Научная статья на тему 'Физическая подготовка и спорт как элемент системы подготовки Московской молодежи к службе в армии на рубеже XX-XXI веков'

Физическая подготовка и спорт как элемент системы подготовки Московской молодежи к службе в армии на рубеже XX-XXI веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
572
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИЗЫВНИК / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОСТО / ДОСААФ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / УЧЕБНЫЕ ЦЕНТРЫ / CONSCRIPT / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / RUSSIAN DEFENCE SPORTS AND TECHNIQUES ORGANIZATION / VOLUNTEER SOCIETY FOR COOPERATION WITH THE ARMY / AVIATION / AND NAVY / MATERIAL AND TECHNICAL BASIS / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / TRAINING CENTRES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Снятков Алексей Николаевич

В данной статье автор рассматривает деятельность государственных и общественных структур города Москвы по повышению роли физической культуры и спорта в военно-патриотическом воспитании молодежи на рубеже XX-XXI веков. Анализируется состояние материальной базы физической культуры и спорта и её влияние на результативность военно-патриотического и физического воспитания, а также военно-спортивной подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL TRAINING AND SPORTS AS ELEMENT OF MOSCOW YOUTH TRAINING FOR THE ARMY SERVICE AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES

In this article the author examines activity of state and public structures in the city of Moscow aimed at enhancing the role of physical culture and sports in military-patriotic education of young people at the turn of the XX-XXI centuries. The state of the resource base of physical culture and sports and its impact on effectiveness of military-patriotic and physical education, as well as military-sports training of youth for service in the Armed Forces are analyzed.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка и спорт как элемент системы подготовки Московской молодежи к службе в армии на рубеже XX-XXI веков»

Снятков Алексей Николаевич

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И СПОРТ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ МОСКОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В АРМИИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ

В данной статье автор рассматривает деятельность государственных и общественных структур города Москвы по повышению роли физической культуры и спорта в военно-патриотическом воспитании молодежи на рубеже XX-XXI веков. Анализируется состояние материальной базы физической культуры и спорта и ее влияние на результативность военно-патриотического и физического воспитания, а также военно-спортивной подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/7/50.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 7(81) C. 182-185. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gram ota. net/ed itions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/7/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 94(470)

Исторические науки и археология

В данной статье автор рассматривает деятельность государственных и общественных структур города Москвы по повышению роли физической культуры и спорта в военно-патриотическом воспитании молодежи на рубеже XX-XXI веков. Анализируется состояние материальной базы физической культуры и спорта и её влияние на результативность военно-патриотического и физического воспитания, а также военно-спортивной подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах.

Ключевые слова и фразы: призывник; военно-патриотическое воспитание; РОСТО; ДОСААФ; материально-техническая база; физическая культура и спорт; учебные центры.

Снятков Алексей Николаевич

Тамбовский государственный технический университет aleksej-snyatkov@yandex. т

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И СПОРТ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ МОСКОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В АРМИИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ

Созданная в Советском Союзе система подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах была регламентирована значительным количеством государственных, ведомственных документов, постановлениями и распоряжениями общественно-политических и спортивных организаций, в соответствии с которыми имелась возможность подготавливать спортсменов-разрядников, кандидатов в мастера и мастеров спорта СССР по военно-техническим и военно-прикладным видам спорта, значкистов Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР».

Главной целью функционирования всей системы военного обучения гражданского населения являлось последующее укомплектование Вооруженных сил подготовленными бойцами. Особую актуальность подготовительная военная деятельность по обучению призывников приобрела с вступлением в силу с 1 сентября 1939 г. «Закона о всеобщей воинской обязанности», принципиально изменившего способ комплектования Красной Армии. Подготовка призывников предусматривала необходимое обучение основам военного дела и армейской службы, а также прохождение обязательной политической подготовки. Главная роль в практической военной подготовке призывников отводилась обществу содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) [7, с. 481].

К сожалению, с начала 90-х годов прошлого столетия положение дел существенно ухудшилось. Как отмечают исследователи данной темы, физкультурной и спортивной работе в те годы мешали погоня за массовостью в ущерб качеству, приписки по количеству участников физкультурного и спортивного движения [1, с. 180; 2, с. 54]. Происходило уничтожение материальной базы физической подготовки, были ликвидированы спортивные лагеря, нарушена система подготовки преподавателей основ военного дела и воинской службы, в связи с этим ухудшилась результативность военно-патриотического и физического воспитания в образовательных учреждениях. Серьезные трудности возникли и с подготовкой, в том числе физической, молодежи города Москвы к службе в Вооруженных силах Российской Федерации.

