Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковшура Е. О., Власова З. Н.

В данной работе даётся определение инклюзивного образования и инклюзивного физического воспитания. Описаны цели и задачи обучения студентов с особенностями в физическом развитии в высшем учебном заведении. В статье показаны принципы и методы инклюзивного физического воспитания. Представлен индивидуальный план освоения студентами с особенностями в физическом развитии дисциплины "Физическая культура", разработанный на кафедре физического воспитания СПбГТИ(ТУ). Раскрыто содержание теоретического, методико-практического и практического раздела учебной программы для данной группы учащихся. Рассматриваются преимущества инклюзивного физического воспитания, результатом которого является повышение умственной и физической работоспособности, снижение заболеваемости, повышение социализации студентов с особенностями в физическом развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковшура Е. О., Власова З. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS WITH THE SPECIAL FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT IN THE TECHNICAL INSTITUTE

Determination of inclusive formation and inclusive physical training in this work is given. Are described purposes and tasks of the instruction of students with the special features in the physical development in the higher educational institution. In the article the principles and the methods of inclusive physical training are shown. Is presented the individual plan of mastery by students with the special features in the physical development of discipline "Physical Culture", developed in the department of physical training SPbGTI(TU). The content of the theoretical, procedure-practical and practical division of curriculum for this group of students is opened. Are examined the advantages of the inclusive physical training, result of which are an increase in the mental and physical fitness for work, reduction in the morbidity, increase in the socialization of students with the special features in the physical development.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

УДК. 378.172

Е.О. Ковшура1, З.Н. Власова2

E.O. Kovshura, Z.N. Vlasova

PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS WITH THE SPECIAL FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT IN THE TECHNICAL INSTITUTE

Determination of inclusive formation and inclusive physical training in this work is given. Are described purposes and tasks of the instruction of students with the special features in the physical development in the higher educational institution. In the article the principles and the methods of inclusive physical training are shown. Is presented the individual plan of mastery by students with the special features in the physical development of discipline "Physical Culture", developed in the department of physical training SPbGTI(TU). The content of the theoretical, procedure-practical and practical division of curriculum for this group of students is opened. Are examined the advantages of the inclusive physical training, result of which are an increase in the mental and physical fitness for work, reduction in the morbidity, increase in the socialization of students with the special features in the physical development.

Keywords: inclusive instruction, students, the specific features of physical development, socialization.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

В данной работе даётся определение инклюзивного образования и инклюзивного физического воспитания. Описаны цели и задачи обучения студентов с особенностями в физическом развитии в высшем учебном заведении. В статье показаны принципы и методы инклюзивного физического воспитания. Представлен индивидуальный план освоения студентами с особенностями в физическом развитии дисциплины "Физическая культура", разработанный на кафедре физического воспитания СПбГТИ(ТУ). Раскрыто содержание теоретического, методико-практического и практического раздела учебной программы для данной группы учащихся. Рассматриваются преимущества инклюзивного физического воспитания, результатом которого является повышение умственной и физической работоспособности, снижение заболеваемости, повышение социализации студентов с особенностями в физическом развитии.

Ключевые слова: инклюзивное обучение, студенты, индивидуальные особенности физического развития, социализация.

Люди с особенностями в физическом развитии сталкиваются с большим количеством трудностей в повседневной жизни. До недавнего времени у них были также проблемы с получением высшего образования. В настоящее время, благодаря инклюзивному образованию, у людей с особенностями в физическом развитии появилась возможность обучаться в высших учебных заведениях среди здоровых сверстников и в полном объёме участвовать в студенческой жизни.

Инклюзивное (включающее) образование - это педагогический процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию всем обучающимся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей, индивидуальных психических и физических возможностей, а также прежних учебных достижений, социального и экономического статуса.

Впервые инклюзивное образование было внедрено в начале 70-х годов хХ века и в настоящее время широко используется в странах Европы, Канаде и США.

В нашей стране первые инклюзивные образовательные учреждения появились на рубеже 1980-1990 годов, например, в Москве в 1991 году появилась первая школа инклюзивного образования "Ковчег" (№ 1321).

Специалисты выделяют восемь основных принципов инклюзивного образования

[3]:

1 Ковшура Е.О., доцент кафедры физического воспитания, кандидат педагогических наук; Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), г. Санкт-Петербург

Kovshura E.O., Associate Professor of the Department of Physical Education, PhD in Education; St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), St. Petersburg E-mail: [email protected]

2 Власова З.Н., доцент кафедры физического воспитания, кандидат педагогических наук; Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), г. Санкт-Петербург

Vlasova Z.N., Associate Professor of the Department of Physical Education, PhD in Education; St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), St. Petersburg

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- все люди нуждаются друг в друге;

- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В настоящее время методология инклюзивного образования находится в стадии развития. Специалисты проводят работу по совершенствованию процесса обучения, за счёт создания образовательных программ, которые бы учитывали индивидуальные особенности и потребности каждого обучающегося. Эффективность инклюзивного образования зависит от более гибкого подхода к процессу обучения учащихся.

