УДК 327.7 Юрий КИЛИН
ФИНЛЯНДИЯ В ЕВРОСОЮЗЕ, 1995-2015: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В статье анализируются итоги 20-летнего членства Финляндии в Евросоюзе, которые в целом оцениваются как позитивные. Умело используя преимущества интеграции, небольшой северной стране удалось заметно повысить уровень развития экономики и благосостояния своего населения, выступить с рядом продуктивных внешнеполитических инициатив, прежде всего в управлении военными кризисами и создании активно функционирующего "Северного измерения".
Прежде успешная модель развития страны в рамках единой Европы после 2008 г. стала давать сбои. В современном глобализованном мире экономика Финляндии пока не может найти точки опоры для решения острых социально-экономических проблем. Для неё характерны общая невысокая эффективность народного хозяйства, затягивающийся экономический спад, буксующая структурная перестройка, массовая безработица, неподъемная тяжесть поддержки убыточного сельского хозяйства, негативное воздействие начатой в 2014 г. ЕС санкционной войны.
Социально-политическая устойчивость страны в последнее время находится под угрозой конфликта между организованным трудом и капиталом, придерживающихся диаметрально противоположных взглядов на пути выхода страны из системного и структурного кризиса.
Ключевые слова: Евросоюз, членство Финляндии в Евросоюзе, санкционная война.
В условиях распада социалистической системы в Европе, ослабления контроля со стороны СССР в конце 1980-х гг., кризиса клиринговой торговли [Lipponen, 2006: 11] Финляндия была поставлена перед необходимостью основательного пересмотра своей внешней политики и поиска места в новой постсоветской Европе. Выбор был сделан в пользу европейской интеграции с учётом потребностей экономики и обеспечения безопасности. В единую Европу Финляндия пришла не с пустыми руками, имея большой опыт сотрудничества в рамках Северного совета (1952), ЕАСТ (1961) и развитую экономику. Скандинавские страны и Финляндия к началу 1970-х гг. создали настолько эффективную систему сотрудничества, включая паспортный союз (1954), общий рынок труда (1954) и договор о социальном обеспечении (1955), опередив в этом ЕЭС, что заслужили название "ещё одного европейского сообщества" [Thomas, 1996: 16].
© Килин Юрий Михайлович - д.и.н., заведующий кафедрой зарубежной истории, политологии и международных отношений, Петрозаводский государственный университет, председатель Карельского отделения АЕВИС. Адрес: 185910, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33-410. Е-шаИ: kilinyuri@,mail. т
Работа выполнена при финансовой поддержке Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012-2016 гг.
БОТ: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520154858
Учитывая фактор СССР, президент М. Койвисто и правительство Финляндии использовали тактику малых шагов, а путь в Европейский союз был не прямым [Aunesluoma, 2011: 410]. В июне 1990 г. Финляндия стала участником переговоров в Брюсселе о вступлении в Европейскую экономическую зону, которые создали прочный фундамент [Luostarinen, Salolainen, 2006: 29] для переговоров о членстве в ЕЭС (ЕС с 01.11.1993). На решение финнов ускорить график вступления в Евросоюз повлияла позиция двух подавших заявки нейтральных государств, Австрии (июль 1989 г.) и Швеции (октябрь 1990 г.). Финляндия стремилась обеспечить одинаковые со Швецией условия конкуренции на европейском рынке [Luostarinen, Salolainen, 2006: 31, Tiilikainen, 1996: 119] и вступить в ЕЭС в группе нейтральных государств. О расколе в финской элите по вопросу членства Финляндии в ЕЭС свидетельствуют результаты голосования в парламенте: из 200 депутатов только 108 проголосовали за подачу заявки (44 против) [Aunesluoma, 2011: 464].
Страна разделилась надвое. В лагерь противников евроинтеграции входили разрозненные второстепенные политические силы без сильного лидера: значительная часть возглавлявшей правительство партии Финляндский центр, фермеры и сельское население, Союз левых сил, защитники окружающей среды, женские организации. Сторонники вступления, представленные социал-демократами, Национальной коалиционной партией, Шведской народной партией были лучше организованы и опирались на поддержку промышленных и торговых кругов, городское население южной Финляндии [Tiilikainen, 1996: 119].
На переговорах в Брюсселе финская делегация смогла добиться от Еврокомис-сии удовлетворительных условий для поддержки убыточного в северной стране сельского хозяйства, сохранив вопреки правилам ЕС систему его национальной поддержки, а также обеспечив прямые дотации из бюджета Евросоюза [Sundbäck, 2006: 33-73].
Результаты переговоров обеспечили положительный исход референдума, проведенного 16 октября 1994 г. при "поразительно низкой" для Финляндии 74-процентной явке: за проголосовали 56,9%, против - 43,1%. Южная Финляндия проголосовала за вступление, Северная - против. На Аландских островах сторонников членства в ЕС было всего лишь 51,9% [Aunesluoma, 2011: 464, 484]. 1 января 2015 г. исполнилось 20 лет с момента вступления Финляндии в ЕС. Оценим итоги и перспективы членства небольшого национального государства в единой Европе.
По мнению Конфедерации финской промышленности, объединяющей почти 16 тыс. предприятий страны, с 1995 г. Финляндия максимально эффективно воспользовалась своим новым положением: 70-кратно увеличила свой экспортный рынок в ЕС, заняв при поддержке Брюсселя прочные позиции и на развивающихся рынках, до 2008 г. экономика устойчиво росла, переход на евро обеспечил валютную стабильность, значительно вырос уровень жизни населения, что обеспечило Финляндии статус одной из наиболее развитых и богатых стран мира1.
Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., оказал долговременное негативное воздействие на экспортно ориентированную экономику Финляндии, её внешнюю торговлю, состояние финансов, государственный бюджет, социальную сферу. Снижение темпов экономического развития России, одного из основных торгово-экономических партнёров Финляндии с середины 2013 г. и особенно введение Россией с августа 2014 г. продовольственного эмбарго в отношении всего
1 В 2002 г. Финляндия с показателем 24 610 долл. занимала 18-е место в мире, между Сингапуром и Францией, по душевому ВВП по III 1С. Швеция занимала 20-е место, [Tilastokeskus, 2002].
Евросоюза, сильная девальвация рубля обусловили дальнейшее ухудшение социально-экономического положения страны.
С 2009 г. новые вызовы, по мнению финских деловых кругов, связаны прежде всего с сокращением мирового потребления продукции целлюлозно-бумажной продукции, сложным положением в электронной промышленности Финляндии, обострением конкурентной борьбы на глобальных рынках, долговым кризисом в Европейском союзе, проблемами в странах Южной Европы, замедляющими восстановление финской экономики, внутренними структурными дисбалансами, старением населения. Ответами на эти вызовы финских промышленников является структурная перестройка экономики, сокращение издержек1, ставка на производство товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью [ЕНпкетое1атап keskusliitto, 2015а].
Вступление в Евросоюз позволило Финляндии не только преодолеть затянувшийся экономический кризис, вызванный сломом прежней экономической модели, но и обеспечить устойчивый рост за счёт развития новых технологий, структурной перестройки, высокого уровня профессионального и высшего образования, прикладной науки. В 1995-2005 гг. ВВП Финляндии увеличивался в среднем на 3,7% в год, значительно превосходя средний показатель по ЕС).
Обрушивший мировую экономику осенью 2008 года ипотечный кризис в США нанес сильный удар по европейскому финансовому сектору, вызвав долговой кризис в государственном секторе экономики ЕС и снизив потребление. Особенно пострадали страны с экспортно ориентированной экономикой - ВВП Финляндии сократился в 2009 г. сразу на 8,3%. После небольшого восстановления с 2011 г. ВВП вновь стал сокращаться, через три года вплотную приблизившись к показателю 2009 г. (В 2014 г. падение ВВП составило 0,1%). По мнению Конфедерации финской промышленности, докризисный уровень будет достигнут в стране самое раннее к 2020 г. [Elinkeinoelаmаn к^кшПШю, 2015Ь].
Показатель уровня жизни в Финляндии коррелирует с экономическими показателями, особенно быстро он рос в 1999-2008 гг., когда душевой ВВП, рассчитанный по III 1С, увеличился почти на 30%. В 2009 г. последовало резкое падение этого показателя, и после непродолжительного роста он вновь устремился вниз, определив довольно значительное и год от года увеличивающееся отставание от Швеции, с которой финны традиционно соревнуются. При этом Финляндия относится к странам с наиболее равномерным распределением доходов. В конце 1980-х гг. по этому показателю она занимала первое место среди стран ОЭСР, к началу 2000-х гг. разница в доходах увеличилась, но осталась ниже, чем в среднем в странах ЕС и ОЭСР. Для оценки уровня жизни необходимо учитывать и то, что продолжительность рабочего времени в Финляндии одна из самых низких в мире, а свободного времени у занятого населения больше, чем в других развитых странах мира. Финские деловые круги считают это серьезной проблемой, учитывая дефицит и быстрое старение рабочей силы, а также недостаточность материальных
Основным способом сокращения издержек финский деловой мир считает снижение стоимости рабочей силы: сужение прав профсоюзов на заключение коллективных договоров, сокращение продолжительности оплачиваемых отпусков и оплаты сверхурочной работы, введение неоплачиваемых праздничных дней и первых дней временной нетрудоспособности по болезни. Ответом влиятельных профсоюзов на эту правительственную программу стала политическая забастовка с участием более 300 тыс. работников 18 сентября 2015 г. ^ТТК:п uutuushuone, 2015].
стимулов в условиях небольшой разницы в доходах работающего и пассивного населения [Elinkeinoelämän keskusliitto, 2015c].
Основным драйвером роста финской экономики после вступления в ЕС и выхода из кризиса первой половины 1990-х гг. стал мощный рост экспорта, усиленный т.н. "феноменом Нокиа", единственной мирового масштаба финской ТНК, ставшей лидером в сфере телекоммуникаций, прежде всего сотовой связи, к 1998 г., и удерживавшей этот статус в течение десяти лет [Nokia, "Our story"]. Финский экспорт рос опережающими темпами в сравнении с мировыми показателями до начала 2000-х гг., и к этому времени доля экспорта товаров и услуг в ВВП страны увеличилась примерно до 42% (в 1990 г. немногим более 20%), удвоившись за десятилетие [Pyykkö, Bunders, 2005]. Стоимость экспорта с 1990 по 2008 г. увеличилась четырехкратно. Общее замедление мировой экономики в начале 2000-х гг. и мировой финансовый кризис 2008 г. выявили не только положительные стороны усиления экспортной ориентированности экономики Финляндии, но и связанные с этим угрозы. В 2009 г. финский экспорт обрушился сразу почти на 20%, в два с лишним раза превзойдя показатель общего падения экономики. Восстановление экспорта до докризисных показателей так и не произошло, напротив, в 2014 г. за счет сокращения экспорта услуг, он в целом дополнительно сократился на 0,7%, в результате чего доля экспорта в ВВП страны уменьшилась до 37,9% [Tilastokeskus, 2015b].
