Научная статья на тему 'Финансовые отношения и их финансово-правовое регулирование в условиях глобализации рынка'

Финансовые отношения и их финансово-правовое регулирование в условиях глобализации рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1676
591
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОК / ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / FINANCES / REGULATION / MARKET / FINANCIAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипова Гета Михайловна

В статье исследованы роль финансов и их финансово-правовое регулирование в условиях глобализации рынка. Предложены пути совершенствования финансовых отношений в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL RELATIONS AND THEIR FINANCIAL AND LEGAL REGULATION IN THE CONDITIONS OF MARKET GLOBALIZATION

In the article the role of finances and their financial and legal regulation in the conditions of market globalization is researched. The ways of improvement of the financial relations in the region are proposed.

Текст научной работы на тему «Финансовые отношения и их финансово-правовое регулирование в условиях глобализации рынка»

14. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова [и др.]; под ред. проф. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 343 с.

15. Козин Э.Ф. Этапы и методы оценки эффективности инновационных проектов: структурные взаимосвязи // Инновации. - 2011. - № 12. - С.86-89.

16. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 295 с.

17. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования: утв. Госстроем России, М-вом экономики РФ, М-вом финансов РФ, Госкомпромом России 31.03.1994 г., № 7-12/47. — 59 с.

18. Сорокин А.В. Повышение эффективности инновационной деятельности промышленных предприятий: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2006. - 186 с.

19. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 368 с.

20. Тумина Т.А. Инновационная деятельность и методология оценки ее эффективности // Экономика и менеджмент: сб. науч. тр. науч.-практ. конф. - СПб.: Изд-во СПбГТИ (ТУ), Синтез, 2009. - Вып. 5. - С. 45-53.

21. Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент. - М.: АКАЛИС, 1996. - 208 с.

22. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 448 с.

23. Шпилевская Е. В. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) [Текст]; под ред. Е. В. Шпилевской. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 346 с.

Гонин Валерий Николаевич, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и бухгалтерского учета, Забайкальский государственный университет, тел. (8-3022) 416496, e-mail: [email protected]

Кашурников Александр Николаевич, аспирант кафедры экономики и управления на энергетических предприятиях, Забайкальский государственный университет, тел. (8-3022) 417161, е-mail: [email protected]

Ханчук Надежда Николаевна, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры антикризисного управления, финансов и кредита, заместитель директора Высшей школы экономики, управления и предпринимательства, Забайкальский государственный университет, е-mail: [email protected]

Gonin Valery Nikolaevich, candidate of economic sciences, associate professor, head of the department of economy and accounting, Zabaikalsky State University, tel. (8-3022) 416496.

Kashurnikov AlexanderNikolaevich, postgraduate student, department of economics and management at the power enterprises, Zabaikalsky State University, tel. (8-3022) 417161.

Khanchuk Nadezhda Nikolaevna, candidate of historical sciences, associate professor, professor of the department of anticrisis management, finances and credit, deputy director of the Higher school of economy, management and business, Zabaikalsky State university.

УДК 336.1 © Г.М. Осипова

ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ РЫНКА

В статье исследованы роль финансов и их финансово-правовое регулирование в условиях глобализации рынка. Предложены пути совершенствования финансовых отношений в регионе.

Ключевые слова: финансы, регулирование, рынок, финансовые отношения.

G.M. Osipova

FINANCIAL RELATIONS AND THEIR FINANCIAL AND LEGAL REGULATION IN THE CONDITIONS OF MARKET GLOBALIZATION

In the article the role offinances and their financial and legal regulation in the conditions of market globalization is researched. The ways of improvement of the financial relations in the region are proposed.

Keywords: finances, regulation, market, financial relations.

Финансы - одна из сложнейших категорий в экономической науке. Они переживают период активного развития, появления новых финансово-правовых институтов.

Рождение и становление новых рыночных структур требуют создание адекватных моделей финансовой системы, разработку механизмов взаимосвязи между ее составляющими звеньями на законодательной основе.

