ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ СВЕКЛОСАХАРНОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК
В.И. Векленко, И.Я. Пигорев, Е.И. Черников, В.А. Левченко
Аннотация. Обоснованы условия финансирования направлений повышения эффективности и устойчивости свеклосахарного подкомплекса АПК Курской области на период 2014 - 2020 гг.
Ключевые слова: свеклосахарный подкомплекс АПК, финансирование, эффективность, устойчивость.
Свеклосахарный подкомплекс АПК - важный элемент действующих государственных программ развития сельского хозяйства, что нашло отражение в таких документах как Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг.» и др. [1, 3].
Одной из ключевых современных задач в свеклосеющих регионах является обеспечение устойчивого развития и повышение эффективности производственного процесса выработки сахара [2].
В настоящее время свеклосахарный подкомплекс АПК одного из основных регионов свеклосеяния - Курской области характеризуется целым рядом проблем, среди которых можно выделить:
- значительную колеблемость основных показателей по годам (таблица 1);
- техническое отставание (для сравнения приведены данные по соседним регионам) (таблица 2).
Кроме того, свеклосахарный подкомплекс в Курской области подвержен влиянию внешних природных и экономических факторов, что в значительной степени сказывается на показателях его деятельности.
Имеющиеся проблемы сохраняются в регионе на протяжении последних 25 лет, при этом до сих пор в Курской области отсутствует четкий план мероприятий по преодолению кризиса в подкомплексе и увеличению уровня производства и объемов реализации произведенной продукции. Не решенными остаются вопросы финансирования перерабатывающих предприятий и свеклопроизводящих хозяйств. Ежегодно выделяемые средства в размере до 400 - 500 млн. рублей должны были существенным образом изменить сложившуюся ситуацию. Тем не менее, этого до сих пор не произош-
ло. Значительная доля финансирования предназначена для решения проблем технического характера и в основном направлена на модернизацию сахарных заводов. Однако сахарный завод - это один из последних этапов в производственном процессе. Загрузка мощностей сахарных заводов в Курской области с 1991 г. лишь в последние 5 лет достигла 80 - 85% при средних мощностях переработки в 30 тыс. т в сутки [4]. Потенциальные потери предприятий при этом исчисляются миллионами рублей, а эффективность полученных инвестиций оказывается низкой.
Проведенные нами исследования позволили сформировать семь основных направлений повышения эффективности и устойчивости свеклосахарного подкомплекса АПК.
1. Увеличение производственных мощностей.
2. Развитие элитного семеноводства.
3. Поддержка кредитования свеклосахарного подкомплекса.
4. Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынка.
5. Управление рисками в свеклосахарном производстве.
6. Поддержка доходов производителей сахарной свеклы.
7. Адаптация к условиям ВТО [6, 7].
Другими словами, повышение эффективности и устойчивости всего подкомплекса основывается на повышении эффективности и устойчивости каждой его отрасли, а также эффективности межотраслевого взаимодействия, инфраструктуры и логистики [8; 9]. Немаловажное значение имеет смена политики в области кредитования предприятий и хозяйств и общее финансовое оздоровление всего подкомплекса.
Оптимальным сроком реализации направлений, по нашим расчетам, может быть период до 2020 г. Во внимание здесь был принят фактор ВТО. Вступление России в эту организацию потребовало от нашей страны неукоснительного соблюдения целого ряда правил и ограничений, действующих в отношении самых различных отраслей и секторов экономики. В полную силу обязательства России по ВТО вступают в 2016 г., а 2017 - 2020 гг. ожидаются наиболее сложные годы с точки зрения конкурирования с импортируемой продукцией.
Таблица 1 - Показатели свеклосахарного подкомплекса АПК Курской области в период 2000 - 2013 гг.
