УДК 796.011.3
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1-3-Й ГРУПП ЗДОРОВЬЯ
Е.Н. Приступа, И.Р. Боднар, Ю.В. Петришин
Львовский государственный универсиетет физичекой культуры, Львов, Украина
Для связи с авторами: e-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
Аннотация:
Определение организационно-педагогических проблем, которые требуют срочного решения, будетсо-действовать разработке путей более успешного внедрения инклюзивного физического воспитания.За-дачи: раскрыть отношение учителей физической культуры к инклюзивному физическому воспитанию; выяснить их мнение о влиянии общих уроков физической культуры на показатели учащихся специальной медицинской группы и здоровых одноклассников; выявить эффективные формы и средства инклюзивного физического воспитания школьников 1-3-й групп здоровья. Было опрошено 154 учителя физической культуры 75 общеобразовательных школ Украины. Установлены противоречия в отношении учителей к инклюзивному физическому воспитанию. Учителя в условиях инклюзивного физического воспитания видят меньше возможностей для физического совершенствования хорошо подготовленных школьников, чем для детей с отклонениями в состоянии здоровья. Они считают, что инклюзивное физическое воспитание можно успешно реализовывать и в спортивно-массовых, и в «небольших» организационных формах. Наиболее эффективными средствами инклюзивного физического воспитания школьников 1-3-й групп здоровья считаются средства общей физической подготовки. Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание; организационные формы, средства, инклюзия; школьники.
ORGANIZATION-PEDAGOGICAL ASPECTS OF INCLUSIVE PHYSICAL EDUCATION OF PUPILS
OF 1-3 GROUPS OF HEALTH
Y.N. Prystupa, I.R. Bodnar, Y.V. Petryshyn
Lviv State Unyversity of Physical Culture, Lviv, Ukraine
Abstract:
Definition of organizational and pedagogical problems that require urgent solutions, will help develop ways to a more successful implementation of inclusive physical education. Objectives: to reveal the attitude of physical education teachers for inclusive physical education, to find out their views on the impact of the general physical education on the performance of students of special medical group and healthy classmates; identify effective ways and means of inclusive physical education school health groups 1-3. The survey covered 154 physical education teachers 75 secondary schools in Ukraine. Installed contradictions in teachers' attitudes toward inclusive physical education. Teachers in inclusive physical education see fewer opportunities for physical improvement of well-trained students than for children with disabilities in the state of health. They believe that inclusive physical education can be successfully implemented and mass sports, and "small" organizational forms. The most effective means of inclusive physical education school health groups 1-3 are considered a means of general physical fitness. Key words: physical education, physical education, organizational forms, funds, inclusion, students.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Сегодня во многих средних учебных заведениях осуществляется инклюзивное обучение школьников с особенностями психофизического развития. Тем не менее проблема инклюзивного физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья еще не получила достаточно широкого освещения в педагогической науке и образовательной практике. Од-
ним из компонентов инклюзивного физического воспитания являются совместные занятия школьников первой, второй и третьей групп здоровья. Это обусловливает актуальность проведения исследований, направленных на определение организационно-педагогических проблем, требующих неотложного решения, для более успешного внедрения инклюзивного физического воспитания.
АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ
В последнее время на постсоветском пространстве усилился поиск путей внедрения инклюзивного физического воспитания. Среди фундаментальных научных работ, посвященных проблемам инклюзивного физического воспитания, можно выделить исследование, проведенное российским ученым Аксеновым А. В. (2011). Хотя в своем диссертационном исследовании автор не представляет трактовки термина «инклюзивное физическое воспитание», однако использует его как синонимический к термину «физическое воспитание в условиях инклюзивного образования». Результаты этого исследования подтверждают, что большинство специалистов России (60-63%) готовы принять идею инклюзивного физического воспитания [1]. Украинские специалисты также поддерживают идею инклюзии и считают объединение учащихся специальной медицинской группы (СМГ) в отдельную группу весомым недостатком. Они считают вполне возможными совместные занятия школьников разных медицинских групп при условии повышенного внимания к детям СМГ (через индивидуализацию нагрузок, исключение трудновыпол-няемых упражнений, увеличение времени для отдыха и т.п.) [5].
