Научная статья на тему 'Физическая подготовка - эффективное средство повышения профессионального мастерства сотрудников полиции'

Физическая подготовка - эффективное средство повышения профессионального мастерства сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1606
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / PHYSICAL QUALITIES / PHYSICAL PERFECTION / PROFESSIONAL SKILLS OF POLICE OFFICERS / PSYCHOLOGICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хыбыртов Рустам Борисович, Ушенин Андрей Иванович

В статье показано значение физической подготовки как важного средства повышения профессионального мастерства сотрудников полиции, дано определение физического совершенства. Показаны корреляционные связи профессиональной подготовленности сотрудников с уровнем развития у них физических качеств, прикладных навыков, а также психологической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хыбыртов Рустам Борисович, Ушенин Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical preparation as an effective way of increasing professional skills of officers in law-enforcement bodies

This article shows the importance of physical training as one of the essential means of increasing professional skills of police officers, also you can find the definition of physical perfection. Here are shown correlation connections of professional readiness of employees with a level of physical qualities, applied skills, and psychological preparation

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка - эффективное средство повышения профессионального мастерства сотрудников полиции»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Педагогика

УДК 796/799

Р.Б. Хыбыртов*, А.И. Ушенин**

Физическая подготовка - эффективное средство повышения профессионального мастерства сотрудников полиции

В статье показано значение физической подготовки как важного средства повышения профессионального мастерства сотрудников полиции, дано определение физического совершенства. Показаны корреляционные связи профессиональной подготовленности сотрудников с уровнем развития у них физических качеств, прикладных навыков, а также психологической подготовленности.

Ключевые слова: физические качества, физическое совершенство, профессиональное мастерство сотрудников полиции, психологическая готовность.

R.B. Khybyrtov*, A.I. Ushenin**. Physical preparation as an effective way of increasing professional skills of officers in law-enforcement bodies. This article shows the importance of physical training as one of the essential means of increasing professional skills of police officers, also you can find the definition of physical perfection. Here are shown correlation connections of professional readiness of employees with a level of physical qualities, applied skills, and psychological preparation.

Keywords: physical qualities, physical perfection, professional skills of police officers, psychological preparation.

Вопросы сохранения и укрепления жизни и здоровья человека во все времена вызывали повышенный интерес ученых и практиков. Это связано с тем, что среди общечеловеческих ценностей здоровье считается одним из первостепенных условий успешной деятельности человека.

Отмеченное обстоятельство предопределяет важность рассматриваемой проблемы и настоятельно требует поиска новых технологий физического воспитания гармонично развитой личности.

В Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации указывается на необходимость дальнейшего совершенствования структуры управления физкультурно-спортивным движением в стране, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В то же время формирование готовности учащийся молодежи к защите государственных интересов Отечества, службе в Вооруженных силах России, в органах внутренних дел приобрело характер актуальной педагогической проблемы, что послужило основанием к поиску более активных подходов в обучении.

Физическая подготовка, как и другие дисциплины профессиональной служебной подготовки, имеет определенную цель и задачи, располагает своими специфическими средствами, методами и формами обучения, которые регламентируются приказами и директивами Министерства внутренних дел России, Наставлением по физической подготовке [1], учебной программой [2] и другими руководящими документами.

Физическая подготовка сотрудников полиции призвана решать не только специальные задачи органов внутренних дел, но и те задачи, которые поставлены в процессе воспитания личности российских граждан. Следовательно, значение физического воспитания как составной части общего воспитания состоит в том, что оно направлено на всестороннее гармоническое развитие сотрудников, важным показателем которого является физическое совершенство.

Формирование физического совершенства — это многогранный процесс, зависящий не только от правильного использования средств и методов физического воспитания, но и от условий трудовой деятельности, наличия свободного времени, материального обеспечения для занятий физической подготовкой и спортом. Следовательно, физическое совершенство не только сотрудников полиции, но и граждан России является социальной проблемой, которая может быть решена лишь в обществе, где постоянной заботой государства о благосостоянии и всестороннем развитии всего народа созданы условия для свободного творческого труда.

Сотрудники полиции, поддерживая правопорядок в стране, защищая российских граждан, призваны решать и такую общую для всего народа задачу, как патриотическое воспитание молодого поколения. Многие юноши и девушки по окончанию средней школы желают поступить в образовательные учреждения МВД России, на службу в МВД для того, чтобы, пройдя определенную подготовку, получив специальное звание, встать на защиту населения, поддерживать порядок в стране, защищать интересы Российского государства.

