Научная статья на тему 'Физическая работоспособность и функциональные резервы сердечно-сосудистой системы учащихся г. Тюмени'

Физическая работоспособность и функциональные резервы сердечно-сосудистой системы учащихся г. Тюмени Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
162
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ВУЗА / HEALTH / MOTION ACTIVITY / CARDIOVASCULAR SYSTEM / PHYSICAL WORKING CAPACITY / PUPILS OF COMPREHENSIVE SCHOOL / STUDENTS OF HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Прокопьев Николай Яковлевич, Марьинских Светлана Григорьевна

Вопросы, касающиеся состояния здоровья учащихся при переходе из общеобразовательной школы в вуз с разным уровнем двигательной активности (ДА) изучены не достаточно. Проведенное исследование показало, что физическая работоспособность и функциональное состояние учащихся соответствуют возрастно-половым показателям, однако зависят от уровня ДА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Прокопьев Николай Яковлевич, Марьинских Светлана Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical efficiency and functional reserves of cardiovascular system of pupils of Tyumen

The questions of states of health of pupils at transition from a comprehensive school to a higher school with different level of motion activity (MA) are studied not enough. The carried out research has shown that physical working capacity and functional condition of students correspond to the age-sex indicators but depend upon MA level.

Текст научной работы на тему «Физическая работоспособность и функциональные резервы сердечно-сосудистой системы учащихся г. Тюмени»

УДК 616.12

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ г. ТЮМЕНИ

Н.Я. Прокопьев, С.Г. Марьинских ТГУ, г. Тюмень

Вопросы, касающиеся состояния здоровья учащихся при переходе из общеобразовательной школы в вуз с разным уровнем двигательной активности (ДА) изучены не достаточно. Проведенное исследование показало, что физическая работоспособность и функциональное состояние учащихся соответствуют возрастно-половым показателям, однако зависят от уровня ДА.

Ключевые слова: здоровье, двигательная активность, сердечно-сосудистая система, физическая работоспособность, учащиеся общеобразовательной школы и вуза.

Актуальность исследования. За последние годы произошло резкое сокращение числа здоровых детей [1]. По данным Минздравсоцразвития России только 5 % выпускников школ сегодня являются практически здоровыми [2]. Отмечается ухудшение как физического развития, так и функциональных возможностей организма современных детей [3, 4]. В условиях ограниченности адаптационных резервов, свойственных растущему организму, любое перенапряжение является фактором риска появления и развития заболеваний. У школьников это проявляется, в том числе виде ухудшения работоспособности [5]. Процесс обучения в вузе также сопряжен с усиленной нагрузкой на организм, приводящей к неэкономичной трате функциональных резервов организма. Вследствие этого развивается утомление, снижается работоспособность [6].

Цель исследования: изучить диапазон физической работоспособности и функциональных резервов сердечно-сосудистой системы юношей и девушек г. Тюмени при переходе из школ с разным уровнем обучения и двигательной активности в вузы.

Материалы и методы исследования. Для

решения поставленной цели проведено обследование 253 юношей и девушек в возрасте 17,2 ± 0,8 лет. Из них 58 учащихся 11-х классов гимназии при Тюменском государственном университете и МОУ школы № 44 г. Тюмени, и 195 студентов первого курса, обучающихся в двух вузах г. Тюмени: ГОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия» (ТГМА) и института физической культуры (ИФК) ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет» (ТюмГУ). Исследования проводились на базе лаборатории медикобиологических исследований ТюмГУ в первую смену с учетом биоритмологических рекомендаций.

Оценка двигательного режима осуществля-

лась по результатам медицинского обследования, проводимого специалистами, а также анкетированию. К учащимся с низким уровнем двигательной активности (ДА) были отнесены учащиеся 11 класса МОУ школы № 44 (в дальнейшем - школьники), учащиеся 11 класса гимназии при ТюмГУ (в дальнейшем - гимназисты), а также студенты ТГМА. К лицам с высоким уровнем ДА отнесли студентов ИФК ТюмГУ (в дальнейшем - спортсмены). Распределение обследуемых по объему двигательного режима проводилось согласно рекомендациям А.Г. Сухарева (1991) и Е.В. Быкова (2002) [7, 8].

Состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) оценивали по: значениям частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления [9]. Диапазон функциональных резервов организма испытуемых и физическую работоспособность (ФР) определяли по реакции организма на дозированную физическую нагрузку: проба Мартине-Кушелевского, степ-тест PWC17o [10]. Полученные данные были статистически обработаны на ПЭВМ с помощью компьютерной программы MORFO [11], а также пакета программ Microsoft Office (Excel). Различия между результатами считали достоверными при уровне значимости Р < 0,05 [12, 13].

Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что у учащихся МОУ школы № 44 (как юношей, так и девушек) значения ЧСС выше, чем у гимназистов, причем у девушек выявленная разница достоверна (Р<0,05). ЧСС девушек 11-х классов МОУ школы № 44 (80,75 ± 1,47 уд./мин) выше ЧСС гимназисток (73,45 ± 1,37 уд./мин) на

7,30 уд./мин. При этом показатели ЧСС школьников (79,20 ± 2,60 уд./мин) достоверно выше, чем у студентов ИФК ТюмГУ (Р < 0,05). При поступлении в вуз у девушек и юношей с высоким уровнем ДА ЧСС достоверно ниже (Р < 0,05), чем у студен-

Таблица 1

Динамика частоты сердечных сокращений (уд7мин) учащихся г. Тюмени (М ± т)

Месяц исследования Студенты ТГМА Студенты ИФК ТюмГУ

Девушки Юноши Девушки Юноши

1 семестр

Ноябрь 77,60 ± 1,77*° 75,64 + 1,32*” 70,50 ± 1,68 70,43 ±0,85

Начало декабря 78,22 ± 1,67° 77,37 + 2,42* 72,55 ± 1,52 71,40 ± 1,37

Конец декабря 76,22+1,69° 78,14 ±2,20 70,80 ± 1,47 74,00 ± 1,00

Декабрь 76,38 ± 1,25° 77,40 ± 1,88* 71,77 ± 1,34 72,42 ± 1,20

2 семестр

Начало февраля 74,79 ± 1,40° 79,75 ± 2,31* 69,00 ± 1,68 68,50 ± 1,14

Конец февраля 74,00 ± 1,46*° 82,00 ± 2,96** 68,72 ± 1,66 67,53 ± 1,18

Февраль 74,61 ± 1,21*10 79,97 ± 1,82** 68,80 ± 1,18 68,02 ± 0,82

Начало марта 81,80 + 2,56° 77,22 ± 1,54* 73,31 ±0,96* 70,25 ± 0,66*

Конец марта 75,73 ± 1,52 74,50 ± 1,42 76,50 ± 1,33* 71,25 ± 0,90*

Март 78,77 ± 1,60т 75,86 ± 1,27* 75,28 ± 1,12* 70,82 ± 0,83*3

Начало мая 73,67 ± 1,88* 86,33 ±2,18** 69,50 ±1,79 66,22 ± 1,22

Конец мая 77,85 ±2,11 75,43 ± 3,34* 74,76 ± 1,22* 68,39 ± 1,16*

Май 77,47 ± 1,38° 78,70±2,15*м 72,42 ± 1,50м 67,29 ± 0,84*

Примечания: * - достоверные отличия (Р < 0,05) между учащимися разного пола; ° - достоверные отличия (Р < 0,05) между девушками изучаемых групп; * - достоверные отличия (Р < 0,05) между юношами изучаемых групп; п - достоверные изменения (Р < 0,05) признака с ноябрь по декабрь; й - достоверные изменения (Р < 0,05) признака в течение декабря;г - достоверные изменения (Р < 0,05) признака в течение февраля; т - достоверные изменения (Р < 0,05) признака в течение марта; м - достоверные изменения (Р < 0,05) признака в течение мая;1 - достоверные изменения (Р < 0,05) признака с февраля по март;2 - достоверные изменения (Р < 0,05) признака с февраля по май;3 - достоверные изменения (Р < 0,05) признака с марта по май.

