и глубине проникновения в теоретические тонкости рассматриваемых вопросов не имеет аналогов в мировой учебной литературе*.
Необходимо отметить, что курс физической химии (а также некоторые другие дисциплины физико-химического цикла) преподается в Московском университете не только студентам-химикам, но и на целом ряде естественных факультетов: биологическом, фундаментальной медицины, геологическом, биоинженерии и биоинформатики, почвоведения, наук о материалах. В этом году впервые за многие десятилетия курс физической химии предложен студентам физического факультета. Преподавание на каждом из этих факультетов имеет свои методические особенности, но это уже предмет отдельного рассмотрения и отдельной статьи.
Примечания
1 Икеда Д., Садовничий В. На рубеже веков. Диалоги об образовании и воспитании. М., 2004. С. 216.
* Допущен УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 020101.65-химия.
2 См.: Образование в Российской Федерации: Стат. сб. М., 2003; Прием в высшие учебные заведения и выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием (http://gks.ru/free doc/2007/b07_11/08—11.htm).
3 См.: Полетаев А.В., Савельева И.М. Спрос и предложение услуг в сфере среднего и высшего образования в России. М., 2001.
4 См.: Образование в Российской Федерации: Стат. сб. М., 2003; Формула Зернова // Платное образование. 2004. № 7—8. С. 14—20.
5 Садовничий В.А. Высшая школа России: традиции и современность. Доклад на VII съезде Российского союза ректоров 6 декабря 2002 г. // Мат-лы комиссии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова по академическим вопросам за 2001—2002 гг.: Сб. науч.-метод. докладов / Под ред. В.И. Трухина, К.В. Показеева. М., 2003. С 9—20.
6 Икеда В., Садовничий В. Указ. соч. С. 206.
7 Лунин В.В., Гаврилов В.И., Чирский В.Г., Кузьменко Н.Е., Рыжова О.Н. Математика в университете: из практики химического факультета // Высшее образование сегодня. 2006. № 7. С. 34—37; Kuz'menko N.E., Lunin V.V., Makarov Yu.N, Ryzhova O.N., Chirsky V.G. Mathematical Disciplines in Chemical Education in University // Chemical Education in Russia: Problems and Perspectives / Eds. V.V. Lunin, N.E. Kuz'menko. M., 2007. P. 33—43.
8 Программа общих курсов кафедры физической химии. М., 1999.
9 См.: Сумм Б.Д., Матвеенко В.Н. Коллоидная химия в Московском университете // Химия в Московском университете в контексте российской и мировой науки (научные школы, исследования, преподавание): Тез. докл. Междунар. конф., посвящ. 250-летию МГУ им. М.В. Ломоносова и 75-летию химфака. Москва, 24—26 ноября 2004 г. М., 2004. С 31—32.
10 См.: Эткинс П. Физическая химия. Т. 1, 2. М., 1980 (Atkins P. Physical Chemistry. Oxford, 1994); Эткинс П., де Паула Дж. Физическая химия: В 3 ч. Ч. 1. Равновесная термодинамика. М., 2007; Еремин В.В., Каргов С.И., Успенская И.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Основы физической химии. Теория и задачи. М., 2005; Агеев Е.П. Неравновесная термодинамика в вопросах и ответах. М., 2005; Пригожин И., Кондепуди Д. Современная термодинамика. От тепловых двигателей до диссипативных структур. М., 2002; Практическая химическая кинетика. Химическая кинетика в задачах с решениями / Под общ. ред. М.Я. Мельникова. М.; СПб., 2006.
11 Икеда Д., Садовничий В. Указ. соч. С. 220.
12 См.: Химический факультет МГУ. Путь в три четверти века / Отв. ред. В.В. Лунин. М., 2005.
13 См.: Еремин В.В, Каргов С.И., Успенская И.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Указ. соч.
14 См.: Пригожин И., Кондепуди Д. Указ. соч.
15 См.: Практическая химическая кинетика. Химическая кинетика в задачах с решениями.