СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1/2020
начальных классах. - М.: Академия, 2000. -378 с.
4. Майман Р. Р. /[Текст]. Авторское исполнение при обучении выразительному чтению // Методика выразительного чтения / Под ред. Т. Ф. Завадской. М., 1977. -286с.
5. Малкова М.Н. /[Текст]. Выразительное чтение как средство осмысления литературного произведения // Уроки литературы и проблемы литературного развития учащихся / Под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М., 1974. -С. 286.
© Забусова Е.И., Толмачева В.В. 2020
УДК 766/799
И.Н. Калинина
Доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой анатомии и спортивной медицины ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected] Я.И. Горохова, магистрант
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬE СТУДЕНТОК ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЧЕРЛИДИНГОМ
Аннотация
В статье представлены результаты теоретического обоснования и практической апробации влияния черлидинга на уровень здоровья студенток не физкультурного вуза и их мотивацию к занятиям физической культурой.
Ключевые слова
Черлидинг, мотивация, студентки уровень здоровья
I. N. Kalinina
Doctor of biological Sciences, Professor, head of the Department of anatomy and sports medicine Kuban state University of physical culture, sports and tourism
Krasnodar, Russia E-mail: [email protected] I. I. Gorokhova, undergraduate
PHYSICAL HEALTH OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF CHEERLEADING
Abstracts
The article presents the results of theoretical substantiation and practical approbation of the influence of cheerleading on the level of health of students of non-physical education University and their motivation to physical education.
Keyword
Cheerleading, motivation, female students, health level
Физическая тренировка оказывает мощное воздействие на организм человека. В процессе тренировки
-( " )-
улучшается здоровье человека, изменяется психическое состояние и «жизненный тонус», повышается работоспособность организма, улучшается настроение и т.д. Кроме того, улучшаются физические кондиции человека: повышается сила, выносливость, гибкость и координационные способности, изменяются пропорции тела. Черлидинг - вид спорта, который представляет собой гармоничное сочетание акробатики и гимнастики с элементами танцевального шоу, имеющий важное позитивное значение в создании атмосферы на спортивных соревнованиях. Данный вид спорта является общедоступным и является фактором, повышающим желание заниматься физкультурой для многих молодых девушек [1-3]. Между тем, существует проблемная ситуация, в основе которой лежит потребность науки и практики в знаниях об использовании черлидинга в системе физвоспитания вузов и недостатком информации о влиянии данного физкультурно -оздоровительного вида занятий на организм занимающихся, что и делает наше исследование актуальным.
Целью исследования - теоретическое обоснование и практическая апробация влияния черлидинга на уровень здоровья студенток не физкультурного вуза и их мотивацию к занятиям физической культурой.
Важнейшей задачей, поставленной перед вузами, является создание такой системы обучения, которая обеспечит будущим специалистам наряду с теоретической и практической подготовкой по специальности, оптимальное состояние здоровья и высокую работоспособность. Однако анализ научно-методической литературы свидетельствует, что в последние годы отмечается рост числа студентов, имеющих низкий уровень физического развития и подготовленности.
Для выяснения популярности черлидинга и необходимости значимости занятий физической культурой среди студенток исследуемой категории и привлечению их в команду черлидинга нами было проведено анкетирование среди студенток 1,2,3 курсов. В анкетировании принимали участие 120 девушек.
Анкетирование проводилось в КУБГАУ. В анкетировании приняли участие 90 студенток 1-3 курсов, обучающихся на разных факультетах не физкультурной направленности, а также 12 студенток, занимающихся черлидингом. Средний возраст 20,5±1,2 лет. Студентки, занимающиеся черлидингом, тестировались трехкратно: с 1-го по 3-й курс (2017-2019 гг).
Цель анкетирования - повышение интереса студенток к физическим занятиям, пропаганда новых, модных видов двигательной активности, проверка знаний о нетрадиционных видах спорта, привлечение молодых 11 девушек (болельщиц) в спортивные залы, на стадионы с целью популяризации физкультуры и спорта и здорового образа жизни.
Вопросы, интересующие нас, были заданы в начале каждого года обучения. Всем респондентам в ответе на этот вопрос предоставлялась возможность отметить правильный ответ или несколько ответов.
Из данных, представленных на рисунке 1, очевидно, что студентки, независимо от курса, на котором они обучаются, в большей степени считают, что черлидинг необходим для здоровья и красоты. При этом студентки к 3-му курсу уже в большей степени осознают роль физической культуры в составляющей своего здоровья, поэтому процент ответивших на этот вопрос «Для воспитания физических и волевых качеств» среди них достоверно больше, чем у студенток начальных курсов.
