О необходимости преподавания основ графического фирменного стиля...
становится реальностью благодаря созданию отраслевого сервисного центра на базе ЗАО «Пико М Сервис».
Повышение эффективности сервиса и новые инновационные разработки будут способствовать формированию капиталоемкого и прибыльного сервисного рынка. В отсутствие государственной поддержки основным источником инвестиций будут являться как крупные сервисные компании, так и их заказчики. Многие заказчики стремятся сэкономить на качественных услугах, не понимая, что тем самым они лишают возможности подрядные организации активно инвестировать в собственное развитие. Инвестирование в промышленный сервис обеспечивает значительные преимущества:
• высокую эффективность вложений в растущий рынок;
• реализацию первых высокорентабельных проектов;
УДК [008:659.1](075.8)
• возможность стать «организатором» рынка (стратегия «снятия сливок»);
• возможность сотрудничества с государством в ходе реализации проекта;
• возможные государственные гарантии на инвестиции;
• выход на новый уровень ведения бизнеса;
• мощную мотивацию к объединению организаций.
Совершенствование технического обслуживания и ремонта оборудования в России невозможно без изменения идеологии, которая заключается в переходе выполнения работ своими силами на сервисные услуги по контракту в рамках стратегического партнерства на постоянной основе.
Лишь комплексное восстановление оборудования и постоянное поддержание его работоспособности обеспечит высокую производительность и эффективность производства.
I о НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ГРАФИЧЕСКОГО I ФИРМЕННОГО СТИЛЯ БУДУЩИМ СПЕЦИАЛИСТАМ ТУРИЗМА
и сервиса
Т.И. Пашковская, доктор педагогических наук, профессор, pashkovski @ mgus.ru,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
Service and travel companies develop the corporate identity and plan promotional campaigns. The author discusses the components of corporate identity and the relevance of the academic disciplines (related to the design of corporate identity and preparing advertising campaigns) in the field of services and tourism.
Keywords: advertising, corporate identity, professional service.
Для любого сервисного предприятия и туристической фирмы необходима разработка фирменного стиля и организация рекламной кампании. В статье определены составляющие фирменного стиля. Показана необходимость преподавания дисциплин, рассматривающих разработку фирменного стиля и рекламной кампании для студентов, обучающихся по специальностям, связанным со сферой сервиса и туризма.
Ключевые слова: реклама, фирменный стиль, специалист сервиса.
Особенностью социальных реалий современности становится возрастающая роль массовой культуры в целом и рекламы в частности, а также влияние этих явлений на формирование массового и индивидуального сознания. Независимо от человеческого желания или нежелания, феномен рекламы настойчиво проникает в частную и общественную жизнь и оказывается объективной
и неустранимой реальностью. Современный человек как потребитель обнаруживает себя вовлеченным в рекламную среду и должен постоянно вступать с ней во взаимодействие. Изучение такого многоаспектного явления, как реклама, актуально, потому что оно позволяет глубоко исследовать причины, приемы и способы воздействия рекламного продукта на потребителя, а также
11
МЕТОДОЛОГИЯ СЕРВИСА
добиваться максимальной эффективности этого воздействия [1].
Первостепенной функцией рекламы во все века являлось коммуникативное обслуживание различных запросов социума, осуществление оперативной связи между людьми и социальными институтами, общественными и индивидуальными потребностями и возможностями их удовлетворения.
Нередко реклама воспринимается как компонент экономической сферы деятельности. Однако, кроме того, рекламная продукция затрагивает разнообразные сферы человеческой деятельности: религию, идеологию, культуру, сферу сервиса, туризм и т.д.
В настоящее время предлагается следующая классификация современных направлений рекламной деятельности по социальным сферам [12]:
1) экономика, производство, финансы, торговля;
2) бытовые услуги, туризм, отдых;
3) интеллектуальные услуги, образование, медицина, книги, пресса;
4) зрелища;
5) религия;
6) политика;
7) юриспруденция;
8) социальная реклама, экология;
9) семейные и межличностные отношения (объявления о знакомстве и т.п.);
10) личностная и институциональная самореклама. Как видно из приведенной классификации,
реклама, связанная со сферой туризма и сервиса, занимает по объему второе место из десяти. Как театр начинается с вешалки, так любое новое сервисное предприятие, туристическая фирма начинается с создания графического фирменного стиля и организации рекламной деятельности.
Реклама представляет собой особый вид сообщения, уникальность которого обусловлена тем, что он объединяет в себе три структурных компонента: вербальный текст, визуальный ряд и звучание. Являясь одним из функциональных инструментов экономического процесса, рекламное сообщение обладает огромным психологическим воздействием на общество и отдельных его представителей.
