required for intestinal homeostasis. Cell. 2004; 118: 229-241.
© Коллектив авторов, 2010
С.И. Трухина, В.И. Циркин, С.В. Хлыбова, Е.В. Четверикова
УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА ИХ ВСКАРМЛИВАНИЯ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
Вятский государственный гуманитарный университет, Кировская государственная медицинская академия, г. Киров, РФ
По годовым оценкам успеваемости по различным дисциплинам c 1-го по 8-й класс анализировали успешность образовательной деятельности (ОД) у 122 учащихся 9-х классов, которые по характеру вскармливания до года были разделены на 6 групп: 1-я группа — дети, находившиеся на искусственном вскармливании (ИВ) с рождения (n=9); 2-я—6-я группы — дети с длительностью грудного вскармливания (ГВ) соответственно до 1 месяца (n=12), до 2 месяцев (n=13), до 3 месяцев (n=19), 4—8 месяцев (n=36) и 9—12 месяцев (n=33). Установлено, что длительность ГВ не влияет на успешность ОД. Дети, находившиеся на ИВ с рождения (1-я группа), в течение 8 лет обучения в школе имели, как правило, более низкий уровень успеваемости практически по всем предметам по сравнению с детьми 2-й—6-й групп. Показано, что для успешности ОД ребенка в 1—8-х классах общеобразовательной школы одним из необходимых условий является ГВ не менее 1 месяца.
Ключевые слова: дети, успешность общеобразовательной деятельности, грудное вскармливание, искусственное вскармливание.
Progress in studies (PS) was analyzed in 122 pupils of 9 class according to the grades in different disciplines. All the pupils were divided into 6 groups in dependence on feeding in infancy: 1st - bottle fed (BotF) from the birth (n=9); 2nd-6th - breast fed (BrF): BrF<1 month (n=13); BrF 1-2 months (n=13), 3 months (n=19), 4-8 months (n=36) and BrF 9-12 months (n=33). The study showed that BrF continuance don't influence upon PS. Children, bottle fed from the birth (1st group) had as a rule worse grades in all the disciplines during 8 years of school training in comparison with children of 2-6 groups. So, the study showed that BrF no less than 1 month is one of necessary conditions for successful PS in 1-8 classes. Key words: children, successful progress in studies, breast feeding, bottle feeding.
Контактная информация:
Трухина Светлана Ивановна - канд. биол. наук, доц. каф. биологии
Вятского государственного гуманитарного университета
Адрес: 610002 г. Киров, ул. Красноармейская, 26
Тел.: (8332) 35-66-46, E-mail: [email protected]
Статья поступила 9.06.10, принята к печати 26.01.11.
В настоящее время многие авторы сходятся во мнении, что альтернативы грудному вскармливанию (ГВ) нет [1-3]. ГВ в течение первого года жизни имеет важное значение для физического развития, способствует психоэмоциональному развитию и формированию личности ребенка, закладывает здоровье на долгие годы, а ранний перевод на искусственное вскармливание (ИВ) является фактором риска, способствующим нарушению психического развития [1-3]. Вместе с тем до настоящего времени не завершается дискуссия по вопросам продолжительности ГВ [4]. В частности, согласно рекомендациям ВОЗ, продолжительность ГВ должна быть не менее 6 месяцев [5]. В России менее 6 месяцев кормят грудью в среднем 50-60% матерей [6]. В ряде зарубежных странах эта цифра еще меньше - в частности, известно, что до 4 месяцев кормят грудью 70-90% матерей в странах Азии и Африки, 62,7% - в Греции, 61% - в Швеции, 50% - в Дании. При этом имеются страны (Великобритания, СНГ), в которых ГВ продолжается значительно дольше [5, 6]. Многие авторы склонны считать, что здоровье и развитие ребенка находятся в прямой зависимости от длительности ГВ, в связи с чем во всем мире предпринимаются усилия по пропаганде ГВ и созданию условий для его реализации [4, 6, 7].