Система военно-патриотического воспитания, подготовки молодежи к службе в армии испытывала как в стране, так и в столице серьезный кризис. Для его преодоления была создана новая система управления. В нее были включены государственные и общественные структуры - органы законодательной и исполнительной власти столицы, которые, действуя в рамках своих полномочий, совместно с органами местного самоуправления, Московским городским военным комиссариатом, Московской городской организацией «Российская оборонно-техническая организация» (далее - РОСТО (ДОСААФ)), воинскими частями Московского военного округа, общественными объединениями и организациями осуществляли различные меры по повышению эффективности военно-патриотического воспитания и военно-спортивной подготовки молодежи [3, с. 2; 6]. Огромное влияние на становление данной системы в столице оказало принятие в 1998 г. Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В начале 1990-х гг. в Московском городском совете РОСТО в рабочем состоянии имелись стадионно-спортивные комплексы, трассы кольцевых гонок, поля для мотобола, картодромы, трассы для мотокросса, бассейны, водные станции, стрельбища и тиры. Также функционировали: 9 центральных спортивных клубов, 7 клубов автотехнического спорта, 2 дельтапланерных клуба, 14 стрелково-спортивных клубов, 4 авиа-ционно-спортивных, 13 клубов служебного собаководства, 10 спортивных клубов учебных заведений, 12 детско-юношеских спортивно-технических школ [4].

Не прекратилась и организационно-спортивная, массовая работа оборонно-массовых организаций в Москве. Так, например, 19 января 1992 г. в рамках фестиваля открытия зимнего спортивного сезона «Русская зима», проведенного в Крылатском, впервые с большой программой выступили спортсмены и физкультурники РОСТО, которые продемонстрировали свое мастерство в соревнованиях по лыжной подготовке и биатлону. Данное мероприятие имело огромное значение по подготовке допризывной молодежи, так как лыжная подготовка

в исследуемый период, как и в годы Великой Отечественной войны, являлась одной из важнейших задач по подготовке резервов для лыжно-стрелковых частей Красной армии [8, с. 56].

Весной 1992 г. в войска было направлено около 8 тысяч юношей - в основном подготовленное молодое пополнение. Каждый третий призывник, отправленный в войска, получил военно-техническую и спортивную подготовку в учебных организациях оборонного спортивно-технического общества Москвы [4].

Значительное сокращение материально-технической базы спортивно-технических клубов и других организации РОСТО (ДОСААФ) также стало фактором, повлиявшим на систему подготовки молодежи к службе в армии. В данных организациях техника и материальные средства были в основном старыми, а поступление новых образцов не ожидалось. Слабо велась работа по привлечению к занятиям по военно-технической и спортивной подготовке учащихся школ, колледжей, профтехучилищ и студентов.

Вместе с тем в целом положительно следует оценить деятельность в этот период Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России города Москвы - правопреемницы оборонных обществ содействия обороне, авиационному и химическому строительству ОСО-АВИАХИМА, ДОСААФ СССР, РОСТО (ДОСААФ). Главными целями отделения являлось содействие укреплению обороноспособности страны, организации и проведению военно-патриотического воспитания молодежи, развитию технических, военно-прикладных и авиационных видов спорта. Региональное отделение РОСТО (ДОСААФ) участвовало в выполнении федеральных, государственных, региональных и местных программ, мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан, подготовке молодежи к труду и защите Отечества, содействовало органам исполнительной и законодательной власти Москвы в решении возложенных на них задач в сфере образования, борьбы с преступностью и наркоманией. Оно осуществляло подготовку кадров массовых технических профессий, содействовало развитию авиации, авиационно-технического творчества и авиационно-спортивной работы, участвовало в развитии массового, любительского и профессионального спорта. Для выполнения этих задач региональное отделение ДОСААФ Москвы располагало определенной материально-технической базой, опытными преподавателями и спортивными кадрами, взаимодействовало с органами власти, образования, спорта, военкоматами города, имело многолетний опыт в проведении оборонно-массовой и военно-патриотической работы с населением. В структуру Московской оборонной организации вошли 8 окружных организаций, 4 - районные, 181 - первичная, объединяющие более 2 тыс. членов ДОСААФ, а также 10 образовательных учреждений, 6 спортивных организаций, 2 городских аэроклуба, 53 спортивно-технических клуба и секций (по автомотоспорту, водным видам спорта, радиоспорту, стрелковому, парашютному спорту и др.). В клубах и секциях техническими, военно-прикладными и авиационными видами спорта занимались десятки тысяч юношей и девушек столицы [9, д. 1475, л. 22].

