ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Ю.М. ЛЬВОВА,
Великолукская государственная сельскохозяйственная академия
Аннотация
Рассмотрены отличия системы личностно ориентированного обучения от более «традиционных» его форм. Проанализировано отношение студентов 1-2 курсов к результатам процесса физкультурного обучения, причем выявлено, что около трети не удовлетворены этими результатами. Предложена направленность занятий, позволяющая более эффективно повышать физическую подготовленность студентов.
Ключевые слова: студенты, физическая культура, личностно ориентированное обучение.
Abstract
Differences of system of the personally oriented education from its more «traditional» forms are considered.
The attitude of students of 1-2 rates to results of process of sports education is analyzed, and revealed, that about third are not satisfied by these results. The orientation of training allowing more effectively to increase physical readiness of students is offered.
Key words: students, physical training, personally oriented education.
В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р, одной из задач совершенствования системы физического воспитания всех категорий обучающихся и студентов является разработка примерных учебных программ по физической культуре, учитывающих индивидуальные способности и состояние здоровья обучающихся.
Анализ многочисленных исследований [1, 2, 3] свидетельствует, что для стимулирования потребности учащихся в физической активности необходим учет их мотивов и интересов, индивидуально-психологических особенностей, а также коррекция средств и методов физического воспитания в соответствии с выявленными особенностями. Известно, что уровень мотивации в значительной степени определяется удовлетворенностью процесса физического воспитания.
«Удовлетворенность» как понятие используется в работах по общей и социальной психологии, в которых исследуются потребности человека и их удовлетворение.
Удовлетворенность занятиями физической культурой и спортом во многом зависит от социальнопсихологических факторов общения обучающихся друг с другом, психологического климата в группе, личности преподавателя или тренера, содержания занятий, однако влияние данных факторов на эффективность учебнотренировочного процесса изучена недостаточно.
При постановке настоящего исследования мы предполагали, что индивидуально-психические особенности учащихся влияют на эффективность учебнотренировочного процесса через удовлетворенность, которая повышает активность занимающихся, поддерживает у них целеустремленность, желание посещать занятия по физической культуре.
Таким образом, в задачи исследования входило изучение удовлетворенности занятиями физической культурой студентов, выявление их психических особенностей, содержания процесса физического воспитания и возможности его коррекции с учетом выявленных особенностей.
В исследовании приняли участие студенты 1-2 курсов Великолукской государственной сельскохозяйственной академии и Великолукской государственной академии физической культуры и спорта по специальности «Педагогика и психология».
Удовлетворенность процессом физического воспитания студентов была исследована на основании анализа данных, полученных с помощью методики Л.В. Лихачева. Изучались частные виды удовлетворенности: условиями, содержанием, результатами, взаимоотношениями с товарищами, взаимоотношениями с преподавателем (табл. 1).
На основании полученных результатов выделены две группы учащихся, имеющих достоверные отличия по уровню удовлетворенности содержанием и результатом занятий по физическому воспитанию в вузе. По другим показателям удовлетворенности, а именно условиями занятий, взаимоотношениями с товарищами и преподавателем достоверных межгрупповых отличий не выявлено.
Таким образом, полученные в исследовании результаты свидетельствовали, что около трети студентов не удовлетворены содержанием и результатами физического воспитания в вузе.
Исследование особенностей структуры темперамента (Опросник Смирнова Б.Н.) позволило выявить свойства темперамента (экстраверсия - интроверсия; эмоциональная возбудимость - эмоциональная уравновешенность; темп реакций; активность) у группы студентов, не удовлетворенных содержанием и результатами физического воспитания (рис. 1).
ІШ)
Таблица 1
Студенты с различным уровнем удовлетворенности физическим воспитанием в вузе
№ п/п Виды удовлетворенности Группа 1 п=22 Группа 2 п=54 Р
М±m М±m
1. Условиями занятий 1,744±0,211 2,059±0,191 < 0,05
2. Содержанием занятий 0,823±0,073 2,684±0,112 > 0,05
3. Результатом занятий 0,717±0,062 2,325±0,077 > 0,05
4. Взаимоотношениями с товарищами 1,749±0,102 2,223±0,187 < 0,05
5. Взаимоотношениями с преподавателем 1,863±0,198 2,402±0,162 < 0,05
Балл
12 1 10 -
8 -
6 -
4 -
2 -
0 -
п
.,0°
а*
<0
.0°
~г
~г
~г
~г
/
<0
у #
$
3° Л<?° />
“Г
а
<0 хЧ>
.0° ч>Р
/
Рис. 1. Показатели свойств темперамента у группы студентов, не удовлетворенных содержанием
и результатами физического воспитания
Установлено, что эту группу составляют учащиеся, относящиеся по психотипическим свойствам к интровертам и неопределенному типу.
Представители исследуемой группы, как правило, флегматики и меланхолики, характеризуются направленностью личности на внутренний мир, самостоятельны, спокойны, рассудительны, целенаправленны. Они плохо адаптивны, оторваны от реальности, дистанцированы в отношениях, нерешительны в поступках. Преобладающим физическим качеством является выносливость.
Анализ содержания программы по физическому воспитанию показал, что в организации занятий преобладал комплексный подход для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Содержание занятий основывалось на материале игровых и скоростно-силовых видов спорта (волейбол, баскетбол, гимнастика, легкая атлетика (спринт, прыжки), силовые упражнения с применением тренажеров). Парциальный объем средств, направленных на развитие выносливости и прикладной физической подготовки (беговые виды легкой атлетики, лыжный спорт,
плавание, туризм), не превышал 20% от общего объема применяемых средств физической подготовки (рис. 2).