* Хыбыртов, Рустам Борисович, преподаватель кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1

** Ушенин, Андрей Иванович, начальник кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.

* Khybyrtov, Rustam Borisovich, lecturer in physical training and applied arts of the St.-Petersburg university of the Ministry of Interior of Russia. Address: Russia, 198206, Sankt-Petersburg, Pilot Piljutov str., 1.

** Ushenin Andrew Ivanovich, the head of the department of physical training and applied arts, PhD, associate professor of the St.-Petersburg university of the Ministry of Interior of Russia. Address: Russia, 198206, Sankt-Petersburg, Pilot Piljutov str., 1.

© Хыбыртов Р.Б., Ушенин А.И., 2012

Физическое совершенствование сотрудников полиции происходит под влиянием педагогической системы обучения и воспитания. Однако основным, наиболее активным и эффективным средством обеспечения физического совершенства является физическая подготовка, т.к. в процессе целенаправленного использования разнообразных по характеру физических упражнений приемов и действий совершенствуется уровень физической подготовленности сотрудников, а следовательно, и их профессиональное мастерство.

Значительные, зачастую предельные, физические нагрузки и нервно-психические напряжения, которые приходится испытывать сотрудникам полиции в процессе профессиональной служебной деятельности, приводят к существенному снижению их работоспособности. Наиболее отчетливо это проявляется в ухудшении показателей, в процессе преследования преступника, в снижении быстроты и точности действий при использовании специальных средств защиты. Степень снижения работоспособности сотрудников в ходе выполнения служебных задач определяется величиной и характером испытываемых нагрузок и напряжений, специальной выучкой, уровнем физической подготовленности, физического развития, состоянием здоровья и другими факторами. В данных условиях важное, а может быть, и решающее значение имеет уровень физической подготовленности сотрудников, их умение эффективно применять приемы рукопашного боя в процессе профессиональной служебной деятельности. Об этом свидетельствуют результаты ряда исследований, проведенных в процессе служебной деятельности частей ВВ и подразделений МВД России в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Отлично физически подготовленные сотрудники выполняют действия, связанные с их профессиональной деятельностью, в процессе учений на 15% эффективнее, чем слабо физически подготовленные.

В обычных условиях (в неутомленном состоянии) различий в выполнении БПБ у сотрудников, отлично и слабо физически подготовленных, как правило, не наблюдается. Однако под влиянием физических нагрузок и нервно-психических напряжений, испытываемых в ходе учений, эти различия проявляются и достигают значительных величин. При этом ведение БПБ у сотрудников, слабо физически подготовленных, существенно снижается, тогда как у отлично физически подготовленных сотрудников она на протяжении многодневных учений практически не изменяется. Это говорит о том, что путем повышения уровня физической подготовленности сотрудников полиции можно значительно повысить эффективность использования приемов БПБ, маневренность действий в служебной обстановке и тем самым создавать условия для более успешного выполнения поставленных служебно-боевых задач. Отлично физически подготовленные сотрудники по быстроте, точности и сноровке действий значительно превосходят слабо физически подготовленных.

Медики научно обосновали довольно распространенное явление: почему при одинаковом объеме тренировок одни люди быстро наращивают мышцы, а другие не добиваются сколько-нибудь результата. Дело, оказывается, в том, что первые являются носителями «спортивного» гена, а у вторых он отсутствует.

Группа исследователей изучила физическое состояние 58 курсантов после того, как они тренировались на протяжении 11 недель. 35 курсантов сумели улучшить успеваемость по физической подготовке в среднем на 8 %, остальные же не смогли повысить состояние физической подготовленности.

С уровнем физической подготовленности сотрудников тесно связанно сохранение не только физической, но и умственной работоспособности. Это имеет особое значение в практической деятельности сотрудников полиции потому, что объем умственной дееспособности личного состава всех специальностей в МВД России постоянно увеличивается, а у сотрудников многих специальностей действия, связанные с умственной работоспособностью, составляют основу их профессиональной служебной деятельности. Исследованиями установлено, что в обычных условиях показатели, характеризующие умственную работоспособность лиц с различным уровнем физической подготовленности, существенно не различаются. Однако в сложных условиях, под влиянием физических нагрузок и нервно-психических напряжений это различие становится весьма значительным. Через сутки после напряженных действий на специальных учениях показатели, характеризующие память, внимание, качество понимания и запоминания команд и целеуказаний, время и качество подготовки данных, у отлично физически подготовленных сотрудников почти полностью восстанавливаются, а у слабо физически подготовленных остаются заметно низкими.