8056
70% 65%
Для воспитания Для здоровья и красоты Для самовыражения и За компани+а
физических и волевых тела карьеры
начесте
■ 1 курс ■ 2 курс • 3 курс
Рисунок 1 - Ответы респондентов на вопрос: «Определите важность для Вас, занятий черлидингом»
-( 78 )-
100% 90% SCffi 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
да -затрудняюсь ответить нет
■ 1 курс ■ 2 курс » 3 курс
Рисунок 2 - Ответы респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы возможным использование черлидинга
в курсе дисциплины «Физическая культура»?»
Данные, представленные респондентами при ответе на вопрос: «Считаете ли Вы возможным использование черлидинга в курсе дисциплины «Физическая культура»?» представлены на рисунке 2.
Ответы респондентов на вопрос: «Какие у Вас впечатления от первого просмотры черлидингового представления? были проанализированы только для студенток 1 курса, поскольку необходимо было проверить первое впечатление от увиденного. Респондентам необходимо было выбрать несколько ответов. Результаты представлены на рисунке 3. Из представленного на рисунке 3 очевидно, что большинство девушек хотели бы так выступать и заниматься этим видом спорта.
Несмотря на это при ответе на вопрос: «Вы этот вид спорта полезным для здоровья, необходимым для физического и гармоничного развития молодежи?» процент ответов не совпадал с ответами на вопрос: вопрос: «Считаете ли Вы возможным использование черлидинга в курсе дисциплины «Физическая культура»?». Среди студенток 1-го курса было большее количество ответов, отрицающих этот вид спорта, как полезный для здоровья, а уже к 3-му курсу таковое значительно уменьшилось.
Для ответивших положительно на этот вопрос, необходимо было дать уточнение, в чем же его полезность. Ответы, и их количество варьировали: наиболее часто респонденты отвечали: красота тела, выносливость, хорошее настроение, возможность проявить себя.
Следующий вопрос анкеты, предусматривал уже мотивацию к занятиям физической культурой в виде черлидинга. Результаты ответов представлены на рисунке 5. Очевидно, что при занятиях черлидингом от 1-го к 3-му курсу достоверно увеличивается (P<0,05) количество респондентов при ответах на вопросы: укрепление здоровья, улучшение внешнего вида, развитие физических качеств, получение удовольствия и значительно снижает количество ответов: получение зачета.
Занятия черлидингом были направлены на формирование устойчивых мотивов и потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом, целостном развитии физических и психических качеств, морально волевых качеств, социализации и адаптации школьников к современным требованиям и условиям жизни российского общества.
Содержание занятий «Черлидинг» интегрировалось с хореографией, акробатикой, гимнастикой, танцами.
Осуществление контроля за реализацией занятий осуществлялся в виде сдачи контрольных нормативов по общей физической подготовке в рамках дисциплины «Физическая культура», Техническая подготовка оценивалась по выполнению танцевальных программ на оценку; выполнению танцевальных программ на конкурсах, выступлениях и соревнованиях.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1/2020
Таблица 1
Показатели функциональной подготовленности девушек, занимающихся черлидингом (п=12), (Х± о)
Показатели 1 курс 2 курс 3 курс Достоверность между группами при р<0,05
ЖЕЛ, л 2,8±0,3 3,1±0,4 3,2±0,3 1-3 курс
Время задержки дыхания на вдохе, с 36,4±0,7 38,2±0,7 41,3±0,5 1-3 курс 2-3 курс
Время задержки дыхания на выдохе, с 27,8±0,8 28,3±0,4 32,0±0,5 1-3 курс 2-3 курс
ЧСС. покоя 77,3±0,2 75,7±0,1 73,2±0,7 1-3 курс 2-3 курс
Время восстановления после нагрузки 140,3±1,9 125,4±2,3 110,2±7,3 1-3 курс 1-2 курс 2-3 курс
При анализе антропометрических показателей девушек, занимающихся черлидингом выявлено, что длина тела у студенток в динамике от 1-го до 3 курса изменений не претерпела. Масса тела имела достоверное снижение (р<0,05) и достигала значимых различий между данными исследуемых 1-го и 3-го курса. Показатели окружности клетки достоверно (р<0,05) изменились у студенток со 2-го по 3-й курс. Сравнительный анализ показателей выявил, что окружности талии и бедер студенток, занимающихся черлидингом, также имели достоверные уменьшения к 3-му курсу. В процессе исследования выявлено, что занятия черлидингом у девушек не физкультурного вуза приводят к значительному увеличению показателей максимальной динамометрии ведущей руки (р<0,05) с 1-го по 3-й курс.
Исследуя функциональную подготовленность девушек, занимающихся черлидингом, мы обнаружили, что показатели жизненной емкости легких имеют тенденцию к увеличению. При этом достоверные различия (р<0,05) данного показателя наблюдаются лишь в диапазоне 1-3-й курс (таблица 1).