Полученные в ходе предварительных исследований данные позволили предположить, что путем перераспределения общего объема средств физического воспитания в сторону увеличения парциального объема средств, направленных на развитие выносливости и прикладной физической подготовки, до 50% возможно повысить уровень удовлетворенности занятиями выделенной категории учащихся и, следовательно, уровень их физической подготовленности.
С целью экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы был проведен 2-годичный педагогический эксперимент. В экспериментальную группу вошли учащиеся с низким уровнем удовлетворенности содержанием занятий по физическому воспитанию, по психотипическим свойствам, отнесенные к категории интровертов (14 чел.). Контрольную группу составили студенты с высоким уровнем удовлетворенности занятиями по психотипическим свойствам, отнесенные к категории экстравертов (23 чел.).
(ЯШ)
Часы
80
70 -
60 -
50 -
40 -
30 -
20 -
10 -
0 -
Спортивные
игры
Средства
скоростно-силовой
подготовки
Средства на развитие выносливости и прикладной подготовки
Теоретическая
подготовка
Рис. 2. Соотношение программного материала по видам и средствам подготовки в течение учебного года
Часы
80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 —
Спортивные
игры
Средства
скоростно-силовой
подготовки
Средства на развитие выносливости и прикладной подготовки
Теоретическая
подготовка
I I Экспериментальная группа Ц Контрольная группа
Рис. 3. Соотношение программного материала по видам и средствам подготовки у студентов экспериментальной и контрольной групп в течение учебного года
На рис. 3 представлено соотношение программного материала по видам и средствам подготовки у студентов экспериментальной и контрольной групп в течение учебного года.
Различия в программах физического воспитания отразились на динамике показателей удовлетворенности занятиями и уровне физической подготовленности учащихся экспериментальной и контрольной групп.
В показателях удовлетворенности физическим воспитанием в конце двухгодичного педагогического эксперимента у студентов экспериментальной и контрольной групп не было выявлено достоверных отличий, наблюдавшихся в начале педагогического эксперимента (табл. 2).
В табл. 3 представлена динамика показателей физической подготовленности студентов экспериментальной и контрольной групп. Установлено, что в конце педагогического эксперимента студенты экспериментальной группы имели достоверно более высокие результаты в
беге на 3000 м по сравнению со студентами контрольной группы.
Таким образом, можно констатировать, что изменение содержания программы физического воспитания путем увеличения объема средств, направленных на развитие выносливости, и прикладной физической подготовки за счет уменьшения объема средств игровой и скоростносиловой направленности для студентов, по психотипическим свойствам отнесенных к категории интровертов, способствовало повышению у этой группы учащихся уровня удовлетворенности физическим воспитанием и эффективному развитию физического качества выносливости.
В заключение необходимо отметить: при разработке программ физического воспитания для разных категорий учащихся необходимо учитывать их психотипические особенности, что имеет существенное влияние на уровень удовлетворенности и формирование мотивации к занятиям.
ІШ)
Таблица 2
Динамика показателей удовлетворенности физическим воспитанием учащихся экспериментальной и контрольной групп
№ п/п Виды удовлетворенности В начале эксперимента В конце эксперимента
Эксперим.группа Контр. группа Эксперим.группа Контр. группа
М1±m М2±m М1±m М2±m
1. Условиями занятий 1,869±0,126 2,346±0,216 2,238±0,154 2,426±0,194
2. Содержанием занятий 0,514±0,045* 2,332±0,134* 1,762±0,161 2,247±0,253
3. Результатом занятий 0,458±0,058* 2,469±0,142* 2,001±0,183 2,193±0,156
4. Взаимоотношениями с товарищами 1,921±0,243 2,114±0,187 2,187±0,197 2,107±0,272
5. Взаимоотношениями с преподавателем 2,008±0,251 2,256±0,162 2,234±0,244 2,316±0,214
* Различия достоверны при Р < 0,05.
Таблица 3
Динамика показателей физической подготовленности учащихся экспериментальной и контрольной групп
Показатели В начале эксперимента В конце эксперимента
Эксперим.группа Контр. группа Эксперим.группа Контр. группа
М1±m М2±m М1±m М2±m
Бег 30 м (с) 4,58±0,06 4,49±0,08 4,39±0,07 4,42±0,07
Бег 3000 м (с) 866,28±9,04 859,06±10,37 835,36±6,24* 857,81±8,16*
Челночный бег 4x9 (с) 11,07±0,16 10,68±0,10 10,59±0,14 10,47±0,12
Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз) 5,72±0,30 6,06±0,47 6,13±0,34 5,96±0,51
Наклон из положения сидя (см) 23,06±0,78 21,03±0,65 19,31±0,82 16,47±0,84
* Различия достоверны при Р < 0,05.
Литература
1. Габдуллин Г. Личностно ориентированное педагогическое образование /Г. Габдуллин // Высшее образование в России. - 2004. - № 9. - С. 73-75.
2. Гусельникова Е.В. Возможности реализации принципа индивидуализации на занятиях по физическому воспитанию в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Гусельникова. - Хабаровск, 2000. - 24 с.
3. Пешкова И.В. Организация личностно ориентированного образовательного процесса по физической культуре в вузе / И.В. Пешкова, С.Ю. Алькова // Вузовская физическая культура и студенческий спорт, состояние и перспективы совершенствования: матер. регион. науч.-практ. конф. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. -С. 11-13.