В 1994-2010 гг. финский внешнеторговый баланс был устойчиво положительным, превысив в 2001 г. 8% от ВВП страны (в 2002 г. сальдо составило плюс 12 млрд евро), после чего стал неудержимо снижаться, перейдя в 2011 г. в минусовую зону, чему способствовало как общее состояние мировой экономики, так и внутренние проблемы основных торговых партнёров в ЕС, а также постепенное сокращение торговли с Россией, рухнувшей со второй половины 2014 г. с началом санкционной войны. В 2013 г. дефицит внешнеторгового баланса Финляндии составил 1,6 млрд евро, увеличившись в 2014 г. почти до 1,8 млрд евро [Elinkeinoelämän keskusliitto, 2015d]. Наибольший дефицит, почти 4 млрд евро, приходится на долю торговли с Россией, в 2014 г. третьего после Германии и Швеции по объему торгового партнёра Финляндии по экспорту (4,6 млрд евро) и первого по импорту (8,6 млрд евро). Из числа крупных торговых партнёров значительный профицит приходится лишь на торговлю с США (+1,6 млрд евро) и Великобританией (+1,2 млрд евро) [Tilastokeskus, 2015 c].
Благодаря инновационному рывку с конца 1980-х гг. финский экспорт стал преимущественно высокотехнологичным. Удельный вес продукции лесопереработки в ней снизился в 2013 г. с 75% (1960-е гг.) до 20%, с одновременным увеличением до 11,4% продукции электронной промышленности (с 2009 г. этот показатель снижается), почти до 25% выросла доля химической продукции, а металлы и металлоизделия, машины и оборудование, транспортные средства совокупно составляют 31,4%. В 2014 г. наметился небольшой рост стоимости товарного экспорта в сравнении с предыдущим годом, с 55,9 до 57, 7 млрд евро [Tilastokeskus, 2015 c, Elinkeinoelämän keskusliitto, 2015d].
Вследствие вступления Финляндии в ЕС произошли заметные изменения в значимости ее торговых партнёров. Действовавшая с 1950 г. система клиринговой торговли с СССР, благодаря которой большой восточный сосед пользовался положением крупнейшего торгового партнёра Финляндии (до 27% финского экспорта и импорта в 1982 г.), стала давать сбои, а в начале 1990-х гг. произошло ее обрушение до менее чем 10% (финский экспорт в РФ упал ниже 5% от всего экспорта)
ГО11ш. S.-E.. 20061. С середины 1990-х гг. до 2008 г. происходил постепенный рост взаимной торговли, показатели которой, впрочем, так и не достигли высот эпохи клиринга.
Основными торговыми партнёрами Финляндии в 2013 г. являлись страны ЕС, на которые приходилось 55% финского товарного экспорта, в том числе - 31% на страны еврозоны. Одним из крупнейших торговых партнёров Финляндии в постсоветскую эпоху устойчиво является соседняя Швеция, на которую в 2013 г. пришлось 11,6% финского экспорта (1-е место). Второе и третье места в финском экспорте занимают Германия (9,7%) и Россия (9,6%). Благодаря экспорту углеводородов (финские НПЗ оптимизированы для переработки российской нефти), Россия сохраняет первое место в финском товарном импорте с показателем 18% в 2013 г. В тройку лидеров и в этом случае входят Германия (2-е место) и Швеция (3-е место). На долю стран Азии, прежде всего КНР, в 2013 г. приходится 14,6% (экспорт) и 13% (импорт). На долю США, стран Европы - нечленов ЕС и всех других стран в 2013 г. пришлось 20,6% финского экспорта и 12,3% импорта.
Заметное место в экспорте-импорте Финляндии занимают услуги: транспортные, информационные и бизнес-услуги, туризм, общая стоимость экспорта которых в 2013 г. была оценена Банком Финляндии в 23 млрд евро, или в 29% общей стоимости экспорта (общемировой показатель примерно 20%). В последние годы происходит постепенное снижение этой категории экспорта [E1inkeinoe1аmаn keskus1iitto. 2015^.
Состояние и перспективы экономики России, одного из ведущих торгово-экономических партнёров Финляндии, оказывают заметное влияние на состояние экономики и торговли страны Суоми. По прогнозу отдела экономики министерства финансов Финляндии, сделанному 25 марта 2015 г. ВВП России сократится в 2015 г. до 5%, и еще на 2% в 2016 г. В 2015-2017 гг. ожидается общее падение российского импорта на 50%, соответственно на 30%, 15% и 5 %. Вследствие продовольственных контрсанкций со стороны РФ, экспорт финских продовольственных товаров в четвертом квартале 2014 г. в эту страну составил лишь 28,5 млн евро, сократившись в сравнении с этим же периодом в 2013 г. в 3,6 раза (103,3 млн евро). В целом в 2014 г. финский товарный экспорт в Россию сократился почти на 727 млн евро, включая примерно 100 млн евро в группе санкционированных товаров. Наиболее сильный удар был нанесен по молочному сектору Финляндии. Воздействие российских контрсанкций, очень заметное на уровне отдельных молочных хозяйств, на макроуровне тем не менее остаётся весьма незначительным и, по оценке финских экономистов, приведет к сокращению ВВП Финляндии лишь на 0,1%, а его влияние на уровень безработицы будет практически нулевым. Гораздо более значительным будет негативное воздействие отрицательного экономического роста России. По этой причине в 2014-2015 гг. ожидается сокращение финского ВВП на 0.7 - 0,8% и рост безработицы на 0,2% [УМ/КО. 2015].
