DOI 10.14526/01_1111_162 УДК: 372.879.6
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ОБУЧЕНИЯ
С.А. Фазлеева - старший преподаватель, В.Д. Паначев — доктор социологических наук, профессор ФГБОУ "Пермский национальный исследовательский политехнический университет" Комсомольский проспект, дом 29, Пермь, Россия, 614990
E-mail: [email protected]
Аннотация. Личностный подход дает возможность качественно повысить квалификацию конкретного преподавателя. Методами к его осуществлению, позволяющими познакомиться с личностью преподавателя, его ограничениями и возможностями, являются методы физической культуры, ориентированные не только на поддержание и укрепление физической формы конкретного человека, но и на его психоэмоциональную сферу. Материалы. Исследование эффективности и результативности метода физической культуры в системе повышения квалификации педагогического коллектива на примере применения суставной гимнастики, оценка легкости освоения разработанного комплекса и оценка длительности применения преподавателями данной системы. Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, педагогическое наблюдение, метод физической нагрузки с помощью суставной гимнастики. Результаты. Повышая свой личностный уровень и уровень своих профессиональных компетенций, преподаватель физической культуры, повышает качество профессионального обучения всего преподавательского состава. Заключение. Повышение качества обучения преподавателей высших учебных заведений является актуальной задачей, сопряженной в ходе ее реализации со сложностями как организационного, так и научно-практического характера.
Ключевые слова: повышение квалификации, физическая нагрузка, комплекс упражнений.
PHYSICAL CULTURE AS THE METHOD OF EDUCATION QUALITY
IMPROVEMENT
Svetlana A. Fazleeva - senior lecturer, Valeriy D. Panachev — doctor of sociology, professor Perm National Research Polytechnic University, 29, Komsomol prospect, Perm, 614990, Russia
E-mail: [email protected]
Annotation. Personality based approach gives an opportunity to improve the qualification of a definite teacher. The methods to realize it, which help to get acquainted with a teacher's personality, his restrictions and opportunities, are of physical culture methods, which are oriented not only at a definite person's physical fitness improvement and preservation, but also at his psycho-emotional sphere. Materials. The effectiveness study of physical culture method in the system of qualification improvement of the teaching staff by the example of joint gymnastics use, the easiness estimation of mastering the created complex and the duration of this system use. Research methods: scientific and methodological literature analysis and summarizing, pedagogical
observation, method of physical load with the help of joint gymnastics. Results. Increasing own personal level and the level of own professional competencies physical culture teacher increases the quality of professional education of the whole teaching staff. Conclusion. The quality of education improvement among the teachers of higher educational establishments is an urgent problem, which is connected with the difficulties of organizational and scientific-practical character during its realization.
Keywords: qualification improvement, physical load, complex of exercises.
Введение: Неразрывность и взаимосвязь всех процессов в организме является детерминантой всех учений о человеке и его проявлениях во всех жизненных сферах. Невозможно судить о человеке и его проявлениях, рассматривая лишь действия физического тела и не рассматривая действия его психических установок, социально значимых актуализаций и медико-биологической составляющей, которая, в свою очередь, делится на структуру организма и его функции. Если структура тела относительно стабильна, хотя и динамично меняется в период жизнедеятельности человека, то функциональное состояние организма так же пластично и вариабельно, как сама жизнь.
Так как успешность обучения определяется оперативной и достоверной информацией о достижениях студента в учебной деятельности, то управление качеством образования достигается также за счет повышения эффективности контроля и оценки качества подготовки [1].
Для оптимального
функционирования и эффективной жизнедеятельности индивидуума в социуме, что постоянно сопровождается протеканием приспособительных реакций и формированием адаптационных ответов, все содержание воспитания основывается на психофизиологических процессах [2].
Профессиональная деятельность педагога предусматривает способность к общению как одному из ведущих свойств личности тренера, необходимых для успешной организации учебно-
тренировочной и воспитательной работы [4]. В многообразии требований, предъявляемых к индивиду в процессе
профессиональной подготовки и обусловленных необходимостью
постоянного управления
психоэмоциональным и физическим состоянием, , высоким уровнем динамичности протекания
физиологических процессов в организме [6], имеют место и такие, которые не были учтены при проведении более ранних исследований.