В организациях ДОСААФ Москвы развивалось 23 авиационных, технических и военно-прикладных вида спорта. Наибольшее развитие в данный период получили автомобильный, мотоциклетный, авиационный, парашютный виды спорта, а также военно-прикладное многоборье, пулевая стрельба, арбалетный виды спорта. Этими и другими видами спорта в исследуемый период регулярно занимались более 50 тыс. человек [10]. Большую работу советы и организации ДОСААФ Москвы вели по военно-патриотическому воспитанию молодежи, практиковались походы по местам славы, организация спартакиад с допризывной молодежью.

Лучших показателей в этой работе систематически добивались учебно-спортивные центры РОСТО (ДОСААФ) ЮВАО и ЮАО, а также автомобильная школа МГОО РОСТО (ДОСААФ) ЦАО города Москвы [5, с. 15].

В структуре организаций РОСТО города Москвы удалось сохранить важное звено всей проводимой работы: в течение всего исследуемого периода продолжали функционировать учебно-спортивные центры РОСТО административных округов столицы, имевшие квалифицированные кадры и достаточную материально-техническую базу всей проводимой работы. Основными задачами данных центров являлись организация и проведение мероприятий, основанных на военно-патриотическом воспитании молодежи и подготовке ее к военной службе, развитии военно-прикладных видов спорта среди молодежи и привлечении ее к данным видам спорта.

На базе центров юноши и девушки участвовали в соревнованиях по техническим и военно-прикладным видам спорта, в военно-патриотической работе. Во время школьных каникул при центрах организовывались военно-спортивные лагеря, проводились учебные сборы старшеклассников.

Так, учебно-спортивный центр РОСТО (ДОСААФ) ЮВАО по объему подготовки и переподготовки водительских кадров и других специалистов массовых технических профессий являлся одной из крупнейших учебных организаций в системе РОСТО (ДОСААФ). Свою деятельность руководство учебно-спортивного центра строило в тесном взаимодействии с Префектурой ЮВАО, главами Управ и органами местного самоуправления округа. Центр имел и имеет в настоящее время стрелковый 50-метровый и пневматический тиры, выставку военной техники, единую полосу препятствий, гимнастический городок, картинговую трассу, парашютную вышку, пейнтбольный городок, площадки строевой подготовки и клуба служебного собаководства.

На базе центра проходили обучение учащиеся 11-х классов образовательных учреждений ЮВАО по программе раздела «Основы военной службы» курса «Основ безопасности жизнедеятельности». Ежегодно на территории центра проводились пятидневные сборы с учащимися 10-х классов, численность участников сборов составляла около 1,5 тыс. чел. [10]. Регулярно проходили сборы по основам военной службы с учащимися образовательных учреждений среднего профессионального образования. Осуществлялось совершенствование материально-технического обеспечения центра. Значительную работу по военно-патриотическому воспитанию

молодежи проводили ветераны Великой Отечественной войны, работающие в центре, весь этот комплекс мер, принятых руководством столицы, сыграл свою положительную роль.

Поэтому с начала 2000-х гг. начался позитивный процесс создания на базе организаций РОСТО города центров военно-патриотического воспитания и физической подготовки молодежи. Для наиболее эффективного использования возможностей военно-патриотического воспитания данный процесс обрел юридическую основу в решениях префектов г. Москвы, в соответствии с которыми на базе учебно-спортивных центров ДОСААФ России по городу Москве, в административных округах столицы были созданы центры военно-патриотического воспитания и физической подготовки допризывной и призывной молодежи. В их создании приняли активное участие префектура округов, военкоматы, Управления образования, физической подготовки и спорта, ГО и ЧС округа, Департамент труда и занятости г. Москвы [Там же].