Резкое падение курса рубля в отношении основных мировых валют в 2014 г. обусловило дальнейшее сокращение объемов взаимной торговли, начавшееся еще в мае 2013 г. В годовом исчислении в 2013 г. финский экспорт в Россию уменьшился на 6%, а в 2014 г. ещё на 14% (импорт из России на 18%). Кроме того, транзитный экспорт в Россию в 2014 г. сократился сразу на 21%. Сильное негативное воздействие снижения курса рубля заметно в сфере трансграничного туризма: в 2014 г. в Финляндию въехало почти 3,8 млн российских граждан с 1,34 млн ночевок в гостиницах (-17,4% в сравнении с 2013 г.), в январе 2015 г. количество ночевок сократилось по сравнению с январем 2014 г. на 41,7%. (Доход финской сферы услуг от российских туристов составил в 2014 г. почти 1,1 млрд евро). В 2014 г. российский
турист тратил в Финляндии с среднем 150 евро в день (в 2012 г. - 248 евро). Количество визовых заявок в финских консульствах в 2014 г. сократилось в среднем на 25% [VM/KO, 2015]. Одним из последствий сокращения потока туристов из России стала угроза продажи за долги резиденции финского Деда Мороза, Йоулупукки, в Рованиеми, которой удалось избежать лишь в конце августа 2015 г. [Joulupukki "pelastettu" - konkurssi peruttu, 2015].
По росту производительности труда, важнейшему показателю эффективности, экономика Финляндии с 1995 г. устойчиво опережала средние по ЕС показатели. В 2007 г. обозначилось отставание, и к 2009 г. этот показатель достиг дна, продемонстрировав лишь умеренный рост к 2011 г., после чего началась продолжающаяся до настоящего времени стагнация. Учитывая дефицит трудовых ресурсов и быстрое увеличение доли людей пенсионного возраста, страна не может увеличить общую эффективность экономики без масштабного и немедленно возобновляемого роста производительности труда. Несмотря на понимание властями и общественностью важности этой проблемы, простые и быстрые способы ее решения не просматриваются, особенно учитывая силу и влияние финских профсоюзов1.
Структурная перестройка, прежде всего сокращение рабочих мест в промышленности, и экономический спад первой половины 1990-х гг. породили специфическую проблему Финляндии: численность занятого в общественном производстве населения в течение более чем 20 лет значительно уступает показателям стран еврозоны и США. В 2014 г. этот показатель в Финляндии оставался ниже, чем в проблемном 2008 году.
Для Финляндии характерен довольно высокий уровень безработицы, в последние несколько лет она увеличивается, хотя в сравнении в двухзначными показателями в начале 1990-х гг. не представляет собой острую социальную проблему. В то же время из более чем 4 млн людей трудоспособного возраста (1574 лет), включая собственно безработных, задействованных в разнообразных программах переподготовки и пенсионеров, а также учитывая скрытую безработицу, незанятых насчитывается более 450 тыс. человек2. Невелика в Финляндии доля самодеятельного населения: численность предпринимателей с семьями в августе 2015 г. составила лишь 340 тыс. человек [Tilastokeskus, 2015а].
Высокий иммунитет к росту безработицы проявляет сектор частных услуг, жизнь которому, впрочем, осложняют высокие ставки налогов. Более проблемными являются сферы государственного управления и муниципального самоуправления, склонные к раздуванию штатов сотрудников. В ближайшие годы эта проблемы будут решаться как посредством естественного выхода управленцев на пенсию, так и повышением производительности в этой сфере, в частности, отменой некоторых норм. К 2024 г. количество занятых в муниципальном самоуправлении уменьшится на треть, а часть функций по оказанию услуг предполагается передать частным предпринимателям [ЕНпкетое1атап keskusliitto, 2015е].
Если промышленность Финляндии за 20 лет членства страны в ЕС показала в целом неплохую динамику, то сельское хозяйство этой северной страны всё это время функционировало исключительно под зонтиком многочисленных дотаций
1 В трёх крупнейших профсоюзных объединениях Финляндии (ЗЛК, ЗТТК и Akava) со-
стоят 2 млн 238 тыс. человек из 3,5 млн лиц трудоспособного возраста (15-64 лет). [ЗЛК, ЗЛК ¡уИуеБЙ, 2015, ЗТТК, Мка ЗТТК?, 2015, Akava, Akavan ]а8епШШ, 2015]. В августе 2015 г. безработных насчитывалось 222 тыс. человек (8,3%), в августе 2014 г. -7,4% (в начале 1990-х гг. безработных было почти полмиллиона человек). В 2011 г. безработным было выплачено пособий 2,6 млрд евро [Т1^оке8кш, 2015а].
