5. Elmurzaev, M.A. (2014), "Socio-cultural potential of physical recreation", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 52.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.10.2017
УДК 796.011.3
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОК 1920 ЛЕТ
Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель Российской Федерации, Самарская государственная сельскохозяйственная академия, г. Самара; Сергей Петрович Левушкин, доктор биологических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва; Виктор Петрович Косихин, доктор педагогических наук, профессор, Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ),
Москва
Аннотация
В статье изложены результаты исследования различных компонентов физического состояния и соматического здоровья студенток 19-20 лет. Выявлено, что у девушек с возрастом наблюдается тенденция к более крепкому телосложению. Наряду с этим к 20 годам у студенток достоверно увеличиваются значения артериального давления. С возрастом выявлено также уменьшение жизненного индекса, что согласуется с ухудшением результатов дыхательных проб Штанге и Генчи и с увеличением времени восстановления ЧСС после выполнения нагрузочной пробы с 20 приседаниями за 30 секунд. Кроме того, в этом возрасте у студенток происходит снижение уровня соматического здоровья.
Ключевые слова: студентки, физическое развитие, центральная гемодинамика, дыхательные пробы, соматическое здоровье, компьютерная программа.
PHYSICAL STATE AND SOMATIC HEALTH OF FEMALE STUDENTS AT THE
AGE OF 19-20 YEARS
Sergey Nikolaevich Blinkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Honored teacher of the Russian Federation, Samara State Agricultural Academy, Samara; Sergey Pe-trovich Levushkin, the doctor of biological sciences, professor, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow; Victor Petrovich Kosikhin, the doctor
of pedagogical sciences, professor, Moscow State Linguistic University, Moscow
Annotation
The article presents the results of the research of various components of physical state and somatic health of the female students aged 19-20 years old. It has been revealed that a tendency to the stronger constitution is observed at the girls with the age. Along with it, the values of arterial blood pressure are authentically increased among the students by the age of 20. With the age there was also noticed the reduction of the vital index that is in compliance with deterioration in the results of respiratory tests following the Shange and Genchi method and with increase in time of restoration of heart rate after performance of load test with 20 squats within 30 seconds. Besides, at this age the students show decrease in the level of somatic health.
Keywords: students, physical development, central haemo dynamics, respiratory tests, somatic health, computer program.
ВВЕДЕНИЕ
Сохранение и укрепление здоровья молодого поколения является важнейшей государственной задачей. Однако в последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения различных компонентов физического состояния студентов [1-3]. Между тем со-
стояние физического здоровья довольно сильно влияет на качество подготовки будущих специалистов, развитие и использование интеллектуального потенциала общества.
Для сохранения здоровья студентов важную роль играет двигательная активность, а также объективная оценка и мониторинг различных компонентов физического состояния, позволяющая рационально организовать и корректировать физическую тренировку.
В связи с актуальностью проблемы ухудшения физического здоровья нами проведено исследование, целью которого явилось изучение различных компонентов физического состояния студенток 19-20 лет и разработка рациональных программ двигательной активности с учетом возраста, пола и уровня физического здоровья.
МЕТОДИКА
В исследовании приняли участие студентки Самарской государственной сельскохозяйственной академии в возрасте 19-20 лет (п=58), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Все исследования были проведены в первой половине дня, испытуемые не имели каких-либо противопоказаний для выполнения тестовых нагрузок, не употребляли какие-либо фармакологические средства. Систолическое (АДС), диастолическое (АДД) артериальное давление крови и частоту сердечных сокращений (ЧСС) регистрировали электронным тонометром. Рассчитывали среднее давление (САД), двойное произведение (ДП), вегетативный индекс Кердо (ВИК).
Антропометрические и физиометрические показатели физического развития определялись с помощью стандартного набора инструментов (ростомер, весы напольные электронные, спирометр, динамометр ручной).
Проба Штанге и Генчи проводилась после трех глубоких вдохов и выдохов, с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (Проба Генчи), с перерывом в 6-7 минут между пробами.
В исследовании использовалась стандартная нагрузочная проба с 20 приседаниями за 30 секунд. Перед выполнением пробы испытуемому измерялась ЧСС, которая определялась также после завершения приседаний испытуемой в течение первых 10 секунд первой, второй и третьей минут восстановления измерялась ЧСС.