Показатели 2000 -2005 гг. 2006 - 2008 гг. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Посевные площади, тыс. га 50,0 79,0 74,0 100,0 110,0 110,0 94,5
Урожайность, ц/га 194 344 372 217 393 420 404
Размер посевов сахарной свеклы на 1 комбайн, га 58,5 188,0 238,0 342,0 379,0 426,0 433,0
Количество внесенных мин. удобрений, т 106,0 272,2 282,2 316,4 347,5 357,6 244,2
Средние цены производителей на сахарную свеклу, руб./т 674,0 1135,0 1274,4 1729,9 1579,2 1335,8 1539,5
Производительность сахарных заводов, тыс. т в сутки 18,5 21,8 25,5 26,7 27,7 30,8 30,0
Объем выработанного сахара, тыс.т 102,9 290,9 339,7 256,4 424,8 424,8 417,0
Средние потребительские цены на сахар, руб./кг 17,1 22,5 33,0 39,1 36,2 34,0 27,4
Таблица 2 - Техническое состояние свеклосахарного _ подкомплекса АПК в 2013 г.
Показатели Курская область Белгородская область Воронежская область
Количество комбайнов на 1000 га посевов сахарной свеклы, шт. 2,3 3,8 3,5
Размер посевов сахарной свеклы на 1 комбайн, га 433 261 285
Нагрузка пашни на 1 трактор, га 337 247 229
Таблица 3 - Консолидированный план объемов финансирования направлений повышения эффективности и
устойчивости свеклосахарного подкомплекса АПК _ Курской области в период 2014 - 2020 гг., млн. руб.
Направление Этап 1 (2014 - 2016 гг.) Этап 2 (2017 - 2018 гг.) Этап 3 (2019 - 2020 гг.) Итого (за все годы)
Увеличение производственных мощностей 1329 1285 1103 3717
Развитие элитного семеноводства 465 222 - 687
Поддержка кредитования свеклосахарного подкомплекса 664 843 3625 5132
Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынка сахара 997 1257 488 2742
Управление рисками в свеклосахарном производстве 532 456 488 1476
Поддержка доходов производителей сахарной свеклы 997 1421 831 3249
Адаптация к условиям ВТО 1661 137 16 1814
ИТОГО: общий объем финансирования 6645 5621 6551 18817
В таблице 3 приведен разработанный нами консолидированный план объемов финансирования направлений повышения эффективности и устойчивости свеклосахарного подкомплекса АПК Курской области в период 2014 - 2020 гг. В основу данного плана были положены финансовые показатели государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в том числе данные по подпрограммам развития растениеводства. Другим немаловажным элементом, положенным в основу предложенного плана, стали исследования ученых-экономистов по определению гарантированной цены сахарной свеклы. В частности, в расчетах были использованы проектные значения гарантированной цены 1 т сахарной свеклы фабричной [5].
Основная нагрузка по финансированию в предложенном плане приходится на государство. Невысокая рентабельность и сопряженность с большими рисками делают свеклосахарный подкомплекс не слишком привлекательным для инвестирования со стороны частных компаний. Но, с другой стороны, частные инвестиции имеют огромный потенциал. Предложенный консолидированный план финансирования по некоторым направлениям предполагает увеличение доли частного капитала до 25% от общего объема инвестиций. При этом государственная роль в развитии свеклосахарного подкомплекса будет заключаться не только в непосредственной финансовой помощи предприятиям, но и в создании условий для притока капитала в подкомплекс: налоговые льготы, налоговые «каникулы» и т.д.
Немаловажное значение имеет правильное распределение направляемых в подкомплекс финансовых потоков. Рассмотрим алгоритмы инвестирования на примере трех наиболее важных направлений повышения эффективности и устойчивости.
Первое направление - увеличение производственных мощностей - основывается на использовании следующих инструментов государственной поддержки и регулирования: приобретение отечественного оборудования, покупка оборудования в государственную собственность и последующая его передача в аренду; лизинговые операции с долевым участием государственного капитала; частичное субсидирование работ по установке, монтажу и настройке оборудования.
Данное направление финансируется в следующих пропорциях: 25% - капитал сельскохозяйственных организаций; 35% - бюджетные средства; 30% - банковские кредиты; 10% - внешние инвестиции (рисунок 1).