тов ТГМА на 12,55 % и 11,91 % соответственно. В значениях ЧСС достоверных отличий между школьницами, студентками, гимназистками и спортсменками нет (табл. 1).

Систолическое артериальное давление одиннадцатиклассниц МОУ школы № 44 (99,38 ± 2,56 мм рт. ст.) достоверно ниже (Р < 0,05), чем у гимназисток (106,59 ± 1,71 мм рт. ст.). И, в свою очередь, у выпускниц 11-х классов значения измеряемого параметра достоверно ниже (Р < 0,05), чем у студенток вузов (табл. 2).

Следует отметить, что у выпускниц 11-х классов значения ДАД достоверно ниже (Р < 0,05), чем у студенток обоих вузов. При этом ДАД гимназисток (70,23 ± 1,14 ммрт. ст.) достоверно выше (Р < 0,05), чем у девушек обучающихся в школе № 44 (63,75 ± 2,20 мм рт. ст.).

Исследование установило, что перед экзаменационной сессией, в декабре, у юношей ТГМА значения САД, ДАД выше, чем у девушек медицинского вуза. Так, САД выше на 10,31 мм рт. ст., при этом в начале месяца на 8,14 мм рт. ст., в конце месяца - на 20,15 мм рт. ст. ДАД превышало значения, полученные у девушек на 9,27 мм рт. ст., различия в начале месяца составили 8,47 мм рт. ст., в конце декабря - 10,75 мм рт. ст. (табл. 2, 3).

Нами не выявлено гендерных различий у студентов с высокой ДА в ноябре. Однако в декабре, т.е. перед первой сессией у юношей следующие показа-

тели САД - на 5,83 мм рт. ст. (на 8,26 мм рт. ст. к начале месяца) достоверно (Р < 0,05) выше, чем у девушек ТюмГУ.

Сравнительный анализ показателей ССС у студенток с разной ДА показал, что у девушек с высокой ДА показатели ЧСС выше, чем у девушек с низкой ДА на 7,10 уд./мин (в ноябре), САД выше на 10,26 мм рт. ст. (в конце декабря), ДАД в декабре - на 8,55 мм рт. ст. (на 6,08 мм рт. ст. - в начале и на 13,45 мм рт. ст. - в конце месяца).

Сравнение показателей ССС у студентов с разным уровнем ДА показало, что у юношей с низким уровнем ДА в декабре ЧСС выше на 4,98 уд./мин (в начале месяца - на 5,97 уд./мин), САД выше в конце декабря - на 5,89 мм рт. ст., чем у юношей с высокой ДА.

Динамическое исследование в первом семестре выявило следующие особенности изменения показателей ССС к концу семестра, перед экзаменационной сессией. У девушек с низкой ДА к декабрю уменьшились значения САД - на 9,94 мм рт. ст. (8,48 %), с 117,20 мм рт. ст. (в ноябре) до 107,26 мм рт. ст.; ДАД - на 10,75 мм рт. ст. (14,00 %), с 76,80 мм рт. ст. до 68,05 мм рт. ст.

Следует отметить, что за период с ноября по декабрь у юношей ТГМА ЧСС увеличилась с 67,64 уд./мин до 77,40 уд./мин. Прирост составил 9,76 уд./мин, что нами связывается не только с увеличивающимся к концу первого семестра эмо-

Проблемы двигательной активности и спорта

Таблица 2

Динамика систолического артериального давления (мм рт. ст.) учащихся г. Тюмени (М+ш)