Анализ утвержденных потоков финансовых ресурсов в Республике Бурятия за 2011-2013 гг. показывает, что эти потоки увеличиваются как в доходной, так и в расходной частях консолидированного бюджета РБ. Утвер-

Г.М. Осипова. Финансовые отношения и их финансово-правовое регулирование в условиях глобализации рынка

жденные доходы в 2013 г. составляли 40,06 млрд руб., в том числе безвозмездные поступления в сумме 21,3 млрд руб.; а в 2011 г. 36,8 млрд и 21,18 млрд руб. соответственно [1]. Нарастающие финансовые ресурсы требуют рационального и эффективного управления этими потоками. В настоящее время реальная экономическая ситуация в стране показывает, что применяемые финансовые методы, финансово-правовое регулирование являются довольно слабыми стимулами развития экономики, повышения качества жизни. Настоятельно нацеливает на решение вышеупомянутых проблем необходимость реализации целей и приоритетов Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 г. [2].

Недостатки в финансовых методах, в правовом поле создают условия для укрытия источников дохода, занижаются исчисляемые суммы налогов, растет нецелевое использование бюджетных средств, "проедается" амортизационный фонд и т.д.

Определенную негативную роль в создавшемся положении играет, к сожалению, отсутствие единой точки зрения ученых, практиков о сущности финансов [3, 4, 5].

В современной мировой практике используют как расширенную, так и суженную трактовку данного понятия. В широком смысле финансы представляют собой движение всех видов стоимостных величин в хозяйственном процессе. Речь при этом идет и о всех формах, включая денежно-кредитные. Такой подход к термину особенно распространен в американской литературе. При анализе лишь бюджетных проблем в основном используется узко понимаемый термин.

Перемены в финансовой деятельности государства, субъектов частной формы собственности, домохозяйств объективно требуют уточнения определения предмета финансов с учетом развивающихся глобальных рыночных отношений.

Дискуссии о предмете финансов проводятся не один десяток лет, но до сих пор не устоялись определения о сущности финансов, отражающие его существенные признаки - дефиниции, которые должны быть точными и последовательными, а аргументация неотразима.

По мнению большинства экономистов, финансы - это всегда денежные отношения, в которых одним из субъектов выступает государство. В рамки финансовых отношений входят отношения по поводу образования распределения и использования, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в том числе и частных. Финансы переживают период изменения содержания прежних понятий об их сущности и функциях.

Рамки изучения финансовой деятельности только государства в финансовом праве требуют более тщательного изучения в условиях глобального развивающегося рыночного механизма и изменения отношений собственности.

Исключение финансовых отношений субъектов частной формы собственности из сферы финансового права приводит к тому, что значительно сужается правовое регулирование этих финансовых отношений.

Главным отличительным признаком финансовой системы рыночной экономики в условиях глобализации является принятие децентрализованных решений по перераспределению финансовых ресурсов на коммерческих началах, основанных на четкой законодательной базе, где должны быть четко расписаны "правила игры" всех участников по правовому регулированию финансовых отношений, связанных с:

- формированием уставного капитала;

- производством и реализацией продукции;

- эмиссией и размещением ценных бумаг, с взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий;

- выполнением взаимных обязательств между хозяйствующими субъектами и его подразделениями, вышестоящей организацией и т.д.:

- распределением и использованием всех видов доходов и др.

Финансы предприятия должны обеспечивать бесперебойный кругооборот основного и оборотного капитала и взаимоотношения с соответствующим бюджетом, налоговыми органами, банками, страховыми компаниями и прочими учреждениями финансово-кредитной системы. Это исключит недобросовестную конкуренцию и нечестный бизнес в финансовой сфере, по крайней мере сведет к минимуму.

Для этого необходим системный подход к правовому регулированию финансовых отношений, связанных между собой функциями финансов в целостное единство. Финансовые отношения возникают уже на стадии формирования уставного капитала хозяйствующего субъекта.

Прибыль как финансовая категория представляет собой чистый доход предприятия. Она является одним из основных источников формирования финансовых ресурсов организаций и предприятий, а также одним из основных источников формирования доходной части бюджетов разных уровней.

Существуют различные пути повышения прибыльности предприятия. К наиболее важным относятся и такие, как устранение каналов утечки прибыли, точное и своевременное выполнение договоров по поставкам продукции и т.д. На величину прибыли влияют как субъективные, так и объективные факторы. К последним относятся амортизационные отчисления, один из важнейших финансовых ресурсов.

Создание и использование амортизационного фонда в отношении его правового регулирования не отвечают требованиям рыночной экономики.

