Научная статья на тему 'Теоретические и методические аспекты подготовки спортсменов в контексте «Восток-Запад»'

Теоретические и методические аспекты подготовки спортсменов в контексте «Восток-Запад» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОК-ЗАПАД» / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ "Я" / ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ СПОРТИВНО-БОЕВЫХ ЕДИНОБОРСТВ И СИСТЕМ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / INDIVIDUAL "I" / EAST-WEST / PRINCIPLES AND FUNCTIONS OF MARTIAL SPORTS AND SYSTEMS OF PSYCHOPHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагалеев Андрей Сергеевич, Дагбаев Батор Владимирович

В статье рассмотрена концепция С.В. Калмыкова о взаимодействии, взаимообогащении культур Востока и Запада в сфере физической культуры и спорта. Приведены данные некоторых авторов, а также показаны результаты собственных исследований в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сагалеев Андрей Сергеевич, Дагбаев Батор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF TRAINING OF ATHLETES IN THE CONTEXT «EAST-WEST»12Bohan branch of Buryat State University

The article considers S.V. Kalmykovs conception on cooperation and mutual enrichment of East and West cultures in the sphere of physical culture and sport. The data of some authors have been given as well as the results of their own research in this direction have been shown

Текст научной работы на тему «Теоретические и методические аспекты подготовки спортсменов в контексте «Восток-Запад»»

Рудых Татьяна Николаевна, старший преподаватель кафедры физкультурно-оздоровительной и спортивной работы Института сервиса, моды и дизайна Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 690990, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected]

Rudykh Tatyana Nikolaevna, senior lecturer, department of physical, recreational and sports activities, Institute of Services, Fashion and Design, Vladivostok State University of Economics and Services, 690990, Vladivostok, Gogol str., 41, e-mail: [email protected]

УДК 796.81

А.С. Сагалеев, Б.В. Дагбаев ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В КОНТЕКСТЕ «ВОСТОК-ЗАПАД»

В статье рассмотрена концепция С.В. Калмыкова о взаимодействии, взаимообогащении культур Востока и Запада в сфере физической культуры и спорта. Приведены данные некоторых авторов, а также показаны результаты собственных исследований в этом направлении.

Ключевые слова: «Восток-Запад»; индивидуальное «Я»; принципы и функции спортивно-боевых единоборств и систем психофизической подготовки.

A.S. Sagaleyev, B.V. Dagbaev THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF TRAINING OF ATHLETES IN THE CONTEXT «EAST-WEST»

The article considers S. V. Kalmykov’s conception on cooperation and mutual enrichment of East and West cultures in the sphere ofphysical culture and sport The data of some authors have been given as well as the results of their own research in this direction have been shown.

Keywords: East-West; individual "I"; principles and functions of martial sports and systems of psychophysical training.

Массовое ознакомление россиян с восточной физической культурой началось после середины восьмидесятых годов прошедшего столетия. Этот процесс обусловил необходимость разработки глубоких и всесторонних обобщений, теоретико-методологических основ исследований в контексте «Восток-Запад». Так, С.В. Калмыковым [10; 11; 12] выдвинута концепция, обосновывающая необходимость анализа и синтеза достижений культур Востока и Запада в сфере физической культуры и спорта. Ее актуальность состоит в том, что при разработке индивидуального подхода в спортивных единоборствах недостаточно учитывается роль этнокультурных факторов в индивидуализации учебного и тренировочного процессов, влияние культурно-исторических традиций, а также индивидуальных этногенетических особенностей спортсменов. В отечественной спортивной педагогике до сих пор недостаточно специальных исследований по этой проблеме. Намечены лишь некоторые теоретико-методологические подходы общекультурологического характера, но они зачастую не базируются на репрезентативных данных экспериментальных исследований и

требуют уточнений в свете новейших достижений отечественной спортивной педагогики, психологии спорта и других смежных научных дисциплин. Особая актуальность исследований в данном направлении обусловлена и тем, что всестороннее и глубокое изучение единоборств на современной научной и экспериментальной основе открывает широкие возможности для дальнейшего совершенствования используемых в настоящее время методов подготовки спорт-сменов-единоборцев и дает практически неисчерпаемый материал для разработки новых, более эффективных методик.