Вместе с тем отдельными специалистами высказывается мнение, что различные возможности и способности учащихся, особенно ярко проявляющиеся в двигательной сфере, являются непреодолимым препятствием для внедрения инклюзивного физического воспитания [2, 3]. Поэтому высказываются идеи разобщенного физического воспитания не только учащихся специальной, но и подготовительной медицинской группы [3]. Есть данные, свидетельствующие о том, что отношение учителей физической культуры к инклюзивному физическому воспитанию учащихся различных медицинских групп зависит от стажа педагогической деятельности. Учителя с большим опытом работы в общеобразовательной школе (более 10 лет) не боятся работать в смешанных классах, тогда как молодым специалистам свойственно негатив-
ное отношение к внедрению инклюзивного физического воспитания [4]. Целью исследования было определение основных организационно-педагогических проблем инклюзивных уроков физической культуры с учащимися 1-3-й групп здоровья в средних общеобразовательных школах Украины в современных условиях.
ЗАДАЧИ:
1. Раскрыть отношение учителей физической культуры к инклюзивному физическому воспитанию учащихся 1-3-й групп здоровья.
2. Выяснить их мнение о влиянии общих уроков физической культуры на показатели учащихся 1-3-й групп здоровья.
3. Выявить наиболее эффективные формы и средства инклюзивного физического воспитания школьников 1-3-й групп здоровья.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Применялись методы анализа и обобщения эмпирических данных и данных литературы. Был проведен опрос (анкетирование) учителей физической культуры. В опросе приняли участие 154 респондента из 75 средних общеобразовательных школ Украины. Педагогический стаж большинства респондентов (62%) составлял более 16 лет, респондентов со стажем менее 8 лет было 23%; учителей, стаж которых составлял от 8 до 16 лет — 15%. По половой принадлежности сложился паритет: 50% опрошенных составляли мужчины и 50% - женщины.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
За рубежом уже достаточно давно практикуется совместное обучение детей с отклонениями в состоянии здоровья вместе со здоровыми сверстниками. Попытки интегрировать детей с отклонениями в здоровье в массовые школьные и дошкольные учреждения наблюдаются и в отечественной педагогике. Однако не все специалисты разделяют мнение о целесообразности его внедрения в уроки физической культуры. Семеро из восьми опрошенных нами учителей (85%) убеждены, что внедрение инклюзивного физического
воспитания учащихся 1-3-й групп здоровья будет способствовать повышению эффективности этого процесса в общеобразовательных школах. Тем не менее три четверти учителей (77%) высказываются за проведение отдельных уроков по физической культуре для учащихся с различными уровнями здоровья. Таким образом, существует противоречие между декларативно положительным отношением учителей к инклюзивному физическому воспитанию учащихся 1-3-й групп здоровья и одновременным предпочтением отдельных уроков физической культуры для детей разных медицинских групп. Учителя считают, что инклюзивные уроки физической культуры будут иметь большее положительное влияние на показатели детей с отклонениями в состоянии здоровья (школьников 3-й группы здоровья, СМГ), чем на их относительно здоровых одноклассников (представителей 1-й группы здоровья и основной медицинской группы) (рис.1). При этом улучшения, прежде всего, будут наблюдаться в физическом развитии детей СМГ (92%); несколько меньшие положительные сдвиги состоятся в личностном развитии (88%) и в показателях физической подготовленности этих учеников (88%) и несколько ниже — в психическом состоянии детей, направленных в СМГ (83%). Учителя предполагают, что дети с отклонениями в состоянии здоровья в процессе совместных уроков
физической культуры будут наблюдать за здоровыми и хорошо подготовленными сверстниками, наследовать их и таким образом улучшат показатели своего физического развития и физической подготовленности. Вместе с тем они предупреждают, что телесные кондиции физически более подготовленных одноклассников могут воспитывать у школьников СМГ комплекс неполноценности. По мнению опрошенных нами специалистов, положительный эффект в показателях практически здоровых учащихся под влиянием общих уроков физической культуры будет несколько меньшим, чем у детей с отклонениями в состоянии здоровья. Позитивные изменения отразятся прежде всего на психическом состоянии здоровых (85%), а также на показателях физического развития (82%), и только потом — на показателях их личностного развития (67%). Видимо, учителя предполагают, что совместные занятия с учащимися СМГ будут способствовать формированию у здоровых школьников самоутверждения. Повседневные контакты со школьниками с отклонениями в состоянии здоровья будут способствовать расширению социального опыта и, возможно, даже мировоззренческих границ обычных детей. При правильно построенном педагогическом процессе этот опыт может стать основой настоящего личностного роста практически здоровых детей. В процессе общих уроков физической культу-
