Научная статья на тему 'Финансовый мониторинг как метод контроля в управлении экономической безопасностью'

Финансовый мониторинг как метод контроля в управлении экономической безопасностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2253
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / FINANCIAL MONITORING / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ENSURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Елена Ивановна, Гамоненко Сергей Сергеевич

Раскрывается значение финансового мониторинга как метода контроля, используемого государством для управления экономической безопасностью, описаны теоретические подходы к понятию «финансовый мониторинг» в российской науке, рассмотрены особенности финансового мониторинга в зависимости от направлений обеспечения экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial monitoring as a method of control in the management of economic security

The article revealed the importance of financial monitoring as a method of control used by the state for management of economic security, described theoretical approaches to the concept of «financial monitoring» in the Russian science, the peculiarities of financial monitoring depending on the areas of economic security.

Текст научной работы на тему «Финансовый мониторинг как метод контроля в управлении экономической безопасностью»

УДК 330 ББК 65

ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК МЕТОД КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТЬЮ

ЕЛЕНА ИВАНОВНА КУЗНЕЦОВА,

профессор кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected] СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ГАМОНЕНКО, адъюнкт кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]

Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономическая безопасность) Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрывается значение финансового мониторинга как метода контроля, используемого государством для управления экономической безопасностью, описаны теоретические подходы к понятию «финансовый мониторинг» в российской науке, рассмотрены особенности финансового мониторинга в зависимости от направлений обеспечения экономической безопасности.

Ключевые слова: управление, финансовый мониторинг, обеспечение, экономическая безопасность, государство.

Annotation. The article revealed the importance of financial monitoring as a method of control used by the state for management of economic security, described theoretical approaches to the concept of «financial monitoring» in the Russian science, the peculiarities of financial monitoring depending on the areas of economic security.

Keywords: management, financial monitoring, ensure, economic security, the state.

В последнее время наметилась вполне очевидная тенденция в направлении исследований вопросов обеспечения экономической безопасности. От индикативного подхода и исследования критериев измерения экономической безопасности в научных работах все большее внимание уделяется вопросам управления. Появились исследования, характеризующие обеспечение экономической безопасности в стратегическом развитии страны, предполагающие активные управленческие действия со стороны государства с целью развития экономики, доминирование профилактических мероприятий в обеспечении экономической безопасности, постоянное совершенствование методов борьбы с противоправной деятельностью в экономической сфере.

В этой связи обеспечение экономической безопасности страны в стратегическом измерении возможно лишь при условии сочетания целостного комплекса мер, который включает в себя широкий спектр аспектов жизнедеятельности общества как во внутренней, так и в международной экономической деятельности.

Важнейшими элементами системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в настоящее время являются:

• прогнозирование социально-экономического развития государства с учетом выявленных и могущих возникнуть факторов и явлений, представляющих угрозу экономической безопасности страны;

• мониторинг и анализ факторов и явлений, определяющих внешние и внутренние угрозы экономической безопасности для государства;

• разработка и осуществление органами исполнительной власти мероприятий по предотвращению возможных угроз экономической безопасности России в различных отраслях и сферах экономики;

• экспертиза проектов законодательных и нормативно-правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции обеспечения безопасности государства в области экономики.

На современном этапе развития можно выделить два направления в обеспечении экономической безопасности:

• обеспечение макроэкономической стабильности путем применения в основном экономических и административных мер, методов, средств;

• противодействие негативным, в том числе криминальным, теневым и другим проявлениям в экономике путем применения правоохранительных, в том

числе оперативных, оперативно-розыскных и т.п. мер, методов и средств обеспечения экономической безопасности.

Таким образом, целями формирования системы обеспечения экономической безопасности являются, с одной стороны, создание условий обеспечения устойчивости национального хозяйства в ситуации неопределенности международных, социально-экономических, политических и других факторов, а также стабильности развития российской экономики, достижения достойного качества и уровня жизни граждан, а с другой, - обеспечение защищенности экономической сферы России от угроз, инспирированных экономическими преступными элементами, которая достигается путем противодействия криминальным проявлениям в сфере экономики, включая профилактику, борьбу и устранение причин и условий их порождающих.

При усилении глобализационных процессов государственные органы, обеспечивающие экономическую безопасность, столкнулись с повышением уровня и ускорением информационных потоков в мировой экономической системе. Поэтому появилась необходимость анализа, своевременной оценки информации о состоянии российской экономики, региональных экономик и мировой экономики в целом, прогнозирования динамики экономических процессов и явлений. Без этого невозможно принимать правильные решения в экономической сфере, в том числе и в целях обеспечения экономической безопасности, прогнозировать важнейшие параметры социально-экономического развития, выбирать средства обеспечения экономической безопасности1.