При определении соматического здоровья студенток использовался метод, предложенный Г. Л. Апанасенко с соавторами [4], основанный, по мнению авторов, на учете зависимости между энергопотенциалом биосистемы, с одной стороны, и объемом физиологических резервов и степенью экономизации функций, с другой. При этом расчет баллов и уровня физического здоровья осуществлялся на основе использования компьютерной программы по оценке и коррекции физического состояния и физического здоровья студентов [2]. Для использования программы необходимо определение показателей физического развития (длины тела, массы тела, жизненной емкости легких, кистевой динамометрии), а также данных сердечно-сосудистой системы (частоты сердечных сокращений, артериального давления, времени восстановления пульса после 20 приседаний за 30 секунд), позволяющих выявить резервы функций сердечно-сосудистой системы, внешнего дыхания, мышечной силы. В результате применения данной программы обследуемые получали индивидуальную качественную оценку своего уровня физического здоровья по пятибалльной системе: 5 - высокий уровень, 4 - выше среднего, 3 - средний, 2 - ниже среднего, 1 - низкий. Программа предусматривает сохранение полученных результатов в специальной базе данных, систематизацию их в зависимости от различных признаков (учебного заведения, возраста, пола, даты обследования, уровня здоровья, количественного значения каждого из вводимых показателей и др.), выполнения отчетов по предварительно выбранным группам, статистическую обработку данных по общепринятым методам математической статистики, вывод на печать результатов проведенного исследования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты комплексного исследования различных компонентов физического состояния представлены в таблице 1, из которой видно, что девушки-студентки 20 лет имеют достоверно (р<0,05) более высокие значения массы тела и в окружности грудной клетки, чем 19-летние студентки (соответственно на 6,11 кг и 3,09 см). Вместе с тем, было выявлено, что 20-летние студентки имеют более крепкое телосложение (по индексу Пинье) по сравнению с 19-летними девушками. Изучение физиометрических показателей у девушек 19 и 20 лет выявило отсутствие достоверных различий. Однако при этом были выявлены достоверные различия (р<0,05) в значениях жизненного индекса, где 19-летние девушки превосходят 20-летних на 5,06 усл. ед.
Анализ показателей артериального давления показал, что АДС и АДД у студенток 20 лет имели более высокие значения по сравнению с 19-летними. Так, АДС и АДД у 20-летних достоверно (р<0,05) выше, чем у 19-летних (соответственно на 5,68 и на 3,56 мм рт. ст.). Полученные результаты двойного произведения показали отсутствие достоверных различий между 19-летними и 20-летними студентками.
Результаты проб Штанге и Генчи, характеризующих функциональное состояние дыхательной системы свидетельствует о том, что 19-летние студентки достоверно превосходят аналогичные значения 20-летних. Причем, различия по результатам дыхательной пробы Генчи является достоверными (при р<0,05).
Нагрузочная проба с 20 приседаниями за 30 секунд показала, что после данной физической нагрузки 19-летние студентки восстанавливаются достоверно (р<0,01) быстрее 20-летних (на 21,56 с).