Рисунок 1 - Схема мероприятий по увеличению производственных мощностей в свеклосахарном подкомплексе АПК
Вторым основным направлением является государственная поддержка кредитования свеклосахарного подкомплекса, в рамках осуществления которого предполагается получение сельскохозяйственными производителями кредитов на цели закупки сырья для переработки, строительство, реконструкцию, модернизацию хранилищ, комплексов, а также сахарных заводов и общее обновление техники.
Осуществлять данное направление предлагается по алгоритму, представленному на рисунке 2. Субсидии поступают из федерального бюджета в региональный бюджет. Субсидии направляются в сельскохозяйственные организации на выплату по кредитам, взятым у банков под готовую продукцию. Размер субсидий не превышает 30% от общей суммы кредита.
кредит
Рисунок 2 - Схема осуществления государственной поддержки льготного кредитования свеклосахарного подкомплекса
Третье направление - управление рисками в свеклосахарном производстве по причине форс-мажорных обстоятельств, которые в основном носят природный характер. Мероприятия по этому направлению включают в себя страхование посевных площадей и урожая,
а также государственные гарантии и обеспечение выплат по страховым случаям.
Финансирование проходит по алгоритму, представленному на рисунке 3. Через региональные бюджеты средства поступают в сельскохозяйственные организации. Возмещаются расходы предприятий и хозяйств подкомплекса, понесенные ими в связи с уплатой страховых взносов. Государством при этом обеспечивается до 50% от фиксированной ставки страхового взноса.
Рисунок 3 - Схема осуществления государственной поддержки по управлению рисками в свеклосахарном производстве
Предложенный план основан на специфике свеклосахарного подкомплекса АПК, сложившихся экономических взаимоотношениях между сельским хозяйством и перерабатывающим сектором, сезонности производимых работ и других особенностях подкомплекса.
Основные результаты, которые могут быть достигнуты при реализации предложенных направлений:
- увеличение объема производства сахара на 29,7%;
- общее повышение устойчивости на 50 - 60%;
- экономический эффект для бюджета Курской области в денежном эквиваленте составит около 250 млн. руб. за период 2014 - 2020 гг.;
- уменьшение зависимости от внешнего инвестирования в среднем на 70%;
- общее финансовое оздоровление отрасли, увеличение денежного оборота по подкомплексу.
// Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - №6. - С. 45-48.
7 Черников Е.И. Развитие перерабатывающего сектора как одно из направлений повышения эффективности и устойчивости свеклосахарного подкомплекса АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. -2013. - №9. - С. 19 - 21.
8 Современный уровень развития и устойчивости Российского свеклосахарного подкомплекса / Р.В. Солошенко, О.Н. Выдрина, Н.В. Попадьина, И.Г. Дорогавцева // Сахарная свекла. - 2013. - №10. - С. 2-6.
9 Солошенко Р.В., Святова О.В. Эффективность функционирования свеклосахарого подкомплекса АПК Российской Федерации // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - №2. - С. 37-44.
Информация об авторах
Векленко Василий Иванович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационных методов управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712) 53-15-35.
Пигорев Игорь Яковлевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, проректор по научной работе и инновациям ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».
Черников Евгений Игоревич, преподаватель кафедры маркетинга АНО ВПО «Региональный финансово-экономический институт», [email protected], тел. (4712) 36-09-52.
Левченко Валерий Алексеевич, доктор экономических наук, профессор.
Список использованных источников
1 О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»: Федеральный закон от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.08.2011, № 31, ст. 4700.
2 О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 // Собрание законодательства РФ, 08.04.1996, № 15, ст. 1572.
3 О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 // Собрание законодательства РФ, 06.08.2012, № 32, ст. 4549.
4 Анализ состояния переработки сахарной свеклы в областях ЦЧР / В.И. Векленко, И.Я. Пигорев, Р.Е. Белкин и др. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - №7. - С. 21-24.
5 Солошенко Р.В., Святова О.В. Определение гарантированной цены сахарной свеклы как важный элемент совершенствования механизма эффективного функционирования свеклосахарного подкомплекса АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. -№6. - С. 50-53.
6 Черников Е.И. Определение и оценка уровня эффективности и устойчивости свеклосахарного подкомплекса АПК