Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.06.2013.
УДК 378.4:796.012
ВОСПИТАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ С ПОМОЩЬЮ ИННОВАЦИОННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Алина Сергеевна Павлова, ассистент,
Александр Дмитриевич Лифанов, кандидат химических наук, доцент,
Игорь Альбертович Зенуков, кандидат технических наук, заведующий кафедрой,
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Аннотация
В работе рассматривается новые возможности инновационной экспериментальной программы по дисциплине «Физическая культура» в воспитании коммуникативных и лидерских качеств будущих специалистов на основе личностно ориентированного содержания учебного процесса. Нами разработана примерная программа по дисциплине «Физическая культура», основанная на дифференцированном выборе средств физического воспитания с учетом психотипических свойств личности студентов. В экспериментальной программе для студентов первых курсов баскетбол и волейбол в разделе Спортивные игры был заменены бадминтоном. Это связано с тем, что на первом курсе происходит сближение студентов на основе эмоциональной (психологической) совместимости, поэтому наиболее предпочтительными формами физкультурно-спортивной деятельности являются упражнения в парах, занятия одинаковым видом спорта по интересам.
Ключевые слова: компетентность, лидерские качества, физическая культура.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.06.100.p99-103 FORMATION OF THE COMMUNICATIVE AND LEADERSHIP QUALITIES OF THE FUTURE PROFESSIONALS BY MEANS OF THE INNOVATIVE FITNESS
TECHNOLOGIES
Alina Sergeevna Pavlova, the post-graduate student,
Alexander Dmitrievich Lifanov, the candidate of chemical sciences, senior lector,
Igor Albertovich Zenukov, the candidate of technical sciences, department chair,
Kazan National Research Technological University
Annotation
This article discusses the new prospects of the innovation experimental program “Physical culture” as academic subject and sport techniques at education to the communicative and leadership qualities of the future specialists based on personally oriented content of education process. We have developed the preliminary program, based on the differentiated choice of the physical training considering the personality's psycho-typological qualities. In our experimental program for the students of the first courses, the basketball and volleyball have been replaced with the badminton in the section of Sports games. It is connected with the fact that within the first year of studying there is rapprochement of the students on the basis of the emotional (psychological) compatibility, therefore the most preferable forms of physical culture and sports activity are exercises in couples, classes by the identical kind of sports according to the interests.
Keywords: competency, leadership qualities, physical education.
ВВЕДЕНИЕ
В современных социально-экономических условиях наблюдается устойчивая тенденция к повышению профессиональной компетентности специалистов [1]. Общеизвестно, что эффективность профессиональной деятельности во многом определяется уровнем развития коммуникативных и лидерских качеств. Как правило, выпускники вузов с
большим трудом вливаются в новые коллективы, несмотря на достаточно высокие профессиональные знания. Все чаще в рамках одной организации над одним проектом работают штатные и внештатные сотрудники, частично занятые специалисты, независимые консультанты, подрядчики. В связи с этим на первый план выходят задачи налаживание эффективного сотрудничества между различными командами [1].
В работе [1] показана принципиальная возможность использования ряда спортивных технологий в качестве эффективного метода формирования коммуникативных умений и навыков в соответствии с предложенным спецкурсом и примерной программой обучения. В качестве новых педагогических технологий предложено использовать Outdoor методики командообразования, среди которых можно выделить сплав на рафтах (надувных плотах), веревочный курс, спортивно-оздоровительный туризм (в том числе спелеотуризм) и спортивное ориентирование.
Несмотря на очевидные преимущества выше описанных технологий в развитии умений командообразования, неразработанными остаются вопросы их внедрения в учебный процесс по дисциплине «Физическая культура». На наш взгляд, подобные технологии не целесообразно применять со студентами первого курса, что связано в первую очередь с незавершенным процессом адаптации к условиям профессионального обучения в вузе. Они в большей степени подходят для студентов вторых и третьих курсов, когда всеми без исключения членами группы приняты единые цели деятельности и распределены роли в коллективе или хотя бы имеется намеченная тенденция к этому.
Анализ имеющихся публикаций по проблеме исследования показывает, что имеющиеся работы зачастую имеют теоретический характер, и несомненно данное обстоятельство требует практической реализации.
В связи с этим, цель настоящей работы - показать принципиальную возможность использования инновационных физкультурно-оздоровительных технологий в процессе воспитания коммуникативных и лидерских качеств будущих специалистов.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Исследование проводилось на базе кафедры физического воспитания и спорта ФБГОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (далее КНИТУ) в 2010-2013 гг. В исследовании приняли участие 159 студентов с первого по третий курсы направлений «Менеджмент» (78 чел.), «Социальная работа» (45 чел.) и «Туризм» (36 чел.) в возрасте 17-18 лет. Из совокупной выборки студентов выделили контрольную (КГ) - 75 чел. и экспериментальную (ЭГ) - 84 чел. группы. Группы формировались по принципу равномерного распределения студентов каждого из направлений обеих групп.