На наш взгляд, представляется актуальным рассмотреть в данном случае возможности финансового мониторинга как средства государственных органов иметь четкое представление об экономической деятельности и как метод финансового контроля одновременно.

Системной целью государства в функционирующей в конкурентных условиях экономике является противодействие угрозам и вызовам со стороны внешней (мировое хозяйство или возможность неэкономических воздействий со стороны его участников) и внутренней среды, усиление устойчивости национальной экономической системы.

Снижение либо устранение государственного участия во многих сферах жизнедеятельности общества формирует экономические риски (угрозы) на ближайшую и отдаленную перспективу. Это относится к целому ряду социально-экономических сегментов, являющихся определяющими для экономического развития. Сюда можно отнести государственную промышленную, структурную и производственно-региональную экономическую политику. В данном случае можно говорить о возникновении стратегических и тактических угроз экономической безопасности.

Процессный подход в управлении, как известно, был впервые предложен классической школой ме-

неджмента (Анри Файоль)2 при описании последовательности функций субъекта управления. Однако, эта школа, во-первых, рассматривала эти функции как не зависимые друг от друга; во-вторых, относила их исключительно к субъекту управления. Современный процессный подход, в противоположность этому, рассматривает теснейшую взаимосвязанность управленческих функций вследствие наличия единого объекта управления - процесса, представляющего собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (методология ISO 9000). В процессе своей реализации общая функция управления экономикой декомпониру-ется в виде набора известных управленческих функций А. Файоля: целеполагания, планирования, организации, мотивации, контроля и регулирования.

Согласно процессному подходу государство в экономике осуществляет следующий управленческий цикл: в соответствии с так или иначе сформулированной общенациональной целью (функция целеполагания и планирования) «запускает» механизм самоорганизации национальной экономики (функция организации и мотивации), контролирует, корректирует и регулирует возникающие в этом процессе сбои (функция контроля и регулирования). Последние - в условиях уже «запущенного» или стабильно протекающего процесса воспроизводства становятся решающими.

В выполнении государством контрольной функции предлагается рассматривать финансовый мониторинг, как его метод, представляющий собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в экономической деятельности.

Институт финансового мониторинга получил нормативно-правовое закрепление в России в большей степени в рамках противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, что не исключает возможности его применения в иных областях финансово-экономической сферы.

Рассмотрим теоретические подходы к понятию финансовый мониторинг в российской науке (табл.1).

Таблица 1

Основные теоретические подходы к понятию финансовый мониторинг

Теоретические подходы Представители Характеристика (признаки) Элементы

Правоохранительный Городецкий А.Е., Каюмова Е.Ф. Обнаружение действий, являющихся предпосылкой преступных деяний Экономический анализ, проводимый в целях выявления преступлений

Экономический Сенчагов В.К., Подкуйко М.С. Диагностика и выявление негативных (кризисных) явлений в какой-либо сфере экономики Индикаторы экономической безопасности

Противодей-

ствие лега-

Зубков В.А., Фи- лизации (от- Финансо-

туни Л.Л., Про- мыванию) вые уч-

Институ- шунин М.М., доходов, реждения,

циональ- Морозов Е.С., полученных Росфинмо-

ный Тарасов А.Ю., преступным ниторинг,

Нагорных И.А. путем, или надзорные

Григорьев Б.А. финансиро- органы

ванию тер-

роризма

В основу сгруппированных нами подходов, представленных выше, было положено основное условие, предъявляемое каждым автором к понятию финансовый мониторинг.

С точки зрения А.Е. Городецкого и Е.Ф. Каюмовой финансовый мониторинг входит в содержание финансово-экономического расследования, наряду с финансовым контролем и оперативно-служебной деятельностью.

Они предложили определить финансовый мониторинг как систематическое наблюдение и анализ «движения» денежных потоков, направленные на предупреждение и выявление правонарушений в финансово-экономической сфере3, что позволило нам определить такой подход как правоохранительный.

Для представителей экономического подхода -В.К. Сенчагова и М.С. Подкуйко - финансовый мониторинг является частью механизма финансовой безопасности страны и является информационно-аналитической системой наблюдений за динамикой ее индикаторов, дающих возможность оценить уровень финансовой безопасности государства.

Сторонники иституционального - подхода В.А. Зубков, Л.Л. Фитуни, М.М. Прошунин, Е.С. Морозов, А.Ю. Тарасов, И.А. Нагорных, Б.А. Григорьев - рассматривают финансовый мониторинг как комплекс мер, принимаемых компетентными органами государства и финансовыми учреждениями в целях борьбы с операциями, связанными с легализацией (отмыванием) преступных доходов или финансированием терроризма. Основной орган - Росфинмониторинг.

Представленные взгляды на сущность категории «финансовый мониторинг» показывают то многообразие задач, которые он может решать для обеспечения экономической безопасности страны.

