т.е. в 3 раза. Число студентов с хорошим состоянием физического здоровья к четвертому курсу уменьшилось почти в два раза. Общее состояние психического здоровья студентов с взрослением ухудшается. Численность студентов с хорошим состоянием психического здоровья уменьшилась с 40 до 30%, с неудовлетворительным состоянием здоровья повысилась с 20 до 30% соотвественно. Тенденции состояния здоровья демонстрируют необходимость обучению студентов навыкам самосохранительного поведения (заключительный этап работы) [12]. В ходе осуществления научно-практической деятельности по программе организованы и реализованы адекватные профилактические мероприятия для студентов всех курсов обучения, способствующие максимальному развитию здоровой в социальном, психическом и физическом плане личности. На четвертом этапе научно-практические
результаты легли в основу разработки, публикации трех учебных пособий по теме программы, включающих инструкции по формированию навыков самосохранительного поведения для сохранения репродуктивного потенциала, упражнения и пояснения к выбору индивидуальных видов физической активности, соответствующих физиологическим возрастным нормам, повышающие ценность физической культуры личности, практические задания для индивидуальной и групповой работы по выявлению особенностей и механизма асоциальных форм поведения в молодежной среде и методам их предупреждения как фактора обеспечения антиделинк-вентного, антивиктимного самосохранительного поведения личности. Данные пособия используются в образовательном процессе и легли в основу модернизации учебных программ соответствующих курсов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся и студентов в системе «школа-ВУЗ» // Общая педагогика.- 2000.- №4.- С.1-43.
2. Айвазян С.А. Прикладная статистика. Основы эконометрики // Т.1. Теория вероятностей и прикладная статистика.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -656 с.
3. Гета М.Р. Альтернативы наказанию: электронное учеб. пособие. - Новокузнецк, 2006. - 180 с.
4. Дьякович М.П. Некоторые аспекты здоровья учащейся молодёжи // Медицина труда и промышленная экология. -2003. - №3.- С.5-8.
5. Ермак Н.Б, Проскурякова Л.А. Современные аспекты профессиональной патологии в г. Новокузнецке // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. - 2008. - №4.- С.48-54.
6. Жарова А.В. Здоровье студентов ВУЗов г. Красноярска и оптимизация мероприятий по его сохранению // Общественное здоровье и здравоохранение. - 2002. - №3.-С.3-23.
7. Ивойлова И.И. Состояние здоровья и условия жизни студентов средних специальных медицинских учебных заведений Кузбасса // Общественное здоровье и здравоохранение.- 2001.- №3. - С.3-21.
8. Колпакова Д.А. Делинквентное поведение молодежи:
социально-правовые аспекты // IX Межр. научно-практ. конф. студентов и аспирантов: сб. трудов. - Новокузнецк, 2009. - 158 с.
9. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. -М.: Юрист, 2003. - 250 с.
10. Лан Я. Основные критерии психического здоровья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://шшш. webcommunity.ru. - 2007.
11. Латышевская Н.И. Гендерные различия здоровья и качества жизни студентов // Гигиена и санитария. - 2004. -№1. - С.51-53.
12. Новиков С.М., Абалкина И.Л., Сковронская С.А. Анализ восприятия риска здоровью и готовности платить за его снижение // Гигиена и санитария. - 2005. - №6. - С.9-13.
13. Проскурякова Л.А. Обеспечение профилактики кризисных ситуаций и охрана здоровья в системе высшего образования // Альманах современной науки и образования.
- 2009. - №4 (23). Ч.2. - С.127-129.
14. Свиридова И.А., Скоморина О.В. Проблемы формирования здоровья студенческой молодёжи // Медицина в Кузбассе. - 2005. - №4. - С.179-182.
15. Сырнев В.В., Невзоров Б.П., Сырнев Д.Ю. Оценка некоторых факторов, влияющих на состояние здоровья и успеваемости студентов // Медицина в Кузбассе. - 2005. - №4.-С.201-203.