физическое развитие практически здоровых учеников физическая подготовленность практически здоровых учеников психическое состояние практически здоровых учеников личностное развитие практически здоровых учеников
физическое развитие учеников СМГ физическая подготовленность учеников СМГ психическое состояние учеников СМГ личностное развитие учеников СМГ
~1 I
I I
lili
I
59
67
82
85
88
83
-I-1-1-1-1-
92
88
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Рис.1. Вероятные изменения показателей в условиях инклюзивного физического воспитания (%)
ры учеников 1-3-й групп здоровья улучшение показателей физической подготовленности здоровых учеников выглядит весьма проблематично. Вероятно, учителя (59%) предполагают, что совместные занятия учащихся 1-3-й групп здоровья неизбежно приведут к снижению моторной плотности уроков и степени требований к учащимся, а аследовательно, и уровня их физической подготовленности. Эмпирически [1] опровергается негативное влияние (грамотно организованной) образовательной инклюзии в физическом воспитании детей с отклонениями в состоянии здоровья на показатели физической подготовленности хорошо развитых школьников. Все опрошенные (99%) учителя физической культуры твердо убеждены в пользе и необходимости такой формы организации физического воспитания в общеобразовательной школе, как урок физической культуры. Однако не все учителя (95%) сочли урок физической культуры необходимой формой для учащихся СМГ. Возможно, учителя физической культуры считают решение задач, направленных на быструю реабилитацию или адаптацию детей после перенесенного заболевания, первоочередными и поэтому рекомендуют заменить уроки физической культуры занятиями по лечебной физической культуре (ЛФК). Тем не менее важно помнить, что урок физической культуры является одним из общеобразовательных предметов. Поэтому не стоит забывать о важности решения образовательных задач, которые стоят перед физическим воспитанием всех учащихся общеобразовательных школ, в том числе и учеников СМГ. Средства для восстановления, адаптации и реабилитации можно применять после уроков. Третья часть респондентов (38%) именно так и считает: учащиеся СМГ должны заниматься ЛФК дополнительно к урокам физической культуры. Небольшое количество опрошенных (14%) для профилактики осложнений после заболевания, возобновления функций организма, укрепления здоровья, улучшения показателей физического развития и физической подготовленности рекомендуют ученикам выполнять дома задания учителя физической культуры.
Но практически каждый второй учитель считает, что учащиеся СМГ могут не посещать уроков физической культуры, а вместо этого принимать участие в занятиях ЛФК или физической реабилитацией (44%). Предполагается, что эти занятия будут проводиться, во-первых, с небольшими группами детей с идентичными или близкими заболеваниями, что существенно облегчит подбор нагрузки; во-вторых, инструкторами ЛФК, реабилито-логами или другими специалистами с углубленными медицинскими знаниями. Учителя физической культуры отметили, что в условиях инклюзивной школы с учениками среднего школьного возраста, кроме уроков физической культуры, целесообразно применять все известные формы физического воспитания, но эффективность каждой из них различна. Наибольшей действенностью, по их мнению, отличаются занятия в спортивных секциях (92%), а также дни здоровья и физической культуры (83%), физкультминутки (82%), подвижные перемены (71%), физ-культпаузы (69%) и занятия по ЛФК (68%). Очевидно, что именно эти формы физического воспитания нуждаются в углубленных организационно-методических разработках инклюзивного обучения школьников 1-3-й групп здоровья. Таким образом, в первом «дивизионе» оказались и спортивно-массовые, и «малые» организационные формы физического воспитания, что подтверждает готовность и способность учителей физической культуры реализовывать инклюзивное физическое воспитание с учениками разных групп здоровья практически во всех формах. По мнению респондентов, эффективностью на уровень ниже обладают теоретические уроки физической культуры (60%), соревнования по видам спорта (76%), массовые оздоровительные мероприятия (74%), домашние задания (57%) и индивидуальные занятия учащихся во внеучебное время (52%). Эти организационные формы целесообразно применять ограниченно, или существенно усовершенствовав их методику и организацию, поскольку польза от их использования в традиционном виде — небольшая, считают учителя физической культуры. Наименьшим