Таким образом, финансовый мониторинг - это совокупность методов, приемов и средств сбора, обработки и анализа информации, прогнозирования динамики всех экономических процессов, явлений и операций, которая может использоваться в разных направлениях

обеспечения экономической безопасности как для оценки состояния экономики государства, региона, так и для выявления условий, способствующих совершению правонарушений в экономической сфере, а также борьбы с этими правонарушениями, в том числе с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Рассмотрим особенности финансового мониторинга, осуществляемого органами, входящими в систему обеспечения, в зависимости от направлений обеспечения экономической безопасности.

Первое направление обеспечения экономической безопасности, где используется финансовый мониторинг, заключается в диагностике экономической безопасности, т.е. оценке угроз экономической безопасности, выявлении негативных (кризисных) явлений в какой-либо сфере экономики страны. Диагностика экономической безопасности осуществляется в ходе финансового мониторинга (анализа) данных угроз и явлений. В процессе мониторинга выявляются изменения, происшедшие в уровне экономической безопасности государства, сфере экономики, в которых наиболее сильно действие угроз национальным интересам России, причины и факторы, определившие эти угрозы. Таким образом, финансовый мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности, -оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности.

Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности, осуществляется, прежде всего, при подготовке аналитических материалов и документов по социально-экономическому развитию страны.

Финансовый мониторинг осуществляется путем использования показателей экономической безопасности - индикаторов (около 150 основных показателей, например: объем ВВП, валовой сбор зерна, уровень безработицы, уровень инфляции, внешний долг, золотовалютные резервы, дефицит федерального бюджета, доля импорта в продовольствии и др.).

Кроме самих индикаторов, важную роль играют пороговые значения показателей экономической безопасности. Это инструменты экономической безопасности, представляющие собой количественные характеристики, определяющие пределы между безопасными и опасными явлениями в различных областях экономики. В ходе финансового мониторинга осуществляется сравнение количественных значений индикаторов с их пороговыми значениями. Такая диагностика дает ответы на вопросы: какие сферы экономики находятся в опасной зоне; какова глубина вхождения в эту опасную зону; где и по каким индикаторам наиболее сильно действуют угрозы национальным интересам страны в области экономики?

Финансовый мониторинг позволяет не только фиксировать уже появившиеся угрозы, но и выявлять и диагностировать наиболее вероятные угрозы, которые могут появиться в будущем.

Второе направление обеспечения экономической безопасности связано с противодействием правонарушениям в финансовой сфере. К ним относятся: нецелевое использование государственных средств; незаконный вывоз или невозвращение капитала из-за границы; незаконное получение кредита; легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем; криминальное банкротство; уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей; теневая экономическая деятельность; деятельность транснациональных криминальных корпораций и др.

Распространенность указанных явлений в основных сферах и отраслях российской экономики, трудности выявления, анализа, учета и расследования негативно воздействуют на экономику страны, отрицательно сказываются на криминальной обстановке в обществе, подрывают авторитет и силу закона, государственных институтов, ведут к ущемлению законных интересов и прав граждан.

Финансовый мониторинг как способ систематического наблюдения и анализа за «движением» денежных потоков является одним из инструментов борьбы с вышеперечисленными явлениями и проблемами, которые они порождают; позволяет обнаружить действия, являющиеся предпосылкой преступных деяний. В ходе такого мониторинга фиксируются и анализируются как уже совершенные явления, так и выявляются и диагностируются наиболее вероятные нарушения, которые могут появляться в будущем.

Важное место в системе обеспечения экономической безопасности России занимает национальная система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Многие исследователи, говоря о системе финансового мониторинга России, имеют в виду именно национальную систему ПОД/ ФТ. Под термином легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, понимается деятельность по сокрытию источника происхождения денежных средств или имущества, полученных в результате совершения какого-либо преступления, придание источнику видимости законного с целью избегания подозрения правоохранительных органов и предотвращения выявления следов уличающих доказательств.

Сама национальная система ПОД/ФТ включает в себя две основные подсистемы, призванные решать конкретные взаимосвязанные задачи: правоохранительную деятельность и финансовый мониторинг. Сам финансовый мониторинг подразделяется на организацию первичного финансового мониторинга и на государственный финансовый мониторинг.

Основной задачей правоохранительной подсистемы является выявление и расследование преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма правоохранительными органами. Отношения в рамках данной подсистемы регулируются в основном уголов-

ным и уголовно-процессуальным законодательством.

Подсистема финансового мониторинга решает основные задачи по реализации превентивных мер по предупреждению легализации преступных доходов, недопущению фактов финансирования терроризма4.

Основными субъектами первичного финансового мониторинга являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом и другие лица, в чьи обязанности по законодательству входит выявление подозрительных операций, которые могут являться операциями по легализации преступных доходов, и сообщение о них в Росфин-мониторинг. Это кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды, тотализаторы и букмекерские конторы, операторы по приему платежей, микрофинансовые организации, негосударственные пенсионные фонды и др.