Физическое воспитание является одним из компонентов образовательного процесса. Инклюзивное физическое воспитание - предполагает доступность занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью для всех занимающихся, обеспечивая равные возможности как людям с особенностями в физическом развитии, так и их здоровым сверстникам.

Целью инклюзивного физического воспитания является:

- обучение студентов основам совместной двигательной деятельности, воспитание основных физических качеств, исходя из общей и специальной физической подготовки, расширение адаптационных и функциональных возможностей. Достижение этой цели осуществляется путём формирования у учащихся умения использовать различные системы и виды физических упражнений в совместных занятиях физической культурой, расширением адаптационных и функциональных возможностей студентов и обогащением их двигательного опыта;

- создание среды общения между людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и здоровыми людьми, развитие толерантности. Как показывает предыдущий опыт, в психическом состоянии учащейся молодёжи преобладает активность, общительность, стремление к взаимодействию, чего не наблюдается у учащихся коррекци-онных учебных заведений [6].

В Технологическом институте Санкт-Петербурга физическая культура для студентов с особенностями в физическом развитии включает выполнение трёх разделов учебной программы: теоретический, методико-практический и практический.

Теоретический раздел предусматривает приобретение знаний в области культуры здоровья, питания, методики развития двигательных качеств, самоконтроля и нетрадиционных методов оздоровления. Основная задача данного раздела - вооружить студентов минимумом знаний, необходимых в личной жизни и профессиональной деятельности для сохранения и укрепления собственного здоровья [2].

В рамках теоретического раздела студенты с особенностями в физическом развитии посещают лекции, теоретические занятия, принимают участие в конференциях. В каждом семестре они выполняют не менее 2-х письменных работ по теоретическому разделу программы. Данная группа обучающихся посещает консультации, проводимые кафедрой физического воспитания, по вопросам проведения оздоровительных мероприятий в режиме дня, рационального питания, по самоконтролю за своим физическим и функциональным состоянием.

На методико-практических занятиях студенты овладевают методами самостоятельного методически правильного использовании средств физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптивных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития; обучаются постановке конкретных целей и задач для повышения физической подготовки и выбору наиболее эффективных средств для самостоятельных занятий. Выполняют в каждом семестре методико-практические работы, согласно раздела программы по физическому воспитанию [1].

Практический раздел - для лиц с особенностями в физическом развитии рассматривается в первую очередь не как физическая нагрузка, а как оздоровительное средство, направленное на повышение двигательной активности, позволяющей ускорить процесс социализации личности к сверстникам, преподавателям и к окружающей среде. Основная задача состоит в развитии и накоплении физического потенциала, в приобретении навы-

ков двигательной активности утраченных физических кондиций и координационных способностей в соответствии с функциональными возможностями студента.

Для развития общей и специальной физической подготовки студентов, с особенностями в физическом развитии, применяется широкий арсенал физических упражнений, оказывающий оздоровительный эффект. Им предлагается освоить здоровьесберегающие виды двигательной деятельности в соответствии с их физическими возможностям с целью поддержания здоровья и овладения навыками самостоятельных занятий в плавательном бассейне, оздоровительной ходьбой, настольным теннисом, бадминтоном, лечебной физической культурой и подвижными играми; принимать участие во внеучебной массовой физкультурно-оздоровительной работе вуза (участие в организации и судействе соревнований и др.) [4, 5].

В каждом семестре предусмотрено контрольное тестирование учащихся. На зачёте студенты предоставляют дневник выполнения индивидуального плана освоения дисциплины "Физическая культура" по следующей форме:

Индивидуальный план освоения дисциплины "Физическая культура" для студентов с ограниченными физическими возможностями СПбГТИ(ТУ).

Ф. И. О._Учебная группа_

Дата рождения_Место проживания_

Диагноз_

Вес_Рост_АД_ЧСС в покое_

Медицинские противопоказания и рекомендации_

План освоения дисциплины

Разделы работ часы Отчёт о выполнении плана

план вып.

1. Теоретический раздел:

Лекции согласно учебной программы

Конференции (участие и презентации, доклад)

Письменная работа по рекомендуемой тематике

2. Методико-практический раздел:

Определение показателей физического развития

*Определение функционального состояния (ЧСС, дыхание и др.)

