УДК 796.011.1
М. В. Зуева
“Физические возможности человека в социокультурном контексте.”
В предлагаемой работе рассмотрены вопросы генезиса и развития зародившегося в Древнем Востоке философско-мировоззренческого учения о психофизических возможностях человека как составной части макро- и микрокосмоса и Природы.
Показано, что в силу исторических, культурных и религиозных условий и социального развития и различия общества образовалась концепция физического самосовершенствования человека, целью которой было преодоление болезней и восстановление функций организма человека, а основой - систематизированные лечебнотерапевтические движения, которые включали в себя элементы гимнастики, массажа, специальные приемы дыхания и т. д.
Основу философии совершенствования человека заложили отшельники-даосы (монахи), которым религия предписывала делать огромное число упражнений для “воспитания духа” и обретения долголетия и, кроме того, которые вынуждены были бороться за существование и вели жизнь, полную опасностей. Отсюда и появились особые комплексы упражнений для тренировки мышц, сухожилий, увеличения подвижности суставов подобно зверям.
Основу всех разнообразных боевых искусств Древнего Востока (бу-дзюду-яп., ушу-кит., тэквон-до-кор., во-дао-вьет. и т.д.) составляет система созданных в Китае и развивавшихся на протяжении веков физических упражнений (гимнастика ушу), которая стала одной из социальных культур не только Китая, но и всего Востока, в том числе Индии, Тибета с их основами тантрического Буддизма и способами достижения “трансцендентной мудрости” и обретения “великой энергии” и, как практическое приложение - психофизической системе “йога”.
Развитие лечебно-оздоровительной системы “ушу” дало основу самостоятельной системе боевых единоборств, в которой основой стало главенство своего духа и тела над предполагаемым противником (религия Чань-Буддизм), а целью - достижение “высшего совершенства”. Все , кто целенаправленно занимался восточными единоборствами и сопутствующими им оздоровительными системами, как показывает многовековая история, отличаются на порядок по своим психофизическим возможностям от людей, занимающихся только физическими или только умственными тренировками, что показывает ценность, жизненность и общественную роль физической культуры Древнего Востока.
1.А.А.Долин, Г.В.Попов. “Кэмпо-традиция воинских ис-
кусств.”М.,”Наука”,1990г.
2.Л.Кун.”Всеобщая история физической культуры и спорта.”М.,”Радуга”,1982г.
3.”Китайская гимнастика ушу.”Информационный бюллетень №1.М.,1989г.