Наблюдая за слушателями курсов, можно сделать вывод о том, что внедрение методов физической культуры в систему повышения квалификации
педагогического коллектива, даже на факультативной основе, играет важную роль [9]: применение методов физической культуры на факультативной основе в рамках цикла повышения квалификации преподавательского состава значительно повышает лояльность преподавателей к обучению или переобучению [5, 13], что является актуальной задачей, поскольку у 96% преподавателей выявлена низкая мотивация к прохождению курсов повышения квалификации, обучению или переобучению.
Целью данной работы является освещение вопроса эффективности и результативности метода физической культуры в системе повышения квалификации педагогического коллектива на примере применения суставной гимнастики, оценка легкости освоения разработанного комплекса и оценка длительности применения
преподавателями данной системы.
Задачи исследования включали в себя оценку факторов, влияющих на формирование положительного настроя преподавателей на проведение и выполнение гимнастических упражнений,
анализ и выделение критериев, по которым необходимо разработать комплекс физических упражнений, описание самого комплекса упражнений и оценка его эффективности.
Методы и организация исследования:
Данная работа является промежуточным этапом исследования, рассчитанного на 6 месяцев.
Базируясь на научно-практическом опыте [11], а также литературных данных [3, 10], преподавателям, ранее участвовавшим в исследовании, проведенном в рамках факультативных занятий физической культурой в момент прохождения курсов повышения квалификации [8], обучения или переобучения, был предложен курс, закрепляющий их достижения в физической подготовленности и поддержании уровня своего здоровья на удовлетворительных позициях. Поскольку преподаватели, ранее участвовавшие в исследовании, посещали занятия физической культурой на факультативной основе, что не требовало от них финансовых затрат, то и предложенный курс гимнастических упражнений был разработан таким образом, чтобы его выполнение было максимально доступным для всех преподавателей, а также обладало бы общеоздоравливающим и
общеукрепляющим действиями.
Наблюдение проводилось после проведения предыдущего исследования [9], с теми же преподавателями, которые в полном составе (100%) согласились продолжить выполнение гимнастических упражнений из специально разработанного для них комплекса суставной гимнастики.
Преподавателям был предложен комплекс оздоровительных упражнений, основанный на подключении суставных нагрузок, задействующих все группы мышц и все основные суставы. Выполнение упражнений суставной гимнастики для преподавателей, участвовавших в предыдущем
исследовании, рекомендовалось дважды в
день утром и вечером на протяжении 6 месяцев с целью поддержания полученных эффектов, как физических, так и психологических, с переходом в будущем на однократное ежедневное выполнение данных упражнений, но с возможностью корректировать данную систему упражнений под персональные запросы, как физические, психологические, так и социальные.
Критерии составления комплекса упражнений можно разделить на группы, соответствующие тем аспектам
жизнедеятельности, которых они касаются, поэтому выделяются группы критериев медицинских и биологических, педагогических, социальных и
педагогических, которые содержат в себе основания как физиологические, присущие данной категории лиц в общем, так и частные, объясняющиеся
индивидуальными особенностями, в том числе гендерными, антропометрическими и возрастными [11, 12].
