УДК 659.1
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ
Шведова Лариса Евгеньевна,
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры книжной графики и дизайна печатной продукции Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);
Меновщикова Елизавета Александровна, обучающаяся направления подготовки «Графика» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);
Бекбаева Лилия Александровна обучающаяся направления подготовки «Графика» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме создания актуального фирменного стиля в современных условиях. В научной статье предпринята попытка раскрыть основные причины успеха фирменного стиля известных фирм. Разработаны алгоритмы создания выгодного и запоминающегося фирменного стиля. Предложенный материал будет полезен для специалистов, сотрудничающих с фирмами и создающими корпоративный стиль, а также - для предпринимателей, которые впоследствии будут иметь представление о фирменном стиле и смогут конкретнее ставить задачи для его разработки.
Ключевые слова: фирменный стиль, айдентика, имидж кампании, брендинг, логотип.
Annotation. This article is scientific and theoretical; it is devoted to the problem of creating an up-to-date corporate identity in modern conditions. The scientific article attempts to reveal the main reasons for the success of the corporate identity of well-known companies. Algorithms for creating a profitable and memorable corporate identity have been developed. The proposed material will be useful for specialists collaborating with companies and creating a corporate identity, as well as for entrepreneurs who will subsequently have an idea of the corporate identity and will be able to more specifically set tasks for its creation.
Keywords: corporate identity, identity, company image, branding, logo.
Постановка проблемы. Фирменный стиль является важной составляющей в создании кампании, бренда или же бизнеса. Он актуален во всех сферах, так как в первую очередь именно фирменный стиль даёт представление о фирме, он устанавливает связь с потребителем и формирует имидж кампании.
В настоящее время каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его продукт был оригинальным, интересным и запоминающимся, а также - был способен конкурировать с другой продукцией. Фирменный стиль направлен на создание рекламного эффекта, благодаря которому всё большее количество людей будет узнавать о товаре. Фирменный стиль - то, без чего нельзя обойтись при любых маркетинговых стратегиях [1].
Следовательно, фирменный стиль в современном мире стал базой для коммуникационной политики предприятия, а также - ключевым способом борьбы за клиента и главной составляющей брендинга. Брендинг - это процесс становления и продвижения бренда, ведущий метод дифференциации товаров, способ установления
крепкой связи с покупателем, благодаря закладыванию в бренд ценностей, которые актуальны в настоящее время.
Изложение основного материала. Разработка составляющих стиля компании начинается с проработки логотипа, графического, шрифтового или комбинированного оформления названия компании. На сегодняшний день логотип является обязательным элементом стиля, так как его функция заключается в том, чтобы символизировать предприятие. Создать яркий, запоминающийся и красивый логотип довольно непростая задача, ведь он обязательно должен ассоциироваться с определенной компанией.
Фирменный стиль выполняет следующие значимые функции:
1. Имиджевая функция. Развитие и поддержка легко узнаваемого образа организации, отличающегося своей оригинальностью и яркостью, благодаря чему повышается репутация и престиж. Позитивная оценка компании клиентами, обратившимися к ней, также переносится и на ее услуги или продукцию. В настоящее время качество продукции и услуг с известным товарным знаком считают намного лучшим, нежели качество анонимных изделий, поэтому готовы заплатить за них большую стоимость.
2. Идентифицирующая функция. Фирменный стиль способствует идентификации товаров и рекламы, указывает на их связь с фирмой и их общее происхождение.
3. Дифференцирующая функция. Фирменный стиль выделяет услуги и продукты фирмы из общей массы аналогичных. Он является определенным «информационным носителем» и помогает потребителю ориентироваться в потоке товаров и рекламы, облегчает процесс выбора.
4. Рекламная функция. Основное назначение данной функции - информирование и поддержка узнаваемости компании. Четкий и привлекательный стиль, «почерк» сам становится носителем рекламы: если у компании есть свой собственный стиль, то эффективность рекламы намного увеличивается.
К основным элементам фирменного стиля относятся: логотип, товарный знак, слоган (лозунг) фирмы, фирменная гамма цветов, фирменный набор шрифтов и другие постоянные «атрибуты» фирмы [2].