Месяц исследования Студенты ТГМА Студенты ИФК ТюмГУ

Девушки Юноши Девушки Юноши

1 семестр

Ноябрь 117,20 ±0,95" 114,73 ±1,35 115,14 ± 1,65“ 115,68 ± 1,18

Начало декабря 108,74 ±2,47* 116,88 ±2,50*“ 109,17 ± 1,65* 117,43 ±1,19*

Конец декабря 99,74 ±2,34*° 119,89 ±2,18** 110,00 ±1,45 114,00 ± 1,87

Декабрь 107,26 ± 1,61* 117,57 ± 1,90* 109,80 ±1,43* 115,63 ±1,38*

2 семестр

Начало февраля 109,06 ± 2,34 111,24 ± 1,57* 112,75 ± 1,94 116,03 ± 1,14

Конец февраля 107,06 ±2,53* 113,75 ±1,60* 112,80 ±2,01 116,13 ±1,11

Февраль 107,22 ± 2,402° 112,22 ± 1,342* 112,78 ±1,39* 116,08 ±0,79*

Начало марта 109,20 ±2,29* 118,11 ±1,97* 109,23 ± 1,29* 115,15 ± 1,59*

Конец марта 115,07 ±1,44° 117,61 ± 1,47 110,50 ±0,70* 116,65 ± 1,54*

Март 112,13 ± 1,44*3т 117,86 ± 1,21*3 109,80 ± 1,18* 115,72 ± 1,27*

Начало мая 113,15 ± 1,76 113,33 ±3,33 113,15 ± 1,93* 117,59 ±0,95*

Конец мая 120,44 ± 1,58*° 134,29 ±4,81** 110,60 ±2,30* 118,74 ±1,60*

Май 119,67 ±1,35*° 128,00 ±3,67*м* 111,73 ±1,53* 118,16 ±0,92*

Примечание: см. примечания к табл. 1.

Таблица 3

Динамика диастолического артериального давления (мм рт. ст.) учащихся г. Тюмени (М ± т)

Месяц исследования Студенты ТГМА Студенты ИФК ТюмГУ

Девушки Юноши Девушки Юноши

1 семестр

Ноябрь 76,80 ± 1,55" 75,73 ± 1,69 75,57 ± 1,80 75,68 ± 1,16

Начало декабря 68,47 ±1,64*° 76,94 ± 2,33* 74,55 ± 0,82“ 77,71 ± 1,50

Конец декабря 66,05 ± 1,41*° 76,80 ±2,11* 79,50 ±0,83 77,00 ± 1,74

Декабрь 68,05 ± 1,14*° 77,32 ± 1,80* 76,60 ± 0,73 77,63 ± 1,32

2 семестр

Начало февраля 70,81 ± 1,82* 62,50 ± 1,50*** 72,25 ± 1,64* 76,94 ±0,88*

Конец февраля 69,41 ± 2,01 70,00 ±2,27* 73,80 ± 1,28* 77,19 ±0,89*

Февраль 69,67 ± 1,89і’2 68,50 ± 1,99і* 73,11 ± 1,01* 77,06 ±0,62*

Начало марта 77,07 ± 1,51° 78,67 ± 1,98 70,38 ± 1,85* 77,00 ± 1,42*

Конец марта 76,13 ± 1,18 77,22 ± 1,18 74,57±0,84* 79,50 ± 1,30*

Март 76,60 ± 0,94° 77,94 ± 1,14і 72,49 ±0,71*т 78,18 ± 1,27*

Начало мая 79,33 ± 0,67* ° 73,33 ± 1,63* * 72,50 ± 1,28* 77,75 ± 0,82*

Конец мая 77,75 ± 1,64* 71,43 ± 1,76* * 74,52 ± 1,33 77,48 ± 0,89

Май 77,44 ± 1,30*° 72,00 ± 1,49* * 73,62 ± 0,94* 77,65 ± 0,59*

Примечание: см. примечания к табл. 1.

ционально-психическим напряжением, связанным с постоянной учебной нагрузкой, но и накапливающимся умственным утомлением.

Пролонгированное исследование не вывялило достоверных изменений (Р > 0,05) показателей ССС в течение декабря у юношей, имеющих высокий уровень ДА. Изучение функционального состояния ССС у девушек этой группы за период ноябрь - декабрь показало, что ЧСС и ДАД не подверглись изменениям. В то же время САД с 115,14 мм рт. ст. снизилось до 109,80 мм рт. ст., т.е. уменьшилось на 5,34 мм рт. ст. (4,64 %).