Известно большое число работ, в которых убедительно доказывается негативное влияние отсутствия или кратковременности ГВ, в том числе на физическое развитие [3], иммунный статус [8], уровень здоровья и заболеваемость в детском или подростковом возрасте [3, 9]. Это объясняется тем, что в материнском молоке содержатся компоненты, необходимые для развития нервной системы ребенка, в том числе незаменимые ненасыщенные жирные кислоты, таурин, лактоза и др. Кроме того, контакт между матерью и ребенком в процессе кормления грудью является благоприятной основой для полноценного развития интеллекта и психики ребенка. Таким образом, очевидно, что недостаток компонентов грудного молока и непродолжительный контакт ребенка с матерью приводят к определенной задержке в развитии высших психических функций у детей, что проявляется даже в 1-м классе [10].
Вместе с тем, в литературе до настоящего времени недостаточно внимания уделяется вопросу о влиянии ГВ на уровень развития высших психических функций и успеваемость ребенка [9, 10]. Часть авторов утверждает, что кратковременность ГВ снижает интеллект и успешность образовательной деятельности [11, 12]. Так, отмечено, что при непродолжительном (до 6 месяцев) ГВ дети в 1-м классе имеют более низкий уровень развития внимания, памяти, речи, логического и образного мышления и более низкую успеваемость, чем дети, находившиеся на ГВ 7-12 месяцев [9, 10]. При анализе данных о вскармлива-
нии и показателей успеваемости более 120 пар близнецов, одного из которых держали на ИВ, а второго - на ГВ, установлено, что материнское молоко не только укрепляет здоровье малыша, но и повышает когнитивные способности, уровень интеллекта и успеваемость в школе [12]. Вместе с тем в литературе появляются сообщения о том, что ГВ не играет существенной роли в развитии мозга ребенка [8, 12 ,13]. Так, установлено, что продолжительность ГВ сама по себе не влияет на развитие интеллекта ребенка, а имеет значение возможность экспрессии гена FADS2, имеющегося у 90% детей [13]. Этот ген обеспечивает синтез фермента, благодаря которому из жирных кислот материнского молока образуются докозагексано-вая и арахидоновая кислоты, которые и играют ведущую роль в развитии мозга ребенка в первые месяцы жизни. Экспрессия этого гена осуществляется компонентами материнского молока и, по-видимому, происходит в первые недели пост-натального развития. Эти данные были получены при исследовании более 3000 детей, появившихся на свет в Великобритании и Новой Зеландии в 1972-1973 и 1994-1995 гг., у которых отсутствовали пренатальные и постнатальные (включая социальные) факторы риска развития. Кроме того, в литературе сообщается о том, что ГВ не оказывает непосредственного воздействия на уровень интеллектуального развития ребенка [12]. По мнению этих авторов, младенцы, которых кормят грудью, вырастают более умными потому, что их матери лучше заботятся о них и уделяют больше внимания их воспитанию. Аналогичное мнение высказано Der D. [8], который обследовал 5000 детей и 3000 матерей; он полагает, что благоприятное влияние на развитие ребенка в этой ситуации оказывает высокий уровень интеллекта матери и благоприятная обстановка в семье.
В целом, представленные данные литературы побудили нас продолжить изучение вопроса о роли продолжительности ГВ на развитие интеллекта ребенка.
Цель исследования - оценить успешность образовательной деятельности (ОД) у школьников на протяжении первых 8 лет обучения в общеобразовательной школе с учетом продолжительности их ГВ.