В организационной структуре занятий присутствовали обязательные и факультативные формы физкультурно-спортивной деятельности. Обязательные формы закреплены в модернизированной рабочей программе по дисциплине «Физическая культура», а факультативные, несмотря на то, что осуществлялись по желанию, вызывали повышенный интерес со стороны студентов.
Поскольку одним из важнейших факторов, обусловливающих поведение человека и его отношение к окружающим, являются характерологические особенности личности, для выявления отдельных черт характера студентов мы использовали 16-факторный личностный опросник Кеттелла.
Для выявления преобладающего типа отношения личности к окружающим применялась методика Т. Лири. Опросник составлен соответственно этим выделенным типам межличностного поведения и представляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик - эпитетов, группирующихся по 16 вопросам в 8 октантами отражающие различные психологические профили [3].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Общеизвестно, что эффективным способом развития физических качеств, свойств личности является коллективная деятельность, осуществляемая в условиях физкультурно-спортивной среды [5]. Групповая работа прививает способность к быстрому принятию решений и максимально полному использованию имеющихся в распоряжении средств, для достижения поставленных целей.
В работе [2] показано, что путем перераспределения общего объема средств физического воспитания в сторону увеличения парциального объема средств, направленных на развитие выносливости и прикладной физической подготовки, до 50% возможно повысить уровень удовлетворенности занятиями выделенной категории учащихся и, следовательно, уровень их физической подготовленности.
В связи с этим, на формирующем этапе эксперимента нами разработана примерная программа по дисциплине «Физическая культура», основанная на дифференцированном выборе средств физического воспитания с учетом психотипических свойств личности студентов. В нашей экспериментальной программе для студентов первых курсов баскетбол и волейбол в разделе Спортивные игры был заменены бадминтоном. Это связано с тем, что на первом курсе происходит сближение студентов на основе эмоциональной (психологической) совместимости [4], поэтому наиболее предпочтительными формами физкультурно-спортивной деятельности являются упражнения в парах, занятия одинаковым видом спорта по интересам [5]. Кроме того, бадминтон является универсальным средством развития физических качеств, и помимо развития скоростно-силовых качеств развивает также и выносливость, и вызывает повышенный интерес со стороны студентов, относящихся к группе интровертов и испытывающих затруднения в общении с сокурсниками. На втором и третьем курсах развитие отношений в студенческом коллективе, как правило, определяется характером совместной деятельности в процессе обучения в вузе [4]. Поэтому наряду со спортивными (баскетбол и волейбол) и подвижными играми целесообразно включение раздела «Спортивного ориентирования».
Спортивное ориентирование является одним из наиболее эффективных инструментов построения команды. По мнению Б.А. Михайлова [2] оно несет в себе уникальную возможность коллективного и индивидуального принятия решений, проявления лидерства или наоборот отработки навыков подчиненного, требует эффективных коммуникаций и сильного доверия. При этом достаточно использовать даже начальный уровень сложности ориентирования для достижения поставленных целей. Многолетние педагогические наблюдения автора за студентами, предпочитающим спортивное ориентирование другим видам физической активности показывают, что они быстрее находят выход из сложных ситуаций.
Несмотря на очевидные преимущества данного вида спорта в развитии личности, необходимо учитывать, что это довольно сложный вид спорта и требует от преподавателя высокой профессиональной компетентности. Поэтому программный материал данного раздела разрабатывался при непосредственном участии одного из авторитетнейших преподавателей кафедры физического воспитания и спорта КНИТУ, мастера спорта СССР по спортивному ориентированию, старшего преподавателя кафедры Б.Б. Шимкунаса.
В качестве факультативных форм физкультурно-спортивной деятельности на втором курсе использовали Веревочный курс и активные формы туризма, а на третьем -Сплав на рафтах. Одной из важнейших задач при этом являлся выбор места проведения подобных корпоративных мероприятий. Сплав на рафтах осуществлялся 10-13 мая 2013 г. по реке Юшут и совмещался с отдыхом в Национальном парке «Марий Чодра» совместно с турагенством «Карта Мира» и фитнес-клубом «Максимус». Именно в это время на реке Юшут есть бурное течение, в остальное время сплав больше похож на катание на надувных лодках.