Таким образом, к концу первого семестра САД студенток вузов снизилось (на 8,48 % у сту-

денток ТГМА и на 4,67 % у спортсменок). К окончанию первого курса, перед экзаменационной сессией, у студентов ТГМА САД достоверно повысилось (Р < 0,05), приняв максимальные значения за весь период исследования. У юношей этой группы прирост составил 13,09 %, у девушек - 8,87 % (табл. 2). У юношей-спортсменов существенных изменений САД на период исследования не обнаружено.

У студенток с низким уровнем ДА к концу первого семестра выявлено снижение ДАД на 11,39 % и его увеличение к маю на 8,56 %. В то время как у студенток с высоким уровнем ДА существенных изменений ДАД к концу года не на-

блюдалось. У юношей всех изучаемых групп достоверных изменений ДАД в период исследования не выявлено.

Изучение диапазона функциональных резервов показало, что у 92,31 % школьников и 93,75 % гимназистов отмечается нормотонический тип реакции на дозированную физическую нагрузку. Гипотонический тип реакции встречается у 7,69 % гимназистов и 3,13 % школьников, гипертонический тип реакции у 3,12 % гимназистов. У студентов ТГМА в первом семестре нормотонический тип реакции отмечается в 93,49 %, гипотонический в 4,26 % и гипертонический в 2,25 %. У студентов ИФК ТюмГУ в первом семестре нормотонический тип реакции наблюдается у 98,00 % студентов. Гипертонический и гипотонический типы

1200 і

Рис. 1. ФР юношей и девушек учебных заведений г. Тюмени

ФР (на 47,25 кгм/мин). МПК у юношей (45,29 ± ± 1,26 мл/кг) и девушек (52,21 ± 2,16 мл/кг) обучающихся в МОУ школе № 44 выше, чем у юношей (38,73 ± 1,03 мл/кг) и девушек (43,90 ±0,84 мл/кг) гимназии при ТюмГУ на 6,56 и 8,31 мл/кг соответственно. При этом у юношей-гимназистов величина МПК достоверно ниже (Р < 0,05), чем у студентов изучаемых групп, а у школьниц достоверно выше (Р < 0,05), чем у спортсменок (47,56 ± ±1,16 мл/кг). МПК юношей-спортсменов в первом семестре составило 43,55 ± 1,54 мл/кг, у юношей с низким уровнем ДА - 44,15 ± 0,96 мл/кг (рис. 2). У девушек-спортсменок показатель МПК на 6,05 мл/кг (12,72 %) выше, чем у студенток ТГМА (41,51 ± 1,16 мл/кг). Выявленные различия достоверны (Р < 0,05).

60 -і

Рис. 2. МПК юношей и девушек учебных заведений г. Тюмени

реакции составляют по 1,00 %. У спортсменов к концу учебного года результаты остались неизменными, у студентов ТГМА нормотонический тип реакции составил 96,53 %; гипотонический -

1,31 %; гипертонический -2,16 %.

Исследование показало, что значения теста Р\\070 юношей-гимназистов (749,23 ± 9,98 кгм/мин) достоверно ниже (Р < 0,05), чем у юношей, обучающихся в МОУ школе № 44 (986,45 ± 18,28 кгм/мин), а также студентов ТГМА и ТюмГУ. У школьниц значения степ-теста (881,24 ± 15,62 кгм/мин) достоверно выше (Р < 0,05), чем у гимназисток (626,31 ± 9,54 кгм/мин). Достоверных отличий между школьницами и студентками ИФК ТюмГУ нет. В тоже время физическая работоспособность по тесту Р\УС170 у девушек с высоким уровнем ДА (872,69 ± 13,67 кгм/мин) достоверно выше (Р < 0,05), чем у студенток с низким уровнем ДА (638,47 ± 12,83 кгм/мин) на 234,22 кгм/мин (26,84 %) (рис. 1). У юношей-спортсменов ФР составила 1079,12 ± 16,23 кгм/мин, у студентов ТГМА -973,58 ± 11,14 кгм/мин. Следует отметить, что по окончании первого курса только у юношей обучающихся в ИФК ТюмГУ выявлено повышение