Разумеется, далеко не все из этого арсенала методов, средств и приемов восточных систем психофизической подготовки приемлемо в современных условиях, сколь бы они не были эффективными. Поэтому для применения в современных условиях традиционных восточных методов необходимы не только их научное изучение и экспериментальное обоснование механизмов их воздействия, но и модификация и адаптация применительно к культурно-историческим условиям нашей страны, доминирующим в ней социально-психологическим типам личности. С

другой стороны, необходимо осуществлять тщательный отбор, принципы и критерии которого должны включать лучшие достижения и традиции как восточных, так и западных систем диагностики психофизиологического и биоэнергетического состояний человека. Сравнительный анализ индивидуализации подготовки единоборцев в восточных и западных системах дает обширную методологическую и эмпирическую базу для интеграции и взаимообогащения различных культурно-исторических традиций, что особенно важно для нашей страны, исторически сформировавшейся как межцивилизационный феномен, который развивается в условиях постоянного диалога и взаимодействия культур Востока и Запада.

Актуализации исследования способствует и то, что изучение культурно-исторического наследия восточных единоборств даст возможность соединить этот многовековый опыт с новейшими достижениями современной науки и техники. Синтез исторического опыта многих народов с современными научными знаниями открывает перспективы для самореализации творческого потенциала каждого индивида, а значит, и всего человечества в целом. Дальнейшее развитие спортивных единоборств в условиях современного межкультурного пространства видится в конструктивном диалоге и взаимообогащении культурных традиций Востока и Запада [11; 12].

Теоретико-методологической основой изучения спортивной деятельности человека в контексте «Восток-Запад» являются различия в концептуальных подходах к решению проблемы индивидуального «Я» и субъектно-объектных отношений. Так, в западных школах спорта основной упор делается на развитие дискурсивнологического мышления, вербальную мотивацию действий, четкое осознание субъектом деятельности границ своего индивидуального «Я», в восточных же школах - на развитие интуиции и образно-чувственного восприятия, спонтанность и естественность реакции, отсутствие вербальной мотивации действий. Таким образом, наиболее важной отличительной чертой восточной методологии индивидуализации подготовки единоборцев является отношение к проблеме индивидуального «Я», которая является центральной проблемой бытия во всех религиознофилософских учениях, заложивших методологические основы восточных единоборств (буддизм, даосизм, индуизм, конфуцианство и др.).

Следует иметь в виду, что в современной западной культуре индивидуальное «Я» рассмат-

ривается как высшая и самодостаточная ценность, а целью всякой человеческой деятельности, в том числе спортивного единоборства, является самоутверждение своего «Я», расширение границ его возможностей, увеличение степени его комфорта и т.д. Такой подход в значительной мере обусловил высокий уровень личных мотиваций и притязаний у западных спортсменов, индивидуализм, эгоцентризм, агрессивность и стремление к силовому решению общих и частных задач [10; 11; 12].

Поскольку вся картина мира у западного человека сфокусирована вокруг индивидуального «Я», то весь окружающий мир рассматривается как объект познавательной и преобразовательной деятельности и всякая деятельность протекает в жестких рамках отношений субъект-объект. Особенно ярко субъектно-объектные отношения проявляются в западных видах единоборств, для которых характерно четкое осознание спортсменом себя как субъекта деятельности, ведущего бескомпромиссное противоборство с другими субъектами, выступающими для него как объект экспансии его индивидуального «Я». Следовательно, на Западе спорт - это борьба индивидуальностей, которые стремятся утвердить свое субъективное начало посредством противоборства.

Для восточных учений в целом характерно негативное отношение к индивидуальному «Я», которое рассматривается как главное препятствие к духовному, нравственно-психологическому и физическому совершенствованию человека.

Выявленные теоретико-методологические и практические основы восточно-азиатских видов единоборств определили и принципы индивидуализации процессов обучения и спортивного совершенствования. Наряду с индивидуальными параметрами личности - морфологическими, психологическими, физиологическими, биоэнергетическими и т.д., необходимо учитывать, прежде всего, духовно-нравственное состояние, важнейшим критерием которого являлась степень преодоления привязанности к индивидуальному «Я». Следует принимать во внимание космофизические, хронобиологические, природно-геофизические и экологические факторы.

При этом автор указывает, что при проведении исследований в рамках вышеуказанной концепции придется столкнуться с объективными трудностями, «...которые обусловлены противоречием между необходимостью широкого историко-культурологического рассмотрения

материала и узкой углубленной специализацией

ученых (например, в области теории и методики спортивной тренировки)» [12, с. 11].