В основе стимулирующего воздействия ускоренной амортизации на ход воспроизводственного процесса лежит возможность использования значительной части накапливаемых в соответствующих фондах средств для осуществления новых капиталовложений. В странах с развитой рыночной экономикой и адекватной правовой базой, если предприниматель не использует этой возможности, ему угрожает резкое повышение нормы официально регистрируемой прибыли, а следовательно, и налоговых выплат после завершения списания стоимости значительной части основного капитала. В реальной же действительности амортизационные фонды стали формой накопления колоссальных государственных субсидий частным фирмам, так как в "нормальном" случае никакого возврата недополученных правительством сумм не предусматривается. У нас этот процесс законодательно не регулируется. Наглядный пример - это постоянные ссылки на устаревшее оборудование и трубы на предприятиях, поставляющих потребителю горячую и холодную воду, отопление и электроэнергию. Риторический вопрос - где амортизационные отчисления на восстановление?

Отсутствие единой комплексной системы правового функционирования финансов на всех уровнях привело к тому, что у некоторых предприятий накопились огромные неплатежи, что ставит их под угрозу банкротства. А в это же время эти же предприятия имеют валютные накопления, так как под их крышами отпочковались и оформились коммерческие структуры, поделившие с ними финансовые ресурсы и основные фонды.

Следует обратить особое внимание на то, что все финансовые отношения всегда существуют в правовой форме, в том числе в сфере функционирования муниципальных финансов. Взаимоотношения в финансовой деятельности в муниципальных образованиях с федеральным центром и субъектами РФ регулируются Бюджетным кодексом РФ и другими законодательными актами. Хотя закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» обязывает органы государственной власти при передаче своих полномочий на местный уровень выделять соответствующие финансовые ресурсы в реальной действительности этого не происходит. Органы власти муниципальных образований, имея полномочия, не имеют должных финансовых ресурсов.

В условиях глобально формирующегося рынка многие экономисты весьма настороженно относятся ко всяким попыткам «юридизации» экономических отношений. В связи с этим следует отметить, что данный признак был выявлен еще дореволюционными юристами. Так, И.Т. Тарасов еще в 1880 г. писал: «Бесправные (т.е. вне правовой формы - Г.О.) финансы мыслимы только в некультурном государстве» [6]. В 1912 г. С.И. Иловайский писал: «Все явления финансового хозяйства облекаются в правовую форму» [7].

Советские ученые также твердо придерживались такого же мнения. Так, Н.Н. Ровинский писал, что «вся организация финансовой системы покоится на соответствующих законодательных актах, и все отношения, возникающие в связи с деятельностью в области финансов, являются правовыми отношениями» [8]. Л.К. Воронова отмечает, что даже если финансовое отношение возникает в нарушение установленных предписаний, т. е. носит незаконный характер, то и тогда его нельзя считать существующим вне правовой формы [9].

Некоторые советские экономисты также придерживались иного мнения. К их числу, в частности, относится Э.А. Вознесенский, исходивший из предпосылки, что все финансовые отношения закреплены законодательным (нормативным) актом [10]. К сожалению, в настоящее время данный признак финансов как-то потерялся и большинство экономистов его не выделяют.

Законы и правовые нормы должны способствовать развитию конкурентных рыночных отношений в сфере финансовых ресурсов в целях эффективного их размещения, а система финансового права должна приобрести более законченную, целостную схему. Главное, необходимо разрабатывать механизм действенной реализации законодательных актов одновременно с конкретными мерами ответственности за нарушения в финансовой сфере.

Меры же, предусмотренные в Административном и Уголовном кодексах РФ, имеют «белые пятна» и позволяют "растаскивать" государственную собственность, не неся за это ответственность.

Для выполнения этих требований нужны подготовленные специалисты, учитывающие реалии рыночной экономики, владеющие знаниями, как в сфере финансов, так и финансового права. Это еще более актуализируется в условиях включения региона в территорию опережающего развития.

Литература

1. budget.gov.ru

2. Программа социально-экономического развития на период до 2020 г.: Закон РБ от 14.03.2011. - №1903-IV.

3. Родионова В.М. Сущность финансов и их роль в рыночной экономике // Финансы. - 2010. - №12. - С. 60-66.