* Составление комплекса гигиенической гимнастики

*Методы самоконтроля состояния здоровья

3. Практический раздел:

*ЛФК по месту назначения врача

*Занятия адаптивной физкультурой по выбору:

- оздоровительная ходьба (прогулки)

- интеллектуальные виды (шашки, шахматы и др.)

- плавание

- занятия в тренажёрном зале общеукрепляющей направленности

- занятия с использованием элементов спортивных и подвижных игр

3.1 Участие в организации и судействе соревнований (различные кроссы и др.)

3.2. Участие в массово-оздоровительных мероприятиях института, города ("День Здоровья" "Жить Здорово" и др.)

Собеседование, зачёт

При определении тренировочных режимов и комплексов упражнений для студентов с особенностями в физическом развитии, были определены следующие методы:

- Выполнение различных заданий.

При подборе заданий учащиеся выполняют разные ролевые функции, учитывающие функциональное состояние каждого участника (нападающий, защитник, вратарь, судья, судья-счётчик, водящий и др.).

- Выполнение упражнений с различными дозировками и исходными положениями.

Учащиеся с особенностями в физическом развитии выполняют не более 6-8 повторений в одном упражнении в облегчённом исходном положении (например: сгибание-разгибание рук в упоре лёжа и то же упражнение с опорой на колени, применение различных вариантов отягощений).

- Выполнение упражнений с форой, которая выражается в виде преимущества по времени и по дистанции.

Например, во время проведения упражнений в движении (ходьба, бег) учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья могут перемещаться по малому кругу, в то время как их сверстники - по большому кругу.

Большое значение имеет формирование у студентов с особенностями в физическом развитии положительных мотивационно-ценностных ориентаций на процесс физического самосовершенствования. В числе средств, способствующих повышению мотиваций, являются теоретические сведения, которые можно разделить на две группы:

- первая группа представляет собой сведения о неограниченных возможностях организма человека. Дополнительный акцент можно сделать на возможности и достижения людей с ограниченными возможностями;

- вторая группа может состоять из статистических данных, где в качестве достижений человека рассматривались бы различия между исходным уровнем подготовленности человека и его конечными результатами. Особое внимание может быть уделено людям, перенесшим ту или иную болезнь, травму и т.д.

В настоящее время в области инклюзивного физического воспитания ведутся активные исследования и разработки наиболее эффективных и доступных средств и методов обучения двигательным действиям в соответствии с физическими возможностями и способностями учащихся.

Одним из условий успешного освоения дисциплины "Физическая культура" является принцип индивидуального подхода к каждому занимающемуся.

При хорошо продуманной организации занятий самочувствие и состояние функциональных систем организма у студентов с особенностями в физическом развитии улучшаются, а физическая и умственная работоспособность повышается. При использовании на занятиях физической культурой музыкального сопровождения, подвижных игр возникает чувство удовольствия, радости, активизируется общение учащихся друг с другом.

Всё вышесказанное соответствует принципам инклюзивного образования.

Преимущества инклюзивного образования для студентов с особенностями физического развития состоят в следующем:

- способствует повышению уровня социального взаимодействия со сверстниками;

- происходит усвоение большего объёма знаний, повышается академическая успеваемость;

- в результате квалифицированного и методически правильного подхода к процессу обучения повышается самооценка учащихся.

Всё вышесказанное может свидетельствовать о том, что инклюзивное обучение в области физической культуры в высшем учебном заведении положительно влияет на раскрытие творческого и физического потенциала студентов с особенностями физического развития и способствует социализации в обществе.

Список использованных источников

1. Арсланьян В.И. Повышение двигательной активности студентов: методические указания / В.И. Арсланьян, Ю.И. Гришина - СПб.; СПбГТИ(ТУ), 2015. - 28 с.

2. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка: учебное пособие / Ю.И. Гришина. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 249 с.

3. Инклюзивное образование: Проблемы совершенствования образовательной политики и системы. Материалы международной конференции 19-20 июня 2008 г. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

4. Ковшура Е.О. Физические упражнения с использованием тренажёров: методические указания / Е.О. Ковшура, З.Н. Власова, Т.Е. Ковшура, В.И. Фёдоров. - СПб.: СПбГТИ(ТУ), 2014. - 37 с. (ЭБ).

5. Цветков А.А. Физическая культура. Программа и практический материал по физическому воспитанию: методические указания / А.А. Цветков, З.Н. Власова. - СПб.: СПбГТИ(ТУ), 2011. - 39 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.