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Функциональное состояние ССС учащихся г. Тюмени соответствует возрастно-половым показателям, присущим юношам и девушкам данной возрастной группы. Процесс перехода в высшую школу у юношей протекает без особых изменений, в отличие от девушек у которых отмечается в этот период повышение артериального давления (САД, ДАД). При этом величина ЧСС и снижается.

2. Уровень ДА вносит существенные коррективы в деятельность ССС и носит ситуационный характер. Динамика показателей ССС к концу 1 года обучения в вузе показала, что наибольшие изменения в значениях показателей ССС выявлены у юношей обучающихся в ТГМА. У них повысились ЧСС и САД. Также выявлено, что у студентов с высоким уровнем двигательной активности достоверно (Р < 0,05) выше АД (САД, ДАД), чем у студентов с низким уровнем ДА, а ЧСС ниже.

3. Уровень двигательной активности увеличивает диапазон функциональных резервов организма.

4. С повышением уровня ДА гендерные показатели физической работоспособности достоверно (Р < 0,05) возрастают.

Проблемы двигательной активности и спорта

Литература

1. Исаев, А.П. Учение о здоровье / А.П. Исаев, Н.Я. Прокопьев, В.М. Чимаров. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2002. -144 с.

2. Фоминых, Т.М. Формирование здорового образа жизни как одно из условий модернизации образования / Т.М. Фоминых // Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни. -Тюмень, 2005. — С. 62-63.

3. Сауткин, М.Ф. Новые тенденции в физическом развитии школьников Рязани /М.Ф. Сауткин // Здравоохранение РФ. —1999. -№5.—С. 21—22.

4. Сухарев, А.Г. Особенности свободного времени и физическая работоспособность подростков/А.Г. Сухарев, ИВ. Сергета // Гигиена и санитария. -1999. -№ 5. - С. 29-31.

5. Дергоусова, Е.Н. Сомато-функциональные особенности организма детей с деформациями позвоночника в условиях применения инновационных программ оздоровления / Е.Н. Дергоусова, Е.В. Кудряшов, Е.Г. Зуева // Теоретические и практические вопросы восстановления и сохранения здоровья человека: сб. науч. тр. ученых Уральского федерального округа, 2006. - М.: ВИСЛА. -Выпуск 11. — С. 7-10.

6. Ивакина, Е.А. Особенности физического развития и состояния системы кровообращения студентов Уральского региона: автореф. дис. ...

канд. биол. наук / Е.А. Ивакина. - Тюмень, 2006. -22 с.

7. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 1991. - 272 с.

8. Быков, Е.В. Влияние уровня двигательной активности на функциональное состояние здоровых учащихся 12—17 лет и физиологическое обоснование оздоровительных программ: автореф. дис. ... д-ра мед. наук/Е.В. Быков. - Курган, 2002. - 36 с.

9. Аринчин, Н.И. Комплексное изучение сердечно-сосудистой системы / Н.И. Аринчин. — Минск: Госиздат БССР, 1961. -204 с.

10. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. - М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.

11. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ. Способ оценки морфофункционального состояния человека (MORFO)/ Н.Я. Прокопьев, С.Г. Марьинских, В.Л. Мальцев, Т.В. Никитина, А.А. Харламов. - N° 2007612959; заявл. 18.04.2007; опубл. 9.07.2007.

12. Автандилов, Г.Г. Медицинская морфо-метрия/Г.Г. Автандилов. —М., 1990. —384 с.

13. Лакин, Г.Ф. Биометрия: учебное пособие для биол. спец. вузов/Г.Ф. Лакин. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. —352 с.

Поступила в редакцию 7 августа 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.