[Rossi, 2008: 4], на которых финская делегация сумела настоять в ходе переговоров о вступлении в 1994 г. Стратегический курс Еврокомиссии с 2008 г. заключается в пересмотре общей сельскохозяйственной политики ЕС и радикальном сокращении сельскохозяйственных дотаций к 2015 г. Сохранить своё сельское хозяйство в условиях свободной конкуренции с южными странами ЕС Финляндия не сможет, и единственный выход власти страны видят в увеличении национальной поддержки [Anttila, 2009: 3], что станет дополнительным тяжким бременем для бюджета страны1. В отличие от большинства стран Евросоюза в Финляндии 60% с/х дотаций выплачиваются в рамках т.н. национальной поддержки, и 40% поступает из бюджета ЕС, а их общая сумма в 2007 г. с учётом таможенных пошлин (в торговле с третьими странами) составила до 4 млрд евро, в том числе прямые дотации из бюджетов Финляндии и ЕС - 1,9 млрд евро [Sipila, 2008]. В среднем на одну ферму приходится более 75 тыс. евро поддержки в год, в том числе прямых дотаций 36 тыс. евро. (Для сравнения: в 2014 г. сельское хозяйство РФ получило господдержку в объёме 167,8 млрд руб. ГКузьменко, 2013], или 3,4 млрд евро при обменном курсе 1:50). Эта система подвергается постоянной критике со стороны Еврокомиссии и ближайших соседей, Дании и Швеции, стран со схожими природно-климатическими условиями.
Евроинтеграция в аграрном секторе означала для Финляндии прежде всего массовое разорение ферм и концентрацию земельного капитала. В 1995 г. в Финляндии насчитывалось почти 95 тыс. ферм различной специализации, к 2005 г. -лишь около 70 тыс., в 2014 г. - 52 775 (55,5% от показателя 1995 г.)2. Хотя за 20 лет средняя площадь финской фермы увеличилась до 42,96 га, по этому показателю Финляндия все же значительно уступает Западной и Южной Европе [Lehtonen, Pyykkonen, 2005]. Средний годовой доход финского фермера в 2014 г. сократился в сравнении в предыдущим годом на 300 евро, составив 17 600 евро. Для финского сельского хозяйства характерен низкий коэффициент рентабельности, 0,39, а почасовая зарплата в 2014 г. не достигала и 5,90 евро. С 2013 г. финские фермеры испытывают серьёзные проблемы с ликвидностью, падением закупочных цен на молоко, свинину, ячмень, задержкой выплат дотаций, неблагоприятными природно-климатическими явлениями. Положение дополнительно осложнилось с введением в августе 2014 г. российского продуктового эмбарго [MTK, 2015].
С начала 2015 г. Финляндия переходит на новую более сложную систему дотаций сельскому хозяйству, которая включает в себя т.н. базовую часть, "зелёную" (экологическую), помощь молодым фермерам, дотации, привязанные к объёмам производства, и некоторые другие виды поддержки. Финские переговорщики смогли добиться от ЕК увеличения зоны с "северными" дотациями.
Эффективность новой системы дотаций в условиях Финляндии неочевидна, и потребуется некоторое время для её оценки. Не приходится сомневаться, что дотации и впредь останутся тяжёлым бременем для финской экономики. В 2010 г. они составляли 59% от стоимости произведённой аграрным сектором продукции, и по этому показателю Финляндия занимала первое место в мире (в Норвегии 37%, в
На национальные дотации аграрному сектору из финского бюджета ежегодно выделяется до 2,1 млрд евро, что сопоставимо с выплатами пособий по безработице. С учётом формирования пенсий фермеров за счёт налогоплательщиков (600 млн евро) и компенсаций за оплачиваемый отпуск (220 млн евро), общая сумма дотаций вплотную приближается к 3 млрд евро [Maata1oustuki kasvanut tyбttбmyystukea suuremmaksi. 2014]. В финском аграрном секторе насчитывается несколько больше 50 тыс. фермеров, занятых полный трудовой день и до 300 тыс. безработных, в значительной части пенсионеров до 74 лет [Maata1oustuki kasvanut tyбttбmyystukea suuremmaksi. 2014].
Швеции 21%, в среднем по ЕС 16%). Произведя в 2010 г. 0,3% стоимости ВВП страны, сельское хозяйство получило всех видов дотаций в объёме 5,5% годового бюджета государства [Niemi, 2013]. Неприемлемой для большинства финского общества альтернативой дотационной системе является угроза продовольственной самообеспеченности, обезлюживание сельской местности и безвозвратная утрата целого пласта национальной жизни.
"Северное сотрудничество" и управление кризисами
Рассчитывая в полной мере воспользоваться преимуществами своего географического положения, "моста" между ЕС и РФ, уже в декабре 1997 г. Финляндия выступила с официальной инициативой формирования "Северного измерения" Евросоюза, понимая под этим равноправное сотрудничество четырёх партнёров: ЕС, РФ, Норвегии и Исландии. Поначалу ЕС встретил эту инициативу сдержанно, особенно страны Средиземноморья, опасавшиейся конкуренции с "Южным измерением" [Дерябин, 2000]. В июне 2000 г. Евросовет принял первый план по реализации "северного измерения", обновленный в период второго председательства Финляндии в ЕС в 2006 г. с учётом вступления в ЕС трёх прибалтийских государств.
Географически "северное измерение" охватывает северо-запад России, страны Северной Европы, Балтии, европейские Арктику и суб-Арктику. Замысел инициаторов заключался в повышении путем практического сотрудничества, в том числе создания современной транспортной инфраструктуры, условий для устойчивого развития и роста благосостояния населения стран-участников. Вскоре сотрудничество распространилось на сферу высшего образования и предпринимательства [Delegation of the European Union to Russia].