Реклама должна теснейшим образом связывать клиента и рекламодателя. И задача рекламопроизводителя, посредника между рекламодателем и клиентом, в кратчайший срок сформировать экономические отношения между указанными заинтересованными сторонами. Создаваемая рекламопроизводителем продукция
должна достигать успеха на поприще предлагаемых услуг и товаров.
Существует достаточно большое количество определений рекламы [3; 11]:
а) реклама — информация о потребительских свойствах товаров и разных видов услуг с целью их реализации, создания спроса на них;
б) сущность рекламы в широком смысле этого слова заключается в планомерном воздействии на психику человека с целью вызвать у него непреодолимое желание приобрести или сохранить известные блага;
в) реклама — вид деятельности, либо произведенная в ее результате продукция, целью которой является реализация сбытовых и других задач промышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории.
Зачастую реклама понимается как воздействие на психику человека, однако в основном реклама является необходимой информацией для потребителя, поэтому, по мнению автора, реклама сервисного или туристического предприятия в современных условиях должна максимально использовать графические, цветовые, художественные приемы.
Очень важно графически грамотно составить всю рекламную кампанию фирмы. Насколько правильно, грамотно будут использоваться цвета, разумно подобраны шрифты в составлении и оформлении рекламного объявления в газеты и журналы, рекламного щита на трассе, различной рекламной сувенирной продукции, настолько эффективной будет деятельность предприятия.
На любом сервисном предприятии должна быть грамотно продумана наружная и печатная реклама в определенном стиле.
Стиль рекламы — общие особенности рекламных материалов, созданных в различное время, для разной аудитории, с разнообразными целями, различными авторами. О стиле можно говорить тогда, когда четко выделяются среди разнородных материалов те, для которых характерны общие образы, принципы композиции, техника изображения, линии, цветовые сочетания.
Особое внимание следует уделять графическому фирменному стилю, являющемуся лицом компании, сервисного предприятия.
12 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2009 / № 4
О необходимости преподавания основ графического фирменного стиля...
Будущему специалисту сервиса необходимо знать, что такое логотип, товарный знак, слоган, рекламный символ фирмы, и уметь их использовать в рекламной кампании.
За пять или шесть лет обучения в вузе студенты РГУТиС изучают много дисциплин в соответствии с рабочим учебным планом. Однако дисциплина «Основы рекламы» или «Дизайн и реклама на предприятиях сервиса и туризма» включена, к сожалению, не во все учебные планы. Хотя будущего специалиста туризма и сервиса любого профиля трудно представить без знаний и понятий графического стиля, логотипа, товарного знака, слогана, рекламного символа и т.д. [5; 6] . Это не значит, что из студентов следует готовить крупного специалиста в области рекламы и дизайна. Для этого существуют отдельные специальности и специализации. Студенты должны обладать необходимыми представлениями, чтобы в дальнейшем говорить на одном языке с дизайнером, который будет создавать для предприятия графический стиль, разрабатывать рекламную кампанию, включая графическую наружную рекламу [2; 4].
Фирменным стилем можно назвать набор графических, словесных, типографских, цветовых, дизайнерских констант, обеспечивающих смысловое и визуальное единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления. По существу,
фирменный стиль — это единство постоянных визуальных и текстовых элементов, отличающих фирму от конкурентов. Он является, пожалуй, одним из главных рекламных и маркетинговых инструментов любой современной компании, основой коммуникационной политики фирмы.
Фирменный стиль служит для идентификации изделий фирмы и указание на связь их с фирмой, а также для выделения товаров фирмы из общей массы аналогичных товаров ее конкурентов.
Разработка фирменного стиля подразумевает совокупность и сочетание элементов (определенных графических объектов и шрифтовых решений), которые обеспечивают единство внешнего вида всех объектов, имеющих отношение к фирме (продукции, упаковки товаров, помещений, оборудования, документации, рекламы, одежды и т.п.).
Для чего же необходим фирменный стиль? Для создания неповторимого имиджа компании, надежной защиты от конкуренции, ориентации покупателей в огромной массе товаров и услуг на рынке, привлечения к фирме и ее продукции внимания покупателей, возможности вывода новых товаров и услуг на рынок в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами. Перечислим основные носители элементов фирменного стиля (рис. 1).
1. Печатная реклама фирмы: плакаты, листовки, проспекты, каталоги, буклеты, календари (настенные и карманные) и т.д.
Рис. 1. Носители фирменного стиля
13
МЕТОДОЛОГИЯ СЕРВИСА
2. Средства пропаганды; пропагандистский проспект, журналы, оформление залов для прессконференций и т.д.