Таблица 1 - Показатели физического состояния и соматического здоровья студенток
Показатели 19 лет 20 лет Достоверность различий 19-20 лет Средний показатель 19-20 лет
Длина тела, см 164,21±1,47 165,83±1,06 - 165,1±0,88
Масса тела, см 54,57±1,55 60,68±1,59 * 57,97±1,18
ОГК, см 72,6±1,01 75,69±1,23 * 74,25±0,85
Весоростовой индекс, усл. ед. 332,3±5,12 365,9±6,18 351,1±5,67
Индекс Пинье, усл. ед. 37,04±0,53 29,46±0,41 * 31,88±0,45
Сила правой кисти, кг 31,28±0,91 31,4±0,64 - 31,34±0,55
Силовой индекс правой кисти, усл. ед. 0,57±0,03 0,52±0,02 - 0,54±0,03
Сила левой кисти, кг 29,0±0,83 29,81±0,63 - 29,42±0,52
Силовой индекс левой кисти, усл. ед. 0,53±0,03 0,49±0,01 - 0,51±0,02
ЖЕЛ, мл 3678,8±113,1 3783,9±96,4 * 3733,3±74,25
Жизненный индекс, усл. ед. 67,41±1,55 62,35±1,48 * 64,4±1,51
АДС, мм рт. ст. 110,55±2,05 116,23±1,54 * 113,54±1,32
АДД, мм рт. ст. 72,74±1,37 76,3±1,33 * 74,59±0,98
ЧСС (сидя), мм рт. ст. 83,2±2,4 80,8±2,12 - 82,89±1,6
Двойное произведение, усл. ед. 91,97±1,98 93,9±1,87 - 94,11±1,93
Индекс Кердо, усл. ед. 12,6±0,94 5,6±0,59 ** 10,0±0,87
Проба Штанге, с 41,86±2,51 39,8±3,4 41,05±2,04
Проба Генчи, с 27,59±1,88 22,78±1,86 * 25,72±1,41
Время восстановления после нагрузки 20 приседаний за 30 с. 91,15±8,33 112,71±10,0 ** 102,19±6,76
Соматическое здоровье, баллы 13 ±0,9 11±0,78 - 12±0,85
Примечание: * - достоверно при р<0,05; ** - достоверно при р<0,01
Как показали результаты исследования, студентки 19-20 лет имели средний уровень физического здоровья. Вместе с тем, уровень физического здоровья у студенток 19 лет немного выше 20-летних, о чем свидетельствует количество баллов, которое они набрали по пяти показателям - 13, что на 2 балла больше, чем у 20-летних у обучающихся студенток.
Таким образом, анализ результатов исследования отдельных показателей физического состояния и физического здоровья студенток 19-20 лет показал, что по большинству показателей физического развития, центральной гемодинамики, дыхательной системы и адаптации сердечно-сосудистой системы к стандартной физической нагрузке 19-летние девушки имеют преимущество перед 20-летними студентками.
На наш взгляд это объясняется тем, что в период учебы, у студенток год от года сокращается объем двигательной активности. Так, если на первом курсе количество девушек регулярно занимающихся физическими упражнениями, по данным наших исследований составляет 32,4%, то на втором и третьем курсе количество систематически занимающихся физической культурой и спортом снижается и составляет 29,8% и 24,7% соответственно. Данный факт не может не вызывать беспокойства, так как объем двигательной активности во многом определяет уровень физического состояния и соматического здоровья учащейся молодежи. Вместе с тем, негативная динамика исследуемых показателей с повышением возраста, от курса к курсу обучения в вузе не добавляет оптимизма на ближайшую перспективу по стабилизации исследуемых показателей на достигнутом уровне окончания первого курса. В связи с этим студенткам, на основе использования компьютерной программы были предложены индивидуальные (в зависимости от уровня здоровья, возраста, пола) рекомендации по организации двигательной активности, предусматривающие общую продолжительность комплекса физкультурных мероприятий, количество занятий в неделю, продолжительность отдельного занятия, оптимальный пульсовой режим, средства физического воспитания. Наряду с этим студенткам были предложены общие рекомендации, которые предусматривали наличие систематических занятий, общий объем которых должен составлять 8-10 часов в неделю, преимущественно аэробного характера (ходьба, бег, лыжные прогулки, катание на коньках, езда на велосипеде, плавание, степ-аэробика, фитнес-аэробика и др.). Кроме этого, было предложено включать в комплекс утренней зарядки силовые упражнения для развития мышц сгибателей и разгибателей плеча, брюшного пресса и мышц ног.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования физического развития, состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, уровня соматического здоровья студенток было выявлено, что в целом изученные показатели у 19-летних девушек выше, чем аналогичные данные у 20-летних студенток. Девушкам, обучающимся на 1 курсе необходимо сохранить имеющийся уровень физического состояния на последующих курсах обучения в вузе за счет использования систематических занятий физической культурой и спортом. Для объективного контроля и коррекции морфофункционального развития, состояния кар-диореспираторной системы и уровня соматического здоровья, желательно проведение мониторинга этих показателей с использованием современных информационных систем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голомолзина, В.П. Реализация индивидуально-типологического подхода в физической подготовке студенток с ослабленным здоровьем на основе учета особенностей телосложения / В.П. Голомолзина, С.Б. Бондарь, С.П. Левушкин / Ульяновская гос. сельскохоз. акад. - Ульяновск : [б.и.], 2011. - 164 с.