Информация об авторах: 654041, г. Новокузнецк, ул. Циолковского, д.23, раб. тел. 8 (3843)77-60-54, e-mail: [email protected]; Проскурякова Лариса Александровна - к.б.н., доцент, заместитель декана гуманитарного факультета по научной работе, Савченков Михаил Федосович - заведующий кафедрой, профессор, акад. РАМН
© СИДОРОВА И.Ю., ГЕРАСИМОВА И.Н. - 2010
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 4-17 ЛЕТ Г. ИРКУТСКА С РАЗНЫМИ ТИПАМИ КОНСТИТУЦИИ
И.Ю. Сидорова, И.Н. Герасимова (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н. И.В. Малов, кафедра анатомии человека, зав. - к.м.н., доц. Т.И. Шалина)
Резюме. Выявлены особенности физического развития и двигательных качеств детей 4-17 лет г. Иркутска с разными типами конституции, установлены периодичность и гетерохронность интенсивного улучшения показателей физического и моторного развития. Дифференцированный подход к детям с разным типом конституции в процессе их обучения мог бы дать значительный педагогический и оздоровительный эффект.
Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, типы конституции, соматический тип.
PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL READINESS FOR LOAD IN CHILDREN OF 4-17 YEARS IN IRKUTSK WITH DIFFERENT TYPES OF THE CONSTITUTION
I.Ju. Sidorova, I.N. Gerasimova (Irkutsk State Medical University)
Summary. Features of physical development and motor qualities in children of 4-17 years in Irkutsk with different types of the constitution are revealed, periodicity and non-simultaneity of intensive improvement of parameters of physical and motor development have been established. The differentiated approach to children with different type of the constitution during their training could give significant pedagogical and sanitary effect.
Key words: physical development, physical readiness for load, types of the constitution, somatic type.
За последние годы ухудшилось состояние физического здоровья населения России, особенно подрастающего поколения. Уже в детском саду более 60% детей страдает различными заболеваниями, а к выпуску из школы - более 80% [3,8].
Физическое развитие детей, является одним из существенных показателей состояния здоровья ребенка, которое отражает общий уровень жизни различных групп населения и как индикатор чувствителен к любым изменениям окружающей среды [1,7].
Современная тенденция к ухудшению здоровья, среди всех групп населения, в том числе обучающихся в школе, стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления здоровья, среди которых физической культуре отводиться очень важная роль [4]. Физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях призвано сохранять, укреплять здоровье обучающихся и формировать потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании на последующие периоды их жизни [10].
По мнению ряда авторов [2,5,9] уровень физического развития и физической подготовленности является в определенной степени отражением эффективности постановки физического воспитания в образовательных учреждениях. Общепризнанно, что оно должно базироваться на научнообоснованных подходах [5,10].
Для рациональной организации процесса физического воспитания школьников необходимо знание особенностей естественного развития учащихся школьного возраста, во время которого происходит существенное изменение не только морфологических, биохимических процессов, но и формирование индивидуальных и типологических особенностей ребенка. Необходимо знание факторов, их определяющих [1,7].
При изучении детского возраста, характеристика физического развития и соматического типа находятся в более тесной связи, чем при изучении взрослых. Именно поэтому особое значение приобретает выделение типов физического развития и правильная их интерпретация с учетом закономерностей роста [2,6].
Соматотип человека является биологическим паспортом личности и портретом обменных процессов в его организме и может выступать в качестве основы конституциональной диагностики и оценке здоровья человека [5].
Данные о взаимообусловленности конституции и функций организма бесспорны [2,6,7]. Это дает возможность правильно учесть варианты нормального развития организма и выявить нарушения, которые происходят вследствие особенностей формирования детей при неблагоприятных внешних условиях или под влиянием заболеваний.