"Северное сотрудничество" основывается на модели равноправного партнёрства и реализуется по четырём направлениям: охрана окружающей среды, в социальной сфере и здравоохранении, транспорте и логистике, культуре.
К организационным формам "Северного измерения" относятся Институт "Северного измерения" и Совет предпринимателей "Северного измерения", представляющие собой сетевые структуры. В разработке и развитии проектов "Северного измерения" участвуют региональные советы и структуры: Арктический Совет, Баренцев Евро-Арктический совет, Совет государств Балтийского моря, Совет министров Северных стран. Действует и Парламентский форум "Северного измерения". Совместные проекты финансируются из бюджетов стран-участников, бюджета ЕС и международных банков. Достоверных оценок финансирования программ и проектов "Северного измерения" за период с 1997 по 2014 г. не существует. Только в рамках программы Интеррег 2 "Карелия" в 1996-1999 гг. было реализовано 227 проектов общей стоимостью 230 млн финских марок [Pyykkönen, 2001]. Потенциал "Северного измерения" велик, а заинтересованность всех участников в его развитии определяется, кроме прочего, необходимостью поддерживать экономическую и социальную жизнь в северных, прежде всего арктических регионах РФ, Швеции, Норвегии и Финляндии, замедлить депопуляцию этих неблагоприятных для человека территорий.
Основные направления внешней и оборонной политики Финляндии в ЕС были определены в программах двух правительств П. Липпонена (1995-2003 гг.). Программы предусматривали невступление в союзнические отношения с одним из крупных государств ЕС, например, Германией, не исключая получение помощи со стороны государств Евросоюза в зависимости от ситуации. Финнов, как и
представителей других малых государств, сильно раздражал "синдром сверхдержав" крупных государств ЕС, самостоятельно решавших внешнеполитические проблемы, представлявшие общий интерес. Наибольший вклад в общую внешнюю политику и политику безопасности (ОВППБ) Финляндия внесла в сфере управления кризисами, уже в 1996-1997 гг. совместно со Швецией выдвинув ряд инициатив в этой области, что не противоречило нейтральному статусу и военному неприсоединению этих двух стран [Luoto, Pesonen, 2006: 272]. Финляндию особенно интересовала военная составляющая ОВППБ [Ranta, Vierros-Villeneuve, 2006: 299], финны продвигали в ЕС идею общей обороны [Luoto, Pesonen, 2006: 280], рассчитывая на постепенное, в течение десяти лет, включение структур ЗЕС в Евросоюз. В марте 1997 г. инициированное Финляндией предложение о создании системы кризисного управления с военной составляющей, было принято межправительственной конференцией ЕС, а затем было включено в положения Амстердамского договора [Ranta, Vierros-Villeneuve, 2006: 299].
Практическая работа по созданию общеевропейской системы кризисного управления началась в период полугодового председательства Финляндии в Евросоюзе с 1 июля 1999 г. с решения вопроса о восстановлении Косово. Тогда же стало ясно, что об общей обороне страны ЕС договариваться не готовы, и финны сосредоточились на идее проведения военных и гражданских операций. Первая операция ЕС началась в Македонии 31 марта 2003 г. К сентябрю 2015 г. ЕС провёл в общей сложности 30 военных и гражданских операций, преимущественно в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. В 2015 г. продолжаются 11 гражданских и пять военных операций. Всё это время Финляндия посылает в пропорции к численности своего населения самые крупные контингенты военных и гражданских специалистов [Ulkoasiainministerio. Kriisinhallinta]. Юридическим основанием для этой деятельности является принятый парламентом Финляндии 31 марта 2006 г. закон об участии страны в решении военных кризисов [Finnlex Data Bank, 2006].
Список литературы
Антюшина Н.М. (2013) Финляндия - мировой лидер системы образования. Современная Европа. № 4 (56). С. 46-53.
Дерябин, Ю., (2000), "Северное измерение" и интересы России. http://www.ieras.ru/journal/journal2.2000/6.htm (дата обращения 25.08.2015).
Кузьменко, А., (2013), "Правительство умерило аппетиты селян на 25 млрд руб.", РБК, 18.11.2013, http://www.rbcdaily.ru/market/562949989622751 (дата обращения 25.08.2015).
References
Akava (2015), "Akavan jasenliitot" [Akava's Member Unions] , available at: http://www.akava.fi/jasenliitot (Accessed 25 August 2015).
Antjushina N.M. (2013) Finljandija - mirovoj lider sistemy obrazavanija. Sovremennaja Evropa. № 4 (56). S. 46-53.
Anttila, S.-L., (2009), "EU:n maataloustukien leikkaus korvattava kotimaisilla tuilla" [Reduced EU Agricultural Subsidies to Replace by Domestic Subsidies], Helsingin Sanomat, 24 October, p. 3.
Aunesluoma, J. (2011), Vapaakaupan tiella. Suomen kauppa- ja integraatiopolitiikka maailmansodista EU-aikaan [On the Free Trade Road. Finland's Trade and Integration Policy from the World War II to the European Union], SKS, Helsinki, Finland.
Delegation of the European Union to Russia, "Northern dimension", http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/fields_cooperation/regional_issues/northern_dimension/ind ex_en.htm (дата обращения 25.08.2015)
Derjabin, Y., (2000), "Severnoje"izmerenije i interesy Rossii,
http://www.ieras.ru/journal/journal2.2000/6.htm (Accessed 25 August 2015).
