Научная статья на тему 'Физическое воспитание детей с умственной отсталостью в процессе занятий подвижными играми'

Физическое воспитание детей с умственной отсталостью в процессе занятий подвижными играми Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2218
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / PHYSICAL EDUCATION / MENTAL RETARDATION / SOCIAL ADAPTATION / ACTIVE GAMES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Снесарь Наталья Николаевна

Рассматривается процесс социальной адаптации умственно отсталых детей средствами и методами физической культуры. Представлены организационно-педагогические условия и практическая реализация педагогического эксперимента. Предложены игровые средства и тесты для оценки социально-психологической адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical education of mentally retarded children in the process of active games

Social adaptation of mentally retarded children by means and methods of physical training is considered. Organizational-pedagogical conditions and practical realization of pedagogical experiment are presented. Game means and tests for estimation of social psychological adaptation are suggested.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание детей с умственной отсталостью в процессе занятий подвижными играми»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПОДВИЖНЫМИ ИГРАМИ

Физическое воспитание, умственная отсталость, социальная адаптация, подвижные игры.

Социальные и экономические изменения, происходящие в последние годы в нашем обществе, затронули все сферы общественной жизни и поставили значительную часть населения в условия постоянной адаптации. Таким образом, сложился ряд актуальных проблем, которые являются почвой для исследователей и практических работников в сфере образования, в том числе и специального. Одной из актуальных задач воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в данный момент является их подготовка к самостоятельной жизни в новых социально-экономических условиях в качестве полноправных членов общества. В связи с этим основной целью специального образования является оптимальное содействие развитию потенциальных возможностей детей с отклонениями в развитии, их познавательной деятельности и личности в целом [Божович, 1948, с. 58; Малофеев, 1984, с. 43].

Школьная адаптация в психолого-педагогической литературе рассматривается как результат и процесс активного приспособления ребенка к условиям новой среды, связанный со сменой ведущей деятельности и социального окружения [Мухина, 1998, с. 73].

Личность развивается лишь тогда, когда проявляет активность (физическую, эмоциональную, умственную и т. д.). В результате этой активности появляются новые качества личности, физические изменения в организме, преобразования в окружающей среде [Кравцова, 1991, с. 122].

В силу психофизического недоразвития перечисленные выше психические функции и качества личности изначально дефицитарны при умственной патологии, что подтверждается практикой специальных образовательных учреждений и позволяет выдвинуть предположение о существенных затруднениях, которые испытывает ребенок при вхождении в новый и сложный вид деятельности. Процесс адаптации к новой социальной действительности связан с реализацией субъектом адаптационных возможностей, в частности, таких как активность в деятельности, самостоятельность, адекватность эмоционального реагирования, конструктивность во взаимоотношениях с окружающими и др., которые развиваются в ходе спонтанного или организованного социального опыта.

Проблема социальной адаптации умственно отсталых детей и подростков широко рассматривается современными исследователями. Значительная же часть работ посвящена изучению вопросов социальной адаптации лиц с интеллектуальной недостаточностью, и в меньшей степени изучались ее психологические факторы и механизмы. Столь важна и организация педагогических условий, в которых ребенок раскрывается как яркая индивидуальность, входит в социум полноценным его членом, осознавая свою ценность и неповторимость, тем самым социально адаптируясь ко всем изменениям в столь непростом социальном мире [Овчарова, 1998, с. 57].

Актуальность темы подтверждается еще и тем, что в последнее время в обществе наметился так сказать «кризис детства», который образовался на почве разрыва между жизнью родителей и жизнью детей с потерей взаимопонимания между ними. Любой сдвиг в индивидуальной жизни ребенка, изменение черт его личности связаны с изменением реальных обстоятельств жизни ребенка в семье.

Огромные возможности образовательных учреждений имеются в отношении самого главного, а именно организации характерообразующего образа жизни и деятельности, игровой деятельности, производящей своими специфическими средствами черты характера и волю школьника. Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок - это деятель. И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психического развития [Патрикеев, 2007, с. 23].

Научная новизна исследования выражается в формировании и обосновании организационно-педагогических условий физического воспитания детей с умственной отсталостью, включающих: программное и методическое обеспечение физического воспитания на основе подвижных игр; содержание и методику применения подвижных игр в зависимости от решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в процессе учебного года; педагогическую диагностику физической подготовленности, функциональной подготовленности и общего состояния здоровья.