Учитывая разный возраст преподавателей, входящих в одну группу или в один цикл прохождения курсов повышения квалификации, обучения или переобучения, необходимо будет ориентироваться на вовлечение в процесс разгрузки с помощью физических упражнений лиц с разной степенью функциональных возможностей, разной спортивной подготовленностью и разной тренированностью. Безусловно, такие аспекты формируют необходимость учета педагогических критериев при
составлении комплекса физических упражнений, что выражается целым рядом педагогических требований [7]:
1) для преподавателей с разной степенью подготовленности
необходимо создать возможность легко обучаться данному комплексу;
2) предусмотреть возможность проводить самоконтроль за правильностью проведения упражнений;
3) любой комплекс упражнений, рассчитанный на
самостоятельное применение
преподавателями, должен содержать в себе элементы аэробно-анаэробной
направленности;
4) разработанный комплекс должен выстраивать силовые линии тела согласно основным опорным структурам организма, гармонизируя работу мышечно-связочного аппарата в общем и целом, задействуя в работу каждый элемент опорно-двигательного аппарата с акцентом на крупные и мелкие суставы, с учетом гиподинамического образа жизни преподавателей, вынужденных большое количество рабочего времени проводить в положении сидя за письменным столом и у компьютера;
5) комплекс упражнений должен быть направлен на повышение адаптационно-приспособительного уровня, оказывая тренировочный эффект для всех органов и систем органов, выводя организм на новый функциональный уровень, для обеспечения гармоничной деятельности организма в целом;
6) выводить организм на новый функциональный уровень за счет увеличения общей спортивной подготовленности;
7) используемый комплекс спортивных упражнений не должен быть ограниченным по силе тренирующего воздействия, а напротив, при длительном его использовании необходимо предусмотреть нелимитированность его тренирующего эффекта.
Принимая во внимание истинные аспекты личностно-ориентированного подхода к обучению и переобучению такой категории лиц, как
преподавательский состав, имеет смысл разрабатывать специальные подходы к критериям отбора физических
упражнений, которые будут применяться на факультативной основе для снятия психоэмоционального перенапряжения преподавателей, проходящих курсы
повышения квалификации, обучения или переобучения [8].
Учитывая возрастные особенности преподавателей, а также перенесенные или имеющиеся заболевания и травмы, которые могли бы ограничить применение данного комплекса упражнений, а также учитывая медицинские показания или противопоказания к выполнению данного комплекса упражнений, разрабатываемый комплекс упражнений должен включать в себя следующие медико-биологические аспекты:
1. Системное влияние на органы кровообращения, центральные и периферические, активируя капиллярное кровообращение, в том числе и в жизненно важных органах, что в конечном итоге влияет на когнитивные функции центральной нервной системы.
2. Благоприятное влияние на опорно-двигательный аппарат, с учетом того, что 95% преподавателей имеют разной выраженности дорсопатии и артропатии, которые, безусловно, сказываются на их двигательной активности, снижая ее в течение ряда лет, что приводит к хронизации заболеваний опорно-двигательного аппарата и ухудшению общего самочувствия.
3. Общеоздоравливающ ий и общеукрепляющий эффект.
4. Элементы остеопатии для коррекции мышечно-тонических дисфункций.
5. Дыхательные упражнения, способствующие активации метаболизма, что приводит к активации обменных процессов и выведению токсинов.
6. Активация выделительных процессов в организме, включая функционирование желудочно-кишечного тракта,
мочевыделительной системы, очистительных функций кожи и дыхания.
Для эффективного использования комплекса упражнений при его разработке необходимо учитывать социально-психологические факторы, среди которых основополагающими являются
следующие:
1. Универсальность в применении (возможность проводить гимнастический комплекс в любом месте, даже при нахождении преподавателя в условиях командировки).
2. Возможность самостоятельного проведения комплекса в любом положении тела (лежа, стоя, сидя), с учетом особенностей профессиональной деятельности педагогов.
3. Отсутствие потребности в специальном оснащении и оборудовании, быть бесплатной.
4. Универсальность для лиц любых социальных слоев.
5. Опора на интегральные законы психофизики.
6. Повышение когнитивных способностей организма.
7. Улучшение показателей самочувствия, активности, настроения по окончании данного комплекса.
8. Мотивация на занятия данными упражнениями в будущем.
9. Возможность модификации комплекса в зависимости от персональных потребностей личности.
При прекращении
использования данного комплекса или его отдельных элементов у педагога не должно возникать отрицательного эффекта отмены, что чревато возвращением организма на более низкий психофизический функциональный
уровень, нежели до начала использования данного комплекса.
Результаты и их обсуждение:
Результатом проведенной работы по оцениваю критериев отбора физических упражнений стал комплекс
оздоровительных упражнений, который описан ниже.