Следовательно, высокий уровень физической подготовленности позволяет значительно повысить устойчивость психологических функций человека и обеспечить в условиях физических нагрузок и нервно-психических напряжений повышенную умственную работоспособность сотрудников. Обобщение имеющихся научных данных позволяет сделать вывод о том, что высокий уровень физической подготовленности сотрудников является важным показателем их профессиональной служебной работоспособности, значение которого характеризуется рядом общих закономерностей. Основными из них являются следующие.

Во-первых, быстрота и точность выполнения профессиональных приемов и действий находятся в положительной зависимости от уровня физической подготовленности сотрудников. Это позволяет сотрудникам, имеющим преимущество в физической подготовленности, быстрее и точнее выполнять различные приемы и действия по своей специальности; на более высоком уровне и более длительное время сохранять быстроту и точность выполнения специальных приемов под влиянием физических

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012

Педагогика

нагрузок и нервно-психических напряжений, характерных для условий профессиональной деятельности, быстрее восстанавливать показатели выполнения специальных приемов в период относительно малонапряженных действий или отдыха.

Во-вторых, степень зависимости между уровнем физической подготовленности сотрудников и их профессиональной работоспособностью тем больше, чем сложнее условия, в которых действует личный состав, и чем менее устойчив к утомлению тот или иной показатель работоспособности.

В-третьих, характер и степень зависимости между уровнем развития тех или иных физических качеств и профессиональной работоспособностью сотрудников различных специальностей неодинаковы. На фоне разносторонней физической подготовленности личного состава отмечается наибольшая зависимость профессиональной работоспособности сотрудников от уровня развития у них определенных для различных специальностей физических качеств.

Из производственной практики известно, что различные виды труда требуют от работающего преимущественного проявления различных качеств: в одних случаях — силы, в других — внимательности, в третьих — ловкости и т.д. В данном случае находят объяснения довольно частые явления, когда, казалось бы, хорошо физически подготовленные сотрудники и даже отличные спортсмены оказываются неспособными или встречают значительные трудности при овладении той или иной профессиональной деятельностью. Конкретными причинами в этих случаях обычно являются: выраженный недостаток в развитии профессионально важного качества или, наоборот, чрезмерное развитие качеств, плохо совместимых с особенностями данной профессиональной деятельности. Так, недостатки в координации движений даже при относительно высоком развитии силы, быстроты и выносливости существенно затрудняют овладение навыками вождения автомобиля. Более того, не всякая координация движений является фактором, способствующим овладению некоторыми профессиональными двигательными навыками. Трудно объяснимыми, на первый взгляд, являются случаи, когда квалифицированные спортсмены оказываются не способными овладеть профессией классного оператора или водителя. Однако исследования отечественных ученных показывают, что характерные для некоторых видов спорта двигательные действия, при которых в работу вовлекаются крупные мышечные группы и совершаются движения по большим амплитудам, часто оказываются несовместимыми со способностью к тонким движениям ?3?.

Чрезмерное развитие физической силы может обусловливать появление скованности, напряженности, затруднять овладение тонкими двигательными навыками. Выработанная при занятии боксом привычка к мгновенным ответным действиям, склонность к известной импульсивности, стремление вкладывать в удары максимальные усилия, характерная для многих боксеров мышечная скованность также зачастую плохо совмещаются с задачами овладения некоторыми видами служебнопрофессионального труда. Напротив, такие виды спорта, как баскетбол, волейбол, теннис, плавание способствуют развитию тонкой двигательной координации, высокой проприоцептивной чувствительности и других важных для определения видов профессионального труда, качеств.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что подбор рациональных средств физической подготовки с учетом специфических требований профессиональной деятельности является актуальной научной практической задачей. Правильное определение средств для специально направленной физической подготовки должно сочетаться с рациональной ее организацией. Развитие и совершенствование профессиональных качеств с помощью специальных упражнений наиболее эффективно тогда, когда физическая подготовка предшествует обучению или проводится одновременно с ним.

Физическое совершенство сотрудников предполагает не только высокий уровень развития преимущественно одного какого-либо физического качества или двигательного навыка. Экспериментально доказано, что разнообразность их двигательных способностей и оптимально высокий уровень развития физических качеств и двигательных навыков, особенно необходимы для их служебно-профессиональной деятельности. Таким образом, физическая подготовка обеспечивает улучшение физического развития, укрепление здоровья и повышение уровня разносторонней физической подготовленности сотрудников, т.е. является основным средством их физического совершенствования. Физическое совершенствование сотрудников оказывает значительное влияние на профессиональную работоспособность.