Ежемесячно на базе созданных центров военно-патриотического воспитания проводились соревнования по различным видам спорта (стрельба из пневматического оружия, стрельба из арбалета, прыжки с парашютной вышки, соревнования на полосе препятствий, картинг, автомобильные гонки «на выживание» и др.). Во взаимодействии с Военными комиссариатами осуществлялся ряд мероприятий по патриотическому воспитанию подростков и молодежи: организация и проведение спортивных соревнований, конкурсов, олимпиад. Центры установили тесные контакты с образовательными учреждениями города. Так, в 2009-2010 уч. году в центре военно-патриотического воспитания ЮВАО 1050 учащихся 11-х классов из 33 образовательных учреждений районов Кузьминки, Текстильщики, Выхино-Жулебино, Люблино, Рязанский, Марьино прошли обучение по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» (раздел «Основы военной службы»). Кроме того, с 1 апреля по 31 мая 2010 г. для 2410 человек были проведены сборы на базе Московского ВОКУ, войсковой части 5380 МВД России [6].

Таким образом, проведенное исследование показало, что в изучаемый период на различных уровнях осуществлялось и укреплялось взаимодействие различных городских структур, общественных организаций в использовании возможностей физической культуры и спорта в военно-патриотическом воспитании молодежи Москвы для подготовки ее к службе в армии. Успешное преодоление негативных тенденций, связанных с наличием пацифистских, антиармейских настроений, особенно характерных для 1990-х годов, связано с тем, что система подготовки молодежи к защите Родины функционировала в условиях разрушения нравственных ценностей и обострения криминогенной обстановки в стране. Происходило развитие технических и военно-прикладных видов спорта, обеспечение современным оборудованием, организация и проведение по ним на территории города Москвы международных, всероссийских, региональных, общегородских и внутригородских соревнований. Осуществлялись меры по созданию и объединению военно-патриотических клубов и спортивных секций в образовательных учреждениях, спортивных организациях города Москвы. Повышался уровень физической подготовленности юношей к военной службе в образовательных учреждениях. Происходило усиление взаимодействия органов власти города с общественными организациями оборонно-массовой направленности (ДОСААФ России, федерациями по отдельным видам спорта). Повысилось внимание к военно-патриотическому воспитанию и подготовке молодежи к службе в армии в спортивных, молодежных и детских организациях. Налажены контроль над состоянием здоровья подрастающего поколения, проведение с детьми и подростками физкультурно-оздоровительных мероприятий, пропаганда здорового образа жизни и др.

Осмысление состояния системы подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах в прошлом помогает нам яснее понять и оценить состояние и тенденции развития данной системы в настоящем.

Список источников

1. Братановский С. Н. Управление физической культурой и спортом в условиях реформ: организационно-правовые проблемы: дисс. ... д.ю.н. Саратов, 1997. 221 с.

2. Долгов С. Н. Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по физической подготовке молодежи в 1992-2004 гг.: историческое исследование (на материалах Московского региона): дисс. ... к.и.н. М., 2006. 187 с.

3. О физической культуре и спорте: Закон города Москвы от 26 июня 1996 г. № 20 // Тверская, 13. 1996. 1-7 августа.

4. Об итогах весеннего призыва граждан на действительную военную службу и задачах по проведению осеннего призыва в 1992 г. [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Москвы от 3 ноября 1992 г. № 922. URL: http://docs.cntd.ru/document/3702293 (дата обращения: 16.06.2015).

5. Об итогах конкурса на лучшую подготовку граждан к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу в городе Москве в 2009 году и проведении конкурса в 2010 году: Распоряжение Правительства Москвы от 27 апреля 2010 г. № 789-РП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2010. № 26. 11 мая.

6. Об итогах призыва граждан г. Москвы на военную службу в 1997 году и задачах на 1998 год [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Москвы от 3 февраля 1998 г. № 151-ПП. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 17.05.2015).

7. Пузырев А. Ю., Слезин А. А. Военная подготовка призывников и организация призывов в РККА накануне Великой Отечественной войны // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2010. Т. 16. № 2. С. 479-490.

8. Ростов Н. Д. «Мы на лыжах выходим в поход.» - подготовка бойцов-лыжников в Сибири в годы Великой Отечественной войны // Мир Евразии. 2016. № 3 (34). С. 54-64.

9. Центральный архив города Москвы. Ф. 758. Оп. 1.

10. http://dosaaf-auto.ru/90.html (дата обращения: 20.05.2015).

