ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА С ПЕРИНАТАЛЬНЫМИ
ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ЦНС
Елена Владимировна Казанская, Врач ЛФК отделения реабилитации ТМО №114
Приморского района,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлена методика физической реабилитации в лечении недоношенных детей грудного возраста с перинатальными повреждениями центральной нервной системы (ЦНС).
Исследование было проведено в 2005-2008 годах на базе ТМО №114 Приморского района Санкт-Петербурга. Общее число детей составило 57 человек в возрасте от двух до двенадцати месяцев (37 человек в основной группе и 25 человек в контрольной).
В ходе исследования продемонстрировано, что целенаправленное применение средств физической реабилитации является эффективным методом коррекции нарушений и позволяет повысить уровень здоровья недоношенных детей грудного возраста.
Ключевые слова: физическая реабилитация, недоношенные дети грудного возраста, перинатальное поражение ЦНС, гидрокинезотерапия, нервно-психическое развитие.
PHYSICAL REHABILITATION AS A PART OF RECOVERY TREATMENT OF PREMATURES WITH CNS MALFUNCTIONS
Elena Vladimirovna Kazanskaya, exercise therapy doctor,
Clinic №114 of Primorski district,
Saint-Petersburg
Abstract
The research took place during period of 2005-2008, in one of the Saint-Petersburg’s clinics (TMO №114 of Primorski district). Total quantity of the children is 57 of the age of from 2 to 12 months (37 children in main group and 25 children in control group).
During the research it is shown, that dedicated use of the Physical Rehabilitation is effective method of the malfunction correction and allows to high the health level of the premature.
Keywords: physical rehabilitation, premature, prenatal malfunction of the CNS, hydrokineso-therapy, neuro-psychic development.
Недоношенные дети на первом году жизни требуют особого внимания специалистов, регулярного наблюдения педиатра и реабилитолога. В настоящее время отмечается значительный разрыв между высокими технологиями выхаживания недоношенных детей в специализированных стационарах и последующим наблюдением и реабилитацией в амбулаторной сети. Отсутствие единой научно-обоснованной методики ведения таких пациентов становится причиной больших затруднений при выделении первоочередных задач, направленных на коррекцию соматического состояния и развития ребенка, что зачастую приводит к диаметрально противоположенным назначениям в схемах лечения и реабилитации. Гипердиагностика и излишне активная терапия оборачиваются чрезмерной стимуляцией, а выжидательная тактика приводит к позднему началу лечения, когда уже упущены оптимальные сроки для восстановления функций (Котляров А.Д.,2001; Маханова Н.Ю., Сутулина И.М., 2007).
Таким образом, для успешной реабилитации недоношенных детей на амбулаторном этапе необходима единая методология наблюдения и лечения, основанная на знании АФО недоношенного ребёнка, закономерностей нервно-психического развития, сроках формирования моторных навыков и точных знаниях о состоянии и степени повреждения ЦНС.
Учитывая анатомо-физиологические особенности (АФО) недоношенных детей первого года жизни основным критерием эффективности проводимой терапии можно считать нормализацию темпов физического, психического и моторного развития и приближение скорригированного возраста к фактическому возрасту за минимально
возможное время (Загородникова О. А., Коновалова Н.Г., Федорова В.В.,2007).
Развитие недоношенного ребенка первого года жизни напрямую зависит от правильно и своевременно проведенной физической реабилитации. Физическая реабилитация в лечении недоношенных детей представлена на сегодняшний день следующими основными средствами: дифференцированный лечебный массаж, лечебная физкультура (ЛФК), лечение положением (укладки, туторы, воротники), Войта-терапия, Бобат-терапия, гидрокинезотерапия, гидромассаж, сухая иммерсия, фитболгимнастика, физиотерапия (переменное магнитное поле, синусоидальные модулированные токи, электорофорез, теплолечение, светолечение и цветотерапия, лазеротерапия и др.)
Опираясь на психомоторное развитие ребенка, как на показатель неврологического здоровья недоношенного ребенка, для проведения исследования были выбраны активные средства физической реабилитации, основное действие которых направлено на предупреждение патологических состояний и нормализацию темпов развития ребенка.
Исследование проводилось на базе ТМО №114 в течение 2005-2008 годов.
Общее количество детей составило 57 человек. Контрольная группа -25 детей (9 человек - до 31 недели гестации, 16 человек - 32-34 недели гестации). Основная группа - 32 ребенка (12 человек до 31 недели гестации, 20 человек - 32-34 недели гестации). Разделение на группы проводилось методом выбора копи пар. Параметрами, учитываемыми при отборе в группы, являлись:
- срок гестации на момент родов;
- возраст на момент начала терапии;
- перенесенная внутриутробная гипоксия или асфиксия в родах;
- наличие в неонатальном периоде поражения ЦНС;
- наличие внутриутробной гипотрофии или задержки внутриутробного развития при рождении;
- нахождение в отделении интенсивной терапии или реанимации, наличие искусственной вентиляции после рождения;
Дети обеих групп изначально имели сходные клинико-анамнестические данные.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научное обоснование эффективности комплексного использования современных технологий физической реабилитации в лечении недоношенных детей грудного возраста и выбор оптимальных схем щадящей реабилитации.