Практика профессиональной деятельности и результатов научных исследований свидетельствует о том, что роль физической подготовки как важного средства повышения работоспособности сотрудников заключается:

— в формировании физической готовности к овладению, оружием и спецсредствами;

— в повышении профессионального служебного мастерства сотрудников полиции;

— в совершенствовании морально-волевых и психологических качеств личного состава;

Вот почему в целях совершенствования профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел к успешному выполнению служебных задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью министр внутренних дел издал приказ № 490 от 29 июня 2009 г. «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», в котором указал, что на занятиях по физической подготовке развиваются, формируются и отрабатываются:

— физические качества, двигательные навыки, необходимые в повседневной деятельности и при возникновении экстремальных ситуаций;

— развитие быстроты, взрывной и абсолютной силы, обеспечивающих преследование, превосходство в силовом противодействии, сдерживании или вытеснении толпы;

— подготовка к преследованию правонарушителей и длительному ускоренному передвижению на местности, в т.ч. с преодолением водных преград, естественных и искусственных препятствий;

— готовность сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях пресечения противоправных действий, а также поиска, преследования и задержания активно сопротивляющегося правонарушителя;

— подготовка к силовому пресечению противоправных действий с использованием специальных средств, оружия, боевых приемов борьбы;

— овладение системой практических умений и навыков самозащиты и личной безопасности в типичных и экстремальных ситуациях служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел;

— практические навыки применения боевых приемов борьбы (в т.ч. в средствах индивидуальной бронезащиты, летней и зимней форме одежды, на фоне физической и психологической нагрузок) в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям силового единоборства с правонарушителями.

В заключение необходимо подчеркнуть, что вышеизложенный материал необходимо использовать не только при проведении занятий по физической подготовке, но также на занятиях по тактико-специальной подготовке.

Список литературы1

1. Приказ МВД России от 29 июля 1996 г. № 412 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел». Доступ на сайте МВД России.

2. Программа учебной дисциплины «Физическая подготовка для образовательных учреждений МВД России». — Москва, ДКО, 2007 г. — URL: www.mvd.ru

3. Теория и организация физической подготовки войск : учебник. — СПб., 2007. —594 с.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» / / Российская газета. — 2007. — 8 декабря.

5. Приказ МВД России от 29 июня 2009 г. № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». — URL: www.mvd.ru

6. Приказ МВД России от 15 мая 2001 г. № 510 «О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное приказом МВД России от 29 июля 1996 г, № 412». — URL: www.mvd.ru.

7. Торопов, В. А. Физическая подготовка : учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008. — 311 с.

8. Кудин, В. А., Торопов, В. А., Ушенин АМ, Куликов, М. Л. и др. Физическая подготовка : учебник. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010. — 312 с.

УДК 378.225 Л.Б. Эрштейн*

Этические аспекты коммуникации субъектов научного руководства в процессе подготовки квалификационных работ

В статье доказывается, что основной причиной низкой эффективности работы аспирантуры является низкое качество научного руководства. Показано, что одним из самых важных аспектов процессов научного руководства является этическая составляющая взаимодействия аспирантов и научных руководителей. Проводится анализ возможных этических конфликтов между субъектами, выявляются причины, вызывающие их, предлагаются методические приемы разрешения этических конфликтов.

Ключевые слова: научное руководство, этика делового общения, аспирант научный руководитель, методические приемы, разрешение конфликтов.

L.B. Ershteyn*. Ethical aspects of scientific communication management entities in the preparation of qualifying works. In this paper we prove that the main reason for the low efficiency of the graduate school is the low quality of scientific leadership. It is shown that one of the most important aspects of the processes of scientific management is an ethical component of the interaction between graduate students and supervisors. The analysis of potential ethical conflicts between the actors, identifies the causes of their cause, offered instructional techniques resolve ethical conflicts.

* Эрштейн, Леонид Борисович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных и управляющих систем (ИиУС) Института печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 196626 Санкт-Петербург, п. Шушары, ул. Школьная, д. 10, кв 27. E-mail — leoleo1972@mail.ru.

* Ershteyn, Leonid Borisovich, candidate of pedagogic sciences, assistant professor of information and control systems (IiUS) North-West Institute of Printing Arts of St. Petersburg State University of technology and design. Email — leoleo1972@mail.ru.

© Эрштейн Р.Б., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.