2. Левушкин, С.П. Исследование физического состояния учащейся молодежи : монография / С.П. Левушкин, В.А. Хамзина, С.Н. Блинков ; Ульяновский гос. техн. ун-т. -Ульяновск : [б.и.], 2013. - 162 с.
3. Мещеряков, А.В. Физическая культура. Физиологическое обоснование индивидуально-типологического подхода студентов специального медицинского отделения : монография / А.В. Мещеряков, С.П. Левушкин. - М. : ОнтоПринт, 2016. - 188 с.
4. Скрининг физического (соматического) здоровья населения при профилактических осмотрах : методические рекомендации / Г.Л. Апанасенко [и др.] ; Мед. институт им. Академика А. Богомольца. - Киев : [б.и.], 1988. - 12 с.
REFERENCES
1. Golomolzina, V.P., Bondar S.B. and Levushkin, S.P. (2011), Realization of individual and typological approach in physical training of students with the weakened health on the basis of accounting of features of constitution, Ulyanovsk state agricultural academician, Ulyanovsk.
2. Levushkin, S.P., Hamzina V.A., Blinkov, S.N. (2013), Study of a physical condition of the studying youth: monograph, Ulyanovsk state technical University, Ulyanovsk.
3. Meshcheryakov, A.V. and Levushkin, S.P. (2016), Physical culture. Physiological justification of individual and typological approach of students of special medical office : monograph, OntoPrint, Moscow.
4. Apanasenko, G.L. and other (1988), Screening ofphysical (somatic) health of the population at routine inspections: methodical recommendations, Medical institute of the Academician A. Bogomolts, Kiev.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.10.2017
УДК 796.413/.418
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КИНЕСТЕЗИИ У ЮНЫХ ГИМНАСТОВ
Любовь Николаевна Ботова, кандидат биологических наук, Алина Раилевна Муллахметова, магистрант, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ»), Казань
Аннотация
Данная статья посвящена результатам внедрения экспериментальной методики совершенствования кинестезии у юных гимнастов. Определение точности воспроизводимых движений осуществлялось при помощи системы видеоанализа. Видеоматериалы получены и обработаны в программной среде «Simi Motion 9.0.1». В исследовании приняли участие 19 гимнастов в возрасте от шести до семи лет. При фоновых исследованиях была выявлена относительно низкая точность воспроизведения гимнастами задаваемых движений, выявлены статистически значимые различия в обеих группах точности воспроизведения движений в левом локтевом и левом плечевом суставе без зрительного контроля. На основе полученных данных была разработана и внедрена в тренировочный процесс гимнастов экспериментальной группы методика совершенствования мышечно-суставного чувства, состоящая из четырех блоков упражнений. В результате исследования были выявлены статистически значимые различия в точности воспроизведения движений, а также показателях технического мастерства гимнастов в экспериментальной группе.
Ключевые слова: спортивная гимнастика, кинестезия, юные гимнасты.
IMPROVEMENT OF KINESTHESIA AMONG YOUNG GYMNASTS
Lyubov Nikolaevna Botova, the candidate of biological sciences, Alina Railevna Mullakhmetova, the graduate student,
The Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan
Annotation
This article is devoted to the results of the introduction of the experimental method for improving the muscular-articular feeling among young gymnasts. Determination of the accuracy of the reproduced movements was carried out by using a video analysis system. Video materials are received and processed in the software environment "Simi Motion 9.0.1". The study involved 19 gymnasts aged from six to seven years. In a state of rest, the relatively low accuracy of the prescribed movements was detected among the gymnasts, statistically significant differences were found in both groups of the movements accuracy reproduction in the left ulnar and left humeral joint without visual control. Based on the obtained data, the methodology for the improving the muscular-articular feeling was developed and introduced into the training process of gymnasts of the experimental group, consisting of four blocks of exercises. As a result of the study, statistically significant differences in the accuracy of reproduction of movements, as well as the technical skill of gymnasts in the experimental group were revealed.