Самым распространенным типом товарного знака, является логотип. Всего до 80% товарных знаков регистрируют в виде словесного знака, а приблизительно четыре товарных знака из пяти регистрируются именно в форме логотипа. Логотип имеет большое значение для имиджа компании, и поэтому при разработке к нему предъявляется ряд жестких требований. Из-за большого количества факторов, которые затрудняют работу дизайнерам, на первом этапе нужно следовать четырём основным принципам, которые должны соблюдаться для качественного логотипа. Если какое-то из этих требований не берется во внимание, то товарный знак будет неудачен.
Основные требования при разработке логотипа:
1. Простота.
2. Индивидуальность.
3. Привлекательный внешний вид.
4. Охраноспособность.
Простота позволяет дизайну быть более многосторонним. Минималистский подход дает возможность использовать разработанный логотип практически везде - на визитках, рекламных щитах, бейджах и даже значках веб-страниц. Кроме того, простота облегчает узнавание логотипа, тем самым повышая его шансы на долговечность, независимость от веяний времени. Логотипы больших корпораций вроде Mitsubishi, Samsung, FedEx, BBC и так далее - просты, а потому и узнаваемы.
Индивидуальный логотип - это тот, который легко можно отличить от конкурентов. В нем присутствуют уникальные качества и стиль, который точно отражает деловую перспективу заказчика.
Для того чтобы сделать уникальный логотип, нужно придерживаться стратегии, где дизайнер сосредотачивается на узнаваемости, и это должна быть такая узнаваемость, что уже внешние очертания логотипа сразу выделяются среди других. Логотип должен бросаться в глаза, но не раздражать [3]. Для того чтобы создавать больше узнаваемых логотипов, рекомендуется работать только в черно-белой гамме, это связано с контрастом, который подчеркивает форму и идею. Сам цвет по значению может уступать очертаниям разработанного дизайна.
Когда говорят о красоте и привлекательном внешнем виде логотипа, товарного знака, то подразумевают не только графические качества. Имеет большое значение то, чтобы логотип своим видом не вызывал никаких отрицательных эмоций в странах с разными традициями, религией и т.д.
В случае необходимости защиты авторских прав на логотип владелец должен зарегистрировать торговый знак и указать классы соответствия по видам услуг с целью подтверждения прав на коммерческое использование логотипа. При этом выполняется проверка на уникальность логотипа по базе данных зарегистрированных знаков (в данной стране).
Для того чтобы создать выгодный и запоминающийся фирменный стиль потребуется следовать следующему алгоритму:
1. Исследование.
Для разработки удачного дизайна фирменного стиля нужно провести всеохватывающее исследование. Принципиально сделать комплексный обзор рынка, получить нужные сведения, изучить их и применить в работе. В общем, благодаря исследованию можно сформировать целевую аудиторию и определить цели дизайна, проанализировать предпочтения покупателей и обстоятельства, которые оказывают на них влияние. Принципиально понять, кто является ведущими конкурентами, и подыскать удачные идеи для дизайна фирменного стиля. Необходимо найти лучшие примеры в этой сфере и тогда можно будет создать уникальную концепцию корпоративного стиля.
2. Создание основных элементов.
Фирмы прибегают к всевозможным составляющим дизайна, на которых базируется основной стиль. Производство этих элементов невозможно без приложения должных усилий и труда.
Логотип считается важнейшей визуальной составляющей, по которой покупатели могут определить конкретный бренд. Правильный логотип должен быть прост для восприятия и узнаваем, он повествует покупателю об истории бренда и доносит цель и основы фирмы. Проект должен быть понятен не только узкому кругу [4].
Предпочтительнее начать работу с мозгового штурма, в ходе которого дизайнеры обмениваются идеями для логотипа и обсуждают их, выбирая наиболее подходящие. Данный этап может помочь сделать предварительный вариант, который возможно развивать. Черновики могут быть достаточно разными: композиция из нескольких составляющих, знак, символ, буква и так далее. Не обязательно быть художником, чтобы оценить все преимущества, которые дают дизайнеру наброски [5].
После первого этапа необходимо продемонстрировать варианты клиенту и выбрать 2-3 эскиза, из которых впоследствии будет сделан итоговый логотип. Эти варианты снова показывают клиенту в различной цветовой палитре.