Однако в последние годы изучению конституциональных особенностей детей и подростков, биологического созревания, и в том числе выявлению вариантов и характера их физического развития и физической подготовленности в зависимости от пола, возраста уделялось недостаточное внимание [3,6].
В настоящее время общепринятым является подход учителей физической культуры к классу как к группе учащихся, имеющих единые морфофункциональные характеристики. В основу нормирования учебной нагрузки детей и подростков в школах положен принцип классов. Однако, в связи с существованием в последние годы различных педагогических систем начального образования (развивающая методика Занкова, система один к трем, один к четырем и др.) в одном классе обучаются дети 4-5 календарных возрастов. Кроме того, школьники даже одного календарного возраста, имеющие разные конституциональные типы, сроки биологического созревания, значительно различаются по своей физической дееспособности [1]. Одни и те же размеры тела для одного ребенка будут нормой, для другого, потенциально высокорослого, могут свидетельствовать уже о патологии развития [10].
Дифференцированный подход к детям, в частности, с разным типом конституции в процессе их обучения мог бы дать значительный педагогический и оздоровительный эффект [2].
В связи с вышеизложенной актуальностью проблемы целью работы явилось изучение особенностей морфофункционального и моторного развития детей и подростков г. Иркутска с учетом типа их конституции.
Материалы и методы
Под наблюдение были взяты 3096 детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет, из них 1516 (49%) - мальчики и 1580 (51%) - девочки. А также 6209 детей и подростков школьного возраста от 7 до 17 лет, в том числе 3085 (49,7%) мальчики (юноши) и 3124 (50,3%) девочки (девушки). В группу обследованных вошли дети четырех возрастных периодов: первого и второго детства, подросткового и юношеского. Всего обследовано 9305 детей и подростков г. Иркутска обоих полов в возрасте от 4 до 17 лет.
Антропометрические измерения проводились по общепринятой в нашей стране методике с учетом требований НИИ антропологии Московского государственного университета (1982) и включали определение параметров тела при помощи стандартного набора антропометрических инструментов.
Для оценки основных двигательных качеств использовали батарею тестов [9], соблюдая следующий порядок проведения: на активную гибкость позвоночника и тазобедренных суставов - «наклон вперед, сидя»; на быстроту - «бег на 30 м, схода»; на силу и силовую выносливость мышц плечевого пояса - «вис или подтягивание на перекладине»; на скоростную выносливость и ловкость - «челночный бег 10 раз по 5 м»; на скоростно-силовую выносливость мышц сгибателей туловища - «подъем туловища за 30 с»; на общую выносливость - «бег на 1000 м».
Определение типа телосложения детей 4-7 лет осуществляли по методике Р.Н. Дорохова, В.Г. Петрухина (1989) [2]. Оценка соматотипа осуществлялась на основе габаритного уровня варьирования соматических показателей, с выделением у детей трех соматотипов (макро-, мезо-, микросома-тического).
Конституциональную диагностику у детей и подростков
7-17 лет, обучающихся в школах г. Иркутска проводили по индексу L. Rees - H.J. Eisenck (1945) [7].
Обработка полученных результатов производилась с помощью редактора электронных таблиц MS Excel 7,0 и пакета программ Statistica 6,0. Значимость различий средних величин независимых выборок оценивали с помощью t-критерия Стьюдента. Различия средних арифметических величин считали значимыми при 99% (р<0,001) и 95% (р<0,05) порогах вероятности.
Результаты и обсуждение
В результате проведенного исследования морфофункционального состояния детей от 4 до 7 лет с разными со-матотипами было выявлено, что в период первого детства различия между ними слабо выражены, но уже начинают формироваться.
Так, анализ годового прироста морфофункциональных показателей выявил более выраженные гендерные различия у детей микросомного и макросомного типов. При этом, если у мальчиков 4-7 лет макросомного типа прирост показателей физического развития (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и динамометрия) имеет преимущественно высокие значения (кроме длины тела - в 6-7 лет и массы тела - в 7 лет), то у девочек отмечаются периоды минимальных значений годового прироста массы тела в 5 лет, а также длины и массы тела - в 7 лет.