уровнем значимости для инклюзивного физического воспитания обладают, как отметили учителя, гимнастика до занятий (34%) и занятия по хореографии (32%). Среди разнообразных средств физического воспитания, согласно мнению учителей физической культуры (54,8%), спортивные игры занимают первое место в рейтинге по возможности применения определенного вида спорта в условиях инклюзивной школы, величины оздоровительного эффекта, прикладности навыков и т.д. Их выбор объясняется тем, что спортивные игры обладают большим воспитательным, образовательным и оздоровительным воздействием. Они способствуют воспитанию нравственных качеств, целеустремленности. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, коллективизма и ответственности за действия друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умения «взять себя в руки» после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Большое значение спортивных и подвижных игр (которые в рейтинге учителей находятся на четвертом месте) в формировании физических качеств. Различные игры, проводимые на свежем воздухе, то есть в благоприятных гигиенических условиях, оказывают на учеников достаточно ощутимое оздоровительное воздействие; способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека и являются полезным средством активного отдыха для школьников, занятых напряженной умственной деятельностью. Занятия спортивными и подвижными играми положительно сказываются на развитии зрительного, вестибулярного, мышечного и других анализаторов. Под влиянием систематических занятий играми увеличивается поле зрения игроков, их организм лучше переносит быстрые изменения в положении тела, у них развивается точность движений. Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре с отдельными видами спорта. Такие игры направлены на закрепление и совершенствование ранее разученных технических и тактиче-
ских приемов и навыков в том или ином виде спорта. Дети отметили спортивные игры как самый любимый вид двигательной активности на уроке. Но существенным недостатком в использовании спортивных игр на инклюзивных уроках физической культуры со школьниками 1-3-й групп здоровья считаются сложности в управлении нагрузкой.
Второе после спортивных игр место в рейтинге учителей занимает легкая атлетика. Этот вид спорта включает большое количество видов упражнений, простых и хорошо знакомых детям, имеющих большое прикладное значение в повседневной жизни. Эти упражнения обладают большим оздоровительным потенциалом, поскольку в основном выполняются на открытом воздухе; они являются одним из самых эффективных средств укрепления сердечно-сосудистой системы. Важно, однако, иметь в виду, что дети в своих анкетах поставили занятия легкой атлетикой-на 11-е место по популярности, что свидетельствует о (незаслуженно) небольшом желании выполнять упражнения из ее арсенала. Часто легкая атлетика ассоциируется только с длительным бегом, сдачей нормативов, что вызывает негативные эмоции у детей. По мнению учителей, средства общей физической подготовки занимают третье место в рейтинге эффективных средств инклюзивного физического воспитания. Под воздействием этих упражнений можно достичь высокой общей работоспособности, всестороннего развития, улучшения здоровья, совершенствования основных физических качеств учащихся. Считаем, что применение максимально возможного количества различных видов двигательной активности (или их элементов) на уроках физической культуры будет также содействовать формированию широкого арсенала двигательных умений и навыков, которые будут способствовать развитию ловкости (важной в современной жизни и трудовой деятельности), а также служить предпосылкой к их применению на досуге. Это отметили и учителя физической культуры в формализованной беседе вне анкетирования. Поэтому важно не ограничивать спектр используемых средств до одного, даже самого эффективно-
го и любимого детьми, вида двигательной активности.
ВЫВОДЫ
Выяснено, что проведение совместных уроков физической культуры для учащихся 1-3-й групп здоровья в средних общеобразовательных школах Украины в современных условиях сопровождается рядом проблем. Обнаружено противоречие между декларативно положительным отношением учителей к инклюзивному физическому воспитанию учащихся 1-3-й групп здоровья и одновременным стремлением к организации отдельных уроков физической культуры для детей разных медицинских групп. Учителя предполагают, что в условиях инклюзивного физического воспитания у физически подготовленных школьников будут
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аксенов, А.В. Повышение эффективности процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / А.В. Аксенов. - СПб., 2011. - 203 с.