Анализировали успеваемость 122 учащихся 9-х классов 17 школ г. Кирова, поступивших в 1-й класс в 2000 г. Все они родились с нормальным (2,6-3,9 кг) весом и показателями по шкале Апгар не менее 7-8 баллов от здоровых матерей, у которых имело место физиологическое течение беременности, родов и послеродового периода. Эта группа детей была отобрана из 1174 девятиклассников этих же школ г. Кирова, у которых был собран анамнез их пренатального и постнатально-го развития по данным медицинских документов (форма № 112-У и 026-У) и анкеты для родителей [14]. Таким образом, в группу исследования не
Таблица
Успешность обучения в школе в зависимости от продолжительности ГВ
Классы Дисциплины 1-я группа (п=9) 2-я группа (п=12) 3-я группа (п=13) 4-я группа (п=19) 5-я группа (п=36) 6-я группа (п=33)
1 Письмо 3,11±0,11 3,67±0,19* 4,15±0,15* 3,95±0,12* 3,94±0,08* 4,03±0,12*
Чтение 3,67±0,17 4,17±0,21 4,00±0, 20 4,32±0,13* 4,36±0,09* 4,36±0,10*
Математика 3,33±0,17 4,00±0,12* 4,08±0,13 4,05±0,14 4,14±0,08* 4,21±0,11
Средний балл 3,37±0,12 3,97±0,16* 4,08±0,18* 4,11±0,11* 4,15±0,07* 4,20±0,10*
2 Письмо 3,33±0,17 3,83±0,21 4,00±0,11* 3,95±0,09* 4,00±0,09* 4,18±0,12*
Чтение 4,00±0,17 4,33±0,14 4,46±0,18 4,37±0,11 4,42±0,10* 4,33±0,11
Математика 3,56±0,24 4,00±0,17 4,23±0,12* 4,05±0,12 4,00±0,07 4,27±0,10*5
Средний балл 3,63±0,14 4,08±0,16* 4,21±0,13* 4,12±0,09* 4,14±0,08* 4,26±0,10*
3 Письмо 3,11±0,11 3,67±0,19* 4,00±0,11* 4,11±0,11* 3,92±0,08* 4,00±0,12*
Чтение 3,67±0,17 4,25±0,13* 4,31±0,17* 4,42±0,12* 4,36±0,11* 4,33±0,11*
Математика 3,22±0,15 3,75±0,13* 4,08±0,08*2 4,11±0,13* 4,00±0,09* 4,09±0,12*
Природоведение 3,67±0,17 4,17±0,21 4,62±0,14* 4,42±0,12* 4,22±0,11* 4,27±0,12*
Средний балл 3,42±0,11 3,98±0,14* 4,25±0,08* 4,25±0,09* 4,13±0,09* 4,17±0,09*
4 Письмо 3,22±0,15 3,75±0,22 4,00±0,11* 3,95±0,12* 3,89±0,08* 4,00±0,11*
Чтение 3,89±0,11 4,33±0,19 4,46±0,18* 4,42±0,12* 4,42±0,12* 4,27±0,12*
Математика 3,22±0,15 3,83±0,17* 4,00±0,11* 4,11±0,13* 4,00±0,09* 4,09±0,10*
Природоведение 3,44±0,18 4,25±0,13* 4,15±0,15* 4,37±0,14* 4,17±0,10* 4,18±0,12*
Средний балл 3,44±0,09 4,04±0,14* 4,15±0,12* 4,22±0,10* 4,12±0,08* 4,14±0,10*
5 Русский язык 3,33±0,17 3,83±0,11* 3,85±0,10* 3,84±0,12* 3,81±0,09* 4,03±0,11*
Литература 3,56±0,18 4,25±0,13* 4,08±0,14* 4,11±0,15* 4,00±0,10* 4,21±0,10*
Математика 3,22±0,15 3,75±0,18* 3,92±0,14* 3,68±0,11* 3,89±0,10* 3,91±0,11*
История 3,44±0,18 4,17±0,17* 4,15±0,15* 4,05±0,14* 4,06±0,10* 4,03±0,12*
Биология 3,33±0,17 3,83±0,17 4,08±0,14* 4,21±0,10* 4,08±0,09* 4,21±0,09*
Ин. язык 3,22±0,15 3,83±0,24* 3,85±0,10* 4,00±0,17* 4,00±0,11* 4,15±0,12*
Средний балл 3,35±0,10 3,95±0,12* 3,99±0,09* 3,98±0,10* 3,98±0,08* 4,10±0,09*
6 Русский язык 3,22±0,15 3,83±0,11* 3,85±0,10* 3,84±0,12* 3,83±0,07* 4,00±0,11*