Цель исследования - теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности физического воспитания детей с умственной отсталостью в процессе занятий подвижными играми.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики обеспечения системы физического воспитания посредством подвижных игр детей с нарушением интеллекта, направленной на социальную адаптацию детей с нарушением интеллекта в возрасте 9-10 лет.

Для решения основной задачи исследования был проведен констатирующий эксперимент, все исследования проводились в контрольной и экспериментальной группах. Испытуемыми были дети с нарушением интеллекта 9-10 лет. Уроки подвижных игр предусмотрено проводить ежедневно, это разные игры: ролевые, сюжетные, с водящим и без водящего, с мячом, с атрибутами, под музыкальное сопровождение, с проговариваниями и т. д. Дети могли сами выполнять роль водящего, но возможно и участие инструктора. Разнообразились и места проведения уроков игротерапии, это и площадка в школьном дворе, и спортзал, и беговая дорожка. Также применялись те подвижные игры, которым дети в этот день отдавали большее предпочтение, но не забывалось и обучение новым. Дети самостоятельно готовили места к урокам, это позволяло им чувствовать себя необходимыми, нужными и умеющими организовать подвижную игру.

Игра носила следующие функции:

— особое отношение личности к окружающему миру;

— особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная

деятельность;

— социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);

— особое содержание усвоения;

— деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;

— социально-педагогическая форма организации детской жизни, «детского общества».

В начале нашего эксперимента был предоставлен ряд тестов для выявления уровня подготовленности детей.

1. Определение скоростно-силовых качеств. Как тест использовался прыжок в длину с места.

2. Определение физического качества быстроты. Как тест использовался челночный бег 3х10 м.

3. Определение объема двигательной памяти. Вместе с ребятами выполнялись 10 двигательных действий (количество предлагаемых двигательных действий может быть разным); после этого испытуемые показывали, какие двигательные действия они запомнили.

Кол-во правильных дв. д. х юо % = %

Кол-во предлагаемых дв. д.

Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса и Даймонда (принятие себя; эмоциональная комфортность; адаптивность). В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашими собственными. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, дети примеряли его к своим привычкам, своему образу жизни; выбирали подходящий для себя по шкале ответов вариант и в соответствии с порядковым номером высказывания отвечали.

В конце эксперимента проводятся те же тестирования, которые впоследствии подвергнутся сравнению, что позволит сделать соответствующие выводы.

Рассматривая проблему физического воспитания детей с умственной отсталостью, мы разработали годичное содержание курса физической культуры с уклоном на подвижные игры, которые являются уникальным средством адаптации психофизических качеств детей (табл.).

Таким образом, актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне определяется противоречием между необходимостью реализации цели воспитания и обучения умственно отсталых детей и подростков в специальной (коррекционной) школе VIII вида, которая заключается в социальной адаптации: передаче им практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе, и педагогическими возможностями средств физической культуры, обусловленными современным содержанием специального образования. Влияние средств физической культуры еще недостаточно используется для коррекции нарушений физического, психического развития и физической подготовленности, являющихся

Таблица

Содержание физического воспитания умственно отсталых детей на основе подвижных игр и его распределение в годичном цикле (3-4 классы)

№ п/п Содержание Всего часов Годичный цикл

I четверть II четверть III четверть IV четверть

Физическое воспитание Гимнастика 20 10 10

Легкая атлетика 16 6 10

Лыжная подготовка 12 6 6

Под- вижные игры Этапы 171 44

Подготовительно-втяги- вающий

Базово-развивающий 36

Соревновательно-зак-репляющий 45

Результативно- итоговый 46

одним из показателей подготовленности к социальной адаптации умственно отсталых школьников. На основе составленного нами плана был проведен педагогический эксперимент, который показал результаты положительных изменений психического и физического состояний.

Библиографический список

1. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности детей к школьному обучению // Вопросы психологии детей дошкольного возраста. М., 1948.

2. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.

3. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы помощи детям с особыми нуждами // Дефектология. 1984. № 6.

4. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.: ИПП, 1998.

5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Сфера, 1998.

6. Патрикеев А.Ю. Подвижные игры: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.