Государственный финансовый мониторинг осуществляется непосредственно Росфинмониторингом и соответствующими контролирующими органами власти, к которым относятся Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пробирная палата России, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции контроля и надзора в области ПОД/ФТ, а также выработки государственной политики, нормативно-правового регулирования и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и выполняющим задачу обеспечения финансовой безопасности государства. Росфинмониторинг не входит в систему правоохранительных органов государства, не является субъектом оперативно-розыскной деятельности, ограничиваясь использованием контрольно-финансовых методов. Росфинмониторинг - центральное связующее звено в системе ПОД/ФТ.

Также необходимо отметить, что новые международные стандарты в рамках обеспечения финансовой безопасности обозначили другие направления, цели и задачи системы финансового мониторинга, например:

• оценка национальных рисков в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, которая должна быть направлена на упреждение, оздоровление и профилактику экономики Российской Федерации;

• установление бенефициарных собственников организаций и лиц, осуществляющих банковские переводы с целью усиления борьбы с преступной, в т.ч. террористической деятельностью;

• контроль расходования средств в компаниях с государственным участием с целью усиления борьбы с коррупционными проявлениями в данной сфере.

Подводя итог, можно сказать, что финансовый мониторинг является важным инструментом государства для осуществления своих контрольных функций в сфере экономической безопасности.

Литература

1. Гамоненко С.С. Финансовый мониторинг в системе обеспечения экономической безопасности // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2014. № 40. С. 131-135.

2. Городецкий А.Е., Каюмова Е.Ф. Финансово-экономические расследования в обеспечении экономической безопасности // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 1. С. 1-8.

3. Бирюков В.А., Кузнецова Е.И. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 3. С. 14-21.

4. Кузнецова Е.И. Национальная экономическая безопасность как предмет экономической стратегии государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 7(28). С. 30-34.

5. Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «управление» / Е.И. Кузнецова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

6. Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность: Учебник. М.: Издательство «Экзамен», 2005.

7. Подкуйко М.С. Особенности проведения мониторинга финансовой безопасности России в условиях глобализации // Финансовые исследования. 2008. № 2. С. 5-12.

8. Попкова Е.Г., Акимова О.Е. Основы финансового мониторинга: Учеб. пособ. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2014.

9. Прошунин М.М. Финансовый мониторинг: субъекты, объекты и значение // Вестник РУДН. Серия Юридические науки. 2008. № 2. С. 43-50.

10. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс. Учебник. М.: Изд-во Дело, 2005.

11. Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: ДиС, 2001. С. 156.

References

1. Gamonenko S.S. Financial monitoring in the system of economic security // Scientific notes of the Russian Academy of entrepreneurship. 2014. № 40. P. 131-135.

2. Gorodetsky A.E., Kayumova E.F. Financial-economic inquiry economic security // Audit and financial analysis. 2007. № 1. P. 1-8.

3. Biryukov VA., KuznetsovaE.I.The State and the public sector in a market economy // World economy and international relations. 2002. № 3. P. 14-21.

4. Kuznetsova E.I. national economic security as a subject of economic strategy of the state // National interests: priorities and security. 2008. № 7(28). P. 30-34.

5. Kuznetsova E.I. Money, credit, banks: textbook a manual for students enrolled in the courses «Economics» and «management» / E.I. Kuznetsova. 2-nd ed., revised and enlarged extra-M.: UNITY-DANA, 2009.

6. Oleinikov E.A. Economic and national security: Textbook. M.: publishing house «Examination», 2005.

7. Podkuyko M.S. Features monitoring the financial security of Russia in the conditions of globalization // Financial research.2008. № 2. P. 5-12.

8. PopkovE.G., Akimova O.E. Fundamentals of financial monitoring: Tutorial. M.: publishing house of the IN-FRA-M, 2014.

9. Proshunin M.M. Financial monitoring: subjects, objects and value // Vestnik RUDN, a series of Legal science. 2008. № 2. P. 43-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Senchagov V.K. Economic security of Russia. General course. The tutorial. M.: Publishing Business, 2005.

11. Fayol A. General and Industrial Management. M.: D&S, 2001. P. 156.

1 Кузнецова Е.И. Национальная экономическая безопасность как предмет экономической стратегии государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 7(28) С. 30-34.

2 Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: ДиС, 2001. С.156

3 Городецкий А.Е., Каюмова Е.Ф. Финансово-экономические расследования в обеспечении экономической безопасности //Аудит и финансовый анализ. 2007. № 1. С. 5.

4 Попкова Е.Г., Акимова О.Е. Основы финансового мониторинга: Учеб. пособ. М.: Издательство ИНФРА-М, 2014. С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.