МЕТОДИКА
В контрольной группе детей проводилась физическая реабилитация по общепринятой методике (курсы лечебной гимнастики, массажа, физиотерапии 2-3- раза в год по 10 сеансов). Методика физической реабилитации в основной группе включала 4 этапа:
1. Подготовительный этап состоял из сбора анамнеза, оценки состояния, определения уровня развития и двигательных возможностей ребенка, уточнение диагноза проведение необходимых дополнительных исследований и консультаций специалистов. На этом этапе разрабатывался индивидуальный план физической реабилитации и согласовывались с родителями ребёнка режимные моменты для выбора оптимального времени терапии, при этом родители обучались технике безопасности и правилам гигиены и ухода за ребёнком при выполнении процедур.
2. Начальный этап состоял из пассивной гидрокинезотерапии. Оптимальные сроки начала этапа - 2-2,5 месяца жизни. Длительность этапа - 2,5-3 месяца, соответственно до 4,5-5 месяцев жизни ребенка.
3. Основной этап состоял из пассивно-активной гидрокинезотерапии, рефлекторной гимнастики и фитболгимнастики. Сроки начала этапа с 5-го месяца жизни. Длительность этапа 3-4 месяца, соответственно до 5-8-го месяца жизни ребенка.
4. Тренирующий этап состоял из активной гидрокинезотерапии, фитболтера-пии, корригирующей гимнастики. Сроки начала этапа с 9-го месяца жизни. Длительность этапа 3-5 месяцев, соответственно до 9-14-го месяца жизни ребенка.
Режим проведения физической реабилитации представлен в таблице 1.
Таблица 1
Режим проведения физической реабилитации детей основной группы
Этапы физ.реабилитации Терапия Пн Вт Ср Чт Пт Длительность терапии (мин.)
Начальный Гидрокинезотерапия + + + 15-20
Основной Гидрокинезотерапия + + + 20-25
Фитбол + + + + + 5 по 2 раза в день
Рефлекторная гимнастика + + + + + 5 по 2 раза в день
Тренирующий Гидрокинезотерапия + + + 30-40
Фитбол + + + + + 7 по 2 раза в день
Корригирующая гимнастика + + + + + 7 по 1 раз в день
Физическая нагрузка и режим проведения гидрокинезотерапии представлены в таблице 2.
Таблица 2
___________Гидрокинезотерапия недоношенных детей основной группы________________
Гидрокинезотерапия Начальный этап Основной этап Тренирующий этап
Место проведения Занятия в ванне Занятия в малом бассейне Занятия в большом бассейне
Интенсивность занятий Низкая Средняя Выше среднего
Темп выполнения упражнений Низкий Низкий, средний Низкий, средний, выше среднего
Температурный режим 36-34С° 34-32С° 32-30С°
Длительность этапов определялась в зависимости от исходного состояния двигательного развития ребенка, мышечного тонуса, неврологического и ортопедического статуса и скорости освоения двигательных навыков. Критериями перехода от одного этапа к другому служили следующие показатели:
1. контроль положения головы;
2. уровень двигательного развития;
3. состояние мышечного тонуса;
4. контроль тела в различных положениях: в положении лежа на животе на начальном этапе; в положении сидя и на четвереньках на основном этапе; в вертикальном положении на тренирующем этапе.
5. состояние реакций опоры: опора на руки в основном этапе; опора на ноги в тренирующем этапе.
6. динамика неврологического и ортопедического статуса ребенка.
Подбор упражнений осуществлялся поэтапно в соответствии с онтогенетическими принципами двигательного развития и их особенностями у недоношенных детей.
Комплексы упражнений составлялись индивидуально и менялись на каждом этапе терапии.
В основной группе в качестве физической реабилитации использовались курсы дифференцированного лечебного массажа с элементами ЛФК в сочетании с физиотерапевтическим лечением. Кратность терапии - 4 курса массажа по 10 процедур - в 3,
6, 9, 12 месяцев жизни, в промежутках между курсами дети получали физиотерапевтическое лечение (электрофорез и гальванотерапия, светолечение, магнитотерапия).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ
1. Уровень моторного развития оценивался по модифицированной Денверской шкале развития недоношенных детей 1990 года. При оценке уровня моторного развития в контрольной и основной группе были получены следующие результаты (таблица
3)
Таблица 3
Уровень моторного развития детей (%) _________________
Двигательные навыки Возраст (мес.) Контрольная группа Основная группа
Поднимает голову лежа на животе 3.5 65 88
Поворачивается со спины на живот 4.5 61 78
Поворачивается с живота на спину 6.5 59 85
Встает на четвереньки 7.5 58 82
Сидит 8 67 91
Самостоятельно садится 10 63 92
Ползает на четвереньках 10 64 87
Стоит, держась за опору 11 61 89
Стоит без поддержки 10 сек 12 58 82
Самостоятельно ходит 14 72 91
Всего 62.8 86.5
2. Двигательное развитие к году с учётом гестационного возраста приближалось к календарному возрасту у 62,8% детей контрольной группы и у 86,5% основной. При дальнейшем наблюдении за детьми средний возраст выравнивания составил 14 месяцев в основной и 15,5 в контрольной группе.