С.В. Калмыков [12] на примере даосско-буддийской субкультуры Восточно-азиатского региона (в контексте проблемы влияния различных религиозно-философских учений на теоретические и практические основы восточноазиатских единоборств) разработал сравнительную классификацию различий Востока и Запада. Данная классификация является основанием для совершенствования методологии изучения индивидуальных особенностей и совершенствования подготовки как спортсменов-единоборцев, так и представителей различных видов спорта.

В целом концепция индивидуализации подготовки спортсменов в контексте культурных традиций Востока и Запада ценна как в философском, так и в культурно-историческом, этнокультурном и психолого-педагогическом аспектах, ее сущность органически связана с глобальными интегративными процессами в развитии спортивного движения.

Следует отметить труды известных отечественных специалистов, в которых разрабатывается теория и методология научных исследований в физической культуре и спорте в аспекте «Восток-Запад» [1,2; 4; 5, 6; 7, 8; 17, 18; 20, 21; 26; и

др.].

Как части физической культуры спортивнобоевым единоборствам присущи три категории функций: 1) общекультурные; 2) специфические; 3) внутренние. Общекулътурные функции: 1) эстетические; 2) этические; 3) экологические;

4) познавательные. Специфические функции: 1) обеспечение личной безопасности; 2) профессионально-прикладные; 3) психофизической направленности; 4) развивающие и оздоравли-вающие; 5) образовательные; 6) рекреативнореабилитационные. К внутренним отнесены те функции, которые имеет каждый вид спортивнобоевых единоборств по отношению к специфическим.

Принципами спортивно-боевых единоборств являются: 1) принцип благопристойности; 2) целостности; 3) единства и гармонии противоположностей; 4) концентрации и осознанности;

5) воспитывающего выполнения двигательного действия [5; 6].

Н.В.Абаев, С.В.Калмыков [3] дают характеристику основных методологических принципов психофизической тренировки и саморегуляции, которые были выработаны в течение всей многовековой истории систем цигун и ушу в Древнем и Средневековом Китае: 1) традиционная преемственность методов психофизической тре-

нировки, предполагающая необходимость непосредственной передачи приемов и методов искусства саморегуляции; 2) строгая регламентация процесса тренировок; 3) регулярность и систематичность тренировок; 4) постоянный контроль процесса тренировок; 5) постепенное нарастание нагрузок; 6) принцип индивидуального подхода; 7) принцип комплексного воздействия; 8) принцип комбинированного воздействия.

Отметим, что эти принципы весьма близки как по названию, так и по содержанию с принципами отечественной теории и методики физической культуры и спорта.

Основополагающим принципом восточных единоборств является достижение цели мирными средствами. Этот принцип применим и в военном искусстве, и в политике. Согласно традиционной китайской военной мысли и практически всех школ боевых искусств, самая лучшая война и самая лучшая схватка те, которые предотвращены [9]. Война и схватка - самые крайние средства, к ним прибегают тогда, когда не удалось победить соперника другими средствами: политическими, дипломатическими, психологическими, экономическими и т.д., немирные средства считаются в китайской традиции наименее достойными. Военный классик Сунь-цзы (VI-V вв. до н.э.) утверждал: «...тот, кто умеет вести войну, покоряет чужую армию, не сражаясь; берет чужие крепости, не осаждая: сокрушает чужое государство, не держа свое войско долго. Он обязательно сохраняет все в целости и тем самым оспаривает власть в Поднебесной» [Цит. по 14.-С. 29].

Yung С. Lee [31] показывает ушу как одну из видов восточных техник оздоровления и самообороны. Автор рассматривает вопросы восточной медицины и военно-прикладных искусств, а также дает иллюстрированные комментарии к комплексам Тайцзицюань.

P. Huard, М. Wong [29] рассматривают культуру боевых искусств Китая, Японии и Индии и других стран как одно из проявлений общей культуры тела. Авторы дают описание различных даосских техник, которые классифицированы на 4 группы: 1) пестование жизненной силы (ян цзин); 2) пестование духа (ян шень); 3) сосредоточение на Едином; 4) собственно дыхательные практики (гун фу).