При проведении гипоксических проб у данной категории исследуемых выявлено увеличение времени задержки дыхания и на вдохе и на выдохе. При этом и в одной и в другой пробе достоверные различия наблюдались в группах 1-3-й курс и 2-3-й курс. Частота сердечных сокращений, как показатель, свидетельствующий об уровне тренированности системы кровообращения и адаптационном потенциале, вначале исследования находилась в пределах нормативов здоровых людей, не занимающихся спортом. В процессе исследования выявлено достоверное уменьшение (р<0,05) данного показателя в группах 1-3-й курс и 2-3-й курс (таблица 1).
После выполнения наиболее тяжелых упражнений, в виде одной программы (основная часть занятия), нами изучалось время восстановления ЧСС. В норме данный показатель должен восстанавливать в течение 3-5 минут. Нами выявлено, что данный показатель имеет тенденцию к восстановлению после нагрузки у студенток 1-го курса за 140,3±1,9 с, у студенток 2-го курса за 125,4±2,3с, у студенток 3-го курса за 110,2±7,3с. Достоверные различия (р<0,05) в динамике данного показателя наблюдаются в группах 1-2 курс, 2-3 курс, 1-3 курс.
При анализе показателей физической подготовленности девушек, занимающихся черлидингом нами обнаружено, что в тестах: прыжок в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа, наблюдается положительная динамика. В тесте: «Бег на 500 метров» достоверных изменений показателей не произошло.
Таким образом, можно заключить, что занятия черлидингом во временном интервале с 1-3 курс оказывают положительное влияние на уровень физического здоровья занимающихся и увеличивают мотивацию к занятиям физической культурой в вузе.
Список использованной литературы:
1. Бобырева М.М. Внедрение тренировочных комплексов системы функционального тренинга в практику физического воспитания в медицинском вузе / М.М. Бобырева, Р.Б. Канапина, Е.В. Дёма // Медицинский журнал Западного Казахстана. - 2016. - № 4(52). - С. 59-62.
2. Галкина Т.Н. Черлидинг - современное направление занятий по физической культуре в вузе / Т.Н. Галкина, Н.Ю. Борисова, Е.Л. Румянцева // Педагогика высшей школы. - 2017. - № 1 (7). С. 23-25.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1/2020
3. Коростелева Е.Н. Черлидинг как путь повышения мотивации к занятиям спортом студенческой молодежи / Е.Н. Коростелева // В сборнике: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. - 2016. - С. 133-136.
© Калинина И.Н., Горохова Я.И, .2020
УДК-37
А. В. Миронова,
студентка группы ЗФО НО-4-1 Научный руководитель - д. п. н. М.В. Лазарева ФГБОУ ВО ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ВОСПРИЯТИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА РЕГИОНА
Аннотация
В данной статье представлены ход и обобщённые результаты контрольного эксперимента актуального на современном этапе исследования, посвящённого формированию эстетического вкуса старших дошкольников через декоративно-прикладное искусство региона (на примере Липецкой области).
Ключевые слова:
эстетический вкус, эстетическое воспитание, художественное воспитание, декоративно-прикладное искусство, региональный компонент, народная культура, народные промыслы, контрольный эксперимент.
Региональный компонент - социально значим и необходим в работе с с детьми. Воспитание на событиях, связанных с историей, культурой, бытом и природой родного края, способствует достижению многих целей и задач. Проблема формирования эстетического вкуса дошкольников через декоративно-прикладное искусство региона является остро актуальной. Использование народного искусства в педагогической работе - это необходимое условие современной системы воспитания. Декоративно-прикладное искусство является частью народной культуры. Формирование эстетического вкуса - одна из важнейших задач педагогической теории и практики художественного образования. Отсюда вытекает актуальность обращения к проблемам художественного воспитания дошкольников, формированию эстетического вкуса через ознакомление с липецкими народными промыслами в процессе образовательной деятельности.
Ознакомление детей дошкольного возраста с народным искусством рассматривалось в работах многих педагогов-исследователей проблемы детского творчества: А. А. Грибовской, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной, ,А.П.Усовой, Е.А.Флёриной, Н. Б.Халезовой и др.
Специальные исследования в области философии, рассматривающие различные аспекты проблемы эстетического отношения к действительности, были проведены Ю. Б. Боревым, В. В. Вансловым, Н. И. Киященко, А.Ф.Лосевым, Е.Г.Яковлевым и др.
Широко представлен и психологический аспект данной проблемы в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Б.М. Теплова [251], Д. Б. Эльконина и др.
Актуальность ознакомления дошкольников с искусством отражена и во ФГОС ДО.
Объектом нашего исследования явился процесс формирования эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста при восприятии произведений декоративно-прикладного искусства Липецкой области (романовская игрушка, елецкие кружева, липецкая хохлома, юрьевская керамика и др.).