Elinkeinoelaman keskusliitto (2015a), "Suomi tarvitsee vahvaa ja uudistuvaa EU:ta" [Finland Needs a Strong and Renewing EU], available at: http://ek.fi/mita-teemme/eu-asiat/ (Accessed 25 August 2015).
Elinkeinoelämän keskusliitto (2015b), "Tuotanto ja investoinnit" [Production and Investments], available at: http://ek.fi/mita-teemme/talous/perustietoja-suomen-taloudesta/3998-2/ (Accessed 25 August 2015).
Elinkeinoelämän keskusliitto (2015c), "Hinnat, kulutus ja elintaso" [Prices, Consumption and Standard of Living], available at: http://ek.fi/mita-teemme/talous/perustietoja-suomen-taloudesta/3894-2/ (Accessed 25 August 2015).
Elinkeinoelämän keskusliitto (2015d), "Ulkomaankauppa" [Foreign Trade], available at: http://ek.fi/mita-teemme/talous/perustietoja-suomen-taloudesta/ulkomaankauppa/ (Accessed 25 August 2015).
Elinkeinoelämän keskusliitto (2015e). Tuottavuus ja kilpailukyky [Productivity and Competitiveness], http://ek.fi/mita-teemme/talous/perustietoja-suomen-taloudesta/tyollisyys/ (Accessed 25 August 2015).
Finnlex Data Bank (FDB) (2006), Laki sotilaallisesta kriisinhallinnasta [Law on Military Crisis Management], available at: https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2006/20060211#P5 (Accessed 25 August 2015).
"Joulupukki "pelastettu" - konkurssi peruttu", [Santa Claus "Saved" - Bankruptcy Canceled], Uusi Suomi, 28 August 2015, available at: http://www.uusisuomi.fi/raha/107109-joulupukki-pelastettu-konkurssi-peruttu (Accessed 28 August 2015).
Kuz'menko, A., (2013), "Pravitel'stvo umerilo appetity seljan na 25 mlrd. rub.", RBK, available at: http://www.rbcdaily.ru/market/562949989622751 (Accessed 25 August 2015).
Lehtonen H., Pyykkönen P., (2005), Maatalouden rakennekehitysnäkymät vuoteen 2013, [Prospects for the Structural Development of Agriculture Until 2013] available at: http://www.mtt.fi/mtts/pdf/mtts100.pdf (Accessed 25 August 2015).
Lipponen, P., (2006), "Esipuhe" [Preface] in Stubb A. (ed.), Marginaalista ytimeen. Suomi Euroopan Unionissa 1989-2003, Gummerus, Jyväskylä, pp. 11-15.
Luostarinen, P., Salolainen P., (2006), "Euroopan talousalue: kylmän sodan jaloista aidoksi eurooppalaiseksi toimijaksi" [European Economic Area: from the Cold War to a Genuine European Actor], in Stubb A. (ed.), Marginaalista ytimeen. Suomi Euroopan Unionissa 1989-2003, Gummerus, Jyväskylä, pp. 16-32.
Luoto, J., Pesonen, T., (2006), "Suomi ja Euroopan unionin ulko- ja turvallisuuspolitiikka" [Finland and the European Union's Foreign and Security Policy], in Stubb A. (ed.), Marginaalista ytimeen. Suomi Euroopan Unionissa 1989-2003, Gummerus, Jyväskylä, pp. 272-298.
Maataloustuki kasvanut työttömyystukea suuremmaksi (2014) [Agricultural Subsidies Have Grown Larger than Unemployment Benefits], KALEVA.fi, 7 October, http://www.kaleva.fi/juttutupa/politiikka/maataloustuki-kasvanut-tyottomyystukea-suuremmaksi/3174707 (Accessed 25 August 2015).
MTK, (2015), "Maatalouden kannattavuus" [The Profitability of Agriculture], available at: https://www.mtk.fi/maatalous/maatalouden_kannattavuus/fi_FI/maatalouden_kannattavuus/ (Accessed 25 August 2015).
Niemi E., (2013), "Suomessa on mailman korkeimmat maataloustuet" [Finland Has the World's Highest Agricultural Subsidies], Talouselämä, 26 February, available at:
http://www.talouselama.fi/Tebatti/puheenvuoro/suomessa+on+maailman+korkeimmat+maataloustuet/a21714 48 (Accessed 25 August 2015).
Nokia, "Our story", available at: http://company.nokia.com/en/about-us/our-company/our-story (Accessed 25 August 2015).
Ollus, S.-E., (2006), "Jälleenvienti kasvattaa Suomen Venäjän-kauppaa" [Re-exports Increase Finland's Trade with Russia], available at: http://tilastokeskus.fi/tup/tietotrendit/tt_03_06_venajakauppa.html (Accessed 25 August 2015).
Pyykkö H., Bunders M., (2005), "Suomen ulkomaankaupan rakenne" [The Structure of Finland's Foreign Trade], available at:
http://www.suomenpankki.fi/fi/julkaisut/euro_ja_talous/euro_ja_talous_vanhat/Documents/3_Ulkomaankaup anRakenne.pdf (Accessed 25 August 2015).
Pyykkönen O., (2001), "EUREGIO KARELIA ja uudet mahdollisuudet Itä-Suomelle" [EUREGIO KARELIA and New Opportunities in Eastern Finland], available at: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&cad=rja&uact=8&ved=0CDEQFjA DahUKEwjQm7ahio7IAhVKv3IKHWqZAno&url=http%3A%2F%2Feuregio.karelia.ru%2Ffile%2F37%2Fs eminar_f2.rtf&usg=AFQjCNEhfIm0_uzytk6LfSLljXAth3rAvQ&sig2=T9s7Ncg9R7DNkXAWl1UaKQ&bv m=bv.103388427,d.bGQ (Accessed 25 August 2015).