Р.У. Смит, А. Питтмэн [25] указали на связь внутренних направлений ушу с ритуальным танцем, который нашел свое применение в боксе Ба-гуа как средство развития быстроты перемещений. Речь идет об элементах ритуального танца, сохранившихся в традиции ушу, когда

перемещение по кругу отождествляется с передвижением по Вселенной. Таким образом, тело воина, исполняющего типовые формы (тао лу), осуществляет ритуальное единение макрокосма и микрокосма, то есть космогония раскрывается через ритуал.

Методический материал для овладения техникой ушу представлен в работах Лян Шоуюйя, Ян Цзюньмина «Синъицюань. Теория и практика» [15] и «Эмейская школа багуа-чжан» [16], а также Ян Цзюньмина «Тайцзи: Теория и боевая сила» [28]. Кроме того, в их книгах раскрывается история ушу. При этом авторы предприняли попытку изложить традиционное китайское понимание истории ушу.

Е. Medeiros [30] с помощью метода исторической интроспекции обобщил различные, в том числе многовековые мифологические свидетельства о боевых искусствах - с древности до наших дней. Изучение данных о боевых искусствах - в контексте общественно-исторических факторов позволяет создать определенные представления о роли боевых искусств в истории Китая.

В работе А.А. Долина, Г.В. Попова (1989) сделан обзор основных направлений боевых искусств, их типологий и классификаций. Авторы подробно рассматривают отдельные аспекты воззрений внутренних школ ушу: роль «учения перемен» и особенности его трактовки в школах Тайцзи цюань и Багуа чжан; эстетические особенности основных внутренних направлений ушу и их соотношение с некоторыми аспектами традиционной космологии и пр.

А.А. Трескин [27] определяет ушу как целостное явление традиционной культуры: «комплексная система боевых искусств Китая, впитавшая в себя за тысячелетнюю историю традиционную философию, религиозные воззрения, методы военно-физической подготовки, этические нормы, уникальный педагогический опыт, объединена общим названием «ушу» [27, с. 87]. В своем исследовании автор пришел к выводу о том, что боевые искусства детерминированы: 1) внешней политикой Китая, которая санкционировала развитие и становление ушу; 2) изначально народная природа боевых искусств способствует трансформации ушу во всенародное явление, способствующее укреплению государственности; 3) взаимосвязь ушу с различными слоями общества приводит к стратификации внутри самого феномена - выделяются народные и аристократические вариации боевых искусств.

В связи с вышесказанным нами определены теоретико-методологические основы проблемы «Восток-Запад» в спорте, проанализированы классификации различий их культур, раскрыта теория деятельности в спорте, обоснована технология соревновательно-тренировочной деятельности в единоборствах, показаны возможности инструментальных методов, сочетающих в себе опыт восточной культуры и аналитический подход в науке западной культуры [23; 24].

Литература

1. Абаев Н.В. Чань-будцизм и культурнопсихологические традиции в средневековом Китае. -Новосибирск: Наука, 1989. - 260 с.

2. Абаев Н.В. Психофизические упражнения ушу.

- Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1989. - 160 с.

3. Абаев Н.В., Калмыков С.В. Методы психофизической тренировки Цигун в боевом искусстве Ушу.

- Улан-Удэ: Изд-во Бурят. пед. ин-та, 1993. - 198 с.

4. Воронов И. А. Восточно-азиатская психотелесная теория личности в отечественной системе спортивных единоборств (историко-психологическое и экспериментальное исследование): дис. ... д-ра пси-хол. наук. - СПб., 2005. - 481 с.

5. Гагонин С.Г. Спортивно-боевые единоборства:

от древних ушу и Бу-дзюцу до профессионального кикбоксинга. - СПб: Изд-во СПбГАФК им

П.Ф.Лесгафта, 1997. - 352 с.

6. Гагонин С.Г. Развитие теории и практики физической культуры путем обобщения опыта боевых искусств Востока: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1999. - 327 с.

7. Дашинорбоев В.Д. Единоборства у народов России, СНГ и азиатских стран (на примере борьбы).

- Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 1999. - 304 с.

8. Дашинорбоев В.Д. Особенности национальных видов борьбы у народов России, СНГ, Азии и их влияние на современную методику тренировки борцов вольного стиля: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -СПб., 2000. - 46 с.

9. Зиганьшин Р.М. Духовно-религиозные основы боевых искусств традиционного Китая: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2006. - 24 с.

10. Калмыков С.В. Индивидуальность в спорте. -Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1993. - 104 с.