Анализ динамики годового прироста значений двигательных качеств у детей различных соматических типов вы-
а) динамика показателя 6) годовой прирост
Рис. 1. Масса тела у девочек-дошкольниц.
Рис. 2. Окружность грудной клетки у мальчиков-дошкольников.
явил наибольшие его различия между полами у представителей макросомного типа (МаС). Так, у девочек макросомного соматотипа отмечаются максимальные значения прироста в 6 лет по показателю быстроты и в 7 лет - гибкости, а у мальчиков такие периоды не определяются. У детей микросом-ного типа (МиС) в женской выборке максимальный годовой прирост значений скоростно-силовой выносливости и динамической силы мышц нижних конечностей происходят в 6
МиС МеС
соматотип I 5 лет □ б лет Ш 7 лет
Мае
возраст -МеС - - 'МаС
а) динамика показателя
б) годовой прирост
Рис. 3. Тест «Прыжок в длину с места» у девочек-дошкольниц.
лет, гибкости - в 6-7 лет. В мужской выборке высокие значения прироста отмечаются только у мальчиков в 6 лет по показателю скоростно-силовой выносливости. У детей мезо-сомного типа (МеС) как у мальчиков, так и у девочек, максимальный годовой прирост отмечен только по показателю динамической силы нижних конечностей в 5 лет.
В ходе исследования морфофункционального состояния школьников г. Иркутска от 7 до 17 лет с разными типами телосложения было выявлено, что они достаточно вариабель-
ны по типам конституции и имеют существенные различия в показателях физического развития и физической подготовленности.
Так, обнаружено, что наиболее высокие значения массы тела, окружность грудной клетки, силы кисти, ширина плеч, ширина таза, а также окружностей лодыжек и запястья имеют представители гиперстенического конституционального типа; наименьшие - астенического, однако они являются наиболее высокорослыми; дети нормостенического типа занимают промежуточное положение.
Кроме того, при сопоставлении данных физического развития и двигательных качеств у представителей разных типов телосложения установлены периодичность и гетерохронность интенсивного улучшения значений, при которых усиление процессов роста закономерно предшествует улучшению показателей двигательных качеств.
Выявлено, что у девочек гиперстенического типа конституции период интенсивного роста большинства антропометрических измерений (масса тела, окружность грудной клетки, длина конечностей, ширина плеч и таза, а также окружности запястья и лодыжек) наступает и заканчивается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков того же телосложения (в 7-8 и 11 лет - у девочек, в 10 и 12-14 лет - у мальчиков). А прирост значений силы кисти в мужской выборке наступает ещё позже, однако носит более выраженный характер.
Большинство двигательных качеств (гибкость, быстрота, ловкость) наоборот, у мальчиков интенсивно улучшаются на 1 год раньше (в 8-9 лет), чем у девочек того же конституционального типа. Однако силовые качества у мальчиков активно улучшаются только к 12-15 годам, а у девочек - в 7-10 лет.
У детей нормостенического типа конституции выделено два периода активного прироста морфофункциональных показателей: 9-10 и 1214 лет. Здесь также отмечены гендерные отличия. Так, у мальчиков по сравнению с девочками период интенсивного прироста показателей физического развития в младшем школьном возрасте (в 9 лет) является более коротким и характеризуется меньшей выраженностью, а в подростковом возрасте (12-14 лет), напротив, большей продолжительностью (до 3 лет). У девочек же первый период годовых прибавок большинства показателей (в 9-10 лет) является более протяженным, а второй (в 12 летнем возрасте) - имеет слабую динамику и занимает всего 1
Таблица 1
Периоды максимальных значений годового прироста показателей физического развития и двигательных качеств у девочек (девушек) с гиперстеническим типом конституции
Бег на 30 метров, сходу Челночный бег Наклон сидя Бег на 1000 м
Примечание: Серым выделены периоды высоких значений годового прироста, а черным - максималь-
год. Двигательные качества у детей-нормостеников в женской выборке, напротив, интенсивно начинают, улучшаться, как правило, только в младшем школьном возрасте (с 7 до 10 лет), а в мужской - данный период выявляется и в возрасте
8-10 лет и у подростков 14-
16 лет.