Ranta, T., Vierros-Villeneuve, P.-S., (2006), "Suomi ja unionin turvallisuus ja puolustuspolitiikka" [Finland and the Security and Defense Policy of the Union], in Stubb A. (ed.), Marginaalista ytimeen. Suomi Euroopan Unionissa 1989-2003, Gummerus, Jyväskylä, pp. 299-314.
Rossi, J., (2008), "Hyvä työ jäi puolitiehen" [Good Work Was Half-Done], Helsingin Sanomat, 3 May,
p. 4.
SAK, "SAK lyhyesti" [Briefly about SAK], available at: http://www.sak.fi/tama-on-sak/ (Accessed 25 August 2015).
Sipila, A., (2008), "Suomenkin talouden lihavat vuodet jaivat taakse" [The Fat Years of Finland's Economy Remained Behind], Helsingin Sanomat, 4 June, p. 5.
STTK, "Mika STTK?" [What is STTK?], available at: http://www.sttk.fi/mika-sttk/ (Accessed 25 August 2015).
STTK:n uutuushuone, (2015),"Sadat tuhannet osallistuivat palkansaajien ilmaukseen" [Hundreds of Thousands of Employees Participated in the Meeting], available at: http://www.sttk.fi/20l5/09/18/sadat-tuhannet-osallistuivat-palkansaajien-mielenilmaukseen/ (Accessed 18 September 2015).
Sundback, V. (2006), "Suomen EU-jasenneuvottelujen loppusuora" [The Final Straight of Finland's EU Membership Negotiations], in Stubb A. (ed.), Marginaalista ytimeen. Suomi Euroopan Unionissa 1989-2003, Gummerus, Jyvaskyla, pp. 33-73.
Thomas, A. H., (1996), "The concept of the Nordic region and the parameters of Nordic cooperation", in Miles L.L. (ed.), The European Union and the Nordic Countries, Routledge, New York, NY, pp. 15-31.
Tiilikainen, T., (1996), "Finland and the European Union", in Miles L.L. (ed.), The European Union and the Nordic Countries, Routledge, New York, NY, pp. 117-132.
Tilastokeskus (2002), "Luxemburgissa korkein, Sierra Leonessa matalin elintaso" [The Highest Standard of Living in Luxembourg, the lowest in Sierra Leone], available at: http://www.stat.fi/tup/tietoaika/tilaajat/ta_06_02_elintaso.html (Accessed 25 August 2015).
Tilastokeskus (2015 c), Kauppa [Trade], available at:
http://tilastokeskus.fi/tup/suoluk/suoluk_kotimaankauppa.html (Accessed 25 August 2015).
Tilastokeskus (2015b), Ulkomaankauppa kansataloudessa [Foreign Trade in the National Economy], available at: http://www.findikaattori.fi/fi/33 accessed 25 August 2015.
Tilastokeskus (2015a), Elokuun tyottomyysaste 8,3 prosenttia [August Unemployment Rate at 8.3 per cent], available at: http://www.stat.fi/til/tyti/2015/08/tyti_2015_08_2015-09-22_tie_001_fi.html (Accessed 25 August 2015).
Ulkoasiainministerio. "Kriisinhallinta" [Crises Management], available at: http://www.formin.fi/public/default.aspx?nodeid=49302&contentlan=1&culture=fi-FI#Siviilikriisinhallinta (Accessed 25 August 2015).
VM/KO, (2015), "Venajan talouden nakymat ja vaikutukset Suomeen" [Prospects for the Development of Russia's Economy and Their Impact on Finland], available at: http://vm.fi/documents/10623/1096506/Ven%C3%A4j%C3%A4n+talouden+n%C3%A4kym%C3%A4t+ja+ vaikutukset+Suomeen/82a661d4-1a31-4b4b-b71b-313bb7a25286 (Accessed 25 August 2015).
Finland in the EU from 1995-2015, results and perspective
Author. Kilin, Yuri. Doctor of Historical Sciences, Head of the Department of World History, Political Science and International Relations, Petrozavodsk State University, Chairman of the Karelia branch of the Association of European Studies. Address: 185910, Russia, Republic of Karelia, Petrozavodsk, Pr. Lenina, 33-410. E-mail: [email protected]
Abstract. The article analyzes the results of the 20-year long Finland's membership in the European Union, which are generally estimated as positive. Smartly taking advantage of the integration, the small northern country has managed to significantly improve the level of economic development and welfare for its people. Finland has come up with a number of productive foreign policy initiatives, primarily in the military management of crises and was successful in creating an actively functioning "Northern Dimension".
This model of development within the framework of the united Europe, which had proved successful for a time, began to falter after 2008. In today's globalized world, Finland's economy still cannot find a foothold for the solution for pressing social and economic problems. The situation is characterized by a low overall efficiency of the economy, prolonged recession, stalled restructuring, mass unemployment, and extremely negative effect of support its unprofitable agricultural industry. The impact of the sanction war started in 2014 by the European Union has also proved very negative for Finland.
Nowadays, the socio-political stability of Finland is threatened by the conflict between the organized labor and capital, which have diametrically opposing views on the way out of the country's systemic and structural crisis.
Keywords: European Union, Finland's membership in the European Union, sanctions war.