На основании исследования межличностных отношений по методике Т. Лири показано преобладание в обеих группах властно-лидирующего, сотрудничащего-
конвенционального и ответственно-великодушного стилей, что свидетельствуют об умении быть хорошими наставниками и организаторами, о наличии свойств руководителя. В целом эти октанты говорят о преобладании уверенного, независимого и сотрудничающего стиля межличностных отношений.
Таблица 1
Динамика типа межличностных отношений по методике Т. Лири студентов
контрольной и экспериментальной групп
Тип отношения Экспериментальная группа Контрольная группа
Начало Конец Начало Конец
Властно-лидирующий 21 18 17 30
Независимо-доминирующий 5 3 10 26
Прямолинейно-агрессивный 4 2 3 6
Недоверчиво-скептический 1 0 1 6
Покорно-застенчивый 13 7 8 1
Зависимый-послушный 9 4 6 1
Сотрудничающий-конвенциональный 32 39 35 20
Ответственно-великодушный 15 27 20 6
А
-В конце I
-В начале
В конце I
Рис. 1. Динамика показателей 16- Рис. 2. Динамика коммуникативных и ли-
факторного личностного опросника Кеттела дерских качеств у студентов контрольной у студентов экспериментальной группы группы
Данные 16-факторного опросника Кеттелла показывает, что у 63% студентов не контактны, скептически относятся к окружающим и довольно строго судят о них, чрезмерно прямолинейны и испытывают затруднения с самоконтролем, что часто приводит к конфликтам. Лишь 15% студентов доброжелательно относятся к людям, но с осторожностью относятся к завязыванию дружеских отношений. Сопоставляя данные, представленные на рисунках 1 и 2, можно заключить, о высокой эффективности разработанной экспериментальной программы на формирование коммуникативных и лидерских качеств студентов в период профессионального становления в период обучения в вузе.
Можно видеть, что результатом данной экспериментальной программы является принятие всеми членами группы единых целей коллективной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Михайлов, Б.А. Формирование коммуникативных компетенций у студентов при помощи новых педагогических технологий / Б.А. Михайлов, И.А. Ломова, В.В. Тру-
А
В начале
нин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 107-109.
2. Львова, Ю.М. Физическое воспитание в высшей школе на основе личностноориентированного содержания учебного процесса / Ю.М. Львова // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 3. - С. 53-58.
3. Павлова, А.С. Стимулирование мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности на основе личностно-ориентированного содержания учебного процесса / А.С. Павлова, А.Д. Лифанов, И.А. Зенуков // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 6. - С. 323-325.
4. Сивак, А.Н. Технология применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений у курсантов вузов внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак, Ю.Ю. Андреев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 133-136.
5. Павлова, А.С. Формирование конфликтологической компетентности будущих специалистов в процессе физкультурно-спортивной деятельности / А.С. Павлова, А.Д. Лифанов И.А. Зенуков // Вестник Казанского технологического университета. -2013. - № 3. - С. 323-325.
REFERENCES
1. Mikhaylov, B. A. Lomova, I.A. and Trunin, V.V. (2011), "Formation of communicative competences at students by means of new pedagogical technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 107-109.
2. Lvova, J.M. (2010), "Collegiate physical training based on personally oriented content of education process", Vestniksportivnoi nauki, No. 3, pp. 53-56.
3. Pavlova, A. S. Lifanov, A.D. and Zenukov, I.A. (2013), "Formation of conflictolo-gycal competences at future specialists by means of sports technologies", Vestnik Kazanskogo tahnologicheskogo universiteta, Vol. 16, No. 3, pp. 323-325.
4. Sivak, A.N. and Andreev Y.Y. (2012), “Technology of application of means of physical preparation and sports for development of the positive interpersonal relations among the cadets of higher education institutions of internal troop of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No.4, pp. 133-136.
5. Pavlova, A. S. Lifanov, A.D. and Zenukov, I.A. (2013), "Promotion of a motivational and valuable relation to physical training and sports based on personally oriented content of education process", Vestnik Kazanskogo tahnologicheskogo universiteta, Vol. 16, No. 3, pp. 323-325.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.06.2013.
УДК 796.33
ТОЧНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК КРИТЕРИЙ ОТБОРА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
Михаил Михайлович Полевщиков, кандидат педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет (МарГУ),
Валерий Витальевич Роженцов, доктор технических наук, профессор, Поволжский государственный технологический университет (ПГТУ),
Йошкар-Ола
Аннотация
В игровых видах спорта от спортсмена требуется быстрая оценка соревновательных ситуаций, принятие адекватных решений и техническое мастерство при выполнении двигательных действий. Эффективность двигательных действий зависит от моторных возможностей, обусловленных