Литература 3,44±0,18 4,08±0,19* 4,00±0,15* 4,16±0,14* 3,97±0,10* 4,15±0,11*
Математика 3,11±0,11 3,58±0,15* 4,00±0,16* 3,89±0,15* 3,86±0,09* 3,91±0,11*
История 3,22±0,15 3,75±0,22* 4,00±0,16* 4,05±0,14* 3,83±0,09* 3,88±0,09*
Биология 3,00±0,00 3,83±0,21* 3,85±0,15* 3,95±0,12* 3,81±0,09* 3,94±0,11*
Ин. язык 3,00±0,00 3,75±0,25* 3,85±0,15* 3,95±0,18* 3,92±0,10* 3,97±0,12*
Средний балл 3,15±0,06 3,81±0,15* 3,92±0,12* 4,03±0,10* 3,87±0,08*4 3,97±0,09*
7 Русский язык 3,00±0,00 3,58±0,15* 3,77±0,12* 3,74±0,10* 3,75±0,08* 3,82±0,10*
Литература 3,11±0,11 3,83±0,17* 4,00±0,20* 3,89±0,15* 3,86±0,11* 3,97±0,13*
Алгебра 3,00±0,00 3,67±0,19* 3,92±0,18* 3,58±0,14* 3,72±0,09* 3,73±0,11*
Геометрия 3,00±0,00 3,50±0,19* 3,85±0,19* 3,63±0,14* 3,75±0,10* 3,64±0,11*
История 3,11±0,11 3,92±0,23* 3,85±0,15* 3,84±0,14* 3,86±0,10* 3,88±0,10*
Биология 3,11±0,11 3,83±0,21* 3,85±0,15* 3,79±0,14* 3,67±0,10* 3,82±0,10*
Физика 3,00±0,00 3,75±0,18* 3,85±0,15* 3,74±0,13* 3,67±0,10* 3,67±0,10*
Ин. язык 3,00±0,00 3,67±0,22* 3,85±0,19* 3,79±0,14* 3,81±0,11* 3,85±0,12*
Средний балл 3,04±0,02 3,72±0,14* 3,86±0,15* 3,75±0,11* 3,75±0,08* 3,80±0,09*
8 Русский язык 3,00±0,00 3,50±0,15* 3,85±0,15* 3,74±0,10* 3,72±0,09* 3,67±0,11*
Литература 3,00±0,00 3,67±0,22* 4,00±0,20* 3,89±0,11* 3,75±0,11* 3,85±0,11*
Алгебра 3,00±0,00 3,50±0,15* 3,77±0,17* 3,68±0,13* 3,64±0,09* 3,64±0,11*
Геометрия 3,00±0,00 3,50±0,19* 3,77±0,12* 3,74±0,15* 3,67±0,10* 3,58±0,12*
История 3,11±0,11 3,58±0,19* 3,92±0,14* 3,79±0,16* 3,64±0,11* 3,74±0,11*
Биология 3,00±0,00 3,75±0,22* 3,85±0,15* 3,84±0,12* 3,67±0,10* 3,79±0,09*
Физика 3,00±0,00 3,50±0,19* 4,00±0,20* 3,74±0,17* 3,64±0,11* 3,70±0,11*
Химия 3,11±0,11 3,50±0,15* 4,00±0,20* 3,63±0,16* 3,58±0,10* 3,82±0,13*
Ин. язык 3,00±0,00 3,50±0,15* 3,77±0,17* 3,68±0,15* 3,64±0,11* 3,70±0,11*
Средний балл 3,01±0,01 3,56±0,15* 3,88±0,14* 3,77±0,00* 3,66±0,08* 3,72±0,09*
*Различия с 1-й группой достоверны (р<0,05) по критерию Стьюдента; 2, 4, 5 - различие соответственно со 2-й, 4-й и 5-й группами достоверно (р<0,05).
4,4 -,
1234 5 67 8 Классы
Рисунок. Динамика среднего балла успеваемости учащихся 1-6-й групп с 1-го по 8-й класс. а - 1-я группа, б - 2-я группа, в - 3-я группа, г -4-я группа, д - 5-я группа, е - 6-я группа.
вошли дети с осложненным периодом вынашивания и/или рождения. На основании данных, содержащихся в анкете родителей, все 122 ребенка по характеру вскармливания были разделены на 6 групп. Среди них 1-я группа - дети, которые с рождения находились на ИВ (7,38%); 2-я-6-я группы - дети с длительностью ГВ соответственно до 1 (9,84%), 2 (10,65%), 3 (15,57%), 4-8 (29,51%) и 9-12 (27,05%) месяцев. В 1-й группе оказались только мальчики, во всех остальных группах были и мальчики, и девочки.