Комплекс оздоровительных
упражнений
Положение, из которого начинают производить все движения, является знакомым и стандартным подходом к проведению любого физического упражнения из разряда гимнастики. Занимая положение стоя на ровной поверхности, босыми стопами вставая на пол или на землю, необходимо занять устойчивое положение в пространстве. Это обеспечивается параллельной установкой стоп на поверхности, ориентируясь на наружный край стопы, что сопровождается ощущением непривычной косолапости и на начальных этапах занятий вызывает незначительный дискомфорт в теле педагога и в его сознании. При такой стойке ноги расставляются в соотношении максимально возможного соответствия нахождения стоп под тазобедренными суставами. Такое положение тела в пространстве обеспечивает разгрузку привычно загруженных частей тела, отдельно взятых суставов и силовых линий тела. Именно перераспределение нагрузки от силы тяжести собственного тела и разгрузка привычно нагружаемых зон и мышц сопровождается ощущением легкого дискомфорта. При использовании данного комплекса упражнений происходит формирование более гармоничных для данного индивидуума мышечных проявлений, ранее привычные и устойчивые позы и двигательные стереотипы становятся неудобными и деформирующими. В этом и есть смысл тренирующего эффекта данного вида физических упражнений у данной категории лиц.
Первоначальная позиция - стопы расположены на расстоянии, примерно равном ширине двух собственных стоп, параллельно друг другу, с ощущением легкой косолапости, непривычной для взрослого человека. В таком положении стопы выстраиваются параллельно силовым линиям земли, что укореняет
человека максимально плотно на той поверхности, на которой он стоит, при этом ось позвоночника выстраивается равномерно и гармонично, что позволяет всем процессам течь ровно и спокойно, без напряжения или зажатости. Все движения производятся медленно, по 9 раз.
1. «Перекаты». Занять первоначальную позицию. Левую ногу поставить на пальцы. Производить перекаты через пальцы вперед-назад 9 раз. То же для правой ноги. На опорной ноге стоять прямо. Тянуть себя за макушку вверх.
2. «Высокий каблук». Занять первоначальную позицию. Пятку левой ноги поднимать, перенося и ощущая нагрузку на пальцы. Опустить пятку на пол, повторить 9 раз для каждой ноги. Опорная нога прямая. Стоять прямо.
3. «Балерина». Занять первоначальную позицию. Левую ногу отвести назад и в сторону, поставить на носок. Перекатывая ногу вокруг точки опоры, вращать в голеностопе. 9 раз в одну сторону, 9 раз - в другую. Повторить для правой ноги. Постепенно добиваться максимальной амплитуды, не спешить, делать без боли.
4. «Опора взглядом». Занять первоначальную позицию. Держаться взглядом за любой предмет. Левую ногу поднять, поддерживать руками, голень опущена. Вращать голеностоп по 9 раз в каждую сторону. Повторить для правой ноги.
5. «Круги коленями». Занять первоначальную позицию. Ноги шире плеч, ступни параллельно. Наклониться, ладони опустить на колени без надавливания. Коленями описывать круги максимально возможной амплитуды. Вращать внутрь 9 раз, потом наружу 9 раз.
6. «Скорпиончик». Занять первоначальную позицию. Движения тазом. Вперед-назад 9 раз, вправо-влево 9 раз.
7. Занять первоначальную позицию. Вращение тазом по кругу, по 9 раз в каждую сторону по максимальной
амплитуде. Ноги и туловище прямые.
8. «Малый паровозик». Вращение плечами вперед и назад по9 раз.
9. Арабский танец. Занять первоначальную позицию. Двигать голову, не наклоняя, вперед-назад 9 раз, вправо-влево 9 раз.
10. «Стекание». Занять первоначальную позицию. Производить медленный наклон вперед, постепенно с расслаблением всех групп мышц шейного, затем грудного, затем пояснично-крестцового отделов позвоночника. Выпрямляться медленно, в обратном порядке. Повторить 9 раз.