3. Типография/шрифты.
Немаловажно выбрать шрифт, который отвечает этим параметрам:
1. Читаемость - клиенту необходимо воспринимать, что именно написано.
2. Уместность - шрифт обязан предлагать некоторую ассоциацию.
3. Сочетаемость - не следует смешивать шрифты, которые приведут к хаотичному восприятию информации потребителем.
4. Акцентирование - может быть достигнуто посредством применения контраста стилей одного шрифта.
4. Цветовая гамма.
Необходимо с особым вниманием избирать цветовую палитру для бренда, потому что цвета имеют конкретный смысл. Исследование доказало, что цвета оказывают психологическое воздействие на человека: до 90% людей делают свои выводы о продукте, воспринимая цвет как основной фактор.
Психология цвета - это наука о ментальном влиянии различных оттенков. К примеру, белый ассоциируется с порядочностью, чистотой, а оранжевый цвет в большинстве случаев воспринимается как «счастливый» и «энергичный». Также в различных государствах цвета могут означать разные вещи. Личностные предпочтения также важны, так как нередко людям не нравятся конкретные цвета. Гендерные предпочтения тоже могут повлиять на выбор. Именно поэтому необходимо хорошо ознакомиться с целевой аудиторией, чтобы применить оптимальную цветовую гамму.
Нужно принимать во внимание цветовой круг, так как он помогает найти удачные сочетания цветов, которые гармонируют друг с другом. Дизайн фирменного стиля - это трудоёмкий процесс, базирующийся на тесном сотрудничестве дизайнеров и предпринимателей. Перед разработкой фирменного стиля необходимо учесть все эти факторы.
Выводы. В условиях современности, значение фирменного стиля играет большую роль для компании. Независимо от сферы деятельности, будь то торговля, производство, либо совершенно другая сфера услуг, все компании стремятся к завоеванию успешных позиций на рынке, они стремятся к престижности и известности, хотят создать благоприятный имидж для своей компании и продукции. И все это зависит от системности и грамотности реализации фирменного стиля.
Список литературы:
1. Кумова М., Айдентика: [альбом] / КАК Проект, Grey Matter. - M.: КАК Проект, Grey Matter, 2014. - 7 с.
2. Нестеров Д.И., Графический дизайн элементов фирменного стиля [Текст]: учебное пособие / Д.И. Нестеров, М.А. Лебедева; М-во образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский гос. ун-т, Каф. дизайна. - Челябинск.: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. - 44 c.
3. Гордон Ю., Книга про буквы от Аа до Яя [Текст]: Издательство студии Артемия Лебедева. - Москва, 2006. - 59 с.
4. Туэмлоу Э., Графический дизайн: фирменный стиль, новйшие технологии и креативные идеи. - М.: Астрель, АСТ, 2006. - 226 с.
5. Эйри Д.Э. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера. - СПб.: Питер, 2011. - 181 с.
УДК 659.11
СЕКСИСТСКАЯ УРБОРЕКЛАМА В «ОКНЕ ОВЕРТОНА»: ОТ ЭПАТАЖА К
ЛЕГИТИМИЗАЦИИ
Шилина Анжела Григорьевна,
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и издательского дела Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. В докладе описаны шесть этапов изучения визуальных и вербальных практик враждебного сексизма по отношению к женщинам в урбанистической рекламе. Когнитивно-коммуникативная модель «Окно Овертона» является теоретико-методологической основой исследования.
Ключевые слова: урбанистическая реклама (урбореклама), враждебный сексизм в отношении женщин, модель «Окно Овертона».
Annotation. Six stages of studying visual and verbal practices of hostile sexism towards women in the urban advertisements are described in the report. Cognitive and communicative model of the "Overton Window" is the theoretical and methodological basis of the research.
Keywords: urban advertisement, hostile sexism towards women, model of the "Overton Window".
Постановка проблемы. В предлагаемой статье рассматривается наружная урбанистическая реклама (урбореклама), формирующая сексистские установки в сознании (и подсознании) адресата в отношении женщины как объекта.
Наша исследовательская гипотеза заключается в том, что сексистская урбореклама являет собой форму воплощения внеязыкового и языкового бытия русскоговорящего Homo reclamicus.