3. Сувенирная реклама: пакеты из полиэтилена, авторучки, настольные приборы, сувенирная поздравительная открытка и др.
4. Элементы делопроизводства: фирменные
бланки (для международной переписки, для коммерческого письма, для приказов, для внутренней переписки и т.д.), фирменные папки-регистраторы, фирменные блоки бумаг для записей и т.д.
5. Документы и удостоверения: пропуски, визитные карточки, удостоверения сотрудников, значки стендистов и т.д.
6. Элементы служебных интерьеров: панно на стенах, настенные календари, наклейки большого формата. Нередко весь интерьер оформляется в фирменных цветах.
7. Другие носители: фирменное рекламное знамя, односторонний и двусторонний вымпел, фирменная упаковочная бумага, ярлыки, пригласительные билеты, фирменная одежда сотрудников, изображения на бортах транспортных средств фирмы и т.д.
Фирменный стиль — это основной элемент идентичности компании, несущий информацию о ней и осуществляющий через элементы внешнего вида коммуникации с потребителем. Предъявляя свой имидж, рекламодатель сообщает клиенту важную информацию.
Определим основные составляющие фирменного стиля: логотип; товарный знак; цветовая гамма; фирменный шрифт; слоган; рекламный символ фирмы.
Логотип — оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы, призванное сделать более запоминающимся имидж компании. В идеале дизайн логотипа должен отражать основное
направление деятельности фирмы. Как правило, логотип состоит из четырех-семи букв.
Логотип — лицо компании. Его разработка ведется или заказывается фирмой специально с целью привлечения внимания к ней и к ее товарам. Ведь создание логотипа является началом разработки такой важной визуальной характеристики фирмы, как фирменный стиль. И все стилистические элементы (цветовая палитра, шрифты, графические материалы) должны повторять и развивать то, что на начальном этапе создания учла грамотная разработка логотипа. Логотип должен быть прост для восприятия, оригинален по дизайну и соответствовать общим задачам позиционирования фирмы в ее маркетинговой стратегии (рис. 2).
При видимой простоте графических решений известных брендов создание логотипа — это одна из сложнейших творческих задач. Эффективный дизайн логотипа раскрывает сферу деятельности компании, подчеркивает статус, вызывает доверие и располагает к диалогу.
Цветовое решение при создании логотипа должно быть индивидуальным и ориентированным на психологию восприятия цветов с учетом приоритетного сегмента рынка.
Логотип является той «одежкой», по который клиенты встречают любую компанию, а конечные потребители — ее товары и услуги. Логотип является важнейшим элементом фирменного стиля и играет огромную роль в узнаваемости компании и ее продукции на рынке. Впечатление, которое каждый логотип производит на окружающих компанию клиентов, партнеров и конечных потребителей, обусловлено результирующим действием трех важнейших составляющих: смысловое значение, форма и цвет. Для достижения желаемого результата заказчику логотипа необходимо предварительно тщательно изучить целевую аудиторию, это позволит дизайнеру создать удачный логотип, который будет хорошо запоминаться
Marlboro
Panasonic. Jeep
Рис. 2. Логотипы известных фирм
14 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2009 / № 4
О необходимости преподавания основ графического фирменного стиля...
потребителями и представит компанию и ее продукцию в максимально выгодном свете. При разработке логотипа необходимо учитывать особенности восприятия цветов и геометрических форм различными целевыми аудиториями.
Предполагают, что товарный знак произошел от клейма, которым скотоводы метили своих коров. В современном мире формы существования этих обозначений принадлежности значительно расширились. Например, радиостанция в качестве товарного знака может иметь звуковой знак, а знаком винодельческой фирмы может быть форма бутылки.
Товарные знаки окружают нас в повседневной жизни со всех сторон. Понятие товарный знак (торговая марка) является буквальным переводом английского слова trademark — любой символ, слово, число, изображение или конструкция, используемые производителем или продавцом для идентификации своих товаров и отличия от однородных товаров других юридических или физических лиц. Иначе говоря, торговая марка — это сочетание названия какого-либо товара (фонемы) и его графического изображения (графемы).
Товарный знак является неотъемлемой частью любых рекламных материалов. Он проставляется в печатных объявлениях, листовках,
проспектах, каталогах, буклетах, на наружной рекламе, а рекламные видеоролики снимаются так, чтобы были видны товарные знаки, нанесенные на товары. Если фирма продолжительное время выпускает высококачественные товары и интенсивно использует их товарные знаки в рекламе и торговле, то со временем эти товарные знаки становятся общеизвестными сначала в регионе, затем в стране, а если фирма ведет активную внешнеторговую деятельность, то и в мире (Ford, Panasonic, Marlboro, Coca-Cola). Важность товарных знаков для производителя была отмечена давно. Примеры изобразительных и комбинированных товарных знаков приведены на рис. 3 и 4.