11. «Тающее мороженое». Лечь на твердую поверхность (пол). Расслабить позвоночник и все мышцы. Почувствовать тепло и тяжесть в каждой мышце. 1 -3 мин.
12. Потяжка. Продолжая лежать, согнуть колени, обхватить колени руками, голову чуть наклонить к коленям. Не скручивая позвоночник, слегка покачаться справа налево.
13. Вставание. Из предыдущей позы руки завести под спину, ближе к лопаткам, (ноги согнуты в коленях) опираясь на руки сесть, затем встать.
Заключение: Таким
образом, разработанный комплекс упражнений суставной гимнастики для взрослых преподавателей, специалистов разных сфер, проходящих курсы повышения квалификации, обучения или переобучения, повышает все виды (и внешнюю и внутреннюю) мотивации к прохождению данного курса, что благоприятным образом сказывается на качестве обучения, развивая личность преподавателя во всех аспектах: физическом, психическом, ментальном, интеллектуальном, социальном, что сказывается на качестве образования в целом, повышая его эффективность и результативность. При оценке освоения данного комплекса 100% участников исследования выбрали ответ «легко» (что и являлось одним из основных критериев при разработке данного комплекса упражнений), длительность применения и
выполнения рекомендаций по применению данного комплекса носит промежуточный характер, но по истечении 90 дней от начала применения суставной гимнастики все преподаватели (100%), участвующие в данном исследовании, отмечают свое намерение продолжать занятия суставной гимнастикой, поскольку отмечают положительную динамику самочувствия, активности и настроения.
Литература
1. Антропова, Г. Р. Сравнительный анализ мотивационной сферы студентов технических вузов и вузов физической культуры / Г. Р. Антропова, С. М. Шишкина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - Том 10 № 2. - 2015. - С. 21-27. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/article/156.html. Б01: 10.14526/01_1111_03.
2. Афтимичук, О. Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О. Е. Афтимичук, З. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 10 № 2. - С. 2838. Режим доступа: http://iournal-science. о^т/а^с1е/157. Ыт!. Б01: 10.14526/01_1111_04.
3. Брайент, Дж. Кретти Психология в современном спорте / Дж. Кретти Брайент. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - С. 24-36.
4. Герасимович, Е. Е. Междисциплинарная интеграция в современной системе Российского образования / Е. Е. Герасимович // Наука и инновации XXI века : Сб. мат-лов VI окр. конф. молодых ученых. - Сургут : Изд-во СурГУ, 2006. - С. 335-336.
5. Государственный образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040110 - общая врачебная практика (семейная медицина) // Практическое руководство для врачей общей (семейной) практики / Под ред. акад. РАМН И. Н. Денисова. - М., 2001. - С. 10-144.
6. Колесник, И. С. Формирование коммуникативных навыков в процессе спортивной подготовки боксеров / И. С. Колесник, Ф. А. Гатин, Д. А. Осипов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - № 1(38). - С. 40-46. Режим доступа: http://iournal-science. org/ru/article/306. Цт. Б01: 10.14526/01_1111_77.
7. Кусякова, Р. Ф. Организационно-педагогические основы повышения качества обучения преподавателей высших учебных заведений / Р. Ф. Кусякова, А. Б. Лопатина //
Современные проблемы науки и образования. -2016. - № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24286
8. Кусякова, Р. Ф. Научно-педагогические основы оценки состояния здоровья студентов / Р. Ф. Кусякова, А. Б. Лопатина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016.
9. Кусякова Р.Ф. Повышение квалификации педагогического коллектива методами физической культуры / Р. Ф. Кусякова, А. Б. Лопатина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24401
10. Леготкина, Л. Р. Формирование профессиональных и личностных качеств специалистов-переводчиков средствами физической культуры : дис. ... канд.пед.наук : 13.00.08 / Л. Р. Леготкина. - Екатеринбург, 2005. -195 с.
11. Лопатина, А. Б. Инновационные технологии в образовании и медицине / А. Б. Лопатина // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 9. -С. 96-97.