4. Барулин С.В., Барулина Е.В. К вопросу о сущности финансов: Новый взгляд на дискуссионную проблему // Финансы. - 2007. - №7. - С. 55-58.

5. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник для вузов. - М., 2011. - С. 23.

6. Тарасов И.Т. Лекции по науке финансового права. - Ярославль, 1880. - С. 10.

7. Иловайский С.И. Учебник финансового права. 5-е (посмертное) изд. - Одесса, 1912. - С. 13.

8. Финансовое право / под ред. Н.Н. Ровинского. - М., 1946. - С. 17.

9. Воронова Л.К., Мартьянов И.В. Советское финансовое право. - Киев, 1983. - С. 34.

10. Вознесенский Э.А. Соотношение финансов и права // Правоведение. - 1971. - №3. - С. 128-132.

Н.А. Самбуева. Роль институциональных условий в формировании социально-экономической системы региона

Осипова Гета Михайловна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Бурятского государственного университета, тел. 213506, [email protected]

Osipova Geta Mikhailovna, doctor of economic sciences, department of economics, Buryat State University, tel. 213506, [email protected]

УДК 332.02 © Н.А. Самбуева

РОЛЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

Рассматриваются институты и институциональные условия, определение, содержание и классификация, анализируется роль институциональных условий в формировании социально-экономической системы региона.

Ключевые слова: институты, институциональные условия, социально-экономическая система региона, региональная экономика.

N.A. Sambueva

THE ROLE OF THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT IN SHAPING THE SOCIO-ECONOMIC STATUS OF THE REGION

The institutions and institutional environment, the définition, content and classification are considered, the role of the institutional environment in shaping the socio-economic system of the region is analyzed.

Keywords: institutions, institutional environment, socio-economic system of the region, regional economy.

Анализ институциональной среды, сложившейся в результате реформ российской экономики, проблемы и характер реактивно-адаптационного поведения регионов показывают, что сбалансированность взаимодействия институтов и интересов хозяйствующих субъектов существенно влияет на результативность социально-экономической системы региона.

Подобные преобразования региональной экономики невозможны без адекватных изменений традиционных институтов и создания новых, в границах которых свободно и с наибольшей отдачей осуществляются макро- и микроэкономические процессы.

В этой связи исследование взаимодействия процессов формирования социально-экономической системы региона и институциональных условий представляет определенный теоретический интерес и нуждается в дальнейшей разработке.

Институциональная теория имеет определенный исторический контекст в своем становлении и направлена на исследование общества как естественно-исторической целостной системы, представляющей собой органическое единство производительных сил и экономических отношений, социальной, идеологической и политических структур.

Под институтом понимается относительно устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, определяющих особенности экономических отношений, поведения и взаимодействия экономических субъектов. Институты - сложно устроенные функционально дифференцированные системы, имеющие свою структуру, различные элементы и составляющие [1, c. 25].

По мере развития и усложнения общества и экономики соответственно умножается, усложняется и дифференцируется система институтов. Современное общество является высокоинституционализированным и включает институты политические (государства, обеспечения безопасности членов общества и т.д.), социальные (семьи, образования, охраны здоровья, материального и духовного производства, досуга и отдыха и др.), экономические (собственности, налогообложения, предпринимательства и т.д.) и многие другие, которые образуют среду институциональных условий, обусловливающих заданный характер функционирования всей социально-экономической системы региона [2, c. 155].

В то время как виды институтов достаточно хорошо исследовали представители институционального направления Т. Веблен, Д. Норт, Р. Коуз, О. Уильямсон и другие, а в числе отечественных ученых - В. Автономов, А. Олейник, В. Полтерович, В. Тамбовцев, А. Шаститко и другие авторы, то определение и систематизация институциональных условий требуют уточнения.

Институциональные условия - форма влияния институтов на экономическую систему посредством глубинных, исторически устойчивых и постоянно воспроизводящихся социально-экономических факторов и отношений в форме возможностей и ограничений, обеспечивающих характер существования и взаимодействия разных элементов экономики.

Институциональные условия представляют собой результат проявления функций института; они «встроены» в его структуру и проявляют себя как особые силы воздействия института на объекты. К основным институциональным условиям отнесены возможности, ограничения, правила, обязанности роли и социальные стату-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.