Каждая компания стремится к тому, чтобы ее реклама была понятной потребителю и легко запоминалась. Только в этом случае есть возможность получить реальный доход и заставить рекламу работать в полную силу. Значит, стремясь сделать свою рекламу более понятной и запоминающейся, компании-производители невольно сталкиваются с необходимостью создания короткого, но довольно вместительного фирменного лозунга, который с лучшей стороны подчеркивал товары данной фирмы и ее специфику.
Рис. 3. Изобразительные товарные знаки
adiaas
Mercedes-Benz
Рис. 4. Комбинированные товарные знаки
15
МЕТОДОЛОГИЯ СЕРВИСА
Рис. 5. Фрагменты студенческих курсовых работ по дисциплине «Дизайн и реклама на предприятиях сервиса» (сувенирная продукция)
16 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2009 / № 4
О необходимости преподавания основ графического фирменного стиля...
При создании рекламы слогану следует уделять максимальное внимание, рассматривая множество вариантов, чтобы выбрать наиболее эффективный. Фирменный лозунг представляет собой постоянно используемый фирменный оригинальный девиз. Некоторые слоганы регистрируются как товарные знаки. Слоган может содержать основные принципы деятельности фирмы, ее кредо: например, у банка «Империал» — «С точностью до копейки».
Рекламный символ фирмы — определенный персонаж или образ, выступающий от имени фирмы при рекламных и других мероприятиях, выражающий дух деятельности организации. Это может быть представитель флоры, фауны или человека в забавном изображении.
Фирменный персонаж вовсе не обязательно должен быть элементом логотипа или фирменного стиля. Не обязательно располагать его на корпоративных документах, фирменных бланках и т.д., хотя есть немало компаний, у которых в основе логотипа и фирменного стиля находится именно некий персонаж, чаще всего являющийся каким-нибудь животным.
Обычно фирменный персонаж используется для создания «лица» рекламной кампании. Так называемый «рекламный персонаж» используется:
1) для проведения ярких и запоминающихся рекламных кампаний, создания положительного восприятия рекламных акций и т.д. (в качестве наиболее известного примера можно назвать зайца из рекламы напитка «Несквик»);
2) для повышения привлекательности фирменного стиля. Используется для повышения положительного восприятия сотрудниками и клиентами фирменного стиля компании. Как правило, используется на сувенирной продукции, хотя часто такой фирменный персонаж можно
Литература
найти на представительской продукции, вебсайтах и т.д. Наиболее часто встречается в компаниях с преимущественно женской аудиторией, или фирмах, работающих с детскими или сувенирными товарами.
Один из главных плюсов, которые может дать такая методика, — качественная отстройка от конкурентов. Однако следует избегать неправильной расстановки акцентов: рекламный персонаж должен ассоциироваться с продуктом или услугой, а не замещать их в сознании потребителя.
Будущие специалисты в области туризма и сервиса должны знать, что относится к печатной и наружной рекламе, какой должна быть упаковка, сувенирная продукция, как должен выглядеть интерьер офиса, зала презентаций, контактной зоны сервисного предприятий.
В предыдущих поколениях рабочих учебных планов всех специализаций специальности 100101 Сервис была предусмотрена дисциплина «Дизайн и реклама на предприятиях сервиса», где студентов знакомили с основными понятиями рекламы и графического фирменного стиля [7; 9].
В итоговой работе по курсу «Дизайн и реклама на предприятиях сервиса» студенты проявляют себя как специалисты сервиса, руководители или дизайнеры какого-либо сервисного предприятия. Студент создает виртуальное предприятие [2; 8; 10], занимающееся определенным видом деятельности, придумывает название, логотип, товарный знак, слоган, вывеску фирмы, рекламный щит на трассе, рекламу в журнал и газету, рекламные листовки, визитные карточки, приглашение на презентацию, образцы сувенирной продукции с логотипом и товарным знаком, перспективу интерьера зала презентаций или офиса фирмы, бланк письма, конверт и т.д. (рис. 5).
1. Елина Е.А. Семиотика рекламы: Учебное пособие. М.: ИТК «Дашков и К°», 2009.
2. Пашковская Т.И. Методика преподавания курса «Дизайн и реклама на предприятиях сервиса» для студентов специальности 230700 Сервис. В кн.: Проблемы образования в сфере сервиса. Полувековой опыт подготовки специалистов МТИ-ГАСБУ-МГУС. М.: МГУ сервиса, 2002.