11. Калмыков С.В. Основы индивидуализации подготовки спортсменов-единоборцев. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1994. - 151 с.

12. Калмыков С.В. Индивидуализация подготовки спортсменов-единоборцев в контексте культурных традиций Востока и Запада: дис. ... д-ра пед. наук в виде науч. доклада. - М., 1994. - 60 с.

13. Калмыков С.В. Индивидуализация подготовки спортсменов в контексте культурных традиций // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Улан-Удэ, сентябрь, 1995 г.).

- Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1995. - 4.1.

- С.32-34.

14. Конрад Н.И. Синология / Репринт с изд. 1977 г. - М.: Ладомир, 1995. - 621 с.

15. Лян Шоуюй, Цзюньмин Ян. Синъи-Цюань: Теория и практика. - Киев: София, 1999. - 280 с.

16. Лян Шоуюй, Цзюньмин Ян. Эмейская школа Багуа-чжан. - Киев: София, 1999.

17. Малявин В.В. Традиция «внутренних школ» ушу. - М.: Гиль-Эстель, 1993. - 103 с.

18. Малявин В.В. 4жуанцзы. Лецзы / пер., вступ., статья, коммент. В.В.Малявина. - М.: Мысль, 1995. -480 с.

19. Маслов А.А. Социально-исторические и политические аспекты ушу и его роль в культурной традиции Китая: дис. ... д-ра ист. наук. - М., 1995. -692 с.

20. Маслов А.А. Небесный путь боевых искусств.

- СПб.: ТЕКС, 1995. - 490 с.

21. Маслов А. А. Энциклопедия восточных боевых искусств: Традиции и тайны китайского ушу. -М.: ГАЛА Пресс, 2000. - Т.1. - 520 с.

22. Маслов А.А. Энциклопедия восточных боевых искусств: Воины и мудрецы страны восходящего солнца. - М.: ГАЛА Пресс, 2000. - Т.2. - 424 с.

23. Сагалеев А.С. Соревновательная деятельность спортсменов-единоборцев / науч. ред. С.В. Калмы-

ков. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 208. -248 с.

24. Сагалеев А.С. Основы подготовки спортсменов в восточных единоборствах. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. - 170 с.

25. Смит Р.У., Питтмэн А. Ба-Гуа: бокс восьми триграмм / пер. с англ. А. Курчанова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 106 с.

26. Стрельников В.А. Совершенствование системы подготовки студентов-спортсменов ударных единоборств в аспекте этнокультурных традиций: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. - Улан-Батор, 1997. - 52 с.

27. Трескин А.А. Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца 19-го столетия: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 137 с.

28. Ян Цзюньмин. Тайцзи: теория и боевая сила / пер. с англ. А.Костенко. - Киев: София, 2002. - 304 с.

29. Huard P., Wong M. Oriental methods of mental and physical fitness. - N.Y., 1977. - 279 c.

30. Medeiros E. The complete history and philosophy of Kung Fu. - Rutland: Charles E. Tuttle Co., Inc., 1974. - 118 p.

31. Yung С. Lee. Theory and science of Kung-fu. -Costa Mesa, California, 1975. - 211 p.

Сагалеев Андрей Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных дисциплин Бурятского госуниверситета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8(3012) 21-69-89.

Sagaleyev Andrey Sergeevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department of sports disciplines, Buryat State University.670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a. Tel.8 (3012) 216989.

Дагбаев Батор Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Боханского филиала БГУ. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8(3012) 21-69-89.

Dagbayev Bator Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, deputy director, Bohan branch of Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a. Tel.8(3012) 216989.

УДК 796.0

А.С. Сагалеев, A.E. Дуринов, Б.П. Хамаганов АЗИАТСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

В статье представлены результаты анализа систем физической культуры и спорта Кореи, Японии и Китая. Показано, что наряду с европейской и американской можно констатировать факт существования и бурного развития азиатской модели управления физической культурой и спортом.

Ключевые слова: американская, европейская модели спорта, азиатский спорт, азиатская модель физической культуры и спорта.

A.S. Sagaleyev, A.E. Durinov, B.P. Khamaganov THE ASIAN MODEL OF MANAGEMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

The article presents the results of analysis the systems of physical culture and sport in Korea, Japan and China. It is shown that alongside with the European and American systems the Asian model of physical culture and sport management has been developing actively.

Keywords: American, European sport models; Asian sport; Asian model of physical culture and sport

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.