Представители астенического конституционального типа в женской выборке так же характеризуются ранними сроками интенсивного годового прироста по большинству показателей физического развития, как правило, он приходится на 9-10 и 12 лет, а в мужской выборке
- на 7 и 12-13 летний возраст. Примечательно, что астенические мальчики, по некоторым антропометрическим показателям имеют периоды максимального
Таблица 2
Периоды максимальных значений годового прироста показателей физического развития и двигательных качеств у мальчиков (юношей) с гиперстеническим типом конституции
Примечание: Серым выделены периоды высоких значений годового прироста, а черным - максималь-
годового прироста до 15 лет. Двигательные качества у мальчиков данной конституциональной принадлежности улучшаются, как правило, в возрасте 8 лет и у подростков в 14, 16 лет, а у девочек выделен только один продолжительный пе-
риод в возрасте - 8-10 лет.
Кроме того, при проведении оценки физического развития и физической подготовленности учащихся школ г. Иркутска от 7 до
17 лет было выявлено, что на одной параллели классов учатся дети с разным паспортным возрастом, при этом в одном классе встречается до 6 календарных возрастов. Это обстоятельство, несомненно, приводит к различиям у них в показателях физического развития и физической подготовленности.
Таким образом, при проведении уроков физической культуры всегда следует учитывать не только календарный, но и биологический возраст ребенка, его пол, типологические особенности и состояние здоровья. В физическом воспитании, в других педагогических воздействиях по отношению к школьнику необходимо учитывать врожденные, биологические особенности каждого индивида, выявление которых позволит учащемуся более полно раскрыть свои способности в конкретной сфере деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Година Е.З. Биосоциальные влияния на процессы роста и развития // Человек, экология, симметрия. - Минск, 1991.
- С.21-22.
2. Дорохов Р.Н, Петрухин В.Г. Методика соматотипирова-ния детей и подростков // Медико-педагогические аспекты подготовки юных спортсменов. - Смоленск, 1989. - С.4-14.
3. Изаак С.И., Панасюк Т.В. Характеристика физического развития школьников различных регионов России // Гигиена и санитария. - 2005. - №5. - С.31-64.
4. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 1507-р.
сов Э.Г. Соматический статус и спортивная специализация: Автореф. дис. ... д-ра биол. наук. - М., 1998. - 87 с.
7. Никитюк Б.А. Конституция как прогностический фактор в медицинской и спортивной антропологии // Новости спортивной и медицинской антропологии (ежеквартальный научно-информационный сборник). - М., 1990. - С.34-35.
8. Николаев В.Г. Онтогенетическая динамика индивидуально-типологических особенностей организма человека. - Красноярск, 2001. - 150 с.
9. Онищенко Г.Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария.
- 2001. - №5. - С.7-12.
10. Тяпин А.Н., Пузырь Л.А., Захаров Л.А. и др. Физкультурный паспорт // Методическое руководство по тест-программе. - М., 1998. - 25 с.
11. Щедрина А.Г. Пропаганде физической культуры - научную основу // Теория и практика физ. культуры. - 1990. -№1. - С.6-8.
Информация об авторах: 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, Иркутский государственный медицинский университет, кафедра анатомии человека, раб. тел.: 8(3852)243361, электронный адрес: [email protected], Сидорова Ирина Юрьевна - ассистент, Герасимова Ирина Николаевна - ассистент