3. Пашковская Т.И. Единая система графической подготовки специалистов сервиса // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. 2004. № 2 (11). С. 54—60.
4. Пашковская Т.И. Педагогические условия и принципы современной профессионально-графической подготовки специалиста сервиса: Монография. ГОУВПО МГУС. М., 2003.
5. Пашковская Т.И. Концепция изучения геометро-графических дисциплин при подготовке выпускников специальности «Сервис» //Теоретические и прикладные проблемы сервиса, 2004. № 4 (12). С. 120—123.
6. Пашковская Т.И., Пашковский И.Э. Блочно-модульный подход изложения дисциплин по специальности 230700 «Сервис» // Образование в области сервиса: Сб. статей. М.: УМО по образованию в области сервиса. Изд. ВНИИЛМ, 2002. С. 175—180.
7. Пашковская Т.И., Пашковский И.Э. Единая система профессионально-графической подготовки специалистов сервиса по специализации 230729 «Сервис на предприятиях по изготовлению и ремонту художественных изделий»: Монография, ГОУВПО «МГУС». М., 2004.
17
МЕТОДОЛОГИЯ СЕРВИСА
8. Пашковская Т.И., Савенко Н.М. Курсовое проектирование по дизайну и рекламе на предприятиях сервиса: Учебное пособие для вузов, ГОУВПО «МГУС». М., 2007.
9. Пашковская Т.И., Пашковский И.Э. Дизайн и реклама на предприятиях сервиса. Методические указания и контрольные задания. М.: МГУС, 2004.
10. РунгеВ.Ф., СеньковскийВ.В. Основы теории и методологии дизайна. М.: МЗ-Пресс, 2001.
11. Ученова В.В. Реклама и массовая культура: служанка или госпожа? Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
12. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
УДК 629.119
| ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ В АВТОСЕРВИСЕ
М.Н. Буткевич, доктор технических наук, доцент, зав. кафедрой,
О.П. Голубев, кандидат технических наук, доцент, профессор, golubevop@delfincom.ru, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The author examines the ecological issues in auto service, including environmental planning, implementation and operation of the environmental control system.
Keywords: auto service, ecology, environment.
В статье рассматриваются экологические проблемы в автосервисе с точки зрения планирования природоохранной деятельности, внедрения и функционирования системы охраны окружающей среды.
Ключевые слова: автосервис, экология, окружающая среда.
В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в нашей стране, значимость автомобилей в транспортной системе постоянно возрастает. Быстрыми темпами растет их вклад в обеспечение мобильности и повышение уровня жизни населения. Повседневное массовое использование личных автомобилей является одним из главных факторов формирования нового образа жизни.
Темпы наращивания парка автомобилей указывают на массовую автомобилизацию страны. За 2007 год в России было продано 2,178 млн легковых автомобилей, а покупатели потратили на транспортные средства 53,4 млрд дол. Прирост рынка в количественном выражении составил 35%, а в денежном выражении — 67% по сравнению с 2006 годом. Предполагается, что до 2015 г. продажи автомобилей будут расти и составят 4,0— 4,5 млн штук, а уровень автомобилизации достигнет 400 машин на 1000 жителей. К тому времени в России будет уже 56 млн транспортных средств по сравнению с 28 млн автомобилей в 2007 г.
Процесс автомобилизации страны противоречив. С одной стороны, автомобилизация обеспечивает новое качество жизни людей и способствует развитию рыночной экономики, с другой стороны, указанный процесс сопровождается
и негативными последствиями. Основные из них связаны с ущербом от ДТП, загрязнением окружающей среды, перегрузкой дорог и городских улиц, проблемой утилизации автотранспортных средств [1—3].
Доля автотранспорта в загрязнении окружающей среды в настоящий момент достигает 33%, что превышает аналогичный показатель развитых стран более чем в 1,7 раза. К 2020 г. долю транспорта в загрязнении окружающей среды предлагается снизить в 1,5 раза, до 22% (в развитых странах она составляет менее 20%). Ежегодный экономический ущерб от выбросов автотранспортом вредных (загрязняющих) веществ составляет свыше 120 млрд руб.
Показатели безопасности дорожного движения в России также не соответствуют мировому уровню. Показатель числа погибших в ДТП в расчете на 1000 автомобилей в 4 раза превышает аналогичный показатель в развитых странах. Ежегодно на дорогах совершается 210 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают более 30 тыс. человек и 250 тыс. получают ранения.
Ежегодный экономический ущерб от ДТП превышает 220 млрд руб.
Максимальное использование возможностей автомобиля для мобильности населения и ускоре-
18 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2009 / № 4