2. Дзержинский, Г.А. Методика проведения уроков физической культуры с младшими школьниками подготовительной медицинской группы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04/ Г.А. Дзержинский. - М., 2008. - 204 с.
3. Сфименко, М. Перспективи корекцшного BIBLIGRAPHY
1. Aksenov, A. V. Роуу$Иепу'ееГГек1у'упо$1у'ргосе$$а fy'zy'cheskogovospy'tany' yadetejmladshegoshko L'nogovozrasta v uslovy'yaxy'nklyuzy'vnogoobraz ovany'ya :dy's. ... kand. ped. nauk : specz. 13.00.04 [Increased efficiency in physical education of children of primary school age in the inclusive education] / Andrej Vlady'my'rovy'chAksenov. -SPb., 2011. - 203 c. (Rus.)
2. Dzerzhy'nsky'j, G. A. Metody'kaprovedeny'yaurokovf y'zy'cheskojkul'turbi s mladshy'my' shkol'ny'kamy' podgotovy'tel'nojmedy'cy'nskojgruppbi : dy's. ... kand. ped. nauk :specz. 13.00.04 [The methodology of physical education lessons to younger students preparatory medical group] / Dzerzhy'nsky'jGennady 'jAleksandrovy'ch. - M., 2008. - 204 s. (Rus.)
наблюдаться относительно меньшие по величине приросты показателей (85-59%), чем у детей с отклонениями в состоянии здоровья (92-83%). Ожидается, что наименьшим положительным (59%) приростом будут характеризоваться показатели физической подготовленности здоровых школьников. По мнению учителей общеобразовательных школ, наиболее эффективными организационными формами инклюзивного физического воспитания школьников 1-3-й групп здоровья будут занятия в спортивных секциях (92%), дни здоровья и физической культуры (83%), физкультминутки (82%), подвижные перемены (71%), физкультпаузы (69%) и занятия по ЛФК (68%). Оптимальным для использования на уроках в условиях инклюзивного физического воспитания считается широкий спектр средств общей физической подготовки.
фiзичногови ховання д^ей з порушеннями опорно-рухового апарату в шклюзивнш освт / М. Сфименко // Дефектолопя. - 2012. - № 9. - С. 281
- 287.
4. Зайцев, Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования. - 2004. - № 7. - С. 127-132.
5. М^алуш А.О. Ыклюзивнаосвта - шлях до всебiчногорозвиткудiтей [Електронний ресурс] / М^алуш А. О. - Режим доступу: http://www. rusnauka.com/18_NiIN_2007/Pedagogica/22422. doc.htm (дата звернення: 20.11.2012).
3. Yefy'menko, M. Perspekty'vy' korekcijnogofizy'chn ogovy'xovannyaditej z porushennyamy' oporno-ruxovogoaparatu v inklyuzy'vnijosviti [Prospects corrective physical education for children with disorders of the musculoskeletal system in inclusive education] / Yefy'menko M. // Defektologiya . - 2012.
- # 9. - S. 281 - 287. (Ukr.)
4. Zajcev, D. V. Y'ntegry'rovannoeobrazovany'edetej s ograny'chennbimy' vozmozhnostyamy' [Integrated education of children with disabilities] // Socy'ology'ch esky'ey'ssledovany'ya. - 2004. - # 7. - S. 127-132. (Rus.)
5. Migalush, A. O. Inklyuzy'vnaosvita - shlyax do vsebichnogorozvy'tkuditej [Elektronny'jresurs] / Migalush A. O. - Rezhy'mdostupu : http://www. rusnauka.com/18_NiIN_2007/Pedagogica/22422. doc.htm (data zvernennya: 20.11.2012). (Ukr.)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Приступа Евгений Никодимович - доктор педагогических наук, професор, ректор Львовского государственного университета физической культуры
Боднар Иванна Романовна - кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент кафедры теориии методики физического воспитания, докторант Львовского государственного университета физической культуры Петришин Юрий Вододимирович - кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теориии методики физического воспитания Львовского государственного университета физической культуры