ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПОДВИЖНЫМИ ИГРАМИ
Физическое воспитание, умственная отсталость, социальная адаптация, подвижные игры.
Социальные и экономические изменения, происходящие в последние годы в нашем обществе, затронули все сферы общественной жизни и поставили значительную часть населения в условия постоянной адаптации. Таким образом, сложился ряд актуальных проблем, которые являются почвой для исследователей и практических работников в сфере образования, в том числе и специального. Одной из актуальных задач воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в данный момент является их подготовка к самостоятельной жизни в новых социально-экономических условиях в качестве полноправных членов общества. В связи с этим основной целью специального образования является оптимальное содействие развитию потенциальных возможностей детей с отклонениями в развитии, их познавательной деятельности и личности в целом [Божович, 1948, с. 58; Малофеев, 1984, с. 43].
Школьная адаптация в психолого-педагогической литературе рассматривается как результат и процесс активного приспособления ребенка к условиям новой среды, связанный со сменой ведущей деятельности и социального окружения [Мухина, 1998, с. 73].
Личность развивается лишь тогда, когда проявляет активность (физическую, эмоциональную, умственную и т. д.). В результате этой активности появляются новые качества личности, физические изменения в организме, преобразования в окружающей среде [Кравцова, 1991, с. 122].
В силу психофизического недоразвития перечисленные выше психические функции и качества личности изначально дефицитарны при умственной патологии, что подтверждается практикой специальных образовательных учреждений и позволяет выдвинуть предположение о существенных затруднениях, которые испытывает ребенок при вхождении в новый и сложный вид деятельности. Процесс адаптации к новой социальной действительности связан с реализацией субъектом адаптационных возможностей, в частности, таких как активность в деятельности, самостоятельность, адекватность эмоционального реагирования, конструктивность во взаимоотношениях с окружающими и др., которые развиваются в ходе спонтанного или организованного социального опыта.
Проблема социальной адаптации умственно отсталых детей и подростков широко рассматривается современными исследователями. Значительная же часть работ посвящена изучению вопросов социальной адаптации лиц с интеллектуальной недостаточностью, и в меньшей степени изучались ее психологические факторы и механизмы. Столь важна и организация педагогических условий, в которых ребенок раскрывается как яркая индивидуальность, входит в социум полноценным его членом, осознавая свою ценность и неповторимость, тем самым социально адаптируясь ко всем изменениям в столь непростом социальном мире [Овчарова, 1998, с. 57].
Актуальность темы подтверждается еще и тем, что в последнее время в обществе наметился так сказать «кризис детства», который образовался на почве разрыва между жизнью родителей и жизнью детей с потерей взаимопонимания между ними. Любой сдвиг в индивидуальной жизни ребенка, изменение черт его личности связаны с изменением реальных обстоятельств жизни ребенка в семье.
Огромные возможности образовательных учреждений имеются в отношении самого главного, а именно организации характерообразующего образа жизни и деятельности, игровой деятельности, производящей своими специфическими средствами черты характера и волю школьника. Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок - это деятель. И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психического развития [Патрикеев, 2007, с. 23].
Научная новизна исследования выражается в формировании и обосновании организационно-педагогических условий физического воспитания детей с умственной отсталостью, включающих: программное и методическое обеспечение физического воспитания на основе подвижных игр; содержание и методику применения подвижных игр в зависимости от решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в процессе учебного года; педагогическую диагностику физической подготовленности, функциональной подготовленности и общего состояния здоровья.
Цель исследования - теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности физического воспитания детей с умственной отсталостью в процессе занятий подвижными играми.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики обеспечения системы физического воспитания посредством подвижных игр детей с нарушением интеллекта, направленной на социальную адаптацию детей с нарушением интеллекта в возрасте 9-10 лет.
Для решения основной задачи исследования был проведен констатирующий эксперимент, все исследования проводились в контрольной и экспериментальной группах. Испытуемыми были дети с нарушением интеллекта 9-10 лет. Уроки подвижных игр предусмотрено проводить ежедневно, это разные игры: ролевые, сюжетные, с водящим и без водящего, с мячом, с атрибутами, под музыкальное сопровождение, с проговариваниями и т. д. Дети могли сами выполнять роль водящего, но возможно и участие инструктора. Разнообразились и места проведения уроков игротерапии, это и площадка в школьном дворе, и спортзал, и беговая дорожка. Также применялись те подвижные игры, которым дети в этот день отдавали большее предпочтение, но не забывалось и обучение новым. Дети самостоятельно готовили места к урокам, это позволяло им чувствовать себя необходимыми, нужными и умеющими организовать подвижную игру.
Игра носила следующие функции:
— особое отношение личности к окружающему миру;
— особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная
деятельность;
— социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);
— особое содержание усвоения;
— деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;
— социально-педагогическая форма организации детской жизни, «детского общества».
В начале нашего эксперимента был предоставлен ряд тестов для выявления уровня подготовленности детей.
1. Определение скоростно-силовых качеств. Как тест использовался прыжок в длину с места.
2. Определение физического качества быстроты. Как тест использовался челночный бег 3х10 м.
3. Определение объема двигательной памяти. Вместе с ребятами выполнялись 10 двигательных действий (количество предлагаемых двигательных действий может быть разным); после этого испытуемые показывали, какие двигательные действия они запомнили.
Кол-во правильных дв. д. х юо % = %
Кол-во предлагаемых дв. д.
Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса и Даймонда (принятие себя; эмоциональная комфортность; адаптивность). В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашими собственными. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, дети примеряли его к своим привычкам, своему образу жизни; выбирали подходящий для себя по шкале ответов вариант и в соответствии с порядковым номером высказывания отвечали.
В конце эксперимента проводятся те же тестирования, которые впоследствии подвергнутся сравнению, что позволит сделать соответствующие выводы.
Рассматривая проблему физического воспитания детей с умственной отсталостью, мы разработали годичное содержание курса физической культуры с уклоном на подвижные игры, которые являются уникальным средством адаптации психофизических качеств детей (табл.).
Таким образом, актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне определяется противоречием между необходимостью реализации цели воспитания и обучения умственно отсталых детей и подростков в специальной (коррекционной) школе VIII вида, которая заключается в социальной адаптации: передаче им практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе, и педагогическими возможностями средств физической культуры, обусловленными современным содержанием специального образования. Влияние средств физической культуры еще недостаточно используется для коррекции нарушений физического, психического развития и физической подготовленности, являющихся
Таблица
Содержание физического воспитания умственно отсталых детей на основе подвижных игр и его распределение в годичном цикле (3-4 классы)
№ п/п Содержание Всего часов Годичный цикл
I четверть II четверть III четверть IV четверть
Физическое воспитание Гимнастика 20 10 10
Легкая атлетика 16 6 10
Лыжная подготовка 12 6 6
Под- вижные игры Этапы 171 44
Подготовительно-втяги- вающий
Базово-развивающий 36
Соревновательно-зак-репляющий 45
Результативно- итоговый 46
одним из показателей подготовленности к социальной адаптации умственно отсталых школьников. На основе составленного нами плана был проведен педагогический эксперимент, который показал результаты положительных изменений психического и физического состояний.
Библиографический список
1. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности детей к школьному обучению // Вопросы психологии детей дошкольного возраста. М., 1948.
2. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.
3. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы помощи детям с особыми нуждами // Дефектология. 1984. № 6.
4. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.: ИПП, 1998.
5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Сфера, 1998.
6. Патрикеев А.Ю. Подвижные игры: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2007.