PHYSICAL TRAINING AND SPORTS AS ELEMENT OF MOSCOW YOUTH TRAINING FOR THE ARMY SERVICE AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES

Snyatkov Aleksei Nikolaevich

Tambov State Technical University aleksej-snyatkov@yandex. ru

In this article the author examines activity of state and public structures in the city of Moscow aimed at enhancing the role of physical culture and sports in military-patriotic education of young people at the turn of the XX-XXI centuries. The state of the resource base of physical culture and sports and its impact on effectiveness of military-patriotic and physical education, as well as military-sports training of youth for service in the Armed Forces are analyzed.

Key words and phrases: conscript; military-patriotic education; Russian Defence Sports and Techniques Organization; Volunteer Society for Cooperation with the Army, Aviation, and Navy; material and technical basis; physical culture and sport; training centres.

УДК 94(38).02

Исторические науки и археология

В данной статье рассматриваются цель и направления религиозной политики ранней тирании, установившейся в ряде греческих государств в архаический период и связанной с формированием полисной организации политической жизни. Автор приходит к выводу, что целью старших тиранов была сакральная легитимация собственной власти в рамках полиса. Для достижения этой цели они учреждали новые культы, обращались к оракулам, организовывали агоны и сами принимали в них участие, строили храмы и иные культовые сооружения.

Ключевые слова и фразы: Древняя Греция; ранняя тирания; Афины; религиозная политика; дельфийский оракул; агон; арете.

Тарасова Любовь Валерьевна, к.и.н.

Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского tarlv@mail.ru

РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА РАННЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ ТИРАНИИ

В современной научной литературе древнегреческий полис рассматривается как религиозный феномен, что означает признание большинством исследователей определяющего влияния религии на все сферы бытия полиса [20, с. 23-30]. В наибольшей степени нерасчлененность политики и религии, и это в достаточной степени отражено сохранившимися источниками, представлена в «революционных» для архаики событиях, к которым, безусловно, относится ранняя тирания.

Целью данной статьи является выявление основных направлений религиозной политики старших тиранов, которую они проводили для легитимации, в том числе и сакральной, своего пребывания у власти. Такое обоснование, безусловно, требовалось ранним тиранам, ибо их власть сосуществовала с полисными институтами, но при этом навевала нежелательные воспоминания о басилевсах.

Широко известные тирании возникают в Истмийском регионе и Аттике: в Коринфе - Кипсел, его сын Пе-риандр и племянник последнего Псамметих (657-584 гг.); в Сикионе - Орфагор и ряд его преемников (приблизительно 655-555 гг.); в Мегарах - Феаген (около 630 г.). В Афинах правили Писистрат с сыновьями Гип-пием и Гиппархом (560-510 гг. с перерывами). В ионийских полисах выделяются своей властью и влиянием Фрасибул в Милете (ок. 600 г.) и Поликрат на Самосе (538-522 гг.). Из тиранов Великой Греции следует упомянуть Фалариса в Акраганте (570-554 гг.), а позднее - Ферона и его сына Фрасидея (498-471 гг.); в Геле -Пантареидов Клеандра и Гиппократа (505-491 гг.), а затем Дейноменида Гелона; в Сиракузах - также Дейно-мениды - Гелон, Гиерон и Фрасибул (485-466 гг.) [24, с. 160].

Среди раннегреческих тиранов мы встречаем только представителей знатных родов, стремящихся к установлению единоличной власти и передаче ее своим потомкам, но вопрос о реставрации монархии не стоит [14, с. 28] (пожалуй, только Х. Туманс видит в политике Писистрата нацеленность на возрождение царской власти [23, с. 303-305, 320]). Тирания вписывается в уже существующее государственное устройство, формально его не изменяя: продолжают существовать и функционировать народное собрание и Совет [5, с. 76-77].

Эллины, жившие в V веке до н.э., в частности, Геродот и Фукидид, оценивали тиранию однозначно отрицательно, как аналог монархической власти, причем полученный не легитимными способами [1, с. 4]. Отношение современников к тиранам было двояким: от неприятия до поддержки. Однако как позиционировали себя сами тираны и их ближайшие помощники? Прежде всего, следует отметить, что тираны не противостояли аристократии, опираясь на демос полиса (точка зрения о тиране как вожде демоса имеет корни в трудах Аристотеля [4, а 198]). Историки согласились с тем, что в среде тогдашних аристократов были те, кто был

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.