3. При оценке антропометрических показателей к году жизни в основой группе средний рост был выше на 1,7см, окружность грудной клетки на 1,5см по сравнению с контрольной. В основной группе к году жизни отмечались опережение по росту и незначительная тенденция к дефициту массы тела за счет снижения процента жировой ткани. В контрольной группе к году отмечался более низкий рост и тенденция к избыточной массе тела с проявлениями паратрофии.
4. Сроки прорезывания зубов были на 3,5 недели раньше в основной группе (7,5 месяцев). Зубная формула (4/4) к году сформировалась у 79% в основной группе и у 67% в контрольной группе.
5. При оценке развития тазобедренных суставов к году жизни в основной группе у 92% детей отмечалось нормальное формирование крыши вертлужной впадины и головки бедра, в контрольной группе у 74% детей.
6. Анализ развития сводов стоп выраженных различий по группам не выявил.
7. Острая заболеваемость была ниже в 2,3 раза в основной группе, заболевания протекали в более легкой форме, без осложнений.
Дети основной группы отличались эмоциональной стабильностью, устойчивостью к внешним и внутренним раздражителям, хорошей адаптацией к физической нагрузке и большей силовой выносливостью по сравнению с детьми из контрольной группы.
Таким образом, проведенное исследование показало, что целенаправленное использование средств физической реабилитации с включением гидрокинезотерапии, фитболтерапии и корригирующей гимнастики для восстановительного лечения недоношенных детей с поражением ЦНС является эффективным методом коррекции нарушения и позволяет повысить уровень здоровья грудных детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адулас, Е. И. Влияние реабилитационных воздействий на особенности развития детей первого года жизни, родившихся с малой массой тела : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Адулас Е.И. - СПб., 2007. - 19 с.
2. Загородникова, О. А. Использование гидрокинезитерапии для развития двигательной активности и физиологических рефлексов у младенцев с родовыми повреждениями шейного отдела позвоночника / О.А. Загородникова, Н.Г. Коновалова, В.В. Федорова // Мать и дитя в Кузбассе. - 2007. - № 3 (30). - С. 42-43.
3. Кешишян, Е. С. Психомоторное развитие как критерий неврологического здоровья недоношенного ребенка / Е.С. Кешишян, Е.С. Сахарова // Лечащий врач. -2004. - № 5. - С. 7.
4. Котляров, А. Д. Плавание с детьми грудного возраста, имеющими легкую форму энцефалопатии // Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабилитация : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 2001. - С. 117-118.
5. Маханова, H. Ю. Эффективность гидротермотерапии у детей с перинатальными поражениями нервной системы / Н.Ю. Маханова, И.М. Сутулина // Мать и дитя в Кузбассе. - 2007. - № 3 (30). - С. 11-15.
6. Моисеева, Т. Ю. ЛФК и массаж в реабилитации недоношенных детей с перинатальной патологией нервной системы // ЛФК и массаж. - 2002. - № 1. - С. 13-15.
7. Суханова, Л. П. Здоровье новорожденных детей в России / Л.П. Суханова. -М. : [б.и.], 2007. - 320 с.
8. Яцык, Г. В. Выхаживание и ранняя реабилитация детей / Г.В. Яцык, Е.П. Бомбардирова, О.В. Тресорукова // Лечащий врач. - 2007. - № 7. - С. 10-12.
9. Яцык, Г. В. Алгоритмы диагностики, лечения и реабилитации перинатальной патологии маловесных детей / Г.В. Яцык. - М. : [б.и.], 2002. - 135 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ В РАБОТЕ СО
СПОРТСМЕНАМИ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПАРАЛИМПИЙСКИМ ФУТБОЛОМ
Клёна Игоревна Королева, соискатель,
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры
(СПбНИИФК)
Аннотация
В работе показана возможность использования нетрадиционных средств коррекции психического и функционального состояния футболистов с ДЦП для оптимизации тренировочного процесса и ускорения процессов восстановления. Представлены результаты исследования по разработке методики применения арт-терапии в качестве одного из средств восстановлений спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата, занимающихся Паралимпийским футболом.
Ключевые слова: футболисты с ДЦП, арт-терапия, восстановление.
THE USE OF ARH-THERAPY FOR PARALYMPIC FOOTBALL PLAYERS WITH
CEREBRAL PALSY
Klyona Igorevna Koroleva, the competitor,
Saint-Petersburg Scientific-Research Institute of Physical Culture
Abstract
In the given report the opportunity of usage of non-traditional training means and methods for preparations process intensification for football players with cerebral palsy are described. In the research are presented results of the conducted research on working out of a technique of art-therapy as means of preventive maintenance of structurally functional infringements of Paralympics football players with affection of locomotors apparatus.
Keywords: football players with cerebral palsy, art-therapy, recovery.
Актуальность исследования обуславливается главным образом тем, что в современном футболе проблема коррекции психического и функционального состояния спортсменов является неотъемлемой частью тренировочного процесса. Практическое использование различных средств восстановления в системе подготовки футболистов