Успешность ОД определяли по оценкам годовой успеваемости по различным дисциплинам для каждого из 8 лет обучения, а также по среднему годовому баллу, отражающему успешность обучения по всем основным дисциплинам данного класса. Информацию получали из школьных журналов с согласия родителей и администрации школ. Результаты исследования подвергали статической обработке (M±m), а различия оценивали по критерию Стьюдента, считая их достоверными при р<0,05*.
Установлено, что длительность ГВ не влияет на успешность ОД, при условии, что оно продолжается не менее 1 месяца (см. таблицу и рисунок). Действительно, все различия между 2-й-6-й группами по оценкам по отдельным предметам и по среднему баллу за каждый класс носят, как правило, недостоверный характер. Исключения наблюдались лишь в нескольких случаях: во 2-м классе дети 6-й группы имели более высокий уровень успеваемости по математике, чем дети
5-й группы (4,27±0,10 против 4,00±0,07 баллов, р<0,05); в 3-м классе успеваемость по математике в 3-й группе была выше, чем во 2-й группе (4,08±0,08 против 3,75±0,13 баллов, р<0,05); в
6-м классе средний балл успеваемости в 5-й группе был ниже, чем в 4-й группе (3,87±0,08 против 4,03±0,10 баллов, р<0,05).
Дети, находившиеся на ИВ с рождения (1-я группа), в течение 8 лет обучения имели, как правило, более низкий уровень успеваемости практи-
чески по всем предметам и, в целом, более низкий средний балл успеваемости в каждом классе, чем дети остальных 5 групп, в том числе, 2-й группы, т.е. находившихся на ГВ до 1 месяца. Например, средний балл в 1-м классе в 1-й группе был достоверно ниже (3,37 баллов), чем в 2-й-6-й группах (соответственно 3,97; 4,08; 4,11; 4,15 и 4,20); аналогично, средний балл в 8-м классе в 1-й группе был достоверно ниже (3,01), чем в 2-й-6-й группах (соответственно 3,56; 3,88; 3,77; 3,66 и 3,72). Выявлено лишь несколько исключений из данной закономерности. В частности, в 1-м классе 1-я группа не отличалась достоверно по успеваемости по чтению от 2-й и 3-й групп; во 2-м классе - по успеваемости по чтению от 2-й и 4-й групп и по письму и математике от 2-й группы; в 3-м классе - по успеваемости по природоведению от 2-й группы; в 4-м классе - по успеваемости по письму и чтению от 2-й группы; в 5-м классе - по успеваемости по биологии от 2-й группы.
Таким образом, наши исследования показали, что для успешности ОД ребенка в 1-8-х классах общеобразовательной школы одним из необходимых условий является ГВ не менее 1 месяца. Наши результаты согласуются с представлением ряда исследователей [8, 13] о том, что длительность ГВ, варьирующая в пределах от 1 до 12 месяцев, не имеет существенного значения для развития интеллекта, но при условии, что вынашивание и рождение ребенка происходили без отклонений. Наши данные подтверждают гипотезу о важности экспрессии гена ЕЛБ82 под влиянием продуктов материнского молока [13] и косвенно указывают на то, что эта экспрессия происходит в первые недели вскармливания.
Полагаем, что для детей, находившихся на ИВ с момента рождения, необходимо на протяжении постнатального периода применять медико-психологические и педагогические технологии, развивающие их высшие психические функции. Это, вероятно, будет способствовать уменьшению числа у них школьных трудностей, повышению успеваемости и сохранению здоровья.
Выводы
1. Длительность ГВ не влияет на успешность ОД, при условии, что оно продолжается не менее 1 месяца.
2. Отсутствие с рождения ГВ снижает успешность ОД в 1-8-х классах общеобразовательной школы по всем основным предметам.
3. Целесообразно создание медико-психологических и педагогических технологий, развивающих высшие психические функции у детей, находящихся с рождения на ИВ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Kramer M, Kakuma R. The optimal durationof exclusive breastfeeding. A systematic review. Geneva: WHO, 2003: 37.
2. Джумагазиев АА., Рожкова О.Н., Козина Т.Ф. Значение
грудного вскармливания и психоэмоционального единства матери и ребенка для его нервно-психического развития. Вопр. дет. диетологии, 2004; 2 (6): 3-15.