12. Лопатина, А. Б. Оценка эффективности применения капилляротерапии с помощью препаратов клиники «LENOM» (Израиль) в методике преподавания физической культуры для студентов / А. Б. Лопатина //Научное обозрение. Медицинские науки. - 2016. - № 3. - С. 76-79.
13. Мотолыгина, Е. Н. Роль методов физической культуры в системе повышения квалификации педагогического коллектива / Е. Н. Мотолыгина, А. Б. Лопатина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24407
References
1. Antropova G. R., Shishkina S.M. Comparative analysis of students' motivational sphere at technical and physical culture higher educational establishments. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, vol.10, no. 2, pp. 21-27. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/article/156. html. DOI: 10.14526/01_1111_03.
2. Aftimichuk,O. E., Kuznetsova Z.M. Rhythm importance in the system of professional pedagogical and sports training Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, vol.10, no. 2, pp. 28-38. Available at: http://journal-science.org/ru/article/157.html. DOI: 10.14526/01_1111_04.
3. Bryant J. Cratty Kretti Psikhologiya v sovremennom sporte [Psychology in modern sport]. Moscow, Physical culture and sport, 1978, pp. 24-36. (in Russian).
4. Gerasimovich E. E. Interdisciplinary integration in a modern system of Russian education. Nauka i innovatsii XXI veka : Sb. mat-lov VI okr. konf. molodykh uchenykh [Science and innovations of the XXI century : Collection of materials of the VI regional conference of young scientists]. SurgutT, publishing house of Surgut State University, 2006, pp. 335-336. (in Russian).
5. State educational standard of post graduate professional training of the specialists with higher medical education according to the specialty 040110 - general medical practice (family medicine) Prakticheskoe rukovodstvo dlya vrachei obshchei (semeinoi) praktiki [Practical manual for doctors of general (family) practice ]. Moscow, 2001, pp.10-144. (in Russian).
6. Kolesnik I. S., Gatin F.A., Osipov D.A. Communicative skills formation during sports training of boxers Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2016, vol.11, no.1, pp. 40-46. Available at: http://journal-science.org/ru/article/306. html. DOI: 10.14526/01_1111_77.
7. Kusyakova, R. F., Lopatina A.B. Organizational-pedagogical basis of teachers' education quality increase at higher educational establishments. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2016, no. 2. Available at: URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24286 (in Russian).
Подано: 24.11.2016 г. Принято: 27.11.2016г.
8. Kusyakova R. F., Lopatina A.B. Scientific-pedagogical basis of students' health state estimation. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii [International journal of the applied and fundamental research works], 2016. (in Russian).
9. Kusyakova R.F., Lopatina A.B. Qualification improvement of the teaching staff by means of physical culture methods. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2016, no. 3. Available at: URL: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=24401. (in Russian).
10. Legotkina L. R. Professional and personal qualities formation of the specialistsinterpreters by means of physical culture. Extended abstract of candidate's thesis. Ekaterinburg, 2005, 195 p. (in Russian).
11. Lopatina A. B. Innovative technologies in education and medicine. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International journal of experimental education], 2010, no. 9, pp. 96-97. (in Russian).
12. Lopatina A. B. Effectiveness estimation of capillarytherapy use with the help of the preparations of "LENOM" clinic (Israel) in the methodology of physical culture teaching for students. Nauchnoe obozrenie. Meditsinskie nauki [Scientific education. Medical sciences], 2016, no. 3, pp. 6-79. (in Russain).
13. Motolygina E. N., Lopatina A. B. Physical culture methods role in the system of qualification improvement of a teaching staff. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2016, no. 2. Available at: URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24407. (in Russian).
Фазлеева Светлана Александровна - старший преподаватель кафедры физической культуры ФГБОУ "Пермский национальный исследовательский политехнический университет", Комсомольский проспект, дом 29, Пермь, Россия, 614990 Паначев Валерий Дмитриевич - доктор социологических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Комсомольский проспект, дом 29, Пермь, Россия, 614990, E-mail: zelenindoz48 a mail. ru