3. Абольян Л.В., Бердикова Т.Л., Ломовских В.Е. и др. Значение исключительно грудного вскармливания для здоровья, физического и нервно-психического развития детей первого года жизни (на примере г. Волгограда). Педиатрия, 2005; 5: 53-57.
4. Корсунский АА., Абольян Л.В. Поддержка грудного вскармливания в России: достижения и проблемы. Вопр. дет. диетологии, 2004; 2 (3): 5-8.
5. Глобальная стратегия по кормлению детей грудного и раннего возраста: Пер. с англ. Женева: ВОЗ, 2003: 34.
6. Абольян Л.В. Практика охраны, поддержки и поощрения грудного вскармливания в детских амбулаторно-поликли-нических учреждениях: Пособие для врачей. М.: Медицина, 2003: 193.
7. Абольян Л.В., Полесский ВА., Нонина А.Р. и др. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. Педиатрия, 2001; 5: 33-36.
8. Der G, Batty G, Deary I. Effect of breast feeding on intelligence in children: prospective study, sibling pairs analysis, and metaanalysis. British Medical Journal, 2006; 333 (7575): 945.
9. Перевощикова Н.К., Басманова Е.Д., Коба В.И. и др.
Состояние здоровья детей в зависимости от вида вскармливания в раннем возрасте. Рос. пед. журнал, 2002; 1: 4-6.
10. Фатеева Е.М., Цареградская Ж.В. Грудное вскармливание и психологическое единство «мать-дитя». М.: Агар, 2002: 184.
11. Lozoff B, Jimenez E, Smith J. Double burden of iron deficiency in infancy and low socioeconomic status: a longitudinal analysis of cognitive test scores to age 19 years. Arch. Pediatr. Adolesc. Med., 2006; 160 (11): 1108-1113.
12. Rees D, Sabia J, Argys L. A head above the rest: height and adolescent psychological well-being. Econ. Hum. Biol., 2009; 7 (2): 217-228.
13. Caspi A, Williams B, Kim-Cohen J, et al. Moderation of breastfeeding effects on the IQ by genetic variation in fatty acid metabolism. Proc. Natl. Acad. Sci USA, 2007; 104 (47): 18860-18865.
14. Четверикова Е.В. Влияние пренатальных факторов, состояния здоровья и условий воспитания на уровень развития высших психических функций и успешность образовательной деятельности первоклассников: Автореф. дисс. ... канд. биол. наук. Киров, 2004.
РЕФЕРАТЫ
НЕОНАТАЛЬНЫИ МЕНИНГИТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА:
ДЕСЯТИЛЕТНИЙ ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель настоящего исследования: оценить частоту менингита и смертность при нем и сравнить эти данные в зависимости от этиологии менингита. Десятилетнее ретроспективнее исследование проводилось в отделении интенсивной терапии новорожденных (ОИТН). В разработку вошли новорожденные с менингитом, подтвержденным положительным результатом посева спинно-мозговой жидкости (СМЖ), новорожденные с внутриутробными инфекциями и врожденными пороками, у которых была невозможна люмбальная пункция, из исследования исключались. Анализируемые параметры: вес при рождении, гестационный и постнатальный возраст, проведенные вмешательства, параметры гемограммы и СМЖ, наличие осложнений. Использовались параметрические и непараметрические тесты (статистическая достоверность р<0,05). Частота менингита была
0,6%, смертность при менингите - 27%. Из 22 случаев менингита 59% были вызваны грамотрицательными бактериями, 36% - грамположительными и 5% - грибками. Группы не различались по весу при рождении, гестационному и постнатальному возрасту, проведенным вмешательствам и параметрам гемограммы и СМЖ. Случаи сепсиса, судорог и летального исхода были частыми в обеих группах, без статистически достоверной разницы. В группе с грамотрицательны-ми менингитами встречались абсцессы и выше была частота вентрикулита и гидроцефалии. Менингит встречалсяредко, но характеризовался высокой смертностью и частыми осложнениями.
Bentlin MR, Ferreira GL, Rugolo LM, et al. Arq. Neuropsiquiatr. 2010; 68 (6): 882-887.